Административно-правовые акты

Курсовая работа

Предметом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с функционированием административно-правовых актов.

Объектом курсовой работы являются теоретические и нормативные основы регулирования административно-правовых актов.

Цель данной работы — охарактеризовать административно-правовые акты.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что административно-правовые акты являются важнейшей формой деятельности государственного управления.

Государственная власть не реализуется сама по себе. он всегда воплощается в различных видах конкретных действий, отражающих его содержание и специфику осуществляющих его государственных органов. В наибольшем объеме данное условие применимо к деятельности органов исполнительной власти, т.к. именно они реализуют ее повседневно и в многообразных формах.

В философском понимании форма соотносится с содержанием. Под формой понимается внешнее выражение, а под содержанием — внутреннее содержание предмета или явления. Таким образом, форма рассматривается как внешнее выражение содержания. Применительно к деятельности исполнительной власти форма является способом выражения ее государственно-правового содержания, т.е. всех тех качеств (прежде всего юридических), которые характеризуют ее как специфическую ветвь единой государственной власти.

В науке административного права такие формы правления называют административно-правовыми. К ним также следует отнести, например: формы исполнения представительной, судебной, исполнительной, прокурорской.

Правовая форма государственного управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления; повседневное практическое руководство деятельностью предприятий, учреждений и организаций, служащих и граждан в сферах и отраслях управления на основе и во исполнение законов.

Нормативные административные правовые акты, наряду с законами, являются основными источниками российской правовой системы. Административно-правовые акты ненормативного характера обеспечивают возникновение и дальнейшую реализацию субъективных прав и обязанностей граждан и организаций во всех сферах общественной жизни, опосредуют привлечение граждан и организаций к юридической ответственности, а также применение к ним иных мер государственного принуждения.

Административные правовые акты должны соответствовать применимым к ним требованиям законности. Нарушение этих требований приводит к тому, что акты становятся бракованными. Неполноценные административно-административные акты — это правовые аномалии, недостатки в деятельности государственного управления, которые негативно влияют на состояние законности в государстве. Некорректные административные и правовые акты являются одним из факторов, порождающих коррупцию.

4 стр., 1511 слов

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

... гражданско-правового регулирования как предпринимательской деятельности, так и деятельности предпринимателей. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации — курсовая работа Версия шаблона 1. 1 Филиал Современная Гуманитарная Академия Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Гражданское право Тема Правовое регулирование предпринимательской деятельности в ...

Задачи курсовой работы:

  • описать административно-правовые акты, понятие и юридическое значение;
  • осветить виды административно-правовых актов;
  • изучить процедуру принятия административно-правовых актов;
  • рассмотреть действие административно-правовых актов и условия эффективности административно-правовых актов.

В работе курса использовались как общенаучные методы и приемы, так и специальные научные методы, разработанные в юриспруденции. Правовые, исторические, системные, структурно-функциональные, юридические и формально-логические сравнительные методы научного познания сыграли особую роль в исследованиях.

Структура курсовой работы: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Административно-правовые акты: понятие и юридическое значение

В доктрине административного права в России общепризнано, что административные акты являются основной и наиболее значимой правовой формой реализации задач, задач и функций исполнительной власти. С их помощью органы исполнительной власти (или их должностные лица) в рамках своей компетенции: ставят управленческие задачи; предписывают мероприятия; формулируют правила поведения; предоставляют права; возлагают обязанности; изменяют или отменяют административные правоотношения; предусматривают санкции.

Таким образом, административные акты напрямую включаются в систему процессов управления и соответствующие процедуры управления внутреннего характера и имеют отношение к органам исполнительной власти.

Для обозначения указанного правового явления до настоящего времени в российской науке административного права используются разные термины: «акт управления», «правовой акт управления», «правовой акт органа исполнительной власти», «акт административного распорядительства», «распорядительный акт» и др. И лишь в последнее время в порядке пересмотра понятийного аппарата российского административного права стали употребляться термины «акт государственной администрации», «административно-правовой акт», «исполнительный акт» и «административный акт» в отношении как индивидуальных актов органов исполнительной власти, так и актов нормативного правового характера.

В контексте изменения предмета российского административного права и круга регулируемых им отношений отказ от термина «управленческий акт», на мой взгляд, следует признать оправданным. На мой взгляд, в качестве названия института актов исполнительной власти предпочтительнее использовать термин «административный акт.

Именно термин «административный акт» наиболее зримо выражает волевое властное действие органа исполнительной власти, включающее волеизъявление органа (решение) и его внешнее выражение — акт в процессе выполнения функций, предоставления государственных услуг, порученных ему юридическими предписаниями, имеющий своей целью вызвать необходимые юридические последствия в соответствующих административно-правовых отношениях.

3 стр., 1365 слов

Административно-правовые формы в деятельности исполнительной ...

... или прекращение административных правоотношений между субъектом и объектом управленческих отношений Правовые формы государственного управления классифицируются по содержанию, цели и способу выражения (11, с. 156). По содержанию правовые формы актов исполнительной власти, государственного управления можно ...

Достоинство термина «административный акт» состоит в том, что он семантически однозначно демонстрирует волевые действия исполнительной власти — административного органа управления и регулирования.

Не менее важным является использование термина «административный акт» с точки зрения международного и сравнительно-правового опыта, поскольку этот термин универсален и широко используется в доктрине административного права зарубежных стран. Заметную роль в формировании теории административных актов в науке административного права России сыграли и играют работы правоведов Франции: Г. Брэбана, Ж. Веделя, М.Ж. Гедона, П. Дельвольве, О. Дюпейру, Г. Дюпюи, Б. Жанно, Г. Жеза, Ж.Ф. Лашома, М. Летурнера, М. Ориу, Ж.М. Оби, И. Пети, П. Рубье и др.

Наименование актов органов исполнительной власти родовым термином «административные акты» не противоречит тому факту, что они могут иметь разную юридическую природу и влечь разные юридические последствия: одни из них — нормативные — обусловливают возникновение стабильных административно-правовых отношений; другие — индивидуальные — влекут возникновение конкретных административно-правовых отношений.

Юридическая сила административных актов также различается как выражение «подчинения» одних актов другим. По этому критерию они образуют сложную иерархическую систему, в которой место акта строго соответствует месту издавшего акт исполнительного органа в государственном аппарате и его компетенции.

Административные акты различаются по сфере их действия. Они могут действовать только на определенной территории, касаться только определенных лиц и различаются в зависимости от объекта регулирования.

Но есть нечто неизмеримо большее, нечто общее, объединяющее их в один вид актов исполнительной власти под одним общим названием «административные акты». Укажем на эти общеродовые признаки:

  • административные акты исходят от органов исполнительной власти государства и поэтому имеют государственный, властно-организующий характер. Их исполнение обязательно для всех субъектов, которым они адресованы;
  • возможность их издания определяется компетенцией органа исполнительной власти, устанавливаемой конституцией и законами, как по вопросам, так и по территории;
  • административные акты имеют одинаковый официально установленный порядок принятия и одинаковые правовые формы.

Нормативные административные акты имеют свои специфические и разнообразные формы — постановление, распоряжение, приказ, инструкция, указание и т.д., — но в большинстве случаев по форме административного акта нельзя определить его юридическую природу.

Все административные акты как особый вид правовых актов имеют некоторые общие характеристики, которые отличают их в общей системе права.

Термин «административные акты» позволяет объединить всю совокупность актов органов исполнительной власти и дифференцировать их в зависимости от характера регулирования общественных отношений, целей, задач, стоящих перед органами исполнительной власти, органично соединить с иными мерами, принимаемыми органами исполнительной власти.

Термин «юридический» в названии административных актов кажется излишним. Все действия и взаимоотношения органов исполнительной власти регулируются законом. Они действуют в рамках правового режима, и основной инструментарий их бизнеса неизбежно приобретает правовой характер. Обязательной составляющей этого режима являются регулируемые средства правового воздействия органов исполнительной власти, которые выражаются в административных актах.

10 стр., 4893 слов

Органы государственного управления

... специально предназначены для осуществления государственного управления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности (исполнительной власти). - органы государственного управления самые многочисленные по сравнению с иными государственными органами и имеют наиболее разветвленную структуру. В одной административной территориальной единице (районе, ...

В доктрине российского административного права нет однозначного ответа на вопрос о том, вправе ли издавать административные акты только органы исполнительной власти или такого рода акты могут издавать и другие субъекты, осуществляющие отдельные функции в сфере государственного управления. Таким образом, ЦБ РФ не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, но в то же время является органом государственной власти. По вопросам, отнесенным к его компетенции, — организация денежного обращения и безналичных расчетов, проведение денежно-кредитной политики, осуществление банковских операций, надзор за деятельностью кредитных организаций и т.д., — Центральный банк России издает как нормоустанавливающие акты, так и акты, устанавливающие конкретные правоотношения. Как и все административные акты органов исполнительной власти, акты ЦБ РФ не могут противоречить федеральным законам и должны быть зарегистрированы в Минюсте. Это означает, что акты ЦБ РФ обладают всеми общими характеристиками административных актов.

Исполнительная власть в России имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень. На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, поскольку органы местного самоуправления не входят в систему исполнительных органов. Исполнительным и распорядительным органом муниципального образования является местная администрация. Уставом муниципального образования он наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по реализации отдельных государственных функций, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Необходимым элементом компетенции местной администрации является издание административных актов по вопросам их поведения. Административные акты местного самоуправления могут определять права и обязанности муниципальных служащих, требования к порядку оказания муниципальных услуг, а также к исполнению административных и властных полномочий. Нередко в актах местной администрации содержатся предписания запрещающего характера: о запрете работы торговых предприятий, реализующих алкогольную и табачную продукцию в ночное время; о запрете свалок мусора в черте населенных пунктов и межнаселенных территорий и т.д. Административные акты местной администрации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, понятие «административные акты» включает как правовые акты органов исполнительной власти и других государственных органов, выполняющих функции в сфере государственного управления, так и правовые акты местной администрации. Административные акты в муниципальных образованиях являются составной (низовой) частью общей системы административных актов в Российской Федерации, обладают собственным предметом, специфическими чертами и нормативной базой. Они представляют собой основанные на законе односторонние юридически-властные решения, принимаемые органом (или должностным лицом) местного самоуправления, устанавливающие, изменяющие или отменяющие муниципально-правовые нормы или служащие основанием возникновения, изменения либо прекращения муниципальных правоотношений в целях реализации задач и функций местного самоуправления.

38 стр., 18502 слов

«Административная ответственность за правонарушения в области ...

