Роль менеджера в организации

Курсовая работа

В настоящее время становится очень актуальным повышение уровня роли менеджера в организации и улучшение качества его деятельности. Все это должно быть интегрировано с управленческой, инвестиционной, финансовой и производственной политикой.

Успешное управление организацией, прежде всего, основано на систематическом учете и анализе влияния окружающего мира, адаптации производства к внешним воздействиям.

Происходит расширение и углубление функций управления персоналом всех категорий. Основное значение приобретают стратегические вопросы управления персоналом, превращения его в целостную систему.

В современных рыночных условиях видно, что стратегические аспекты приобретают все большее значение, но при этом сохраняются и классические традиционные инструменты работы в управлении организацией.

Инновационный характер трудовой деятельности, ее высокая наукоемкость, приоритетность вопросов качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг в условиях рынка, как уже говорилось, изменили требования к роли менеджера в организации, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма.

Опыт зарубежных стран показывает, что правильно структурированная деятельность менеджера значительно повысит эффективность организации. Следовательно, изменения в принципах управления персоналом в условиях нестабильности рынка должны в первую очередь быть направлены на повышение эффективности менеджера в организации.

Целью данной курсовой работы является изучение деятельности менеджера и его роли в организации, анализ деятельности руководителей организации (ГУО «Могилёвская детская школа искусств №2») на основе собранной документальной базы, формирование выводов и рекомендаций на основе изученного материала.

Глава 1. Характеристика понятия «менеджер», его задачи и функции

1 Характеристика понятия «менеджер»

Управленческие задачи и функции осуществляются только через деятельность особой категории специалистов, которым приятно называть менеджеров. Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в определенной сфере деятельности. Профессиональная занятость означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и имеет право принимать управленческие решения в определенной области предприятия. Термин менеджер может употребляться применительно к достаточно широкой категории сотрудников организации:

11 стр., 5063 слов

Стратегия управления персоналом

... является стратегия управления персоналом. Объектом - элементы управления персоналом в организации. ... деятельности закрытой и открытой моделей кадровой политики. В разделе втором рассмотрен процесс эволюции управления персоналом. В подразделе первого, второго раздела выделена взаимосвязь управления организацией управления персоналом. ... развития организации. Определяя развитие организации, менеджеры тем ...

  • руководителям групп;
  • начальникам отделов, функциональных служб организации;
  • руководителям производственных подразделений;
  • администраторам различного уровня, координирующим деятельность различных подразделений и внешних партнеров;
  • руководителям организации, фирм в целом.

Как сообщается во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджеры — это люди, у которых много работы, с которой они могут справиться только с помощью других людей. Так было раньше, так оно есть в наши дни. Суть управленческой деятельности остается неизменной, меняются только функции руководителя и методы его работы. По сравнению с другими видами работы, он имеет ряд характеристик, которые выражаются в характере самой работы, в ее объекте, в результатах и ​​в используемых средствах.

Специфика решаемых задач предполагает преимущественно умственный и творческий характер управленческой работы. Менеджеры делают человеческие, финансовые и физические ресурсы максимально продуктивными. У них есть особый объект работы — информация, трансформируя которую принимают решения, необходимые изменения в состоянии контролируемого объекта. Следовательно, поскольку инструменты работы менеджеров — это, прежде всего, средства работы с информацией. Результат его деятельности оценивается на основании достижения поставленных целей. В каждой должности менеджера есть пять основных операций, независимо от того, в какой сфере он задействован. Результатом является интеграция ресурсов для поддержки жизнеспособности и роста организации.

Менеджер, во-первых, устанавливает цели. Он определяет задачи в каждой группе целей. Он решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей. Это делает их эффективными, поскольку они сообщают о них другим людям, работа которых требует их достижения.

Во-вторых, менеджер организует. Проанализируйте виды деятельности, решений, взаимоотношений, необходимых для достижения целей. Он делит их на управляемые агрегаты, а эти агрегаты — на управляемые рабочие операции. Он группирует эти совокупности и задачи в организационную структуру. Он выбирает людей для управления людьми для управления этими агрегатами и для решения задач, которые необходимо выполнить.

