Функции управления

Курсовая работа

Управление — это сфокусированный процесс, который включает в себя несколько основных элементов, рассматриваемых как основные функции управления.

В офисах многих менеджеров есть плакаты со словами Анри Файоля: «Руководить — значит предвидеть и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». По словам одного из основоположников научного менеджмента, сформулированы основные управленческие функции, которым посвящена данная курсовая работа.

В практике управления различают два вида функций управления:

  • основные — весь комплекс обязательных работ, который подлежит неукоснительному выполнению в процессе реализации конкретной функции управления в определенной последовательности: прогнозирование;
  • организация;
  • планирование;
  • мотивация;
  • контроль;
  • учет;
  • анализ;
  • подготовка и принятие управленческих решений

конкретные — более обособлены, представляют собой самостоятельные области профессиональной деятельности. именно на основе анализа конкретных функций они формируют структуру управления, осуществляют подбор и расстановку кадров, разрабатывают информационные системы и организуют делопроизводство. Конкретные функции управления позволят вам четко определить, что, кому и когда это делать. Выполнение конкретных функций в комплексе составляет процесс управления организацией (предприятием).

Таким образом, можно сделать основной вывод, что выполнение конкретных функций зависит от компетентности, гибкости, эффективности, предпринимательского духа менеджеров и, как следствие, от успешного завершения производственной деятельности, качества работы и продукции, а также конкурентоспособности компании продукт.

Функции управления способствуют созданию и бесперебойному функционированию всех подразделений текущей структуры управления вертикальными и горизонтальными связями. Все функции управления можно разделить на внешние и внутренние; главные, основные и вспомогательные, полезные и вредные; неестественные; дублирующие. Функции вытекают из тех задач, которые решает структурное подразделение, например производственный отдел машиностроительного предприятия:

  • установление тесных контактов с отделом исследований и разработок;
  • подготовка новой продукции к запуску в производство;
  • планирование приобретения оборудования и подготовка к работе;
  • стимулирование развития инициативы работников к рационализации;
  • анализ стоимости работ, использования ЭВМ и бюджета отдела.

Поэтому тема курсовой работы имеет несомненную актуальность.

8 стр., 3845 слов

Функции управления, особенности и основные характеристики

... процесса управления Рассмотрим по порядку содержание каждой из основных функций управления. 2. Основные характеристики функций менеджмента 2.1 Планирование Планирование– это первая, важнейшая функция процесса управления, ... которые должны выполняться в рамках конкретной функции1. Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, ...

Цель данной статьи — подробно изучить функции управления.

1. Основные функции управления

Управление организацией представляет собой процесс реализации определенного типа взаимосвязанных действий для формирования и использования ресурсов организации для достижения ее целей. Менеджмент не эквивалентен всей деятельности организации по достижению конечных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности, с целевой ориентацией различных видов деятельности и т.п. (рис. 1).

 основные функции управления 1

Содержание и набор действий и функций, выполняемых в процессе управления, зависят от: типа организации, ее размера, объема деятельности, уровня иерархии управления, функций внутри организации и многих других факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 г. А. Файоль, все процессы управления организацией характеризуются наличием однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основных функции управления: 1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению; 2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними; 3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей; 4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.

При выполнении этих функций управления менеджеру бизнес-организации необходимо будет ответить на

Таблица 1. Основные направления функций управления

Функции управления

Решаемые вопросы

Планирование

Какова задача или природа бизнеса данной организации?

Какими должны быть цели данной бизнес-организации?

Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они от-ражаются и могут отразиться в будущем на организации?

Какую стратегию и тактику следовало бы выбрать?

Организация

Каким образом следует структурировать работу организации? Как целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ?

Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и не было противоречивым?

Принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять людям, в частности руководителям?

Следует ли изменять структуру организации из-за изменений во внешнем окружении?

Мотивация

В чем нуждаются подчиненные?

В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации?

Если удовлетворение работой и производительность выросли, то почему это произошло?

Что можно сделать, для их увеличения?

Контроль

Как следует изменить результаты работы?

Как часто следует давать оценку результатов?

Насколько бизнес-организация преуспела в достижении целей?

Если продвижение к поставленным целям недостаточно, то почему это случилось и какие коррективы следовало бы внести?


2. Функция планирования

управление мотивация контроль персонал

Одним из инструментов системы менеджмента является планирование, сущность которого проявляется в конкретизации целей развития всей бизнес-организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Высшая цель планирования состоит в том, чтобы быть действенным инструментом достижения целей предприятия, т.е. своевременно выявлять средства, альтернативы, а также шансы и риски достижения целей и выбирать соответствующие мероприятия.

Из этой главной цели вытекает ряд частных целей планирования:

направленность целей — путем планирования цели более низкого порядка и действия как лиц, так и отделов согласуются с целями более высокого порядка;

раннее предупреждение — планирование позволяет путем прогнозирования проблем своевременно принимать решения или превентивные меры;

координация частных планов — при помощи планирования анализируются выявленные проблемы и исследуются те альтернативы, которые могут привести к решению проблем (достижению целей).

Таким образом, целенаправленно и систематически готовится решение о наиболее подходящей альтернативе. Для всех последующих решений фиксируются одновременно определенные рамки принятия решений;

определение основных методов контроля — путем планирования становится возможным сравнивать желаемые параметры плана, как с прогнозом, так и с фактически полученными величинами и одновременно следить за предпосылками последующего планирования. Таким образом, планирование становится основой результативного контроля;

информация сотрудников — при помощи планирования можно соответствующим образом извещать сотрудников о целях, альтернативах, применении средств, ограничениях и сроках;

мотивация сотрудников — сотрудничество в процессе разработки плана, а также при согласовании плановых заданий позволяет стимулировать работу сотрудников по выполнению плана, т.е. стимулировать достижение производственных и личных целей.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и типы планов. Формы планирования в зависимости от длительности планового периода делятся на перспективное планирование (прогнозирование); среднесрочное планирование и текущее (оперативное) планирование. Виды планов: 1) в зависимости от содержания хозяйственной деятельности — планы НИОКР; производства; сбыта; материально-технического снабжения; финансовый план; 2) в зависимости от организационной структуры бизнес-организации — планы производственного отделения; планы дочерней компании.

Если мы посмотрим на процесс планирования от начала до конца, его можно разбить на отдельные этапы. Каждый из этапов характеризуется постановкой специальных задач и систематически связан с другими этапами последовательностью выполнения и обмена информацией. При детализации этих фаз получим деление, в которое войдут (рис. 2):

разработка целей;

постановка проблем;

поиск альтернатив;

прогнозирование;

оценка и принятие решений;

определение плановых показателей.

 функция планирования 1

Разработка экономической политики бизнес-организации предполагает: формирование стратегических целей и задач; анализ сильных и слабых сторон деятельности бизнес-организации; оценку существующих и перспективных направлений хозяйственной деятельности; анализ внешнего окружения и его влияния на функционирование бизнес-организации; определение альтернативных наборов производственно-хозяйственной деятельности; выбор стратегии; составление ежегодного бюджета бизнес-организации в целом, ее функциональных и хозяйственных центров.

Цели бизнес-организации определяют концепцию ее развития и основные направления деловой активности. Различают общие и специфические цели.

Общие цели отражают концепцию развития бизнес-организации и разрабатываются на долгосрочную перспективу. Они определяют основные направления программы развития бизнес-организации, что требует точной формулировки целей и их связи с ресурсами. Одновременно с формированием целей они классифицируются по принципу приоритетности.

Конкретные цели разрабатываются в рамках общих задач для основных видов деятельности в каждом производственном отделе бизнес-организации и могут быть выражены в количественных и качественных показателях. разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал бизнес-организации и ее производственно-сбытовые возможности.

Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач: разработка стратегических целей бизнес-организации; оценка ее возможностей и ресурсов; анализ тенденций в области маркетинговой деятельности; оценка альтернативных путей деятельности; определение стратегии на перспективу; подготовка детальных оперативных планов, программ и бюджетов; оценка деятельности организации на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое; среднесрочное и текущее, представленных в таблице 2.

Таблица 2. Характеристика стратегического, среднесрочного и текущего планирования

Структурные признаки

дифференцируемость

детализация

точность

временной горизонт

структурные недостатки

Стратегическое

слабая дифференциация (общий план)

глобальные параметры

низкая

долгосрочный

слабо структурированные проблемы

Среднесрочное

Текущее

сильная дифференциация (много частных планов)

детальные параметры

высокая

краткосрочный

четко структурированные проблемы

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности бизнес-организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами; при этом разрабатываются также новые возможности организации. Стратегическое планирование охватывает период 10-15 лет, имеет долгосрочные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и требует огромных ресурсов.

