Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления с гидроусилителем автомобиля ГАЗ

Курсовая работа

Газель — серия российских легковых автомобилей, выпускаемых Горьковским автозаводом с 20 июля 1994 года по весну 2010 года. Сборка автомобилей семейства «Газель» из российских машинокомплектов («отвёрточная сборка») производилась также на нескольких предприятиях стран СНГ и дальнего зарубежья. В январе 2003 года семейство «Газель» прошло рестайлинг (т. н. модель второго поколения) и внешне отличалось от ранней серии новым оперением, решёткой радиатора, бампером и светотехникой. В августе 2005 года была произведена миллионная «Газель». В настоящее время выпускается ограниченным тиражом бюджетная «Газель-Стандарт» с кабиной образца 2003 года и частично модернизированными узлами и агрегатами. Автомобили «Газель» относятся к классу Н1 (М1) с разрешённой максимальной массой, не превышающей 3500 кг, что позволяет управлять ими (кроме микроавтобусов) при наличии водительских прав «легковой» категории «В»; также на «Газель» не распространяется ограничение знака 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Однако в Москве на Газель распространяются требования о наличии разрешений и пропусков на перевозку грузов в пределах Третьего транспортного кольца.

Для управления микроавтобусом «Газель» требуется «автобусная» категория «D». По итогам ежегодного исследования «Лучшие российские марки» проводившегося в девятый раз компанией Interbrand Zintzmeyer&Lux, марка «Газель» заняла 29-е место, опередив в своей категории марки Лада и КамАЗ (соответственно 34-е и 35-е места).

Стоимость марки «Газель» в 2008 году составила $139000 или 3,56 млн руб.

Для управления микроавтобусом «Газель» требуется «автобусная» категория «D».

По итогам ежегодного исследования «Лучшие российские марки» проводившегося в девятый раз компанией Interbrand Zintzmeyer&Lux, марка «Газель» заняла 29-е место, опередив в своей категории марки Лада и КамАЗ (соответственно 34-е и 35-е места).

Стоимость марки «Газель» в 2008 году составила $139000 или 3,56 млн руб.

В 2009 году для поддержки продаж правительством Нижегородской области были предприняты дополнительные меры, благодаря которым общий объем субсидий стал достигать 26% на цельнометаллические модели кузова.

С февраля 2010 года началось производство качественно улучшенной[2] версии автомобиля «Газель-Бизнес»; у официальных дилеров продажи стартовали 25 февраля.

Весной 2013 года начался выпуск машины нового поколения «Газель Next».

Целью данной письменной экзаменационной работы является:

24 стр., 11663 слов

Эксплуатационные свойства автомобиля ВАЗ

... На Парижском автосалоне 1994 года впервые было представлено семейство «десятых» автомобилей ВАЗ-2110. С 1998 года расширилась сборка пятидверного ВАЗ-2111 - первого переднеприводного универсала ВАЗ. В 1995 Собран 16-миллионный автомобиль. На ... может сделать разрез и имеет право отстранить его от управления автомобилем за нарушение. Работа "ВАЗовской" автоинспекции не останавливается ни днем, ни ночью ...

  • Углубление полученных теоретических знаний и их практическое применение при обслуживании, ремонте рулевого управления с гидроусилителем

Для достижения цели поставлены задачи:

  • Развить навыки самостоятельной работы с учебной технической и

справочной литературой, нормативными документами;

2. Овладеть навыками самостоятельного анализа при определении всего комплекса мероприятий при техническом обслуживании и ремонте рулевого управления с гидроусилителем

  • Рассмотрим порядок определения основных неисправностей и метод их устранения.
  • Сделать выводы по результатам описываемой работы.

1. Назначение, устройство, принцип работы: рулевого управления с гидроусилителем

1 Назначение рулевого управления с гидроусилителем

Рулевое управление предназначено для создания крутящего момента на рулевом колесе.

Чтобы уменьшить усилия, затрачиваемые при повороте рулевого колеса, смягчения ударов, передающихся на рулевое колесо при наезде управляемых колес на неровности дороги, и повышения безопасности при разрыве шин переднего колеса, в конструкцию рулевого управления некоторых автомобилей вводят специальные гидроусилители.

Рулевой механизм является основой рулевого управления, где он выполняет следующие функции:

  • увеличение усилия, приложенного к рулевому колесу;
  • передача усилия рулевому приводу;
  • самопроизвольный возврат рулевого колеса в нейтральное положение при снятии нагрузки.

2 Устройство — рулевого управления с гидроусилителем

Основные части гидроусилителя руля автомобиля

 устройство рулевого управления с гидроусилителем 1

Корпус

Корпус золотника

Крышки

Винт

Золотник

Упорные шариковые подшипники

Плунжеры

Пружины плунжеров

Регулировочная гайка

Шариковая гайка

Шарики

Поршень с зубчатой рейкой

Кольца поршня

Зубчатый сектор с валом

Регулировочный винт

при прямолинейном движении — золотник за счёт плунжеров и пружин удерживается в нейтральном положении, при этом все каналы открыты. Масляный насос получает вращение от коленчатого вала через ременную передачу и перекачивает масло в усилитель. Из усилителя масло уходит на слив в бачок гидроусилителя.

Во время вращения: когда рулевое колесо вращается, винт вращается и ввинчивается в шариковую гайку. При этом он движется вместе с золотником и подшипниками и перемещает поршни, сжимая пружины. Как только подшипники упираются в корпус, винт с катушкой перестанет двигаться, а гайка с поршнем и рейкой начнет двигаться, как бы навинчиваясь на винт. По мере движения змеевика центральный канал насоса останется соединенным с одним из боковых каналов, а другой боковой канал останется соединенным с выпускным каналом. При перемещении поршня усилие будет передаваться от рейки на сектор и от нее через вал на сошку. Так как центральный канал от масляного насоса связан с одним из боковых каналов,

6 стр., 2765 слов

Рулевое управление автомобиля КамАЗ–5320 и трактора МТЗ–80 с гидроусилителем

... 4,5м. 2. Устройство и работа рулевого управления автомобиля КамАЗ – 5320 и колесного трактора МТЗ – 80 Рулевое управление состоит из (прил. 1.) рулевого колеса 1, колонки рулевого управления 2 (прил. 1.), карданной передачи ... 15. Ведомая шестерня соединена с винтом 24 канавками, что позволяет ей перемещаться относительно шестерни. При этом золотник гидравлического усилителя, установленный на валу, ...

то масло пойдёт из него в одну из полостей гидроцилиндра и будет давить на поршень, помогая смещать его и облегчая усилие, прилагаемое на рулевое колесо.

Когда рулевое колесо перестает вращаться, винт перестает ввинчиваться в гайку и малейшее движение поршня передается на винт и катушку. Золотник возвращается в нейтральное положение. Все каналы открываются, масло из помпы начинает стекать и усилитель перестает работать. Кроме того, пружины давят на плунжеры и подшипники, помогая вернуть катушку в нейтральное положение.

С увеличением сопротивления вращению давление в магистрали от насоса через золотник к одной из полостей гидроцилиндра начнет увеличиваться. Эта линия связана с полостью между плунжерами, где находятся пружины. Повышенное давление будет давить на плунжеры, а они — на подшипники. Плунжеры будут стараться вернуть золотник в нейтральное положение. Некоторая часть масла начнет стекать, и водитель почувствует дополнительное сопротивление повороту рулевого колеса, действие пост-усилие.

Гидроусилителя, совмещённого с продольной тягой — гидроусилитель, применяемый на автомобилях МАЗ и КрАЗ-255

Принцип работы гидроусилителя руля автомобиля КрАЗ-255:

В прямом движении — золотник в нейтральном положении, все каналы открыты и масло из насоса сливается.

При повороте усилие рулевого колеса через рулевой механизм передается на сошку. Сошка тянет шаровый палец, а он смещает стакан и золотник примерно на 1 мм. Как только стекло упирается в корпус, сила будет передаваться на корпус, а от него через другой шарнирный шарнир — на продольную тягу и далее. При перемещении змеевика канал насоса оставался соединенным только с одной полостью в цилиндре, в то время как другая полость оставалась соединенной с выхлопным каналом. Масло, попадающее в цилиндр, смещает корпус из-за давления в направлении, в котором его тянет сошка, что облегчает водителю поворот рулевого колеса. Масло, поступающее в цилиндр, давит на кузов за счет давления, а опорой для него служит поршень и шток, соединенные с балкой переднего моста.

Когда вы перестаете вращать рулевое колесо, золотник возвращается в исходное положение из-за остаточного давления масла, которое давит на конец золотника. Выводная полость катушки соединена с основным каналом отверстием в плече.

С увеличением сопротивления рулевого управления увеличивается давление в усилителе, который также действует на торцевую поверхность катушки и пытается вернуть ее в исходное положение, создавая дополнительное сопротивление на рулевом колесе. Последующее действие осуществляется по принципу остановки вращения рулевого колеса.

1.3 Принцип работы: рулевого управления с гидроусилителем

Принцип работы гидроусилителя руля

Необходимость уменьшить усилие, прикладываемое водителями к рулю, привела к появлению усилителей.

Сейчас мы будем рассмотривать принцип работы гидроусилителя

43 стр., 21341 слов

Рулевое управление и тормозная система автомобиля. рулевое управление

... 16. Рис. 191 – Схема рулевого управления автомобиля ЗИЛ-130. Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 191) включает рулевой механизм 10 с гидроусилителем рулевого привода, масло к которому подается насосом 1. Движение от рулевого колеса к рулевому механизму передается через два ...

руля, его устройство и рекомендации по эксплуатации.

Гидравлический усилитель руля (ГУР) обеспечивает комфорт и повышает безопасность движения. Если лопается переднее колесо, это помогает сохранить контроль над автомобилем. Надёжность ГУР зависит от его своевременного обслуживания.

Гидроусилители большое распространение получили благодаря тому, что кроме основной функции они:

  • сохраняют возможность управление автомобиля при выходе усилителя из строя;
  • смягчают удары, передающиеся на руль от неровной дороги, снижается утомляемость водителя и помогает удержать руль при разрыве передней шины;
  • уменьшается передаточное отношение рулевого механизма, между его крайними положениями снижается количество оборотов руля, увеличивая маневренность;

обеспечивает кинематическое следящее действие и «чувство дороги»

Чтобы гидроусилитель раньше времени не вышел из строя, нужно следить, чтобы он был в норме и соблюдать требованиям инструкции по эксплуатации автомобиля

2. Техническое обслуживание рулевого управления с гидроусилителем

1 Технического обслуживания рулевого управления с гидроусилителем

 техническое обслуживание рулевого управления с гидроусилителем 1

Рулевое управление — это система, контролирующая направление движения транспортных средств с помощью рулевого колеса. В нашей статье мы поговорим о обслуживании и ремонте гидроусилителя руля.

Для начала хочется перечислить основные признаки неисправности управления руля:

стуки в рулевом управлении,

заедание в рулевом механизме или тугое вращение рулевого колеса,

люфт ход (повышенный свободный) рулевого колеса.

Повышенный свободный ход рулевого колеса может быть по следующим причинам: нарушение регулировки зацепления ролика или червяка повышенный износ данных деталей, в шарнирах рулевых тяг передних колес могут быть зазоры, износ оси маятникового рычага или втулок, ослабление крепления кронштейна маятникового рычага или картера рулевого механизма. Чтобы определить зазоры в шарнирах рулевых тяг, мы рекомендуем одному человеку быстрыми движениями поворачивать руль влево-вправо, а второму на визуально или ощупь выявлять зазоры, прижатием пальцев к двум деталям, которые соединяют шарнир. Если перемещается одна из деталей соединения, а вторая является неподвижной, то имеет место люфт; если же будут перемещаться две детали вместе, то люфт отсутствует.

Для определения зазора в шарнирах шарниров шток можно вручную перемещать в продольном направлении. Если, к примеру, продольная тяга придвигается вместе с сошкой, то люфта в таком шарнирном соединении нет.

Если в застежке-молнии есть даже небольшая щель, ее необходимо устранить, заменив застежку-молнию. Нарушение регулировки зацепления ролика и червяка или увеличенный их износ тоже могут быть определены при резком покачивании колеса руля (влево-вправо от среднего положения), если будут возникать стуки в рулевом механизме, то нарушение имеет место. Это также можно сделать непосредственно путем накачки рулевой сошки вручную. Такая неисправность регулировки зацепления ролика и червяка в большинстве случаев устраняется заменой деталей. Износ вала или втулок маятникового рычага вызывается ударами и скрипами при повороте колес влево и вправо, а также прямым качанием рычага маятника вниз и вверх.

Устранить неисправность можно подтяжкой гайки оси маятника или заменой изношенных деталей.

Ослабление кронштейна маятникового рычага и картера рулевого механизма — устраняется затяжкой соответствующих гаек и болтов.

В случае подтекания смазки из картера рулевого колеса, что может быть вызвано износом сальника червячного вала или вала сошки, повреждением сальников или ослаблением крышки картера. Неисправность устраняется заменой поврежденных уплотнений или изношенных уплотнений, а также необходимо подтянуть незакрепленные детали.

На машинах с гидроусилителем рулевого управления зазор необходимо проверять при работающем двигателе.

Рулевое управление с гидроусилителем часто отличается высокой надежностью и не требует постоянного обслуживания во время работы машины. Даже при выходе из строя насоса гидроусилителя руля можно продолжить движение, однако для поворота руля в этом случае придется приложить гораздо больше усилий, чем в автомобиле без гидроусилителя руля. Причиной полного выхода из строя гидроусилителя руля чаще всего является обрыв ремня приводного насоса. Поэтому необходимо регулярно проверять состояние ремня — он может быть ослаблен или изношен. Одним из признаков слабого натяжения является появление обратного толчка (отдачи) на руле. Лучше всего это видно, когда машина трогается с места, а затем поворачивают колеса до тех пор, пока они не выходят из строя. Количество жидкости в усилителе необходимо постоянно поддерживать на необходимом уровне. При необходимости долейте жидкость той марки, которая указана в инструкции по эксплуатации.

Следует учитывать, что жидкость, используемая в автоматических трансмиссиях, не всегда подходит для гидроусилителя руля.

В продаже имеется много разных марок жидкостей. Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Поскольку жидкость используется не только как рабочая жидкость гидросистемы, но и как смазка, очень важно, чтобы ее уровень был не ниже нормы, иначе насос может выйти из строя. Следить надо также и за чистотой работающий жидкости. Вытекающая или грязная жидкость быстро разрушит гидравлические уплотнения и насос, расположенный на рейке и шестерне, и ремонт может занять много времени. Менять саму жидкость надо не очень часто.

Если вам нужно слить жидкость, вам нужно открыть крышку бачка, вытащить один из шлангов из системы и пару раз повернуть руль из стороны в сторону, чтобы выжать жидкость из гидросистемы.

2 Организация и оборудования рабочего места по техническому обслуживанию рулевого управления с гидроусилителем

Организация рабочего места

Производительность труда и охрана труда зависят от организации рабочего места. необходимо поддерживать порядок на рабочем месте, следить за обслуживанием оборудования и инструментов, не тратить зря чистящий материал и не проливать масло и топливо.

На автотранспортных предприятиях рабочие места снабжают I технологическими картами, содержащими:

  • перечень операций в технологической последовательности;
  • перечень оборудования и инструментов;
  • указание о месте выполнения работы (сверху, снизу, сбоку ав­томобиля);
  • количество одновременных мест обслуживания;
  • норму времени и технические условия выполнения работы. Предусматривается связь рабочих мест с мастером, работниками

вспомогательных служб, доставка запасных частей и материалов непосредственно на рабочее место.

Рабочие по обслуживанию и ремонту автомобилей могут входить в состав специализированной или сложной бригады.

Для большинства авторемонтных заводов характерны специализированные производственные бригады, обеспечивающие наиболее полную загрузку рабочих и эффективное использование оборудова­ния, что достигается специализацией каждого члена бригады по вы­полнению технологически однородных операций, но в необходимых случаях исполнители могут быть заменены любым другим членом бригады.

Специализированные бригады А111 выполняют работы по от­дельным видам технического обслуживания (бригада ТО-1, бригада ТО-2) или текущий ремонт (бригада TP) автомобиля. Они создаются при наличии в автотранспортной компании специализированных станций или линий по видам ТО и значительного количества однотипных транспортных средств. В состав бригад входят рабочие разных профессий и квалификаций, в зависимости от установленного объема работ. В бригады по ежедневному обслуживанию (бригады ЕО) входят мойщики, а в пассажирских АТП и уборщики.

В состав бригады ТО-1 входят:

  • слесари-ремонтники;
  • смазчики;
  • регулировщики.

В состав бригады ТО-2 дополнительно входят:

  • электрики;

и прикрепляются к ней, не входя в состав бригады:

  • аккумуляторщики;
  • слесари по ремонту топливной аппаратуры;
  • рабочие других специальностей для выполнения работ, выполняемых бригадой ТО-2.

Бригада по текущему ремонту состоит из слесарей-ремонтников. Для выполнения других работ к ней прикрепляют:

  • регулировщиков;
  • электриков;
  • жестянщиков;
  • сварщиков;
  • маляров;
  • рабочих других специальностей.

В небольших автотранспортных компаниях создаются сложные команды. Эти бригады обслуживают всю или группу закрепленных за ними машин.

Бригады в основном состоят из слесарей-ремонтников. Распределение рабочих по рабочим местам зависит от квалификации рабочего, имеющегося оборудования и других конкретных производственных условий.

В сложных бригадах нет четкого распределения работы между отдельными рабочими, и организация обслуживания автомобильной линии становится затруднительной. Оборудование, запчасти и материалы используются недостаточно эффективно.