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он представляет собой команду людей, отвечающих за разные сферы деятельности. Он делает с помощью специфических приемов, через кадровые решения об оплате, назначениях, повышениях и через множество разнообразных решений, определяющих так называемое качество трудовой жизни, вовсе не сводящееся ни к зарплате, ни к условиям труда в нашем обычном понимании. И делает он это, поддерживая постоянное общение со своими подчиненными, начальством и коллегами.

Четвертый элемент в работе менеджера — измерение. Он определяет наиболее важные единицы измерения успеха организации. Он следит за тем, чтобы у каждого человека были индикаторы, ориентированные на работу всей организации, в то же время на работу этого человека, и помогает ему в этом. Он анализирует, оценивает и интерпретирует результаты. Как и во всех других сферах работы, он доводит их до сведения начальства, подчиненных и коллег.

11 стр., 5489 слов

Организация труда менеджера

... и организации работы менеджера на основе оценки стиля лидерства. В курсовой работе используются следующие методы исследования: монографический, статистический, структурно-логический. 1. Теоретические основы разработки и организации труда менеджера, .1 Сущность, содержание организации труда менеджера ...

В-пятых, он способствует росту людей, включая себя самого. Вышеупомянутые качества трудовой жизни в одной или нескольких возможных интерпретациях представляют собой лишь набор условий, благоприятных для роста членов организации.

Все эти операции можно разделить на категории должностей, каждая из которых требует определенных качеств и квалификации.

Часто возникает вопрос: кого считать менеджером? При этом следует учитывать, что руководитель не обязательно является начальником. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации, ответственность за ее результаты. В любой современной организации самая быстрорастущая группа людей, принадлежащих в этом смысле к руководству, но, как правило, не имеет подчиненных, их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других руководителей-администраторов.

Следовательно, управление не обязательно связано с делегированием полномочий. Задачи менеджмента автономны и коренятся в нуждах организации. Есть руководящие должности, есть управленческая работа, есть управленческие навыки, есть управленческая организация, отличная от других. Менеджеры — основной ресурс организации. На полностью автоматизированном заводе может почти не быть рабочих, но будут менеджеры.

Менеджеры самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. На создание управленческой команды уходят годы, и ее можно уничтожить в мгновение ока. Растут вложения в менеджеров и требования предприятий к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.

Быть менеджером означает разделять ответственность как за успехи, так и за неудачи организации. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности, — не менеджер. Менеджеры отличаются от других профессионалов именно этой ответственностью за работу всей организации. Казначей фирмы, ответственный за приток и использования денег, может не иметь ни одного подчиненного и работать с вкладчиками компании, с финансовыми учреждениями сам. На протяжении всего срока своей работы он не может отдать ни единого приказа, его вклад сугубо индивидуален — и все же он, несомненно, менеджер.

Менеджера можно сравнить с дирижером оркестра. Но у дирижера есть партитура, написанная композитором. Он только интерпретатор. Менеджер одновременно и композитор, и дирижер. Это требует от него максимально эффективного использования сил, которыми он располагает (прежде всего, человеческих ресурсов), и нейтрализации слабых мест. Вторая задача — согласовать потребности ближайшего и далекого будущего в каждом решении и действии.

Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, различны. Менеджер управляет работой одного, нескольких или нескольких сотрудников, управляет компанией или ее функциональным подразделением, обладая определенной автономией в принятии решений. Менеджер — это, прежде всего, наемный руководитель, который организует конкретную деятельность подчиненных ему сотрудников и одновременно выполняет определенные управленческие функции.

В концептуальном аппарате иностранного менеджмента очень часто понятие менеджера сосуществует с понятием бизнеса как деятельности, направленной на получение прибыли путем создания и продажи определенных продуктов и услуг. Это означает, что управление бизнесом — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными организациями.

13 стр., 6321 слов

Организация работы структурного подразделения Цех хлебобулочных изделий

... 1.Проанализировать литературу по теме исследования. 2.Дать характеристику основным понятиям работы. 3.Охарактеризовать организацию работы структурного подразделения (Цех хлебобулочных изделий) 1. Характеристика цеха хлебобулочных изделий. ... будет создано в форме общества с ограниченной ответственностью. Органами управления ООО являются: общее собрание учредителей, совет директоров. Общее собрание ...

Но бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это человек, который делает деньги, владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход, деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер постоянно занимает постоянную должность, ему подчинены люди. Более частным случаем бизнеса является предпринимательство. Этот вид бизнеса ассоциируется с личностью человека — предпринимателя, который занимается бизнесом, внедряет инновации, вкладывает собственные средства в новый бизнес, рискует.

Если менеджер тяготеет к демократическому стилю руководства, придерживается рационализма, то различия между ним и предпринимателем очень велики. Но они исчезают в среде, где менеджер поддерживает предпринимательский стиль управления.

Менеджмент призван обеспечить надежное взаимодействие человека и системы, суть которого состоит в том, что менеджер, являясь центральной фигурой этого процесса, должен знать, какие характеристики личности определяют поведения человека в системе и какие параметры окружающей среды воздействуют на включение человека в целенаправленную деятельность данной фирмы.

Человек в системе менеджмента имеет определенные притязания и ожидания, касающиеся: содержания, смысла и значимости работы; творческого характера работы; степени независимости, прав и власти на данной работе; степени и ответственности и риска; престижности, общественного статуса работы; безопасности и условий работы; признания и поощрения хорошей работы; заработной платы и премий; социальной защищенности; гарантий роста и развитий; отношений между членами организации. Чтобы иметь возможность каким-либо образом выполнить эти требования, построив модель в виде матрицы для каждого сотрудника, которая отражает обобщенные ожидания по отношению к организации.

Человек в свою очередь должен проявить себя как: специалист в определенной области, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией; член коллектива, способствующий успешному его функционированию и развитию придерживающийся принятых в нем ценностей; личность, обладающая определенными моральными качествами, способная создавать и поддерживать нормальные отношения с коллегами, специалист, стремящийся к развитию своих способностей; работник, преданный к фирме и готовый защищать ее интересы; исполнитель определенной работы, делающий ее качественно; член фирмы, способный занять должное место в ней и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность; поддерживающий распорядок и соблюдающий нормы поведения.

2 Характеристика деятельности менеджера в зависимости от уровня управления

менеджер управление должностной обязанность

Одним из главных факторов, влияющих на результативность менеджмента организации, является разделение труда менеджеров, т.е. осуществляется разграничение их полномочий, прав и ответственности. В организациях выделяют четыре основных вида разделения труда менеджеров:

17 стр., 8209 слов

Курсовая работа незаконная банковская деятельность

... факторов и условий, гарантирующих экономическую безопасность банковской системы и системы безналичных расчетов. Информационную основу курсовой работы составляют нормативные правовые акты, расчетные данные ... кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на ...

функциональные

структурные

технологические

профессиональные

Структурное разделение управленческого труда подразумевает горизонтальное и вертикальное разделение. Мы будем рассматривать вертикаль, которая в свою очередь состоит из трех уровней управления: нижнего, среднего и верхнего.

Менеджерам нижнего звена подчиняются непосредственные исполнители работ и управляют бригадами, сменами, участками, офисами. На данном уровне руководитель осуществляет такие функции как планирование деятельности подчинённых, организация производственного процесса, распределение ресурсов, мотивация работников, контроль соблюдения правил техники безопасности, а также предоставление информации о деятельности подразделения вышестоящему руководству. Задачи представителей этого уровня потенциально короткие сами по себе. Временной период для реализации решений тоже короткий. Они почти всегда реализуются в течение менее двух недель. Лидеры массового футбола тратят около половины своего времени на общение. Они много общаются со своими подчиненными, некоторые с лидерами своего уровня и очень мало с начальством.

Средний уровень — самый многочисленный, составляющий, по некоторым данным, 50-60% от общей численности управленческого персонала в организации. Данный уровень включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований; сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений и руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов. Большая часть ответственности за выполнение решений лежит на среднем уровне управления. Поэтому менеджеры среднего звена выполняют хозяйственную, кадровую, инженерно-техническую работу.

Старшие менеджеры несут ответственность за принятие важных решений для организации в целом. Такой менеджер более 80% рабочего времени отдает формированию стратегии развития бизнеса, осуществлению контактов с органами власти, банками, поставщиками сырья и комплектующих, т.д. Остальное время уходит на выполнение программ и планов работы, контроль работы подчиненных.

