Оценка предприятия. Особенности оценки предприятия в условиях антикризисного управления

Курсовая работа

Отношения с экспертами основаны на взаимных договоренностях, санкционированных конкретным соглашением. Договор заключается в письменной форме, служит основанием для оценки и не подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Процесс оценки состоит из следующих основных этапов:

  1. подготовительный;
  2. оценочный;
  3. заключительный.

На подготовительном этапе, в зависимости от целей оценки и возможностей, определяется вид стоимости и методы оценки, подготавливается необходимая информация для оценки, анализируется финансовое состояние и риски оцениваемого предприятия.

На оценочном этапе непосредственно оценивается предприятие (бизнес) в соответствии с выбранным видом стоимости и методами оценки.

На заключительном этапе оценки осуществляются необходимые корректировки стоимости (в частности, на финансовое положение предприятия, на степень контроля, на ликвидность, качество менеджмента и степень диверсификации производства) и составляется отчет об оценке предприятия (бизнеса).

В зависимости от цели оценки применяются следующие виды стоимости:

  1. рыночная;
  2. ликвидационная;
  3. инвестиционная;
  4. специальная;
  5. стоимость в использовании.

Рыночная стоимость — цена, по которой может быть заключена сделка между продавцом и покупателем, при условии, что оба действуют без принуждения, компетентно и для взаимной выгоды. Очень часто необходимость расчета рыночной стоимости возникает при заключении операции по передаче права собственности на бизнес и при необходимости определения цены его купли-продажи. Объектом оценки является собственный капитал предприятия. На рыночную стоимость существенно влияет соотношение между спросом и предложением.

Рыночная стоимость компании является результатом регламентированной процедуры количественной оценки ее стоимости владельцем или уполномоченными лицами.

Рыночную стоимость предприятия определяют капитализацией его ценности (прибыльности, рентабельности), социально-экономической значимости, уникальности, инновационности и интеллектуализации выпускаемой продукции, работ, услуг.

Итоговая величина рыночной стоимости предприятия зависит от доходности и степени риска хозяйственной деятельности предприятия, платежеспособности потенциального покупателя, наличия альтернативных объектов вложения средств и т. д.

10 стр., 4881 слов

По оценке и управлению стоимости предприятия Оценка риска и инфляции ...

... и оценка рисков и инфляции при оценке стоимости бизнеса. В соответствии с поставленной целью можно обозначить задачи: 1. Определение рисков и их классификация; а также рассмотрение приемов и методов управления ... возникают в сфере отношений рыночных субъектов с банками и другими финансовыми институтами); инвестиционные (и инновационные); товарные (для предприятий-производителей проявляются главным ...

Инвестиционная стоимость — учитывает требования конкретного инвестора (по уровню риска, доходности).

Он рассчитывается, если необходимо принять инвестиционное решение.

Остаточная стоимость — это цена продажи активов отдельно за вычетом всех обязательств и затрат на продажу компании. Оценивается в случае ликвидации предприятия.

После определения типа стоимости для оценки выберите подход и методы оценки. Выделяют следующие подходы к оценке стоимости имущества предприятия: рыночный (сравнительный), затратный (имущественный), доходный.

Рыночный (сравнительный) подход означает, что наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи идентичной компании, сложившаяся на рынке.

Затратный подход (имущественный подход, подход на основе активов) заключается в оценке текущей стоимости тех или иных элементов имущественного комплекса предприятия и его нематериальных активов. При этом стоимость активов предприятия рассматривается с точки зрения понесенных издержек, т. е. определяется суммой затрат на его воспроизводство или замещение с учетом физического и морального износа.

При затратном подходе предприятие рассматривается как комплекс имущества и имущественных прав (нематериальных активов).

В этой связи применять его целесообразно в случаях продажи активов при ликвидации предприятия, при страховании имущества, т. е. если возникает необходимость оценки имущественного комплекса предприятия.

