Миротворческая роль вооруженных сил рф. международная миротворческая деятельность вооруженных сил рф Миротворческая деятельность вооруженных сил рф кратко

Курсовая работа
Содержание скрыть

Характер международных отношений зависит от множества различных факторов, одним из которых является международная деятельность Вооруженных Сил. Основная цель этой деятельности — гарантировать национальные интересы России, которые в сфере обороны должны гарантировать безопасность личности, общества и государства от военной агрессии других государств.

Защита национальных интересов страны предполагает как надежную безопасность граждан, так и независимую миротворческую деятельность во избежание конфликтов в случае необходимости присутствия в стратегически важных точках мира.

На данный момент Вооруженные Силы являются крайним средством, применяемым в тех случаях, когда мирным путем не удалось избежать военной угрозы, так как в мире имеет место быть постоянная напряженность отношений между ведущими державами

вооруженные силы российская федерация

Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации сегодня неразрывно связана с проведением военной реформы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил.

Как известно, отправной точкой начала реформирования Вооруженных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Президент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на период до 2000 г.

Военная реформа опирается на прочную теоретическую базу, результаты проведенных расчетов, учет изменений, прошедших в начале 90-х гг. в геополитической ситуации в мире, характер международных отношений и изменений, которые произошли в самой России. Основная цель военной реформы — гарантировать национальные интересы России, которые в сфере обороны должны гарантировать безопасность личности, общества и государства от военной агрессии других государств.

В настоящее время для предотвращения войн и вооруженных конфликтов в Российской Федерации предпочтение отдается политическим, экономическим и невоенным средствам. При этом учитывается, что, хотя неприменение силы еще не стало нормой в международных отношениях, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной военной мощи для ее защиты.

В этой связи важнейшей задачей вооруженных сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интересах предотвращения как ядерных, так и обычных широкомасштабных или региональных войн.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы Российской Федерации гарантируют надежную защиту страны. При этом Вооруженные Силы должны обеспечить, чтобы Российская Федерация осуществляла миротворческую деятельность как самостоятельно, так и в рамках международных организаций. Интересы обеспечения национальной безопасности России предопределяют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

36 стр., 17511 слов

Ракетные войска стратегического назначения Вооруженных сил России. ...

... урон противнику в ответ на ядерный удар. , См. также Вооружённые силы Российской Федерации Космические войска Войска ПВО Ядерный паритет Главнокомандующие РВСН Ракетные войска стратегического назначения Они подчиняются Генеральному штабу ВС РФ и обязаны всегда ...

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности России также определяют необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление данных операций направлено на предотвращение или устранение кризисных ситуаций на этапе их возникновения.

Поэтому в настоящее время руководство страны рассматривает Вооруженные силы как сдерживающий фактор, как крайнюю меру, применяемую в тех случаях, когда использование мирных средств не привело к устранению военной угрозы интересам страны..

Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).

Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президент Российской Федерации подписал Указ от 25 декабря 2004 г. 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в мероприятиях, направленных на поддержание или восстановление международного мира и безопасности».

Как стать офицером Российской армии? , Профессиональная подготовка российских офицеров

Школа математических и навигацких наук. Затем были созданы и другие военно-учебные заведения.

Военные училища, созданные при Петре I, давали молодым людям хорошее для того времени общее и специальное образование.

Позднее, в Петербурге, были учреждены Сухопутный (1732) и Морской (1743) шляхетские кадетские корпуса. Они обучали не только офицеров, но и чиновников государственных учреждений.

В последней четверти XVIII в. были открыты Балтийское и Черноморское штурманские училища, Петербургское училище корабельной архитектуры и др.

В 1798 г. была создана Медико-хирургическая академия, готовившая военных медиков для армии и флота.

В начале XIX в. были открыты Главное инженерное (1819) и Михайловское артиллерийское (1820) училища с академическими классами для подготовки офицеров с высшим военно-специ- альным образованием, преобразованные затем в академии. Поэтому 1819 г. считают официальным годом создания существующей и поныне Военно-инженерной академии, а 1820 г. — Военной академии РВСН им. Петра Великого (до 1997 г. — Военная академия им. Ф. Э. Дзержинского).

Во второй половине XIX в. появились новые высшие военно-учебные заведения: Военно-юридическая (1867) и Морская (1877) академии. При этом часть кадетского корпуса была преобразована в военные залы.

К началу Первой мировой войны (1914-1918) Россия имела четыре группы военных учебных заведений:

1) низшие (для подготовки младшего командного состава); 2) средние общеобразовательные (кадетские корпуса, подготовительные школы и др.); 3) средние специальные (готовили командные и инженерно-технические кадры для армии и флота); 4) высшего и среднего типа для подготовки и переподготовки офицеров действительной службы (военные академии, морские высшие школы, стрелковые, кавалерийские, электротехнические, воздухоплавательные, артиллерийские и другие школы).

31 стр., 15032 слов

Основные типы вузов. Российской Федерации

... и бюджетной службе, поступать в аспирантуру. Только на время обучения в аккредитованном университете студентам предоставляется отсрочка от военной службы. В Российской Федерации существуют различные формы ... ТИПЫ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. В Российской Федерации существует три основных типа вузов, в которых можно получить высшее образование: Институт; Академия; Университет Академия отличается более ...

После 1917 г. была создана новая сеть военно-учебных заведений, включавшая в себя:

1) курсы и полковые школы (для подготовки младшего командного состава); 2) командные курсы (для подготовки командиров взводов); 3) курсы усовершенствования командного состава; 4) школы подготовки специалистов среднего звена; 5) военные академии (для подготовки старшего командного состава всех специальностей).

В результате военной реформы 1924- 1925 гг. сложилась система высших и средних военно-учебных заведений, включавшая в себя военные академии, военные школы Сухопутных войск и Военно-Воздушных Сил, военно-морские училища. Впоследствии военные училища были преобразованы в средние военные училища. К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Советском Союзе насчитывалось 19 военных академий, 203 средних военных училища, 7 высших военно-морских училищ и 10 военных факультетов при гражданских высших учебных заведениях.

Крупные изменения в системе подготовки офицерских кадров произошли в 50-60-е гг. XX в. в связи с появлением ракетно-ядерного оружия и нового вида Вооруженных Сил — Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Средние военные училища были преобразованы в высшие со сроками обучения 4 и 5 лет.