Менеджер высокого уровня должен знать технологию производства и уметь подбирать и расставлять персонал, в основном менеджеров. После изучения деятельности руководителей данного уровня был сделан вывод о том, что количество работы, которую приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым выполнять в течение дня, огромно, а темп, с которым она должна быть выполнена, очень напряженный. Основная причина этого в том, что у работы топ-менеджера нет четкой цели, он не может быть уверен, что успешно выполнил свою работу. Организация продолжает функционировать, а внешняя среда продолжает меняться, поэтому всегда существует риск неудачи, и менеджеру необходимо постоянно развивать свои профессиональные навыки.

3 Требования, предъявляемые к деятельности менеджера

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика:

Менеджер-дипломат.

Между навыками и способностями менеджера важным свойством является умение вести переговоры. В настоящее время руководители высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.

11 стр., 5285 слов

Организация деятельности управления в органах адвокатуры

... равноправия субъектов. Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры — полная независимость адвоката при осуществлении адвокатской деятельности; свобода высказываний в публичных судебных и иных выступлениях; самоуправляемость адвокатских объединений; добровольное вступление в адвокатуру; право на ассоциации, ...

Менеджер-инноватор.

увеличить производительность труда на основе нового оборудования и технологий намного проще, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.

Менеджер-управляющий.

От него в частности требуется:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Поскольку принятие управленческого решения — сложный процесс, хотелось бы остановиться на нем подробнее.

Менеджер (или «организатор» команды) может помочь команде разными способами. Первоначально помощник, скорее всего, должен будет напрямую помогать команде, особенно в процессе устранения неполадок. Через время, однако, менеджеру следует стать тренером в своей команде.

Это задачи менеджера:

Координировать деятельность команды.

Менеджер играет активную роль, добиваясь четкой направленности команд на решение проблем, которые связаны с задачами отдела, чтобы на собраниях команд присутствовало четкое лидерство и помощь, чтобы члены команды были надлежащим образом выбраны и обучены, чтобы функционирование команды оставалось на высоком уровне.

Советовать при выборе варианта.

Менеджер выступает в качестве консультанта для команд, предлагая возможные решения проблемы. Помогает установить время, необходимое для решения проблемы, и дает рекомендации по направлению и оценке успеха в процессе решения проблемы. Это делается без прямого руководства со стороны команды в процессе принятия решений, поэтому упор делается на поддержку, а не на контроль.

Обеспечить необходимые условия.

Менеджер поддерживает деятельность команды и создает необходимые условия для ее работы, такие как: время для встречи, условия для встречи и материалы, необходимые для организованной деятельности. Это может включать данные, гибкий график работы, материалы и техническую поддержку.

Учить, как решать задачи.

Помогать при выполнении решений.

Менеджер быстро реагирует на предлагаемые решения, помогает командам на ранних трудных этапах их внедрения и гарантирует, что изменения не принесут пользы.

Признавать достижения команды.

Похвала, поддержка, обратная связь и постоянное управление командой — это постоянные обязанности менеджера по достижению качества. Необходимо формальное и неформальное признание.

Двадцать факторов, являющихся важным для менеджера Боумэн К. Основы стратегического менеджмента:

  • навыки в области социальных отношений;
  • поведенческая гибкость;
  • способность к организации и планированию;
  • потребность в профессиональном росте;
  • способность к принятию решений;
  • личное влияние;
  • творчество;
  • навыки устной коммуникации;
  • умение сопротивляться стрессу;
  • энергия;
  • работа как самая важная часть жизни;
  • установленные для самого себя высокие нормы выработки;
  • склонность к преподаванию;
  • направленность интересов;
  • реализм в оценке видов на будущее;
  • объективность по отношению к самому себе;
  • способности;
  • способность отложить удовольствие на какое-то время;
  • потребности в одобрении высшего руководства;
  • гибкость целей;
  • социальная объективность;
  • объективность по отношению к другим;
  • восприимчивость к чувствам других людей.

Все эти факторы в конечном итоге можно суммировать в 6 основных элементов, необходимых для успеха в управлении. Стратегия менеджмента 5 факторов успеха:

13 стр., 6150 слов

Тема работы Стратегическое планирование деятельности организации ...

... В форме: ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной квалификационной работы Дипломной работы Студенту: Группа ФИО З-3205 Ермолиной А.Ю. Тема работы: Стратегическое планирование деятельности организации Утверждена приказом директора (дата, номер) от г. 1590/с Срок ...

