Правовой статус предпринимателя

Курсовая работа

Несмотря на почти три десятилетия существования в нашей стране права заниматься предпринимательской деятельностью, сам феномен предпринимательства не получил полного понимания как фундаментальная основа функционирования государства с рыночной моделью экономики. Для этого есть много причин: от семидесятилетней истории идеологического неприятия рыночной модели до современной дискредитации сущности предпринимательства безудержной коррупцией и преступностью на высших уровнях власти. Не секрет, что сегодня «эффективный бизнес» стал не результатом самоотверженного труда и неустанного поиска предпринимателем новых идей и возможностей их реализации, а следствием его административного ресурса и связей во властных структурах. Олигархическая элита занимала самые прибыльные сферы деятельности в стране: от добычи энергоресурсов до розничных сетей. Порог входа в подобный бизнес порой даже не зависит от финансовых возможностей инвестора, он просто закрыт на законодательном уровне либо формально настолько зарегламентирован, что получить право на занятие бизнесом в некоторых сферах (например, в сфере добычи полезных ископаемых, особенно нефти и газа) де-факто просто невозможно. Тем не менее, Россия — страна с рыночной экономикой, и каждый ее гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, даже если не в полном смысле этих слов. Поэтому очень важно изучить и использовать потенциал тех возможностей, которые пока еще предусмотрены в основных законодательных актах нашего государства. Способности человеческого разума безграничны и если гражданин свободен использовать свои способности для генерации новых начинаний, создания инновационных механизмов, полезных услуг и прочих инноваций — очень важно знать, как законно реализовать эти способности, как защитить результаты своего труда и получить достойное вознаграждение за него. Все это определяет актуальность исследования правового статуса предпринимателя в России.

Основная цель работы — изучение правового статуса предпринимателя в соответствии с российским законодательством.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие правового статуса субъекта предпринимательства и изучить содержание права на занятие предпринимательской деятельностью и его государственные гарантии;

2. Изучить правовые требования к занятию предпринимательской деятельностью и обязанности предпринимателя;

55 стр., 27286 слов

Физическое лицо – предприниматель: вопросы правового регулирования в РФ

... Деятельность этих предпринимателей осуществляется как на основе собственного труда, так и с привлечением наемных работников. Предпринимательская деятельность также может осуществляться группой субъектов, ... называют коммерческими структурами. Таким образом, в рыночной экономике существует три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная и частная, каждая из которых ...

3. Определить содержание ответственности субъектов предпринимательства.

Нормативно-правовой базой исследования является законодательство РФ регулирующее предпринимательскую деятельность по состоянию на 2017 год.

Основные понятия в сфере права на занятие предпринимательской деятельностью

Государственная регистрация субъектов предпринимательства — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом.

Лицензирование, Позитивная социальная ответственность субъекта предпринимательства, Право на занятие предпринимательской деятельностью, Правовой статус субъекта предпринимательства, Субъект предпринимательства, Юридическая ответственность предпринимателей

Понятие «правовой статус» происходит от латинского термина «статус» (status), что означает положение, состояние. Категория «правовой статус» изучается представителями различных юридических наук применительно к предмету права. В теории права и конституционного права правовой статус в основном изучается применительно к проблемам прав и свобод человека и гражданина. Юридический статус человека и гражданина определяется как система прав и обязанностей, юридически закрепленных государством в конституциях и других нормативных актах, как юридическая правоспособность, законодательно закрепленная в сфере частных отношений и государственной власти. В науке высказывается и более широкий подход к содержанию правового статуса: помимо прав и обязанностей, к элементам правового статуса относят ответственность, гарантии, правоспособность, принципы, гражданство и др.

Наука коммерческого права исследует как общие вопросы правового статуса коммерческого лица, так и особенности правового статуса отдельных коммерческих организаций.

Правовой статус субъекта предпринимательства представляет собой систему прав, свобод, законных интересов, обязанностей и государственных гарантий, законодательно закрепленную государством в нормах права.

Право на занятие предпринимательской деятельностью и государственные гарантии

Право заниматься предпринимательской деятельностью является основой правового статуса хозяйствующего субъекта.