Система военного образования Российской Федерации

К военным образовательным учреждениям профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации относятся военные академии, военные университеты, военные институты и высшие военные училища (схема 32).

Они предназначены для подготовки и повышения квалификации командных, инженерно-технических и специальных кадров для Вооруженных Сил.

Система военного образования российской федерации 1

Указанные в схеме 32 военных учебных заведения профессионального образования готовят высококвалифицированных офицеров с высшим военным и военно-специальным образованием. Многие из этих учреждений являются научными центрами разработки проблем в различных отраслях военной науки и техники.

В системе подготовки кадров для Вооруженных Сил функционируют несколько десятков военных образовательных учреждений (схема 32, приложение 3).

Сроки обучения в большинстве из них составляют 5 лет.

В 2008 году центры военной подготовки были созданы при некоторых федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Эти центры представляют собой новую форму подготовки граждан к военной службе по контракту на офицерских должностях. Они готовят специалистов инженерного, гуманитарного и юридического профиля. Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования

В военные образовательные учреждения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» принимают граждан Российской Федерации, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование: не проходивших военную службу в возрасте от 16 до 22 лет; прошедших военную службу или проходящих военную службу по призыву — до достижения возраста 24 лет.

25 стр., 12321 слов

Социальное страхование в Российской Федерации

... доходов от тех, у кого нет социального риска, к тем, кто его имеет. Социальная помощь носит адресный характер, предоставляет гражданам после проверки их нуждаемости (если они ... бескорыстному выполнению работ или услуг. Государственное социальное обеспечение назначается определенной категории населения за особые заслуги перед государством (ветераны войн, ветераны труда и военной службы, участники ...

Прием в военное образовательное учреждение проводят по личному заявлению желающего поступить в него, которое необходимо подать до 1 мая года поступления в районный (городской) военный комиссариат по месту жительства.

В заявлении должны быть указаны: фамилия, имя и отчество, год и месяц рождения, адрес места жительства, наименование военно-учебного заведения (факультета), в которое желает поступить заявитель. К заявлению нужно приложить документы, указанные в схеме 33.

Система военного образования российской федерации 2

Районные (городские) призывные комиссии до 15 мая года поступления проводят предварительный профессиональный отбор . Руководители военно-учебных заведений информируют кандидата о времени и месте прибытия кандидатов для приема до 30 июня года приема на обучение через военные комиссариаты. К вступительным экзаменам кандидаты готовятся самостоятельно или на подготовительных курсах, организованных в большинстве военных учебных заведений. Кандидаты, поступившие в военные учебные заведения, проходят профессиональный отбор, который проводится приемными комиссиями с 5 по 25 июля года приема на учебу.

В ходе профессионального отбора у кандидатов проверяют:

Состояние здоровья;

  • военно-профессиональную направленность и физическую подготовленность;
  • индивидуальные психологические качества;

— общеобразовательную подготовку.

Состояние здоровья проверяют врачи-специалисты:, Военно-профессиональную направленность, Физическую подготовленность оценивают по результатам выполнения упражнений, Общеобразовательную подготовку кандидатов проверяют на вступительных экзаменах

Без проверки общеобразовательной подготовки при условии соответствия всем другим требованиям профессионального отбора зачисляют:

  • Военнослужащих, в том числе уволенных в запас, проходивших военную службу по призыву и при этом выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта;
  • выпускников суворовских военных училищ, награжденных золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении» (при поступлении во все вузы);
  • остальных выпускников суворовских военных училищ (при поступлении в вузы, не включенные в перечень военно-учебных заведений, при поступлении в которые они должны сдавать экзамены по общеобразовательным предметам при условии, что они направлены в эти вузы в соответствии с планом распределения кандидатов для поступления на учебу в военные образовательные учреждения);
  • выпускников Московского военно-музыкального училища при их поступлении на учебу в Московскую военную консерваторию (военный институт);
  • граждан, окончивших с золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении» имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также граждан, окончивших с отличием имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, при положительных результатах собеседования (за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены вузом);
  • выпускников 11 классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, подготовка которых оценена по результатам проведения единого государственного экзамена, при положительных результатах собеседования;
  • победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады;

— других граждан, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождаются от проверки знаний по общеобразовательным предметам при поступлении в вузы. Вне конкурса зачисляют успешно прошедших профессиональный отбор кандидатов из числа:

6 стр., 2553 слов

Совершенствование управления персоналом в системе государственной ...

... по совершенствованию управления персоналом в системе государственной службы. Объектом исследования выступает — Администрация Октябрьского района Муниципального образования г. Ижевска. Предметом исследования является система управления персоналом в системе государственной службы МО. Теоретическая основа работы основана на концепциях управления персоналом организации ...

  • детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • граждан в возрасте до 20 лет, имеющих только одного родителя — инвалида первой группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • граждан, уволенных с военной службы и поступающих в вузы по рекомендациям командиров воинских частей;
  • участников (ветеранов) боевых действий;
  • других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в учреждения высшего профессионального образования.

Преимущественным правом при зачислении в вузы курсантами пользуются кандидаты, показавшие в ходе вступительных испытаний равные результаты, из числа:

  • Детей Героев Российской Федерации;
  • граждан, уволенных с военной службы;
  • детей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • детей граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
  • детей военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
  • других граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право при поступлении в вузы.

На основании конкурса кандидаты зачисляются на места, оставшиеся после регистрации лиц, имеющих право на зачисление, без проверки общей подготовки и вне конкурса.

Более подробную информацию по вопросам поступления в военные образовательные учреждения можно получить в районном (городском) военном комиссариате по месту жительства.

12 стр., 5857 слов

Физическая культура в современной системе образования Российской Федерации

... реакций на социальный запрос При формировании стратегии профессионального высшего образования необходимо изучить структуру и тенденции рынка труда в области физической культуры 1. 2 Анализ рынка труда в сфере физической культуры официально считается, что педагогика физической культуры ...