... юридических лиц и гарантию установленного законом порядка функционирования органов государственной власти. Об этом пишет Н.В. Витрук в своей работе. В свою очередь, сам характер административного правонарушения, выступающего основанием ответственности, ...

Для административных актов законодательством четко определена форма, исключение из которой считается недопустимым. Органы исполнительной власти вправе издавать только те виды действий, на которые они уполномочены. Эти виды актов точно и конкретно предусматриваются либо в законе, либо в положении об органе и др. Все остальные акты органов исполнительной власти, изданные ими в иной форме, не являются административными актами и не имеют правового характера.

Под административными актами понимается исполнительная деятельность и ряд основных правовых средств ее организации и практического осуществления, поэтому они издаются в строгой компетенции исполнительной власти, установленной как законом, так и актом исполнительной власти. Рамки компетенций служат как нормативным ориентиром, так и правовым ограничением. Административный акт, изданный вне юрисдикции органа исполнительной власти или вне пределов его полномочий, признается недействительным и не подлежит исполнению.

Чтобы гарантировать правомочность административного акта, орган исполнительной власти должен самостоятельно, а не с помощью прокурора проверять свои полномочия по материальному, функциональному и территориальному критерию. Если административный акт принят некомпетентным органом, то он недееспособен и должен быть отменен.

Административный акт — это документ с фиксированной информацией в текстовой, устной или заключительной форме, предназначенный для передачи во времени и пространстве для разрешения конкретных случаев, возникающих в процессе функционирования органов исполнительной власти.

Утверждение, что административно-правовой акт «является письменным документом», не отражает всей специфики деятельности органов исполнительной власти. Одним из аспектов специфики административных актов является форма выражения содержащейся в них информации. Чаще всего эта информация выражается письменно, но она может быть выражена и в устной форме, а также сигналами, жестами и т.п. Однако во всех случаях административные акты характеризуются нормативным языком, юридическими терминами, соблюдением подчиненности, правил и требований, присущих каждому акту.

Административный акт в одностороннем порядке выражает волю исполнительного органа по особой причине, определяемой законом или нормативным нормативным актом вышестоящего органа исполнительной власти. «При помощи актов — документов воля лиц, которая по своей основе представляет собой внутреннее, психическое явление, выступает вовне, в качестве волеизъявления, способного дать известный юридический эффект».

Орган исполнительной власти (должностное лицо) самостоятельно и независимо от чьей-либо воли, руководствуясь лишь положениями закона или предписаниями подзаконных нормативных правовых актов, а также фактическими обстоятельствами, принимает административный акт и контролирует его исполнение.

Авторитарность и независимость органа исполнительной власти (должностного лица) в подготовке и утверждении административного акта не являются выражением административного произвола. Административный акт может быть в установленном законодательством досудебном и судебном порядке оспорен или признан незаконным или недействительным, т.е. недействующим (см., например, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).

8 стр., 3628 слов

Исполнительная власть и государственное управление

... понятие управления; рассмотреть социальное управление и его виды; изложить государственное управление. Субъекты государственного управления; охарактеризовать исполнительную власть; решить задачу. При решении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-правовой метод, ...

Суть легальности (законности), а точнее, подзаконности административных актов определяется следующими правовыми формулами. Они всегда издаются:

  • «в соответствии с Конституцией, законами», т.е. нормативно связаны;
  • «на основе и во исполнение закона», т.е. выражают действия по реализации закона;
  • «в пределах прав, предоставленных законом», т.е.

в рамках, установленных законом;

  • «в случаях, предусмотренных законом», т.е. когда точно определены основания их принятия;
  • с соблюдением предусмотренных ограничений и запретов.

Никакой административный акт не может отменить или изменить закон. Если административный акт противоречит закону, то применяется закон, в то время как закон может отменить или приостановить исполнение административного акта.

Закон обеспечивает как основу, так и рамки административных актов. В такой же роли выступают и «вышестоящие» административные акты (скажем, акты Правительства), содержащие нормы, создающие права и обязанности для соответствующих органов исполнительной власти. Следовательно, сущность законности сводится к тому, что административные акты издаются на основании и в соответствии с законом и другими правовыми правовыми источниками.

Административные акты могут издаваться органами исполнительной власти на основе и во исполнение не только законов, но и указаний (приказов, распоряжений) вышестоящих органов исполнительной власти, которые в пределах своей компетенции в процессе руководства обладают правом давать предписания, обязательные для исполнения адресатами.

Норма закона («вышестоящего» административного акта) может послужить «командой» для создания серии новых норм подзаконных актов, стать для них «базовой отсылкой», «раствориться» по элементам в нормах исполнительных актов, послужить источником толкования и правоприменения, быть носителем санкций. Так, Градостроительный кодекс РФ предусматривает, что порядок участия граждан Российской Федерации и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами, актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем доктрина административного права исходит из того, что не следует культивировать обилие норм в административных (исполнительных) актах, ибо тогда утрачивается «законоисполнительный смысл» и допускаются «превышения», «отступления» и «произвольное толкование».