Право на занятие предпринимательской деятельностью регламентировано в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

В литературе право заниматься предпринимательской деятельностью часто упоминается как «право заниматься предпринимательской деятельностью». Кажется, что термин «осуществление» больше применим к самому осуществлению права. Осуществление права на занятие предпринимательской деятельностью — это реализация управомоченным лицом возможностей (правомочий), заключенных в содержании данного права.

22 стр., 10869 слов

Организация предпринимательской деятельности в России и ее роль ...

... предприятий растет с каждым годом и связано с растущими потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Организация предпринимательской деятельности Значение предпринимательства ... время наблюдается устойчивая тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местных органов власти на поддержку малого бизнеса. Анализ процессов, происходящих ...

Это конституционное право основано как на положениях международных договоров, так и на нормах Конституции Российской Федерации, регулирующих свободу экономической деятельности, права человека на собственность и свободный труд. Согласно ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г. каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своей собственности иначе как в интересах компании и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. В ч. 1 ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. отмечается, что участвующие в нем государства признают право на труд, которое включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

Соответствующие положения предусмотрены в Конституции РФ: провозглашены свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35), свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).

В научной литературе ведутся дискуссии о сущности права заниматься предпринимательской деятельностью. Так, данное право рассматривается как субъективное конституционное право, которое понимается как предоставленная лицу и обеспеченная законом (нормативными актами) мера возможного поведения, направленная на достижение преследуемых субъектом целей. В то же время право заниматься бизнесом не дает человеку неограниченной свободы. Оно должно происходить в пределах, установленных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и применяемые в данном случае запреты.

Вопрос о субъективной природе конституционных прав обсуждается в научной литературе. Так, С. С. Алексеев, Л. Д. Воеводин, Н. И. Матузов, В. А. Патюлин, И. Е. Фарбер, Л. С. Явич считает, что все конституционные права граждан являются их субъективными правами. Противоположной позиции придерживаются Ю. К. Толстой, Р. О. Халфина, Д. М. Чечот и др.: не всякое право (в том числе и конституционное) является субъективным. Субъективное право — это доступное право, которым гражданин действительно обладает. Пока закон не стал законом, он находится в стадии дееспособности, он служит его элементом. С этих позиций конституционные права гражданина выступают как элементы его правоспособности (правосубъектности), т. е. лежат в сфере абстрактной, обшей возможности индивида иметь субъективные права и обязанности. Мало чем от такой позиции отличается трактовка конституционного права в качестве субъективного права в потенции, права на право (Н. Г. Александров, Б. К. Бегичев, В. А. Кучинский, Б. В. Пхаладзеи др.).

8 стр., 3801 слов

Виды предпринимательской деятельности. Спрос и предложение

... от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными этапами воспроизводственного процесса различают разные виды предпринимательства: производственное, ... предпринимательской деятельности в виде зданий, помещений, оборудования, машин, других видов материальных ресурсов на определенное время и на платной основе называется арендной платой. Иногда договор аренды заключается с правом ...

Право на ведение предпринимательской деятельности также считается элементом правоспособности юридического лица. Такой подход прежде всего содержится в ст. 18 ГК РФ, в соответствии с которой право заниматься предпринимательской деятельностью входит в содержание правоспособности граждан. При этом, если общая правоспособность гражданина возникает с момента рождения, то право заниматься предпринимательской деятельностью закон связывает с моментом государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, это право не приобретается через представителей.

Таким образом, право заниматься предпринимательской деятельностью представлено как субъективное конституционное право. В то же время субъект хозяйствования может также иметь определенные субъективные права как элементы определенных правоотношений.

Содержание права на занятие предпринимательской деятельностью.

Право на занятие предпринимательской деятельностью обусловлено прежде всего свободой экономической деятельности, которая состоит в возможности выбора вида и формы предпринимательства, сферы и территории деятельности, организационно-правовой формы предпринимательства.

По своему характеру выделяются следующие основные виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), посредническая и иная. Сфера предпринимательской деятельности определяется видом конкретного рынка с учетом предметно-отраслевого признака (например, деятельность на рынке ценных бумаг, банковских, страховых услуг, в сфере инвестиций и инноваций, биржевая, транспортная, оценочная деятельность и др.)- Территория деятельности может быть обусловлена территориальными границами рынка, на котором субъект предпринимательства осуществляет деятельность, а также местонахождением субъекта предпринимательства, его обособленных подразделений. Условия и порядок приобретения предпринимательского статуса поставлены в зависимость от организационно-правовой формы предпринимательства (с образованием юридического лица или без такового).