Обучение в военном образовательном учреждении, присвоение офицерского звания

Гражданам, зачисленным на учебу в военное образовательное учреждение, присваивают воинское звание курсант . До заключения военного контракта курсант имеет статус военнослужащего срочной службы. Контракт на военную службу заключается с курсантом по достижении 18-летнего возраста, но не ранее завершения первого курса обучения на время обучения в учебном заведении и пяти лет военной службы после его окончания. Обучающийся пользуется правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, с ограничениями, определяемыми условиями обучения и с учетом действующего законодательства. Ежегодно курсантам предоставляется 30-дневный отпуск и двухнедельный зимний отпуск. Продолжительность бесплатного обучения в военных образовательных учреждениях составляет от 3 до 6 лет.

Учебный год в военном образовательном учреждении профессионального образования делится на два семестра, которые завершаются экзаменационной сессией. Время занятий в соответствии с расписанием обычно не превышают 6 академических часов (по 45-50 мин) в день.

Кроме того, ежедневно 3-4 ч выделяют для самостоятельной подготовки. Основными видами обучения являются лекции, семинары, практические занятия и учебные курсы, учебные пособия, стажировки, курсы, дипломы и тесты, консультации и выполнение самостоятельных заданий. Изучение каждой дисциплины обычно заканчивается экзаменом или зачетом.

Военнослужащих мужского пола, отчисленных из образовательных учреждений военного образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, если они достигли к моменту отчисления возраста 18 лет, а также отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы, не выслуживших установленного срока военной службы по призыву и не имеющих права на увольнение, освобождение или отсрочку от призыва, направляют для прохождения военной службы по призыву. Остальных направляют в военные комиссариаты по месту жительства.

Чтобы исключить негативную практику, когда молодые люди, не желая проходить военную службу по призыву, поступают в военные образовательные учреждения профессионального образования, не планируя в будущем связать свою жизнь с военной службой, законодательно предусмотрено удержание с них денежных средств, затраченных на их обучение.

Граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, в связи с лишением их воинского знания, вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы или лишении его права занимать воинские должности на определенный срок, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Данным гражданам не возмещаются средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение выполнения ими воинской обязанности в период обучения. Порядок расчета суммы возвращаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

4 стр., 1908 слов

Миротворческая роль Вооруженных Сил РФ

... миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, является Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира ... и государства от военной агрессии других государств. В настоящее время для предотвращения войн и вооруженных конфликтов в Российской Федерации ...

Окончившие военные образовательные учреждения

Вопросы

1. Какие военные образовательные учреждения профессионального образования имеются в Вооруженных Силах Российской Федерации?

2. Какой возраст определен для гражданской молодежи, желающей поступить в военно-учебные заведения?

3. Какие документы должны оформить желающие поступить в военные образовательные учреждения профессионального образования и куда их надо представить?

4. По каким направлениям проводят профессиональный отбор кандидатов для поступления в военно- учебное заведение?

6. Кто из кандидатов при наличии положительных оценок на экзаменах может быть зачислен на учебу вне конкурса?

7. Когда заключают контракт о прохождении военной службы с курсантом военно-учебного заведения?

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Масштабы современных военных конфликтов часто таковы, что страны, на территории которых они возникают, испытывают большие трудности с их устранением. В связи с этим возникает необходимость объединения сил разных государств для разрешения этих конфликтов. Миротворческая деятельность государства осуществляется в соответствии с пунктом 6 Устава ООН «Миссия по наблюдению» в целях координации усилий мирового сообщества по поддержанию и укреплению мира.

Международное сотрудничество в области поддержания стабильности и мира

Федеральный закон «Об обороне» устанавливает, что международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны является одним из аспектов защиты государства. Этим же законом определены полномочия должностных лиц, законодательных и исполнительных органов государства в этой сфере.

Президент Российской Федерации уполномочен вести переговоры и подписывать международные договоры об участии российских вооруженных сил в миротворческих операциях и операциях по обеспечению международной безопасности. Федеральное Собрание принимает решение о возможности использования армии за пределами территории Российской Федерации. Правительство Российской Федерации ведет международные переговоры по военному сотрудничеству и заключает соответствующие межправительственные соглашения. Министерство обороны Российской Федерации взаимодействует с военными ведомствами иностранных государств.

В соответствии с международными договорами воинские формирования вооруженных сил России в районах вооруженного конфликта могут входить в состав объединенных вооруженных сил или находиться под совместным командованием. Военнослужащие срочной службы по призыву могут быть направлены для выполнения задач при военных конфликтах исключительно на добровольной основе (по контракту).

За службу в горячих точках военнослужащим предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации. Они заключаются в установлении повышенных окладов по воинскому званию и должности, предоставлении дополнительных отпусков, зачете выслуги лет в соотношении один к двум или трем, выплате в повышенном размере суточных или полевых денег, выдаче дополнительных продовольственных пайков, возмещении членам семей расходов по проезду к месту излечения военнослужащего и обратно.

20 стр., 9897 слов

Совершенствование управления конфликтами в организации

... Проблема исследования: разработать и обосновать направления совершенствования управления конфликтами в организации (Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Валуйки и Валуйском районе ... включает в себя функцию управления конфликтами и социальными стрессами. Актуальность исследования кроме того обусловлена невозможностью простого копирования Россией накопленного многолетнего опыта ...

Международная деятельность по предотвращению и ликвидации всех видов вооруженных конфликтов — новая составляющая российской внешней политики, в которой больше нет места идеологическим комплексам и так называемой классовой солидарности.

Вопросы и задания

1. В каких регионах земного шара Россия участвует в международных мероприятиях по прекращению военных конфликтов?

2. На основании каких документов Российская Федерация осуществляет миротворческую деятельность?

3. При соблюдении какого условия в зону военного конфликта могут быть направлены военнослужащие срочной службы по призыву?

4. Какие социальные гарантии и компенсации установлены для военнослужащих, проходящих службу в «горячих» точках?

Задание 47

Руководящим принципом в системе боевой подготовки войск Вооруженных Сил Российской Федерации является положение:

  • а) «Что бесполезно на войне, то вредно вводить в мирное обучение»;
  • б) «Учить войска тому, что необходимо на войне»;
  • в) «Просвещение ума есть важнейшая часть в воспитании каждого военного и невоенного человека».

Укажите правильный ответ.

