Управление имуществом предприятия. Управление имуществом предприятия Задачи и общие принципы управления государственным имуществом

Курсовая работа

Для организации производственного процесса у каждой компании должны быть определенные ресурсы, то есть собственная собственность. Под собственностью предприятия понимаются все материальные, нематериальные и денежные активы, находящиеся в пользовании, владении и отчуждении предприятия.

Имущество предприятия представлено в активе бухгалтерского баланса. Активы предприятия включают:

  • Внеоборотные активы (основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, нематериальные активы и пр.;
  • Оборотные активы (запасы и затраты, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.

Управление недвижимостью — одна из подсистем общей системы управления бизнесом. Объектами управления в данной подсистеме являются имущественные комплексы и находящиеся в собственности объекты, а также организационно-правовые отношения между хозяйствующими субъектами в вопросах собственности.

Управление недвижимостью тесно связано с другими сферами управления бизнесом, в частности с управлением финансами, инвестициями, затратами, ассортиментом продукции, техническим и инновационным развитием.

Общая цель управления недвижимостью — добиться наиболее полного и эффективного функционирования комплексов недвижимости на предприятии. Кроме того, в долгосрочной перспективе управление недвижимостью должно обеспечивать постоянное развитие и совершенствование комплексов недвижимости как технической основы промышленного производства. Это означает, что, с одной стороны, стоит задача постоянного содержания имущественного комплекса в работоспособном состоянии и получения наибольшей отдачи от его функционирования, а с другой стороны, требуется стратеги­ческое управление имущественными комплексами как развива­ющимися системами с тем, чтобы они отвечали перспективным задачам и общей стратегии деятельности предприятия.

Задачи управления имуществом предприятия:

Первая задача — формирование сбалансированной структу­ры имущественных комплексов, при которой достигается рав­номерное использование (равномерная загрузка) объектов иму­щества.

Вторая задача — обеспечение высокой рентабельности (до­ходности) при использовании объектов имущества, т.е. стрем­ление максимизировать рентабельность основных фондов и ак­тивов в целом.

Третья задача — обеспечение устойчивости в использовании объектов собственности, их защита от возможных рисков.

13 стр., 6174 слов

«Управление недвижимостью» Форма контроля

... объектами недвижимости реферат, доклад, моделирования управления недвижимостью. Основы управления эссе; экономики и Умение оценивать результаты недвижимостью. Проведение контрольное управления объектами существующих сделок с анализа существующих сделок с тестирование недвижимости на недвижимостью, применять недвижимостью в ...

Четвертая задача — обеспечение обоснованной капиталоемкости производственных мощностей.

Пятая задача — снизить затраты на содержание и управление объектами движимого и недвижимого имущества.

Управление активами компании делится на управление внеоборотными и оборотными активами.

Управление внеоборотными активами

Политика предприятия в области управления внеоборотными активами формируется по следующим этапам:

1. Анализ состояния и использования необоротных активов предприятия в предшествую­щем периоде;

2. Оптимизация общего объема и состава необоротных активов предприятия;

3. Обеспечение своевременного обновления необоротных активов предприятия;

4. Обеспечение эффективного использования необоротных активов предприятия;

5. Формирование принципов и оптимизация структуры источников финансирования внеоборотных активов компании.

Политика управления оборотными активами,

Процесс разработки политики управления оборотными активами предприятия включает следующие этапы:

  • Анализ состава и состояния оборотных активов предприятия в предшествующем периоде;
  • Определение общих принципов формирования оборотных активов предприятия;
  • Оптимизация объема оборотных активов;
  • Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов;
  • Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов;
  • Обеспечение повышения рентабельности оборотных активов;
  • Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования;
  • Формирование принципов формирования отдельных видов оборотных активов;
  • Оптимизация структуры источников финансирования оборотных активов.

    12.

Управление распределением прибыли. Дивидендная политика предприятия.

Характер распределения прибыли определяет многие важные аспекты деятельности предприятия, влияющие на его результаты. Это влияние проявляется в различных формах обратной связи распределения прибыли с ее формированием в следующем периоде.

Высокая роль характера распределения прибыли в деятельности предприятия определяется следующими основными положениями:

1. Распределение прибыли напрямую достигает основной цели политики менеджмента: повышение уровня благосостояния владельцев бизнеса.

2. Распределение прибыли — главный инструмент влияния на рост рыночной стоимости фирмы.

3. Пропорции распределения прибыли определяют скорость реализации стратегии развития фирмы.

4. Характер распределения прибыли — важнейший показатель инвестиционной привлекательности фирмы.

5. Распределение прибыли — одна из наиболее эффективных форм воздействия на трудовую активность сотрудников компании.

Распределение прибыли осуществляется в соответствии со специально разработанной политикой (ее основу составляет дивидендная политика), формирование которой представляет собой одну из наиболее сложных задач общей политики управления прибылью предприятия. Данная политика призвана отразить требования общей стратегии развития предприятия, обеспечить рост его рыночной стоимости, сформировать необходимый объем инвестиционных ресурсов, гарантировать материальные интересы собственников и персонала.

Основной целью политики распределения прибыли, которая остается доступной для компании, является оптимизация пропорций между капитализированной и потребляемой частями с учетом реализации стратегии ее развития и роста ее рыночной стоимости.

4 стр., 1918 слов

Управление прибылью предприятия(на примере ОАО «Татнефть»)

... предприятий; исследование методов анализа формирования и управления прибылью предприятия; анализ финансового состояния ОАО «Татнефть»; анализ формирования и управления прибыли ... социально ориентированную политику и вносит ... активов по балансовой прибыли показывает, сколько денежных единиц прибыли (копеек) получено предприятием с единицы стоимости активов ... необходимости активизировать работу с кредиторами ...

Процесс этого распределения базируется на следующих принципах:

1. Взаимосвязь политики распределения с общей политикой управления прибылью компании.

2. Приоритетность учета интересов собственников предприятия. Прибыль, формируемая предприятием и остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, принадлежит его собственникам, поэтому в процессе ее распределения приоритетность направлений ее использования определяется ими.

3. Стабильность политики распределения прибыли. Основные принципы распределения прибыли, лежащие в основе разработки политики, должны носить долгосрочный характер.

4. Предсказуемость политики распределения прибыли. Если необходимо изменить основные пропорции распределения прибыли в связи с корректировкой стратегии развития компании или по другим причинам, все инвесторы должны быть уведомлены заранее.

Упрощенную схему распределения прибыли за отчетный период можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, а остальная часть реинвестируется в активы компании. Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности компании. Реинвестирование прибыли — более приемлемая и относительно недорогая форма финансирования бизнеса, расширяющего свою деятельность. Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных затрат, связанных с выпуском новых акций.

Дивиденды

Дивидендная политика определяет объем внешних источников финансирования, привлекаемых для компании, и в то же время определяет долю средств, отвлеченных от реинвестирования на выплату дивидендов. При прочих равных, чем больше прибыли тратится на выплату дивидендов, тем меньше средств можно реинвестировать в компанию, тем медленнее темпы ее роста и тем медленнее и проблематичнее рост рыночной стоимости ее акций.

Инвесторы обычно выбирают компанию, дивидендная политика которой больше соответствует их инвестиционным целям. Таким образом, изменение дивидендной политики может вызвать большее недовольство акционеров, чем низкий уровень дивидендов. Поэтому стабильность дивидендной политики — один из важнейших факторов, влияющих на отношение инвестора к компании.

типичными видами дивидендной политики

Политика фиксированных дивидендных выплат, Политика постоянного процента дивидендных выплат

Однако при изменении абсолютной суммы чистой прибыли изменяется и размер выплачиваемых дивидендов. В особенно плохие годы дивиденды могут значительно упасть или вообще не выплачиваться. Такая политика не приводит к увеличению рыночной стоимости акций, поскольку большинство акционеров обычно негативно относятся к волатильности суммы выплачиваемых дивидендов.

Политика компромиссного подхода к дивидендным выплатам, Политика выплаты дивидендов в зависимости от инвестиционных решений

Политика выплаты дивидендов акциями . Политика предусматривает выплату дивидендов в форме акций, то есть выпуск дополнительного пакета акций для акционеров. Та­кие дивиденды могут быть объявлены, когда финансовое положение компании не очень устойчиво, она не в состоянии обеспечить выплату денежных дивидендов и/или когда компания хочет оживить реализацию своих акций, снижая их рыночную цену. Дивиденды в форме акций увеличивают количество акций, принадлежащих акционерам, но пропорциональное владение компанией каждым акционером остается неизменным.

41 стр., 20122 слов

Курсовая работа управление внеоборотными активами

... Целью курсовой работы является изучение политики организации по управлению внеоборотными активами. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи: исследовать сущность внеоборотных активов предприятия; дать классификацию внеоборотных активов; исследовать основные приемы управления внеоборотными активами; проанализировать эффективность управления внеоборотными активами в ...

13. Управление внеоборотными активами. Основной капитал: сущность и структура

Активы в зависимости от срока обращения подразделяются: на внеоборотные (или долгосрочные), срок погашения которых превышает 12 месяцев после отчетной даты или они использу­ются за период, превышающий нормальный производственный цикл, если последний более 12 месяцев; и оборотные (или крат­косрочные), срок обращения которых заканчивается в течение 12 месяцев после отчетной даты или в течение нормального опе­рационного цикла, если последний превышает 12 месяцев.

Внеоборотные активы компании отражаются в первом разделе активов баланса.

Разнообразие видов и элементов внеоборотных ак­тивов предприятия определяет необходимость их пред­варительной классификации в целях обеспечения целе­направленного управления ими. С позиций эта классификация строится по следую­щим основным признакам. По функциональным видам внеоборотные активы в современной практике финансового учета и управле­ния подразделяются следующим образом

а) Основные средства. Они характеризуют совокупность материальных благ предприятия в виде средств труда, которые многократно участвуют в производственном процессе и по частям передают свою стоимость продукции.

б) Нематериальные активы. Они характеризуют вне­оборотные активы предприятия, не имеющие вещест­венной (материальной) формы, обеспечивающие осуще­ствление всех основных видов его хозяйственной деятельности.

в) Незавершенное строительство. Они характеризуют объем фактических затрат, понесенных на строительство и монтаж отдельных элементов основных средств от начала этого строительства до его завершения.

г) Доходные вложения в материальные ценности, которые включают имущество для передачи в лизинг и имущество, предоставляемое по договору проката.

д) Долгосрочные финансовые вложения. Они характеризуют все финансовые инвестиционные инструменты, приобретаемые компанией со сроком использования более одного года, независимо от их стоимости.

2. По характеру обслуживания отдельных видов дея­тельности предприятия выделяют следующие группы вне­оборотных активов:

а) Внеоборотные активы, обслуживающие операцион­ную, деятельность (операционные внеоборотные активы).

Они характеризуют группу долгосрочных активов пред­приятия (основных средств, нематериальных активов), непосредственно используемых в процессе осуществле­ния его производственно-коммерческой деятельности. Эта группа активов играет ведущую роль в общей структуре внеоборотных активов фирмы.

б) Внеоборотные активы, обслуживающие инвести­ционную деятельность (инвестиционные внеоборотные ак­тивы).

Они характеризуют группу долгосрочных активов предприятия, сформированную в процессе осуществления им реального и финансового инвестирования (незавер­шенные капитальные вложения, оборудование предназна­ченное к монтажу, долгосрочные финансовые вложения).

в) Внеоборотные активы, удовлетворяющие соци­альные потребности персонала (непроизводственные вне­оборотные активы).

4 стр., 1591 слов

Оценка предприятия. Особенности оценки предприятия в условиях ...

... банкротства (одна из форм антикризисного управления) накладывает определенный отпечаток как на процедуру оценки стоимости несостоятельного предприятия, ... при антикризисном управлении, выполняет ряд функций, а именно: а) выступает критерием эффективности применяемых антикризисным ... имущественного комплекса предприятия и его нематериальных активов. При этом стоимость активов предприятия рассматривается с ...

Они характеризуют группу объек­тов социально-бытового назначения, сформированных для обслуживания работников и находящихся в его владении (спортивные сооружения, оздоровительные комплексы, дошкольные детские уч­реждения и т.п.).

3. По характеру владения внеоборотные активы пред­приятия подразделяются на такие группы:

а) Собственные внеоборотные активы.

б) Арендуемые внеоборотные активы.

4. По формам залогового обеспечения кредита и осо­бенностям страхования выделяют следующие группы вне­оборотных активов:

а) Движимые внеоборотные активы.

б) Недвижимые внеоборотные активы.

Политика управления основными фондами является частью общей финансовой стратегии компании, которая заключается в обеспечении их своевременного обновления и высокой эффективности использования. Эта политика разрабатывается на предприятии по следующим основным этапам:

1. Анализ внеоборотных активов предприятия. Этот анализ проводится с целью изучения динамики их общего объема и состава, степени пригодности, интенсивности обновления и эффективности использования в предыдущем периоде.

2. Определение размера потребности в приросте внеоборотных активов.

3. Определение форм удовлетворения растущих потребностей некоторых видов внеоборотных активов. Потребность в этом приросте может быть удовлетворена двумя основными способами: а) путем приобретения новых видов внеоборотных активов в собственность предприятия (сюда же относится и строительство собственных зданий, помещений, сооружений); б) путем их аренды (лизинга).

Критерием приемки в каждом конкретном случае является сравнение эффективности движения денежных средств по каждой из этих форм.

4. Гарантировать повышение эффективности использования основных средств. Повышение эффективности использования основных средств дает возможность снизить потребность, так как между этими двумя показателями существует обратная зависимость. Следовательно, мероприятия по обеспечению повышения эффективности использования внеоборотных активов можно рассматривать как мероприятия по сокращению потребности в заемном капитале и повышению темпов экономического развития предприятия за счет более рационального использования собственных финансовых ресурсов.

5. Формирование оптимальной структуры источников финансирования основных средств. Это финансирование сводится к двум вариантам. Первый из них основан на том, что весь объем созданных внеоборотных активов финансируется исключительно за счет средств . Второй основан на смешанном финансировании внеоборотных активов за счет собственного и долгосрочного ссудного капитала. С учетом сформированной структуры источников составляется баланс финансирования внеоборотных активов.

Значительную часть внеоборотных активов составляют основные средства компании.

Согласно существующей классификации основные средства промышленности по своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций подразделяются на следующие виды:

  • ¾ здания;
  • ¾ сооружения;
  • ¾ передаточные устройства;

¾ машины и оборудование, в том числе:

  • ¾ (силовые, рабочие, измерительные и регулирующие предметы, вычислительная техника, прочие);
  • ¾ транспортные средства;
  • ¾ инструменты;
  • ¾ производственный инвентарь и принадлежности;
  • ¾ прочие основные фонды (рабочий скот, многолетние насаждения).
    10 стр., 4854 слов

    Охрана наследственного имущества и управление им

    ... о принятии мер к его охране. Должностное лицо органа исполнительной власти, принявшее меры к охране наследственного имущества, сообщает нотариальной конторе по месту открытия наследства о принятии указанных мер. Автор указывает, что нотариус принимает меры по охране имуществом и управлению ...

В зависимости от участия в производстве основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. Основные производственные фонды прямо или косвенно участвуют в производстве материальных ценностей. К ним относятся здания, сооружения, рабочие машины и оборудование и т.д. Непроизводственные активы включают жилые дома, клубы, санатории, поликлиники, детские сады и другие нематериальные активы.

По участию в производственном процессе различают активные и пассивные основные фонды. Основные средства непосредственно участвуют в производстве товаров, работ или услуг. Это машины, оборудование, передаточные устройства, компьютеры, приборы КИПиА, транспортные средства. Пассивные основные фонды не участвуют напрямую в переработке и транспортировке сырья, материалов и полуфабрикатов, но создают необходимые условия для производства. К ним относятся здания, сооружения. Оборудование также делится на две группы: основное и вспомогательное оборудование. Непосредственно на основном оборудовании в процессе производства создаются материальные ценности – это станки, механизмы и т.д. Вспомогательное оборудование предназначено для выполнения различных операций, поддерживающих производственный процесс, например, передаточных устройств.

УДК 330.526.33 ББК У9(2)-57

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

В.А. Киселева, П.В. Овчинникова

Раскрываются понятия имущественного комплекса предприятия, эффективное управление имущественным комплексом, анализируются подходы к определению эффективности управления комплексом, а также предлагается авторский подход к определению эффективности через систему управления правами на объекты недвижимости.

Ключевые слова: имущественный комплекс, управление недвижимым комплексом, эффективность управления, доверительное управление.

Понятие «имущественный комплекс компании» тесно связано с понятием ее производственной структуры. Под производственной структурой предприятия, как известно, понимается совокупность его подразделений (производств, цехов, служб, хозяйств, участков, складов, лабораторий и др.), организационно и технологически взаимосвязанных между собой в выполнении общего производственного процесса по выпуску продукции или выполнению услуг. Производственная структура дает представление о составе и количестве производственных, вспомогательных и обслуживающих подразделений, их функциях, специализации и взаимоотношениях для реализации различных производственных процессов.

Поскольку собственность является производственной и технической основой производственных процессов, происходящих в подразделениях фирмы, структура собственности фирмы является как бы отражением производственной структуры, показывающей распределение собственности между этими подразделениями. Имущество представляет собой множество разнообразных по назначению, характеру и устройству материальных объектов, кроме того, к имуществу относятся также различные нематериальные объекты (патенты на изобретения, ноу-хау, товарные знаки и др.).

Управление корпоративной собственностью возможно только при четком структурировании этого целого.

22 стр., 10589 слов

Правовое регулирование управления общим имуществом многоквартирного дома в РФ

... общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме регулируются статьей 36 Жилищного Кодекса РФ. Положения статьи регулируют причины и порядок управления общими благами. Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются работы специалистов ...

Состав и структура собственности предприятия зависят от характера его производственной и экономической деятельности, от принятой технологии и от организации производства, вспомогательных и управленческих процессов, от развития местной инфраструктуры, от степени сотрудничества с другие предприятия и многие другие факторы .

Каждый элемент производственной структуры (производственный участок, цех, корпус, хозяйство, лаборатория и т. д.) в составе предприятия наделён своим имущественным комплексом. «Под имущественным комплексом понимается совокупность объектов имущества, технологически и организационно объединенных для производства продукции или выполнения услуг в рамках опре-

деленной организационной единицы предприятия» . Другими словами, каждый недвижимый комплекс является материально-технической базой для реализации производственных процессов, на которых специализируется данная организационная единица.

Состав имущественного комплекса предприятия представлен движимым (машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) и недвижимым имуществом (земельный участок, здания, сооружения, внутренние коммуникации).

Как показывает практика, предприятия часто сталкиваются с трудностями в ведении бухгалтерского учета и организации процессов управления имуществом. Эта задача часто становится ключевой в решении вопросов повышения эффективности использования объектов имущества и снижения затрат.

Эффективность использования имущества оказывает влияние одновременно на несколько главных показателей производства: объем производства и продаж, себестоимость единицы продукции, прибыль, рентабельность деятельности, деловая активность и финансовая устойчивость фирмы. Эффективно использовать имеющийся в распоряжении имущественный комплекс — значит уметь управлять им. В современном экономическом словаре управление — это «сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты» .

Мы разделяем точку зрения С.Н. Максимова, что в управлении целесообразно выделить такие направления, как экономическое (получение доходов и анализирование расходов), правовое (определение прав на недвижимость), техническое (содержание объектов в соответствии с функциональным назначением)

В соответствии с приведенным выше определением «управление» можно сформулировать понятие «управление имущественным комплексом». Под ним понимается осуществление комплекса управленческих решений и на основе их необхо-

димых действий с целью эффективного использования объектов недвижимости в составе имущественного комплекса в интересах собственника и поддержания объектов в технически пригодном состоянии.

Интересы собственника являются главным фактором организации эффективного управления имущественным комплексом. Интересы собственника, как показывает практика, существенно различаются, но могут быть сведены, по мнению С.Н. Максимова, к следующим основным вариантам:

  • Получение в течении заданного периода максимально высоких доходов от эксплуатации объекта с последующей перепродажей его по максимально высокой цене (функциональная инвестиция);
  • Получение максимального дохода от перепродажи объекта (спекулятивная инвестиция);
  • Увеличение стоимости объекта (защита средств от инфляции);
  • Использование недвижимости для размещения собственного бизнеса или личного использования с минимизацией издержек по содержанию и эксплуатации объекта;
  • Использование недвижимости для повышения престижности собственника .

Для того, чтобы понять, эффективно ли используется имеющееся в распоряжении собственника имущество и какой из вариантов наиболее эффективен для него, необходимо определить критерии, по которым будет оцениваться эффективность управления комплексом.

65 стр., 32188 слов

Стратегическое планирование в управлении коммунальным комплексом

... ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА 1.1 Понятия и определения стратегического планирования интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия. Содержание стратегии ... изменения предсказуемы, процессы, происходящие в среде, детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Во втором случае под ...

Нам представляется возможным воспользоваться набором критериев, предложенных А.Б. Крутиком , которые, по его мнению, в состоянии отразить уровень эффективности управления имуществом предприятия (см. таблицу).

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками эффективности управления имуществом предприятия. Показатели платежеспособности отражают способность предприятия своевременно и в полном объеме погасить свои долги.

Вышеуказанные критерии эффективности управления можно использовать для отдельных имущественных комплексов в составе предприятия. Для этого необходимо документально выделить имущество, которое принадлежит каждому имущественному комплексу, что позволит рассчитать показатели, характеризующие эффективность управления имуществом в составе комплекса и установить уровень эффективности использования имущественного комплекса в целом. А это, в свою очередь, создаст базу для принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности управления как имущественным комплексом, так и имуществом предприятия в целом.

Однако данные критерии смогут отразить истинную картину по управлению имуществом только лишь с экономической точки зрения, так

как в основе предложенных критериев лежат экономические показатели деятельности предприятия.

Возникает вопрос: а исчерпывающий ли это перечень критериев, по которым можно оценить эффективность управления имуществом предприятия? Достигнет ли управление только экономическими показателями максимального эффекта от управления имущественным комплексом?

Нам видится, что не только с точки зрения экономических критериев определения эффективности следует судить об эффективности. Ведь деятельность по управлению имуществом предприятия предполагает систему взаимосвязанных управленческих функций, которые, как мы указали ранее, осуществляются в трех направлениях — экономическом, техническом и правовом. Все это вызывает необходимость развития такого механизма, который обеспечит максимальную эффективность управления имущественным комплексом, при помощи выполнения ряда необходимых управленческих воздействий на данный комплекс, учитывая в управлении этим имущественным комплексом экономические, технические и правовые аспекты в совокупности.

Технический аспект управления имущественным комплексом проявляется в заключенных договорах по поставке различных ресурсов, организации содержания, объектов, техническом поддержании объектов, входящих в имущественный комплекс в работоспособном состоянии (уборка и др.), охране и прочих дополнительных услуг .

34 стр., 16863 слов

Совершенствование организационной структуры управления предприятием ...

... эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Лесопромышленная компания». 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУТУРЫ, УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 1.1. Принципы построения организационной структуры «Структура управления организацией», или «организационная структура ...

Результаты экономического и технического аспектов управления имущественным комплексом можно определить, проанализировав деятельность предприятия.

А как же определить результаты правового аспекта управления, понять, как используется он при осуществлении управления имущественным комплексом и как оценить его эффективность? Подобный вопрос возникает в результате того, что именно правовому аспекту уделяется недостаточно внимания, ведь управление недвижимостью предприятия или имущественным комплексом включает использование прав на недвижимость.

Мы разделяем мнение С.Н. Максимова, что «собственник не всегда в состоянии самостоятельно эффективно использовать принадлежащее ему имущество и управлять им с надлежащей для себя выгодой, в связи с этим возникает необходимость, связанная с передачей недвижимого комплекса собственника другому лицу» . Поэтому считаем: для того чтобы добиться максимально эффективного результата управления правовым аспектом в отношении имущественного комплекса, собственником могут быть переданы функции по управлению в отношении данных аспектов другому лицу — узкопрофильному специалисту.

Речь идет о так называемом доверительном управлении имуществом, известном в зарубежной практике как «траст». Основным нормативным

Киселева В.А., Овчинников П.В.

К вопросу об эффективности управления имуществом предприятия

Критерии эффективности управления недвижимостью

Показатели Формула

1. Показатели рентабельности:

  • Рентабельность всего капитала (рентабельность активов), ROA ROA = (ЧП/Аср)*100% ЧП — чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль (ф. № 2, стр. 190 = стр. 140 — стр. 150);
  • Вср — средняя величина активов

Рентабельность собственного капитала, ROE ROE = (ЧП/СКср)*100% ЧП — чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль (ф. № 2, стр. 190 = стр. 140- стр. 150); СКср — средняя величина собственного капитала

Рентабельность реализованной продукции (рентабельность производства), Rp Rp = (Рр/З)*100% Рр — прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 2, стр. 050); З — себестоимость реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 2, стр. 020)

Рентабельность продаж, R„ Rn = (Рр/У)*100% Рр — прибыль от реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 2, стр. 050); V — выручка от продаж (ф. № 2, стр.010)

2. Показатели платежеспособности:

  • Коэффициент покрытия баланса (коэффициент текущей ликвидности), кТек.лик. ктек.лик. Тек-А/К0 Тек. А — текущие активы предприятия (ф. № 1, стр. 290);
  • КО — краткосрочные обязательства (ф. № 1, стр. 690)

Коэффициент критической ликвидности(коэффициент срочной ликвидности), кср.лик k лик = Об.А-З/КО Об.А — величина оборотных активов (ф. №1, стр.290); З — величина запасов (ф. №1, стр.210); КО — краткосрочные обязательства (ф. № 1, стр. 690)

Коэффициент маневренности, км км = Об.А/СК Об.А — величина оборотных активов (ф. № 1, стр. 290); СК- величина собственного капитала (ф. № 1, стр. 490)

Коэффициент автономии (коэффициент финансовой независимости), кс/а kc/a = СК/А СК — величина собственного капитала (ф. № 1, стр. 490); А- величина всех активов предприятия (ф. № 1, стр. 300)

актом, регулирующим «доверительные отношения», является Гражданский кодекс РФ, а именно глава 53 «Доверительное управление имуществом». По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя) .

Передача имущества предприятия или имущественного комплекса в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом.

Договор доверительного управления заключается в письменной форме, предметом которого выступает не имущество, передаваемое в управление, а те юридические и фактические действия, которые должен совершать управляющий по управлению имущественным комплексом.

Данный договор предусматривает в соответствии со ст. 1016 ГК РФ соблюдение существенных условий договора, таких как состав имущества, передаваемого в доверительное управление, указание лица, в интересах которого осуществляется управление имуществом, размер и форма вознаграждения управляющему, если выплата вознаграждения предусмотрена договорам, и срок действия договора. Договор доверительного управления имуществом предприятия либо имущественным комплексом заключается на срок, не превышающий пять лет.

Целью передачи имущества в доверительное управление является более эффективное его использование по сравнению с использованием имущества собственником, а также снижения издержек эксплуатации и получение максимально возможной прибыли, отдачи от имущества, что в дальнейшем может повысить его инвестиционную привлекательность.

Как после заключения договора доверительного управления собственнику имущества определить, эффективно управляют его имуществом или нет?

Определить эффективность управления доверительным управляющим переданным в его управление имущественным комплексом, на наш взгляд, можно путем сопоставления показателей эффективности до передачи объекта в доверительное управление и после совершения юридических

Управление социально-экономическими системами

и фактических действий управляющего в отношении переданного в управление объекта, то есть результатов, достигнутых в ходе реализации доверительного управления.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что эффективное управление правовым аспектом может сопровождаться повышением вышеуказанных критериев эффективности управления, в основе которых лежат экономические показатели.

Рост конкретных экономических показателей эффективности по имущественному комплексу, а именно показателей рентабельности и платежеспособности, можно расценивать как проявление эффективности управления с помощью правового аспекта.

В статье 1016 Гражданского кодекса РФ предусматривается ряд существенных условий, которые должны быть определены сторонами в договоре доверительного управления. Помимо предусмотренных законом условий в договор, на наш взгляд, целесообразно было бы включить дополнительные условия, такие как установление конкретных показателей экономической эффективности, которые должны быть в обязательном порядке достигнуты в ходе проведения процедуры доверительного управления.

Решение проблемы определения эффективности управления с точки зрения правового аспекта видится в установлении контрольных мероприятий, порядок и условия которых найдут свое отражение в договоре. Контроль рассчитан на сопоставление числовых значений экономических показателей на момент заключения договора доверительного управления с числовыми значениями, достигнутыми в ходе доверительного управления.

Однозначно необходимо установление конкретной даты контроля и сличения показателей в договоре, который может быть проведен уже по истечении полугода с момента заключения договора доверительного управления.

Достижение определенных экономических показателей в результате проведения доверительного управления в оговоренные сторонами сроки и будет оценкой эффективности управления имущественным комплексом с помощью правового аспекта.

На основании вышеизложенного можно предположить, что управление имущественным комплексом с помощью правового аспекта может быть эффективным рычагом управления. Уделяя должное внимание правовому аспекту управления имущественным комплексом, можно повысить экономические показатели деятельности всего предприятии.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlenie-gosudarstvennyim-imuschestvom-v-rossii/

1. Ковалев, А.П. Управление имуществом на предприятии: учебник /А.П. Ковалев. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009. — 272 с.: ил.

2. Управление недвижимостью: учебник / под ред. С.Н.Максимова. — М.: Дело АНХ, 2008. — 432 с.

3. Крутик, А.Б. Экономика недвижимости. Серия «Учебник для вузов. Специальная литература» /А.Б. Крутик, М.А. Горенбургов, Ю.М. Го-ренбургов. — СПб.: Лань, 2000. — 480 с.

4. Гражданский кодекс (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011).

5. Марченко, А.В. Экономика и управление недвижимостью: учебное пособие /А.В. Марченко. -3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 352 с. — (Высшее образование).

6. Экономика и управление недвижимостью: учебник для вузов / под общ. ред. П.Г. Грабового. -Смоленск: Смолин Плюс; М.: АСВ,1999.

7. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. — М.: ИНФРА-М, 2006.

Киселева Валентина Александровна. Доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика фирмы и рынков», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск).

Область научных знаний — экономика и управление на предприятиях, эффективность использования имущества и трудовых ресурсов. Контактный телефон (8-351) 905-28-06.

Kiseleva Valentine Aleksandrova is a Doctor of Science (Economics), Professor of Firms and Markets Economy Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research Interests: economics and management at enterprises, efficiency of the use of property and labour forces. Tel.: (8-351) 905-28-06.

Овчинникова Полина Владимировна. Магистрант кафедры «Экономика фирмы и рынков», Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск).

Область научных интересов — экономика, право и управление недвижимым имуществом. Контактный телефон: (8-908)042-53-83.

Ovchinnikova Polina Vladimirovna is a Master»s degree student of Business and Markets Economy Department of South Ural State University (Chelyabinsk).

Research interests: economic, law and real estate administration. Phone: (8-908) 042-53-83.

Особенно недвижимые объекты, входит в число самых распространенных активов из числа приносящих собственнику регулярный доход. Поэтому мониторинг условий использования имущества и оценка его состояния – главные стимулы для участия собственника в процессе работы. Сегодня мы поговорим о том, какой порядок управления имуществом предприятия наиболее рентабелен в бизнесе.

Общие сведения

Все предназначенное для ведения бизнеса, что находится в наличии и распоряжении унитарного предприятия, называется общим имуществом (ст. 132 ГК РФ).

Оно разделяется на недвижимое и движимое (ст. 130 ГК РФ).

  • Земельные участки.
  • Всевозможные постройки.
  • Технический сервис.
  • Транспортные средства.

Движимое имущество создается в ходе функционирования предприятия, поэтому к нему относится:

  • Название, репутация и .
  • Факторы квалификации руководства и персонала.
  • Постоянная клиентская база.
  • Патенты и .
  • Денежные средства.

Под порядком управления имуществом предприятия понимается установление собственником правил, предписывающих условия распоряжения всеми видами имущества, к примеру, сдача его в аренду или торг. Правила регламентируются Федеральным законом № 161-ФЗ .

Право руководства

Согласно этому закону (ст. 21 ФЗ № 161), управление недвижимым имуществом предприятии входит в полномочия единоличного руководителя (или гендиректора), который назначается собственником на должность в соответствии с трудовым договором. Им может быть как сам собственник, так и координирующая организация.

Первый вариант целесообразен в следующих случаях.

  • Площадь предприятия не превышает 500 м².
  • Торговая деятельность рассчитана на короткий срок (до 2 лет).

  • Данная организация – часть крупного объекта, являющегося первостепенным бизнесом собственника.
  • Предприятие не требует капитального ремонта, реконструкции, технического сервиса, а также прочих ресурсов и вложений от собственника.
  • Доход от проекта меньше стоимости наемного руководителя.

Чтобы оценить возможность осуществления функций по управлению имуществом, собственнику необходимо сопоставить предполагаемые цели и задачи с имеющимися ресурсами, включая все аспекты развития бизнеса. Возможно, привлечение координирующей компании – наиболее продуктивный шаг на пути к триумфу. Чаще это связано с наличием следующих критериев.

  • Соблюдение прав собственника.
  • Исключение рисков потери имущества.
  • Максимализация прибыли и минимизация налогов.
  • Удобство оформления документов.
  • Эффективность системы управления.

Формы передачи имущества

Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) – это возможность предприятия распоряжаться имуществом собственника. Рассмотрим наиболее распространенные формы передачи имущества в оперативное управление.

  1. Договор аренды. За счет сдачи площадей предприятия в субаренду управляющая компания обязуется выплачивать собственнику определенную часть дохода (арендную плату).

  2. Договор доверительного управления. Приобретая полный контроль над предприятием, управляющая компания обязуется в течение определенного срока контролировать объект недвижимости в интересах собственника (ст. 1012 ГК РФ).

  3. Договор поручения, или агентский договор. В рамках утвержденной компетенции управляющая компания обязуется исполнять возложенные на нее частные функции и представлять интересы собственника.
  4. Передача функций руководителя (гендиректора) управляющей компании.

Вывод

Каждый из способов управления имуществом предполагает и привилегии, и риски, которые подлежат осмыслению в каждой конкретной ситуации. Доход предприятия и сохранность имущества напрямую зависят от условий и варианта договора с управляющей компанией.

№ 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприя- тиях» у

Основная задача управления имущественными комплексами предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности — выполнение требований собственника (государства, муниципального образования) по учету, использованию и распоряжению имуществом. При этом маркерами эффективности управления имущественным комплексом являются следующие.

1. Полнота учета и оформления прав на имущество, которая обеспечивается учетом состава имущественного комплекса в государственных реестрах и в частности:

  • проведением ежегодной инвентаризации для контроля состава используемого имущественного комплекса с его фактическим осмотром;
  • проведением технической инвентаризации для идентификации объектов недвижимости;
  • — постановкой на кадастровый учет;
  • — внесением сведений в реестр федерального имущества;
  • — утверждением перечней недвижимого и особо ценного движимого имущества;

обеспечением прав собственности РФ;

  • — обеспечением государственной регистрации прав вещного права владельца имущества.
  • 2. Использование (задействованность) в осуществлении уставной деятельности обеспечивается учетом использования объектов и высоким качеством управления каждым объектом:
    • — отсутствием неиспользуемых объектов;
    • — целевым использованием имущественного комплекса, т.е. наличием программы его использования с индикаторами, учетом того, какое подразделение, на каком основании, в каких условиях использует объект;
    • — по объектам движимого имущества — наличием материально ответственных лиц, проверкой фактического наличия объекта, его загруженности, разработкой и соблюдением стандартов использования и функционирования.
  • 3. Достаточность имущества обеспечивается определением оптимального состава имущественного комплекса на основе технико-экономических обоснований, планированием соответствующих мероприятий.
  • 4. Техническое качество имущества обеспечивается учетом его технического состояния, которое осуществляется путем выявления степени износа, соответствия требованиям безопасности, энергоэффективности, планированием работ по содержанию имущественного комплекса в надлежащем состоянии.
  • 5. Эффективность затрат обеспечивается на основе их анализа и определения оптимальной структуры затрат на содержание имущественного комплекса, наличия строгого управленческого учета структуры затрат, исключением излишних расходов.
  • 6. Эффективность инвестиционного использования имущества обеспечивается учетом доходов от распоряжения имущественным комплексом, исключением случаев распоряжения, влекущих отрицательный финансовый результат, наличием технико-экономического обоснования сделок по распоряжению имуществом, наличием дохода от каждой сделки.

Задание для размышления

Охарактеризуйте каждый из указанных критериев эффективности, по возможности выделив в каждом из них несколько составляющих элементов, на основании которых можно определить степень эффективности управленческого воздействия. Можно ли среди данных критериев выделить те, которые являются основными, и те, значимость которых несущественна?

При этом могут быть приняты решения по ремонту, реконструкции, продаже, передаче в аренду, отказу от права оперативного управления и пр.

Управление имущественным комплексом с государственной либо муниципальной формой собственности осуществляется исходя из тех же принципов и подходов, которые применимы к управлению государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

В Российской Федерации в целях повышения качества корпоративного управления в организациях с государственным участием проводятся мероприятия, направленные на создание адекватной системы вознаграждения органов управления в увязке с достижением эффективности; применение сбалансированных подходов к выплате дивидендов акционерными обществами с государственным участием; разработку и реализацию программ отчуждения непрофильных активов и профильных активов в организациях с государственным участием.

Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2006 № 774-р

Таким образом, принятие Правительством РФ в 2012 г. предложенных Минэкономразвития России изменений в указанное Распоряжение Правительства РФ, касающихся определения фиксированного минимального размера части чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов обществами с государственным участием, позволяет осуществлять более точное прогнозирование размера доходов федерального бюджета в плановом периоде от участия РФ в акционерных обществ с государственным участием.

поручений Президента Российской Федерации от 02.04.2011 № Пр-846 2

При Росимуществе сформирована и функционирует комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и независимых экспертов для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ с государственным участием. В состав указанной комиссии входят представители общественно-профессиональных организаций, сотрудники отраслевых федеральных органов исполнительной власти и Росимущества. Деятельность комиссии носит открытый характер, обеспечивая прозрачность процедур подачи заявок и отбора кандидатов из числа профессиональных директоров для участия в органах управления и контроля акционерных обществ.

поручения Президента Российской Федерации от 05.06.2013 № Пр-1474

Надзорные и контрольные функции относительно управления имущественными комплексами предприятий и организаций государственной или муниципальной формы собственности возложены на Минэкономразвития РФ, основными задачами которого в данном направлении являются:

  • — обеспечение оптимизации состава имущественных комплексов предприятий и организаций, в том числе путем контроля за деятельностью предприятий и организаций, входящих в состав имущественного комплекса, с правом реорганизации, преобразования в хозяйственные общества либо иные организационно-правовые формы, ликвидации предприятий и организаций государственной или муниципальной формы собственности, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность;
  • — формирование и внедрение системы экономического мониторинга и контроля за деятельностью предприятий и организаций, включая принятие и реализацию стратегий их развития и программ деятельности, формирование системы оценки показателей деятельности предприятий и организаций государственной либо муниципальной формы собственности, собственность которых входит в состав имущественного комплекса, и эффективности использования федерального имущества;
  • — эффективное управление имуществом предприятий и организаций государственной либо муниципальной формы собственности.

Особенности управления имущественными комплексами. В отношении управления имущественным комплексом организаций и предприятий государственной и муниципальной формы собственности имеются и неразрешенные проблемы.

техно-ориентированный

Техно-ориентированный подход сосредотачивается преимущественно на инфраструктурных показателях как на средствах удовлетворения потребностей населения. При таком подходе предполагается, что наличие средств удовлетворения потребностей населения автоматически приводит к удовлетворению этих потребностей.

Обратная связь при этом осуществляется через отслеживание статистической информации технического типа (например, количество квадратных метров жилья, объем усвоенных средств, количество коек в больницах и т.п.), а степень достижения тех или иных задач и целесообразность осуществления соответствующих действий определяется работниками органов управления. По техно-ориентированному подходу конечные потребители услуг — общины — практически отстранены от процессов управления и обратной связи.

Человеко-ориентированный подход нацелен на конечный результат — удовлетворение потребностей населения. В этом случае обратная связь осуществляется непосредственно через население на основе социальной, а не статистической информации. Показателями при таком подходе выступают индекс развития человека: долголетие, уровень образованности, уровень дохода на душу населения, степень удовлетворения разнообразными услугами, состоянием безопасности, окружающей среды и т.п.

Сочетание указанных подходов в области государственного и муниципального имущества имеют свои преимущества и недостатки. Первый подход позволяет органам государственной власти и местного самоуправления формировать задачи независимо от общины, эти задачи экономически оказываются более перспективными и масштабными. Хотя при таком подходе возможны экологические и социальные потери. При втором подходе внимание должностных лиц органов местного самоуправления направлено на решение текущих, близких к обществу социальных задач, но не таких перспективных с экономической точки зрения, а потому вероятность применения инноваций этого подхода довольно низка.

В зарубежной и отечественной практике управления комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности получили распространение техно-ориентированные подходы. Но через устранение общины от управления организацией собственной жизни, от участия в принятии решений, от контроля за деятельностью органов государственной и местной власти создается почва для совершения коррупционных действий и возникает ощущение неэффективности применения такого подхода к управлению имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности 1 . Выход из этой ситуации видится в построении прозрачности и открытости процесса управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, которых можно достичь путем применения информационно-коммуникационных технологий в управлении.

Учитывая указанные недостатки техно-ориентированного подхода к управлению, демократически развитые страны пытаются применять рядом с ним человеко-ориентированные подходы. Они предусматривают такие социальные технологии привлечения граждан, как референдумы и консультативные опрос, общественные слушания и обсуждения, местные инициативы как формы консультаций с общественностью, стратегическое планирование развития общества с участием представителей соответствующих сообществ и т.д. Таким образом, техно- и человеко-ориентированные подходы взаимодополняют друг друга. Однако для обоснованных управленческих решений показатели человеко-ориентированного подхода должны быть трансформированы в технические показатели планов действий управленческих структур . Один из основных показателей человекоориентированного подхода и его оценки — индекс человеческого развития, который тесно связан с осуществлением управления на принципах устойчивого развития, значение которого заключается во всесторонне сбалансированном развитии.

Управление имущественными комплексами предприятий и организаций с государственной и муниципальной формой собственности осуществляется в РФ с целью обеспечения устойчивого развития как государства в целом, так и муниципального образования в частности, с целью обеспечения управляемого развития. Следовательно, главным элементом такого развития является управленческая деятельность публичных институтов.

Понятие «устойчивое развитие» отмечает сбалансированное функционирование трех составляющих: природы, общества и экономики. Экологический аспект устойчивого развития заключается в направлении усилий общества на сохранение и рациональное использование природных ресурсов, регулирования деятельности хозяйствующих субъектов с позиции минимизации негативного влияния их деятельности на окружающую среду. Экономический аспект заключается в саморазвитии, основанном на высокоэффективных, ресурсосберегающих, экологически чистых, экономичных технологиях. Социальный — в создании условий для личности, для ее развития и самообразования. Социальная составляющая устойчивого развития напрямую связана с индексом человеческого развития. Человеческое развитие предполагает, с одной стороны, формирование возможностей человека (улучшение здоровья, приобретение знаний и профессиональных умений), а с другой — использование этих возможностей для отдыха, работы, культурной, общественной, политической деятельности.

Таким образом, на современном этапе следует сосредоточить внимание на внедрении социально безопасных для территориальной общины технологий управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, ориентированных на человека и его потребности. Такие технологии могут основываться на социально-функциональном и диверсифицированном подходах.

Модель совершенствования системы управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, основанная на использовании предложенных социально-функционального и диверсифицированного подходов, приведена на рис. 5.1.

Рис. 5.1.

Как показывает практика, традиционным при управлении государственным и муниципальным имуществом является социально-функциональный подход, обусловленный осознанием самой природы коммунальной собственности, хотя уже сегодня он требует совершенствования и приведени я в соответствие с требованиями современного этапа развития местного самоуправления в России и экономических тенденций. Совершенствование применения социально-функционального подхода заключается:

  • — в привлечении общества к самоуправлению (путем формирования общественной инфраструктуры и непосредственного влияния на организацию предоставления жизненно важных услуг);
  • — совершенствовании функционирования муниципальных унитарных предприятий;
  • — установлении межмуниципальных организационно-экономических связей по управлению государственными и муниципальными объектами, разработке и реализации совместных проектов территориальных общин на базе объектов государственной и муниципальной собственности.

Вовлечение населения муниципального образования в процесс управления объектами имущественного комплекса предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности способствует выработке у населения корпоративного интереса к управлению такими объектами. Как показывает мировая практика, это приносит не только социальные результаты, но и чисто экономические (развитие различных форм самоорганизации для обеспечения услугами и соответственно более эффективная организация их предоставления, прозрачные обоснованные тарифы, контроль качества услуг, «экономное» отношение к объекту, а, следовательно, и к государственному и муниципальному имуществу).

В России же на нынешнем этапе такому процессу может помешать неготовность населения муниципальных образований применять самоуправляющиеся механизмы управления частью государственной и муниципальной собственности, что непосредственно связано с реальной способностью общества к самоуправлению в целом.

Пример из практики

Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.) не ограничивается декларированием права местных властей самостоятельно принимать решения по вопросам местного значения, но акцентирует внимание на их реальной способности это осуществлять . В России «право» конституционно закреплено и в основном урегулировано законодательно, но уровень «реальной способности» остается невысоким. Несоответствие материально-финансовой автономии и экономической самодостаточности по местному самоуправлению как закрепленным полномочиям, так и международным традициям и актам дает основания считать, что компетенция населения муниципального образования в хозяйствовании как субъекта экономических отношений, по сравнению с другими странами, имеет ограниченный характер.

Эффективность управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности, составляющем основу государствснного/муниципального сектора экономики, без учета взаимодействия с населением государства и (или) муниципального образования, невозможна. Существенное значение для реальной способности самостоятельного управления местными делами имеет также наличие в распоряжении органов местного самоуправления достаточных финансовых, имущественных, кадровых, организационных, информационных ресурсов и т.п. Такой подход чрезвычайно важен, поскольку позволяет выяснить, в каких случаях институт местного самоуправления реально функционирует, а в каких — остается только задекларированным, и его формальная юридическая модель не воплощается на практике.

Механизмы самоуправляющегося управления

  • — возможность создания организаций со специальными функциями надзора (управления) относительно социальных объектов, проведение социальной экспертизы разного рода проектов государственного либо местного уровня;
  • — социальные инициативы и инновации;
  • — осуществление контроля за качеством услуг и их соответствия нормативным требованиям;
  • — создание/максимальное распространение органов самоорганизации населения и предоставления им отдельных функций по управлению и обеспечению доступности государственных/муниципальных услуг.

Анализ проблематики

На сегодня общественный сектор экономики и сфера обеспечения жизнедеятельности населения государства в целом или муниципального образования в частности постепенно осваивается частными структурами в рамках сотрудничества с властью на партнерских началах. Сотрудничество частного и государственного/муниципаль- ного секторов и обеспечении населения качественными услугами наиболее целесообразно в таких сферах жизнеобеспечения населения, как водоснабжение, санитарная очистка и вывоз мусора, коммунальная энергетика, транспорт, здравоохранение и образование, т.е. в секторах, которые традиционно относят к сфере общественных услуг.

Сущность государственно-частного партнерства сводится к передаче государственным партнером (на местном уровне — органом местного самоуправления) частному партнеру тех или иных функций по управлению государственными или муниципальными имущественными объектами в определенной сфере обеспечения жизнедеятельности муниципального образования на четко установленных условиях на основе эффективного распределения ресурсов, выгод, ответственности и рисков.

Привлечение частного партнера к управлению объектами имущественного комплекса государственной или муниципальной формы собственности способствует использованию рыночно-экономических механизмов.

При этом стоит отметить следующие конкурентные преимущества:

  • — низкую цену единицы продукции (услуги) при обеспечении ее качества; предпринимательские навыки и умение экономически обосновывать соотношение «цена — качество»;
  • — умение продвигать свой продукт на рынке и проводить политику партнерских отношений с потребителем;
  • — усовершенствованную эффективность хозяйствования па основе гибкого реагирования на колебания спроса;
  • — опытный менеджмент и доступ к новым технологиям, который в рамках государственной монополии сферы общественных услуг был ограничен;
  • — возможности движения капитала и доступа к кредитным ресурсам.

Таким образом, мы имеем основания утверждать, что на современном этапе необходимо сосредоточить внимание на усовершенствовании системы управления имущественным комплексом предприятий и организаций государственной и муниципальной формы собственности путем определения социально безопасных управленческих технологий, ориентированных на человека и его потребности. Возможным вариантом достижения этого является предлагаемое рациональное сочетание социальнофункционального и диверсифицированного подходов.

Первый является объективной необходимостью в отношении института государственной и муниципальной собственности в целом, обеспечивает реальное выполнение основных функций и местного самоуправления. Второй — создает возможности использования преимуществ рыночных механизмов в государственном и муниципальном секторе.

  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2006 № 774-р «О формировании позицииакционера — Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятсяв федеральной собственности».
  • Перечень поручений по осуществлению первоочередных мер, направленных на улучшение условий инвестиционного климата в России от 02.04.2011. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/10807 (дата обращения: 29.11.2015).

  • Перечень поручений по вопросу развития конкуренции и предпринимательстваот 27.04.2012. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15166 (дата обращения: 29.11.2015) .
  • Росимущества от 16.09.2011 № ГН-15/28327 «Об исполнении подпункта“е” пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 02.04.2011 № 846». URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120137 (дата обращения: 29.11.2015) .
  • «Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которыхдоля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов» (vtb. Росимуществом).

    URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LA W;n=17105(Ш=134;dst= 100002,0;rnd=0.056764388210389205(дата обращения: 29.11.2015).

  • Кленов С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления.М., 2015. С. 82.
  • Шамарова Г. М. Основы государственного и муниципального управления. М., 2013.С. 116.
  • Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985).