Закон может ограничивать формы осуществления определенных видов бизнеса. Например, Закон о банках предусматривает создание кредитной организации только в форме хозяйственного общества (ст. 1).

В качестве элемента права на осуществление предпринимательской деятельности можно рассматривать право предпринимателя на свободную конкуренцию, которое также рассматривается в литературе как субъективное конституционное право. Право на свободную конкуренцию состоит в юридически равной возможности доступа на рынок для осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской и иной экономической деятельности для привлечения спроса потребителей (приобретателей) посредством совершения ценовых и неценовых конкурентных действий с возможностью требования от других хозяйствующих субъектов, органов публичной власти и их должностных лиц исполнения обязанностей по отношению к управомоченному хозяйствующему субъекту.

2 стр., 951 слов

Актуальные проблемы современного предпринимательского права

... регулируются локальными нормативными актами. Акцент в предпринимательском праве - это комплексный подход к изучению вопросов правового регулирования предпринимательской деятельности. [1] '^Шумпетер Й. Теория экономического ... правовое понятие, с которым нормы гражданского права связывают определенные результаты. Так, само занятие предпринимательской деятельностью рассматривалось в ГК РФ 1994 г. ...

Конституционное право заниматься предпринимательской деятельностью реализуется через осуществление определенных прав и полномочий.

Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» содержал ст. 16, посвященную регламентации права предпринимателя. В соответствии с данной нормой каждому предпринимателю предоставлялось право:

— начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия;

— привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;

— самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством России договорами;

— осуществлять ВЭД;

— осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;

— нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия;

— распоряжаться прибылью предприятия в соответствии с законодательством России, договорами и уставом предприятия;

— пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;

— образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей;

— оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.

Эти полномочия в настоящее время предусмотрены другими законами или вытекают из их положений.

Также существует ряд специальных законов, предоставляющих права индивидуальным предпринимателям. Так, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на государственную поддержку в виде конкретной финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки таких субъектов (ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Компании, осуществляющие производственную деятельность в условиях импортозамещения, имеют право на получение целевых кредитов на выгодных условиях.

Государственные гарантии предпринимательской деятельности.

Важно отметить, что законодательством, помимо регламентации прав предпринимателей, предусмотрены и государственные гарантии осуществления предпринимательской деятельности, содержащие обязанности государства по отношению к субъектам предпринимательства (в основном по обеспечению и защите прав предпринимателей).

8 стр., 3663 слов

«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

... научно- технического прогресса, современных технологий и улучшения организации производства; создание действенного механизма повышения эффективности. В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо использовать отношение объема реализованной продукции или эффекта ...

Впервые такие гарантии были сформулированы в Законе РСФСР 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Это следующие гарантии:

— право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество;

— недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;

— защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории РФ и иностранных государств на основе международных соглашений, недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц;

— равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;

— защита имущества предприятий от незаконного изъятия;

— свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством РФ и заключенными договорами;

— право предпринимателя в соответствии с законодательством РФ, уставом предприятия и договором (контрактом), заключенным с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства;

— экономическая, научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;

— возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами;

— недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции;

— недопущение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по установленным законодательством РФ основаниям и в пределах правомочий указанных органов;

— возмещение ущерба, в том числе упущенной выгоды, в результате выполнения противоречащих законодательству РФ указаний государственных или иных органов, либо их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также ненадлежащее осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию (ст. 20 Закона).

В настоящее время обязанности государства по отношению к предпринимателям предусмотрены различными законодательными актами (в сфере государственной регистрации, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности и др.).

Так, в установленный в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» перечень государственных гарантий включены:

1) гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов;

2) гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций;

13 стр., 6037 слов

Предпринимательская деятельность

... на занятие предпринимательской деятельностью? С психологической точки зрения основной характеристикой предпринимателя является такой ... доходов признается предпринимательскойи подлежит государственной регистрации. Значит, все так назы­ ... личные неиму­щественные права и обязанности, нанимать и увольнять работни­ ... работой, а также предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц. Вместе с ...

3) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;

4) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

5) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ;

6) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;

7) гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

8) гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

9) гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

10) гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;

11) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Обеспечению прав предпринимателей и соблюдению государственных гарантий призваны способствовать специальные законы: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Особенностью правового регулирования предпринимательской деятельности является наличие публично-правовых требований и ограничений в реализации предпринимателями своих прав. Это связано с необходимостью обеспечения интересов других лиц (потребителей, предпринимателей), а также общества и государства в целом. Существуют общие и особые требования и ограничения, которые предъявляются к лицу, которое намеревается заниматься предпринимательской деятельностью, а также к тем, кто получил статус коммерческого лица, соответствующие обязанности.

Общие требования и ограничения прежде всего предусмотрены в Конституции РФ: в соответствии с ч. 3 ст. 17 осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; ч. 2 ст. 34 запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Указанные нормы реализуются в других законах (например, в ст. 10 ГК РФ, Законе о защите конкуренции и др.).

12 стр., 5912 слов

Налогообложение индивидуальных предпринимателей

... видом предпринимательской деятельности. При этом он может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых должен определяться законом, только на основании специального разрешения - лицензии или свидетельства о квалификации. Но при регистрации предприниматель не ...

В то же время Конституция РФ устанавливает предел введения государством ограничений прав: права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

предприниматель правовой статус курсовая

К общим требованиям прежде всего относится обязательность государственной регистрации. Приобретение статуса субъекта хозяйствования связано с требованием государственной регистрации. Данное требование распространяется как на гражданина, так и на субъекта предпринимательства в форме юридического лица (ст. 23 и 51 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом (ст. 1 Закона о регистрации юридических лиц).

Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их активами и защиты интересов их кредиторов. Законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей состоит из ГК РФ, Закона о регистрации юридических лиц и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации утверждается Правительством РФ).

Государственная регистрация этих хозяйствующих субъектов регулируется на федеральном уровне.

Государственная регистрация субъекта предпринимательства в форме юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Срок государственной регистрации составляет не более пяти рабочих дней с момента подачи документов в регистрирующий орган и уплаты государственной пошлины.

Регистрирующим органом является ФНС России. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации является совершение такой регистрации регистрирующим органом.

Судебная практика пошла по пути признания недействительной уже совершенной регистрации юридического лица в связи с тем, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации коммерческой организации в случае грубых нарушений при создании организации требований нормативных актов, носящих неустранимый характер, или в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных правовых актов (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц, п. 2 ст. 61 ГК РФ).

10 стр., 4580 слов

Оценочная деятельность и ее государственное регулирование

... деятельности Формы государственного регулирования оценочной деятельности отражены на рис. 2. Государственное регулирование Разработка и принятие стандартов профессиональной деятельности Лицензирование, сертификация, аттестация Рис. 2. Формы государственного регулирования оценочной деятельности Одной из наиболее распространенных форм государственного регулирования профессиональной деятельности ...

После принятия этих судебных решений на практике возник вопрос о действительности сделок, заключенных от имени этого лица.

Этот вопрос имеет большое значение для кредиторов данного лица, которым отказано в исполнении своих обязательств по снятию с государственной регистрации. Возникающие разногласия между кредиторами и должниками были разрешены Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, который указал, что правоспособность юридического лица прекращается только в случае завершения его ликвидации, т. е. с момента внесения записи об исключении юридического лица из единого государственного реестра (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51, п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Следовательно, признание судом регистрации юридического лица недействительной само по себе не является основанием для рассмотрения операций этого юридического лица, осуществленных до признания его регистрации недействительной.

В судебной практике встречаются случаи, когда отказ в государственной регистрации связан с неточностью сведений, содержащихся в поданных на регистрацию документах. Такой отказ должен быть поддержан судом, несмотря на отсутствие формальных оснований в ст. 23 Закона о регистрации юридических лиц, поскольку регистрирующий орган вправе принимать меры, необходимые длядостижения целей названного Закона, одной из которых является обеспечение достоверности сведений, содержащихся в государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Информация о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов содержится в государственном архиве. Государственные реестры ведутся отдельно: для юридических лиц — Единый реестр юридических лиц и для индивидуальных предпринимателей — ЕГРИП. Государственные архивы являются федеральными информационными ресурсами. Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. В случае несоответствия информации, содержащейся в записях государственных реестров на электронных носителях, и информации, содержащейся в документах, на основании которых такие записи были сделаны, информация, содержащаяся в этих документах, имеет приоритет. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Информация и документы, содержащиеся в государственных реестрах, в основном открыты и общедоступны, за исключением информации, доступ к которой ограничен законом. Информация и документы, содержащиеся в государственных реестрах по конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, предоставляются в виде выписки из соответствующего государственного реестра.

