Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель

Курсовая работа

На главное нужно копить силы, не тратить зря, чтобы можно было отдыхать даже в командировках. Менеджер должен быть коммуникабельным, контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте Кузьмин И. А. Психотехнология и эффективный менеджмент . — М.: Россмен, 1995. — 491 с..

1.2 Функции менеджера

Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом — значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык, менеджер сможет лучше понять людей, их действия, чем они оправданы, он сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Кроме того, хороший менеджер должен быть организатором, другом, учителем, специалистом по постановке целей, лидером и человеком, который может слушать других… и все это только для начала. Он должен в совершенстве знать своих непосредственных подчиненных, их навыки и способности, чтобы выполнять возложенную на них конкретную работу. Менеджер должен знать условия, которые связывают компанию и ее сотрудников, в равной степени защищать интересы обоих, устранять тех, кто не может поддерживать единство и надлежащее функционирование компании.

Таким образом, функциями менеджера (руководителя) являются:

1. Межличностная роль. Заключается в том, что руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также менеджер является связующим звеном между своими работниками. Главная голова играет роль головы человека — главной верховной головы.

2. Информационная роль. Являясь приёмником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует её в целях организации. Эта роль также заключает в себе распространение информации среди членов организации

3. Представительская роль. Менеджер представляет интересы фирмы на различных мероприятиях, передает информацию об организации при внешних контактах.

4. Управленческая роль. Руководитель (менеджер) выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершению деятельности организации. Также он выступает лицом, устраняющим нарушения в деятельности организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. Более того, он — человек, который ведет переговоры с другими организациями от имени своей организации.

38 стр., 18662 слов

Управление внутриорганизационными конфликтами в современных российских ...

... отмечают, что полное отсутствие конфликтов внутри организации - это не только невозможное, но и нежелательное условие. Конфликты охватывают все виды сферы деятельности людей. Большинство конфликтов назревает в организации. Задача руководителя организации: сделать конфликты управляемыми. Следовательно, они ...

Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть очень неприятными, делать неловкие и даже угрожающие просьбы, но в любом случае с ними нужно обращаться правильно, не проявляя раздражения. Еще одна категория людей, с которыми нужно общаться, — это менеджеры разной степени. В разговоре с ними вы должны выражаться четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или своих соображений и кратко излагать свои мысли. Когда возникает проблема, лучше сразу предложить решение, чтобы начальник не разбирался с ней от начала до конца. В общем, лучше взять на себя большую часть его работы — он этого не забудет. Общение с подчиненными должно быть предельно уверенным и доброжелательным: как известно, от них в решающей степени зависит судьба руководителя. Наконец, менеджер постоянно общается с коллегами — руководителями других отделов. Он не может напрямую влиять на них, и здесь вы должны уметь вести переговоры, торговаться и убеждать в особой степени.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.

Во-первых, это роль координатора, который связывает одну группу людей с другой и способствует диалогу между ними. Эту роль имидж и представительство во внешнем мире; фактический может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее вдохновляющий действия людей, направленные на лидер, достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, который обеспечивает прием, передачу и обработку различных типов информации. Эту роль может сыграть руководитель, который следит за работой подчиненных, сравнивая ее с поставленными целями. Его может нанять распространитель идей, который знает обо всех изменениях, влияющих на работу сотрудников, информирует их об этом, разъясняет политику компании. он также является представителем, который объясняет важность и характер проблем другим отделам или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. в нее играет предприниматель, который ищет новые способы достижения целей и берет на себя полную ответственность за связанные с ними риски. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами Мескон М. Х. Основы менеджмента. — М.: Человек, 1995.- 275 с..

Топ-менеджеры компании обычно номинальные руководители, координаторы, представители, они определяют цели и основные принципы бизнеса. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, улучшающие производственный процесс. Руководители низшего звена — мастера — ближе к непосредственным исполнителям. Их непосредственные руководители обучают их целям на обозримое будущее и сосредоточены на повышении производительности труда, индивидуальной квалификации рабочих и сокращении отходов. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не «Что делать?», а «Как делать?»

8 стр., 3818 слов

Управленческое решение и его роль в деятельности менеджера

... 1. Решение и его роль в деятельности менеджера Развитие любой организации ... Таким образом, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую (субъект на объект управления), что ... компания); объект решения (исполнитель) (подчиненный, специалист, конкретный человек, отдел, компания); ... есть предписание к действию (план работы, варианты проекта и т. д.). ...