Административные акты подробно описывают общие правила, установленные законом или вышестоящим «административным актом. Они нацелены на обеспечение повседневной, оперативной, дифференцированной исполнительной деятельности и на регулирование различных аспектов государственной и общественной жизни. Исполнительная власть с помощью административных актов реализует права и обязанности субъектов управленческой деятельности, обеспечивает их правильное поведение, удовлетворяет или отклоняет требования юридических лиц, должностных лиц, граждан. Поэтому такого рода акты должны быть юридически и фактически обоснованными, т.е. издаваться в случаях, предусмотренных законодательством, и тогда, когда они действительно необходимы в процессе правомерной исполнительной деятельности.

6 стр., 2762 слов

Требования, предъявляемые к правовым актам управления

... актуальность выбранной мной темы. 1. Понятие и юридическое значение актов управления юридический волеизъявление управление правовой Издание правовых актов - специфическая и основная форма для деятельности субъектов исполнительной власти. Их роль определяется тем, что ...

Административные акты издаются для решения тех вопросов, которые определены в законе, положении об органе и в других актах в виде типологии (перечня) вопросов или отдельных поручений вышестоящего органа. По содержанию административный акт — это управленческое решение, реализующее задачи и функции исполнительной и распорядительной деятельности исполнительной власти.

Органы исполнительной власти принимают административные акты в процессе повседневного оперативного управления и регулирования экономической, социально-культурной, административно-политической и других сфер и отраслей.

По содержанию все административные акты являются управленческими решениями, содержащими по своей сути цели, задачи, методы и функции органов исполнительной власти. Управленческие ситуации разрешаются административными актами.

Административный акт всегда направлен на оптимальное решение вопросов производительности и проблем с учетом конкретных обстоятельств. Поэтому для административного акта характерным является не только признак легальности (законности), но и свобода усмотрения. Свобода усмотрения не означает вседозволенности.

Юридическая сущность административного акта состоит в том, что он содержит обязательное правовое решение управленческих задач. Без решения административный акт был бы бессодержательным. Однако не все решения исполнительной власти приобретают юридическое значение. Административным актом может считаться только правильно оформленное и имеющее все характеристики административного акта решение. Только в этом случае его обязаны исполнять все субъекты, которым он адресован. Исполнение административного акта гарантируется соответствующими институтами государства, а при необходимости обеспечивается принудительной силой государства.

Административные акты любой юридической природы могут быть:

  • правовым основанием для издания других административных актов (нижестоящих в иерархии административных актов);
  • доказательством для любого суда — конституционного (уставного), арбитражного, административного, суда общей юрисдикции;
  • основанием для возбуждения судебного дела;
  • условием действительности других актов органов исполнительной власти, включая и неправовые акты, а также гражданско-правовых актов (например, договора купли-продажи).

Официальность административного акта выражается в том, что соответствующее управленческое решение может быть принято только уполномоченными (компетентными) органами исполнительной власти (или должностными лицами), но не от своего имени, а исключительно от имени государства. Волеизъявление, выраженное в административном акте, всегда является государственной волей.

2. Виды административно-правовых актов

В силу многообразия административно-правовых актов они классифицируются по многим основаниям: по юридическому содержанию, по органам, их принявшим, по форме, по функциям и т.п.

Выбор способа и критериев классификации административно-правовых актов зависит от того, какая цель преследуется при той или иной работе с актами (их исследования, подготовки их проектов, систематизации и т.д.).

25 стр., 12320 слов

Курсовая работа подзаконные нормативные акты

... очень часто сами подзаконные акты регулируют данные вопросы. Так, например деятельность федеральных органов исполнительной власти регулирует Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной ...

Но почти во всех случаях, независимо от использования других критериев, они подразделяются по юридическим свойствам и по органам, их издавшим. Данные основания классификации актов государственного управления, как и юридических актов вообще, являются важнейшими, их использование дает наибольший теоретический и практический результат. Без этого по существу невозможны ни изучение актов, ни практическая работа с ними.

Классификация актов по юридическим свойствам дает возможность исследовать связь актов с нормами права, место актов в механизме правового регулирования.

Определение юридических свойств административно-правовых актов имеет многоплановое прикладное значение. С ним связаны: решение в ряде случаев вопроса об опубликовании и введении актов в действие; организация необходимого учета нормативных административно-правовых актов и работа по их систематизации.

Классификация административно-правовых актов по юридическим свойствам позволяет также проследить взаимосвязь свойств акта с организационной формой деятельности органа и выбором формы акта, а также зависимость ее от порядка его принятия и юридических свойств.

По юридическим свойствам следует различать:

— Нормативные акты. Они устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, т.е. содержат общие правила, не имеющие конкретного адресата, не обращенные к конкретным лицам, рассчитанные на многократное применение в случаях, предусмотренных их гипотезами.

Нормативные акты — важнейший вид правовых актов, издаваемых субъектами государственной власти в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.

Важнейшее свойство нормативного акта — его правотворческое назначение. В этом — юридическая функция данного вида актов, свидетельствующая о его месте в механизме правового регулирования. Указанное свойство имеет общий характер применительно ко всем проявлениям служебной роли акта по отношению к норме права (за исключением случаев, когда акт служит средством реализации нормы).

Нормативные административно-правовые акты играют существенную роль в механизме правового регулирования; посредством этих актов устанавливается большая часть действующих правовых норм.

С помощью нормативных административно-правовых актов регулируются отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности: например, отношения в промышленном, строительном, транспортном комплексах, в социально-культурной сфере, в сфере обеспечения национальной безопасности и т.д. Без них невозможно осуществление ни одной из функций государственного управления, равно как невозможно функционирование органов государственного управления и всего государственного аппарата в целом.

— Индивидуальные акты — это решения субъектов административной власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основе правоприменительными актами, они порождают, изменяют, прекращают правоотношения. По юридическим последствиям индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, уполномочивающими, содержащими отказы.

Четкое определение свойств и признаков нормативных и индивидуальных актов позволяет правильно оценить роль и значение того и другого вида актов в механизме правового регулирования. А это, в свою очередь, одна из необходимых предпосылок оптимального подхода к решению в каждом конкретном случае вопроса о сочетании в одном акте государственного управления нормативных и индивидуальных предписаний.

12 стр., 5602 слов

Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов

... власти и прокуратуру Российской Федерации. Основные требования федерального законодательства к проведению антикоррупционной экспертизы правовых документов и их проектов. - Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы органами местного самоуправления. Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ...

— Общие акты содержат либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т.д.).

  • В специальных актах одновременно содержатся нормы права и правоприменительные решения, либо еще и общие требования.

Изучение актов государственного управления, а также вся практическая деятельность по их подготовке, изданию и дальнейшая работа с ними предполагают подразделение этих актов в зависимости от органов, издающих их. От того, каким органом издан тот или иной акт государственного управления, зависит характер разрешаемых в нем вопросов, их значение в выполнении конкретных задач, юридическая сила акта, порядок издания, порядок приостановления и отмены, а часто и действие их в пространстве, по кругу лиц, форме и т.д.

По органам, принявшим акты, их можно поделить на две группы:

  • Акты органов исполнительной власти и их должностных лиц (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ).

    Кроме того, определенными полномочиями правотворческого характера обладает Банк России.

— Акты субъектов власти, которые не находятся в системе исполнительной власти (постановления судей по делам административных правонарушений, приказы председателей судов, прокуроров, председателей представительных органов, имеющих внутриаппаратное значение).

По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные.

По функциям можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым вопросам, по учету, снабжению и иным общим функциям управления. Довольно часто управленческие решения связаны сразу с несколькими управленческими функциями, они полифункциональны.

По степени сложности управленческие решения могут быть простыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции).

В зависимости от порядка принятия различаются акты коллегиальные и единоличные.

По наименованию актов различают указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, правила, положения и др.

Постановление — документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятый в рамках установленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативным по своему правовому содержанию.

Распоряжение — распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. Распоряжение подписывает руководитель органа исполнительной власти или по его указанию (поручению) его заместитель.

Приказ — распорядительный документ органа исполнительной власти. Проекты приказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручению руководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило, из констатирующей и распорядительной частей.

Инструкция — документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности органа исполнительной власти. Инструкция принимается руководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнения законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. Таким образом, инструкция является нормативным актом, который детализирует процедуру тех или иных дел, порядок совершения действий и принятия решений.

Кроме приказов и инструкций руководители органов исполнительной власти часто направляют нижестоящим органам разного рода приказания, записки, распоряжения, письма и т.п. Такое многообразие форм актов затрудняет их систематизацию.

Правила — документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности, в частности контрольной деятельности.

Положение — документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами и т.д.

Определяя общую тенденцию формирования новой системы нормативно-правовых актов, устанавливающих правовое положение федеральных органов исполнительной власти и государственных служащих, замещающих в них должности государственной службы, можно сделать вывод о том, что эта система складывается из следующих актов: 1) типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти; 2) типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти; 3) регламенты федерального органа исполнительной власти (федерального министерства, федеральной службы и федерального агентства; 4) административные регламенты исполнения государственных функций; 5) административные регламенты предоставления государственных услуг; 6) должностные регламенты государственных гражданских служащих федерального органа исполнительной власти.

административный правовой акт юридический

3. Процедура принятия административно-правовых актов

Немаловажное значение при рассмотрении вопросов об административно-правовых актах имеет изучение порядка подготовки, издания и действия административно-правовых актов (процесса создания, и обретения юридической силы актом государственного управления).

Следует учитывать то обстоятельство, что требование к подготовке административно-правовых актов разрозненное и неоднозначное. Так, применительно к актам Президента РФ такие требования установлены Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации». Проекты правовых актов Правительства РФ вносятся и рассматриваются в соответствии с нормами Регламента Правительства РФ. Подготовка и принятие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Более детально компетенция исполнительных органов государственной власти на принятие нормативных административно-правовых актов регламентирована в федеральных и региональных законах, положениях, устанавливающих правовой статус, основы организации и деятельности органов данного вида (например, в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», в Законе Забайкальского края «О Правительстве Забайкальского края»).

При этом можно выделить характерные для всех производств по изданию (или принятию) административно-правовых актов элементы:

  • Наличие нормативно установленной процедуры издания или принятия актов государственного управления.
  • Виды административных актов, которые вправе издавать те или иные органы исполнительной власти, а также должностные лица.

— Подготовка проекта акта государственного управления. На этой стадии определяется срок подготовки проекта правового акта управления и ведется его разработка одним из органов исполнительной власти (или несколькими органами по согласованию).

Подготовка акта управления производится тем органом, в компетенцию которого входит его издание или по его поручению одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями или должностными лицами. Инициаторами проекта административного акта могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, Правительства РФ, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

— Определение структуры и формы акта государственного управления, которая должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования, и его обсуждение. Чтобы получить важнейшие данные для принятия решения в ряде случаев необходим запрос мнения организаций, специалистов-экспертов, общественных объединений, граждан.

В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящееся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы СМИ по данному вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.

— Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами. Согласование может являться обязательной стадией разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с Министерством экономики и финансов и нормативных актов органов исполнительной власти, а также проекты иных органов управления, имеющих общее юридическое значение, должны быть согласованы с юридической службой соответствующего органа управления.

— Подготовка предложений об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их части в связи с изданием нового административного акта. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.

— Издание (подписание, утверждение) акта государственного управления. Издание актов управления — это стадия, на которой подготовленный проект приобретает юридическую силу, становится официальным документом. В коллегиальных органах управления моментом издания (принятия) акта является голосование по предложенному проекту и принятие членами данного коллегиального органа решением большинства голосов, в единоначальных органах моментом принятия акта является момент его подписания (утверждения) руководителем соответствующего органа управления.

  • Направление принятого (утвержденного) акта государственного управления в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации (если в силу действия специальных нормативных актов это является обязательным).

Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в себя: юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Российской Федерации, принятие решения о необходимости государственной регистрации данного акта, присвоение регистрационного номера, занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

— Официальное опубликование акта государственного управления и вступление его в силу имеет особо важное значение. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина и устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Любой акт управления (акты федеральных органов исполнительной власти, постановления глав администраций субъектов РФ и других органов управления и должностных лиц) вступают в силу с момента его издания (принятия, утверждения, подписания), если в самом акте не оговорено иное, т.е. не указан срок введения в действие. В последнем случае он вступает в действие с того срока, который указан в акте.

Акты Президента РФ и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации. Кроме того, указанные акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в «Российской газете» в течение 10 дней после их регистрации, а также в бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

4. Действие административно-правовых актов. Условия эффективности административно-правовых актов

Понятие действия правового акта обычно связывается с его юридической силой. В науке существует два основных подхода к определению юридической силы правовых актов. Согласно первому подходу, который условно можно назвать «сопоставительным», под юридической силой понимается такое свойство правового акта, которое выражает его соотношение, сопоставимость, соподчиненность с другими правовыми актами, то есть показывает место данного акта в системе правовых актов. Это место, по общему признанию, зависит, главным образом, от того положения, какое в государственном аппарате занимают принявшие акт орган или должностное лицо. При втором подходе, который условно можно назвать «содержательно-сопоставительным», вначале определяется содержание юридической силы — способность правового акта действовать, властно порождать определенные юридические последствия, а затем — ее степень (сопоставительный аспект).

Действующим является акт, обладающий юридической силой, то есть способный выступать в роли административно-правовой формы реализации исполнительной власти.

Действие правового акта во времени определяется различными критериями: указание на календарные сроки (например, в течение 3-х лет), до официальной отмены акта, по исполнении содержащихся предписаний, до прекращения обстоятельств, в связи с которыми акт был принят (например, прекращение стихийного бедствия и др.).

По общему правилу правовой акт обратной силы не имеет.

Действие правового акта в пространстве определяется размерами, масштабами территориального пространства, в пределах которого акт действует.

При нарушении юридических требований, предъявляемых к актам управления, может встать вопрос об их действительности. Такие акты могут быть ничтожными и оспоримыми.

Ничтожными называются правовые акты управления, которые вследствие своей незаконности не могут порождать и не порождают юридических последствий.

Оспоримыми называются правовые акты управления, которые подлежат обязательному исполнению, но могут быть оспорены заинтересованными органами или лицами.

Представляется, что последний подход позволяет более точно и полно охарактеризовать различные проявления юридической силы, как свойства правового акта. Исходя из этого, юридическая сила и действие административно-правового акта соотносятся между собой следующим образом. Юридическая сила означает способность административно-правового акта действовать, то есть властно порождать те правовые последствия, на возникновение которых он направлен. В свою очередь, действие является проявлением, воплощением юридической силы акта, отражающим динамический аспект его бытия.

Прекращение действия административно-правовых актов — это утрата ими способности действовать, властно порождать те правовые последствия, на возникновение которых они направлены, то есть утрата данными актами их юридической силы. Институт прекращения действия распространяется не на все дефектные административно-правовые акты. Им не охватываются те дефектные акты, которые изначально не имеют юридической силы — ничтожные, а также незарегистрированные и (или) неопубликованные нормативные административно-правовые акты. Действие таких актов в принципе не может быть прекращено в силу специфики их юридической природы.

В науке устоялось мнение о том, что административно-правовые акты могут прекратить свое действие в результате: во-первых, исполнения требований акта; во-вторых, наступления юридического события; в-третьих, истечения срока действия акта; в-четвертых, принятия нового акта, которым поглощается содержание старого акта; в-пятых, отмены акта во внесудебном порядке в связи с его незаконностью или нецелесообразностью, изменением обстановки, просьбой заинтересованного лица и т.д.; в-шестых, признания акта недействительным судом по мотивам незаконности.

В зависимости от необходимости издания акта о прекращении действия выделяют два вида прекращения действия административно-правовых актов — фактическое и юридическое (правовое).

Некоторые авторы называют фактическое прекращение простой, а юридическое — сложной формами прекращения действия административно-правовых актов.

