Система контроля за соблюдением законодательства о рекламе и ответственность за его нарушение
Контроль за соблюдением законодательства о рекламе может осуществляться рядом органов: Министерством торговли, Министерством информации, инспекциями Министерства по налогам и сборам, органами Комитета государственного контроля. Однако все они связаны определенными кадрами, которые не имеют права идти дальше. Одни органы контролируют содержание рекламы, другие — соблюдение рекламораспространителями специфических требований к рекламе отдельных товаров и услуг, третьи проверяют ведение учета и расчеты за рекламу и т.д.
Полномочия государственных органов по контролю за рекламой регулируются, c одной стороны, нормативными правовыми актами, составляющими законодательство о рекламе (Закон РБ «О рекламе», Закон РБ «О печати и других средствах массовой информации», Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и тачных изделий» и др.).
С другой стороны, полномочия государственных органов определяются документами, устанавливающими их статус (как правило, это положения о министерствах), а также документами, регулирующими порядок проведения проверок (например, Указ Президента РБ от 15.11.1999 N 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций»).
Органом, уполномоченным контролировать рекламную деятельность в системе государственных органов, является Министерство торговли. В соответствии с Положением о Министерстве торговли Республики Беларусь (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10 2001 N 1594) это министерство контролирует соблюдение законодательства о рекламной деятельности, а также осуществляет контроль за проведением рекламных игр, правила проведения рекламной игры, утверждает состав комиссии по ее проведению, размер и состав призового фонда.
Вещные права в гражданском праве Республики Беларусь
... базу работы составляют Гражданского Кодекса, «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. №1, «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав ...
В соответствии с указанным Положением в систему органов контроля за рекламой кроме самого Министерства торговли входят также управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов и Мингорисполкома и соответствующие подразделения городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций.
Полномочия данных органов при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе установлены ст. ст. 19, 20, 22 Закона РБ «О рекламе».
1. Получение информации. Рекламодатели, производители рекламы и распространители рекламы обязаны предоставлять по запросу этих органов достоверные документы и объяснения в устной или письменной форме, видео- и звукозаписи, а также другую информацию, необходимую для осуществления контроля. Такое требование должно иметь форму официального письма Министерства торговли или соответствующего управления (отдела) исполкома и содержать требование представить соответствующую информацию. Поскольку право требовать данную информацию прямо предоставлено этим органам законом, каких-либо дополнительных документов (например, приказа или предписания), а также дополнительного обоснования не требуется.
2. Выдача приказа о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе. Законом о рекламе порядок вынесения предписания не установлен, поэтому такой документ должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к документам государственных органов, устанавливающим ограничения в предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования: содержать номер и дату издания; быть подписанным руководителем или иным уполномоченным должностным лицом государственного органа; содержать указание на имевшее место нарушение и норму нормативного правового акта, который нарушается; требование государственного органа в соответствии с его полномочиями (в данном случае — предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе).
3. Вынесение решения об осуществлении контррекламы. Решение Министерства торговли (или соответствующего отдела, управления исполкома) об осуществлении контррекламы должно содержать все реквизиты ненормативного акта государственного органа.
Основания для выдачи приказа о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе и принятия решения об осуществлении встречной рекламы те же: нарушение законодательства о рекламе. Право выбирать, какие средства реагирования использовать, принадлежит надзорному органу. Внедрение встречной рекламы считается более эффективным ответом, поскольку рекламодатель не только прекращает нарушать законы о рекламе, но и информирует потребителей о том, что первоначально распространенная реклама неуместна. Кроме того, внедрение встречной рекламы требует определенных затрат, поскольку расходы на встречную рекламу полностью ложатся на правонарушителя.
Министерство торговли (соответствующий отдел, управление исполкома) определяет срок, в течение которого нарушитель обязан осуществить контррекламу. В случае если в данный срок контрреклама не осуществлена, Закон о рекламе предоставляет возможность Министерству торговли (соответствующему отделу, управлению исполкома) принять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя до дня ее опровержения. Полагаем, что в данном случае речь идет не о прекращении ненадлежащей рекламы (которая и так должна была прекращена в соответствии с требованием о контррекламе), а о прекращении любой рекламы, в том числе и надлежащей. Орган, принявший решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, должен немедленно уведомить все стороны договора с нарушителем о производстве, размещении и распространении его рекламы.