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок. В них сформулированы основные задачи на заданный период, представлена ​​подробная информация о капитальных вложениях и источниках финансирования.

Текущее планирование состоит из определения промежуточных целей на пути к достижению стратегических целей и задач. При этом подробно прорабатываются средства и методы решения проблем, использования ресурсов, внедрения новых технологий.

Центральное место в планировании будущей деятельности бизнес-организации занимает прогноз продаж. Независимо от размера организации и количества ее сотрудников, прогнозирование продаж влияет на все аспекты планирования, составления бюджета и установления квот.

При прогнозировании каждая бизнес-организация имеет дело с четырьмя основными концепциями: размер рынка, рыночный потенциал, возможности продаж и прогноз продаж. Размер рынка — это общее количество единиц продукции, которые могут быть проданы на данном рынке в конкретный год, за исключением таких показателей, как цена и деятельность конкурентов. Часть объема рынка, представляющая максимально возможные продажи за определенный период времени, является рыночным потенциалом. Возможность продаж — это подмножество рыночного потенциала, который представляет собой максимальную долю рынка, которую фирма может достичь за определенный период времени. Наконец, прогноз продаж — это подмножество возможностей продаж, вероятный объем продаж данной бизнес-организации на определенном рынке за определенный период времени.

Для разработки прогнозов сбыта используют различные методы: опрос руководителей отделов бизнес-организации; обобщение оценок торговых агентов; прогнозирование на базе прошлого оборота; анализ тенденций, циклов и факторов, влияющих на объем сбыта; корреляционный анализ; метод стандартного распределения вероятностей; прогнозирование доли рынка; анализ конечного использования, ассортимента товаров; пробный маркетинг.

Прежде чем определять подходящую методологию прогнозирования продаж, очень важно изучить все факторы, влияющие на этот прогноз. Эти факторы можно разделить на две категории: управляемые и неуправляемые.

Управляемые факторы — это элементы внутренней деловой среды, имеющие влияние на объем продаж в будущем и находящиеся под контролем самой бизнес-организации (политика цен, каналы распределения, деятельность по продвижению товара на рынок, новая продукция, характеристики продукции, политика в отношении дебиторов по расчетам и собственные финансовые возможности организации).

Неконтролируемые факторы — это элементы внешней среды, которые бизнес-организация может контролировать, пусть даже в небольшой степени. К ним относятся состояние мировой и национальной экономики, инфляция, процентные ставки, изменения численности населения, изменение потребительских вкусов и другие демографические факторы, условия конкуренции и промышленные тенденции. Неконтролируемые факторы влияют на продажи и деятельность бизнес-организации на разных уровнях. очень важно отслеживать и учитывать при составлении прогнозов продаж те факторы, которые могут оказать наибольшее влияние на бизнес организации.

Чтобы облегчить решение конкретных маркетинговых задач, необходимо произвести оценку стоимости финансирования соответствующих программ. Смета расходов по сбыту отражает плановые расходы на год. Процесс разработки такой сметы затрат начинается с разработки маркетингового и рекламного плана и составления прогноза продаж.

Управленческое решение — это результат определенной управленческой деятельности. Принятие решений является основой управления.

Система менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: признание необходимости решения; выработка решения и выполнение решения (рис. 3).

 функция планирования 2

На этапе признания необходимости решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включая поиск, сбор и обработку информации, а также проблем, которые необходимо решить и сформулировать.

На стадии выработки решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

На этапе реализации решения принимаются меры по конкретизации решения и доведению его до художников, проверке хода его реализации, внесению необходимых изменений и оценке результата, полученного от реализации решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому цель управленческой деятельности состоит в нахождении таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:

метод, основанный на интуиции менеджера, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда менеджер, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует использования современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной машины.

Система управления должна придерживаться принципа выбора решения, которое будет принято из заданного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность; оптимальность выбора; правомочность; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

Функция организации

Организация — основная функция системы управления, суть которой заключается в реализации определенного структурирования, внутреннего порядка, согласованности взаимодействия по отношению к автономным частям в системном объекте.

Функция организации осуществляется двумя способами: через административное и организационное управление и через операционное управление.

Административно-организационное управление предполагает определение структуры бизнес-организации, установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления (табл. 3).