  • Общая эффективность — безукоризненный трудовой стаж.
  • Управленческие навыки.

Менеджер с высоким потенциалом планирует и эффективно организует работу, оперативно принимает решения и принимает качественные решения.

— Межличностные навыки. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, производит сильное и приятное впечатление на других, обладает хорошими навыками устных презентаций, руководит другими на работе, меняет поведение, когда необходимо, чтобы достичь цели.

  • Владение своими чувствами. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, поддерживает эффективную работу в неопределенных и неконструктивных условиях, невзирая на стресс.
  • Интеллектуальные способности. Менеджер, обладающий высоким потенциалом, с готовностью учится и имеет широкий спектр потенциалов.
  • Мотивация работы.

Менеджер, обладающий высоким потенциалом, находит удовлетворение от работы более важным, чем его коллеги, работающие в других областях производства; он хочет выполнять работу хорошо ради нее самой.

Глава 2. Теоретические аспекты исследования роли менеджера в управлении организацией

1 Роль менеджера в организации

Роль менеджера в организации — направляющая, формирующая, структурирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

Руководитель в роли преподавателя должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии.

Роль представителя организации — подписывает от имени организации документы, представляет организацию во внешней среде, в вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, принимает посетителей организации, в целом, осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участвует в конференциях и иных общественных мероприятиях. Во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль организатора. Основным содержанием деятельности менеджера является управление людьми.

2 Основные функции управления менеджера в организации

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

23 стр., 11247 слов

«Организация проектной деятельности на х технологии в начальных ...

... сущность и основные подходы к проектной деятельности Раскрыть организацию проектной деятельности школьников на уроках технологии. 3. Провести экспериментальную работу по организации проектной деятельности младших школьников в технологических классах. Разработать методику организации проектной деятельности школьников на уроках технологии; Обобщить и проанализировать результаты эксперимента ...

Процесс менеджмента по целям состоит из четырех этапов:

  • Определяется круг полномочий и обязанностей всех руководителей предприятия;
  • Осуществляется разработка целей менеджмента в рамках установленных обязанностей;
  • Составляются реальные планы достижения поставленных целей;
  • Производится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем результатов.

Менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путём формирования структур, процессов и методов, с помощью которых организуется совместный и эффективный труд.

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей.

Организация — вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение, всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.;

  • Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности, для достижения личных целей или целей организации.

Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом — значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык, менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. На этом необходимо остановиться и рассказать подробней. Главная задача менеджера — делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.

36 стр., 17996 слов

Оценка деятельности медицинского персонала

... реформы здравоохранения. Оценка медицинского персонала является важным компонентом управления, поскольку только знания и навыки людей, их согласованные действия могут гарантировать достижение целей организации здравоохранения. Под оценкой можно понимать деятельность ...

3 Развитие карьеры менеджера

Для успешного менеджера необходимы многие качества. Но основа — это способность к развитию. Развитие — это постепенное увеличение количества задач, которые менеджер может решать качественно, без посторонней помощи. Если руководитель со временем не увеличивает количество этих задач, то это может означать, что его развитие остановилось.

Можно также определить причины результативности работы и вывести некую формулу для успешного менеджера:

Образование. Фундаментальные знания позволяют заглянуть внутрь процессов, происходящих на предприятии.

Управленческий потенциал. Должен быть лидер, работающий по современным технологиям, разрабатывающий свои методики, проекты и программы. Также важна компетенция. Чтобы контролировать ситуацию, руководитель должен досконально знать каждый участок своего предприятия. Иначе процесс управления может свестись к некомпетентным распоряжениям.

Маркетинг. Каждый руководитель, работающий на динамичных рынках, должен знать базовые законы рынка, уметь отличать торговую марку от бренда.

Опыт прямых продаж.

Личностные качества (высокие этические нормы, интеллигентность, ум, честность, открытость).

Само мотивация. Каждый человек знает и умеет гораздо больше того, что делает.

Залог успешной работы в современной организации, в том числе успешного восхождения по корпоративным ступеням, — совокупность качеств, которая в последние годы обозначается как «эмоциональный интеллект». Умение общаться, говорить с людьми, понимать настроение и интересы присутствующих, мотивировать — все эти качества обладают обманчивой, кажущейся простотой и вместе с тем они не столь очевидны, как конкретные и четко очерченные технические знания и навыки. Успешные руководители по сравнению с неуспешными тратят меньше времени на контроль исполнения (25% против 53%), больше занимаются развитием команды и согласованностью работы (34% против 18%) и максимум усилий сосредоточивают на формировании стратегии (41% против 29%).

Глава 3. Анализ деятельности менеджера и его роль на примере государственного учреждения образования «Могилёвская детская школа искусств №2»

1 Основные требования, предъявляемые к деятельности менеджера в учреждениях культуры

Образование — одна из важнейших первооснов жизни общества, отражающее его реальное состояние, особенности и уровни развития. Система образования — один из наиболее крупных социальных институтов, связанный с политической и социально-экономической организацией общества. Она соответствует характерным особенностям системы: целостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды, множественности описания. Под системой образования понимается совокупность взаимодействующих программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений и органов управления образований.

Структура управляющей системы школы представлена четырьмя уровнями управления:

  • Первый уровень — директор школы, назначаемый государственным органом;
  • руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень определяет стратегическое направление развития школы.

Третий уровень — заведующие отделениями, учителя, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям.

Четвёртый уровень — учащиеся. На этом уровне важно учесть, что сам ученик включается в работу по организации своего развития.

Из этой иерархической системы видно, что каждый нижестоящий уровень является одновременно и объёктом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Миссия любой школы состоит в создании условий:

  • гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;
  • для развития личности, её самореализации и самоопределения;
  • для формирования у учащихся адекватной картины мира, соответствующей современной действительности;
  • для воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • для формирования духовно-нравственной личности.

Процесс управления школой означает целеполагание. Трудно установить на каком этапе у воспитуемого формируется то или иное качество личности, но постановка цели и планирование позволяет прогнозировать основные условия становления личности. Основная особенность целеполагания в школе в том, что вся система педагогического процесса тесно связана с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся.

Можно определённо заявить, что целевая ориентация в школе — образовательная и социальная; масштабы цели — как внутри организации, так и городские, и региональные; по количеству целей — многоцелевая, множественность целей определяется разнообразием функций учебного процесса: как воспитание, образование, развитие личности; время действия — периодически: как на год, на полугодие, на четверть, на неделю.

Виды ответственности менеджера в учреждениях образования включают в себя следующие категории:

  • посещение занятий, учебных учреждений;
  • продвижение своих услуг по внебюджетной деятельности;
  • предложения по сокращению расходов на закупку музыкальных инструментов;
  • организация профессиональной конкуренции;
  • подготовка бюджетов, отчетов, публикаций;
  • исследование причин перерасходования средств;
  • внедрение новых педагогических разработок;
  • организация семинаров;
  • анализ бюджета и расходов;
  • общение с менеджерами в сфере культуры;
  • сотрудничество с другими учреждениями образования;
  • осуществление всех видов менеджерского контроля;
  • работа в классе.

К кандидатам в менеджеры сферы культуры предъявляются следующие требования:

  • Личностные качества:
  • аналитические способности;
  • общительность;
  • качества лидера;
  • трудолюбие;
  • творческий подход к делу;
  • способность к овладению различными методиками;
  • сильный и твердый характер;
  • здравый смысл;
  • аккуратность;
  • преданность искусству.
  • Общепрофессиональные умения и навыки

организационные способности;

  • умение убеждать;
  • самомотивация;
  • владение техническими средствами;
  • умение ставить и решать проблемы;
  • умение экономить средства организации;
  • навыки делового общения и сотрудничества;
  • готовность работать;
  • умение вести деловые беседы;
  • умение вести контроль;
  • способность работать с цифрами и числами;
  • опыт менеджмента в учреждениях обрвазования;
  • наличие профессионального чутья;
  • умение работать в команде;
  • стаж работы.
  • Образование

Университетское образование в музыкальной сфере культуры.

  • Место работы

академия музыки;

  • университет;
  • колледж;
  • лицей;
  • детская школа искусств;
  • развлекательный центр;
  • клуб;
  • городские, районные органы.