При фактическом прекращении акт утрачивает юридическую силу без принятия специального решения об этом. Такое имеет место, например, при прекращении действия административно-правовых актов в связи с истечением срока их действия или их полным исполнением, а также в результате наступления юридического события. В отличие от этого, юридическое прекращение всегда предполагает издание специального акта о прекращении, в результате которого соответствующие административно-правовые акты и утрачивают свою юридическую силу. Так, юридическим прекращением будет отмена административно-правовых актов во внесудебном порядке или признания их недействительными судом.

При исследовании прекращения действия административно-правовых актов важнейшее значение имеет то, по каким основаниям (причинам) прекращается их действие. Здесь необходимо различать следующие виды такого прекращения:

  • во-первых, прекращение действия дефектных административно-правовых актов вследствие их дефектности;
  • во-вторых, прекращение действия дефектных административно-правовых актов по причинам, не связанным с их дефектностью.

Прекращение действия административно-правовых актов вследствие их дефектности является юридическим, то есть всегда предполагает издание специального акта о прекращении, в результате которого соответствующие административно-правовые акты утрачивают свою юридическую силу. Напротив, прекращение действия дефектных административно-правовых актов по причинам, не связанным с их дефектностью, может быть, как юридическим, так и фактическим.

Прекращение действия административно-правовых актов вследствие их дефектности представляет собой особую правоохранительную меру. В связи с этим возникает вопрос о том, какое место данная мера занимает в системе мер охраны правопорядка.

Ответ на него является дискуссионным. По этому поводу в отечественной юридической науке существуют две основных подхода, которые условно можно назвать «концепцией меры ответственности» и «концепцией специальной правоохранительной меры».

«Концепция меры ответственности». В соответствии с этим подходом прекращение действия административно-правовых актов вследствие их дефектности представляет собой меру юридической ответственности органов и должностных лиц, принявших дефектные акты. Так, по мнению Ю.Н. Старилова, отмена незаконных правовых актов государственных органов выступает специфической мерой юридической ответственности, основная цель которой — охрана правопорядка путем ликвидации нарушений законности и их последствий, восстановление прежнего состояния, принудительное возвращение органов и должностных лиц на стезю законности.

Главный критерий, которому должна удовлетворять вся деятельность и структура исполнительной власти, а значит, и ее решения, — эффективность. Государственная администрация, ее правовые акты призваны своевременно и с наименьшими затратами добиваться наиболее полезных для граждан, общества и государства результатов, приносить стране пользу, оправдывающую те материальные и нематериальные затраты, которые вызваны ее существованием.

Эффективность управленческих решений зависит от многих факторов: их качества, организации исполнения, стабильности обстановки, квалификации кадров и др. Качество самих актов зависит от соблюдения их авторами ряда требований, которым должны соответствовать издаваемые ими административные акты.

Прежде всего юридический эффект выражается в том, что правовые акты представляют собой определенное правовое явление, которое создает предпосылки для реализации прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, исполнения других правовых актов или осуществления каких-либо действий. Правовые акты устанавливают пределы основных прав и свобод граждан, определяют условия и механизмы их реализации. Правовые акты предусматривают потенциал реализации прав и законных интересов через практическую деятельность людей. Благодаря правовым актам каждый получает возможность использовать в полной мере предоставленную свободу действий, например, в экономической, политической, личной сферах. В отдельных случаях правовые акты закрепляют лишь определенные направления или тенденции, для проявления которых в полной мере еще не созданы соответствующие условия. То есть правовые акты могут фиксировать формальные возможности реализации прав, свобод и законных интересов граждан. В других случаях правовые акты создают гарантии и необходимые условия для осуществления прав и использования законодательно предусмотренных возможностей их реализации. Таким образом, правовыми актами формируются соответствующие условия, возможности, предпосылки, которые необходимы для реализации прав и свобод граждан, создания правоотношений.

Нормативные правовые акты напрямую не порождают правоотношений и формально не являются юридическими фактами. Они создают предпосылки для издания индивидуальных правовых актов, которые являются прямыми обстоятельствами для возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. выступают в качестве юридических фактов. Таким образом, нормативные правовые акты служат основаниями, предпосылками и юридическими условиями для возникновения правоотношений. Нормативные правовые акты порождают юридические условия, т.е. обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не напрямую, а опосредованно.

Заключение

В доктрине административного права в России общепризнано, что административные акты являются основной и наиболее значимой правовой формой реализации задач, задач и функций исполнительной власти. С их помощью органы исполнительной власти (или их должностные лица) в рамках своей компетенции: ставят управленческие задачи; предписывают мероприятия; формулируют правила поведения; предоставляют права; возлагают обязанности; изменяют или отменяют административные правоотношения; предусматривают санкции.

Таким образом, административные акты напрямую включаются в систему процессов управления и соответствующие процедуры управления внутреннего характера и имеют отношение к органам исполнительной власти.

Признаки административно-правовых актов следующие:

  • административные акты исходят от органов исполнительной власти государства и поэтому имеют государственный, властно-организующий характер. Их исполнение обязательно для всех субъектов, которым они адресованы;
  • возможность их издания определяется компетенцией органа исполнительной власти, устанавливаемой конституцией и законами, как по вопросам, так и по территории;
  • административные акты имеют одинаковый официально установленный порядок принятия и одинаковые правовые формы.

