Пределы действия нормативно – правовых актов

Курсовая работа

Каждый день Парламент, Президент, Правительство Беларуси , десятки местных советов депутатом и ведомств, сотни органов власти субъектов хозяйствования выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.

Использование этого широкого спектра правовой информации в практике юриста или поверенного предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений

Данная работа определяет основную цель рассмотрения общей характеристики нормативных актов и выявления границ нормативных актов в пространстве, времени, в кругу людей и в кругу связей с общественностью.

1.1 Понятие, характеристика и классификация НПА

Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка.

НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.

  1. Правовые акты, исходящие непосредственно от государства, выражают волю государства. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных (т.е. уполномоченных на то законом) государственных органов. В случае утверждения правовых актов неправительственными организациями для придания юридической силы такому акту, он должен быть санкционирован государством.
  2. Основное содержание правовых актов составляют типовые нормативные предписания, имеющие определенную юридическую силу и устанавливающие единый императивный порядок государственного регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, пространстве и круге получателей.
  3. НПА имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и реквизитами. Их содержание структурировано и представлено с использованием специальной и общепризнанной терминологии.
  4. RLA принимаются и реализуются в установленном законом процедурном порядке.
  5. Реализация НПА обеспечивается комплексом мер государственного воздействия.

Таким образом, RLA можно определить как официальный акт, изданный специальным постановлением компетентного законодательного органа, содержащий нормы права.

4 стр., 1996 слов

Этические и правовые нормы, профессиональные и личностные требования ...

... консультанту; Рассмотреть основные правовые нормы, регулирующие консалтинговую деятельность; Раскрыть модель профессиональной компетенции консультанта; Провести анализ этических требований к консультанту на примере внутренних кодексов консалтинговых организаций; - Объектом исследования является профессия консультант, а предметом - профессиональные ...

Все НПА существуют и функционируют как единая система, характеризующаяся согласованностью, взаимодействием, иерархией, специализацией и дифференциацией по секторам и учреждениям.

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:

  • Нормативные акты государственных органов;
  • НПА общественных объединений;
  • Совместные акты государственных и негосударственных организаций;
  • НПА, принятые на референдуме.

В зависимости от срока действия различают:

  • Акты неопределённо длительного действия;
  • Временные акты.

В зависимости от юридической силы НПА делят на:

  • Законы;

[1, стр 592 -594]

Законы Беларуси — это нормативные акты, принимаемые законодательными органами и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе НПА. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками.

  1. Законы принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.
  2. Законы имеют высшую юридическую силу, поэтому содержание всех других правовых актов не должно противоречить законам, никто не вправе отменять или заменять закон, кроме издавшего его органа.
  3. Законы регулируют важнейшие фундаментальные общественные отношения. именно в законах закреплены общественное и государственное устройство, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.
  4. Законы содержат нормы исходного характера. Все другие правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные положения законов.
  5. Законы принимаются в особом процессуальном порядке.

В свою очередь, законы по своему значению в действующей законодательной системе делятся на конституционные и действующие.

Как упоминалось выше, Конституция, принятая всенародным голосованием, имеет высшую юридическую силу. Являясь законом, Конституция — правовая основа законодательства. Все другие законы и иные правовые акты, принятые в России, не должны противоречить Конституции.

Статуты — это законодательные акты, изданные на основании и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но в то же время они должны уважать законы и не противоречить им. Уставы — это инструмент реализации законов.

Они, в свою очередь, также делятся на несколько типов в соответствии с положением и компетенцией органа, издавшего статут, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе статутов принадлежит актам Парламента.

Акты Президента принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции и законам. Законодательные акты Президента принимаются, как правило, в виде указов.

[3, стр 348-352]

[6, стр 245]

Систематизация законодательства направлена ​​на стабилизацию верховенства закона, превращение правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

9 стр., 4385 слов

Компетенция и правовые акты Президента РФ. Правила проведения пикетирования

... нормативно-правовую дисциплину общественных отношений: он издает указы и распоряжения, в том числе нормативного содержания. Во-первых, он делает это в ситуации, когда закон ... споры в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. Конституция РФ предусматривает, что ... постановлений Правительства, принятие которых предусмотрено актами Президента или принятых в пределах ...