Публично-правовое требование о получении лицензии на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности относится к субъекту предпринимательства и влияет на осуществление им права на предпринимательскую деятельность.

Лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (ст. 3 Закона о лицензировании).

Лицензирование — это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензионные виды бизнеса обычно требуют специальных знаний о хозяйствующем субъекте, направлены на обеспечение интересов государства или требуют более пристального контроля со стороны государства для защиты интересов граждан.

Как отмечается в определении Конституционного Суда РФ от 4 октября 2006 г. № 441-О, требование, согласно которому деятельность, осуществляемая в соответствии с лицензией, может выполняться только самим получившим лицензию индивидуальным предпринимателем, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя; приобретаемое на основе лицензии право осуществлять определенный вид деятельности обусловливает персонифицированный характер лицензии, означающий, что лицензируемая деятельность всегда должна выполняться только лицензиатом; в противном случае, а именно при передаче возникшего в силу лицензии права на осуществление конкретного вида деятельности другому лицу, утрачивается смысл лицензирования.

Лицензия действует бессрочно. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию субъектов предпринимательства в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг) могут быть включены следующие требования: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.

Субъекты предпринимательства, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии. Днем принятия решения о предоставлении лицензии является день одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа (распоряжения) руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа о предоставлении лицензии. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

За выдачу лицензии, переоформление лицензии, выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Лицензия выдается на каждый вид лицензируемого бизнеса.

Обязанности предпринимателя

Обязанности субъектов предпринимательства предусмотрены как нормативными актами, содержащими требования к осуществлению предпринимательской деятельности и запреты на ее осуществление, так и условиями заключенных договоров.

По содержанию можно выделить следующие обязанности субъекта предпринимательства, обусловленные публичными требованиями:

— в сфере финансовых отношений — обязанности по уплате налогов и иных обязательных платежей, отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, медицинское страхование; ведение бухгалтерской отчетности, представление отчетности в налоговые органы;

— в сфере трудовых отношений — обязанности по заключению и исполнению условий трудового договора, в том числе по уплате заработной платы, обеспечению надлежащих условий труда, соблюдения иных требований законодательства о труде;

— в сфере защиты конкуренции — обязанности по исполнению требований и запретов законодательства о защите конкуренции, в частности, требования государственного контроля за экономической конкуренцией, обязанности не осуществлять монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию;

— в сфере экологии — обязанности по охране окружающей среды, недопущению ее загрязнения вредными веществами;

— в сфере защиты прав потребителей — обязанности по обеспечению прав и законных интересов потребителей в отношении приобретаемых у предпринимателей товаров (работ, услуг);

— в сфере информации — обязанности раскрывать информацию о своей деятельности в случаях, предусмотренных законом, в том числе коммерческую и охраняемую законом тайну при осуществлении государственного контроля и надзора, соблюдать требования законодательства о рекламе, не допускать ненадлежащую рекламу;

— в сфере несостоятельности (банкротства) — обязанности объявлять себя банкротом в установленном порядке при наличии признаков несостоятельности (банкротства);

— обязанности в противопожарной, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной сферах;

— обязанности в отдельных сферах предпринимательской деятельности, например в торговой, банковской, страховой, транспортной деятельности, в сфере топливно-энергетического комплекса и др.

Также выделяются виды требований и ограничений в зависимости от обязанных субъектов:

— обязательные для всех субъектов предпринимательской деятельности (например, пройти процедуру государственной регистрации, соблюдать экологические, противопожарные правила и др.);

— обязательные только для определенных субъектов предпринимательства (для предпринимателей, занимающих доминирующее положение на рынке, субъектов естественных монополий, унитарных предприятий);

— обязательные только для индивидуальных предпринимателей (например, запрет заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанность платить налог на доходы физических лиц);

— обязательные для субъектов, занимающихся определенными видами деятельности, — кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных институтов (например, требования к кредитным организациям о минимальном размере уставного капитала, о выполнении ими обязательных экономических нормативов, банковских резервных требований, о страховании вкладов граждан в установленном порядке и др.).

