Административно-правовая дисциплина, ее характеристики и виды

Курсовая работа

Актуальность темы. Категория административно-правового регулирования позволяет углубить понимание юридической части политической надстройки, выявить органическое единство всех юридических явлений и одновременно определить место каждого из них в системе правового воздействия. Кроме того, категория административно-правового регулирования дает возможность сосредоточить внимание на таких правовых явлениях, которые при обычных условиях состояния науки находятся как бы в тени устоявшихся понятий, иногда выполняют роль вспомогательных, дополнительных факторов. К таким понятиям относятся, например, предмет административно-правового регулирования, метод административно-правового регулирования, которые обычно использовались только как инструменты для научного построения правопорядка. Далее, категория административно-правового регулирования позволяет ввести в юридическую науку новые понятия, как, например, механизм административно-правового регулирования, структура административно-правового регулирования и т. д.

В целом категория административно-правового регулирования в наиболее обобщенном виде отражает социальную цель, служебную роль права как одного из важнейших организационных факторов в системе социального управления социальными процессами. В юридической литературе достигнуто почти единодушное понимание административно-правового регулирования как совокупности различных форм и средств юридического воздействия государства на поведение участников общественных отношений, осуществляемого в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку.

Однако многие вопросы административно-правового регулирования до сих пор недостаточно изучены. Это и определило выбор темы исследования.

Актуальность аргументации заключается также в том, что обществу объективно необходимо установить определенную организацию в системе общественных отношений. Эта организация общества сообщается ему действием различных законов и факторов объективного и субъективного характера.

Целью данной работы является определение и анализ административно-правовых норм, определение их характеристик и методов.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

6 стр., 2932 слов

Управление как объект административно-правового регулирования

... интересны взаимоотношения между государством и исполнительной властью. социальный государственный управление исполнительный Административное право, являясь самостоятельной отраслью в системе российского права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих особую группу общественных отношений, которые ...

  • определение понятия административно-правового регулирования;
  • установление особенностей административно-правового регулирования;
  • определение понятия и видов методов административно-правового регулирования.

Объект исследования — административно-правовая дисциплина, ее характеристики и виды.

Объектом исследования является совокупность административно-правовых норм, научно-теоретических положений отечественных юристов в области административно-правового регулирования.

Научная и практическая ценность работы связана с умением использовать ее результаты в учебном процессе при изучении дисциплины «Административное право» и в юридической практике.

Структура работы в соответствии с поставленной целью и задачами включает введение, 2 главы, заключение и список использованных источников.

1 Понятие и особенности административного правового регулирования

1.1 Понятие административно-правового регулирования

Чтобы раскрыть сущность административно-правового регулирования, необходимо понимать понятие «правовое регулирование» в целом. Правовое регулирование — это «единство социологического, нормативного и практического аспектов». Он начинается, когда цели, содержание, требования закона «схватывают» насущную социальную потребность рационализировать взаимосвязи и взаимодействия людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Это не означает субъективное представление о каком-либо авторитете, а сам факт того, что в сознании массы людей он сформировался как нечто необходимое, необходимое, актуальное, чрезвычайно важное для их будущей жизни. Формирование нормативного акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сам закон будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование носит прогнозный характер и показывает, что люди способны «проектировать» свою жизнь на завтра.

Основой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.

В остальном правовое регулирование — это требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Следовательно, эти требования должны быть социально обусловлены, систематически организованы и реализованы на практике. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при анализе и оценке. Даже правовая база в сфере административного права имеет свою особенность. Под правовым регулированием понимается процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права) Волосов М.Е., Додонов В.Н., Капинус Н.И., Капинус О.С., Крутских В.Е., Мишустина Е.А., Панов В.П., Сюкияйнен Л. Р., Щерба С.П., Большой юридический словарь, Инфра-М, 2006. — С.294.

7 стр., 3362 слов

Государственное регулирование и саморегулирование предпринимательской ...

... регулирования предпринимательской деятельности Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых ... России, где издержки на повседневное преодоление административных барьеров в предпринимательской деятельности составляют существенную часть интеллектуальных и материальных ...

Основные направления развития административно правового регулирования на современном этапе хорошо сформулированы Козловым Ю.М. — вот они Козлов Ю.М., Административное право: учебник, М. : ЮРИСТЪ, 2005. -С. 38. 554 с.:

  • разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);
  • установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);
  • управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;
  • регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;
  • координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально — культурного и административно — политического строительства;
  • обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;
  • осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Механизм административно-правового регулирования — это совокупность правовых средств, а также процессов и условий, которые возникают в добровольных общественных отношениях в сфере государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм.

Категория административно-правовых механизмов регулирования разработана наукой с целью показать развивающееся право, выявить закономерности его функционирования и повысить эффективность правового регулирования.

В структуру этого механизма входят следующие элементы:

  • a) нормы административного права и его принципы, объективно выраженные в законах, указах и других нормативных актах;
  • b) акты толкования норм административного права, издаваемые уполномоченными на то органами;
  • c) акты применения норм административного права;
  • d) административно-правовые отношения;
  • e) правосознание, юридические факты, законность.

Каждый элемент административно-правового механизма регулирования играет определенную роль в регулировании поведения людей и возникающих в результате социальных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно служат правовыми инструментами административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности.

Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений Бельский К.С., Козлов Ю.М., и др. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова и Л.Л. Попова. — М., Юрист, 1999.. Определение данному понятию можно дать следующим образом: административно-правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения в сфере государственного управления системы административно-правовых средств регулирования, закрепленных в нормах действующего законодательства Савостин А. А. Методы административно-правового регулирования общественных отношений в период социальных реформ (историография и современные проблемы): Монография. — М.: ВНИИ МВД России, 2003. 6,9 п.л..

3 стр., 1365 слов

Административно-правовые формы в деятельности исполнительной ...

... волеизъявление органа исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ. Особо следует отметить заключение административных договоров как особую правовую форму регулирования административно-правовых отношений, которые, в отличие от обычных правовых актов односторонней силы, имеют ...

Административно-правовое регулирование административных общественных отношений может иметь разную целевую нагрузку и, как следствие, разные формы ее выражения. Принимая это во внимание, можно говорить о трех важнейших проявлениях регулирующей функции административного права.

В полном соответствии с ролью исполнительной власти в механизме государственной власти исполнительная функция административного права проявляется достаточно четко. Это означает, что главное содержание административно-правового регулирования находит свое выражение в обеспечении свойственными ему средствами проведения в жизнь (исполнения) требований действующего российского законодательства.

При этом административно-правовое регулирование выражается в том, что соответствующие субъекты исполнительной власти уполномочены самостоятельно, но в подчинении, создавать правовые нормы. В этом суть законодательной или юридической функции административного права. Главное, что необходимо при этом учитывать, заключается в том, что административное нормотворчество производно от основной, т.е. правоисполнительной, функции административного права и служит ее интересам. На практике это означает, что правила административного права, созданные самими правоохранительными органами, по своей сути также являются специфической формой правоприменения. Так, Правительство Российской Федерации — высший орган исполнительной власти издает правовые акты, имеющие нормативный характер, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

В процессе административно-правового регулирования также реализуется правоохранительная функция, которая призвана обеспечить соблюдение установленного правового режима и защитить законные права и интересы участников регулируемых общественных отношений. Следует еще раз подчеркнуть, что в порядке осуществления широкого круга контрольно-надзорных полномочий и применения мер административного принуждения исполнительные органы и их должностные лица практически обеспечивают правовую защиту многих общественных отношений, регулируемых иными отраслями действующего права.