Задание 48

Физическую подготовленность поступающих в военно-учебные заведения оценивают по результатам выполнения следующих упражнений:

  • а) бег на 1 км;
  • б) бег на 3 км;
  • в) подтягивание на перекладине;
  • г) сгибание и разгибание рук в положении лежа;
  • д) бег на 60 м;
  • е) бег на 100 м;
  • ж) плавание на 100 м;
  • з) плавание на 50 м.

Укажите правильные ответы.

Задание 49

Ваш знакомый Ю. год назад окончил среднюю школу с золотой медалью и работает в лаборатории. Он решил поступать в военное учебное заведение и учится на подготовительных курсах в этом учреждении. Обучаясь в 11 классе, он участвовал в городской олимпиаде по физике и занял второе место. Какие льготы он будет иметь при поступлении на учебу?

На исходе ХХ века в результате окончания «холодной войны» и распада социалистического блока произошло коренное изменение сложившегося баланса сил и сфер влияния, начался процесс активного распада многонациональных государств, появились тенденции к пересмотру устоявшихся послевоенных границ. В разрешении многочисленных споров и конфликтов в различных регионах мира постоянно участвует Организация Объединенных Наций (ООН).

В ряде миссий принимали и принимают участие достаточно крупные воинские контингенты сил ООН, получившие название «миротворческих сил» (МС).

После распада СССР Российская Федерация как его правопреемница продолжала участвовать в ряде миротворческих миссий ООН. Представители России находились в составе пяти групп военных наблюдателей ООН, входивших в состав сил по поддержанию мира: на Ближнем Востоке (в Египте, Израиле, Сирии, Ливане; на ирако-кувейтской границе); в Западной Сахаре, Камбодже, Югославии. Впоследствии российские наблюдатели начали выезжать в Анголу и ряд других стран и регионов.

30 стр., 14547 слов

Реферат стратегия национальной безопасности рф

... Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537. Принимая во внимание, что в соответствии со Стратегией «национальная безопасность ... прокуратуры по обеспечению национальной безопасности России в ключевых сферах ... безопасности Российской Федерации, связанных с финансово-экономическим кризисом, военно-политическими конфликтами, ...

В апреле 1992 г. – впервые в истории миротворческой деятельности России – на основании резолюции Совета Безопасности ООН и Постановления Верховного Совета Российской Федерации в бывшую Югославию был направлен российский 554-й отдельный батальон ООН. Российские миротворцы достойно представляли наши Вооруженные Силы и внесли значительный вклад в проведение первой миротворческой операции на Балканах, проходившей в 1992 –1995 гг.

Продолжением стала вторая миротворческая операция ООН в апреле 1995 г. В ней активное участие принимала и другая российская воинская часть – 629-й отдельный батальон ООН. В течение двух лет этот воинский контингент находился в Сараево.

Международная операция по поддержанию мира в Боснии, проведение которой началось с создания в 1996 г. Сил по выполнению Соглашения (ИФОР), впоследствии замененных Силами по стабилизации (СФОР), вошла в историю как пример успешных действий мирового сообщества по прекращению вооруженного конфликта. В выполнении задач ИФОР участвовала российская отдельная воздушно-десантная бригада миротворческих сил в Боснии и Герцеговине, которая была сформирована в соответствии с Указом Президента России и директивой министра обороны РФ от 11 ноября 1995 г.

Начиная с 1992 г. Россия активно включилась в миротворческий процесс на территории Содружества Независимых Государств (СНГ).

Российские военнослужащие выполняют миротворческие функции, как в составе войск ООН, так и в составе Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ) или самостоятельно в бывших республиках Советского Союза.

Конфликт в Приднестровье

На конец 1996 г. в связи со стабилизацией обстановки общая численность российских миротворческих сил в регионе уменьшилась до 2 батальонов.

Целенаправленные и скоординированные действия России по урегулированию конфликтной ситуации в Приднестровье привели к стабилизации и контролю за развитием ситуации в регионе. Итог действий миротворцев за пятилетний период: более 12 тыс. обезвреженных взрывоопасных предметов, около 70 тыс. изъятых единиц боеприпасов. Местные жители, главы органов самоуправления, предприятий и организаций Приднестровья и Молдовы в целом оказали «голубым каскам» большую помощь в обеспечении безопасности своей жизни. Благодаря совместным усилиям ситуация в зоне безопасности остается управляемой и контролируемой. Окончательный вывод российских войск из региона будет определен в ходе дальнейших переговоров и в тесной связи с политическим урегулированием конфликта в Приднестровье.

Конфликт в Южной Осетии

Конфликтная ситуация в Южной Осетии развивалась следующим образом. 24 июня 1992 г. в Дагомысе удалось заключить трехстороннее соглашение о прекращении огня и направлении в район конфликта Смешанных сил по поддержанию мира для осуществления контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля. Российский контингент этих сил (500 чел.) численно примерно равнялся грузинскому и осетинскому батальонам (по 450 чел.).

Совместные миротворческие силы в зоне грузино-югоосетинского конфликта принимают меры по предотвращению и пресечению вооруженных столкновений и разъединению противоборствующих сторон.

После прихода к власти в Грузии нового президента М. Саакашвили, ситуация вокруг Южной Осетии в очередной раз накалилась, поскольку грузинское руководство все больше склоняется к военному решению проблемы непризнанной республики. В регионе сохраняется сложная обстановка. Хрупкая стабильность в Южной Осетии поддерживается лишь благодаря присутствию российских миротворческих сил. В случае их вывода ситуация может мгновенно выйти из-под контроля.

Конфликт в Абхазии

В условиях глубокого недоверия между сторонами реализация любого мирного плана требует присутствия миротворческих сил. Обстановка в зоне конфликта требовала немедленных действий, но неоднократные обращения конфликтующих сторон и России к ООН о необходимости незамедлительного принятия Советом Безопасности решения на проведение миротворческой операции привели лишь к направлению в Грузию миссии ООН. В связи с этим в июне 1994 г. в зону конфликта были введены воинские подразделения Коллективных сил по поддержанию мира.

Ядром этих сил стали российские подразделения общей численностью более 1800 человек, введенные 13 июня 1994 г. на основании решения Совета глав государств СНГ. Им ставились задачи по блокированию района конфликта, наблюдению за выводом войск и их разоружением, охране важных объектов и коммуникаций, сопровождению гуманитарных грузов и др. Правовой основой размещения КСПМ в зоне конфликта явилось грузино-абхазское Соглашение о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 г. Необходимо подчеркнуть, что в Соглашении речь идет о миротворческих силах СНГ. Однако ни одно государство не определило форму и степень своего участия в операции, а реально в составе сил был задействован только военный контингент России.