Систематизация нормативно-правовых актов, (законодательства) — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, стираются или видоизменяются устаревшие нормы, создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они сгруппированы по определенным системным характеристикам, сгруппированы в кодексы, сборники нормативных актов и другие систематизированные акты.

В странах, где действует юриспруденция или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативную и юридическую согласованность юридических прецедентов и практики.

Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населе­ния в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовеко­вую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функциони­рования такой нормативно -правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и на­циональных потребностей людей.

В настоящее время используются три основных формы систематизации нормативных правовых актов: кодификация, инкорпорация, консолидация.

[6, стр 246]

В процессе кодификации в проект создаваемого акта включаются действующие нормы, не утратившие своего смысла, и вновь созданные нормы, вносящие качественные изменения в регулирование определенной сферы общественных отношений.

Кодификация законодательства характеризуется следующими признаками.

  • кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конститу­ционных или других законных полномочий.
  • в результате кодификации создается новый нор­мативно-правовой акт, включающий нормы, существенно отличающиеся от ранее действовавших.
  • кодификационный акт является сводным актом, так как в нем сводятся воедино нормы, находившиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отноше­ний.

— кодификационный акт является основным сре­ди актов, которые действуют в определенной сфере общественной жизни. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права (например, Земельный кодекс).

Он также содержит общие принципы, которые имеют важное значение для всех норм этой отрасли права.

— нормативно-правовые акты, создаваемые в резуль­тате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование обществен­ных отношений. Они учитывают возможные изменения в социальной жизни и способны регулировать более совершенные социальные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

Кодификация — наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая нормативный характер. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный нормативно-правовой акт. Кодификацион­ный акт в своей структуре, как правило, имеет общую часть, в которой и закрепляются отраслевые принципы (общие положения), определяю­щие характер и содержание данной отрасли права в целом.

10 стр., 4932 слов

Локальные нормативные акты как источники трудового права

... Установить порядок разработки и принятия локальных правовых актов. 6. Юридическое сопровождение прав работодателей и работников в сфере местного регулирования. 7. Закрепление в федеральных нормативных актах правовых норм, локального регулирования, которые широко применяются ...

В зависимости от содержания и наименования акты кодификации делятся на три основных типа.

1. Основы законодательства — это нормативно-правовой акт, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определен­ной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) госу­дарствах. Основы законодательства составляют правовую основу для кодификационной деятельности членов федерации.

2. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требую­щих правовой упорядоченности (Гражданский кодекс, Уголовный ко­декс, Таможенный кодекс, Кодекс торгового мореплавания и другие),

3. Устав, положение — это кодификационные акты специаль­ного действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (например, президентом или пра­вительством).

Актами кодификации являются общие военные нормы, действующие в вооруженных силах, железнодорожный устав.

Значительное количество кодификационных актов в современных государствах не имеет специального названия. Это различного рода законы: о собственности, о пенсионном обеспечении, о военной службе, о местном самоуправлении и т. д.

II. Инкорпорация — это объединение в сборники или сборники нормативных актов, существующих в определенном порядке, без изменения их содержания.

В результате слияния осуществляется внешняя обработка действующего законодательства. Это означает, что:

1. При внешней обработке нормативные правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или по тематике, т.е достигается их внешний порядок.

2. Содержание нормативных актов, входящих в корпоративные сборники или сборники законодательных актов, существенно не меняется. Они не включают только те правила, которые были юридически отменены или признаны недействительными.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике те изменения и дополнения, которые уже внесены законодательным органом.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

Официальная конституция — это упорядочение правовых норм путем публикации компетентными органами сборников действующих правовых актов. Сборники законодательных актов, публикуемые этими органами, носят официальный характер. Хотя они не являются источниками права, на них можно ссылаться в законодательном процессе и при применении закона.

По своей правовой природе учредительный акт — это форма публикации действующих законодательных актов в тщательно продуманной и упорядоченной форме.

Разница между официальной инкорпорацией и кодификацией выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена ​​на значительное развитие правовой системы путем изменения содержания правового регулирования, объединение не выполняет эти функции. Не изменяя содержания правового регулирования, он призван привести в жесткую систему те нормативные акты, которые уже созданы в процессе кодификации законодательными органами.

