Нормативные правовые акты понятие и классификация

Курсовая работа

В российской правовой системе основной формой права и основным средством регламентации общественных отношений являются законы и подзаконные нормативные правовые акты 1

демократизации общественной жизни в стране.

нормативных указов 2

правового акта.

приобретают первостепенное значение.

Актуальность темы определяется особой правовой природой и назначением нормативных актов и их ролью в правильном функционировании правовой системы Российской Федерации.

В научной литературе недостаточно внимания уделяется исследованию проблем соотношения права и подзаконного нормативного акта. Тем не менее, различные аспекты этой проблемы затрагивались в работах Н.Г. Александрова, Н.В. Витрука, В.Б. Исакова, Т.В. Кашаниной, М.Н. Коркунова, И.В. Котелевской, Л.В. Лазарева, В.О. Лучина, А.В. Мазурова, А.В. Мицкевича, Г.И. Муромцева, М.Н. Николаевой, В.В. Оксамытного, А.С. Пиголкина, С.В. Полениной, Т.Н. Радько, М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова и ряда других ученых 3

Отдельные виды, механизм реализации, региональные и отраслевые аспекты, а также другие вопросы подзаконных нормативных актов рассмотрены в работах Г.Р. Акопова, Д.О. Бибик, С.В. Бошно, Н.А. Власенко, В.Ф. Грушина, М.И. Губенко, С.А. Иванова, С.В. Иваныш, В.О. Лучина, А.В. Мазурова, Г.В. Романовой, М.Ш. Сеидова, О.Г. Строковой, В.В. Тарасовой, Т.С. Хабриевой, Б.Н. Филиппова, Е.А. Шаповал, О.В. Шопиной, С.Е. Якушевой, В.Н. Яценко и другие 4

Объект исследования — система нормативных правовых актов Российской Федерации.

Объектом исследования является соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта в процессе регулирования общественных отношений в Российской Федерации.

12 стр., 5602 слов

Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов

... и прокуратуру Российской Федерации. Основные требования федерального законодательства к проведению антикоррупционной экспертизы правовых документов и их проектов. - Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы органами местного самоуправления. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях ...

Целью исследования является попытка дать полный и исчерпывающий анализ взаимосвязи права и подзаконных нормативных актов, теоретической и правовой обоснованности их взаимодействия в законодательной деятельности различных уровней органов управления.

зрения нормативно закрепленного соотношения между ними 5

историко-правовой методы познания 6

Источниковой и эмпирической базой исследования являются научные труды учёных в этой области, различные виды нормативных правовых актов, в том числе Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.

В первом разделе рассматривается понятие, юридическая природа и классификация нормативных правовых актов, во втором – закон и подзаконный акт и проблемы их соотношения.

В заключении сделаны основные выводы о проведенной работе.

Понятие, юридическая природа и классификация нормативных правовых актов

  • Нормативный правовой акт как источник права: понятие и признаки

В российской правовой системе нормативный акт долгое время был основным, если не единственным источником права, а сегодня он играет ведущую роль в регулировании общественных отношений. Это определяет внимание к изучению понятия «нормативно-правовой акт» и его признаков (особенностей).

Если обратиться к анализу научных исследований и юридической практике по данной проблеме, то можно констатировать, что на сегодняшний день не сложилось единого подхода к определению исследуемой категории и ее содержания 7

Успех социально-экономического развития страны во многом зависит от эффективности правового регулирования. Уточнение вопроса о содержании и видах правовых актов позволяет нам рассмотреть природу правовых норм. Именно в них выражаются разные формы властных велений и устанавливаются правила поведения граждан и юридических лиц. Норма определяет условия ее применения, норму и последствия ее невыполнения. Предписания, дозволения и запреты сочетаются с гарантиями правомерных действий, что очерчивает правовое пространство и отграничивает его от неправового поля 8

Нормативный правовой акт — принятый субъектами законодателя правовой акт, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на регулирование определенных отношений.

9 стр., 4173 слов

Пределы действия нормативно – правовых актов

... и дифференциацией по секторам и учреждениям. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: Нормативные акты государственных органов; ... Основы законодательства составляют правовую основу для кодификационной деятельности членов федерации. 2. Кодекс — наиболее распространенный вид кодификационных актов, действующих в основных ...

Нормативный правовой акт представляет собой властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт правотворчества, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы 9

Раскрытие понятия «нормативно-правовой акт» требует описания общих признаков, характеризующих обозначаемые им акты, и признаков, отграничивающих их от множества иных сходных явлений, определения совокупности предметов, в отношении которых используется указанный термин 10

Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений 11

В соответствии с иерархическим принципом построения системы нормативных актов Российской Федерации каждый из таких актов не может содержать нормативных предписаний, противоречащих нормативным предписаниям акта большей юридической силы. В свою очередь, каждый последующий нормативный правовой акт, выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду ниже его. Нормативный акт, нарушающий иерархическую связь и содержащий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит применению в конкретных правоотношениях 12 URL : https://cyberleninka.ru/article/n/o-printsipe-verhovenstva-zakona-protivorechiya-mezhdu-zakonami-i-podzakonnymi-normativnymi-aktami-na-primere-norm-reguliruyuschih (дата обращения 09.02.2020)

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации) 13

Современный этап развития России, связанный с модернизацией различных сфер жизни общества, характеризуется значительной активизацией законодательного процесса. В настоящее время принимается множество нормативных правовых актов, развивается новая правовая система, призванная обеспечить большую эффективность экономических механизмов, демократизацию общества, охрану прав и свобод личности, неукоснительное обеспечение законности и правопорядка 14 Соколов , Н . Я . Официальное опубликование нормативных правовых актов : учебное пособие / Н . Я . Соколов , К . С . Кармадонов . – 2- е изд ., перераб . и доп . – Москва : Проспект , 2018. – 111 с . : табл . – Режим доступа : по подписке . – U RL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494593 ( дата обращения : 06.05.2020).

15 стр., 7469 слов

Нормативный правовой акт как источник права

... норма (правило) обычая полностью воспроизведена в тексте нормативно-правового акта или положена в основу судебного прецедента, то качества самостоятельного источника права (правового обычая), обычай не обретает. В российской правовой системе роль правового обычая как источника права ...

– ISBN 978-5-392-24176-7. – Текст : электронный . С . 5.

Английский ученый К. Аллен определяет источник права как деятельность, посредством которой нормы поведения приобретают характер права, становясь объективно определенными, постоянными и прежде всего обязательными, тем самым не противопоставляя «деятельность» и результат 15

Такой же точки зрения придерживается и С. С. Алексеев: «Акт правотворчества, который объективируется в документальном виде, – отмечает он, – является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридического официального бытия, существования» 16

9 стр., 4472 слов

Акты применения права

... эффективность актов применения права. В качестве объекта исследования выступают правовые отношения, возникновение, изменение и прекращение которых связано с реализацией компетентными органами своих полномочий в сфере правоприменения Предметом исследования выступают акты применения права. В ...