За время выполнения миротворческих задач специальным воинским контингентом Вооруженных Сил Российской Федерации в зоне грузино-абхазского конфликта проделана большая работа по недопущению эскалации вооруженного конфликта, частичному разминированию местности, оказанию помощи местному населению в налаживании жизни и быта после окончания боевых действий.

В то же время российские военные должны были действовать в условиях, в которых стороны вместо поиска политического компромисса стремились повысить конфронтацию и недоверие между соседними народами на более высокий уровень. Органа контроля над противоборствующими сторонами не было.

Положение вокруг абхазской проблемы обострилось после принятия 19 января 1996 г. Совет глав государств СНГ принял решение «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии», которым прописаны некоторые ограничения экономических и иных связей государств-участников СНГ с Абхазией. Ситуация осложнялась растущим желанием грузинского руководства решить абхазскую проблему силовым путем. В частности, грузинский парламент, по сути, потребовал в ультимативной форме изменить мандат коллективных миротворческих сил в Абхазии, наделив их полицейскими и принудительными функциями.

Россия при проведении миротворческой миссии в Грузии стремилась строго следовать трем основным принципам миротворчества: беспристрастности, нейтральности, открытости; поддерживала грузинское руководство в вопросе территориальной целостности Грузии; активно подключала к абхазскому урегулированию государства – участники СНГ, ООН и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), при этом продолжая операцию по поддержанию мира в зоне конфликта.

В марте 1997 г. Совет глав государств СНГ дал положительную оценку деятельности Коллективным силам по поддержанию мира в Абхазии, отметив при этом важную роль, которую выполняют миротворцы «в стабилизации обстановки, создании условий безопасности беженцев и содействия скорейшему урегулированию конфликта». В то же время отмечалось, что около 80% населения по обе стороны Ингури рассматривают миротворцев как единственного гаранта мира, спокойствия и стабильности в регионе.

Однако в середине 1997 г. ситуация в Абхазии вновь обострилась. Частично она затронула и российских миротворцев, очередной мандат которых истек 31 июля 1997 г. Каждая из конфликтующих сторон начала «по-своему» оценивать перспективы их деятельности и окончательного вывода (если на то будет решение Совета глав государств СНГ).

Отказ тбилисского чиновника подписать уже согласованный при российском посредничестве протокол по грузино-абхазскому соглашению только усилил напряженность. Вскоре лидер Грузии Э. Шеварднадзе заговорил о необходимости проведения в Абхазии миротворческой операции по так называемому боснийскому (дейтонскому) варианту, основанному не на поддержании мира, а на принуждении к нему. Но мировое сообщество не поддержало подобные инициативы.

Что касается позиции второй стороны, то Министерство иностранных дел Абхазии видит в российских миротворческих силах основной стабилизирующий фактор в зоне конфликта. Присутствие миротворческих сил РФ, подчеркивают абхазские дипломаты, создает благоприятные условия для продвижения переговорного процесса по полномасштабному урегулированию. Только благодаря стабилизации обстановки в зоне безопасности, подконтрольной КСПМ, в Гальский район Абхазии вернулись около 70 тыс. беженцев. И менять россиян на кого-либо другого абхазская сторона не намерена.

Конфликт в Таджикистане

Руководители центральноазиатских государств (прежде всего Узбекистана) и российские военные серьезно восприняли угрозу исламского экстремизма, нависшую над Таджикистаном. В соответствии с соглашением Совета глав государств СНГ от 24 сентября 1993 г. созданы специальные коалиционные миротворческие силы СНГ, в состав которых вошли 201-я мотострелковая дивизия ВС Российской Федерации и подразделения (от отдельной роты до батальона) от Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Коллективным миротворческим силам были определены следующие задачи: содействие нормализации обстановки на таджикско-афганской границе в целях стабилизации общей ситуации в стране и создания условий для диалога между всеми сторонами о путях политического разрешения конфликта; обеспечение доставки, охраны и распределения чрезвычайной и иной гуманитарной помощи; создание условий для безопасного возвращения беженцев в места их постоянного проживания и охрана народнохозяйственных и других жизненно важных объектов. На конец 1996 г. группировка войск в Таджикистане также включала группу погранвойск ФСБ России и национальную пограничную службу Таджикистана.

Применение МС в Таджикистане стало весьма болезненной проблемой для России в связи с тем, что дислоцированные в этом государстве российские войска (их численность является самой большой на территории СНГ), с одной стороны, стали выступать гарантом существующей в Душанбе власти, – а с другой стороны, обеспечивать охрану границ Таджикистана и одновременно всего Центральноазиатского региона. Нигде миротворческие силы не охраняют границы государства, в котором непосредственно находятся. В Таджикистане действия по урегулированию конфликтов сопряжены с вмешательством сопредельных государств, поэтому охрана границ этого государства вынужденно является необходимой мерой. Во многом сдерживание бандформирований происходит благодаря строительству оборонительных сооружений, минированию местности и использованию вооружения. В случае нападения пограничникам оказывают помощь подразделения 201-й дивизии, с которой детально проработаны вопросы взаимодействия.

При всех объяснимых трудностях в экономике центральноазиатских государств опасность распространения исламского экстремизма заставляет правительства этих стран рассматривать усилия России как отвечающие их национальным интересам. Характерным является также то, что в отношении движения талибов в Афганистане практически все руководители центральноазиатских республик высказывали отрицательную оценку, усматривая в нем одно из проявлений исламского экстремизма и угрозу стабильности в регионе, в частности, в связи с реальной ранее возможностью поддержки правительством талибов радикальной таджикской оппозиции. В то же время подчеркивается необходимость более активного поиска путей урегулирования таджикского конфликта с привлечением кругов умеренной таджикской оппозиции. Определенные шаги в этом направлении делаются. В частности, российское правительство продолжает осуществлять меры, направленные на урегулирование конфликта в целях создания условий для диалога между правительством и представителями умеренной оппозиции с одновременной изоляцией экстремистского лагеря, финансируемого из-за рубежа, привлекая представителей мусульманского духовенства, партнеров по СНГ, непосредственно затронутых кризисом, – Узбекистан, Киргизию, Казахстан.

Особое беспокойство среди руководителей СНГ и командования миротворческих сил вызывает не только общая нестабильность в регионе, но и проблема наркобизнеса. Российские миротворцы ведут активную борьбу с переправкой наркотиков из Афганистана на территорию России. За последние годы количество переправляемого через южные границы зелья многократно возросло. Поэтому говорить о снижении роли миротворческих сил в регионе пока преждевременно.

Таким образом, Коллективные силы действуют в интересах национальной безопасности не только Таджикистана, но и всего Центральноазиатского региона. Их деятельность в Таджикистане представляет собой первый и очень ценный опыт действий коалиционных сил по локализации гражданской войны, унесшей десятки тысяч жизней. Гибнут и миротворцы. К примеру, только за пять месяцев 1997 г. в республике погибли 12 российских военнослужащих.

Со временем в Таджикистане форма российского военного присутствия изменится. В настоящее время в рамках договора 1999 г. между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией на основе 201-й мотострелковой дивизии создана российская военная база.

Однако до полного мира в республике еще далеко.

Помимо чисто миротворческих функций, за пределами Российской Федерации Вооруженным Силам совместно с войсками МВД приходилось выполнять задачи по поддержанию законности, правопорядка и разведению конфликтующих сторон непосредственно на территории РФ.

Осетино-ингушский конфликт

Для прекращения кровопролития и поддержания правопорядка на территории Северной Осетии и Ингушетии была образована сводная войсковая группа численностью около 14 тыс. человек (март 1994 г.) из войск Северо-Кавказского военного округа и МВД РФ.

Несмотря на некоторое снижение конфликта в этом регионе, накал страстей по-прежнему существовал. Это потребовало летом 1997 г. незамедлительного вмешательства центра. Были проведены консультации с лидерами республик, создана специальная рабочая группа в рамках Совета Безопасности РФ по урегулированию ситуации, подготовлен указ о первоочередных мерах по нормализации обстановки в Пригородном районе, предпринят ряд шагов по «религиозному примирению» в республиках. Конфликт локализован. Попытка международного терроризма взорвать мир в этом регионе – нападение на школу и захват заложников в северо-осетинском городе Беслане в сентябре 2004 г. – не увенчалась успехом в результате решительных действий Москвы.

Главным положительным результатом ввода миротворческих контингентов Российской Федерации в районы конфликтов в большинстве случаев являются разъединение враждующих сторон, прекращение кровопролития и беспорядков, осуществление контроля над разоружением противоборствующих сторон, восстановление нормальной жизни мирных людей. В итоге создавались благоприятные условия для решения спорных вопросов мирными средствами, путем переговоров.

Министерство образования Республики Башкортостан, МБОУ СОШ с.Старопетрово, Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности.

Класс: 11

Тема №3.4

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации

Разработал:, Преподаватель-организатор ОБЖ, ЯнзеевА.М.

Время: 1 час

Место проведения:, Метод проведения:

Тип урока

Цель урока:

— Ознакомление обучающихся с миротворческой деятельностью ВС РФ; воспитание патриотизма, чувства ответственности и гордости за Вооружённые силы РФ, стоящие на защите Отечества и мира на Земле.

Используемая литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/mejdunarodnaya-deyatelnost-voorujennyih-sil-rf/

Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс. В.В.Марков, В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н. Вангородский. – М., «Дрофа», 2007г.,§ 3.6 глава 3 «Военнослужащий — защитник Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил»разделаII.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М.,Просвещение

Учебные вопросы:

1.Миротворческая деятельность ВС РФ

2.Участие России в миротворческих операциях ООН

Ход урока:

1. Опрос по материалам предыдущего урока.

2. Изложение и краткая запись материалов урока:

1.Миротворческая деятельность ВС РФ

2.Участие России в миротворческих операциях ООН

Практическое участие России (СССР) в операциях ООН по поддержанию мира началось с октября 1973г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН.

Начиная с 1991 года участие России в этих операциях активизировалось: в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа российских военных наблюдателей ООН в район ирако-кувейтской границы, а в сентябре — в Западную Сахару. С начала 1992г. сфера деятельности наших военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а в январе 1994г. — на Руанду. В октябре 1994г. направлена группа РВН ООН в Грузию, в феврале 1995г. — в Анголу, в марте 1997г. — в Гватемалу, в мае 1998г. — в Сьерра Пеоне, в июле 1999г. — в Восточный Тимор, в ноябре 1999г. — в Демократическую Республику Конго.

В настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых ООН, участвуют 10 групп российских военных наблюдателей и офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек. Российских военных наблюдателей можно встретить на Ближнем Востоке Ливан, на ирако-кувейтской границе, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в Сьерра-Леоне, в Восточном Тиморе, в Демократической Республике Конго.

Основными задачами военных наблюдателей являются наблюдение за выполнением соглашений о перемирии, прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права применения силы, возможных нарушений принятых соглашений и договоренностей конфликтующих сторон.

Подбор кандидатов в военные наблюдатели ООН на добровольной основе осуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками, знающих правила ведения стандартных ооновских документов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы военного наблюдателя ООН, требующие от него наличие качеств, позволяющих принимать компромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в кратчайшие сроки, определяет особый порядок отбора и подготовки этих офицеров. Требования, предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные наблюдатели, очень высоки.

Подготовка военных наблюдателей ООН для участия в операциях ООН по поддержанию мира с 1974 года проводится на базе бывших 1 Высших офицерских курсов «Выстрел», в настоящее время это — Учебный центр переподготовки и повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой академии. Первоначально курсы проводились 1 раз в год в течение 2 месяцев. В связи с расширением участия СССР, России в операциях ООН по поддержанию мира с 1991 г. курсы стали проводиться 3 раза в год. Всего с 1974 по 1999, год на курсах ВН ООН подготовлено свыше 800 офицеров для участия в ОПМ ООН.

Кроме подготовки военных наблюдателей, офицеров штабов и военных полицейских ООН (организована с 1992 года) курсы активно участвовали в выполнении положений Договора по ограничению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. В 1990-1991 годах на курсах подготовлено более 250 офицеров-инспекторов по контролю за сокращением вооруженных сил и обычных вооружений в Европе.

Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показала, что по уровню профессиональной подготовки, морально-психологическому состоянию, умению в экстремальных ситуациях принять наиболее целесообразное решение они вполне соответствуют предъявляемым требованиям. А опыт, накопленный российскими военными наблюдателями, активно используется при организации работы по подготовке к участию в новых миротворческих операциях и совершенствовании методики их обучения.

Высокий уровень подготовки офицеров ВС РФ для участия в миротворческих операциях ООН, стройность программ обучения и богатый опыт совершенствовании учебного процесса на курсах военных наблюдателей ООН вызывают интерес со стороны зарубежных специалистов и организаций.

С 1996г. на курсах проводится обучение иностранных военнослужащих. В 1996-1998 году на 1 ВОК «Выстрел» прошли обучение 55 офицеров из Великобритании (23), Дании (2), Канады (2), Норвегии (2), США (17), ФРГ (5), Швеции (4).

В октябре 1999г. на курсах обучались 5 иностранных слушателей (Великобритания — 2, Германия, Канада, Швеция — по одному).

Учебные сборы по подготовке военных наблюдателей ООН проводятся три раза в год по двухмесячной программе. Сроки проведения сборов согласованы с графиком замены специалистов, принимающих участие в операциях по поддержанию мира (ОПМ) ООН. Годовым учебным планом также предусматривается один месячный сбор по подготовке офицеров штабов ОПМ ООН.

Плановые занятия по программе подготовки ВН ООН проводятся с привлечением преподавателей основных циклов учебного центра, а также прикомандированных офицеров-инструкторов, имеющих практический опыт участия в миротворческих операциях ООН. Обучение иностранных военнослужащих проводится по одномесячной программе совместно с российскими военнослужащими, начиная со второго месяца каждого учебного сбора.

Преподавание тактико-специальных и военно-технических дисциплин ведется на русском языке с помощью переводчика. Занятия по специальной подготовке, на английском языке, проводят офицеры-инструкторы.

Учебно-материальная база, предоставляемая учебным центром для проведения учебных сборов военных наблюдателей ООН, включает:

— оборудованные учебные классы;

— автомобильную и другую технику;

— технические средства обучения;

— полигон;

— гостиницу для проживания слушателей.

Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском языке следующие категории специалистов для участия в ОПМ ООН:

— военные наблюдатели ООН;

— офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН;

— командиры тыловых и технических служб МС ООН;

— офицеры военной полиции ООН;

— офицеры гражданской полиции ООН.

В апреле 1992г., впервые в истории миротворческой деятельности России, на основании резолюции №743 Совета Безопасности ООН и после выполнения необходимых внутригосударственных процедур (решение Верховного Совета Российской Федерации) в бывшую Югославию был направлен российский пехотный батальон численностью 900 человек, который в январе 1994г. усилен личным составом, бронетранспортерами БТР-80 и другим вооружением и военной техникой.

В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российского контингента сил ООН в феврале 1994г. была передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 человек).

Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения по прекращению огня.

В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России.

В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Словении, российский пехотный батальон (до 950 чел), выполнявший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России.

В июне 1995г. российское миротворческое подразделение появляется на африканском континенте. Для решения задач по авиационному обеспечению Контрольной миссии ООН в Анголе (КМООНА -3) в Анголу направлен российский воинский контингент в составе семи вертолетов Ми-8 и до 160 военнослужащих. Российские авиаторы в труднейших тропических условиях Африки справились с поставленными задачами.

В марте 1999г. российская авиационная группа Миссии наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА) выведена в Российскую Федерацию в связи с прекращением деятельности миссии ООН.

В августе 2000 года на африканский континент вновь было направлено российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Сьерра-Леоне. Это российская авиационная группа в составе 4 вертолетов Ми-24 и до 115 человек личного состава.

Однако основные материальные затраты Россия несет при участии специального воинского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии и государств — участников СНГ.

Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции многонациональных сил с апреля 1992г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН N 743 от 26.02.1992 г. и от 10 июня 1999 г. 1244. В настоящее время российский воинский контингент принимает участие в операциях по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине (БиГ) и в автономном крае Косово Союзной Республики Югославия. Основные задачи российских миротворцев:

— предотвращение возобновления боевых действий;

— создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц;

— обеспечение общественной безопасности;

— осуществление надзора за разминированием;

— поддержка, при необходимости, международного гражданского присутствия;

— выполнение обязанностей по осуществлению пограничного контроля;

— обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций.

Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен в зону конфликта с 23.07. по 31.08.1992г. на основании Молдавско-российского соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова от 21.7. 1992 г.

Основная задача — наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.

Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992 г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

Основная задача — обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля.

Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994г.

Основные задачи — блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие.

Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о сотрудничестве в военной области от 25.5.1993г., Соглашения Совета Глав государств Содружества Независимых Государств о Коллективных Миротворческих силах и совместных мерах по их материально-техническому обеспечению.

Основные задачи — содействие в нормализации обстановки на таджикско-афганской границе, охрана жизненно важных объектов и другие.

В правовом статусе военнослужащих отражена его специфика прежде всего как составного звена функционального межгосударственного механизма — международной организации. Главной правовой основой регулирования деятельности международных организаций и их служащих является международно-правовая основа, формой — международно-правовые принципы и нормы. В связи с этим статус персонала носит прежде всего международный характер и ограничен функциональными рамками.

После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган международной организации, находящийся на территории другого государства, соответственно остаются и возникают юридические отношения между служащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становятся участниками правоотношений, которые регулируются нормами соответствующих национальных правовых систем.

Кроме того, международная организация, деятельность которой подчинена воле государств-членов, для достижения своих целей наделяется государствами-членами и известной самостоятельностью. Самостоятельность организации воплощена в функциональной правосубъектности и материализуется через функциональную компетенцию, в частности, по созданию норм права, в том числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеют безусловную юридическую обязательность, однако, они не являются международно-правовыми, у них особая юридическая природа и источники.

Неоднородный характер правового регулирования статуса военнослужащих, принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира, отражает правовое положение таких военнослужащих как особой категории участников международных правоотношений. Эта специфика и обусловила определение источников норм о правовом статусе персонала и тем самым особенностей его регулирования в различных правовых сферах.