13 стр., 6091 слов

Правовые основы медицинской помощи и лечения в Российской Федерации

... правовую природу и источники правового регулирования медицинской деятельности; охарактеризовать формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации; проанализировать правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи, таких как медицинская ... их действий предполагаются. Медицинская деятельность может осуществляться медицинскими ... Важным юридическим актом своего времени ...

Различают два вида официальной инкорпорации: хронологи­ческую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация — это форма систематизации, при которой упорядочение нормативных актов осуществляется по времени их опубликования и вступления в силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполни­тельной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти).

В случае хронологической инкорпорации у каждого нормативного акта есть порядковый номер, название, год, месяц и день публикации, а также номер статьи. Это значительно облегчает поиск необходимого нормативного акта, возможность нахождения и оперативного применения содержащихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация — это упорядочение существующих нормативных актов по объектам, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законода­тельства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организаци­ям, 5толовной ответственности и т. д.).

Используя субстантивную инкорпорацию, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и эффективно использовать интересующие их нормы права.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка зако­нодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практи­ками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Неофициальная регистрация отвечает конкретным потребностям учреждений, организаций и определенных категорий специалистов по нормативным материалам. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, сотрудников правоохранительных органов. Они не являются официальной формой публикации, поэтому не могут быть упомянуты в законодательном и правоприменительном процессе.

III. Консолидация — это форма систематизации, при которой несколько нормативных актов, действующих в одной сфере общественных отношений, объединяются в единый сводный нормативный акт без изменения его содержания.

Особенность консолидации в том, что она содержит некоторые особенности кодирования и встраивания. Консолидационный акт является сводным нормативно-правовым актом — и это формально сближает его с кодификацией; а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации нормативных актов консолидация более тесно связана с систематической инкорпорацией. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация служит эффективным средством объединения однородного нормативного материала, сокращения количества актов и совершенствования формы правового регулирования.

7 стр., 3440 слов

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Республике Таджикистан

... материала. Таким образом, система нормативного регулирования бухгалтерского учета - это самонастраивающаяся система, принципы построения которой ... нормативным актам. Кроме того в п.3 раздела 1 “Общие положения” Положения о бухгалтерском учете и отчетности говорится: “Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета: Самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы, ...

2. Пределы действий нормативно-правовых актов

2.1 Пределы действий НПА в пространстве

В этом отношении руководствуются принципом территориального действия нормативного правового акта, т.е. его действие распространяется на той территории, органами государственной власти которой издан данный акт.

Принцип территориального действия связан с принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его территориальными и пространственными пределами, и действие его порядков не может выходить за эти пределы.

Под территорией государства понимаются все пространственные объекты внутри границ государства и находящиеся под его юрисдикцией (земная поверхность, территориальные и внутренние воды, недра, воздушное пространство).

Военные корабли в открытом море и в территориальных водах других государств, невоенные суда в открытом море и территория посольств также считаются государственной территорией.

В пространстве нормативные правовые акты действую по-разному. Некоторые действуют на всем пространстве, находящимся под юрисдикцией государства (например, конституция, уголовный, гражданский кодексы), некоторые только на части территории (например, уставы, избирательные законы субъектов федерации, акты, принятые для совокупности территорий — например, Крайнего Севера России).

Но территориальный принцип действия законодательных актов не абсолютен. Некоторые из них могут иметь экстерриториальный характер. Таким образом, нормативные акты, изданные на территории одного государства, могут быть признаны и действовать на территории другого, административно-территориальной единицы на территории другого. Это достигается путем заключения межгосударственных соглашений или принятия национальных законов, регулирующих вопросы противоречий между правилами различных частей государства.

Принцип территориального действия нормативных актов также предопределяет их действие на людей. То есть требования нормативного правового акта распространяются на все указанные в нем юридические лица, находящиеся на территории действия акта.

Из этого общего правила есть исключения:

1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности (например, главы государств, дипломатические представители и члены их семей), должны подчиняться праву страны пребывания, но к ним не могут быть применены меры государственного принуждения (санкции правовых норм) данной страны;

2) иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (например, избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Граждане и органы государства должны подчиняться в полном объеме законам своего государства, даже если они находятся на территории иностранного государства (здесь территориальное действие акта заменяется действием по лицам. Эти субъекты одновременно находятся под пространственным действием иностранного права и личным действием своего национального права. Здесь действует принцип — право следует за лицом».