2 Управление персоналом, профессиональная компетенция, деятельность и роль менеджера в ГУО «Могилёвская детская школа искусств №2»

Государственное учреждение образования «Могилёвская детская школа искусств №2» является организацией, действующей на основании Устава.

Структура ГУО «Могилёвская детская школа искусств №2» выглядит следующим образом. Руководителем высшего звена является директор. Следующим руководящим звеном является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. На должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы назначается опытный учитель, обладающий организаторскими способностями и прошедший специальную подготовку. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе назначается и освобождается от занимаемой должности директором школы по согласованию с вышестоящим органом (Управлением идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского городского исполнительного комитета).

В своей деятельности руководствуется: нормативными правовыми актами и другими руководящими материалами вышестоящих органов по вопросам культуры; приказами и распоряжениями Министерства Культуры Республики Беларусь; Уставом учреждения; коллективным договором учреждения; правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе непосредственно подчиняются заведующие отделениями и учителя.

Функции заместителя директора по учебно-воспитательной работе:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы назначается и освобождается от должности директором школы в соответствии с кадровым реестром управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Могилевского горисполкома.

·Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы должен иметь высшее или среднее специальное профессиональное образование и рекомендуемый стаж работы не менее 3 лет на педагогических или руководящих должностях.

·Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы подчиняется непосредственно директору школы.

·В своей деятельности заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы руководствуется:

Конституцией и Законами Республики Беларусь «Об образовании в Республике Беларусь», «О культуре в Республике Беларусь», «О правах ребенка»;

трудовым законодательством;

решениями Правительства Республики Беларусь и органов местного

управления по вопросам образования и воспитания;

приказами начальника отдела культуры Могилевского городского

исполнительного комитета;

приказами и распоряжениями директора;

Уставом;

правилами внутреннего трудового распорядка;

правилами пожарной безопасности, инструкцией по охране труда;

настоящей должностной инструкцией.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы должен знать:

законодательные и нормативно-правовые акты, методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса, управлению персоналом;

основы трудового законодательства Республики Беларусь.

На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по учебной работе, его обязанности могут быть возложены на учителя из числа наиболее опытных учителей. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляются на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

Основными направлениями деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы являются:

организация учебно-воспитательного процесса в школе, руководство и контроль за развитием этого процесса;

методическое руководство педагогическим коллективом;

создание здоровых и безопасных условий труда для учащихся и работников школы;

создание режима соблюдения работниками правил и норм по охране труда.

Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. Учитель должен иметь высшее или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

·В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, указами Президента Республики Беларусь и органов управления культуры и образования всех уровней по вопросам культуры, образования и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией. Учитель соблюдает закон о правах ребенка.

Основными направлениями деятельности учителя являются:

ü— обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета и возраста обучающихся;

ü— содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

ü— обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

Заключение

Новый подход к менеджменту предполагает использование энтузиазма и творческих способностей людей, поиск общих взглядов, норм и ценностей, открытый доступ к информации, поощрение командного труда, сотрудничества и партнерства, адаптацию организаций к внезапным изменениям внешней среды и достижение максимальной эффективности их деятельности. Менеджеру необходимо постоянно повышать свою квалификацию, уровень компетентности в своем деле, совершенствовать свои способности, знания, имеющиеся навыки. Роль менеджера связывается с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

Важнейшим аспектом деятельности руководителей ГУО «Могилёвская детская школа искусств» являлось выполнение непосредственных управленческих функций, т. е. планирование, организация, регулирование, контроль деятельности, изучение различных методик управления и преподавания и т. д. В настоящее же время основной акцент сделан на умение управлять коллективом, так как человеческому фактору стало уделяться большее внимание. Менеджер может воздействовать на коллектив не только административными мерами, но и использовать социально-психологические санкции. Поведение менеджера, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют росту производительности труда, развитию творческой инициативы работников и в итоге дают высокие показатели деятельности организации.

Современный менеджер — это всесторонне развитая личность, обладающий необходимыми знаниями и квалификацией для выполнения возложенных на него обязанностей. Для совершенствования предприятия государственное учреждение образования «Могилёвская детская школа искусств №2», менеджеру можно предложить более обширно применять всё многообразие методов применяемых при наборе и отборе кадров. Можно расширить уже использующиеся, и применить новые методы такие как: совмещение профессий, центры занятости, агентства по найму, самостоятельный поиск через средства массовой информации. У менеджеров особый предмет труда — информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Требования можно разделить на 6 основных блоков: знание специальности, личные качества, личные способности, интеллектуальные способности, рабочие приемы, отбор и аттестация руководящих кадров.