Государственное регулирование торговли в РФ
... прав и соблюдения интересов потребителей; стимулирование обновления технологии торгового процесса и логистического обслуживания; развитие и укрупнение нормативно-правовой базы торговли; поддержание требуемых товаропотоков для обеспечения государственных нужд. Государственное регулирование торговли ...
Встречная реклама делается таким же образом, используя те же характеристики продолжительности, места и порядка, что и опровергаемая неуместная реклама. Содержание контррекламы согласовывается с органом, установившим факт нарушения и принявшим меры по его устранению.
В отдельных случаях по решению Министерства торговли (соответствующего отдела, управления исполкома) допускается замена способа распространения контррекламы, характеристик ее продолжительности, места и порядка осуществления. Как правило, это происходит в тех случаях, когда больше невозможно проводить контррекламу таким же образом, каким она была распространена.
4. Передача материалов с нарушением законодательства о рекламе другим уполномоченным государственным органам. Закон «О рекламе» предоставил Министерству торговли право при неоднократном нарушении законодательства о рекламе лицами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, передавать материалы о таких нарушениях в органы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии. Однако в настоящий момент эта норма не имеет практического применения, поскольку в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» такого основания для аннулирования или приостановления действия лицензии, как нарушение рекламного законодательства, не предусмотрено.
Министерство коммерции имеет право направить материалы о нарушении законодательства о рекламе в суд для применения административных мер в случаях, когда предусмотрена административная ответственность за такое нарушение. Например, Минторг имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в случае нарушения законодательства о рекламе алкогольной продукции и табачных изделий. Рассматривает данные дела суд. В настоящее время спорным остается вопрос о праве Министерства торговли составлять протоколы и рассматривать дела по ст.155-9 Кодекса РБ об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о рекламной деятельности»).
Статьей 224-8 КоАП предусмотрено, что данные дела рассматриваются антимонопольными органами, и далее идет разъяснение, что от имени антимонопольных органов рассматривать подобные дела и налагать административные взыскания имеют право Министр предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, его заместители, председатели территориальных комитетов предпринимательства и инвестиций и их заместители. Несмотря на то что Министерство предпринимательство и инвестиций было преобразовано и часть его функций (в частности, по контролю за соблюдением законодательства о рекламе) была передана Министерству торговли, налагать взыскания по данной статье Министерство торговли, по нашему мнению, не имеет права. Во-первых, Министерство торговли не является антимонопольным органом (таким органом на сегодняшний момент выступает Министерство экономики).
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Республике Таджикистан
... законодательством, берущего на себя ответственность за принятые решения, и системой регулирования, суть которой заключалась в жесткой тотальной регламентации и наличии подробного инструктивного материала. Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это самонастраивающаяся система, ...
Во-вторых, даже тот факт, что Министерство торговли осуществляет контроль за рекламой и стало в этой сфере правопреемником Министерства предпринимательства и инвестиций, не позволяет применять ст. ст.155-9 и 224-8 КоАП РБ по аналогии, поскольку ст.72 Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» напрямую запрещает применение институтов аналогии закона и аналогии права в случаях привлечения к уголовной или административной ответственности.
Однако несмотря на то что применение ст.155-9 КоАП РБ на сегодняшний день по сути невозможно, практически идентичная данной статье диспозиция предусмотрена подп.5.1 Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.1996 N 210 «О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности». За нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также должностным лицом государственного органа законодательства о рекламной деятельности (за исключением рекламы алкогольных и табачных изделий) этим Указом предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. Протоколы о таких административных правонарушениях предоставлено составлять уполномоченным должностным лицам Министерства торговли, а рассматривать дела о таких правонарушениях — районному (городскому) суду (судье).