Таблица 3. Содержание функции администрирования

Составляющая функция

Действия по реализации данной функции

Установление целей

Определение будущего состояния бизнес-организации

Разработка стратегии

Определение способов достижения цели

Планирование работы

Определение задач конкретным исполнителям

Проектирование работы

Определение рабочих функций исполнителей

Мотивирование к работе

Целенаправленное воздействие на работника

Координация работы

Согласование усилий исполнителей

Учет и оценка работы

Измерение результатов и их анализ

Контроль работы

Сопоставление результатов с целями

Обратная связь

Корректировка целей

Оперативное управление обеспечивает функционирование организации компании в соответствии с утвержденным планом. Он заключается в периодическом или непрерывном сравнении полученных фактических результатов с результатами, изложенными в плане, и их последующей корректировке. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.

Вне зависимости от типа и масштаба деятельности каждая бизнес-организация должна быть некоторым образом упорядочена (организована).

Под организационной структурой управления бизнес-организации понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности друг другу и высшему органу управления бизнес-организацией, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии. В структуре организации выделяют следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени), руководства и связи (горизонтальные и вертикальные).

Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств.

Существуют следующие типы структуры управления: линейная (иерархическая), функциональная, дивизиональная, адаптивная. Однако ни одна из перечисленных структур управления не применяется в чистом виде, кроме линейной, а значит, только в малом бизнесе. Подавляющее большинство бизнес-организаций используют смешанный тип управления. В некоторых случаях это простая комбинация четырех перечисленных форм, когда в нижнем звене используется линейная форма, в среднем — функциональная, а на уровне бизнес-организации — линейно-функциональная и частично матричная форма. Однако чаще всего происходит синтез различных форм при солидарном действии на всех уровнях экономической иерархии.

Функция организации 1

Принцип единства означает единство управляющей системы (аппарата, органа управления) и управляемой системы (производства).

Между системой управления и управляемой системой любой бизнес-организации должен быть прямой цикл и цикл обратной связи. Управляющая система получает от управляемой системы информацию. На основании полученной информации аппарат управления принимает решения. Поэтому управление осуществляется по принципу прямого и обратного.

Единство подчинения означает: группа сотрудников подчиняется одному поставленному над ней руководителю; подчиненные не должны получать от различных руководителей противоречивых, не увязанных между собой указаний.

Принцип соответствия означает, что все функциональные функции должны соответствовать друг другу: по количеству и степени выполняемых основных управленческих функций, по информационному взаимодействию между ними, по нормативному обеспечению.

Местное самоуправление — это, по сути, правительственная функция, выполняемая исполнительной властью. Органы местного самоуправления осуществляют управление в соответствии с законом «О местном самоуправлении».

Система связи означает, что все элементы управления выполняют свои функции на основе тесной взаимосвязи между ними. Потеря связи означает потерю управления. Связи могут иметь различную форму: линейные (вертикальные), функциональные (горизонтальные), системные, региональные и др.

Принцип ориентированности означает, что каждая бизнес-организация должна ориентироваться во внешних инфраструктурах (банки, биржи, финансовые организации, снабженческо-сбытовые организации) и уметь приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Дифференциация работы означает, что в бизнес-организации должно быть четкое разграничение работ: кто за что отвечает, кто имеет право контроля, обжалования и т.д. Все это значительно повышает независимость сотрудников в вопросах управления.

Принцип доступности означает, что в условиях рыночных отношений, конкуренции свободный доступ должен осуществляться только в отношении информации, которая не является секретной. Например, информация о степени загрязненности окружающей среды, о качестве продукции, о технике безопасности и т.д.

Контроль операций должен осуществляться на всех этапах выполняемых работ с использованием или без использования технических средств контроля.

Планирование — это одна из начальных стадий процесса управления. Это выбор цели, направления в развитии. Любая бизнес-организация должна тщательно и хорошо планировать свою деятельность, так как от этого зависят ее выживание и прибыльность.

При формировании конкретных структур управления бизнес-организации необходимо учитывать следующее:

  • стратификацию, т.е. сколько уровней управления целесообразно применять;

  • формализацию, т.е. стиль руководства в организации и характер отношений между людьми в процессе деятельности. Если эти отношения регулируются большим количеством правил и положений, организация считается формальной. И чем больше будет правил, чем более бюрократичным будет стиль руководства, тем более формальной и системной должна быть структура предприятия;

  • централизацию и децентрализацию, т.е. иерархию принятия и доведения решений, перечень вопросов, которые должно решать высшее руководство. В организации централизованного типа важные и второстепенные вопросы стремится решить сам руководитель (группа руководителей).

    Но более прогрессивной и эффективной признается такая организация, где руководитель передает значительную часть своих полномочий на низшие уровни управления и тем самым способствует развитые творческого потенциала своих сотрудников;

  • сложность организационной структуры. Она зависит от видов, количества и взаимодействия различных отделов на предприятии, числа руководящих работников, сотрудников и т.д.

Организационная структура организации бизнеса и ее управления постоянно развиваются, улучшаясь в соответствии с изменяющимися условиями.

Любая реструктуризация структуры управления должна быть оценена в первую очередь с точки зрения достижения поставленных перед ней целей. В условиях нормально развивающейся экономики реорганизация направлена чаще всего на то, чтобы путем совершенствования системы управления повысить эффективность работы организации, при этом главными факторами улучшения являются рост производительности труда, ускорение технического развития, кооперация в принятии и реализации управленческих решений и т.д. В период кризиса изменения в структурах управления направлены на создание условий для выживания организации за счет более рационального использования ресурсов, снижения затрат и более гибкой адаптации к потребностям внешней среды.

Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций функций, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

В целом рациональная структура управления бизнес-организацией должна отвечать следующим требованиям:

обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях;

быть оперативной, не отставать от хода производственного процесса;

иметь минимальное количество уровней управления и рациональные связи между органами управления;

быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций.

Следовательно, уровень технико-экономических показателей производства во многом зависит от степени рациональности структуры управления. Правильно построенная структура управления бизнес-организацией создает предпосылки высокой оперативности управления, согласованной работы всех структурных ее подразделений.

4. Руководство персоналом и мотивация труда

Комплексный подход к системе менеджмента как к единству всех функций позволили выделить новое в характере управления — функцию руководства персоналом. Руководство персоналом как функция управления призвано объединять, координировать, взаимоувязывать и интегрировать все прочие функции в единое целое.

Важнейшими принципами руководства персоналом являются:

ответственность каждого работника за его работу;

знание каждым работником, кому именно он подчинен и от кого получает указания.

Система менеджмента, состоящая из иерархии различных ступеней (звеньев), предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руководителями или органами (аппаратом) управления. При развитой иерархии управления высший руководитель не занят какой-либо одной функцией управления. Главная задача высшего руководства — процесс управления в целом: координация разный функций, их увязка и согласование; подбор руководителей соответствующих служб и подразделений; организация иерархии управляющей системы в целом.

Руководители среднего и низового уровня выступают как организаторы определенных видов работ. В их обязанности входит: составление общего плана работы; объединение людей для работы; руководство работой; согласование работы отдельных частей бизнес-организации и отдельных работников; контроль за работой.

В современных условиях претерпела существенные изменения мотивация руководства персоналом.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотивация оказывает воздействие на следующие характеристики деятельности человека: усилие; старание; настойчивость; добросовестность; направленность. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. В практике одной из самой распространенных его форм является материальное стимулирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

Преобладающее значение приобрели социально-экономические и социально-психологические методы управления персоналом над административными; руководство теперь направлено на осуществление сотрудничества персонала и администрации для достижения намеченных целей; получил развитие принцип коллегиальности в управлении.

Коллегиальность в управлении предполагает, что профессионалы-менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, составляя управленческий штат.

Целью управления персоналом стало побуждение работников к развитию их способностей для более интенсивного и продуктивного труда. Считается, что руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.

Важное значение приобрели следующий социально-психологические аспекты управления:

стабильность служебного положения — главный стимул в работе;

увольнение по инициативе администрации сравнительно редко, так как сопряжено с соблюдением множества различных правил;

воспитание у работников чувства приверженности своей фирме (издание фирменных информационных бюллетеней, журналов, в которых освещаются деятельность и события жизни фирмы; показ престижных видео- и кинофильмов; устройство праздников и дней отдыха, на которые расходуются значительные средства).

Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие этапы:

. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.

3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.

4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

5. Профориентация и адаптация: введение нанятых работников в организацию и ее подразделения, развитие у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.

7. Оценка трудовой деятельности: разработка методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

8. Повышение, понижение, перевод, увольнение: разработка методов перемещения работников на должности с большей или с меньшей ответственностью, развития их профессионального опыта путем перемещения на другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.

9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда руководящих кадров.

Повышение эффективности руководства персоналом достигается за счет использования таких факторов, как:

хорошая организация рабочих мест;

рациональное планирование и использование производственных площадей;

систематическая переподготовка и повышение квалификации работников;

обеспечение стабильности занятости;

разработка и реализация различных социально-экономических программ.

Разработка программ управления персоналом предусматривает:

наличие целевой ориентации и взаимосвязи общих целей: повышение производительности труда, качества продукции, гибкости в оплате труда; постоянное повышение квалификации работников;

совместную разработку стратегии в области управления трудовыми ресурсами и стабилизации занятости представителями руководства бизнес-организацией с профсоюзом и работниками.

Обеспечение гарантий занятости для персонала делает любую бизнес-организацию более прибыльной и конкурентоспособной, особенно если стратегия стабилизации состава работников используется в качестве средства для повышения гибкости в управлении персоналом, обеспечения условий для тесного взаимодействия работников и сохранения наиболее квалифицированного их состава.

Гарантии занятости и снижение текучести кадров обеспечивают значительный экономический эффект и побуждают работников к повышению эффективности своей работы, не опасаясь увольнений, которые проводятся в период ухудшения хозяйственной конъюнктуры.

Контроль: формы и средства реализации

Контроль является одной из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Планирование должно постоянно учитывать возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития бизнес-организации. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей бизнес-организации. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование бизнес-организации и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Как и процесс планирования, процесс контроля протекает по отдельным фазам. Каждая из этих фаз отличается постановкой особых задач. Кроме того, фазы контроля связаны между собой и с фазами планирования. Как показано на рис. 2, контроль охватывает четыре фазы процесса при сравнении плановых и фактических показателей:

определение плановых показателей;

расчет фактических показателей;

сравнение фактических и плановых показателей (выявление отклонений между ними);

анализ отклонений.

Таким образом, в функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений бизнес-организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятие срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

По времени можно выделить: краткосрочный контроль; среднесрочный контроль; долгосрочный контроль.

По функциональным отделам различают: контроль сбыта; контроль изготовления; контроль хранения; контроль снабжения; контроль финансов; контроль инвестиций.

Признак «иерархия управления» позволяет различать: общий контроль (контроль бизнес-организации); контроль отделов; контроль рабочих мест.

Признак «иерархия планирования» ведет к делению: на стратегический контроль; тактический контроль; оперативный контроль.

Бизнес-организации широко используют две формы контроля: финансовый и административный.

Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки обращения и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности, а также по организации в целом. Организационно финансовый контроль осуществляется через подразделения на разных уровнях управления.

Система централизованного контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев руководителям соответствующих подразделений.

Административный (или оперативный) контроль осуществляется за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируется изменение доли бизнес-организации на рынке в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, в то время как оперативный контроль — децентрализации.

Заключение

Таким образом, в ходе выполнения курсовой работы было выяснено, что функции управления представляют собой назначение и виды управленческой деятельности. Различают функции управления общие и конкретные.

К общим функциям управления относятся: нормирование, планирование, организация, координация, регулирование, мотивация, контроль, учет, анализ. Эти функции охватывают цикл управления и пронизывают все конкретные функции, выполняемые руководителями, специалистами и другими служащими. Внешние функции управления направлены на реализацию связей организации со смежными и вышестоящими органами. Внутренние функции управления возникают внутри и между управленческими подразделениями организации как одного, так и разных уровней. Главная функция управления — функция, для осуществления которой создан объект управления (подразделение, организация).

Основные функции управления — функции, необходимые для реализации главной функции управления.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/obschie-funktsii-upravleniya-2/

1. Абчуб В.А. Лекции по менеджменту. Решение. Предвидение. Риск. — СПб.: Союз, 2003. — 336 с.

2. Албастова Л.Н. Технология эффективного менеджмента: Учебно-практическое пособие. — М.: ПРИОР, 2004. — 288 с.

3. Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. — Минск, 2002. — 239 с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2001. — 528 с.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 501 с.

6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учебное пособие. — М.: ДеКа, 2005. — 371 с.

7. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под ред. З.П. Румянцевой. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 430 с.

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с анг. — М.: Дело, 2002. — 704 с.

9. Русинов Ф.М., Петросян Д.С. Основы теории современного менеджмента: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 386 с.

10.Смолкин А.М. Менеджмент. Основы организации: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 248 с.

11.Тейлор У. Менеджмент. Пер. с англ. — М.: Консалтинг, 2002. — 567 с.

12.Хисрик Роберт Д., Джексон Ральф В. Торговля и менеджмент продаж / Пер. с англ. — М.: Филинь, 2005. — 368 с.

13.Экономика предприятия: Пер. с нем. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 928 с.