Нормативный правовой акт — самый распространенный источник права современности и основной в отечественной правовой системе 17 Lexx Russica . 2018. № 4 (137) апрель. С. 25

Под нормативными актами мы понимаем акты, которые устанавливают юридические нормы, реализуют их, изменяют или отменяют нормы общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени 18

Признаки нормативного правового акта:

документ, изданный в установленном порядке; исходит от управомоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица; содержит правовые предписания (правила поведения); обязателен для неопределенного круга лиц; рассчитан на неоднократное применение; его действие не зависит от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные законом.

Нормативный правовой акт имеет четкую структуру и детали, его подготовка, принятие, внедрение и исключение осуществляются в порядке последовательных юридических процедур, направленных на оптимизацию как его содержания и формы, так и порядка его создания и реализации. К обязательным реквизитам нормативного правового акта относятся следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

Достижение целей нормативного правового акта обеспечивается экономической, политической, организационной, информационной и карательной властью государства. Его нарушение влечет юридическую ответственность 19

Именно эти документы представляют собой наибольший объем правового регулирования, среди которых есть акты, обладающие высокой юридической силой: конституции и законы. Многие документы, принимаемые различными государственными органами по всем вопросам общественной жизни, считаются нормативными актами. Ни один другой источник права не обладает таким широким охватом и такой нормативной способностью 20 тезисов. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2010.

Л.А. Морозова считает, что нормативным правовым актам присущи следующие признаки: а) письменная форма; б) содержание составляют нормы права, т.е. правила поведения; в) исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; г) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»; д) иерархическая подчиненность актов.

С. В. Бошно выделяет следующие признаки: волевое содержание; официальный характер; вхождение в единую систему; нормативность; письменный документ; принимается по специальной процедуре; принимается компетентными органами; регулирует общественные отношения; гарантируется принудительной силой государства 21

10 стр., 4886 слов

Понятие признаки и виды нормативных и правовых актов

... курсовой работы (проекта) и могут содержать проекты нормативно-правовых документов, статистические и ... работы цитат, норм правовых актов, заимствованных таблиц и схем следует руководствоваться правилами оформления сносок и ... работы – введения. Номера страниц проставляются в правом верхнем углу. 2.15. Ориентировочный объем курсовой работы ... по курсовым работам (проектам) производится в виде ее защиты ...

С учетом сказанного можно сформулировать определение нормативного правового акта – это официальный документ, принятый (изданный) в установленном законом порядке и форме, уполномоченным субъектом (народ, органы государственной власти и органы местного самоуправления) в рамках его компетенции, содержащий нормы права, т.е. неперсонифицированные правила поведения общего характера, рассчитанные на многократное использование, направленные на регулирование наиболее важных, социально-значимых общественных отношений, требующих государственного воздействия. Ему присущи следующие признаки: официальный характер, волевое содержание, иерархичность, нормативность, принятие (издание) уполномоченным субъектом в рамках определенной процедуры, объективируется в установленной законом форме и имеет определенную структуру, регулирует общественные отношения, гарантируется принудительной силой государства.

Поэтому понятие и характеристики нормативного правового акта постоянно развиваются. Сохраняются фундаментальные черты изучаемого явления, например, его прямая связь с государством. Все это указывает на необходимость создания новых доктринальных подходов к регулированию. Для достижения этого результата существует острая необходимость в принятии Федерального закона о нормативных правовых актах в Российской Федерации, регламентирующего систему нормативных правовых актов и правотворческий процесс 22

  • Классификация нормативных правовых актов: общая характеристика

Нормативные акты, являющиеся основными источниками российского права, существенно различаются по своей юридической силе, положению в иерархии источников права, значению и регулирующей способности. Поэтому для определения их роли в системе нормативных актов целесообразно рассматривать нормативные акты отдельных групп, выделяя их характерные особенности.

Классификация нормативных актов возможна по разным причинам. Как правило, за основу классификации берутся объективные критерии, такие, как юридическая сила, сфера действия, компетенция нормотворческого органа и др. В то же время при классификации невозможно полностью исключить субъективность, поскольку применение многих критериев предполагает субъективную оценку. Следовательно, необходимо признать, что любая классификация имеет условный характер 23

Классифицируют нормативные правовые акты по следующим основаниям:

по юридической силе:

законы :

а) Конституция;

б)федеральные конституционные законы;

в)федеральные законы;

г)законы субъектов Федерации;

6 стр., 2762 слов

Требования, предъявляемые к правовым актам управления

... государственного управления. Полномочия органов исполнительной власти (должностных лиц) по изданию нормативных актов определяются их компетенцией. В настоящее время регулирование на уровне субъектов Федерации приобрело значительные масштабы. Нормативные акты издаются как органами общей компетенции ...

подзаконные акты :

а)указы Президента РФ;

б)постановления Правительства РФ;

в)подзаконные акты министерств, ведомств, государственных комитетов;

в зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества:

нормативные правовые акты, принятые на референдуме ;

нормативные правовые акты государственных органов ;

нормативные правовые акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т. п.);

нормативные правовые акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);

в зависимости от сферы действия:

общефедеральные ;

нормативные правовые акты субъектов РФ ;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные правовые акты ;

в зависимости от срока действия:

нормативные правовые акты неопределенно-длительного действия ;

временные нормативные правовые акты 24

Помимо упомянутых, возможны и другие классификации нормативных актов. В юридической литературе подчеркивается важность законодательной и официальной классификации нормативных актов для построения четкой системы нормативных актов. Признавая необходимость официальной классификации нормативно-правовых актов в зависимости от юридической силы, в то же время следует подчеркнуть, что формирование целостной и непротиворечивой системы правового регулирования невозможно без классификации всех источников права по названному критерию, т.е. в зависимости от юридической силы 25

25 стр., 12320 слов

Курсовая работа подзаконные нормативные акты

... РФ Понятие подзаконного нормативного акта Регламент обычно определяется как акт, утвержденный законом, конкретизирующий и дополняющий его положения. Иногда говорят, что подзаконные акты принимаются «во исполнение закона». Помимо Президента, статуты в Российской Федерации издают ...

На основе классификации нормативных правовых актов Российской Федерации, предложенной авторами проекта федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров, Н. А. Власенко и др.), можно рассмотреть следующую классификацию законов: 1) Конституция Российской Федерации; 2) законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации; 3) федеральные конституционные законы; 4) федеральные законы; 5) законы субъектов Российской Федерации; 6) иные виды законов 26

Классификация, отражающая совокупность правовых актов во всем их разнообразии и динамике и объединяющая их в систему, является необходимым элементом формирования единого информационно-правового пространства.

Одним из необходимых условий развития правового государства является формирование единого информационно — правового пространства, обеспечивающего полную правовую информированность граждан, юридических лиц, всех государственных и общественных структур, доступность правовых актов для всех заинтересованных лиц. В современных условиях единое информационно — правовое пространство абсолютно необходимо для обеспечения согласованности, непротиворечивости издаваемых в стране правовых актов 27

Закон и подзаконный акт: их соотношение

  • Закон: понятие, признаки, виды, проблемы построения

Любое государство связано законом, без издания законов и иных нормативных актов государство не может контролировать поведение граждан, деятельность предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует исполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов 28

Закон, в отличие от подзаконного нормативного правового акта, может быть принят и, как правило, публикуется при отсутствии какого-либо акта.Официальное опубликование является необходимым условием вступления любого закона в силу. Таким образом, в праве первичное регулирование общественных отношений реализуется, в подзаконных нормативных правовых актах, как правило, вторичное регулирование общественных отношений.