Министерство информации не уполномочено непосредственно контролировать соблюдение законодательства о рекламе, но оно может осуществлять такой контроль в отношении деятельности средств массовой информации, издательских, полиграфических компаний и организаций по распространению книг. В соответствии с п.3 Положения о Министерстве информации на это министерство возложена задача по контролю за соблюдением законодательства Республики Беларусь средствами массовой информации, организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими издательскую, полиграфическую деятельность и деятельность по книгораспространению. Это положение позволяет Министерству информации контролировать соблюдение любого законодательства такими субъектами, но имеет право принимать ответные меры только в рамках полномочий, предоставленных Министерству.
Так, Законом Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» предусмотрено право Министерства информации выносить предупреждения СМИ за нарушения законодательства (ст.16 данного Закона).
В отличие от Министерства торговли, чьим территориальным органам Закон о рекламе предоставил право принимать аналогичные с Министерством торговли меры реагирования (вынесение предписаний о прекращении нарушения законодательства, требования о контррекламе и др.), Закон РБ «О печати и других средствах массовой информации» предоставил право выносить предупреждение исключительно Министерству информации. Его территориальные органы имеют право только контролировать соблюдение правил работы со СМИ и сообщать министерству обо всех обнаруженных нарушениях.
Статьей 30 Закона «О печати и других средствах массовой информации» предусмотрено, что в средствах массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать: 25 процентов объема отдельного номера государственных, 30 процентов объема отдельного номера других периодических печатных изданий; а также 10 процентов объема государственного вещания для радио — и телепрограмм. Этой же статьей не допускается публикация в СМИ рекламных объявлений о деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права на осуществление такой деятельности. В случае выявления нарушений, предусмотренных Законом «О печати и других средствах массовой информации» (превышение допустимого объема рекламы либо публикации рекламы лицензируемого вида деятельности без указания лицензии), Министерство информации выносит предупреждение. Уведомление оформляется на бланке Министерства информации, содержит номер уведомления, дату публикации и подписывается его представителем. В случае нарушения указанных норм Закона Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации», помимо вынесения предупреждения, Министерство информации вправе приостановить деятельность СМИ. При выявлении иных нарушений законодательства о рекламе (например, распространении ненадлежащей рекламы) оно вправе обратиться в иные уполномоченные органы (например, в Министерство торговли) для принятия соответствующих мер реагирования.
Совершенствование деятельности предприятия на внешних рынках ...
... дипломного проекта: определение понятия и сущности внешнеэкономической деятельности в условиях рыночной экономики; исследование методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности предприятия в Республике Беларусь; изучение организации управления внешнеэкономической деятельностью предприятия; анализ основных технико-экономических показателей ...
Предупреждения Министерства информации также обжалуются в Высшем Хозяйственном Суде в рамках производства по делам о проверке законности ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц.
Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь установлено, что это министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Таким образом, Министерство по налогам и сборам, а также Министерство по налогам и сборам несут ответственность только за мониторинг соблюдения коммерческими организациями законодательства о рекламе алкогольных напитков и табачных изделий. Налоговым органам не предоставлено право контролировать соблюдение других правил размещения рекламы.
Требования к рекламе табачных изделий и алкогольной продукции установлены Декретом Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» и Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и тачных изделий». Эти же нормативные акты также устанавливают механизмы ответственности за такие нарушения.
За нарушение юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями установленных запретов, касающихся мест распространения рекламы алкогольных напитков и ее содержания, организации и проведения рекламных мероприятий, использования при организации и проведении гуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольных напитков, а также бесплатное (безвозмездное) распространение юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков, за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях, предоставление более 5 литров таких напитков в качестве призов при проведении лотерей, конкурсов, игр и других развлекательных мероприятий, предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных лиц юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих рекламу, распространяющих (предоставляющих) алкогольные напитки, в размере от 50 до 100 базовых величин.
Основные направления политики энергосбережения в Республике Беларусь
... в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических ... проведение государственной экспертизы энергетической эффективности проектных решений; разработку технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, регламентирующих использование ...
За проведение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями рекламы табачных изделий в местах, где она запрещена, а также нарушение требований к содержанию рекламы данных изделий предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных лиц организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют рекламу (рекламораспространителей), в размере от 50 до 100 базовых величин.
Уполномоченные должностные лица Министерства по налогам и сборам имеют право составлять протоколы по данным нарушениям. Кроме них, такие протоколы также могут составлять уполномоченные лица КГК, МВД и Минторга. Рассматривает данные дела суд.
Право составлять протоколы о нарушениях законодательства о рекламе алкогольных напитков и табачных изделий является единственной законной реакцией налоговых органов на нарушения законодательства о рекламе. Во всех остальных случаях сотрудники ИМНС могут лишь проинформировать соответствующий уполномоченный орган (в первую очередь — Министерство торговли) о нарушениях.
Основная задача налоговых органов — проверить правильность исчисления и уплаты налогов. В рамках этой задачи они имеют право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности и соблюдения налогового законодательства, в том числе контроль заключения договоров на рекламу.
Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности регулируется Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 N 673.
Данным документом предусмотрено, что основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются:
1) проверка соблюдения субъектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений;
2) проверка законности совершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных и финансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
3) своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическим интересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих их совершению;
4) принятие мер по возмещению причиненного вреда;
5) выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта предпринимательской деятельности.
Задачи, которые ставятся при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности, а также полномочия проверяющих (п.11) позволяют сделать вывод, что в рамках таких проверок не может проверяться содержание рекламных материалов. Содержание объявления не касается финансово-хозяйственной деятельности и поэтому не подлежит проверке. В рамках таких проверок рекламная деятельность проверяется лишь постольку, поскольку она связана с финансово-хозяйственной деятельностью (правильное заключение договоров, поступление оплаты за размещенную рекламу, ценообразование, правильность исчисления и уплаты налогов и т.д.).
Система управления охраной труда в Республике Беларусь
... организации безопасной производственной деятельности имеет создание государством системы финансовой, материальной и научной охраны труда на всех уровнях управления. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь О некоторых мерах по организации охраны труда в Республике Беларусь, принятым в 2000 ...
Даже если при проверке финансово-хозяйственной деятельности проверяющие установят нарушение в содержании рекламы, они не имеют права включать такие нарушения в акт проверки. Во-первых, в акт проверки вносятся лишь те нарушения, которые относятся к проверяемым вопросам (а содержание рекламы не может быть вопросом такой проверки).
Во-вторых, нарушения законодательных актов, регулирующих экономические отношения, на которые не распространяется действие закона «О рекламе» и других нормативных правовых актов, регулирующих рекламную деятельность.
Инспекторы, выявившие нарушения законодательства о рекламе при проверке финансово-хозяйственной деятельности, вправе сообщить уполномоченным органам о выявленном нарушении, но не могут зафиксировать это нарушение в акте проверки.
Положением о Комитете по ценным бумагам при Совете Республики Беларусь (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10 2001 N 1593) установлено, что одной из основных задач этого Комитета является государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам.
Требования к рекламе ценных бумаг установлены Законом Республики Беларусь «О рекламе» и Указом Президента Республики Беларусь от 03.06.1996 N 210 «О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности». Пункт 4 этого постановления гласит, что в случае распространения рекламодателем недобросовестной рекламы ценных бумаг Комитет Совета Республики Беларусь по ценным бумагам имеет право приостановить или запретить выпуск данных ценных бумаг. В этом случае все убытки, вызванные запретом, возмещаются за счет рекламодателя.
Аналогично п.5 Положения о Комитете по ценным бумагам при Совете Республики Беларусь установлено, что он вправе приостанавливать либо запрещать в установленном законодательством порядке выпуск акций и облигаций, в том числе в случае распространения недобросовестной рекламы о них.
Таким образом, Комитет по ценным бумагам при Совете Республики Беларусь вправе осуществлять контроль за соблюдением законодательства о рекламе в части рекламы ценных бумаг, однако применять санкции за нарушения законодательства о рекламе он вправе только к рекламодателям — эмитентам ценных бумаг.