Затратный подход может быть единственным в оценке имущественного комплекса предприятия, поскольку:

  1. для неэффективных, неприбыльных, предприятий затратный подход позволяет получить приемлемую для продавца цену, так как учитывает именно стоимость активов и не принимает во внимание потенциальную прибыльность;
  2. для оценки бизнеса затратным подходом существует необходимая статистика (в отличие от сравнительного подхода).

Доходный подход рассматривает компанию как актив, который будет приносить доход в будущем, что является основным преимуществом этого подхода. Одним из основных недостатков подхода является прогнозирующий характер информации, на основании которой производится оценка.

Перечисленные подходы к оценке имущества предприятия (бизнеса) дополняют друг друга. Как правило, в зависимости от целей оценки, условий, состояния объекта оценки, внешней среды стоимость предприятия оценивают сразу несколькими методами (двумя-тремя), наиболее подходящими для конкретной ситуации в рамках указанных выше подходов, а потом рассчитывают итоговую величину как средневзвешенную (методом математического или экспертного взвешивания).

10 стр., 4687 слов

Оценки стоимости предприятия

... оценщик. 1.2 Сущность и понятие оценочной деятельности Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого ... периодическая рыночная оценка стоимости позволяет повысить эффективность управления и, следовательно, предотвратить банкротство и разорение; покупателю инвестору оценка стоимости помогает принять ...

При выборе удельного веса каждого отдельного метода принимают во внимание такие факторы, как: характер деятельности предприятия, цель оценки и используемые методы определения стоимости, количество и качество данных, используемых каждым методом, и др.

По результатам проведения оценки составляется отчет.

Результаты оценки являются основой для принятия текущих и инвестиционных решений. В первом случае владельцы, менеджеры компании получают инструмент для управления стоимостью компании, во втором — появляется возможность показать потенциальному инвестору или кредитору процесс создания стоимости компании.

2 Особенности оценки предприятия в процессе антикризисного управления

2.1 Место и роль оценки бизнеса в системе антикризисного управления

С развитием рыночных отношений возрастает важность оценки стоимости компании, в частности, в последнее время возросло внимание к использованию оценки в целях антикризисного управления. Это относительно новое направление использования калькуляции, которое имеет отличительные особенности, обусловленные спецификой антикризисного управления.

Антикризисное управление — это система взаимосвязанных методов и приемов управления бизнесом, направленных на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса кризисных явлений. Антикризисное управление отличается от традиционных форм, методов и технологий управления. Эти различия объясняются основной задачей антикризисного управления: гарантировать стабильное положение компании на рынке в любой экономической, социальной и политической ситуации. В процессе антикризисного управления используются методы, позволяющие устранить временные финансовые трудности и решить текущие проблемы компании. Главное в антикризисном управлении — своевременная и эффективная реакция на существенные изменения внешней среды на основе ранее разработанных альтернативных программ. Антикризисное управление нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось предприятие, даже на грани банкротства, можно было бы ввести в действие такие управленческие и финансовые механизмы, которые бы позволили выбраться из трудностей с наименьшими для предприятия потерями. Антикризисное управление включает в себя комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов его устранения и преодоления. В то же время он напрямую связан с управлением процедурами арбитража и банкротства. Обратимся к рисунку 1.

Рисунок 1 — Корпоративные антикризисные методы регулирования.

Оценив рыночную стоимость бизнеса, можно с достаточно высокой степенью точности определить его успех. Так, например, рост рыночной стоимости фирмы означает, что фирма растет, производство развивается, сеть сбыта расширяется, фирма осваивает новые рынки сбыта.

И напротив, снижение рыночной стоимости предприятия является главным индикатором неблагополучного положения дел (предкризисного состояния, банкротства).

В связи с этим принятие правильных управленческих решений невозможно без информации о стоимости компании.

41 стр., 20447 слов

Разработка антикризисной стратегии предприятия

... данного исследования является разработка антикризисной стратегии компании. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: Изучение теоретических аспектов антикризисной стратегии предприятия; Анализ эффективности антикризисного управления на материалах предприятия; Разработка антикризисной стратегии. Объектом исследования ...