Виды техническое обслуживание легкового автомобиля.

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля.

Каждый водитель должен взять за правило уделять время своей машине каждый день. На что же должен водитель обратить внимание?

Это обязательный осмотр шин и подвески, общий осмотр приборной панели автомобиля. Перед тем как выехать отрегулируйте зеркала, протрите стекла и фары. Не забывайте о регулярной мойке автомобилей, поддержании чистоты салона. Очистка автомобиля защищает металл от воздействия соли, грязи, химических соединений. Но за состоянием автомобиля нужно постоянно следить, пока он находится в движении. Ряд мероприятий по ЕО можно проводить раз в неделю или раз в месяц.

При использовании автомобиля необходимо следить за количеством и качеством топлива и масла. Масло нужно не только доливать, но и периодически полностью заменять. Со временем масло способно утрачивать свои первоначальные свойства. К тому же в нем со временем скапливается грязь, вода и продукты износа.

В процессе эксплуатации испаряется охлаждающая жидкость. Ее уровень также необходимо ежедневно контролировать. Также контролируется уровень электролита в гидроаккумуляторе и уровень тормозной жидкости.

Проведение работ ТО-1

Работа по ТО-1 включает, помимо работы ЭО, выполнение контрольно-диагностических работ, фиксации, смазки и регулировки. Цель ТО-1 — предотвратить случайные отказы перед последующим обслуживанием. При диагностике технического состояния автомобиля легко выявляются дефекты механизмов и агрегатов. Это позволяет вовремя выявить и устранить неисправности. Процесс диагностики — это операция по контролю, измерению и настройке. Однако большинство дефектов невозможно обнаружить при визуальном осмотре. Выявить серьезные проблемы можно только с помощью диагностических приборов на СТО. Здесь вы в короткие сроки получите полную информацию о состоянии различных компонентов вашего автомобиля. Если вы своевременно обнаружите неисправность, вам не придется в будущем нести огромных затрат на ремонт или замену деталей.

Проведение работ ТО-2

При выполнении работ по ТО-2 следует в полном объеме выполнить работы, которые относятся к ТО-1. Работы ТО-2, помимо работ ТО-1, включают в себя контроль, диагностику и регулировку узлов автомобиля с частичной разборкой. Работы по ТО-2 отличаются от ТО-1 и ЕО сложностью и объемом. Крепление, смазка, диагностика и регулировка в этом случае осуществляются с снятием некоторых деталей. Для обслуживания применяют специальное оборудование.

Сезонное техническое обслуживание автомобиля (СО)

Сезонное техническое обслуживание обычно проводят два раза в год. Цель таких работ — подготовить машину к работе в холодное или жаркое время года. При этом такие работы сочетаются с регулярным обслуживанием. Чаще всего их приурочивают к ТО-2. Обычно сезонное обслуживание не доставляет никаких особых хлопот. Но эта процедура СО является обязательной. С наступлением морозов необходимо «поменять» машину на зимнюю резину, провести антикоррозионную обработку кузовной части. С наступлением теплого сезона зимнюю резину следует заменить на летнюю.

3. Ремонт рулевого управления с гидроусилителем

1 Раскрыть основные неисправности рулевого управления с гидроусилителем

Таблица 1 Возможные неисправности и методы

№ п/п

Неисправность

Причина

Устранение

1

Отдача (обратные толчки) на рулевом колесе

Слабо натянут или изношен приводной ремень насоса

Заменить ремень или отрегулировать его положение

2

Рулевое колесо поворачивается с большим усилием

Слабо натянут или изношен приводной ремень насоса. Низкий уровень жидкости в заправочном бачке. Малое число оборотов холостого хода двигателя. Грязный заправочный фильтр. Низкое рабочее давление насоса гидроусилителя руля. Имеется воздух в гидроусилителе.

Отрегулировать натяжение ремня. Долить жидкость. Отрегулировать обороты холостого хода. Заменить фильтр. Отремонтировать или заменить насос. Проверить герметичность уплотнений и усталость воздух

3

Вращение рулевого колеса в среднем положении требует большого усилия

Неисправность насоса гидроусилителя Механическая неисправность

Проверить насос и отремонтировать или заменить его. Проверить систему рулевого управления

4

Вращение рулевого колеса в одну из сторон требует большого усилия

Неисправность насоса

Проверить и отремонтировать насос или заменить его сальники.

5

Быстрое поворачивание рулевого колеса требует большого усилия

Слабо натянут приводной ремент насоса. Слишком малое число оборотов холостого хода. В гидроусилителе имеется воздух. Неисправность насоса гидроусилителя Механическая неисправность

Отрегулировать натяжение ремня. Отрегулировать работу двигателя. Найти место подсоса воздуха и удалить воздух. Отремонтировать или заменить насос. Проверить механизмы системы рулевого управления

6

Нечеткая работа рулевого управления

Низкий уровень жидкости в заправочном бачке, течь жидкости. Имеется воздух в гидросистеме. Износ деталей рулевого управления. Нарушена геометрия рулевого привода. Неисправность шин

Добавить жидкость, выявить и устранить течь. Проверить герметичность уплотнений и удалить воздух. Проверить состояние узлов и устранить обнаруженные неисправности. Проверить и при необходимости заменить шины.

7

Шум при работе

Низкий уровень жидкости в заправочном бачке. Сброс жидкости через предохранительный клапан (свистящий звук при крайнем положении рулевого колеса)

Добавить жидкость, проверить отсутствие течи. Установить причину и удалить воздух. Проверить и отремонтировать или заменить насос. Проверить рабочее давление насоса.

8

Вибрация

Имеется воздух в гидросистеме Механическое повреждение или плохое состояние шин

Установить причину и удалить воздух. Выявить неисправные шины и отремонтировать

обслуживание ремонт гидроусилитель руль

Таблица 2 Дополнительные проверки для рулевого управления с микропроцессором

1

При движении с большой скоростью поворачивание рулевого колеса требует большого усилия

Неисправность электронного оборудования. Неисправность спидометра

Обратиться к специалисту. Заменить спидометр или датчик

2

На больших скоростях рулевое колесо поворачивается слишком легко.