действие по кругу лиц

2.2 Действие нормативно – правовых актов во времени

Весьма важно то, что определить, с какого момента соответствующий акт приобретает юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется.

13 стр., 6442 слов

Нормативно-правовые основы функционирования и развития физической ...

... Большинство из 20 нормативных документов имеют декларативный и декларативный характер, отсутствуют конструктивные нормативные акты, законодательные и правовые кардиналы в ... государство, чтобы в полной мере реализовать это право гражданами. 1. Реформы в спорте после СССР С 1991 г. и по ... аспекты, такие как физическое воспитание, спорт, лечебная физкультура, физическая рекреация и т.д. В то же время ...

Другими словами в течении какого времени нормативный акт реализуется. Время действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до момента утраты юридической силы.

Определения времени начала действия актов связано с понятием их опубликования, т. е. Помещения текста акта в официальном издании

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в определенных газетах ((Советская Белоруссия(, (Звязда(, (Народная газета(, (Рэспублiка( и др.), на которые можно официально ссылаться. В соответствии со ст.7

Конституции Республики Беларусь нормативные акты государственных органов публикуются до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом.

Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу, причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования. На практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104

Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты

Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров

Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не затрачивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.

Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.

Важное значение имеет также определение времени утраты нормативно – правовым актом юридической силы. Правовой акт утрачивает юридическую силу с прекращением его действия. Это происходит при наступлении определенных обстоятельств. Во – первых, акт теряет юридическую силу в связи с истечением срока действия, если он был принят на определенный срок. Во – вторых, он утрачивает юридическую силу в следствии прямой его отмены.

38 стр., 18588 слов

Вещные права в гражданском праве Республики Беларусь

... работе ставятся следующие задачи: рассмотреть категорию ограниченных вещных прав; выявление видов ограниченных вещных прав; подробное рассмотрение таких ограниченных вещных прав, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом. изучить основные нормативно правовые акты, ...

Обычно об этом указывается в новом акте или в специальном перечне актов, утрачивающих силу в связи с принятием нового акта. В – третьих, нормативно

  • правовой акт теряет юридическую силу и тогда, когда он признан неконституционным в установленном законом порядке. В – четверых, акт прекращает действия и теряет юридическую силу в том случае, когда правовой акт признается утратившим силу.

С действием нормативно – правовых актов во времени связано такое понятие, как его обратная сила. Это понятие выходит за рамки общих правил действия нормативно – правовых актов во времени и относится к числу исключений.

Понятие обратной силы закона означает, что данный нормативный акт распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта распространяются на прошедшее время.

Согласно с общими принципами, выработанными юридической наукой и моровой практикой, закон обратной силы не имеет и распространяется только не те отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Это означает, что при совершении, например, противоправного деяния дело должно рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент совершения этого деяния. Указанное положение запрещено в ст. 104

Конституции Республики Беларусь, ст. 67 закона (О нормативных правовых актах Республики Беларусь(, что является свидетельством отражения в белорусском национальном законодательстве общепризнанных принципов международного права. Принцип обратной силы закона запрещен и в других актах законодательства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).

Однако это общее принципиальное правило имеет исключение, которое продиктовано гуманными соображениями. Обратная сила в обязательном порядке придается законам, смягчающим или устраняющим уголовную и административную ответственность. Кроме того, новым нормативно – правовым актами может быть придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об этом в новом акте обычно делается специальная оговорка. Для любого демократического общества характерно то, что решение о придании нормативно

  • правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях улучшения правового положения субъектов.

[4, стр 450-454]

2.3.Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений

Как известно, юридические факты по волевому признаку делятся на два вида: события и действия. События – это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (рождение или смерть человека, стихийные природные явления и т. д.).

Действия – это такие юридические факты, наступление которых зависели от воли и сознания людей (убийство, договор купли – продажи и т. д.).

Право не может регулировать события. Событие могут выступать лишь в качестве тех обстоятельств, с которыми право связывает наступление юридических последствий. Не являются объектом права мысли, убеждения людей, так как они не выражены в деяниях.

9 стр., 4180 слов

Конституция как основной нормативно-правовой акт

... также правовой, но не нормативно-правовой акт. Следовательно, нормативный правовой акт - это императивное распоряжение государственных органов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативные акты образуют целостную систему ...

Поэтому предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулирования. Социальные отношения между людьми возникают самые различные (традиции, обычаи, мораль и т. д.).

При всем желании право не сможет их регулировать в силу их сложности и многообразия. Поэтому правом регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы государства, которые поддаются юридической регламентации, поддаются внешнему контролю.

Определение предмета правового регулирования – сложения научная и практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого вмешательства права в социальную жизнь людей.

[4, стр 532-534]

2.4 Пределы действий НПА по кругу лиц

С действием нормативно – правовых актов в пространстве связано их действие по кругу лиц.

Действие нормативных актов по лицам означат их применимость к определенным категориям субъектов права. То есть речь идет об определении того круга лиц, на который распространяется юридическая сила правовых норм, содержащихся в соответствующем нормативно – правовом акте.

По общему правилу нормативно – правовые акты государства действуют в отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это касается граждан иностранных государств, лиц без гражданства, а также юридических лиц

Республики Беларусь и иностранных юридических лиц, функционирующих на территории государства. Существуют вместе с тем некоторые особенности, связанные, как упоминалось выше, с распространением действия некоторых нормативно – правовых актов на граждан данного государства независимо от места их нахождения. Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Так, например, нормы избирательного закона Республики Беларусь не действуют в отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке, установленном уголовно – процессуальном законодательством, избраны меры пресечения – содержание под стражей.

Некоторые нормативно – правовые акты могут распространять свое действие лишь на определенные категории лиц, органов, организаций. Например, акты действуют только в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п..

Есть исключение из общего правила и в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующего государства. Так, в соответствии с законодательством

Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики. Однако, во – первых, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений. Существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом правоотношений могут выступать только граждане Республики Беларусь. Например, иностранцы и лица без гражданства не могут выполнять обязанность несению воинской службы, поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не могут они состоять и на службе в органах внутренних дел, занимать ряд государственных должностей. Эта категория лиц не может участвовать в формировании выборных государственных органов. Они не могут избирать и быть избранными в эти органы равно как и быть участниками референдумов. Иностранцы и лица без гражданства не могут выступать носителями и ряда других прав и обязанностей. Во – вторых, в соответствии с международными соглашениями главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и атташе и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются так называемым правом экстерриториальности

(внеземельность), т. е. наделены дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица пользуются личной неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об уголовной и административной ответственности дипломатических представителей иностранных государств в случае совершения ими преступлений и административных проступков на территории страны пребывания разрешается дипломатическим путем. Дипломаты пользуются также иммунитетом от гражданской юриспруденции за исключением некоторых случаев. Например по искам, относящимися к любой профессиональной или коммерческой деятельности дипломата в стране пребывания, не связанной с его официальными функциями, по искам о наследовании, если он выступает в качестве исполнителя завещания или наследника и др..

Дипломатические представители в свою очередь, обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д..

[5, стр 332-335]

Заключение

Итак, для правильного применения НПА необходимо ответить на три основных вопроса:

  1. с какого момента времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
  2. на какую территорию он распространяет своё регулирующее влияние (действие в пространстве);
  3. и наконец, каковы его адресаты (действие по кругу лиц).

Установление этих рамок-границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Тема «Пределы действия нормативно правовых актов» действительно оказалась интересной и многогранной. Тема является актуальной для наших дней, потому что каждый день выходят десятки, сотни НПА, в многие вносятся изменения. Я считаю, что тема мною раскрыта, но существует еще много различных мелочей и мелких фактов, которые существенно влияют на пределы действия. Поэтому эта тема еще найдет в дальнейшем своих исследователей.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/po-teme-normativno-pravovyie-aktyi/

  1. Бабаев В.К. Теория государства и права. Учебное пособие. -М.: Юрист, -2002.
  2. Общая теория права и государства // под ред. В.В.Лазарева, Москва, Юристъ, 2000
  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Отв.ред.проф. М.Н.Марченко. Т.1,Теория государства.М.:Зерцало,1998
  4. Теория государства и права. Учебник для вызов.2-е изд.изм. и доп./под редакцией В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова.М Минск,2000г
  5. А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток , В.А. Кучинский. Общая теория государства и права. Минск. «Тесей» 1999
  6. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд. 2-е перераб. и доп. /Под ред. проф. Стрекозова. М.: Интерстиль, 2001.