На протяжении столетий и даже тысячелетий закон как форма (источник) права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь разобраться в сути явления, называемого законом, авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и отчетов приложили огромные усилия для изучения его природы, характера, признаков, социальной роли и цели. И весьма преуспели в этом.

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444576

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке законодательным органом или референдумом, который выражает волю народа, обладает высшей юридической силой и регулирует важнейшие общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе нормативных правовых актов. Их положение определяется следующими основными признаками:

10 стр., 4804 слов

Как оформлять законы в курсовой работе

... выполнения, анализ структуры работы. 2.5. Основную часть курсовой работы (проекта) следует делить на главы, которые в свою очередь делятся на пункты. Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из ... в качестве пособий в учебно-методических кабинетах и на кафедрах юридического факультета, с указанием ссылок на их авторов. Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ российской федерации ...

законы принимаются высшими представительными органами власти государства в целом или субъекта Федерации либо непосредственно народом путем референдума, поэтому наиболее полно выражают сбалансированную волю общества, обладают представительной природой; обладают высшей юридической силой — содержание всех нормативных правовых актов не должно противоречить законам. При противоречии закона и подзаконного акта применяется закон, однако в случае противоречия между Федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в рамках его исключительной компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. В случае противоречия закону статут должен быть отменен или приведен в соответствие с законом. Никто не имеет права отменять или изменять закон, кроме принявшего его органа. Таким образом, верховенство закона отражает закономерную связь между правовыми актами и их соотношение друг с другом в процессе формирования и выражения воли народа как основного источника власти; регулируют наиболее важные, социально значимые отношения — в них закрепляются общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т. д.; содержат нормы первичного, основополагающего характера — все иные нормативные акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов. В них чаще, чем в других нормативных актах, встречаются нормы-принципы и нормы-определения. Принятие закона означает событие в общественной жизни, поворотный момент в правовом регулировании определенной сферы общественной жизни, которому предшествует инвентаризация нормативной базы, выявление ее регуляторного потенциала. Появление закона, как правило, требует внесения изменений в статут. Некоторые законы прямо требуют их конкретизации; законы принимаются, изменяются и отменяются в особом процессуальном порядке 30

К числу признаков, отличающих закон от иных нормативно-правовых актов, относят: особый порядок принятия, изменения и отмены; опосредование наиболее важных общественных отношений; преследование стратегических целей, интересов и задач; первичный характер содержащихся в законе норм; обладание высшей юридической силой. К отличительным особенностям закона можно отнести также принятие законодательным органом государственной власти или непосредственно населением, типичность и стабильность регулируемых им отношений. Как и всем нормативно-правовым актам, закону свойственны нормативный характер, выражение им общей государственной воли (народа или господствующего класса) и др. 31

Таким образом, основной собирательный признак закона — это верховенство закона — подчиненность закону всех иных нормативных актов в силу того, что он принят верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, невозможность его отменены, изменения или приостановления актами исполнительной власти.

Характеризуя закон, целесообразно определить следующие его свойства:

а) это совокупность дифференцированных правовых норм, так как аппарат государства имеет многопрофильную конструкцию органов с некоторыми правотворческими полномочиями и огромным набором других функций, которые осуществляются благодаря изданию юридических актов;

б) это иерархиезированная структура, потому что эта система строится на основе юридической силы разных актов;

в) это детализированные по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания которые находятся в источниках 32

Классификация видов законов по юридической силе может быть представлена следующим образом:

Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ;

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества;

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами, и их действие распространяется только на соответствующую территорию.

Законы классифицируются также исходя из:

сферы действия — общефедеральные и законы субъектов Российской Федерации;

отрасли права — государственно — правовые, уголовно-правовые; гражданско-правовые и т. д.;

субъектов законотворчества — законы, принятые в результате референдума, и законы, принятые законодательным органом;

срока действия — постоянные и временные;

степени значимости — конституционные (Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы и законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию Российской Федерации) и обычные (принимаемые на основе Конституции Российской Федерации и конституционных федеральных законов в целях регулирования различных сторон общественной жизни);

характера действия — текущие и чрезвычайные;

содержания — экономические, бюджетные, социальные, политические ит. п.;

степени систематизации — обычные и кодификационные;

объема регулирования — общие и специальные и т. д. 33

К признакам закона относятся следующие:

— он принимается только органом законодательной власти или референдумом;

— порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

— в идеале он должен выражать волю и интересы народа; — он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

— он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.

Именно эти признаки выделяют право в системе других нормативных актов и придают ему приоритетность. Только тот орган, который его принял, имеет право изменить или отменить закон и в строго согласованном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основаниям:

— субъектам законотворчества (принятые народом в результате референдума или законодательным органом);

— предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. п.);

— сроку действия (постоянные законы и временные);

— характеру (текущие и чрезвычайные);

— сферам действия (общефедеральные и региональные);

— содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т. п.);

— степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические — ГК РФ, УК РФ и т. д.);

— значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

— объему регулирования (общие и специальные) 34 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472942 (дата обращения: 13.04.2020).

– Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-7787-2. – DOI 10.23681/472942. – Текст : электронный.

Главная особенность (признак) закона состоит в том, что он призван выражать государственную волю, волю народа, поэтому он принимается представительным органом или населением. в законе, а не в уставе, воля народа находит самое прямое выражение: ни сами граждане, ни избранные ими представители не могут участвовать в создании закона. Вместе с тем сама постановка вопроса о возможности более или менее непосредственного выражения воли (народа) представляется небесспорной, равно как и вопрос о том, чью волю выражает закон. Формально принятие закона самими гражданами или их представителями должно обеспечивать отражение реальной воли граждан.

Порядок разработки и принятия закона отличается определенной сложностью, а его основные требования установлены Конституцией Российской Федерации. Принятие закона может быть инициировано узким кругом лиц — субъектов законодательной инициативы — и осуществляется законодательным органом государства или его гражданами путем референдума. В некоторых случаях, например, для принятия новой Конституции, может быть создан специальный представительный орган. Создание закона осуществляется в соответствии с установленными правилами законодательного процесса, в котором участвует большой круг лиц. Как правило, обсуждение законопроекта проходит в несколько этапов и носит открытый характер. Закон принимается голосованием и подлежит официальному опубликованию. Соблюдение процедуры принятия закона является условием его легитимности и направлено на исключение возможности произвольного управления государственными делами, минимизацию опасности волюнтаризма и неоправданного вторжения властей в личную сферу. Изменение и отмена закона осуществляется в том же порядке, что и принятие: это объясняет относительную стабильность и неизменность закона по сравнению с иными нормативно-правовыми актами 35

В Российской Федерации с целью обеспечения высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники были разработаны методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов 36

Данные рекомендации были составлены исходя из отечественного опыта законопроектной деятельности последних десятилетий с учетом практики работы в данной области зарубежных стран и направлены на практическое применение субъектами права законодательной инициативы при проведении законопроектной работы, работы по внесению изменений в законодательные акты, по подготовке перечней законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу.

Очевидно, что качественным может быть лишь тот закон, который наиболее точно отражает специфику как социального, так и специально-юридического, хотя определяющее значение все же имеет социальный аспект . Но и социальные характеристики (свойства) закона теряют правовое значение, если они не имеют надлежащего юридического оформления.

Таким образом, качество закона исчерпывающе может быть представлено двумя группами составляющих его свойств, выражающих соответственно социальную и собственно юридическую адекватность закона. Такое понимание закона максимально отражает своим содержанием утверждающуюся социогуманитарную идею (тип) современного права и обусловленную ею конституционно признанную конструкцию социального правового государства: закон, равно как и право, должен утверждать в социуме принципы формального равенства и социальной справедливости; именно этому императиву подчиняется политика современного государства; это отвечает и основополагающим ценностям современного конституционного строя.

Исходя из структурно-функциональной обособленности закона, можно отметить, что принимаемый закон должен быть внутренне непротиворечивым (не опровергать себя «изнутри»), согласованным с действующим законодательством. Только в этом случае нормы права, содержащиеся в законе, включаются в общий порядок правовой системы и представляют собой эффективный специальный правовой стимул для социальных и правовых действий участников регулируемых им отношений. Как показывает исследование проблемы, требование согласованности закона не всегда выполняется в законодательной практике.

Так называемые экономические законы «грешат» больше, что во многом связано с отсутствием единой концепции рыночного законодательства для эффективного планирования законотворческой работы. Западные специалисты обращают внимание и на другие «технические издержки законодательной деятельности, а именно — стремление законодателя при конструировании законопроекта объединять различные и несовместимые между собой концептуальные модели (подходы) и на этой основе конструировать законопроект». Противоречия в законе от такого сочетания объективно неизбежны. Этим целям должны соответствовать меры, направленные на преодоление широко распространенной практики принятия «конкретных» законов, противоречащих принципу системного воздействия закона.

Принимаемые законы должны быть не только структурно организованными, включенными в национальную структуру права, но и подчинены действию функций права в конкретной сфере регулируемых отношений (государственной деятельности).

Для этих целей в самом законе должна быть соблюдена (гарантирована) мера регулятивного и охранительного, материального и процессуального нормативного материала, соотнесены общие и специальные нормы, нормы «основные» и вспомогательные и т. д. Такое структурное построение нормативного состава закона действительно способно выполнить свое предназначение в реальной социальной и правовой среде.

Общепризнанный и неоднократно подтвержденный в некоторых постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации принцип формальной правовой определенности предполагает ясность и однозначность правовых норм, содержащихся в законодательстве.

По утверждению И.А. Покровский, выраженный им в начале ХХ века, «одним из первых и важнейших требований, которые возникают в праве развивающейся человеческой личности, является требование определенности правовых норм.

С точки зрения требований законодательной техники они укладываются в следующие три блока свойств: а) технико-конструктивные и логико-инструментальные, б) структурно-логические и в) лингвистические свойства закона.

Еще одна составляющая качества закона должна быть признана, поскольку профессиональная и правовая культура законодательного органа должна рассматриваться как необходимое условие качества закона. И если качество закона есть показатель правового состояния общества, характеристика его цивилизованности, то очевидно, что проблема качества законотворческой деятельности не может быть делом законодателя: она требует пристального внимания всех институтов общества, глубокой научной проработки, необходимого ресурсного и организационного обеспечения. «Брак» в работе законодателя, многократно допускаемые им правотворческие ошибки, сводящие на нет усилия пользователей права, не должны оставаться «незамеченными» и, что самое главное, неустранимыми. Общественная поддержка законодателя также должна быть усилена прозрачным демократическим контролем, основанным на верховенстве закона.

Сказанное позволяет привлечь внимание к внедрению в конституционную практику далеких от законодательства механизмов конституционного принуждения к ошибкам, которые уже приобрели характер явления в регуляторной сфере.

В этой связи научного решения требует вопрос о правотворческих (законотворческих) деликтах — понятии, составе, квалификации, санкциях и пр. Теория законодательных ошибок, разработанная юридической наукой, не заполняет существующий пробел. Состояние законодательства таково, что конституционная практика испытывает острую потребность в инновационных механизмах и средствах обеспечения законодательной деятельности 37 Червонюк В.И. Качество закона: современная концепция и проблемы демократизации // Юридическая техника (Ежегодник).

Нижний Новгород. 2014. № 8. С. 489-503

2.2 Подзаконные нормативные правовые акты: понятие и виды, особенности принятия

В национальном законодательстве нет определения подзаконного нормативного правового акта. Согласно проекту Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (2014 г.) «нормативный правовой акт» представляет собой письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение 38 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.05.2020г.).

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативно-правовом регулировании общественных отношений главное и решающее место занимает закон, статуты также очень важны в жизни любой компании, играя вспомогательную и детальную роль.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

1) Указы Президента РФ — обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ), подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83–90) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводиться указам, во многом с их помощью глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный период сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Акты Президента РФ публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера).

2) Постановления Правительства РФ — обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3) Приказы, инструкции, положения министерств и других федеральных органов исполнительной власти. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов РФ, Министерства внутренних дел РФ, Центрального банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службы лесного хозяйства России и т. п.

4) Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания).

5) Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.).

6) Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т. п.

7) Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка) 39 Братановский, С.Н. Право : учебник для вузов / С.Н. Братановский, М.С. Братановская, К.М. Конджакулян. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 453 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472942 (дата обращения: 13.04.2020).

– Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-7787-2. – DOI 10.23681/472942. – Текст : электронный.

Существует огромное количество социальных отношений, регулирование которых осуществляется нормами подзаконного правотворчества исполнительной власти. Субординативное правовое творчество имеет преимущество перед законотворчеством. То есть обладает скоростью, гибкостью, меньшей степенью формализации в разработке и принятии норм права. Помимо этого, в нем присутствует высшая компетентность субъектов правотворчества, способность разрешения гетерогенного спектра социальных отношений, которые отличаются составом и степенью распространенности (например, регион, отдельная коллективная или общественная организация) 40

Встречается деление подзаконных актов, впрочем, как и любых нормативных правовых актов, на: основные, производные, вспомогательные и дополнительные ( ст. 6 проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», 2014 г.).

Основные акты имеют самостоятельное правовое значение. Производными являются акты, утверждаемые другими нормативными актами (например, правила, положения, инструкции, регламенты).

Вспомогательными актами разъясняются, изменяются и отменяются другие нормативные правовые акты. Дополнительными актами конкретизируются положения основного акта.

Все подзаконные акты федерального уровня можно разделить на нормативные и индивидуальные. Нормативные подзаконные акты в отличие от индивидуальных содержат правила поведения участников общественных отношений, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц. Нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ могут издаваться в форме указов и постановлений соответственно. В редких случаях нормативные акты принимаются Президентом РФ в форме распоряжений. М.Н. Марченко справедливо отмечает, что в правовой доктрине отсутствует единое мнение относительно вопроса признания распоряжений президента нормативными актами, а также правовой природы посланий Президента РФ Федеральному Собранию. Содержание данных посланий говорит о рекомендациях и о стратегии развития страны, предложенных Президентом России. Однако в действительности этот документ становится отправной точкой для ориентира направления деятельности всех государственных органов и организаций 41 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.05.2020г.).