Требования и запреты на предпринимательскую деятельность, предусмотренные правовыми актами, неизбежно ограничивают свободу предпринимательской деятельности и другой экономической деятельности в целях защиты интересов других лиц и общества в целом.

Обязательства коммерческих организаций также предусмотрены нормами частного права и вытекают из условий заключенных договоров. В сфере частноправовых отношений закон устанавливает ряд повышенных («жестких») требований к предпринимателям. Некоторые из этих «жестких» требований связаны с необходимым ограничением свободы экономической деятельности, свободы договора. Поэтому предприниматели обязаны заключать договор в обязательном порядке или с определенными контрагентами. Согласно п. 2 ст. 310 ГК РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства могут быть предоставлены договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательскую деятельность, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Не допускается отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (п. 3 ст. 426 ГК РФ).

Обязанность субъекта предпринимательства заключить договор предусмотрена и в других случаях: хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, запрещено отказываться или уклоняться от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).

Ответственность — необходимый элемент правового статуса хозяйствующего субъекта. В общей теории права и в отраслевых юридических науках юридическая ответственность не является единственной мерой (формой) государственного принуждения. Авторы выделяют следующие основные меры (формы) государственного принуждения:

1) меры предупреждения (профилактики, превенции);

2) меры пресечения;

3) меры процессуального обеспечения;

4) меры защиты и восстановительные меры;

5) меры юридической ответственности в виде мер наказания.

Исследование института ответственности в предпринимательской деятельности продолжается. Ответственность в сфере предпринимательства понимается в двух основных значениях: как позитивная социальная ответственность предпринимателей и как их юридическая ответственность.

Позитивная социальная ответственность состоит в осознании субъектом предпринимательства своего долга, обязанностей по отношению к другим людям, обществу. В этом случае можно наблюдать за целенаправленным исполнением человеком своих обязанностей, в том числе получивших правовое регулирование, и тех, которые основаны на моральных принципах. Этот вид ответственности по отношению к юридическому лицу включает корпоративную социальную ответственность как ключевой компонент репутации компании.

Юридическая ответственность представляет собой одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных законом санкций — мер ответственности, влекущих для них дополнительные неблагоприятные последствия. Юридическая ответственность субъектов предпринимательства обозначается терминами «предпринимательская ответственность», «экономическая ответственность».

Цель установления и применения мер ответственности предпринимателей состоит в защите нарушенных прав отдельных лиц (предпринимателей, потребителей, иных лиц), защите правопорядка в сферах предпринимательской деятельности, обеспечения публичных интересов (общества и государства).

Традиционно различают следующие виды юридической ответственности предпринимателей: гражданско-правовую (имущественную), материальную и дисциплинарную (трудовые правоотношения), административную и уголовную.

Особенности гражданско-правовой ответственности субъектов предпринимательства состоят в применении презумпции «повышенной» ответственности, содержащейся в норме п. 3 ст. 401 ГК РФ: если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К этим обстоятельствам не относятся, в частности, неисполнение обязательств контрагентами должника, отсутствие необходимых для исполнения активов на рынке, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Презумпция «повышенной ответственности» прежде всего связана с предпринимательским риском, т. е. возложением риска неблагоприятных последствий от предпринимательской деятельности на самого предпринимателя.

К специальным мерам ответственности предпринимателей относятся:

1) принудительная ликвидация либо реорганизация юридического лица в форме выделения или разделения (ст. 34, 38 Закона о защите конкуренции, п. 2 ст. 57, ст. 61 ГК РФ);

2) административное приостановление деятельности в качестве административного наказания (ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток;

3) административное приостановление или аннулирование лицензии (ст. 20 Закона о лицензировании);

4) дисквалификация. Заключается в лишении физического лица права замещать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет;

5) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Состоит в запрещении заниматься определенной предпринимательской деятельностью (ст. 47 УК РФ); устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания; применяется, например, за ограничение конкуренции (ст. 178 УК РФ), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ).