Ряд государственных органов в процессе своей деятельности сталкивается с контролем над рекламной информацией. Поэтому Минздрав утверждает содержание рекламы медицинских товаров и услуг, МВД — содержание объявлений о трудоустройстве за границей, МВД вместе с Минобразованием — объявления об обучении за границей. Закон о рекламе устанавливает особые требования к рекламе финансовых, банковских, инвестиционных услуг и услуг по ценным бумагам. Таким образом, Минфин, Национальный банк, Комитет по ценным бумагам и другие органы также могут контролировать такую рекламу. Однако все эти органы, хотя и осуществляют контроль над рекламой или согласовывают ее содержание, не уполномочены принимать меры по реагированию на нарушителей законодательства о рекламе. Эти органы могут проинформировать уполномоченный орган по контролю за рекламой с целью принятия ответных мер.
Организация местного самоуправления в Республике Казахстан
... местного самоуправления; раскрыть структуру, функции и формы местного государственного управления и самоуправления; изучить зарубежный опыт организации и развития местного самоуправления. казахстан местный самоуправление 1. Теоретические аспекты становления и развития местного самоуправления в Республике Казахстан 1 Сущность местного самоуправления Местная ... стационарного размещения рекламы в полосе ...
Межведомственный совет по рекламе создан постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.1998 N 460. Это не государственный орган; включает представителей министерств, других республиканских органов государственной власти, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений. Межведомственный рекламный совет является консультативным органом и действует на общественных началах.
Основными задачами Межведомственного совета по рекламе является анализ практики применения Закона Республики Беларусь «О рекламе», других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области производства, размещения и распространения рекламы; содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной деятельности по вопросам, касающимся соблюдения законодательства о рекламе; анализ зарубежного опыта государственного регулирования и механизмов саморегулирования рекламной деятельности и др.
Межведомственный совет по рекламе имеет право:
- участвовать в разработке предложений по совершенствованию законодательных и нормативных актов, касающихся контроля за рекламой;
- создавать рабочие группы, комиссии для решения задач Совета и привлекать для работы в них соответствующих специалистов;
- по согласованию с Министерством торговли принимать участие в проведении мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о рекламе;
- участвовать в проведении независимой экспертизы рекламной продукции.
Несмотря на то что данный Совет не является государственным органом, п.11 Положения о Межведомственном совете по рекламе установлено, что для осуществления своей деятельности он имеет право получать необходимую информацию от всех органов государственного управления, а также субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.
2. Распределение массовой информации
Не допускается публикация в средствах массовой информации рекламных объявлений о деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права на осуществление такой деятельности.
В средствах массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать:
25 процентов объема одного номера государственных периодических печатных изданий;
30 процентов одного номера других периодических печатных изданий;
10 процентов объема государственного вещания для радио — и телепрограмм.
В радио — и телепрограммах не допускается прерывание рекламой:
- выступлений Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, трансляций сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, государственных мероприятий, траурных и других официальных церемоний;
- детских и религиозных передач;
- образовательных передач более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 60 секунд;
- радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей;
- иных передач, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут;
- иных передач, продолжительность трансляции которых составляет от 30 до 60 минут, более чем два раза.
При использовании рекламы в виде наложений, в том числе методом «бегущей строки», ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.
Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь (2)
Понятие местного управления и самоуправления Правовое регулирование местного управления и самоуправления в Республике Беларусь осуществляется Конституцией Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), Законом от 20 февраля 1991 года № 617-12 « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в редакции Закона от 10 января 2000 ...
Вставка рекламы одного и того же товара, а равно и реклама о самом рекламодателе более чем два раза общей продолжительностью более двух минут в течение часа эфирного времени радио — и телепрограммы на одной частоте вещания не допускается.
Ведущие, дикторы и другие участники теле — и радиопередач за пределами времени, отведенного для рекламы, не имеют права специально демонстрировать товары либо характеризовать их потребительские качества как прямо, так и косвенно (при помощи одежды, внешнего оформления, изображения).
Также не разрешается рекламировать товар под предлогом предоставления информации с указанием реквизитов производителей этого товара: адреса, контактного телефона, счета-фактуры и коммерческих характеристик товара.
В радио- и телепрограммах, не записанных как специализированные для сообщений и рекламных материалов, реклама не должна превышать 20% объема вещания в течение дня.
3. Общие и специальные требования к рекламе
Реклама должна быть понятной независимо от формы ее представления или средств, используемых для ее распространения.
плата за размещение рекламы в форме информационных, редакционных материалов или материалов, защищенных авторским правом, в СМИ запрещена.
Реклама на территории Республики Беларусь может распространяться на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на радио-, телевещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и рекламу, приглашающую к сотрудничеству лиц, свободно владеющих языками.
Реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не допускается.
Если бизнес рекламодателя лицензирован, в объявлении должны быть указаны номер лицензии, дата выдачи, срок действия и название органа, выдавшего эту лицензию.
Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться знаком «подлежит обязательной сертификации».
Реклама не должна побуждать граждан к действиям, нарушающим закон.
Юридическое или физическое лицо, которому стало известно о производстве или распространении ненадлежащей рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, а также вправе в судебном порядке требовать от рекламодателя опровержения этой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.
Ненадлежащая реклама не допускается.
Недостоверной является реклама, не соответствующая действительности в отношении:
- таких характеристик товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество и место происхождения;
- наличия товара на рынке, возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
- условий оплаты товара на момент распространения рекламы (для электронных средств массовой информации моментом распространения рекламы считается день выхода;
- для периодических печатных изданий — период до выхода номера, но не более одного месяца;
- для рекламы на почтовых отправлениях — два дня после отправки (по дате почтового штемпеля);
- для прочей рекламы — один месяц);
- доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара;
- гарантийных обязательств, сроков службы и сроков годности товара;
- прав на использование государственных символов (флага, герба, гимна), а также символов международных организаций;
- исключительности прав на торговлю каким-либо товаром и (или) его обслуживание;
- официального признания товара, присвоения ему медалей, призов, дипломов и иных наград;
- предоставления информации о способах приобретения полной серии товара, если он является частью серии;
- результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
- статистических данных (представленных в искаженном виде);
- ссылок на какие-либо рекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе на устаревшие;
- сравнения товара с другим товаром (товарами), а также с правами и положением иных юридических или физических лиц;
- гарантии рекламируемых товаров;
- информации о самом рекламодателе.
Недостоверная реклама не допускается.
Неэтичной является реклама, которая:
- содержит текстовую, зрительную и звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности;
- порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями;
- порочит государственные символы (флаг, герб, гимн) Республики Беларусь или иного государства;
- порочит какое-либо юридическое или физическое лицо;
- содержит некорректное сравнение рекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физических лиц, а также высказывания и образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурента и (или) его товар;
- имитирует (копирует) общую композицию, текст, изображение, музыку и звуковые эффекты, используемые в рекламе других товаров.
Неэтичная реклама не допускается.
Использование в радио-, теле-, видео-, аудио — и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе и путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами, не допускается.
Не допускается публикация в средствах массовой информации рекламных объявлений о деятельности, требующей специального разрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права на осуществление такой деятельности.
В средствах массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать:
25 процентов объема одного номера государственных периодических печатных изданий;
30 процентов одного номера других периодических печатных изданий;
10 процентов объема государственного вещания для радио — и телепрограмм.
В радио — и телепрограммах не допускается прерывание рекламой:
- выступлений Президента Республики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, трансляций сессий Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, государственных мероприятий, траурных и других официальных церемоний;
- детских и религиозных передач;
- образовательных передач более чем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 60 секунд;
- радиопостановок и художественных фильмов без согласия правообладателей;
- иных передач, продолжительность трансляции которых составляет менее 15 минут;
- иных передач, продолжительность трансляции которых составляет от 30 до 60 минут, более чем два раза.
При использовании рекламы в виде наложений, в том числе методом «бегущей строки», ее размер не должен превышать семи процентов площади кадра.
Вставка рекламы одного и того же товара, а равно и реклама о самом рекламодателе более чем два раза общей продолжительностью более двух минут в течение часа эфирного времени радио — и телепрограммы на одной частоте вещания не допускается.