Неисправность электронного оборудования. Неисправность спидометра. Неплотное соединение с массой

Обратиться к специалисту. Заменить спидометр или датчик

3

Неравномерность усилия при вращении рулевого колеса

Неисправность электронного оборудования. Неисправность спидометра.

Обратиться к специалисту. Заменить спидометр или датчик

2 Описать разборку, рулевого управления с гидроусилителем, рассмотреть процесс ремонта и сборки.

Разборка рулевого управления (Пример) Ваз 2114, Ваз 2115, Ваз 2113, Лада Самара 2

Зажмите рулевой механизм лада самара 2 в тисках с мягкими губками или

 описать разборку 1

Детали рулевого механизма: 1 — кольцо втулки рейки; 2 — опорная втулка рейки; 3 — картер рулевого механизма; 4 — роликовый подшипник; 5 — приводная шестерня; 6 — шариковый подшипник; 7 — стопорное кольцо; 8 — защитная шайба; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — гайка подшипника; 11 — стопорная шайба; 12 — пыльник; 13 — рейка; 14 — защитный колпачок; 15 — упор рейки; 16 — уплотнительное кольцо; 17 — стопорное кольцо; 18 — гайка упора; 19 — хомут; 20 — защитный чехол; 21 — внутренний наконечник рулевой тяги; 22 — соединительная пластина; 23 — стопорная пластина; 24 — болт крепления тяги к рейке; А — метка на пыльнике; В — метка на картере

Снимите фиксаторы 19 крепления защитного кожуха 20 рулевого управления, правой опоры, а затем и кожуха 20 стойки с трубки корпуса рулевого управления ВАЗ 2114.

Ключом 67.7812.9537 с восьмигранной головкой, отверните гайку 18 упора 15 и извлеките пружину и стопорное кольцо 17. Поверните реечную шестерню 5 против часовой стрелки до упора стопорного кольца в картере и, прилагая крутящий момент к валу шестерни, переместите упор 15 рейки.

Специальными щипцами с круглыми губками, вставленными в углубление упора под пружину, извлеките упор рейки из картера.

Снимите пыльник 12 с шестерни и стопорную шайбу 11, ключом 67.7812.9536 выверните гайку 10. Специальным приспособлением выньте шестерню из картера в сборе с шариковым подшипником 6. Снимите защитную шайбу 8, стопорное кольцо 7 и спрессуйте шариковый подшипник с вала шестерни.

Выньте рейку 13 рулевого механизма в сторону снятого защитного колпачка 14, а затем опорную втулку 2 рейки. При повреждении или износе роликового подшипника 4 выпрессуйте его из картера рулевого механизма съемником 67.7801.9535.

Проверка технического состояния.

Промойте полости картера рулевого механизма и все металлические детали в керосине. Резиновые детали промойте теплой водой и протрите.

Внимательно осмотрите, нет ли на рабочих поверхностях шестерни 5 и рейки 13 следов износа, задиров или рисок. Незначительные повреждения устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой или бархатным напильником. Изношенные и поврежденные детали замените.

Шариковый подшипник 6 должен вращаться свободно, без заеданий, на поверхности колец и шариков не должно быть износа и следов заедания. Иглы и обойма роликового подшипника 4 не должны иметь износа и повреждений. При малейшем сомнении подшипники замените новыми.

Проверьте состояние защитного чехла 20 и колпачков. Если они имеют трещины, разрывы и неплотную посадку на деталях, замените их новыми.

Проверьте по осевому и радиальному зазору состояние шаровых шарниров рулевых тяг. Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире или в него попали грязь, песок, а также при появлении коррозии на шаровом пальце и при полном использовании хода упорного вкладыша — замените шарнир в сборе с наконечником тяги ваз 2113, ваз 2114, ваз 2115.

Проверьте состояние резинометаллических шарниров наконечников тяг. Изношенные и поврежденные шарниры заменить.

Проверьте состояние опорной втулки 2 рейки и ее посадку в картере рулевого механизма. Поврежденную втулку замените.

Проверьте состояние эластичной муфты вала руля ваз 2114, обращая внимание на прочность заклепочного соединения, на состояние шлиц у нижнего фланца и состояние резиновой части муфты.

При ослаблении заклепочного соединения замените заклепки, при износе шлиц — нижний фланец. Не допускаются трещины и расслоения на резиновой части муфты, в этих случаях — замените ее.

Если люфт в заклепочном соединении муфты невозможно устранить заменой заклепок, замените эластичную муфту в сборе с валом руля.

Уплотнительные кольца упора рейки, гайки подшипника приводной шестерни и резиновые кольца опорной втулки рейки ваз 2113 ваз 2115 заменяйте новыми независимо от их технического состояния. Разовое использование имеют также хомуты и стопорные шайбы 23 и 11.

Ремонт рулевой рейки (пример)

 описать разборку 2

Неисправности рулевой рейки с гидроусилителем не должны вызывать у вас паники, обычное явление. Требуется лишь вовремя выявить неисправность и провести ремонт рулевой рейки с гидроусилителем.

Классификация и ремонт рулевого механизма

Ремонт рулевой рейки с ГУР — замена деталей при помощи ремкомплекта. В ремкомплект входят: все уплотнительные кольца поршня и распределителя вала, сальники высокого давления, опорные втулки и вставки для поджимки вала.

Во время ремонта на шлифовальном станке может быть обработана поверхность вала.

Ремонт распределителя — замена внутреннего и верхнего сальников, замену уплотнительных колец. Вал шлифуется. При наличии кольцевого износа в корпусе распределителя, требуется гильзование корпуса.

Ремонт рулевой рейки с восстановлением вала.- Включает в себя: все вышеперечисленные операции, плюс полное восстановление с наращиванием вала баббитом, покрытием хромом и шлифовкой.

Капитальный ремонт рулевой рейки — соответственно в него входят все перечисленные операции, плюс замена новыми: поперечный вал, боковая поджимка вала, гаек боковой поджимки и распределителя, трубки высокого давления и рулевые тяги. В случае надобности — замена рулевых тяг.

Типичные признаки неисправности в рулевой рейке течь гидравлической жидкости из рейки — неисправности сальников вала — износ, коррозия вала,стук в рейке — износ шарового шарнира рулевой тяги, износ центрального зуба в рулевой рейке, сайлентблоки крепления рулевой рейки, стук карданчиков рулевой колонки,рейка дает люфт — шаровый шарнир рулевой тяги, нарушен угол прилегания винта и зубьев рейки,тугой руль или недостаточный возврат руля в центральное положение — погнут вал — рейка или карте рейки.

Типичные признаки неисправностей ГУР (насос) при вращении руля появляется зудящий звук — уровень масла в бачке ниже положенного, либо критический износ роторной пары, тугой руль, но при увеличении скорости становится легче — частый дефект, подвисает расходный клапан,

тугой руль, но при увеличении скорости становится легче, при этом появляется зудящий звук (вой) — скорее всего, появились задиры на роторе и привалочных плоскостях, большое усилие на руль в обе стороны — разрушилось резиновое кольцо плавающей шайбы в насосе, тугой руль и при вращении из-под капота слышен характерный свист — ослаблен ремень привода (проскальзывает)

3 Разработать технологическую карту

Таблица 3. Технологическая карта

№ п/п

Наименование, содержание операции

Кол-во точек воздействия

Место выполнения работ

Оборудование,

1

Установка автомобиля на ремонтную зону

сверху

Ремонтная зона

2

Заглушить двигатель

Ремонтная зона

3

Сливаем масло из картера рулевого механизма

снизу

Ремонтная зона

4

Отвертываем гайку крепления рулевой сошки и, сняв пружинную шайбу, съемником снимают сошку.

Ремонтная зона

ключи, набор головок.

5

Отвернув болты крепления, снимают крышку вместе с регулировочным винтом, регулировочной пластиной, стопорной шайбой и контргайкой.

Ремонтная зона

Набор ключей

6

Вынимают из картертера вал сошки в сборе с роликом. Отвернув болты крепления, снимают крышку упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками.

Ремонтная зона

Набор накидных ключей и головок

7

Валом червяка выталкивают наружное кольцо подшипника и вынимают вал вместе с сепараторами подшипников.

Ремонтная зона

8

Снимают сальник вала червяка и сальник вала сошки.

Ремонтная зона

5

Выпрессовывают наружное кольцо верхнего подшипника. При этом съемную насадку на ручке оправки ставят буртиком назад.

Ремонтная зона

4. Охрана труда

1 Безопасность труда при ремонте автотранспортных средств

Не курите в гараже, в противном случае» бросайте окурки только в специально отведенную для этих целей емкость с водой.

В гараже, оборудованном смотровой канавой, следует принимать

дополнительные меры предосторожности. Если смотровая канава в данный момент не используется, она должна быть закрыта.

Будьте осторожны при пуске двигателя в гараже, если кроме вас в нем еще находятся люди. Убедитесь в том, что рычаг переключения передач переведен в нейтральное положение, автомобиль зафиксирован стояночным тормозом, а в момент проворачивания коленчатого вала двигателя стартером спереди или сзади автомобиля нет людей.

При проведении работ снизу автомобиля наденьте головной убор и защитные очки, предохраняющие глаза от попадания пыли и песка.

Не применяйте неисправный инструмент: рожковые ключи с «раскрывшимся» зевом или смятыми губками, отвертки со скругленным или скрученным жалом, пассатижи с незакрепленными пластмассовыми ручками, молотки с плохо насаженными бойками и т.п.

Для защиты рук от порезов и ушибов во время «силовых» операций надевайте перчатки (лучше кожаные).

Поднимая или опуская автомобиль (на домкрате или подъемнике), никогда не находитесь под ним.

Предварительно убедитесь, соответствующие силовые элементы кузова (усилители пола, пороги) достаточно прочны.

Используйте для подъема автомобиля только указанные заводом-изготовителем места опоры. Запрещается вывешивать автомобиль на двух или более домкратах — используйте подставки промышленного изготовления.

Запрещается стоять и проходить под поднятым грузом. Нельзя превышать предельные нормы веса для переноски вручную, установленные действующим законодательством об охране труда.

Техника безопасности на рабочем месте.

До начала работы необходимо:

  • надев спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов. Рукава надо застегнуть или закатать выше локтя;
  • подготовить рабочее место: освободить нужную для работы площадь, удалив все посторонние предметы; обеспечить достаточную освещенность.

Заготовить и разложить в соответствующем порядке требующийся для работы инструмент, правильность его заточки и заправки; обратить внимание на то, чтобы молотки имели ровную, слегка выпуклую поверхность, были хорошо насажены на ручки и закреплены клином; зубила и крейцмейсели не должны иметь зазубрин на рабочей части и острых ребер на гранях; напильники и шаберы прочно насажены на ручки;

Работник во время работы обязан:

  • выполнять только ту работу, которая ему была поручена и по которой он был проинструктирован, не допуская при этом спешки с учетом безопасных приёмов и методов работы;
  • в течение всего рабочего дня содержать в порядке и чистоте рабочее место;
  • держать открытыми все вентиляционные устройства.

Требования охраны труда после окончания работы:

  • привести в порядок рабочее место, для чего убрать инструменты;
  • обрывки проводов и другой мусор;
  • снять спецодежду;
  • отключить электроэнергию.

Электробезопасность.

Работник перед началом работы с электрооборудованием должен провести:

  • осмотр электрооборудования;
  • проверку комплектности и надежности крепления деталей.

Отключение электрооборудования необходимо производить:

  • при перерыве в работе;
  • при окончании рабочего процесса.

Работник должен отключить электрооборудование, вынув исправную вилку из исправной розетки.

Работник должен убедиться, что включение оборудования никого не подвергает опасности.

Пожарная безопасность

Основными причинами возникновения пожара на автотранспортном предприятии являются:

  • неосторожное обращение с огнем;
  • нарушение правил эксплуатации электрооборудования;
  • неисправность отопительных приборов и термических печей;
  • нарушение режима эксплуатации устройства для подогрева автомобилей;

нарушение правил хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

2 Перечислить, используя инструкции, основные правила техники безопасности при ремонте автотранспортных средств и на рабочем участке

Общие требования безопасности при ремонте автомобилей предписывают следующее.

  • Любые работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля Лада Приора должны проводиться в просторном, хорошо вентилируемом и освещенном помещении.

— Оборудование мастерской (грузоподъемные механизмы, станки, электроинструменты) должно быть специально приспособлено для выполнения ремонтных операций (например, для питания переносных осветительных приборов желательно использовать источники низкого напряжения -12 или 36 В, а не 220 В).

  • Не курите и не пользуйтесь открытым огнем в помещении, где находятся автомобиль, горюче-смазочные материалы и пр.
  • При работе со слесарными инструментами используйте перчатки, они защитят руки не только от грязи, но и от царапин, порезов.
  • Любые работы снизу автомобиля Лада Приора выполняйте в защитных очках.
  • При выполнении кузовного ремонта (шпатлевка, покраска, шлифовка) наденьте респиратор и обеспечьте дополнительную вентиляцию помещения.
  • Работы, связанные со снятием и установкой тяжелых узлов и агрегатов автомобиля, выполняйте с помощником.
  • Емкости с горюче-смазочными и лакокрасочными материалами, хранящимися в мастерской, всегда должны быть плотно закрыты. Не допускайте нахождения таких материалов в зоне падения искр при использовании металлорежущего инструмента.
  • Не допускайте попадания масел (особенно отработанных), антифриза и электролита на открытые участки кожи. В случае попадания смойте их как можно быстрее мыльным раствором и обильно промойте водой.
  • Не используйте для очистки кожи рук бензин, дизельное топливо, растворители и т.п.

— Помните, что неправильное обслуживание электрооборудования и топливной аппаратуры может привести к пожару. Если вы не уверены в своих знаниях по обслуживанию указанных систем, лучше обратитесь к специалистам автосервиса. Если вы все же решили выполнить работу самостоятельно, строго следуйте всем имеющимся рекомендациям и предупреждениям.

— Соблюдайте особую осторожность при ремонте автомобилей, оснащенных подушками безопасности или преднатяжителями ремней. Не пытайтесь самостоятельно ремонтировать узлы этих систем (электронный блок управления подушками безопасности, модули подушек безопасности, рулевое колесо, датчики удара, преднатяжители ремней и т.д.), так как неправильное выполнение работ может привести к срабатыванию этих устройств и, как следствие, к тяжелым травмам. При выполнении любых работ в зоне расположения этих устройств внимательно изучите все рекомендации и предупреждения.

  • Инструменты и оборудование, применяемые при ремонте автомобиля Лада Приора, должны быть в исправном состоянии. Особое внимание необходимо уделять состоянию изоляции электрических проводов.
  • При обслуживании автомобилей, оснащенных системой кондиционирования воздуха, не допускайте разгерметизации системы, так как содержащийся в ней хладагент ядовит.

Для безопасного подъема автомобилей домкратом необходимо выполнить следующее.

  • Установите автомобиль на ровную твердую поверхность.
  • Перед подъемом освободите автомобиль от посторонних предметов. Заранее уберите из багажника все необходимое для ремонта (запасные части, инструменты), так как доступ в поднятый автомобиль может быть затруднен либо невозможен.
  • Домкрат устанавливайте только под те места, которые для этого предназначены. Силовые элементы кузова в этих местах специально утолщены и имеют повышенную прочность.
  • Подложите противооткатные упоры под колеса автомобиля со стороны, противоположной поднимаемой.
  • Для предотвращения проседания и вдавливания домкрата в землю, подложите под него доску (20x20x2 см).

  • Подведите упорную головку к кузову автомобиля. При этом домкрат должен быть установлен перпендикулярно опорной поверхности.
  • Прежде чем поднять автомобиль домкратом на требуемую высоту, еще раз внимательно проверьте, не накренился ли он в какую-либо сторону.
  • Опоры следует устанавливать также только под специально предназначенные для подъема автомобиля места. Между опорой и кузовом автомобиля подложите резиновую или деревянную прокладку.
  • Устанавливайте треногую опору таким образом, чтобы две ее ноги были со стороны кузова автомобиля, а одна — снаружи.

Для безопасного использования подъемника соблюдайте следующие требования безопасности.

  • Во время подъема и опускания автомобиля запрещается находиться рядом с ним во избежание несчастного случая.
  • Если возникла опасность падения автомобиля, немедленно покиньте опасную зону,
  • Правильно располагайте на подъемнике центр тяжести автомобиля, чтобы избежать его падения.
  • Не прилагайте чрезмерного усилия к органам управления подъемником.
  • Управлять подъемником должен только квалифицированный персонал.
  • Не допускайте чрезмерного раскачивания автомобиля на подъемнике.
  • Лапы подъемника устанавливайте только под те места, которые для этого предназначены. Силовые элементы кузова в этих местах специально утолщены и имеют повышенную прочность.
  • При снятии тяжелых узлов и агрегатов с автомобиля, установленного на подъемнике, установите дополнительные опоры.

5. Экономическая часть

Расчет себестоимости технологического процесса при ремонте рулевого управления с гидроусилителем

Основная заработная плата (ОЗП)

ОЗП = ОЗПч x Тр, руб, (1)

где: ОЗПч — основная заработная плата почасовая, руб

Тр — трудоемкость, чел/ час.

ОЗПч = ТСч + (ТСч/100) x Кур, руб.

где: ТСч — почасовая тарифная ставка рабочего, руб

К УР — уральский коэффициент = 15%

ТСч = ТС x Nсм x Nч (2)

где: Nсм — количество смен в месяцч — количество часов в смену

ТСч = 42,2 руб. (3)

ОЗПч = 95,2+(95,2/100) x 15%=95,2+6,38+48,53руб

ОЗП =,95руб x 16час=1528,48руб.

Дополнительная заработная плата (ДЗП)

ДЗП = (ОЗПх) x 10% руб (4)

ДЗП = x 10% = 2,648руб.

Начисления на фонд заработной платы

Нач. ФЗП = (ОЗП + ДЗП)/100 x 35,8 (5)

Нач. ФЗП = x 35,8 = 1500,8руб.

Затраты на расход электроэнергии, используемой для технических целей

Эл. = Wх tмаш x С (6)

где: W — мощность эл. потребителей, кВтмаш — время работы электропотребителей, час.

Сэл. — стоимость эл. энергии, кВт/ч

Эл. =.0.250к, составил 4,371 руб.

Стоимость сырья, материалов (С с. м.)

С с.м. = Сс + См + Су (7)

где: Сс — стоимость сырья;

  • См — стоимость материалов;
  • Су — стоимость узлов ( трансмиссионное масло — 450руб.)

С с. м. = 450руб.

Амортизационные отчисления (А)

А = (n об. x БС x На)/100руб. (8)

где: n об. — количество оборудования, шт

БС — балансовая стоимость еденицы оборудования, руб.

На — норма амортизации, %

А = 500 руб.

В расчет не принимается.

Прочие затраты (ЗПР)

ЗПР = (ОЗП+ДЗП+НАЧ.ФЗП+Эл.+Сс.м.+А)/100 x (10/70%) (9)

ЗПР = (776,48 + 77,648 + 1505,8 + 4,371 +450)/100 x 70 = 2900,44 руб.

Итого сумма всех статей:

Таким образом стоимость данного технологического процесса ремонта коробки передач (замена масла) составил 10.200 руб,00 коп, что позволяет сделать вывод в том, что проведение данного ремонта приемлемо и доступно.

6. Заключение

Проанализировав данную работу можно сделать следующие выводы. Передача движения от рулевого колеса к передним управляемым колесам автомобиля осуществляется рулевым механизмом и системой рулевых тяг и рычагов. Картер рулевого механизма закреплен тремя болтами на левом лонжероне рамы. Верхний конец рулевой колонки прикреплен к кронштейну педалей сцепления и тормоза с помощью двух болтов и распорки. Состояние рулевого механизма считается нормальным, если свободный ход рулевого колеса в положении, соответствующем движению автомобиля по прямой, не превышает 40 мм (приблизительно 10°) при измерении на его ободе.

Если свободный ход рулевого колеса превышает 40 мм (после подтягивания соединений), то необходимо отрегулировать рулевой механизм. Зазор в зацеплении червяка с роликом регулируют без снятия рулевого механизма с автомобиля. Перед регулировкой сначала следует проверить, нет ли осевого перемещения червяка, так как для устранения осевого перемещения червяка рулевой механизм требуется снять и разобрать. Для этого нужно, приложив палец руки к ступице рулевого колеса и к корпусу переключателя указателей поворотов, немного поворачивать рулевое колесо вправо и влево. При наличии зазора в подшипнике червяка будет ощущаться осевое перемещение ступицы рулевого колеса относительно корпуса переключателя указателей поворотов. Предварительно надо убедиться в том, что корпус переключателя указателей поворотов посажен на рулевой колонке надежно, без качки.

Если осевого перемещения червяка нет, то нужно отрегулировать только зацепление червяка с роликом. Для этого необходимо отвернуть гайку и, приподняв стопорную шайбу настолько, чтобы она снялась со штифта, повернуть специальным ключом, имеющимся в комплекте инструмента,

регулировочный винт по часовой стрелке. Винт нужно повертывать на несколько вырезов в стопорной шайбе, проверяя каждый раз после поворота свободный ход рулевого колеса. Регулировка считается законченной, когда свободный ход рулевого колеса (при неподвижных передних колесах) будет не более 10-15 мм. По окончании регулировки гайку следует поставить на место и туго затянуть. Нужно иметь в виду, что при чрезмерно затянутом рулевом механизме рулевое колесо не будет самостоятельно возвращаться в среднее положение после выхода автомобиля из поворота, т. е. ухудшится устойчивость автомобиля при движении с большой скоростью. Если это наблюдается, то следует повторить регулировку. Рулевое колесо должно вращаться легко, без явно ощутимого сопротивления. В данной работе мы рассмотрели особенности рулевого управления на примере автомобилей

Газ 3302

7. Библиографическое описание документов

1. В.М. Кленников., Н.М. Ильин., Ю.В. Буралев, Учебник водителя. Автомобиль, категории «B», Москва издательство «Транспорт», 1985.

  • В.С. Колисский, А.И. Манзон, Г.Е. Нагула, Учебник водителя. Автомобиль, категории «С», Москва издательство «Транспорт», 1988г.
  • Регулировка автомобилей ЗИЛ — 130 и ЗИЛ — 131.

Зубарев А.А., изд-тво «Транспорт», 1969.4 Гмурман В. Е

  • Иванов В.Б. Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте. — Киев: Тэхника, 1991.
  • Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Ч.2. Автомобиль УАЗ — 3303. — М: Транспорт — 1979.

  • М.В. Васильчук, Л.Е. Винокурова, М.Я. Тесленко «Основы охраны труда», Киев «Профобразование» 1987г. автомобилей Ю. И. Боровских.- М. «Высшая школа», 2000 г. автомобиля Е. В. Михайловский.- М. «Машиностроение» 2003 г.

Автомобильные эксплуатационные материалы О. И. Манусаджянц.- М. «Транспорт» 2001 г

  • Автомобильные эксплуатационные материалы О. И. Манусаджянц.- М. «Транспорт» 2001 г.

Сайты://www.gidravlika.org.ua/rulevoe-upravlenie/30-princip-raboty-sistemy-gidrousilitelja-rulevogo-upravlenija. ://www.autoprospect.ru/hyundai/santa-fe/5-1-5-snyatie-razborka-proverka-i-sborka-nasosa-gidrousilitelya-rulevogo-upravleniya.html