Локальные нормативные акты как источники трудового права

Курсовая работа

На нынешнем этапе развития нашего государства очевидно, что его правовая система претерпела существенные изменения. Изменился подход к пониманию роли государства в обществе в целом и в экономике в частности. В системе социальных регуляторов нормы права отличаются общеобязательным характером их предписаний. Эта особенность правовых норм обусловлена формой их выражения.

Одна из разновидностей правовых норм — это местные правовые нормы, которые имеют конкретный и подробный характер.

Именно их исследованию и посвящена данная курсовая работа.

Актуальность данной работы связана с тем, что в результате конкретизации и детализации формируется целостная система регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и детализируются локальными нормами и механизмами, обеспечивающими реализацию общих принципов и норм на уровне хозяйствующего субъекта.

Государство, со своей стороны, не предписывает особого поведения хозяйствующему субъекту, оно просто формирует правила, так сказать, устанавливает рамки, которым это поведение должно подчиняться.

Местное законодательство имеет характерную особенность: по своему содержанию оно распространяется только на определенные области общественных отношений. Обладая конкретизирующим свойством, он компенсирует несовершенство законодательства.

Общее понятие «нормативные правовые акты» охватывает широкий спектр нормативных актов, издаваемых законодательными, исполнительными, а зачастую и судебными органами. Нормативно-правовыми они называются потому, что содержат нормы права. По сути, это понятие синонимично понятию «законодательство» в широком смысле. Это основной источник права романо-германской правой системы. Важную роль играют нормативные акты в англо-американских правовых странах.

Данная тема, имеет большое практическое значение, так как нормативно-правовые акты в правовом регулировании имеют ряд существенных преимуществ в сравнении с другими источниками права: это, в частности, общий характер содержащихся в них предписаний, рассчитанных на многократное применение, возможность охвата широких сфер общественной жизни, относительная их принятия, изменения или отмены, высокая техника систематизации и кодификации нормативно-правовых актов.

Особо следует отметить, что представления об источниках права, а также об их видах никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи, утратив всякое практическое значение, сохранили только историческую ценность. К последним относятся, например, работы римских юристов, которые когда-то имели практическое значение, но теперь сохранили только свое теоретическое и практическое значение.

7 стр., 3329 слов

Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

... право возникло из системы социального регулирования, как нормативная формулировка морали и этики. Сегодня в систему регулирования входят такие типы социальных норм, как политические, обычаи, религиозные, моральные, эстетические, правовые и другие. Однако в общем числе правовые нормы ...

Местные правовые нормы — одна из разновидностей правовых норм. Они разрабатываются органами управления корпорации и адресуются ее членам (учредителям, акционерам, служащим и т.д.).

Местные правовые нормы регулируют наиболее важные взаимоотношения, которые развиваются в компании, и поэтому имеют большое значение.

Предметом являются связи с общественностью для разработки, применения и совершенствования местных нормативных актов, правовых норм, которые опосредуют внутреннюю рабочую программу организации.

Предметом исследования настоящей работы являются локальные нормативные акты, локальные нормы, которые определяют внутренний трудовой распорядок организации, их система, функциональная направленность, порядок разработки, специфика содержания и применения в рыночных условиях хозяйствования.

Целью данной работы является анализ регламентации рабочего процесса, трудовых отношений.

К задачам проведенного исследования можно отнести

Дать представление о понятии и роли локального регулирования трудовых отношений;

  • Определить направления, по которым осуществляется взаимодействие централизованного и локального правового регулирования;
  • Определить виды локальных нормативных актов и определить порядок и порядок их принятия.

работы традиционна. Он состоит из 2 глав, позволяющих полностью реализовать цели и задачи.

Глава 1. Локальное регулирование трудовых отношений

1.1 Понятие и роль локального регулирования трудовых отношений

В условиях перехода к организации рынка труда резко возрастает роль локального правового регулирования трудовых отношений: это самостоятельная форма исполнения законов и иных нормативных актов. В отличие от других форм предполагает осуществление нормотворческих функций работодателем самостоятельно либо с учетом мнения представительного органа работников и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, организации.