На сегодняшний день подзаконные нормативные правовые акты по количеству занимают ведущее место среди общего массива нормативных правовых актов, действующих в России 42

Они представляют собой незаменимое средство обеспечения соблюдения законов. В механизме осуществления законодательных норм подчиненные деяния, наряду с процессуальными законами, имеют фундаментальное значение как правовая основа для всей деятельности, реализующей закон. Более того, было бы неправильно недооценивать социальную значимость подзаконных актов. Они призваны обеспечить на основе законов конкретизированное нормативное урегулирование всей совокупности общественных отношений и, следовательно, занять значительное место во всей системе нормативного урегулирования 43

Существует огромный массив общественных отношений, упорядочение которых осуществляется нормами подзаконного правотворчества, а также нормами иных правовых актов (нормативных договоров и т.д.).

Подзаконное правотворчество выгодно отличается от законотворчества оперативностью, гибкостью, меньшей степенью формализации процесса разработки и принятия норм права, более высокой компетентностью субъектов правотворчества, способностью к урегулированию разнородного спектра общественных отношений, отличающихся как по составу, так и по степени распространенности (например, в масштабах государства, субъекта Федерации, региона, ведомства, отдельного коллектива или общественной организации) 44 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.05.2020г.).

Актами подзаконного правотворчества принято считать все иные, кроме законов, нормативные правовые акты вне зависимости от уровня их принятия (федеральный, субъекта Федерации, местный уровень).

Подзаконность актов определяется иерархической зависимостью от закона и необходимостью в связи с этим ему соответствовать. В целом базирующееся на принципах приоритета закона соотношение закона и подзаконного акта предполагает неодинаковую функциональную связь с законом разных по форме и содержательному наполнению видов подзаконных актов. При соотнесении закона с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, занимающими высшую ступень в системе подзаконных актов, в качестве основного выдвигается требование о том, чтобы президентские, правительственные акты не подменяли собой закон, неосновательно ограничивая сферу его действия. Если для решения конкретного вопроса требуется принятие именно закона, это означает невозможность урегулирования данного вопроса иным нормативным правовым актом 45 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.05.2020г.).

По функциональному назначению можно выделить следующие виды подзаконного правотворчества:

1. Регулятивное правотворчество, в процессе которого устанавливаются правила осуществления определенной деятельности, оформляемые в виде инструкций и регламентов.

2. Конкретизирующее правотворчество раскрывает содержание обобщенных норм законодательства. «Конкретизация — объективное свойство правового регулирования, заключающееся в переходе от неопределенности юридического предписания к его определенности». Подзаконная конкретизация одновременно должна отражать разумное сочетание правовых норм общего характера (содержащихся, как правило, в актах законодательства) и правовых норм, раскрывающих, конкретизирующих юридический смысл норм общего характера, что свойственно подзаконному правотворчеству.

3. Правонаделяющее (управомочивающее) правотворчество осуществляет регламентацию статуса определенного государственного органа либо органа местного самоуправления, а также их структурных подразделений подзаконными нормативными актами.

4. Позиционирующее правотворчество, когда в подзаконном акте устанавливается обязательная последовательность осуществления какой-либо деятельности или выполнения взаимосвязанных действий 46 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.05.2020г.).

Формула «на основании и во исполнение закона» показывает, что подзаконный нормативный правовой акт, конкретизируя и развивая закон, не может выходить за рамки предмета закона, не может ему противоречить. К примеру, в подзаконном акте не могут быть установлены принципиально иные, чем в законе права и обязанности субъектов права 47 Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель. 2002. С. 144

Следует иметь в виду, что подзаконное правотворчество осуществляется при наличии таких отрицательных факторов, как:

1) низкая нормативно-правовая обеспеченность этой правотворческой деятельности;

2) отсутствие научной базы по изучению теоретических основ правотворчества вообще и подзаконного правотворчества в частности;

3) закрытый (исключающий участие общественных организаций) процесс выработки нормативных правовых актов, что способствует проявлению коррупции;

4) отсутствие эффективного контроля со стороны государства за качеством создаваемых правовых документов.

Вместе с тем подзаконному правотворчеству, по мнению ученых, присущи такие положительные качества, как оперативность, гибкость, меньшая формализованность, более высокая компетентность субъектов, осуществляющих правотворческую деятельность 48 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.05.2020г.).

Подзаконные нормативные правовые акты играют особую роль в системе нормативно-правового регулирования, выступая инструментом конкретизации и обеспечения действия законов. Многообразие и постоянный рост числа подзаконных актов, широта форм их выражения требуют своевременного теоретического осмысления и выработки надлежащей научно обоснованной правовой политики в области совершенствования системы подзаконных актов 49

2.3 Основные проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного

Проблема взаимоотношения нормативных актов различной юридической силы возникла не сейчас, она имеет давнюю историю. Ещё в конце XIX в. русский учёный М.Н. Коркунов рассматривал её в работе «Указ и закон» (1898г.).

Обращались к этой теме и другие русские учёные, рассматривая вопросы соотношения закона и других актов, исходили из необходимости проведения демократических преобразований, которые могли бы сбалансировать это соотношение.

В советское время в науке неоднократно обращалось внимание на противоречия между различными видами нормативных правовых актов, в частности на противоречия между указами президиумов верховных советов Союза ССР, союзных республик и законами, принимавшимися верховными советами соответствующего уровня, между законами и правительственными актами, особенно между законами и ведомственными нормативными актами 50

Начиная с 90-х годов XX века, когда Конституцией РФ Россия была провозглашена правовым государством, в отечественном праве возобладала точка зрения, определяющая, что именно закон должен быть прямым регулятором основных общественных отношений, а ведомственное правотворчество должно утратить былую роль, став лишь средством конкретизации его исполнения. Исходя из этого сейчас уже очевидно, что законодательство в целом представляет собой дифференцированную систему (иерархию), основанную на принципах субординации и скоординированности ее структурных элементов 51 URL : https://cyberleninka.ru/article/n/o-printsipe-verhovenstva-zakona-protivorechiya-mezhdu-zakonami-i-podzakonnymi-normativnymi-aktami-na-primere-norm-reguliruyuschih (дата обращения 09.02.2020)

Несмотря на существование огромного множества научных работ, посвященных отдельным аспектам теории закона, проблема всеобщего теоретического исследования закона и его сопоставления с иными формами (источниками) права возможна к рассмотрению через призму иерархии нормативных правовых актов. В данном случае представляется целесообразным в соотношении закона и подзаконного нормативного правового акта различать несколько аспектов. Первый – это определение соподчиненности каждого из видов подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону. В соответствии с Конституцией Российской Федерации все виды нормативных правовых актов по юридической силе подчинены закону. Здесь в рассмотрении данного аспекта важно определить точное местоположение каждого вида подзаконных актов в иерархии нормативных правовых актов, определить, насколько удален или, наоборот, приближен к закону тот или иной подзаконный нормативный правовой акт, какие акты занимают промежуточное положение и опосредуют соотношение данного вида актов с законом. Таким образом, данный аспект раскрывает соотношение актов по юридической силе, показывает степень зависимости подзаконного нормативного правового акта от закона.

Специфика данного аспекта в условиях современного федеративного государства проявляется в том, что иерархия нормативных правовых актов Российской Федерации построена зачастую не столько на иерархии органов, их издающих, сколько на нормативно закрепленном положении актов определенного органа по отношению к Конституции, закону. Это один из ключевых, по нашему мнению, принципов формирования современной правовой системы Российской Федерации, существенно отличающий ее от правовой системы советского периода, где именно на иерархии государственных органов строилась правовая система советского государства 52

Как пишет Т. Н. Данцева, «…во всех случаях система формальных источников права непосредственно устанавливается сувереном соответствующего независимого политического общества. Он принимает решение о том, какие возможности использовать для определения формальных источников права, на основе целого ряда факторов. Вот почему усмотрение суверена можно выделить как непосредственный фактор существования конкретной системы формальных источников права». Такой взгляд, несомненно, имеет под собой основания; вместе с тем, при конструировании организационной иерархии источников права само усмотрение нельзя считать покоящимся только лишь на произволе, поскольку в процессе закрепления юридической силы того или иного источника права необходимо учитывать факторы, влияющие на юридическую силу источника права, отражающие как закономерности внутрисистемной организации права, так и взаимовлияние права и государства, права и культуры и т. д. Поэтому важно очертить набор факторов, которые влияют на юридическую силу источников права.

По мнению И. С. Самощенко, «…иерархия нормативных актов… выступает как отражение иерархии самих государственных органов, а не является логически сформулированной системой. Место и роль нормативных актов определенной разновидности в системе нормативных актов определяется местом и ролью соответствующих органов государства в общей системе государственных органов». О. Э. Лейст прямо указывает: «От иерархии государственных органов, создающих или санкционирующих правовые нормы, зависят юридическая сила последних, приоритет одних нормативно-правовых актов по отношению к другим (конституция — законы — указы — постановления правительства — акты министерств и т. д.)».

Вместе с тем, согласиться с однофакторным подходом довольно сложно, так как ряд явлений правовой реальности указывает на обратное. В частности, если мы признаем «место органа» единственным фактором, влияющим на иерархию в форме права, то невозможно объяснить следующие явления: 1) различное иерархическое соотношение федерального и регионального законодательства — в зависимости от предметов ведения в федеративных государствах (см., например, ст. 71–73 Конституции РФ); 2) значительное несоответствие между реальной политико-правовой значимостью различных государственных органов и юридической силой их актов (например, меньшая юридическая сила указов Президента Российской Федерации относительно федеральных законов); 3) приоритет международного права над внутринациональным, установленный в ряде правовых систем современности, в том числе и в России. 4) практически нерешаемым будет вопрос о юридической силе актов, принятых не органами публичной власти, а населением (например, «многонациональным российским народом» или сельским сходом).

Наконец, в рамках однофакторного подхода придется игнорировать одно верно подмеченное P. Паундом обстоятельство: «некоторые факторы, лишенные формального авторитета, всё равно могут обладать актуальным авторитетом, так как являются общепринятыми и используются повсеместно» 53 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252223 (дата обращения: 06.05.2020).

– Бибилиогр. в кн. – ISBN 978-5-392-13091-7. – Текст : электронный. С. 70-72.

Вторым важным аспектом является определение субъектов регулирования подзаконных актов. Предмет урегулирования законов и подзаконных актов, в большинстве случаев, определяется Конституцией или соответствующим законом 54

Проблематика конкретизации норм права в подзаконных актах заключается в том, что подзаконные акты находятся в иерархической взаимозависимости, и могут формироваться различные виды нарушений законности, «переходя» из одних актов в другие, и тем самым, образуя своеобразные причинно-следственные связи. В ходе принятия подзаконных актов органами исполнительной власти может присутствовать срочность в их рассмотрении и принятии, нарушении юридической техники в части правотворчества, некомпетентности и низкого уровня правовой культуры отдельных разработчиков 55

По справедливому мнению Ю.А. Тихомирова, такие ошибки неизбежны и по своему характеру могут быть содержательными и технико-юридическими. Содержательные ошибки возникают вследствие объективных и субъективных трудностей и противоречий процессов правотворчества и правоприменения как познавательного процесса. Технико-юридические ошибки связаны с неверными способами составления текстов правовых актов, т.е. являются результатом нарушения требований правотворческой техники 56

Закрепленное в Конституции нормативное соотношение со всеми иными правовыми актами не всегда удачно используется на практике, к примеру, в законопроектной работе. В ч. 2 ст. 10 проекта федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации» предлагается установить, что «законы и иные правовые акты в Российской Федерации принимаются (издаются) на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации и не могут ей противоречить». Предложенный вариант соотношения Конституции Российской Федерации с иными актами, по всей видимости, будет идти в нарушение уже закрепленного и установленного в ч. 1 ст. 15 Конституции нормативного соотношения. В данной статье закреплено, что «законы и иные правовые акты: не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Формулировки «на основе и во исполнение» и «не должны противоречить» имеют, как уже было проанализировано ранее, различное значение и закреплять соотношение Конституции со всеми остальными актами с помощью первой нет необходимости. Поскольку это «привяжет» все остальные правовые акты Российской Федерации к федеральной Конституции в смысле поиска «основы» для их издания. В то время как Конституция не может регулировать даже в общем виде все без исключения сферы общественных отношений, к тому же она еще и не беспробельна 57 Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель. 2002. С. 156.

Специфическое значение будет иметь формула «не должны противоречить» применительно к первому аспекту соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта. Принципы иерархического построения системы нормативных правовых актов диктуют необходимость того, чтобы следующий за законом иерархический уровень мог занимать только один определенный вид нормативных правовых актов или нормативные правовые акты нескольких равноправных по отношению друг к другу органов. Для такого вида (видов) нормативных правовых актов соотношение с законом может быть определено таким образом, что они не должны противоречить закону 58 Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель. 2002. С. 158

Но, с другой стороны, соотношение, установленное формулировкой «не должны противоречить закону», оставляет для подзаконных актов «возможность нормативного регулирования отношений в отсутствие закона по вопросам, напрямую закрепленным в ведении органа, издающего данный вид актов» 59

Вместе с тем Конституция РФ закрепила важное право субъектов РФ осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов 60 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.05.2020г.).

Хотя, к группе подзаконных нормативных правовых актов они не относятся по определению 61 Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель. 2002. С. 156 Такое регулирование может устанавливаться вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами РФ. Более того, ч. 6 ст. 76 Конституции РФ по этому кругу вопросов установила приоритет законов и иных нормативных правовых актов (например, уставов) субъектов РФ в случае их противоречия федеральным законам. Это означает, что при наличии противоречия между законом субъекта РФ и федеральным законом по вопросам, лежащим вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ 62 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 0 505.2020г.).

Проблема территориального действия нормативных правовых актов особую актуальность приобретает в федеративных государствах, поскольку территория федеративного государства делится на части, каждая из которых обладает известной самостоятельностью, автономией, самоуправлением и имеет свои органы власти и управления. Эти органы издают нормативные акты, действующие, как правило, в пределах территориальной власти соответствующего органа.

По действию в пространстве акты национального законодательства можно разделить на следующие категории:

— акты, действующие на всей территории государства;

— акты, действующие на определенной ее части.

В Российской Федерации к нормативным актам, действующим на всей территории страны, относится Конституция РФ, а также акты, которые издаются федеральными правотворческими органами: федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные нормативные акты федерального уровня (в том числе правовые акты Президента РФ и Правительства РФ).

В свою очередь, к нормативным правовым актам, действующим только на части территории России, принадлежат:

а) нормативные правовые акты Российской Федерации и иные акты, содержащие специальные, т.е. (в данном случае) пространственно ограниченные, нормы;

б) нормативные правовые акты субъектов РФ, включая законы, общие подзаконные и ведомственные акты;

в) местные (локальные) акты.

Необходимо подчеркнуть, что «консолидированная» система национального законодательства должна обеспечивать соблюдение присущих демократическим государствам с федеративной формой государственного устройства принципов: государственной целостности, равноправия и самоопределения народов, единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерации и ее субъектов. Однако это невозможно без формирования законодательной базы, обеспечивающей соблюдение интересов всего населения страны, с одной стороны, и учитывающей региональные особенности субъектов федерации и интересы народов, проживающих на соответствующей территории, — с другой. Иначе говоря, полномочия должны быть отнесены к компетенции того уровня власти, на котором они реально могут осуществляться с максимальной эффективностью (реализация принципа «субсидиарности») 63 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 0 5.05.2020г.).

Подводя итог, необходимо отметить, что, исходя из их смысла, нормы подзаконных нормативных правовых актов должны быть последовательно согласованы с нормами законов, не должны содержать каких-либо расхождений с ними. Только единая, лишенная противоречий, система действующих норм права может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации 64 Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель. 2002. С. 160.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовое регулирование различных общественных отношений в силу их содержания, особенностей и отраслевой специфики требует дальнейшего развития и конкретизации положений законов в нормах подзаконных нормативных правовых актов. Именно в нормах подзаконных нормативных правовых актов учитываются конкретные условия осуществления тех или иных общественных отношений, что находит отражение в содержании этих норм, главным образом, в гипотезе и диспозиции.

Выявление системных связей и свойств закона и подзаконного нормативного правового акта требует исследования различных аспектов соотношения между ними.

В вопросе определения оптимального соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта важно учитывать, во-первых, определение степени иерархической зависимости и подчиненности подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону, во-вторых, определение оснований издания подзаконных нормативных правовых актов и рамок их принятия, в-третьих, установление предметных сфер регулирования соотносимых актов. Каждый из трех аспектов проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта не может существовать сам по себе, не может быть изолирован один от другого, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляется необходимым, чтобы все эти аспекты находили четкое и однозначно сформулированное нормативное закрепление.

Имеются определенные пробелы в законодательном закреплении института юридической ответственности за разработку и издание незаконного подзаконного нормативного акта. На наш взгляд, установление реального механизма по привлечению правотворческих органов к ответственности за введение в действие подзаконного нормативного акта, противоречащего Конституции и федеральным законам РФ, является одной из первостепенных задач современной правовой политики. К сожалению, на практике отсутствуют примеры подобного привлечения субъектов нормотворчества к какой-либо ответственности.

При этом следует согласиться с утверждением Ю.Г. Арзамасова о том, что: «модернизация такого вида нормотворчества исполнительной власти, как ведомственное нормотворчество, должна основываться не только на дефиниции «модернизация правотворчества», но и опираться на фундаментальные идеи концепции «разделения властей» и вообще теории построения правового государства и гражданского общества, а также на правильном применении как классических, так и новых средств юридической техники, быть прозрачной в телеологическом плане, демократичной и эффективной» 65 Злобин А.В. Подзаконные нормативные правовые акты как форма современногороссийского законодательства: вопросы теории. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2013

В связи с этим обозначенная тематика будет иметь актуальность и в обозримом будущем, а всякое исследование подзаконных нормативныых актов как формы права будет априори носить не вполне завершенный характер и оставлять простор для будущих изысканий. Кроме того, проблема системы подзаконных нормативных актов имеет многогранный и междисциплинарный характер, что делает невозможным освещение в полном объеме столь масштабной тематики в рамках одной научной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/normativnyie-pravovyie-aktyi-ponyatie-i-klassifikatsiya/

Нормативные правовые акты

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект).

– М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.05.2020г.)

Судебная и иная правоприменительная практика

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами». СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 05.05.2020г.)

Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии

Allen C. K. Precedent and Logic // The Law Quarterly Review. – 1925. – Vol. XLI. – № 163. – pp. 329–345. Алексеев С. С. Теория права: учебник. – М.: БЕК, 1994. – 264 с. Братановский С.Н. Право : учебник для вузов / С.Н. Братановский, М.С. Братановская, К.М. Конджакулян. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 453 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472942 (дата обращения: 13.04.2020).

– Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-7787-2. – DOI 10.23681/472942. – Текст: электронный. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. Монография. М.: Народный учитель, 2002. — 186 с. Колодій А. М., Копейчиков В. В., Лисенков С. Л. Теорія держави і права. – K.: Юрінком Інтер, 2003. – 368 с. Концепция системы классификации правовых актов РФ от 29.09.1999 (подготовлена АО «Консультант Плюс» в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ).

Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект: Издательство Московского университета, 2016. – 640 с. – (Классический университетский учебник).

– Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444576 (дата обращения: 02.05.2020).

– Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-392-18465-1. – Текст: электронный. Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490).

Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. – 592с. Петров, А.А. Предметная иерархия нормативных правовых актов: монография / А.А. Петров, В.М. Шафиров. – Москва : Проспект, 2014. – 207 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=252223 (дата обращения: 06.05.2020).

– Бибилиогр. в кн. – ISBN 978-5-392-13091-7. – Текст: электронный. Соколов, Н.Я. Официальное опубликование нормативных правовых актов: учебное пособие / Н.Я. Соколов, К.С. Кармадонов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2018. – 111 с.: табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494593 (дата обращения: 06.05.2020).

– ISBN 978-5-392-24176-7. – Текст : электронный. Технический регламент в системе российского законодательства: Монография (2-е издание, дополненное и переработанное) (Лукьянова В.Ю.) («ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2017) Юридическая техника: словарь-справочник / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект. 2017. – 248 с.

Научные статьи

Абрамова А.И. Подзаконное правотворчество в современном понимании: реалии и перспективы // Журнал российского права. 2019. №8. Бейсбекова Г.К. К вопросу о конкретизации норм подзаконных актов органов исполнительной власти // Вестник Института законодательства РК. 2019. №1 (55).

Волкова С.Н. Проблемы определения признаков подзаконных нормативных актов Российской Федерации // Пролог. 2013. Джоусе-Иванина М. «К вопросу классификации нормативно-правовых актов» // ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 2. Злобин А. В. Формы права в современной России // Lexx Russica 2018. № 4 (137) апрель. Злобин А.В. Юридическая природа подзаконных нормативных актов в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. №5 (88).

Лаптев В.А. Подзаконные акты федерального уровня в системе норм, регулирующих предпринимательскую деятельность // Юрист. 2015. № 23. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.05.2020г.).

Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №4. Морозов Д.Г. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: проблемы соотношения // Вестник Пермского университета. 2011. №4 (14).

Румянцев М.Б. Подзаконное правотворчество: признаки и виды // Современное право. 2017. № 2. СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.05.2020г.).

Со А.А. Подзаконное правотворчество и юридическая техника (на примере органов исполнительной власти субъектов РФ Дальневосточного федерального округа) // Власть. 2015. №1. Тихомиров Ю. А. Проблемы качества правовых актов // Право и современные государства. 2015. №3.

Диссертации, авторефераты диссертаций

Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2001. Джоусе-Иванина, Мария Нормативно-правовой акт в системе источников российского права автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва. 2010. Злобин А.В. Подзаконные нормативные правовые акты как форма современногороссийского законодательства: вопросы теории. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2013

Электронные ресурсы

О принципе верховенства закона: противоречия между законами и подзаконными нормативными актами на примере норм, регулирующих оборот биологически активных добавок. Петренко Д.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-printsipe-verhovenstva-zakona-protivorechiya-mezhdu-zakonami-i-podzakonnymi-normativnymi-aktami-na-primere-norm-reguliruyuschih (дата обращения 09.02.2020).

  1. Злобин А.В. Подзаконные нормативные правовые акты как форма современногороссийского законодательства: вопросы теории. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2013
  2. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2001.
  3. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2001.
  4. Злобин А.В. Подзаконные нормативные правовые акты как форма современногороссийского законодательства: вопросы теории. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2013
  5. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2001.
  6. Там же.
  7. Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №4. С. 204.
  8. Тихомиров Ю. А. «Проблемы качества правовых актов» // Право и современные государства. 2015. №3 С. 18
  9. Юридическая техника: словарь-справочник / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2017. С. 51
  10. Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №4. С. 204.
  11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
  12. Петренко Д.С. О принципе верховенства закона: противоречия между законами и подзаконными нормативными актами на примере норм, регулирующих оборот биологически активных добавок. Электронный ресурс:
  13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
  14. Allen C. K. Precedent and Logic // The Law Quarterly Review. – 1925. – Vol. XLI. – № 163. – pp. 329–345
  15. Алексеев С. С. Теория права: учебник. – М.: БЕК, 1994. С. 74
  16. Злобин А. В. Формы права в современной России //
  17. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 177
  18. Юридическая техника: словарь-справочник / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2017. С. 52
  19. Джоусе-Иванина, Мария Нормативно-правовой акт в системе источников российского права
  20. Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №4. С. 205.
  21. Лысенко В.А., Крамской И.С., Рязанова Н.А. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №4. С. 208.
  22. Джоусе-Иванина М. «К вопросу классификации нормативно-правовых актов» // ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 2. С. 86
  23. Юридическая техника: словарь-справочник / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2017. С. 52
  24. Джоусе-Иванина М. «К вопросу классификации нормативно-правовых актов» // ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 2. С. 97.
  25. Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект).

    – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013. С. 15.

  26. «Концепция системы классификации правовых актов РФ» от 29.09.1999 (подготовлена АО «Консультант Плюс» в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ)
  27. Морозов Д.Г. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: проблемы соотношения // Вестник Пермского университета. 2011. №4 (14).

    С. 29

  28. Марченко, М.Н. Теория государства и права : учебник / М.Н. Марченко ; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект : Издательство Московского университета, 2016. – 640 с. – (Классический университетский учебник).

    – Режим доступа: по подписке. – URL:

  29. Колодій А. М., Копейчиков В. В., Лисенков С. Л. Теорія держави і права. – K.: Юрінком Інтер, 2003. С. 152
  30. Джоусе-Иванина М. «К вопросу классификации нормативно-правовых актов» // ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 2. С. 87
  31. Колодій А. М., Копейчиков В. В., Лисенков С. Л. Теорія держави і права. – K.: Юрінком Інтер, 2003. С. 155
  32. Юридическая техника: словарь-справочник / под ред. А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2017. С. 25-26.
  33. Братановский, С.Н. Право : учебник для вузов / С.Н. Братановский, М.С. Братановская, К.М. Конджакулян. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. – 453 с. – Режим доступа: по подписке. – URL:
  34. Джоусе-Иванина М. «К вопросу классификации нормативно-правовых актов» // ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2010. № 2. С. 87-88
  35. «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490)
  36. Лаптев В.А. Подзаконные акты федерального уровня в системе норм, регулирующих предпринимательскую деятельность // Юрист, 2015, №23.
  37. Бейсбекова Г.К. К вопросу о конкретизации норм подзаконных актов органов исполнительной власти // Вестник Института законодательства РК. 2019. №1 (55).

    С. 175

  38. Лаптев В.А. Подзаконные акты федерального уровня в системе норм, регулирующих предпринимательскую деятельность // Юрист, 2015, №23.
  39. Волкова С.Н. Проблемы определения признаков подзаконных нормативных актов Российской Федерации // Пролог, 2013, С. 73
  40. Бейсбекова Г.К. К вопросу о конкретизации норм подзаконных актов органов исполнительной власти // Вестник Института законодательства РК. 2019. №1 (55).

    С. 178

  41. Румянцев М.Б. Подзаконное правотворчество: признаки и виды // Современное право. 2017. № 2.
  42. Абрамова А.И. Подзаконное правотворчество в современном понимании: реалии и перспективы // Журнал российского права. 2019. №8.
  43. Румянцев М.Б. Подзаконное правотворчество: признаки и виды // Современное право. 2017. № 2.
  44. Румянцев М.Б. Подзаконное правотворчество: признаки и виды // Современное право. 2017. № 2.
  45. Злобин А.В. Юридическая природа подзаконных нормативных актов в Российской Федерации // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. №5 (88).

    С. 34

  46. Морозов Д.Г. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: проблемы соотношения // Вестник Пермского университета. 2011. №4 (14).

    С. 29-30.

  47. Петренко Д.С. О принципе верховенства закона: противоречия между законами и подзаконными нормативными актами на примере норм, регулирующих оборот биологически активных добавок. Электронный ресурс:
  48. Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта. автореф. дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2001.
  49. Петров, А.А. Предметная иерархия нормативных правовых актов : монография / А.А. Петров, В.М. Шафиров. – Москва : Проспект, 2014. – 207 с. : ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL:
  50. Бейсбекова Г.К. К вопросу о конкретизации норм подзаконных актов органов исполнительной власти // Вестник Института законодательства РК. 2019. №1 (55).

    С. 177

  51. Бейсбекова Г.К. К вопросу о конкретизации норм подзаконных актов органов исполнительной власти // Вестник Института законодательства РК. 2019. №1 (55).

    С. 175-176.

  52. Со А.А. Подзаконное правотворчество и юридическая техника (на примере органов исполнительной власти субъектов РФ Дальневосточного федерального округа) // Власть. 2015. №1. С. 159.
  53. Морозов Д.Г. Закон и подзаконный нормативно-правовой акт: проблемы соотношения // Вестник Пермского университета. 2011. №4 (14).

    С. 32

  54. «Технический регламент в системе российского законодательства: Монография» (2-е издание, дополненное и переработанное) (Лукьянова В.Ю.) («ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2017).

  55. «Технический регламент в системе российского законодательства: Монография» (2-е издание, дополненное и переработанное) (Лукьянова В.Ю.) («ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2017).

  56. «Технический регламент в системе российского законодательства: Монография» (2-е издание, дополненное и переработанное) (Лукьянова В.Ю.) («ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2017).