Ведущие, дикторы и другие участники теле — и радиопередач за пределами времени, отведенного для рекламы, не имеют права специально демонстрировать товары либо характеризовать их потребительские качества как прямо, так и косвенно (при помощи одежды, внешнего оформления, изображения).
Также не разрешается рекламировать товар под предлогом предоставления информации с указанием реквизитов производителей этого товара: адреса, контактного телефона, счета-фактуры и коммерческих характеристик товара.
В радио- и телепрограммах, не записанных как специализированные для сообщений и рекламных материалов, реклама не должна превышать 20% объема вещания в течение дня.
запрещается использовать бесплатные номера полиции, скорой помощи, пожарной части и других подобных служб в рекламных целях.
При бесплатной справочной телефонной службе реклама продукта может быть сделана только по запросу подписчика.
Используя платные телефонные, компьютерные и другие услуги, вы можете рекламировать свои товары только с согласия подписчика. Стоимость такой рекламы не должна включаться в стоимость информации, запрашиваемой подписчиком.
Реклама товара, которая дается с использованием местной или международной телефонной связи, должна содержать точную информацию о (об):
- стоимости товара;
- качественных характеристиках предлагаемого товара;
- ограничениях, установленных действующим законодательством и производителем товара в отношении его потребления;
- платном использовании телефонной связи и стоимости одной минуты ее использования для получения услуги в соответствующем регионе.
Реклама по телексу и факсу не допускается при отсутствии специального запроса от получателя.
Наружная реклама не должна выглядеть как дорожные знаки и знаки, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения.
Распространение наружной рекламы разрешается с предварительного разрешения компетентных местных властей.
За выдачу разрешений на распространение наружной рекламы с учетом требований, изложенных в части первой настоящей статьи, взимается плата в порядке и размерах, установленных местным компетентным органом.
Размещение рекламы на территории любых объектов, в том числе и на территории историко-культурных, ритуальных и особо охраняемых природных комплексов, а также определение размера и порядка внесения платы за распространение этой рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо лицом, уполномоченным на то собственником (если законом или договором не предусмотрено иное в отношении этого лица), и при наличии разрешения, предусмотренного частью второй настоящей статьи.
Не допускается размещение рекламы в помещениях органов власти, дошкольных и специализированных детских учреждениях и школах.
Реклама может размещаться на транспортных средствах, автомобильных и железнодорожных путях общего пользования (включая полосу отведения), в метрополитене только по согласованию с их собственниками либо лицом, уполномоченным на то собственником, в соответствии с требованиями безопасности правил дорожного движения.
Ограничение и запрещение распространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечения безопасности движения определяются органами, на которые возложен контроль за безопасностью движения.
Распространение рекламы на маркированных почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения республиканского органа управления Республики Беларусь, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы определяются этим органом по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь. При этом данная плата не должна превышать величины расходов по выдаче разрешений на распространение рекламы.
Медикаменты, методы профилактики, диагностики и лечения болезней (включая нетрадиционные), медицинское оборудование, ветеринарные услуги и специальные продукты питания рекламируются только при наличии у рекламодателя положительного заключения республиканского органа управления Республики Беларусь в области здравоохранения.
Не допускается реклама медикаментов, которые:
- принимаются или распространяются только по рецепту врача;
- содержат в своем составе наркотические или психотропные вещества.
Без разрешения республиканского органа управления Республики Беларусь в области здравоохранения реклама медикаментов не должна содержать утверждений о терапевтических эффектах в отношении заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению.
Реклама медикаментов должна содержать:
- полное (и международное фармакологическое) название медикамента и название производителя;
- информацию о способе применения или потребления медикаментов.
которые могут создать впечатление, что в случае употребления медикамента консультация со специалистом (врачом) не является необходимой;
- в которых утверждается, что терапевтический эффект от приема медикамента является абсолютно гарантированным;
- в которых сообщается, что данный медикамент является продуктом питания, косметическим, а также другим потребительским товаром.
В рекламе косметических средств, пищевых продуктов, витаминных и иных пищевых добавок запрещается утверждение, что такая продукция имеет лечебные свойства, если таковые не подтверждены в установленном порядке.
Реклама алкогольных напитков на радио и телевидении запрещается. Реклама