Использование данного метода регулирования позволяет, с одной стороны, работодателю оперативно принимать внутренние акты, направленные на обеспечение реализации внешних нормативных правовых актов, а с другой — дает возможность работникам через выборные представительные органы участвовать в управлении.

Местные нормативные акты, принятые компанией, определяют ее особый внутренний правовой порядок. Они ближе к опосредованным общественным отношениям, чем централизованные, их динамика более полно учитывает особенности и особенности регулирования применительно к конкретной организации.

Взаимодействие централизованного и локального правового регулирования осуществляется направлениям:

14 стр., 6982 слов

Дипломная работа государственное регулирование социально трудовых отношений

... государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; - выявить роль и значение каждого из уровней правового регулирования трудовых отношений; - раскрыть сущность сложившегося на практике соотношения между централизованным, региональным и локальным методами правового регулирования социально-трудовых отношений; ...

1. Признание работодателями и представителями работников прав и обязанностей местного законодательства. Статья 8 Трудового кодекса также включает в систему трудового законодательства локальные акты, содержащие нормы трудового права.

Пределы локального правового регулирования устанавливаются государством путем издания государственными органами:

а)управомочивающих норм, которыми работодателю и представителю работников предоставляется возможность принимать по многим вопросам «свои» правовые установления.

Происходит это с использованием таких терминов, как «могут устанавливаться», «допускается», «имеет право» и т.д.

Так, в коллективном договоре, с учетом финансового экономического положения работодателя, могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с закрепленными в законах, иных нормативных актах, соглашениях; перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем определяется коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка; работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе работника, его непосредственного руководителя или представительного органа работников и т.п.;

  • б)норм, которые предписывают работодателю издать или принять локальный нормативный акт самостоятельно, но с соблюдением соответствующих процедур (очередность предоставления оплачиваемых отпусков должна определяться ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации);
  • в) норм, содержащих запреты и ограничения в сфере локального регулирования и определяющих область централизованного правового регулирования (тарифная система оплаты труда работников предприятий, финансируемых из бюджета всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом;
  • не допускается закрепление в коллективных договорах или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками).

2. Закрепления за работодателем и представительными органами работников обязанностей по осуществлению локального правового регулирования отдельных трудовых отношений (по выплате заработной платы, установлению рабочего времени и времени отдыха и др.)- Например, заработная плата работников не бюджетной сферы должна устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами; порядок введения суммированного учета рабочего времени — правилами внутреннего трудового распорядка.

3. Официальное признание местных нормативных актов в качестве правовой основы для разрешения дел в суде.

4. Установления на федеральном уровне минимума правовых гарантий (минимальной заработной платы, минимальной продолжительности отпуска), который не может снижаться в локальном порядке; определения желательного варианта правового регулирования отдельных видов трудовых отношений посредством выработки соответствующих рекомендаций или примерных типовых правовых актов (заключение трудовых договоров, связанных с допуском к государственной тайне, договоров о полной материальной ответственности, формирование представительных органов работников и т.д.).

16 стр., 7536 слов

Источники правового регулирования охраны труда. : «Охрана труда ...

... и организация по охране труда. Государство федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации устанавливает правила, процедуры и критерии, направленные на защиту труда работников в процессе трудовой ...

5. Установить порядок разработки и принятия локальных правовых актов.

6. Юридическое сопровождение прав работодателей и работников в сфере местного регулирования.

7. Закрепление в федеральных нормативных актах правовых норм, локального регулирования, которые широко применяются на практике.

Анализ взаимодействия централизованного и местного регулирования показывает, что последнее является подчиненным и носит дополнительный и второстепенный характер, но играет значительную роль в обеспечении трудовых прав работников.