По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные люди, как правило, используют выработанные другими принципами деятельности, в основном блокируют подчиненных, стараясь контролировать все их действия. В своей повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем с рутинной точки зрения. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет «набрать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы наверняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.

В отличие от пассивного лидера, активный тип не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью посвящает себя работе. Имеет четкие жизненные установки, требует себя и других, стремится к совершенству. Такой лидер постоянно находится в середине жизни, постоянно развивается и пересматривает и в соответствии с ситуацией принципы деятельности для себя и для других. Старайтесь использовать любую ситуацию, даже конфликтную, конструктивно, не опасаясь риска и ответственности. Активный руководитель ищет и устанавливает срочные контакты с другими людьми, поощряет их независимость, предлагает возможность продвижения. У активного менеджера есть все полномочия, чтобы стать лидером группы, который сочетает в себе официальное признание руководства и неофициальных подчиненных. Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям: 1) «Один из нас», 2) «Лучший из нас — образец для подражания»; 3) «Воплощение добродетелей»; 4) «Оправдание всех ожиданий», в соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.

2. Общая характеристика предпринимательства

2.1 Сущность, функции и роль предпринимательства

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела

Термин «предпринимательство» был введен еще в 18 веке французским экономистом Кантилоном и означал «инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность».

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым Хизрич Р, Питере М. Предпринимательство. Вып. 1. М., 1991, с. 20.. В американской образовательной и научной литературе есть много других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политической, экономической, психологической, управленческой и другой точки зрения.

2 стр., 862 слов

Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски

... что предприниматель понесет убытки в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий или получит доход ниже ожидаемого. Изучив и проанализировав финансовую среду предпринимательства и предпринимательских рисков ...

Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его награда — это прибыль, которую он получает от своей предпринимательской деятельности, и чувство удовлетворения, которое он получает от ведения свободного бизнеса. Но вместе с тем он должен взять на себя весь риск убытков в случае банкротства его бизнеса.

Общепринятая экономическая теория предпринимательства еще не создана ни за рубежом, ни в нашей стране, хотя потребность в такой теории уже давно очень актуальна. «Три волны» развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.

По М.У Вебера есть два типа предпринимателей: рациональные и предприимчивые. Первый базируется на этике (часто говорят «на протестантской или капиталистической этике») и ориентируется на гарантированную прибыль в будущем. Второй действует по принципу «не обманывай, не продавай», нацеленный на сиюминутную прибыль. К сожалению, большинство наших новых предпринимателей принадлежат ко второму типу, и это сформировало негативный оттенок в восприятии самого слова. Однако шанс попасть в крупный бизнес есть только у рациональных предпринимателей.

Предпринимательство — это качество, на котором строится любой бизнес на первом этапе его развития. В «Психологии бизнеса» приведен список требований к предпринимателю в алфавитном порядке: адаптивность, активность, вера, воля, воображение, гибкость, деловитость, жизнелюбие, изобретательность, индивидуализм, инициативность, интуиция, контроль, находчивость, новаторство, образованность, оборотистость, оптимизм, ответственность, поиск новых решений, практичность, предприимчивость, самокритичность, свобода распоряжения средствами, склонность к риску, смелость, способность развиваться, умение контактировать с людьми, умение планировать.

«Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.

Современный этап развития теории предпринимательской функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а, следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.

4 стр., 1533 слов

Риски в предпринимательской деятельности: примеры и виды

... т. д. Иннновационный риск связан с переходом предприятия на производство нового товара или внедренония. Итоги Любой бизнес подразумевает наличие предпринимательского риска. Риск способен причинить ... прибыль. Критический риск — сумма затрат на заключение сделки равняется прибыли. В результате компания уходит в «ноль», что неэффективно и неприемлемо для предпринимательства. Катастрофический риск ...

В настоящее время теоретические исследования обращают внимание не только на предпринимательство как способ ведения бизнеса на независимой и независимой основе, но и на внутрифирменное предпринимательство или находчивость . Термин «интрапренер» был введен в оборот американским исследователем Г. Пиншо. Он был первым, кто использовал еще один термин, производный от первого: «внутрикапитальный».

Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала — капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993, с. 28. **См.: Предпринимательство в конце XX века. М., 1992, с. 20..

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Экономическая деятельность — это форма участия человека в общественном производстве и способ получения финансовых ресурсов для обеспечения жизнедеятельности себя и своей семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве: