Управление государственными финансами: сущность и органы управления в городе Москве

Курсовая работа

Государство предоставляет органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для их эффективного функционирования. В целом, содержание финансовых гарантий местным властям — это процесс формирования доходов муниципальных образований, порядок их распределения и контроль за их использованием. Самая важная гарантия — это гарантия финансовой независимости в результате распределения власти и полномочий в государстве.

Гарантия финансовой независимости в вопросах местного самоуправления включает наличие собственных источников дохода и независимое управление бюджетом под юридическим контролем вышестоящих органов власти.

Актуальность данной темы на современном этапе обуславливает то, что за последнее время во многих государствах, в том числе и в России, анализ деятельности государственных и территориальных органов власти свидетельствует, что тенденция перемещения центра тяжести от Центра к регионам получает все большее распространение. Данный факт подтверждает усиление роли региональных финансов. Государство, регулируя бюджеты своих субъектов, работает над выравниванием уровня развития территорий. Поэтому значимость социально-экономических процессов, происходящих в регионах, значительно возрастает. Одна из приоритетных задач государства в настоящее время — эффективность финансовой и бюджетной политики. Большинство вопросов, связанных с жизнеобеспечением населения и, в конечном итоге, социальной стабильностью во многом зависит от эффективности финансового управления и бюджетной политики на уровне местного самоуправления.

Целью курсовой работы является рассмотрение анализа и указаний для улучшения обучения и использования муниципальных финансов.

В соответствии с указанной целью поставлены и решены следующие задачи:

Учитываются сущность, функции и принципы государственных и муниципальных финансов.

Исследована структура финансовых органов управления в Г.Москве.

  • Проведен анализ доходов и расходов местных бюджетов.
  • Выявлены основные направления развития муниципальных финансов.

Предмет исследования — экономические отношения, вытекающие из управления муниципальными финансами.

9 стр., 4233 слов

Компетенция органов местного самоуправления

... (статья 131). Типовой проект устава муниципального образования различает органы местного самоуправления: 1. По характеру исполняемых функций: Представительные органы местного самоуправления; Исполнительные органы местного самоуправления. 2. По уровню управления: Муниципальные органы местного самоуправления; Окружные органы местного самоуправления. В соответствии с п.4 ст.14 ...

Объектом исследования является система обучения и использование полномочий муниципалитетов по доходам и расходам.

Для решения этих задач использовались учебники по государственным и муниципальным финансам, учебные материалы по бюджетной системе Российской Федерации, ресурсы удаленного доступа, статьи из научных журналов.

1. Теоретические аспекты государственного управления финансами на региональном уровне

1 Сущность, функции и принципы государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в обращении реальных денег относительно формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном

Финансы как экономическая категория зависят от изменений во взаимоотношениях между связями финансовой системы. В основном это относится к отношениям между макрофинансированием и микрофинансированием. Финансы на макроуровне, и в основном государственные и муниципальные бюджеты, основаны на финансовом потенциале компаний. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации обеспечивает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляется в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками. Важным методическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, что позволяет выявить направления влияния финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, разработать критерии их определения операция.

Государственные и муниципальные финансы зависят от информационных потоков. Принятие государственных решений основано на наборе информации. Анализ поступающей информации важен как при принятии решения, так и в процессе контроля за ходом его реализации. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую направленность. Они затрагивают определенные социально-политические интересы определенных слоев общества. Однако во всех аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации политики государственных финансов. В области финансовой науки существует определенное единство функций государственных финансов и корпоративных финансов и, в то же время, есть существенные различия, определяющие важность национальных интересов и предпринимательского аспекта бизнеса.

23 стр., 11330 слов

Управление финансовыми ресурсами муниципального района

... настоящей работы. Цель работы: исследование процесса управления финансами муниципального образования (на примере исполнения консолидированного бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский ... об организационной обособленности органов местного самоуправления относительно системы органов государственной власти. Современными исследователями отмечается невозможность (а иногда и ...

Это предполагает учет функций государственных и муниципальных финансов.

Первая — это распределительная функция государственных и муниципальных финансов. Она заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции воспроизводственные процессы обслуживаются как в контексте относительно изолированных структурных образований, так и в национальном масштабе.

Функция распределения заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению для выполнения денежных обязательств компаний перед балансом, банками и контрагентами. Его результат — формирование и использование средств централизованных фондов, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными задачами реализации функции распределения финансов являются обязательные платежи в бюджетные и внебюджетные фонды, а также источники финансирования дефицита бюджета. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между разными уровнями бюджета.

Вторая — это контрольная функция государственных и муниципальных финансов. Его суть заключается в осуществлении контроля рубля за оборотом реальных денег, в котором участвует государство, в формировании централизованных фондов фондов. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений с использованием мер принудительного или побудительного характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, при которой основной упор делается на прогнозирование изменений и предварительную корректировку порядка и условий финансирования к ним. Постоянные изменения, обновления финансовой системы требуют адекватной реакции на это со стороны всех ветвей власти.

Функция финансового контроля всегда имеет определенную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  • контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основании плановой и отчетной сметы формирования и расходования денежных средств.

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенствования социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

16 стр., 7703 слов

Основы государственного и муниципального управления : «Формирование ...

... прав собственности. Муниципальное имущество подлежит регистрации объекта в соответствующем реестре муниципального имущества. Согласно Положению, право и обязанность вести реестр объектов, переданных в муниципальную собственность, принадлежат комитетам по управлению активами городов и ...

Государственные и муниципальные финансы ориентированы в своей деятельности на следующие основные принципы:

× единство законодательной и нормативной базы;

×единство организации и функционирования бюджетной системы;

×единство бюджетной классификации и бюджетной отчетности;

×прозрачность (открытость) бюджетов;

×разграничение полномочий и предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

×научный подход к планированию и реализации целей социально-экономического развития страны и ее регионов;

×целевая ориентация бюджетов на реализацию государственных и муниципальных функций;

×результативность и эффективность использования средств на реализацию государственных и муниципальных функций;

×аккумуляция и использование финансов государства и муниципальных образований (управление) на централизованной основе.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

) экономической стабилизации;

) адаптации к рыночным преобразованиям;

) стимулированию инвестиционной активности.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и бизнес в полной мере участвуют на рынке капитала, выступая в качестве кредиторов или должников. Организация финансов дает возможность быстро реагировать на изменения рыночной ситуации, адаптироваться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять фискальные и денежные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

либерализацию цен;

приватизацию;

социальную трансформацию;

интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низкой инфляции и безработице, внешнеэкономическом балансе, благоприятной экологической среде и достаточно высоком уровне жизни. Цель трансформации — создание социально ориентированной рыночной экономики.

. Инвестиционная активность государства и каждой компании является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании условий, благоприятных для функционирования рынка капитала. В инвестиционной деятельности решающим является принцип стратегической ориентации, а задачей финансов является необходимость его реализации.

35 стр., 17446 слов

Организация и управление рекламной деятельностью в Казахстане

... выбранная для изучения диплома, актуальна в связи с необходимостью обобщения опыта формирования и развития современной системы государственного управления рекламной деятельностью в Казахстане и ... предотвращать внутренние конфликты. разработка бюджета, необходимого для осуществления определенного вида деятельности. Эти функции проявляют себя и в организации рекламной деятельности. Если мы рассмотрим ...

Экономическая роль государства заключается в реформировании отношений собственности, в вертикальности федеративного устройства в социально-экономической сфере, в институциональных преобразованиях и в достижении баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

1.2 Структура финансовых органов управления в Г.Москве

Термин «управление» относится к сознательному воздействию субъекта на объект с целью развития и улучшения. Управление финансами — сложный процесс, представляющий собой единство управляемой (объекты) и управляющей систем (субъекты).

Основными субъектами финансового управления в городе Москве являются: финансовый департамент, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы, Управление федерального казначейства по городу Москве, Контрольно-ревизионная палата города Москвы.

Рассмотрим их детально.

Департамент финансов города Москвы — функциональный исполнительный орган столицы, подчиненный Правительству Москвы.

Основная задача Департамента финансов Москвы — обеспечение формирования бюджетной и финансовой политики, а также организация бюджетного процесса в городе Москве. Департамент выполняет исполнительные и распорядительные функции по управлению финансами города Москвы и координации деятельности в этой сфере органов исполнительной власти города.

Департамент финансов осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами, федеральными конституционными и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы и законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.

Структурными территориальными подразделениями Департамента финансов являются финансово-казначейские управления (ФКУ) административных округов города Москвы. Они реализуют единую финансовую политику города на территории своих округов Москвы.

Структура Департамента финансов:

×Аппарат при руководстве

×Юридическое управление

×Отдел государственной службы и кадров

×Первый отдел

×Московское городское казначейство

×Управление информатизации

×Управление бюджетной политики

3 стр., 1418 слов

Финансовые методы управления расходами

... совершенствование механизма управления расходами. 1. Свиридов, О.Ю. Банковское дело. Серия «Экономика и управление»: учебник для ... 52. 12. Егорова Н.Е. Математические методы финансового анализа банковской деятельности / Егорова Н.Е. // Аудит и финансовый анализ. - 2017. - ... 3-7. 17. Филиппова Л. Бухгалтерский учет комиссионных доходов и расходов банков / Л. Филиппова // Главный бухгалтер. Банковская ...

×Управление налогов и доходов

×Отдел организации межбюджетных отношений с внутригородскими муниципальными образованиями

×Управление финансирования органов государственной власти

×Отдел финансов правоохранительных органов

×Отдел финансового обеспечения

×Управление бухгалтерского учета и отчетности

×Отдел внутреннего контроля

×Управление финансов образования, молодежной политики, культуры и средств массовой информации

×Управление финансов здравоохранения, физической культуры и общественно-значимых мероприятий

×Управление финансов социальной защиты населения и анализа расходов социальной сферы

×Отдел финансового обеспечения управления собственностью

×Управление финансов градостроительства

×Управление финансов промышленности, торговли и природопользования

×Отдел финансирования благоустройства и транспорта

×Управление финансирования жилищно-коммунального хозяйства и информатизации

×Управление взаимодействия с префектурами административных округов, методологии, анализа и свода расходов комплекса городского хозяйства

×Управление делами.

Главное управление государственного финансового контроля города Москвы (Госфинконтроль) является подведомственным Правительству Москвы органом исполнительной власти города, осуществляющим контроль в бюджетно-финансовой сфере, а также государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.

Основной задачей Главного управления государственного финансового контроля города Москвы является осуществление контроля за финансовой деятельностью государственных унитарных и казённых предприятий города, а также за соблюдением организациями порядка ценообразования и применения регулируемых цен в целях определения законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств бюджета города Москвы.

Управление Федерального казначейства по городу Москве (УФК по г.Москве) является территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета на территории города Москвы.

59 стр., 29236 слов

Управление муниципальной собственностью диплом

Недостаток финансовых ресурсов муниципальных образований, отставание доходов местных бюджетов от возрастающих потребностей местного сообщества определяют необходимость повышения эффективности использования муниципальной собственности, выраженную не только в доходности муниципального имущества и земель, но ...

Управление во взаимодействии с федеральными и городскими органами исполнительной власти, а также с органами местного самоуправления осуществляет свою деятельность напрямую и через подчиненные ему филиалы УФК в административных округах Москвы.

Контрольно-счетная палата состоит из президента, вице-президентов, экспертов Контрольно-счетной палаты и сотрудников ее аппарата.

Основные задачи КСП Москвы:

) контроль правомерности и обоснованности составления проектов бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы;

) контроль правомерности, результативности и эффективности исполнения бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, а также управления собственностью города Москвы;

) оценка влияния расходов бюджета города Москвы и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы на социально-экономическое развитие города Москвы;

) контроль исполнения бюджетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, получающих межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты из бюджета города Москвы;

) представление Московской городской Думе и Мэру Москвы информации о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в установленном настоящим Законом порядке, информирование городского сообщества о деятельности Контрольно-счетной палаты.

Структуру аппарата КСП Москвы можно представить так :

сводно-аналитическая инспекция

экспертно-правовая инспекция

информационно-аналитическая инспекция

линейные инспекции

административное управление

финансово-экономический отдел.

2. Анализ управления государственными финансами в г. Москве

.1 Анализ формирования доходов и расходов бюджета города Москвы

Бюджет — важный инструмент регулирования и стимулирования экономики, повышения эффективности производства и привлечения дополнительных инвестиций для развития национальной экономики.

Доходная часть бюджета — средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Используя такой инструмент, как налоги, государство может стимулировать или, наоборот, останавливать развитие определенных секторов экономики. Это делается путем определения списка налогов, налоговых ставок или налоговых льгот для отдельных хозяйствующих субъектов или видов бизнеса. Неналоговые доходы формируются за счет прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся за вычетом налогов и других обязательных платежей, в размерах, установленных правовыми актами органов местного самоуправления.

В настоящее время в целях повышения прозрачности формирования бюджетных средств и распространения информации о бюджетном процессе и их использовании в городе Москве создан информационно-справочный портал «Открытый бюджет». Он основан на данных, публикуемых Департаментом финансов города Москвы, и предоставляет гражданам доступ к аналитике текущих расходов и доходов Москвы в режиме реального времени, позволяет знакомиться с анализом всех городских программ, охватывающим 90% московского бюджета, и оставлять свои предложения по рациональному расходованию средств.

36 стр., 17805 слов

Повышение эффективности управления земельными ресурсами в РФ ...

... земельные ресурсы города-курорта Пятигорск. Предметом, Теоретическую базу исследования, Методологическая база исследования -, Эмпирическая база работы, Структура работы 1.1 Понятие управления земельными ресурсами Главная цель земельных ... Федерации и субъекта Российской Федерации) и муниципальные образования в отношении земельных ресурсов выступают в двух аспектах: властной структуры, устанавливающей ...

Проведем анализ динамики и структуры доходов бюджета за 2010-2012гг.

Основные показатели доходов бюджета

г. Москвы, млрд. руб.

Как показывают данные таблицы №1, за 2010-2012гг. было запланировано, что доходы бюджета города Москвы должны были вырасти на 342,4 млрд. руб. или другими словам возрасти на 32,8%.

Доля налоговых доходов в структуре доходов бюджета города Москвы по закону выросла на 29,8%. Таким образом, можно сделать вывод о достаточно существенной роли налоговых доходов в структуре бюджета города. Рост налоговых доходов должен был произойти за счет роста поступлений: налогов на прибыль +29,8%, налога на доходы физических лиц +25,3% и прочих налоговых доходов +45%.

Доля неналоговых доходов в процентном соотношении возрастает существенно больше и должна составлять 124,1 млрд. руб., что говорит о приросте на 75,3%. Основной прирост должен был вызвать доход от продажи имущества +156%, а также прочие неналоговые доходы +62,8% и арендные платежи +38,4%.

Но данные указанные в законе не сходятся с фактическим исполнением бюджета. Рассмотрим фактические поступления в бюджет города Москвы.

Структура доходов бюджета Москвы в 2010-2012 гг., млн. руб.

Наименование доходовФактические поступленияУдельный вес201020112012201020112012НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ — всего в том числе:1 005 064,11 200 578,31 256 541,889,2%81,1%84,4%Налог на прибыль441 928, 4566 947,0545 853,639, 2%38,3%40,9%Налог на доходы физ. лиц428 236,4479 622,8529 198,538,0%32,4%35,6%Акцизы17 991,219 956,126 405,71,6%1,3%1,8%из них: нефтепродукты7 362,08 475,316 899,50,7%0,6%1,1%Единый упрощенный налог22 346,528 908,537 746,42,0%2,0%2,5%Единый вмененный налог251,8-22,4222,10,0%0,0%0,0%Налог на имущество организаций67 655,576 714,288 682,26,0%5,2%6,0%Транспортный налог11 194,412 691,612 733,11,0%0,9%0,9%Налог на игорный бизнес1,514,544,10,0%0,0%0,0%Земельный налог9 310,711 196,411 846,30,8%0,8%1,1%Госпошлина3 596,93 919,41 800,00,3%0,1%0,1%Прочие налоги2 086,4555,01 917,10,0%0,0%0,1%Задолженность по отмененным налогам154,475,292,70,2%0,0%0,0%НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ — всего79 258,1118 558,9145 533,97,0%8,0%9,8%в том числе:Дивиденды2 014 ,627 295,91 928,90,2%1,8%0,1%Арендная плата за землю18 673,820 459,324 925,41,7%1,4%1,7%Средства oт продажи права аренды земли1 399,22 070,81 716,30,1%0,1%0,1%Арендная плата за нежилые помещения11 033,211 561,711 753,41,0%0,8%0,8%Доходы от продажи квартир6 092,45 046,28 603,90,5%0,3%0,6%Доходы от реализации инвест контрактов3 736,25 633,21 666,70,3%0,4%0,3%Прочие доходы36 308,746 491,891 939,33,2%3,1%6,2%Межбюджетные трансферты41 822,7161 046,685 571,73,7%10,9%5,7%ВСЕГО ДОХОДЫ1 126 144,91 480 183,81 488 183,8100,0%100,0%100,0%

10 стр., 4735 слов

Доходы и расходы: формирование, фактическое состояние, пути эффективного ...

... эффективного управления формированием и распределением финансовых результатов, методы учета и анализа определяют необходимость внедрения на предприятии организационных, аналитических и контрольных систем, обеспечивающих процесс управления финансовыми результатами. Финансовый результат отражает соотношение доходов и расходов ...

Как мы видим из данных таблицы 2 сумма доходов в фактическом исполнении на 2010, 2011 и 2012 год превышает сумму по закону. Этому способствовали благоприятная внешняя конъюнктура, достаточно устойчивая макроэкономическая ситуация в городе Москве, а также плодотворное взаимодействие финансовых и налоговых органов столицы.

Так же как и по закону, в фактическом исполнении наибольший удельный вес занимают налоговые поступления. Наиболее весомый удельный вес составляют: налог на прибыль — 39% и налог на доходы физических лиц — 36%.

Но мы видим, что налоговые доходы за 2012 год меньше чем в 2011 и составили лишь 1256,6 млрд. руб., хотя по закону наблюдается положительная динамика. Эти недочеты вызваны тем, что с 1 января 2012 года из-за изменений в налоговом законодательстве, согласно которым консолидированные налогоплательщики — например, нефтяники и газовики, теперь платят налоги не по месту регистрации компаний (то есть, как правило, в Москве), а по месту добычи ископаемых.

Неналоговые доходы в динамике также растут более чем по закону, и составляют за 2010 год — 79,3 млрд. руб., за 2011 — 118,6 млрд. руб., за 2012 — 145, 5 млрд. руб. Наибольший вес имеют: арендная плата за землю, межбюджетный трансферты и прочие доходы.

Рассмотрим расходы бюджета города Москвы.

Расходы бюджета — выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Проанализируем расходы города Москвы за 2010-2012 годы, используя следующую таблицу:

Сравнение плановых и фактических показателей расходов бюджета в динамике, млрд. руб.

ДатаРасходыОсвоение фактически поступивших средств, %Исполнение расходов бюджета, %УтвержденоУточненный планИсполнено20101251,01265,01106,198,287,420111541,51555,81399,094,589,920121711,81777,61020,698,0657,4

Как видно из таблицы 3, за период с 2010 по 2012 гг. запланированные расходы бюджета увеличились с 1265 млрд. рублей до 1777 млрд. рублей или, другими словами, возросли на 40,5%, что связано с увеличением потребности финансирования различных государственных программ и непрограммных мероприятий, их изменениями и дополнениями.

Однако также как и по доходам, исполнение расходных обязательств не полностью соответствует расходам, утвержденным Законом «О бюджете города Москвы». Это связано с тем, что невозможно полностью учитывать все факторы, которые впоследствии могут повлиять на реализацию установленного плана. Исполнение расходов бюджета составляет в среднем 78,2 %, что негативно сказывается на социально-экономических показателях города. Также не совсем ясно, за счет чего произошло резкое падение исполнения расходов бюджета в 2012 году, которое составило всего 57,4% от запланированного. Очевидно, что одной из причин столь значительного неисполнения расходной части бюджета было неисполнение Адресной инвестиционной программы города Москвы на сумму около 40 миллиардов рублей.

На 2012 год, 90 % от общего объема расходов бюджета города Москвы сформированы в рамках государственных программ. Но из-за того, что до 2012 года не было соответствующих статей, мы не имеем возможности проанализировать их динамику. Рассмотрим, какие из существующих государственных программ имеют приоритетное значение для города Москвы без учета средств федерального бюджета и средств, выделяемых юридическими лицами.

Структура расходов бюджета города Москвы по государственным программам за 2012г.», млрд. руб.

ПрограммаФинансированиеУдельный вес в общих расходах на программы, % Всего1617,6100Социальная поддержка жителей Москвы362,522,41Столичное образование276,617,1Столичное здравоохранение276,9817,12Развитие транспортной системы292,418,08Жилище146,979,09Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры52,083,22Прочие программы 210,0712,98

По данным таблицы 4 можем сказать, что основная направленность бюджета — социальная. Наиболее крупные статьи расходов — социальная политика, на которую удельный вес финансирования составил 20% от всех программных расходов бюджета; развитие транспортной системы — около 18% соответствующих расходов; образование и здравоохранение, которые занимают приблизительно 17%. На остальные программы обозначено только 210,07 млрд. рублей, что занимает сравнительно небольшую часть расходов на программы — около 13%.

Таким образом, в бюджете города Москвы находят свое отражение задачи, поставленные Президентом РФ по улучшению сложившейся в стране демографической ситуации, созданию эффективных программ поддержки слабо защищенных слоев населения.

К недостаткам разработанных программ можно отнести нечетко сформулированные цели и задачи, их неполная увязка с конкретными целями и задачами плана социально-экономического развития города Москвы; непрописанность процедур мониторинга и контроля целевых программ; отсутствие предусмотренных в программах рисков нецелевого использования средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что за неимением промежуточных и конечных параметров, отражающих эффективность реализуемых программ, под сомнение ставится вся система распределения средств в городе Москве на них, и, как следствие, результативность исполнения бюджета одного из самых значимых субъектов РФ.

2.2 Дефицит бюджета г. Москвы и его покрытие

управление финансы бюджет город

Дефицит бюджета — это превышение расходов над его доходами.