За нарушение предпринимателем требований, касающихся одной сферы экономических интересов (рынки капиталов, товаров и услуг, природная среда, финансовая система государства, стандартизация, конкуренция и т. д.), обычно предусматривается дифференцированное применение различных мер ответственности, таких как гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность, каждая из которых может быть применена в зависимости от содержания правоотношения, размера вреда, степени тяжести и общественной опасности. правовой статус индивидуального предпринимателя

Таким образом, ответственностью в сфере предпринимательства является совокупность мер государственного принуждения, предусмотренных нормами права и влекущих для предпринимателя негативные последствия в виде лишения прав вследствие нарушения им правопорядка или законных прав и интересов иных лиц в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Как правило, ответственность наступает при наличии совокупности юридических фактов, без которых никто не может быть привлечен к ответственности. Такая совокупность юридических фактов представляет собой состав правонарушения, включающий такие элементы, как:

1) противоправность (неправомерность) поведения предпринимателя;

2) причинение вреда либо угроза его причинения в результате нарушения публичных интересов или законных прав и интересов частных лиц;

3) причинная связь между двумя первыми элементами;

4) вина правонарушителя.

Противоправность заключается в нарушении объективных норм права и основанных на них субъективных прав иных лиц. При этом предприниматель может быть привлечен к ответственности и в случаях, когда в результате осуществления такой деятельности причинен вред жизни, здоровью и имуществу граждан или имуществу иных лиц. Например, вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 79 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Наличие убытков и иных отрицательных последствий, а также причинная связь обычно являются неотъемлемыми основаниями любой ответственности. В договорных отношениях иногда предусматривается ответственность лишь за возможность наступления в будущем убытков, ущерба или иных отрицательных последствий вследствие нарушения условий договора. Возможно также исключение или уменьшение ответственности независимо от наличия убытков, если только нарушение условий договора не совершено умышленно.

Вопрос о вине предпринимателя ставится различным образом. Уголовная и административная ответственность предпринимателя наступает только в случае наличия его вины (умысла, неосторожности).

Для частноправовых отношений характерен дифференцированный подход.

Деликтные (внедоговорные) обязательства возникают при причинении вреда жизни или здоровью по вине лица, причинившего вред, если оно не докажет обратное; однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В договорных обязательствах ответственность предпринимателя наступает независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

В этом случае предприниматель может избежать ответственности, если докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т. е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

В некоторых случаях ГК РФ допускает ограничение размера ответственности предпринимателей при осуществлении ими своей деятельности. Например, допускается уменьшение судом неустойки, если она несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК РФ), или уменьшение ответственности должника, если кредитор содействовал увеличению убытков (ст. 404).

Исключения из этого правила также предусмотрены в отношениях перевозки (ст. 794—796), хранения (ст. 901), комиссии (ст. 993), доверительного управления (ст. 1022).

Указанные особенности наступления гражданско-правовой ответственности обусловлены тем, что предприниматель как профессиональный и опытный участник экономических отношений обязан всегда проявлять максимальную степень заботливости и осмотрительности для надлежащего исполнения своих обязательств, поэтому вопросо вине не должен приниматься во внимание при привлечении предпринимателя к ответственности. Кроме того, специфика гражданско-правовой ответственности предпринимателей обусловлена ее компенсационным характером и необходимостью восстановления имущественной сферы потерпевшего, тогда как административная, уголовная или финансовая ответственность наступает за нарушение публичных интересов и носит конфискационный характер (например, изъятие имущества в доход государства).

Следовательно, в последнем случае вина обязательно должна приниматься во внимание при привлечении к ответственности. В то же время следует иметь в виду, что нормы ГК РФ об ответственности предпринимателя независимо от вины связаны с принципом нерушимости договоров, их обязательного исполнения.

Конституция РФ (ст. 8, 34, 37, 55, 74) / Консультант Плюс, 2017

Гражданский кодекс РФ / Консультант Плюс, 2017

Налоговый кодекс РФ/ Консультант Плюс, 2017

Трудовой кодекс РФ/ Консультант Плюс, 2017

Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности».

Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

Приказ Росстандарта от 16 октября 2012 г. № 505-ст «ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм».

Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 21′ и пункта 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой гражданина А. В. Федичкина».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица».

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2014 г. № 16 «О свободе договора и ее пределах».

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 июня 2000 г. № 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной».

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»».

Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Протокол № 1 от 20 марта 1952 г.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

Модельный закон об основах экологического предпринимательства (принят в г. Санкт-Петербурге 13 июня 2000 г. постановлением 15-6 на 15-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ).

Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности».