Пути повышения работоспособности менеджера

Курсовая работа

Актуальность выбранного мной аргумента заключается в том, что управление становится все более важным для успешного развития и функционирования бизнеса.

В современных условиях развития российской экономики на отечественных предприятиях, ориентированных на производство качественной конкурентоспособной и востребованной рынком продукции, на получение максимальной прибыли как одного из существенных источников пополнения бюджета страны, исключительно важную роль играет управление, которое является сферой трудовой деятельности профессиональных менеджеров. В связи с этим менеджмент, по признанию классиков науки управления, представляет собой самостоятельный, значимый, особенный и критически важный вид трудовой деятельности, прежде всего потому, что именно этот труд в решающей степени обеспечивает успешную деятельность предприятий.

Работа менеджеров современного предприятия — это разработка и принятие тысяч возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Реализуя на практике общие принципы и функции управления, выбирая наиболее оптимальные методы управленческой работы, менеджеры помогают решать конкретные производственные задачи и добиваться организационных успехов. [2,c.22]

Высокая значимость и специфика современного менеджмента обусловливают и особенности применяемых систем интенсификации и рационализации труда менеджеров, которые по своей сущности и экономическому содержанию отражают отношения обмена результатов труда менеджеров как наемных работников на совокупность всех видов вознаграждения за этот труд, предусмотренных компенсационной политикой конкретного предприятия.

Комплексный системный подход к исследованию рационализации и интенсификации работы менеджеров предполагает анализ данной проблемы в единстве трех составляющих: материальной, социальной и моральной. Недостаточная проработка данных проблем в теоретическом, методологическом и прикладном аспектах, а также необходимость совершенствования методов и практики интенсификации и рационализации работы профессиональных менеджеров предопределили выбор темы моей курсовой работы. [5,c.208]

Вопросы интенсификации и рационализации работы менеджеров отражены во многих научных исследованиях на стыке дисциплин: управление организацией, управление персоналом, экономика труда, психология и социология труда.

Объектом исследования являются факторы и способы повышения эффективности работы менеджеров.

31 стр., 15155 слов

Управления — менеджер или сотрудник управления персоналом, ...

... мероприятий. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ 1.1 Понятие и сущность управления персоналом Управление персоналом представляет собой комплексное прикладная наука организационно-экономических, управленческих, технологических, правовых, групповых и личностных факторов, методов ...

Объект исследования — управленческий труд.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ формирования системы интенсификации и рационализации работы менеджеров современного предприятия в условиях рыночной экономики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть особенности и структуру работы менеджера.

Изучить механизм активизации менеджера на предприятии.

Проведем анализ затрат рабочего времени и организации работы менеджера на предприятии.

Выбрать пути повышения эффективности работы.

Рассмотрим показания по рационализации работы менеджера в компании.

Методической и информационной базой исследования послужили опубликованные данные и рабочие материалы, характеризующие практический опыт отечественных и зарубежных предприятий по разработке и применению существующих современных систем рационализации и интенсификации труда.

Практическая значимость курсовой работы определяется тем, что на основе сравнительного анализа действующих на отечественных предприятиях систем рационализации и интенсификации труда менеджеров разработаны рекомендации по совершенствованию методов и практики формирования этих систем, повышению их действенности и эффективности. Эти рекомендации могут быть использованы в управленческой практике в конкретных социально-экономических условиях развития предприятия.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария и библиографии.

Глава 1. Сущность деятельности менеджера, .1 Менеджеры в системе управления

Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в определенной сфере деятельности предприятия. Профессиональная занятость означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и имеет право принимать управленческие решения в определенной области предприятия. [9,c.182]

Основное содержание деятельности менеджера — менеджмент, руководство людьми, и это главная черта профессии менеджера. Управление выступает как наиболее важный и эффективный способ осуществления власти в современном мире. В общем случае власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти — необходимое условие для эффективного руководства.

Основные особенности профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим:

  • неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  • высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  • повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
  • положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  • особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
  • наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  • весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми.
    6 стр., 2798 слов

    Курсовая работа по системам управления технологическими процессами

    ... SCADA-систему (система диспетчерского управления и сбора данных), которая выполняла бы следующие функции: прием информации о контролируемых технологических параметрах (состав дистиллята, расход хладоносителя); непосредственное автоматическое управление технологическим процессом. оперативное управление ходом технологического процесса (изменение ...

    Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;

  • определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
  • конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;

— уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех остальных, хотя есть так называемые типовые и стандартные ситуации. Уникальность реальной ситуации, даже стандартной, определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, важных для ее разрешения. Успешное решение любой управленческой ситуации предполагает использование лидером своего творческого потенциала.[12,c.108]

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

  • Содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
  • Характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту работы профессию менеджера следует отнести к одной из профессий, ориентированных на взаимодействие человека и человека». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально ориентированных на взаимодействие «человек — живая природа» (инженеры, механики), «человек — знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек — художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия менеджера — преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По способам работы менеджер относится в основном к числу профессий умственного труда; при необходимости используются средства обработки информации — информационные и организационные технологии.

По условиям труда профессия менеджера — это, скорее, одна из профессий, связанных с работой в микроклимате, близком к комфортному, зачастую в условиях большей ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера требует высококвалифицированного труда и дорогостоящего длительного обучения, высочайшей активности и уровня ответственности человека, а также требует от человека сочетания многих качеств, прежде всего коммуникативных и организаторских.

19 стр., 9047 слов

Особенности профессиональной деятельности менеджера

... глава «Теоретические аспекты профессиональной деятельности менеджера» посвящена рассмотрению функций и принципов деятельности менеджера; изучению методов управления как инструмента менеджера; выявлению специфики профессиональной деятельности менеджера в современных социально-экономических условиях. Во второй главе «Особенности профессиональной деятельности менеджера в ООО« Майс Групп ...

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» — работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).[19,c.164]

Важная особенность профессии менеджера заключается в том, что он может руководить работой групп людей, профессия которых связана с иными:

  • целями (гностическими профессиями — эксперт, ревизор;
  • изыскательскими — научный работник);
  • объектами (взаимодействие «человек — живая природа» — инженер, механик и др.;
  • «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);
  • средствами (ручного труда — представители ремесел;
  • машинно-ручного труда — машинист, водитель;
  • с применением автоматизированных систем — оператор);
  • условиями — с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);
  • степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);
  • характером труда (автоматический труд — строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик;
  • полуавтоматический труд — действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка;
  • шаблонный исполнительский труд — задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).[16,c.34]

Следовательно, из вышеизложенного можно сделать вывод, что управление совместной деятельностью людей составляет сущность лидерства — особого вида экономической деятельности. Лидер достигает цели совместной деятельности за счет того, что приумножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективной силы подчиненных. Это и есть задача руководителя любого управленческого уровня.

1.2 Виды деятельности менеджера

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера организации):

  • руководитель. Его основная деятельность- управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;
  • консультант в области управления.

Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Решение с учетом полученных советов остается за начальником. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;

4 стр., 1748 слов

Совершенствование деятельности организации как объекта управления. 2013 г

... Несмотря на то, что предприятие осуществляет производственную деятельность на предприятии необходимо ввести в организационную структуру управления должность финансового менеджера, одной из функций 6. Для ... курсовой работы состоит из введения, 3 глав и восьми включенных в них пунктов, заключения и списка использованной литературы. Таким образом, исходя из проведенного анализа финансовой деятельности ...

  • ученый в области управления. Суть его основной деятельности — научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;
  • преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении [22,c.56].

Каждый из этих видов управленческой профессии связан с определенными требованиями к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам специалиста. Итак, для лидера особенно важны лидерские качества, свободное владение инструментами управления на практике. Для ученого в области менеджмента: креативность, склонность к анализу, обобщению информации, поиску новых знаний в области научного менеджмента. Для учителя менеджмента: его способности как методиста и дидактика, умение заинтересовать студентов в решении задач управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует опыта и мастерства, по мере профессионального роста человек может расширять сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента).

В качестве более широкой области применения сильных сторон и способностей федеральной исполнительной власти можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Самой узкой сферой деятельности руководителя крупного предприятия может выступать руководство федеральной целевой программы.

В связи с реформированием экономики России до настоящего времени возникают новые области, в которых требуется квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное управление, создание единой системы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.).[20,c.228]

Итак, смысл и основное содержание управленческой деятельности в организации состоит в постановке целей, разработке методов и приемов их достижения и организации совместной работы сотрудников предприятия, предприятия. Исходя из этого, менеджер организации сосредотачивается на разработке плана действий, его реализации, мотивации команды организации и других людей к эффективной работе.

Роль менеджера в организации — руководить, формировать, структурировать и в целом организовывать. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

4 стр., 1572 слов

«Организация внеурочной деятельности по английскому языку»

... методической темы: «Организация внеклассных занятий на иностранном языке». Особенности организации внеурочной деятельности по английскому языку 1. Направления внеурочной деятельности В документах ФГОС ... различия Добровольный характер, Внеурочный характер занятий, Большая самостоятельность и инициативность 2. Принципы организации внеурочной деятельности Принципы добровольности и массовости, ...

Структурирующее влияние менеджера касается сотрудников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагмента внешнего мира, который является сферой деятельности организации.[11,c.79]

Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции.

Функции менеджера:

  • Административные;
  • Организаторские;
  • Профессионал, прогностические;
  • Общественный деятель;
  • Преподавательские;
  • Психологические;
  • Воспитательные;
  • Руководитель (менеджер) организации использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.[7,c.128]

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

Руководитель в роли преподавателя (педагога) должен проявить способность обучить подчиненного необходимым приемам и навыкам труда, этике профессии, подходам к разрешению возможных конфликтов интересов взаимодействующих сторон, использованию специфичных форм и методов в конкретной сфере профессиональной деятельности, передать ему свои знания и опыт.

Выполнение руководителем роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания.

Роль воспитателя — помочь сотруднику со стороны менеджера понять традиции организации, реализовать социально значимые цели организации. также очень важно развить в сотруднике чувство долга, усвоить элементы корпоративной культуры. Лидер помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а с другой — укрепить его гражданские позиции.

Роль представителя организации (общественного деятеля) — подписывает от имени организации документы, представляет организацию во внешней среде, в вышестоящих организациях, взаимодействует со средствами массовой информации, принимает посетителей организации, в целом, как теперь принято говорить, осуществляет связи с общественностью, принимает совместно с общественными организациями решения по социальным вопросам, участвует в конференциях и иных общественных мероприятиях.

8 стр., 3823 слов

Управление коммерческой деятельностью торгового предприятия в ...

... ассортимента и управлению запасами сырья, оказанию коммерческих услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности. Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что организация коммерческой деятельности предприятия на товарном ...

Следует иметь в виду также, что во всех случаях главенствующей для руководителя (менеджера) остается роль организатора.[1,c.231]

В основе профессии менеджера лежит взаимодействие «человек-человек», это преимущественно умственная профессия, трансформирующая социальную реальность, требующая квалифицированного труда, высокой активности и человеческой ответственности. Абсолютные профессиональные качества требуются на самом высоком управленческом уровне. Менеджер может руководить группами людей, профессия которых имеет разные цели, связана с разными предметами, средствами, условиями и характером работы, степенью квалификации.

Основными видами профессиональной деятельности руководителя организации являются: управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, планово-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консалтинговая, образовательная.

Менеджер сосредотачивается на одной или нескольких своих ролях в зависимости от его подготовки, индивидуального профессионального опыта в рассматриваемой области, продолжительности работы на данной должности, уровня управления.

Таким образом, функции менеджера разнообразны, тем не менее можно выделить три основные функции:

  • менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, при этом несет ответственность за последствия принятого решения;
  • менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и разъясняет цели организации;
  • менеджер руководит формированием отношений внутри и вне организации, мотивирует членов организации, координирует их усилия, выступает в качестве представителя организации.[8,c.56]

1.4 Уровни управления

Вертикальные различия

Одним из наиболее важных факторов, определяющих обязанности менеджера, является его положение в организационной иерархии . На самой вершине пирамиды находятся высшие менеджеры, или менеджеры высшего звена, топ-менеджеры, несущие ответственность за деятельность организации в целом: президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и исполнительные вице-президенты. Топ-менеджеры несут ответственность за определение целей организации, разработку стратегий их достижения, мониторинг внешней среды и интерпретацию событий, которые в ней происходят, а также за принятие важных решений для всей компании. Они работают долго, интересуются тенденциями развития внешней среды и общим успехом компании. Среди наиболее важных обязанностей старших менеджеров — коммуникация, донесение своего видения организации до всех ее членов, построение корпоративной культуры и поддержание предпринимательского духа. Топ-менеджерам следует активнее вовлекать в рабочий процесс всех своих подчиненных, предоставлять им возможность в полной мере реализовать свои знания, навыки и способности. [3,c,54]

Менеджеры среднего звена занимают должности на средних уровнях пирамиды власти и несут ответственность за деятельность наиболее важных бизнес-единиц, подразделений и отделов организации. Как правило, существует два и более уровней управления «ниже» среднего уровня. «Золотая середина» организации несет ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована прежде всего на краткосрочные перспективы. Менеджерам среднего звена необходимо поддерживать хорошие отношения с коллегами, поощрять командную работу и разрешать конфликты. [23,c.18]

2 стр., 677 слов

Положительные стороны участия персонала в управлении организацией

... культуры; обеспечение участия наемных работников в управлении, в прибыли и в собственности. Использование ... в управление организациями - явление довольно редкое. Однако, на наш взгляд, этот способ внутрикорпоративной социальной ответственности заслуживает особого внимания. Концепция участия персонала в системе корпоративного управления предполагает различные возможности вовлечения персонала в ...

Современные тенденции реструктуризации и сокращения менеджмента компаний в большей степени влияют на менеджеров среднего звена. На многих предприятиях от них просто отказались, что позволило значительно повысить производительность труда. Традиционная пирамидальная структура организации становится более плоской, а значит, ускоряется передача информации с более высоких уровней на более низкие, принятие решений. Управленческое участие в нескольких проектах и ​​горизонтальное управление нулевого уровня позволяют организации максимально эффективно использовать ресурсы среднего звена». [24,c.55]

Менеджеры первой линии (низшего уровня) несут непосредственную ответственность за производство товаров и услуг, т. е. находятся на первом или втором уровнях управления, занимая должности мастеров, линейных менеджеров, офис-менеджеров и т. д. Они обязаны соблюдать установленные правила и процедуры, обеспечивать эффективность производства, оказывать техническую помощь, мотивировать подчиненных, уделяя особое внимание выполнению повседневной деятельности. [6,c.315]

Горизонтальные различия

Существенное влияние на деятельность менеджеров оказывает их положение в горизонтальной плоскости. Функциональные менеджеры несут ответственность за работу отделов, которые выполняют одну из функций, необходимых для проведения операций организации. Все их подчиненные обладают схожими навыками и опытом. Функциональные отделы включают в себя рекламу, продажи, человеческие ресурсы, производство, финансы и бухгалтерский учет. Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность производственных и маркетинговых отделов, выпускающих и продающих товары или услуги. Отдельно можно выделить финансовых менеджеров и менеджеров по человеческим ресурсам, работа которых обеспечивает деятельность линейных отделов. [3,c.61]

Генеральные менеджеры отвечают сразу за несколько выполняющих различные функции отделов. Например, генеральный менеджер самостоятельного подразделения отвечает за все функционирующие в нем отделы. Обязанности генеральных менеджеров во многом схожи с функциями менеджеров проектов, так как им приходится координировать работу сотрудников самых разных отделов.

Менеджеры проектов играют жизненно важную роль в современных организациях. При создании новых товаров они координируют взаимодействия маркетологов, финансистов и производственников. По мере того как организации сокращают уровни управления, переходя на более плоские, горизонтальные структуры, потребность в менеджерах проектов возрастает. Одно из основных требований к таким руководителям — развитые человеческие навыки, так как для достижения успеха проекта им необходимо координировать работу самых разных сотрудников.

Таким образом, каждый уровень управления имеет функциональные подразделения, выполняющие определенные управленческие функции. Основная задача этих подразделений заключается в подготовке управленческих решений для руководителя данного уровня.

Выводы по главе:

Лидер достигает цели совместной деятельности за счет того, что приумножает свои физические и интеллектуальные силы за счет коллективной силы подчиненных.

11 стр., 5051 слов

Управление карьерой менеджера

... рекомендация по управлению деловой карьерой менеджеров будет эффективной, если руководители различных организаций будут учитывать и применять ее в своей деятельности для объективного планирования и координирования развития карьеры менеджеров. Необходимость достижения ...

Деятельность менеджера в организации состоит в постановке целей, разработке способов и приемов их достижения и организации совместного труда работников предприятия, фирмы.

Функции менеджера заключаются в организации работы персонала и предприятия в целом.

Формирование уровней управления осуществляется по производственно-территориальному принципу, сущность которого заключается в том, что весь аппарат управления делится по вертикали уровни управления, а по горизонтали на каждом уровне образуются управленческие звенья.

Глава 2. Организация труда менеджера и условия, определяющие эффективность работы менеджера, .1 Основные требования к современному менеджеру

Современный менеджер должен характеризовать следующие положения:

Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации.

Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т.е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать, система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия из вне. Центральный момент здесь — ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели.

Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как самоорганизация и в меньшей степени как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения.[25,c.294]

Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях.

Достаточно сложно в нескольких словах или даже фразах сформулировать требования к современному менеджеру на предприятии. Он должен смотреть в будущее и одновременно не отрываться от повседневности. Он должен быть «отцом» для персонала и в то же время строгим управленцем. Он должен разбираться в технологических процессах на предприятии, в основных понятиях маркетинга и информатики, управления персоналом и антикризисных мерах, в психологии и методах манипулирования людьми, в финансах и налогах. Менеджер должен уметь взаимодействовать с властью и с клиентами, с конкурентами и владельцами бизнеса. И наконец — менеджер должен быть профессионалом менеджмента, микро- и макроэкономики.

Можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

  • знания в области теории и умения в сфере практики управления;
  • способность к коммуникациям и умение работать с людьми;
  • компетентность в области специализации предприятия.

Первая категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микро — экономики. Общей теории принятия управленческих решений умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПК как в локальном, так и в сетевых вариантах.

Получение необходимых теоретических знаний в области менеджмента, как правило, достигается в системе специального профессионального образования. Однако, учитывая динамичный характер развития современной теории и практики менеджмента, обязательным качеством менеджера в инновациях должна быть склонность к постоянному обучению и повышению профессиональной квалификации.

Вторая категория требований — требования коммуникабельности и умения работать с людьми, — обусловлена связующим положением менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для проведения анализа любой управленческой ситуации менеджер должен обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги из родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуаций менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели деятельности.

Третья категория требований — компетентность менеджеров в области специализации предприятия — предусматривает наличие у них специальных знаний в области технологии производственных процессов теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов. Достижение требуемых профессиональных качеств осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.

Характер деятельности конкретного менеджера на предприятии определяется составом делегированных ему полномочий в принятии управленческих решений, который устанавливается в соответствии с принятой на предприятии системой разделения труда и специализации управленческих кадров.[26,c.163]

Итак, основные требования к менеджерам: знание специальности, личные качества, личные способности, интеллектуальные способности, рабочие приемы, физические возможности.

2.2 Подготовка менеджеров в России

В настоящее время наиболее актуальной проблемой является подготовка менеджеров высшего уровня, или высшей квалификации. К ним относятся менеджеры, которые получили не только высшее профессиональное образование по определенной специальности как бакалавры, магистры или специалисты, но и имеют диплом мастера делового администрирования.

Государственные требования к подготовке менеджеров высшего уровня по программе «мастер делового администрирования» заключается в подборе необходимых для изучения дисциплин, описании квалификации получаемой выпускником программы и ее содержания.

Все дисциплины разделены на блоки:

  • национальная и международная среда бизнеса, включающая изучение экономических, правовых и институциональных условий хозяйствования, социальные, этические и экологические проблемы бизнеса;
  • научные основы бизнеса и менеджмента;
  • финансы и бухгалтерский учет, количественные методы, статистику, информатику;
  • организационное поведение;
  • базовые профессиональные дисциплины в сфере менеджмента, включающий общий и стратегический менеджмент, управление производством, маркетинг продукции и услуг, управление человеческими ресурсами, профессиональные навыки менеджера;
  • дисциплины специальные и специализации, позволяющие приобрести знания и умения по конкретным аспектам ведения бизнеса, управления хозяйствующим субъектом в зависимости от отраслевой принадлежности и функциональной специализации.[21,c.402]

Менеджеры высшей квалификации должны уметь обобщать проблемы хозяйствующего субъекта, выявлять и решать функциональные задачи в своей сфере управленческой деятельности, исходя из общей позиции хозяйствующего субъекта во внешней рыночной среде на макро- и микроуровнях.

Особое внимание необходимо уделять квалифицированным характеристикам менеджера высшего уровня:

  • владению современными экономико-математическими методами анализа состояния системы управления, методологией системного подхода к построению и реорганизации управления, количественными методами прогнозирования, программирования и планирования, а также способности к принятию решений и их реализации в конкретных ситуациях;
  • умению определять стратегические цели деятельности и организовывать их реализацию, анализировать рациональность построения организационной структуры управления, усовершенствовать ее для решения перспективных стратегических целей и адаптации к внутренним и внешним условиям деятельности, осуществлять распределение применения теоретических принципов управления. Анализировать и разрабатывать программы, планы конкретных мероприятий, создавать Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие документы, регламентирующие функции структурных подразделений и управленческого персонала;
  • способность разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, формировать показатели мониторинга, владеть принципами и методами управления процессами в различных сферах деятельности, применять их на практике, использовать известные концепции управления, принципы и методы формирования систем всеобщего управления качеством;

— владению знаниями и навыками управления коллективом, современными концепциями организационного поведения и управления человеческими ресурсами, методиками планирования и организации кадровой службы, эффективной активации деятельности персонала, принципами и методами управления конфликтами, формирования культуры, осуществления организационных изменений.[19,c,161]

В настоящее время в России существуют три типа менеджеров высшей квалификации:

Управленцы-хозяйственники. Имеют опыт работы в до рыночный период и адаптировавшиеся к новым рыночным условиям. Обладают высоким профессионализмом и знаниями отраслевой специфики производства продукции и услуг, но не хватает знаний в области инвестиций, сбыта, маркетинга.

Управленцы-антрепренеры. Приобрели опыт руководства в переходный период экономики (в 80 г.).

Такие менеджеры обладают навыками диверсификации, способностью осваивать новые виды продукции и услуг в различных отраслях, проникать на новые географические рынки. Они способны решать задачи практически во всех сферах управленческой деятельности, начиная от организации процессов основного производства до обеспечения охраны окружающей среды и безопасности.

Профессиональные наемные менеджеры. Это новое поколение профессионально обученных менеджеров, нацеленных на овладение навыками управления в любой отрасли и сфере управленческой деятельности. Они имею специальное образование, обладают знанием языков, деловой корректностью, трудовой активностью, лояльностью по отношению к собственникам. Как правило, эти менеджеры обучались либо проходили стажировки за рубежом, имеют четкое представление об отличиях американского, японского, европейского, азиатского и российского менеджмента, соответствующих стилях руководства и корпоративного поведения. Менеджеры третьего типа получили специальную подготовку по программе «Мастер делового администрирования» и президентской программе.[12,c.261]

Распределение менеджеров высшей квалификации по различным отраслям можно увидеть в следующей таблице (табл. 1).

Таблица 1 — Распределение менеджеров высшей квалификации по отраслям промышленности и сферы услуг, % к их общему числу

ОтрасльДоля менеджеров высшей квалификации, %Машиностроение, металлообработка, оборонная промышленность18Связь и высокие технологии11Пищевая промышленность10Топливно-энергетический комплекс10Транспорт9Строительство9Металлургия8Финансы8Легкая промышленность6Прочие отрасли11Итого менеджеров высшей квалификации100

Из данных таблицы 1 видно, что наибольший удельный вес менеджеров высшей категории приходится на отрасль машиностроения и оборонной промышленности — бывших ведущих отраслях экономики, а наименьший — в слаборазвитой ранее легкой промышленности.

Распределение менеджеров высшей квалификации по хозяйствующим субъектам с различной численностью персонала показывает их преобладание в средних хозяйствующих субъектах (табл. 2).

Таблица 2 — Распределение менеджеров высшей квалификации по хозяйствующим субъектам с различной численностью персонала, % к их общему числу

Численность персонала в хозяйствующих субъектахДоля менеджеров высшей квалификации, %100 — 50034500 — 2000282000 — 1000014Более 1000017Прочие организации7Итого менеджеров высшей квалификации100

Таким образом, можно заключить, что отбор и профессиональная подготовка управленческих кадров требуют постоянного исследования и оптимизации, учета наметившихся в этой области человеческой практики тенденций.[18,c.15]

2.3 Делегирование полномочий в воспитании предприимчивости

Важное место в воспитании предприимчивости занимает делегирование полномочий, то есть наделение руководителем подчиненных свободой действий путем передачи части своих полномочий в решении тех или иных задач. Этот подход пока развит плохо, что лишает работников свободы действий, снижает заинтересованность в труде. При делегировании полномочий люди, получившие их, проникаются значимостью порученного дела действуют, как правило, более инициативной предприимчиво.

Делегирование полномочий нельзя смешивать с распределением функций, которое связано с централизацией и децентрализацией управления. Делегирование полномочий заключается в передаче подчиненным части полномочий и ответственности, уже закрепленных за руководителем. Основным аспектом делегирования является децентрализация. В той мере, в какой полномочия не делегированы, они централизованы. Чем меньше число людей, с которыми нужно согласовывать принимаемые решения, и чем более низкое положение занимают эти люди в управленческой иерархии, тем выше степень децентрализации полномочий.[13,c.114]

Потребность в делегировании полномочий связана с необходимостью соблюдения нормы управляемости, т. е. предельного числа работников, за которых руководитель может принимать решение. Эта норма приближается к оптимуму того, что может сделать один человек. По мере роста коллектива контакты между руководителями и подчиненными слабеют и контроль за их деятельностью затрудняется. Это и снижает инициативу и приводит к уменьшению результативности труда.

Мобилизующим фактором для работника, которому делегированы полномочия, является то, что он получает самостоятельный участок работы, это поднимает его собственную значимость и значимость среди окружающих. Самостоятельные действия вызывают человека на инициативу, а оказанное доверие возвышает его социальный статус, повышает творческий потенциал.

Делегирование полномочий является своеобразной школой выявления способных руководителей. Когда работнику поручается самостоятельный участок деятельности, где он получает права и обязанности принимать решения под свою ответственность, он стремится в полной мере проявить профессионализм и организаторские способности, приобретать навыки управления. Делегирование полномочий следует осуществлять на всех уровнях управления: доверять подчиненным решение организационных вопросов, выступать с докладами и сообщениями в вышестоящих инстанциях, на совещаниях и конференциях, представлять свою организацию на встречах и т. д. [15,c.24]

В тоже время руководитель, делегируя свои полномочия, освобождает себя от множества текущих обязанностей. А это высвобождает время для профессионального роста, для сосредоточения на вопросах, которые должны решаться им самим. Нельзя стать хорошим руководителем, пытаясь все сделать самостоятельно. В таких случаях внимание распыляется на множество вопросов. Руководитель, делегирующий свои полномочия, создает в коллективе доверие, непринужденность, заставляет подчиненных относиться к своим обязанностям с большой ответственностью. Одним из принципов управления является: никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев когда это связано с опасностью для жизни.

Делегирование полномочий является формой разделения управленческого труда, повышающей его потенциал. Зная своих подчиненных, руководитель передает полномочия компетентным работникам. В этих случаях управление приобретает большую гибкость, динамизм, оперативно реагирует на изменение рыночных отношений, конкуренцию, новые предложения.

Потребность в делегировании полномочий имеется на всех уровнях управления. В современных структурах управления нижестоящий руководитель и его исполнители в своей сфере деятельности’ разбираются лучше вышестоящего руководителя. Получив полномочия самостоятельно принимать решения, они уже выходят за рамки простого исполнительства. Доверие положительно сказывается на результатах работы и способствует повышению квалификации работников,

Разумеется, делегирование полномочий подчиненным эффективно в определенных условиях: когда подчиненный выполняет данную работу лучше руководителя, когда есть необходимость высвободить время руководителя для решения более важных решений, когда руководитель чрезмерно занят. Необходимо учитывать также уровень технической оснащенности управленческого труда, информационное обеспечение, опыт и квалификацию подчиненных руководителей и исполнителей, социальный климат. Делегируя полномочия, не следует полностью устраняться от переданной работы. При необходимости следует подсказать способ достижения цели, пояснить, как работать. Поручать задания необходимо, сообразуясь с личными качествами подчиненного, оставляя за ним право выбора при много вариантности решений. Нелишним является также по возможности удовлетворение самолюбия подчиненного и его уверенности в работе. Предприимчивые и инициативные действия всегда сопряжены с определенной долей риска, и хотя риск взвешен и рассчитан, от ошибок никто не гарантирован. Оценку деятельности подчиненного следует производить по общим результатам деятельности, а не за отдельные ошибки. Иначе появятся рутинеры, перестраховщики, безынициативные работники.