В силу многообразия административно-правовых актов они классифицируются по многим основаниям: по юридическому содержанию, по органам, их принявшим, по форме, по функциям и т.п.

Выбор способа и критериев классификации административно-правовых актов зависит от того, какая цель преследуется при той или иной работе с актами (их исследования, подготовки их проектов, систематизации и т.д.).

Но почти во всех случаях, независимо от использования других критериев, они подразделяются по юридическим свойствам и по органам, их издавшим. Данные основания классификации актов государственного управления, как и юридических актов вообще, являются важнейшими, их использование дает наибольший теоретический и практический результат. Без этого по существу невозможны ни изучение актов, ни практическая работа с ними.

Немаловажное значение при рассмотрении вопросов об административно-правовых актах имеет изучение порядка подготовки, издания и действия административно-правовых актов (процесса создания, и обретения юридической силы актом государственного управления).

Следует учитывать то обстоятельство, что требование к подготовке административно-правовых актов разрозненное и неоднозначное. Так, применительно к актам Президента РФ такие требования установлены Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации». Проекты правовых актов Правительства РФ вносятся и рассматриваются в соответствии с нормами Регламента Правительства РФ. Подготовка и принятие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Понятие действия правового акта обычно связывается с его юридической силой. В науке существует два основных подхода к определению юридической силы правовых актов. Согласно первому подходу, который условно можно назвать «сопоставительным», под юридической силой понимается такое свойство правового акта, которое выражает его соотношение, сопоставимость, соподчиненность с другими правовыми актами, то есть показывает место данного акта в системе правовых актов. Это место, по общему признанию, зависит, главным образом, от того положения, какое в государственном аппарате занимают принявшие акт орган или должностное лицо. При втором подходе, который условно можно назвать «содержательно-сопоставительным», вначале определяется содержание юридической силы — способность правового акта действовать, властно порождать определенные юридические последствия, а затем — ее степень (сопоставительный аспект).

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/aktyi-gosudarstvennogo-upravleniya/

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. От 07.05.2013) // Российская газета. — 1997. — N 245.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 3 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.

О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 // Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 19. — Ст. 2257.

Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 30.01.2015) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — N 33. — Ст. 3895.

О Правительстве Забайкальского края: Закон Забайкальского края от 5 октября 2009 г. N 226-33К (с изменениями на: 21.07.2015) // Забайкальский рабочий. — 2009 г. — № 184.

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/aktyi-gosudarstvennogo-upravleniya/

Агапов А.П. Административное право / А.П. Агапов. — М.: Юрайт, 2012. — 874 с.

Административная юрисдикция налоговых органов: учебник / под ред. М.А. Лапиной. — М.: ВГНА Минфина России, 2012. — 509 с.

Административное право: практикум / под ред. Ю.Н. Старилова. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 224 с.

Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. — М.: НОРМА-М, 2008. — 658 с.

Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. — М.: Статут, 2011. — 320 с.

Алаев И.В. Общие положения кодекса об административной ответственности: субъекты административной ответственности / И.В. Алаев // Актуальные вопросы публичного права. — 2012. — № 6. — С. 3-10

Алехин А.П. Административное право России / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. — М.: Зерцало-М, 2012. — 730 с.

Васильев Р.Ф. Акты управления (значение, проблемные исследования, понятия) / Р.Ф. Васильев. — М.: Просвещение, 1987. — 408 с.

Давыдов К.В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: монография / под ред. Ю.Н. Старилова. — М.: NOTA BENE, 2010. — 390 с.

Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учебное пособие / Н.М. Конин. — М.: Юрайт, 2010. — 256 с.

Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации / А.В. Мелехин. — М.: МФПА, 2011. — 624 с.

Никифоров М.В. Субъекты административного нормотворчества: монография / М.В. Никифоров. — Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2012. — 208 с.

Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. — Воронеж, 2012. — 358 с.

Ордина О.Н. К вопросу о совершенствовании правотворческой деятельности муниципальных образований / О.Н. Ордина // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2013. — № 3. — С. 5-8.

Ордина О.Н. Понятие и виды указов Президента Российской Федерации как источников административного права / О.Н. Ордина // Государственная власть и местное самоуправление. — 2013. — № 7. — С. 25-27.

Панов А.Б. Административная ответственность юридических лиц: монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 с.

Попов Л.Л. Административное право России / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигаев, С.В. Тихомиров. — М.: Проспект, 2011. — 752 с.

Правосудие в современном мире: монография / В.И. Анишина, В.Ю. Артемов, А.К. Большова и др.; под ред. В.М. Лебедева, Т.Я. Хабриевой. — М.: Норма, Инфра-М, 2012. — 704 с.

Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: монография / П.П. Серков. — М.: Норма, Инфра-М, 2012. — 480 с.

Ткач А.Н. Административное право / А.Н. Ткач. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 208 с.

Тоненкова О.А. Судебная практика как источник административного права / О.А. Тоненкова // Административное право и процесс. — 2010. — № 2. — С. 42-44.

Трепель В.Г. О влиянии правоприменительной практики на источники административного права / В.Г. Трепель, М.А. Шишов // Административное право и процесс. — 2011. — № 4. — С. 16-19.

Ястребов О.С. Проблемы классификации публичных субъектов административного права / О.С. Ястребов // Закон и право. — 2010. — № 3. — С. 59-61.