Заключение:, Домашнее задание:

Российской Феде-рации сегодня неразрывно связана с проведением военной рефор-мы в нашей стране и реформированием Вооруженных Сил.

Как известно, отправной точкой начала реформирования Воору-женных Сил РФ стал Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г. «О пер-воочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствовании их структуры». 31 июля 1997 г. Пре-зидент утвердил Концепцию строительства Вооруженных Сил на пе-риод до 2000 г.

Военная реформа опирается на прочную теоретическую базу, результаты проведенных расчетов, учет изменений, прошедших в на-чале 90-х гг. в геополитической ситуации в мире, характер междуна-родных отношений и изменений, которые произошли в самой России. Основная цель военной реформы — обеспечение национальных интересов России, которые в оборонной сфере заключаются в обес-печении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других государств.

В настоящее время для предотвращения войны и вооруженных конфликтов в РФ отдается предпочтение политическим, экономиче-ским и другим невоенным средствам. При этом учитывается, что, хотя неприменение силы еще не стало нормой в международных отношениях, национальные интересы Российской Федерации требуют достаточной военной мощи для ее защиты.

В этой связи важнейшей задачей Вооруженных Сил Российской Федерации является обеспечение ядерного сдерживания в интере-сах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны.

Защита национальных интересов государства предполагает, что Вооруженные Силы РФ должны обеспечивать надежную защиту стра-ны. Одновременно Вооруженные Силы должны обеспечивать осуще-ствление Российской федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций. Инте-ресы обеспечения национальной безопасности России предопреде-ляют необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира.

Долгосрочные цели обеспечения национальной безопасности Рос-сии определяют также необходимость широкого участия России в миротворческих операциях. Осуществление таких операций имеет целью предотвращение либо ликвидацию кризисных ситуаций на ста-дии их зарождения.

Таким образом, в настоящее время Вооруженные Силы руковод-ством страны рассматриваются как фактор сдерживания, как крайнее средство, применяемое в случаях, когда использование мирных средств не привело к ликвидации военной угрозы интересам стра-ны. Выполнение международных обязательств России по участию в миротворческих операциях рассматривается как новая задача Воору-женных Сил по поддержанию мира.

Главным документом, определившим создание миротворческих сил России, принципы их применения и порядок использования, являет-ся Закон РФ «О порядке предоставления Российской Федерации во-енного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопас-ности» (принят Государственной Думой 26 мая 1995 г.).

Для реализации этого закона в мае 1996 г. Президент Российской Федерации подписал Указ от 25 декабря 2004 г. 637 «О формировании специального воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в мероприятиях, направленных на поддержание или восстановление международного мира и безопасности».

В соответствии с данным указом в Вооруженных Силах России был сформирован специальный воинский контингент общей числен-ностью 22 тыс. человек, состоящий из 17 мотострелковых и 4 парашютно-десантных батальонов.

Всего до апреля 2002 г. одна тысяча военнослужащих из миротворческих подразделений Вооруженных Сил РФ выполняли задачи по поддержанию мира и безопасности в двух регионах — Приднестровском регионе Республики Молдова, Абхазии.

Воинский контингент в зону конфликта в Приднестровском регионе Ре-спублики Молдова был введен 23 июня 1992 г. на основании Соглашения между Республикой Молдова и Российской Федерацией о принципах мир-ного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Общая численность миротворческого контингента со-ставляла около 500 человек.

20 марта 1998 г. в Одессе прошли переговоры по урегулированию при-днестровского конфликта при участии российской, украинской, молдавской и приднестровской делегаций.

Воинский контингент в зону конфликта в Южной Осетии (Грузия) был вве-ден 9 июля 1992 г. на основании Дагомысского соглашения между Россий-ской Федерацией и Грузией по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Общая численность этого контингента составляла более 500 человек.

В зону конфликта в Абхазии воинский контингент был введен 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединении сил. Общая численность данного контингента составляла около 1600 человек.

В составе Коллективных миротворческих сил в Республике Таджикистан с октября 1993 г. находилась 201-я мотострелковая дивизия Вооруженных Сил РФ в соответствии с Договором между Российской федерацией и Респуб-ликой Таджикистан. Общая численность данного контингента составляла более 6 тыс. человек (вклейка, фото 36).

С 11 июня 1999 г. российские миротворцы находились на территории автономного края Косово (Югославия), где в конце 90-х гг. возникло серьезное вооруженное противостояние между сербами и албанцами. Численность российского контингента составляла 3600 человек. Отдельный сектор, занимаемый россиянами в Косово, уравнивал Российскую Федерацию в правах при решении данного межнационального конфликта с пятью ведущими странами НАТО (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией).

Комплектование органов управления, воинских частей и подраз-делений специального воинского контингента осуществляется на до-бровольной основе по предварительному (конкурсному) отбору военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Подготовка и оснащение миротворческих сил производятся за счет средств федерального бюджета, выделяемых на оборону.

В период прохождения службы в составе специального воинско-го контингента военнослужащие пользуются статусом, привилегиями и иммунитетом, которые предоставляются персоналу ООН при про-ведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвен-цией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1996 г., Конвенцией о безо-пасности ООН от 9 декабря 1994 г., Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ от 15 мая 1992 г.

Личный состав специального воинского контингента оснащается легким стрелковым оружием. При выполнении задач на территории стран СНГ личный состав обеспечивается всеми видами довольст-вия по нормам, установленным в Вооруженных Силах РФ.

Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контин-гента осуществляются на базах ряда соединений Ленинградского и Приволжско-Уральского военных округов, а также на Высших офи-церских курсах «Выстрел» в городе Солнечногорске (Московская об-ласть).

Государствами-участниками СНГ заключено Соглашение о подго-товке и обучении военного и гражданского персонала для участия в коллективных миротворческих операциях, определен порядок подго-товки и обучения и утверждены программы подготовки всех катего-рий военного и гражданского персонала, выделяемого в состав коллективных сил по поддержанию мира.

Международная деятельность Вооруженных Сил РФ включает в себя проведение совместных учений, дружественные визиты и дру-гие мероприятия, направленные на упрочение общего мира и взаи-мопонимание.

7-11 августа 2000 г. было проведено совместное российско-молдавское учение миротворческих сил «Голубой щит».