На разных этапах профессионального роста и при различном уровне способностей исполнителя делегирование полномочий должно быть разным.

Цели и задачи, которые ставятся подчиненным, должны быть ясными и понятными. Права и обязанности должны делегироваться в конкретной форме. Четкость в делегировании полномочий определяет содержание работы, понимание исполнителями своей роли в достижении конечных результатов системы в целом. С этой целью следует определить систему показателей, отражающих результаты деятельности каждого работника. Чем четче очерчена подчиненным цель и чем точнее она измерима, тем выше производительность управленческого труда.[13,c.59]

Важную роль в выполнении делегированных полномочий играет информация, которой руководитель и подчиненные должны обмениваться свободно. Полученная информация о состоянии дел в системе и результатах собственной деятельности наполняет работу смыслом, расширяется взаимопонимание и сотрудничество, стираются противоречия, устраняются конфликтные ситуации.

Необходимо помнить также, что среди подчиненных есть люди, которые со временем сами станут руководителями. Следует считаться с тем, что в большом коллективе могут быть люди и умеющие управлять, и умнее и образованнее руководителя. В наш век узкой специализации и непрерывного нарастания информационных потоков руководитель не может по всем параметрам превосходить подчиненных, делегирование полномочий не уменьшает, а скорее увеличивает и укрепляет реальную власть руководителя, являясь одновременно школой воспитания управленческих кадров.[14,c.178]

Подводя итог, делегирование полномочий следует осуществлять на всех уровнях управления.

Выводы по главе:

Менеджер должен быть образован, воспитан, компетентен, иметь положительные личные качества и характеристики.

При подготовке менеджеров необходимо принимать во внимание смещение смысла и целей образования в сторону идеи самовыражения и полного раскрытия возможностей и способностей личности.

Умение делегировать полномочия является одним из важнейших положительных качеств руководителя любого ранга и оценивается как способность максимально эффективно использовать потенциальные возможности подчиненных.

Глава 3. Пути повышения работоспособности менеджера, .1 Работоспособность человека

Работоспособность — величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время.

Физиологи установили, что работоспособность — величина переменная и связано это с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность при любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма.

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием. Основные фазы работоспособности следующие:

  • врабатывание или нарастающая работоспособность, в течение которой происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часов;
  • устойчивая высокая работоспособность, характеризующаяся тем, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций.

Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий).

В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов;

  • развитие утомления и связанное с этим падение работоспособности, которое длится от нескольких минут до 1-1,5 часов и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и показателей его трудовой деятельности.[17,c.42]

Динамика работоспособности за смену графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после перерыва. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительная, чем до обеденного перерыва. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.

Для динамики работоспособности человека на протяжении суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня и с 14 до 16 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью.

В течение недели работоспособность человека не является стабильной величиной, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели.

Итак, работоспособность человека — его способность формировать и поддерживать свой организм в рабочем состоянии, т. е. изменять течение физиологических функций (функций мышечной и нервной системы, дыхания, кровообращения, обмена веществ и др.), с тем, чтобы обеспечить высокий уровень производительности труда.[4,c.92]

3.2 Пути повышения эффективности работы менеджера на предприятии

Менеджмент — это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия.

В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом.

Рассмотрим наиболее общие пути повышения эффективности управления:

Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.

Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.

Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.

Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.

Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию, переподготовки, развития инициативы, творчества.

Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.

Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками.

Рассмотрим более детально некоторые из путей повышения эффективности менеджмента.

В современных рыночных условиях для эффективности управленческого процесса необходимо, чтобы любой менеджер не только имел глубокие и разносторонние знания, но и отличался оперативностью и деловитостью, обладал чувством нового, постоянно проявлял инициативу.[17,c.40]

На развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного роста руководящего работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе.

Продвижение менеджеров может осуществляться в форме:

  • перемещения в рамках той же должностной категории и размеров заработной платы, но с расширением выполняемых функций;
  • повышения заработной платы без повышения в должности;
  • продвижения его по ступеням должностной лестницы.

Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника в конкретном виде деятельности.

Стимулирующая роль в повышении эффективности труда руководящих работников выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации — выявить, на что способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется и ее вторая сторона. Чувство ответственности перед предстоящей аттестацией побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде.

Одним из наиболее важных путей повышения эффективности управления считается активная поддержка новаторства в организации. Создание и поддержка атмосферы творческого поиска — прямая задача руководителей компании.

Одним из наиболее действенных путей повышения эффективности управления является мотивация.

Мотивация — стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.[13,c.69]

Существует определенная система мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование полномочий, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

  • высвобождение руководителя для выполнения наиболее важных работ;
  • расширение объема выполняемых организацией заданий;
  • развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;
  • расширение уровня принятия решений.

Существует большое количество по обеспечению эффективности коммуникаций на предприятии, например:

  • создание единой компьютерной сети на предприятии;
  • возможность доступа сотрудников к информационным базам данных, отчетам и иным материалам, связанным с деятельностью фирмы в различных областях, в том числе и инновационной;
  • регулярная организация специальных конференций для персонала разных уровней;
  • Для создания эффективной информационной системы на предприятии можно использовать различные способы, но важно понимать, что только системный подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой фирмы.

Однако любому руководителю важно осознавать, что наибольшая эффективность управленческой деятельности будет достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия.[10,c.34]

Таким образом, существует большое количество путей и методов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия.

3.3 Пути повышения эффективности использования рабочего времени руководителей и специалистов

Рациональной организации рабочего времени, как показывают исследования, отечественные менеджеры уделяют незначительное внимание — в 3,5 раза меньше, чем их американские коллеги, в результате, на выполнение оперативной работы тратят на треть больше рабочего времени.