Менеджер должен знать условия, связывающие организацию и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

Для успешной работы менеджера наиболее важными становятся выработка и принятие решений, планирование, организация работы, мотивирование сотрудников, контроль за ходом выполнения работ, руководство, как отдельными сотрудниками, так и работой коллектива.

Для руководителей высшего звена успех все в большей степени зависит от интуиции, гибкости, оперативности, разносторонности, цельности и других личностных качеств, которые проявляются в реализации и развитии корпоративной политики.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/menedjer-i-ego-funktsii/

1.Аверин, А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации: учеб. пособие / А. Н. Аверин. — Изд. 2-е. — М.: РАГС, 2005. — 224 с.

.Барышева, А. Чтобы у фирмы было «завтра» / А. Барышева // Управление персоналом. — 2000. — №5. — С. 49-52.

.Белецкий, Н.П. Менеджмент. Деловая карьера / Н.П. Белецкий. — Мн.:Выш. шк., 2001. — 302 с.

.Бизнес — Могилёв. Режим доступа: #»justify»>.Бизнес-школа корпоративного обучения. Режим доступа: #»justify»>.Бизюкова, И.В. Кадры управления: подбор и оценка: Учебное пособие / И. В. Бизюкова. — М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999- 150 с.

.Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И. Н. Герчикова. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 — 685 с.

.Ильин, В. Международные аспекты и правовое регулирование в области профессионального обучения и развития персонала в странах с развитой рыночной экономикой / В. Ильин // Управление персоналом.- 2004. — №5. — С. 69-74.

.Капустин С. Обучающая организация как ключ к успеху совершенной компании / С. Капустин, Н. Краснова // Управление персоналом.- 2000. — №5. — С. 47-49.

10.Каркуленко, Н.А. Адаптация работников в новых условиях: справочник кадровика / Н. А. Каркуленко. — СПб.:ЛИТА, 2001. — 416 с.

11.Курицын, А.И. Управление в Японии: организация и методы / А.И. Курицын. — М, Наука, 1981. — 358 с.

.Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, Н. Альберт, Ф, Хедоури. — М.: Дело, 1998. — 800 с.

13.Мориунов, Е. Отбор, контрактация и увольнение сотрудников / Е. Мориунов // Управление персоналом. — 2004. — №7. — С. 20-23.

.Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. — Режим доступа: #»justify»>.Петрович, М.В. Управление организацией / М. В. Петрович. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2010.- 331 с.

.Пугачёв, В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В. П. Пугачев. — М.: Аспект Пресс, 1999 — 279 с.

.Скрипник, К. Тестирование и оценка персонала: 13 исходных принципов / К. Скрипник // Управление персоналом. — 2000. — №4. — С. 41- 44.

.Старобинский, Э. Кадровая политика за рубежом / Э. Старобинский // Управление персоналом. — 2000. — № 10. — С. 18-21.19.Татарников, А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии / А.А, Татарников. — М.: ИНЭ, 1992. — 437 с.

20.Травин, В.В. Основы кадрового менеджмента / В.В. Травин, В. А. Дятлов. — М.: Дело, 1995-336 с.

. Управление организацией: учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румяновой, Н.А. Соломатина -2-е. изд., перераб. и доп. М.- :ИНФРА-М, 2004. — 669 с.

.Управление организацией: учеб. пособие по специальности «Менеджмент организации» / Под ред. Ю. П. Анискина. — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2006. — 360 с.: ил.; табл.

.Управление персоналом: учебник для вузов / Под ред. М.Ю. Базарова, Б.А. Еремина — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998 — 423 с.

.Управление персоналом: энциклопедический словарь/ Под ред. А. Кибанова.- М.: ИНФА-М, 1998. — 453 с.

.Шекшня, С. Традиционная система компенсаций / С. Шекшня // Управление персоналом.- 2000.- №4.- С. 78-88.

.Якушев, А. Привлечение и набор персонала через систему Интернет. Управление персоналом / А. Якушев. — М.: Дело, 1998. — 219 с.