Под законность локальных правовых актов и норм предполагает:

  • соответствие их содержания положениям федеральных и региональных законов, иных правовых актов, принятых на этих уровнях регулирования;
  • соблюдение требуемого порядка принятия (издания) локальных актов или норм;
  • правильное определение пределов локального нормотворчества.

Государственное регулирование процедуры разработки и принятия локальных нормативных актов трудового и трудового процедурно-процессуального права включает: определение сферы их действия, порядка принятия наиболее важных (коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка) и разрешения возникающих разногласий; соответствующей некоторых из них.

В современных условиях роль местного регулирования труда и связанных с ним отношений стремительно растет. Эта потребность нашла отражение в Трудовом кодексе, который значительно расширил пределы договорного и локального правового регулирования; распространил их на все организации; усовершенствовал локальное регулирование отдельных видов трудовых отношений; предоставил работодателям широкие полномочия в этой области.

Таким образом, регулирование может осуществляться внутри предприятия в целом, в филиале, представительстве или другом обособленном подразделении. он осуществляется работодателем самостоятельно или с участием работников или их представительных органов и направлен на упрощение правового регулирования трудовых отношений. Основное значение этого постановления заключается в том, что он дает возможность работодателям и работникам самостоятельно разрабатывать правила поведения, которые объективно необходимы в конкретных условиях предприятия, и побуждает конкретных законодательных субъектов к действиям на местном уровне.

1.2 Виды локальных нормативно-правовых актов

устав предприятия;

  • положение о филиале;
  • положение о представительстве;
  • подразделении;
  • коллективный договор;
  • соглашение;
  • правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда; должностное положения и

документы, регламентирующие определенные действия представителей работодателя и администрации, и др.

Они приобретают юридическую силу при наличии двух условий:

1) приняты в установленном законом или иным федеральным нормативным актом порядке;

2) имеется общая норма, которая предоставляет право либо уполномочивает субъектов локального правотворчества на принятие того или иного акта, или отсутствует общая норма, запрещающая издание локального нормативно-правового акта.

9 стр., 4133 слов

Законодательные акты по охране труда

... в сфере труда», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», » Положение о труде. Нормы труда »,« Охрана труда »,« Особенности регулирования труда отдельных категорий работников »,« Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства». Нормативные правовые акты по охране труда включают в ...

Эти акты должны отвечать следующим требованиям:

  • не ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором или соглашением;
  • отражать специфику производства, характер и профиль деятельности предприятия, учреждения, организации и учитывать их экономические возможности;
  • не противоречить общим нормам трудового и трудового процедурно-процессуального права. Они действуют лишь в пределах предприятия, филиала, представительства, как правило, их действие ограничено во времени;
  • определяют круг лиц, на которых распространяются в зависимости от предписаний, содержащихся в общей норме, а в ряде случаев — от усмотрения принимающих (издающих) субъектов.

Рассматриваемые акты можно классифицировать по различным основаниям:

  • в зависимости от предмета регулирования, срока;
  • цели регулирования;
  • по кругу субъектов, на которые распространяется их действие, и др.

В зависимости от предмета их можно подразделить применительно к каждому институту трудового права (социальное партнерство и сотрудничество; трудовой договор, защита персональных данных работника, рабочее время и время отдыха, заработная плата, нормирование труда и т.д.).

По сроку они подразделяются на акты:

  • постоянного действия (правила внутреннего трудового распорядка, положения, должностные технологическая документация и т.п.), которые сохраняют свою юридическую силу в течение всего времени до их отмены;
  • с определенным сроком действия, устанавливаемым либо в централизованном порядке, либо самим локальным актом (срок действия коллективного договора не более трех лет);
  • одноразового использования (распоряжение руководителя организации о порядке и размере возмещения расходов, связанных со специальной командировкой группы работников).

В зависимости от конкретной роли, которую местные акты играют в установлении правопорядка, их можно разделить на нормативные и правоохранительные. Первые прямо санкционируют права и обязанности работодателей и работников, вторые — ответственность за нарушение местных правил или положений, содержащихся в централизованных правовых актах1. Подавляющее большинство локальных актов относится к числу регулятивных: положения о премировании, графики предоставления ежегодных отпусков, технологические и стандарты и др.

Одним из важнейших правоприменительных актов являются правила внутреннего трудового распорядка, которые определяют многие полномочия работодателя. Правила утверждаются работодателем, но с учетом мнения представительного органа работников. О них мы уже рассказывали достаточно подробно.

1. По сфере действия локальные нормативно-правовые акты делятся на применяемые:

  • в пределах предприятия в целом;
  • в филиалах, представительствах;
  • в отдельных подразделениях;
  • в различного рода органах, создаваемых на предприятии, в трудовых коллективах разных уровней.

2. По кругу субъектов их можно разделить на общие (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка) и специальные (положение о премировании отдельных работников, о предоставлении льгот лицам, обучающимся без отрыва от производства, и т.д.).

10 стр., 4583 слов

Организация труда осужденных

... профессиональных и трудовых навыков, необходимых осужденным для последующей скорейшей адаптации в обществе; организация упреждающего профессионального обучения осужденных специальностям, потребность в которых испытывают региональные рынки труда, ... Поэтому профессиональное обучение ориентировано на характер производственной деятельности предприятий, на которых они работают, на потребности работников ...

Первый распространяется на всех или большую часть рабочих и служащих предприятия, второй — на определенную их часть, назначенную по разным причинам: пол, возраст, условия, формы организации труда, выполняемая работа.

Применительно к субъектам, участвующим в разработке и принятии локальных актов, последние можно классифицировать на принимаемые:

  • непосредственно работниками на общем собрании (конференции);

единолично работодателем (постановление о стимулирующих выплатах, должностные

работодателем с участием представительного органа работников (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение о вознаграждении по итогам работы предприятия за год);

  • представителями работодателя и работников (порядок работы комитета (комиссии) по охране труда на предприятии).

Можно отметить, что в условиях рыночной экономики значительно возрастает степень влияния на трудовые отношения внутри организации различных видов и форм локальных нормативных актов.

Глава 2. Принятия локальных нормативно-правовых актов

2.1 Порядок принятия локальных нормативно-правовых актов

Порядок принятия локальных нормативно-правовых актов происходит:

  • самостоятельно работодателем;
  • коллективными органами управления организацией;
  • отдельными лицами из состава администрации;

— Инициатором разработки и принятия локальных актов могут выступать работодатель (его представители), работники (их представители), коллегиальные органы управления (наблюдательный совет, совет директоров, правление), отдельные должностные лица из состава администрации.

Разработка и принятие этих актов состоит стадий: подготовительной;

  • согласовательной;
  • подготовки предложений об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных локальных нормативных актов или их частей в связи с изданием новых централизованных документов;
  • обсуждения подготовленного проекта;
  • подписания (утверждения) локального нормативного акта;
  • доведения его содержания до сведения работников; направления (в необходимых случаях) для государственной

опубликования.

При проведении этой работы используются различные процедуры.

На подготовительном этапе определяются сроки разработки и подготовки проекта, менеджеры по его развитию. Работа может вестись отдельными должностными лицами (начальником отдела кадров, главным инженером), службами (отделами), например службой охраны труда, либо коллегиальными органами (наблюдательным советом, правлением, советом директоров).

Так, в частности, разрабатываются локальные нормативные акты, определяющие порядок деятельности органов управления различных производственных компаний и кооперативов.

Фаза согласования включает согласование проекта акта с заинтересованными подразделениями, отдельными должностными лицами или представителями работников2. Так, например, утверждение гибкого скользящего графика, разделение рабочего дня на части, составление графиков сменности происходит с учетом мнения выборного профсоюзного органа; утверждение положения о комитете (комиссии) по охране труда должно осуществляться с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду и с участием специалистов в области охраны труда; должностные разрабатываются с привлечением специалистов соответствующих отделов и служб и т.д.

26 стр., 12953 слов

Организация оплаты труда на предприятии

... работой через качественные рабочие места, элементы творчества в труде и пр. В современных условиях компания имеет большие права при организации оплаты труда. Он самостоятельно определяет тип, систему оплаты труда, ... тарифные ставки на оплату сдельной и повременной оплаты труда. Тарифная ставка (оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) ...

Стадия подготовки предложений о приведении в соответствие ранее изданных локальных нормативно-правовых актов включает в себя правовые элементы, связанные с внесением изменений или дополнений в действующие локальные нормативные правовые акты либо с их отменой. Такая работа проводится работодателями и представителями работников в настоящее время в связи с принятием Трудового кодекса РФ.

На стадии обсуждения в проект локального нормативно-правового акта вносятся изменения, дополнения, высказанные специалистами, руководителями подразделений, представителями работников и др.

Утверждение (подписание) локального нормативно-правового акта — это стадия, на которой подготовленный проект приобретает юридическую силу, становится официальным для данной организации правовым актом. Единоличное подписание (утверждение) производится работодателем либо руководителем соответствующей организации. Если акт принят коллегиальным органом управления, момент его принятия является результатом голосования. Решение принимается простым большинством голосов.

Доведение принятого акта до сведения сотрудников — необходимый этап его реализации.

Процедуры ознакомления могут быть различными: устно, под расписку, опубликование в газете, издаваемой в организации, объявление по местному радио, доведение до сведения через компьютерную сеть и т.д.

В некоторых случаях необходимо направление локального нормативно-правового акта в соответствующие государственные органы для (например, соглашений).

Как правило, разработанный и принятый локальный нормативный акт реализуется путем выдачи приказа руководителя организации, филиала или представительства, который зарегистрирован в офисе или отделе кадров.

Согласно ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. К таковым относятся: приказы (распоряжения) нормативного характера, должностные положения (о проведении аттестации, о различных комиссиях, комитетах) и др. Порядок их принятия различен.

В некоторых случаях это подробно регулируется федеральными постановлениями. В качестве примера можно привести местные положения о службе охраны труда в компании и положение о порядке аттестации сотрудников органов, организаций и компаний, получающих бюджетное финансирование. Порядок их разработки регламентируется рекомендациями «По организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации» и «Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», утвержденных Министерством труда и социального развития РФ.

35 стр., 17386 слов

Организация труда на АТП. Требования безопасности при эксплуатации ...

... внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии; * соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности; * соблюдать требования к эксплуатации оборудования; * выполнять правила по охране труда на автомобильном транспорте; ...

В других случаях порядок издания регламентируется в общем плане. Так, при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. То есть закон не определяет вид локального нормативного акта и порядок его принятия и опубликования. Аналогичная ситуация наблюдается при заключении сделок с уволенным сотрудником. При прекращении трудовых отношений выплата всех причитающихся работнику сумм происходит в день его увольнения. Если сотрудник в этот день не работал, соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее, чем на следующий день после подачи требований об оплате. На практике такие процедурные вопросы регулируются приказами (распоряжениями) об увольнении.

В некоторых случаях необходимость принятия локального нормативного акта, его название и порядок издания определяет сам работодатель. Так, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда; решение о ее создании принимается работодателем самостоятельно с учетом специфики деятельности данной организации. службы охраны труда в организации и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти.

На основании Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников розничной торговли работодателем самостоятельно разрабатываются по охране труда для кассиров, подсобных рабочих, приемщиков товаров и других работников с учетом условий их работы в конкретной организации.

Среди локальных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения, существенная роль принадлежит нормативным актам, принимаемым коллегиальными органами управления (общим собранием или конференцией), советом директоров (наблюдательным советом), правлением, дирекцией и другими.

Порядок принятия местного законодательства органами коллегиального управления предусматривает анализ основных аспектов производственной деятельности компании. На основе оперативно-производственной тенденции развития и меняющейся экономической ситуации выявляются проблемы в области правового регулирования труда, требующие разрешения (режим работы, выплата заработной платы, охрана труда и т.д.), и намечаются задачи подготовки локального нормативного акта. Для этого назначаются ответственные лица или создаются рабочие группы (комиссии); определяются формы и порядок участия членов рабочей группы (комиссии) в совместной работе. Для принятия оперативных решений конкретным людям поручено разработать проект решения и представить его на рассмотрение в течение определенного периода времени.

В проекте должны быть учтены положения, содержащиеся в федеральных нормативных правовых актах, а также ранее принятые решения по данному вопросу, нормативно-технические и другие документы. Желательно избегать включения в проект тех положений, которые уже содержатся в существующих документах.

Проект согласован с теми отделами, службами, должностными лицами предприятия, на функции которых влияет решаемая им проблема. Согласие, замечания или несогласие последних фиксируются в соответствующей форме. Окончательное согласование проекта с учетом его соответствия регламенту осуществляет юридическая служба.

8 стр., 3512 слов

РЕФРАТ Гигиена труда медицинских работников. по гигиене!!! Гигиена труда

... врачей, акушеров-гинекологов, а также стоматологов и физиотерапевтов. Сегодня приняты законодательные акты, устанавливающие безопасные для здоровья рабочих доз и уровни ионизирующего излучения. Однако взаимное ... – процессы взаимодействия человека с предметов труда (больным). Среди основных факторов производственного вреда у медицинских работников практически все риски, характерные для большинства ...

Проект обсуждается рабочей группой (комиссией); с этой целью работодатель определяет состав участников обсуждения (лиц, подготавливающих проект решения, специалистов, предполагаемых ответственных исполнителей, представителей заинтересованных служб).

На заседании коллегиального органа управления решения по вопросам, входящим в его компетенцию, обычно принимаются большинством присутствующих. Каждый член совета директоров (наблюдательного совета), правления обладает одним голосом, передавать его запрещается. В случае равенства голосов голос председателя или, в его отсутствие, председателя собрания является действительным.

Ход обсуждения фиксируется в протоколе, который составляется в срок не позднее 10 дней с момента окончания заседания и содержит сведения о месте и времени заседания, о лицах, присутствующих на нем, повестке дня, докладчиках, вопросах для голосования и итогах голосования по ним, о принятых решениях. Протокол подписывается председателем и секретарем компетентного органа.

Местные правила могут быть приняты отдельными лицами в администрации. Перечень таких лиц, их компетенция определяются федеральными нормативными актами, уставом компаний, коллективными договорами, официальными приказами работодателя. Объем их конкретных полномочий в области принятия локальных нормативных актов зависит от должностного положения, руководимой ими части предприятия, состава подчиненных работников, направления деятельности и т.д. Руководители филиалов, представительств и других обособленных подразделений предприятия выступают представителями работодателя при заключении коллективных договоров в этих подразделениях. Положение о дисциплине определяет список должностных лиц, которые имеют право издавать локальные постановления о трудовой дисциплине.

2.2 Процедуры принятия локальных нормативно-правовых актов

В некоторых случаях Трудовой кодекс предусматривает участие профсоюзных органов в разработке и принятии местных нормативных актов. Реализуется в основном двумя способами: с учетом их мнения и по согласованию с ними.

К этим органам, в первую очередь, относятся профкомы структурных подразделений.

Объем процессуального закона о субъективности профсоюзов определяется законодательством и, в определенной степени, нормативными актами вышестоящих профсоюзных объединений. Кроме того, он зависит от вида организации, в которой действует профком. Таким образом, профсоюзный комитет промышленного предприятия имеет больше возможностей, чем право субъективности, чем профсоюзный комитет государственного учреждения. Немаловажное значение имеет степень независимости организации, а также форма собственности. Правовой статус профкома государственного учреждения отличается от положения профкома акционерного общества, производственного кооператива, народного предприятия и т.д.

Для установления объема права субъективности профкома структурного подразделения, помимо вышеуказанных факторов, необходимо учитывать правовой статус подразделения и компетенцию его администрации, а также как объем прав, переданных ему комитетом профсоюзной организации.

Согласно ст. 372 ТК, работодатель в необходимых случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права и обоснование по нему, в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данного предприятия. Последний не позднее пяти рабочих дней со дня получения направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Если этим документом выражено несогласие с проектом либо содержатся предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ними или обязан в течение трех дней после получения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При несходстве мнений возникшие на этом этапе разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение месяца со дня получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене указанного локального нормативного акта.

В Трудовом кодексе РФ (ч. 1 ст. 82) говорится: «При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможности расторжения трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 статьи 81 работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников — не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях3».

Обязанность работодателя сообщать закреплена, а вот о правах профсоюзных органов использовать те или иные формы реагирования на такое сообщение кодекс умалчивает. Не было на этот счет установки и в КзоТ 1971 г. При внесении изменений в него в 1992 г. то, что в ТК называется сообщением, там именовалось информацией. Однако нельзя не учитывать существование других актов, регулирующих процедуру сотрудничества с профсоюзами в указанной ситуации. В законе «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями), в частности, сказано:

1) профсоюзы имеют право вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников;

2) предложения профсоюзов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке (пп. 2 п. 6 ст. 21);

3) в случаях массового высвобождения работников и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять меры о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование таких мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов (п. 4 ст. 7).

Было принято специальное Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения (утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 3 февраля 1993 г.).

В нем предусматривались показатели численности увольняемых работников за определенный календарный период, в соответствии с которыми решался вопрос об отнесении высвобождения работников к числу массовых.

В соответствии с перечисленными выше предписаниями законодательных актов работодатели и профсоюзы в коллективных договорах и соглашениях могут предусматривать осуществление мероприятий, способствующих повышению гарантии занятости для своих работников, вводить более льготные условия подыскания для них работы путем повышения квалификации, переквалификации, обучения новым профессиям и специальностям. Следует полагать, что с принятием Трудового кодекса РФ эти положения закона и подзаконного акта силу не утратили.

Специальные процедуры установлены для увольнения конкретных работников — членов профсоюза по сокращению численности или штата, несоответствию занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, и, кроме того, за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

В таких случаях работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия решения об увольнении работника. В течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов профсоюзный орган рассматривает вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок или не мотивированное, работодателем не учитывается.

Увольнение по инициативе работодателя работников, входящих в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденных от основной работы по указанным выше основаниям, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа4.

В действующем трудовом законодательстве права и обязанности трудовых коллективов разных уровней не получили достаточно четкого и детального закрепления, а их участие в локальном нормотворчестве в централизованном порядке не урегулировано. Наиболее полно установлен правовой статус лишь трудового коллектива организации и бригады. Трудовые коллективы отдельных подразделений, функционирующих в особых условиях, могут участвовать в разработке и принятии локальных актов по тем же правилам, что и трудовые коллективы предприятий, если этим подразделениям соответствующим документом (решение совета директоров, приказ руководителя предприятия, решение правления кооператива, договор между головной организацией и подразделением) предоставлено право самостоятельно принимать локальные нормативные правовые акты.

К числу таких подразделений могут относиться, например, филиалы; цеха, расположенные в другом населенном пункте (местности); созданные сельскохозяйственным акционерным обществом предприятия для переработки продуктов растениеводства и животноводства; подразделения в не строительных организациях; цеха, работающие на условиях полного хозрасчета; подразделения с коллективными формами организации и оплаты труда.

Что касается видов актов, то варианты могут быть различные. В частности, профком организации заключает с работодателем (администрацией) специальное соглашение о порядке принятия локальных актов отдельными подразделениями, в котором устанавливается, что те или иные акты принимаются с учетом мнения трудового коллектива либо по согласованию с ним, либо утверждаются общим собранием (правила внутреннего трудового распорядка, положения о премиях, о вознаграждении по итогам работы за год, о поощрениях за высокие достижения в труде, правила (стандарты) техники безопасности и т.д.).

Причем вполне допустимо установление разных форм для разных актов. Аналогичные установки могут быть включены в коллективный договор.

Участие трудовых коллективов в локальном нормотворчестве целесообразно и в тех подразделениях, работники которых не являются членами профсоюза5.

Поскольку филиалы, представительства и обособленные подразделения в силу ст. 40 ТК стали субъектами заключения коллективного договора, они могут включать в него и правила об участии трудового коллектива в локальном нормотворчестве, разумеется, если эти правила не противоречат локальным актам организации (уставу, учредительному договору, коллективному договору и др.).

Необходимо также учитывать общее положение о том, что локальные акты (и все нововведения, о которых шла речь) не должны ухудшать правовое положение работников по сравнению с тем, которое закреплено в законах.

Заключение

Изложение теоретических основ формирования локальных нормативных актов как внутренних документов организации, изучение особенностей их разработки для юридических лиц и рассмотрение вопросов ответственности за их несоблюдение могут способствовать повышению уровня локального нормотворчества. В настоящее время локальные нормы уже, как правило, не воспринимаются только как нормы, восполняющие пробелы в нормативной государственной системе и имеющие как бы вспомогательный, дополнительный, субсидиарный характер. Современные авторы признают за локальными нормами самостоятельное регулирующее значение. Именно поэтому централизованные и локальные нормы следует рассматривать не в режиме подчинения, а как нормы соподчиненные. Вместе с тем, локальные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным. Положение о том, что нормы, имеющие меньшую юридическую силу, не могут противоречить нормам, обладающим большей юридической силой, является одной из юридических аксиом. При формировании и применении локальных норм необходимо выдерживать их баланс. Так, локальных норм не должно быть мало, поскольку «вакуум» в регулировании жизни коллектива корпорации все равно чем-то и как-то будет заполнен: либо его захлестнет анархия, либо порядок будет наводиться «государственной рукой». Отношения же, которые не вызывают опасности дезорганизации жизни коллектива, могут быть урегулированы нормами индивидуальными, в частности договорными. Оправдано подчинение (либо согласование) личностных интересов интересам коллективным по основным вопросам производственной жизни, но по вопросам, носящим несущественный характер, лучше дать члену коллектива возможность решать их самостоятельно.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/diplom-lokalnyie-normativnyie-aktyi/

Трудовой кодекс Российской Федерации

Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства.

— М.: Норма, 2004. — С. 272.

Кондратьев Р.И. Локальные нормативные акты трудового права и материальное стимулирование. — Львов, 1973. – С. 40.

Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. — М., 2002. — С. 390.

Скобелкин В.Н., Переделин С.В.,. Чуча С.Ю , Семенюта Н.Н. Трудовое процедурно-процессуальное право – С. 212

Миронов В.И. Трудовое право.

Локальные нормативные акты в системе права (Забиров И. Б.)

law.edu/doc/document.asp?docID=1238830

Локальные нормативные акты, регулирующие наемный труд

lawmix/comm/4812/

Нормативно-правовые акты Российской Федерации

vuzlib/beta3/html/1/14809/14937

1 Трудовое процедурно-процессуальное право Скобелкин В.Н., Переделин С.В.,. Чуча С.Ю , Семенюта Н.Н.

2 Трудовое процедурно-процессуальное право Скобелкин В.Н., Переделин С.В.,. Чуча С.Ю , Семенюта Н.Н.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации

4 Локальные нормативные акты трудового права и материальное стимулирование Кондратьев Р.И.

5 Интернет-литература — Нормативно-правовые акты Российской Федерации

27