Процесс планирования рабочего времени начинается с постановки задач, для чего на предстоящий период составляется перечень дел и возможных препятствий, на преодоление которых уйдет определенное время. Впоследствии этот перечень регулярно дополняется, обновляется, корректируется.

Для менеджеров высшего звена крупных организаций рекомендуется планировать свое время укрупненными блоками, т.к. при работе с людьми, а также при выполнении чисто интеллектуальных функций, дробление не приводит к положительным результатам. В мелких организациях или на низовых уровнях управления крупные задачи целесообразно разбивать на менее значительные и сложные, с более точным определением сроков исполнения. Но и здесь руководитель имеет возможность затрачивать на выполнение своих прямых обязанностей не более 25% лимита времени.

Распределение рабочего времени дает возможность руководителю сконцентрироваться на важнейших вопросах с учетом сроков и времени их решения, а остальные рационально распределить среди подчиненных. В основе этого — оценка каждой работы с точки зрения необходимости, последствий в случае отказа от выполнения, оправданности усилий, требуемых для ее выполнения, возможности их снижения, реальной отдачи. Организация рабочего времени дает возможность руководителю сформировать оптимальную структуру рабочего дня и составить его расписание.

Структурирование рабочего времени осуществляется с учетом рациональной очередности проблем. Сначала планируются дела с фиксированным сроком исполнения или требующие значительных затрат времени, а также неприятные задачи, откладывание которых нежелательно. Далее следует рутинная работа и выполнение повседневных обязанностей. Третье место отводится второстепенным и эпизодическим делам, не отнимающим много времени, например, чтению текущей корреспонденции, обходу рабочих мест.

При планировании устанавливается точный срок завершения работы. Если предстоящий объем работы в заданные сроки может быть не выполнен, в плане предусматриваются возможности их перенесения на более поздний период. Планом должно охватываться не более 60% рабочего времени, а остальное составляют резервы на решение непредвиденных проблем, творческую деятельность, повышение квалификации. Создание резервов времени значительно повышает гибкость планов и облегчает их корректировку.[25,c.206]

Предпосылкой планирования рабочего времени является его тщательное документирование и контроль за его использованием, что позволяет лучше распределять выполнение тех или иных работ, а также согласовывать свои действия в области распределения рабочего времени с подчиненными и коллегами.

В годовых планах фиксируется распределение рабочего времени для решения крупных, но конкретных задач. При составлении краткосрочных планов необходимо определить центральную, наиболее трудоемкую задачу планируемого периода, которая должна быть решена в его рамках, выходящие за рамки периода времени задачи, к решению которых нужно приступить, и трудности, которые в связи с этим могут возникнуть.

В месячных планах расход рабочего времени на каждый вид деятельности, включая необходимые резервы, предусматривается уже в часах. В декадных (недельных) планах отражаются все без исключения дела и затраты рабочего времени, необходимые для их выполнения. Если стоящая проблема за указанный период не решается, работу с ней начинает другое лицо.

Дневной план должен включать в себя не более десятка проблем, в том числе не более трех первостепенных, работа над которыми осуществляется в первую очередь. Они, а также самые неприятные дела планируются на утренние часы, с тем, чтобы к вечеру их удалось завершить. Однородные задачи группируются в дневном плане работы блоками, что позволяет не «перескакивать» с одной проблемы на другую и экономить, таким образом, время.

План использования рабочего времени должен быть гибким. Жестко регламентируются только вопросы, связанные с приглашением людей, например, совещания, прием посетителей и т.п. Планы использования рабочего времени регулярно контролируются на предмет того, предусматриваются ли в них действительно важные и необходимые задачи; соответствует ли фактически расходуемое время тому, что было запланировано; рациональны ли нагрузки на исполнителей; анализируются потери рабочего времени.

Для экономии времени в процессе работы рекомендуется не отвлекаться по возможности на вновь возникающие проблемы, ибо они могут потребовать новых действий. Эти проблемы целесообразно зафиксировать, с тем, чтобы вернуться к ним позже, что позволит завершить начатое. Фиксация материала необходима также при внезапных перерывах работы, поскольку позволяет быстрее вновь сосредоточиться.[4,c,66]

Таким образом, рациональная организация рабочего времени руководителя способствует повышению эффективности его использования.

Выводы по главе:

Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Существует несколько путей повышения работоспособности человека. Среди них наибольшей популярностью пользуются такие способы: узкая специализация; повышение профессионального мастерства; определение интересов человека и выбор профессии в соответствии с этими предпочтениями; мотивация на достижение определенных результатов; планирование работы и контроль над эффективностью выполнения этого плана.

Резервы времени абсолютно ограничены, поэтому встает вопрос о его рациональном использовании, экономии. От способности это делать во многом зависит успех любого работника. Чтобы справиться с такой задачей, необходимо точно знать, на что время тратится, тратить на то, что нужно, и делать все как можно быстрее.

Заключение

Основным содержанием деятельности менеджера является управление людьми. Целью деятельности менеджера является обеспечение максимально эффективной совместной деятельности людей.

В основе профессии менеджера лежит взаимодействие «человек-человек», это преимущественно умственная профессия, трансформирующая социальную реальность, требующая квалифицированного труда, высокой активности и человеческой ответственности. Абсолютные профессиональные качества требуются на самом высоком управленческом уровне.

Менеджер может руководить группами людей, профессия которых имеет разные цели, связана с разными предметами, средствами, условиями и характером работы, степенью квалификации.[16,c.83]

Перед началом работы были определены задачи: особенности и структура работы менеджера, механизм активизации менеджера на предприятии, анализ затрат рабочего времени, рационализация труда менеджера на предприятии, пути повышения эффективности работы. В ходе решения этих задач рассматривая особенности структуры работы менеджера можно отметить что, он делиться на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда — это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. А вертикальный принцип разделения труда — это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделённую управленческую работу для достижения целей организации.

Изучив понятия самоорганизации, моно выделить, что она включает не только осознанные, но и инстинктивные, а возможно, и иные начала, что требует более подробного определения ее сущности, содержания и форм реализации. Вместе с тем наиболее контрастно самоорганизация менеджера проявляется в стиле руководства, которое реализуются менеджером.

Рассмотрев активизацию менеджера с помощью оплаты его труда в зависимости от эффективности работы предприятия можно сделать вывод что, она приводить к разнообразным качественным эффектам при определенных сочетаниях количественных параметров ситуации. А среди наиболее распространенных нематериальных стимулов можно выделить:

  • признание профессионализма менеджера собственниками бизнеса;
  • доверие и делегирование полномочий;
  • известный бренд компании;
  • стабильно развивающийся бизнес;
  • долгосрочные перспективы в карьере;
  • обучение;
  • корпоративную культуру.

Рационализация управленческого труда предполагает создание таких условий, при которых конечная цель управления достигается с наименьшими затратами труда. Она направлена на использование в процессе труда последних достижений науки и техники менеджмента, а также передового управленческого опыта.

В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента: совершенствование структуры управления; выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон; разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования; система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки.

Таким образом все задачи были решены, цель работы достигнута, работа завершена.

Глоссарий

менеджер полномочие нематериальный стимул

Делегирование — это такая организация работы, при которой руководитель распределяет между подчиненными конкретные задания.

Коммуникабельность — готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими.

Компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Маркетинг — это вид экономической деятельности, состоящей в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю.

Менеджер — это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в определенной сфере деятельности предприятия.

Менеджмент — это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Парадигма- это некоторый стандарт исследований, удовлетворяющий двум условиям. С одной стороны, в его основе лежит некоторое крупное достижение, ответ на принципиальный вопрос, задающий образец в данной области исследований. С другой стороны, это исследовательская программа, «генератор головоломок», в решении которых могут принять участие многие ученые.

Работоспособность — это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Рационализация — усовершенствование, улучшение, введение более целесообразной организации чего-либо.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/puti-povyisheniya-rabotosposobnosti-menedjera/

1. Б.А. Аникин Высший менеджмент для руководителя: Учебник.- 3-е изд. / Б.А. Аникин — М.: Инфра-М, 2007.- 440 с.

— А.В. Бусыгин Менеджмент: введение в специальность: Учебник.- 1-е изд. / А. В. Бусыгин — М.: Юнити-дана, 2007.- 168 с.

— М. И. БухалковУправление персоналом: развитие трудового потенциала: учеб. пособие / М. И. Бухалков. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 190 с.

— В.Б. Быгин Нормирование труда: Учебник.- 5-е изд. / В.Б. Быгин, О.П. Колигин-М.: АСТ, 2008.-362 с.

— Д.Д. Вачугов Основы менеджмента: Учебник для вузов.- 2-е изд. / Д.Д. Вачугов-М.: Высшая школа, 2008.-367 с.

— В.Р. Веснин Менеджмент: Учебник.- 6-е изд. / В.Р. Веснин — М.: Изд-во Проспект, 2009.-504 с.

— О.С. ВиханскийМенеджмент: Учебник.- 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов — М.: Гардарики, 2009.-236 с.

— В.П. Галенко Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. / В.П. Галенко — СПб.: Питер, 2009.-224 с.

— Л.З. ЗайвертВаше время — в Ваших руках: Учебник.- 4-е изд. / Л.З. Зайверт-М.: Интерэксперт, 2008.-60 с.

— А.П. Иванов Менеджмент: Учебник.- 1-е изд. / А.П. Иванов — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2009.-440 с.

— Н.И. Кабушкин Основы менеджмента: Учебник.- 3-е изд. / Н.И. Кадушкин-М.: Новое знание, 2010.-336 с.

— Й.М. Кондо Мотивация персонала: Учебник.- 6-е изд./ Й.М. Кондо-Нижний Новгород.: Изд-во Приоритет, 2007.-206 с.

— А.В. Костров Основы информационного менеджмента: Учебник.- 2-е изд. / А.В. Костров — М.: Финансы и статистика, 2009.-336 с.

— К.А. Кузнецов Мотивация и ведение будущего фирмы: Учебник.- 3-е изд. /К.А. Кузнецов — М.: Юнити-дана, 2007.-40 с.

— В.М. Курганов Современный менеджмент: Учебник.- 2-е изд./ В.М. Курганов — М.: Книжный мир, 2008.-182 с.

— Т.Т. Макарова Повышения эффективности управления персоналом: Учебник.- 1-е изд./ Т.Т. Макаров — М.: Изд-во Проспект, 2007.-70 с.

— Н.Н. Олимских Актуальные проблемы экономики труда: Учебник.- 6-е изд. / Н.Н. Олимских-Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та, 2009.-55 с.

— А.А. РадугинОсновы менеджмента: Учебник.- 5-е изд. / А.А. Радугин — М.: Центр, 2009.-432 с.

— А.В. Райченко Общий менеджмент: Учебник.- 4-е изд. / А.В. Райченко — М.: Инфра-М, 2007.-384 с.

— С.П. РобинсМенеджмент: Учебник.- 3-е изд. / С.П. Робинс-М.: Вильямс, 2007.-880 с.

— А.К. Семенов Основы менеджмента: Учебник.- 8-е изд. / А.К. Семенов -М.: Дашков и К, 2008.-300 с.

— О.Б. Сергеева Лидерство и управление как компетенции руководителей среднего звена: Учебник.- 1-е изд. / О.Б. Сергеева — М.: Новое знание, 2008.-65 с.

— О.А. Страхова Лидерство нового века: Учебник.- 4-е изд. / О.А. Страхова — М.: Новое знание, 2008.-80 с.

— В.В. ХачванкянМенеджмент предприятия: Учебник.- 1-е изд. / В.В. Хачванкян-М.: Новые знания, 2007.-422 с.

— Ю.А. Цыпкин Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. / Ю.А. Цыпкин-М.: Юнити-дана, 2009.-439 с.