Для проведения эффективной антикризисной политики менеджер должен сначала определить стоимость кризисной фирмы, а также постоянно следить за ее дальнейшим изменением.

Например, в условиях введения на предприятии процедуры внешнего управления необходимость оценки текущей стоимости предприятия и потенциального ее изменения в результате применения той или иной антикризисной стратегии возникает уже на стадии составления плана внешнего управления. В случае принятия неправильных антикризисных решений у внешнего управляющего не будет возможности изменить стратегию, и, как следствие, компания окажется в процедуре банкротства, а это в 95% случаев означает продажу ее активов и последующую ликвидацию. В связи с этим менеджер, чтобы эффективно управлять компанией в кризисной ситуации, должен четко ориентироваться в используемых подходах и методах оценки.

Поэтому одной из основных целей оценки компании в процессе антикризисного управления является получение информации о ее стоимости. Оценка бизнеса, проводимая при антикризисном управлении, выполняет ряд функций, а именно:

а) выступает критерием эффективности применяемых антикризисным управляющим мер;

б) служит исходной информацией для принятия определенных решений в ходе антикризисного (арбитражного) управления, в том числе:

  1. для определения стоимости имущества, включаемого в конкурсную массу;
  2. при передаче объектов недвижимости в аренду;
  3. при определении налоговой базы для расчета налога на имущество;
  4. при определении стоимости залога, необходимого для получения кредита; и т.д.

В этом случае оценка затрат служит инструментом антикризисного управления, использование которого позволяет получить объективную информацию о стоимости различных элементов управляемого бизнеса. Эта информация нужна для внесения изменений в разрабатываемую стратегию вывода компании из кризиса.

Следует отметить, что процедура банкротства (одна из форм антикризисного управления) накладывает определенный отпечаток как на процедуру оценки стоимости несостоятельного предприятия, так и на само понятие «оценка стоимости». В рамках антикризисного управления особое значение имеет оценка имущества должника, так как правильно определенная рыночная стоимость имущества, в свою очередь, позволяет с достаточной степенью достоверности оценить возможную выручку от реализации данного имущества. Оценка собственности на бизнес для целей антикризисного управления включает расчет различных типов стоимости, включая рыночную стоимость, существующую потребительскую стоимость, ликвидационную и потребительную стоимость, инвестиции, ограниченную рыночную стоимость. Следовательно, один и тот же объект в определенный момент времени может оцениваться по-разному и иметь разную ценность. Так, например, величина рыночной стоимости действующего предприятия будет значительно отличаться от величины ликвидационной стоимости того же предприятия (если оцениваемое предприятие успешно функционирует на рынке).

В первом случае стоимость компонентов предприятия определяется на основе их вклада в общий бизнес, т.е. предприятие оценивается как единое целое, потенциально прибыльное в будущем. Во втором случае происходит реализация отдельных видов активов (или имущественного комплекса) предприятия по цене значительно ниже рыночной, поскольку в большинстве случаев использование метода ликвидационной стоимости подразумевает продажу активов в сжатые сроки. Антикризисное (арбитражное) управление, в силу своей специфики, ограничивает оценщиков в выборе некоторых видов стоимости (см. таблицу 1).

59 стр., 29069 слов

Управление финансовыми ресурсами предприятия на примере ОАО «Казаньоргсинтез

... совершенствованию управления финансовыми ресурсами организации» очень актуальна. Цель работы - изучить методы обучения и использования финансовых ресурсов компании. Задачами работы в связи с указанной темой являются: Изучите источники обучения и структуру финансовых ресурсов предприятия. Проанализировать ...

Балансовая и остаточная стоимости, в силу особенностей расчета (в основе их определения лежат только данные баланса), не показывают реальной стоимости предприятия (или отдельных активов) на рынке и не могут использоваться в качестве критерия эффективности антикризисного управления.