Курсовая работа проектная деятельность в доу

Курсовая работа

Актуальность темы. В последние годы развитие различных навыков детей стало очень актуальной проблемой педагогики и психологии, которая связана с совершенствованием инноваций. Перспективному обществу нужны квалифицированные и целеустремленные профессионалы во всех сферах жизни, и особенно люди с хорошими исследовательскими навыками и развитым интеллектом способны стать такими людьми.

В современный педагогический процесс в условиях дошкольных образовательных учреждений прочно вошла проектная деятельность детей, предполагающая их самостоятельный поиск информации, выполнение различных творческих задач и активное взаимодействие с педагогом, родителями и сверстниками. Вот почему тема данного исследования является актуальной

Объект исследования — участие дошкольников в проектной деятельности.

Объект исследования: характеристика проектной деятельности дошкольников.

Цель исследования: определение и теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития способностей детей в ходе проектной деятельности.

Для успешного достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия «проектная деятельность» и её организацию в условиях ДОО

2. Определить значение проектной деятельности в развитии старших дошкольников

3. Разработать проект «Русские сказки» для детей старшего дошкольного возраста

4. Проанализировать результаты реализации проектной деятельности.

Гипотеза исследования: эффективно организованная проектная деятельность в дошкольных условиях создает благоприятные возможности для формирования исследовательских навыков у дошкольников.

Методологические основы исследования: единство используемых подходов к управлению образовательным учреждением и к организации учебно-воспитательного процесса, разработанных отечественными психологами и педагогами:

  • личностно ориентированного (С. Л. Рубинштейн, В. В. Серикова),
  • системного (В.

В. Давыдов, Д Б. Эльконин, Л. В. Занков, Л. С Выготский),

  • средового (Ю. С. Мануйлов, В. П. Зинченко).

Методы исследования. Мы использовали основные теоретические и эмпирические методы исследования, а также общенаучные методы исследования, такие как наблюдение, сравнение, описание, анализ, синтез, индукция, дедукция и некоторые другие.

2 стр., 935 слов

Проектная деятельность в детском саду: эффективная технология ...

... средств развития познавательной активности дошкольников на всех этапах дошкольного детства. Родители являются активными участниками в проведении мероприятий во время проектной деятельности. Образовательные технологии - проектный метод работы с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный ...

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть применены в педагогической практике педагога, психолога и педагога дополнительного образования.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

1.1. Понятие проектной деятельности и особенности её организации в детском саду

Проектная деятельность в условиях дошкольных образовательных организаций повышает свою актуальность день ото дня. При этом в подготовке и организации различных форм проектной деятельности имеет место работа практически всех участников педагогического процесса в ДОО. Особенно важна роль отдельных представителей образовательного учреждения. Рассмотрим влияние различных участников педагогического процесса в ДОО на организацию различных форм проектной работы по данным С. Г. Алексеева, В. И. Бочкарёва, В. М. Коротова, Е. В. Котовой, В. С. Собкина, Л. И. Филатовой.

1. Заведующий дошкольной образовательной организацией. Его самая важная функция — разработать стратегию образовательной и развивающей работы данной организации и контролировать ее выполнение. Также в полномочия директора входит распределение материальных ресурсов, в частности для осуществления проектной работы [19, с. 73].

2. Старший воспитатель. Данный участник педагогического процесса контролирует разработку концепции воспитательной работы данной образовательной организации, осуществляет взаимодействие со смежными учреждениями, обеспечивает функционирование дополнительного образования в ДОО. Также он организует участие команды организации в различных муниципальных и региональных проектах под контролем управления образованием. Всё это неизбежно сказывается на реализации проектной деятельности внутри образовательной организации [5, с. 21].

3. Педагог-организатор. Этот участник педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении несет ответственность за содержание различных коллективных мероприятий, их подготовку и проведение, а также играет важную роль в организации дополнительного образования и реализации его результатов в общественной деятельности. Также он координирует работу кружков и секций, функционирующих в составе образовательного учреждения [5, с. 22].

4. Младший воспитатель. Сопровождают учащихся и организуют их коллективную деятельность, осуществляют контроль за работой школьной организации для детей. Его основная работа в реализации проектной работы заключается прежде всего в организации практической деятельности коллектива учащихся [21, с. 52].

5. Педагог-психолог. По результатам своей профессиональной методики выявляет руководителей дошкольной группы, которые составляют актив, гарантирующий реализацию проектной деятельности. Определяет качества детей, необходимые для их адаптации. Помогает развивать лидерские и организаторские способности детей, их творческий потенциал, способствует сплочению коллектива [5, с. 57]. Выявляет детей группы риска, которые могут оказать негативное влияние на организацию проектной деятельности, и способствует предотвращению нежелательных результатов этого процесса [5, с. 21].

6. Воспитатели. У них есть возможность изучить интересы дошкольников, провести активную работу с родителями, познакомиться с атмосферой детского коллектива, способностями отдельных детей. Они изучают пристрастия детей к любой деятельности, их интересы и способности.

12 стр., 5598 слов

«Проектная деятельность в начальной школе» методическая разработка

... Проектный метод в начальной школе позволяет максимально охватить все виды деятельности учащихся, так как включает познавательную, игровую и творческую деятельность, затрагивающую все аспекты жизни детей в школе ... задачу в результате самостоятельных и коллективных действий студентов и обязательного представления результатов своей работы. Это путь познания, способ организации процесса познания. ...

Поэтому педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения в целом призван внести свой вклад в организацию проектной деятельности школьников. Отдельные его представители вносят свой вклад в этого процесс. Поэтому результативность и результативность проектной деятельности во многом зависит от комплексного воздействия всех участников педагогического процесса.

Очень важна работа педагогического коллектива, направленная на правильную реализацию проектной деятельности дошкольников. Однако личные качества детей имеют основополагающее значение для этого процесса. Чтобы работа проекта дала положительные результаты, дошкольники должны обладать рядом качеств. Очень важно при этом контролировать развитие этих качеств и регулярно проводить анализ результатов этого развития [8, с. 42].

Согласно данным ряда авторов (В. В. Созонова, И. Н. Хуснутдиновой, Штерингарц, Е. М.), одним из важнейших качеств, способствующих эффективной проектной работе, являются организаторские способности детей. Хорошее развитие организаторских способностей старших дошкольников позволяет им осуществлять практическую работу в проектной деятельности, которая является важнейшей частью этого процесса. Организаторские навыки помогают дошкольникам самостоятельно выбрать направления и формы практической деятельности уже в детском саду, осуществить их коллективную работу [29, с. 106].

Еще одним важным условием продуктивной проектной деятельности детей в дошкольном образовании является развитие у детей лидерских качеств. Различные авторы (Л. А. Байкова, А. С. Соколова, Н. Викторов, Т. В. Сорокина) считают, что дошкольники, обладающие развитыми лидерскими качествами, имеют адекватно высокую самооценку, проявляют уверенность в себе и в своей работе, стремятся помогать своим товарищам в общественной работе. Лидеры среди дошкольников – это активные учащиеся, настроенные на получение положительного результата в различных видах коллективной деятельности, стремящиеся к развитию своих способностей [15, с. 49].

Следующее качество личности дошкольника, важное для успешной проектной работы, — это уровень развития их интеллектуальных способностей. Высокий уровень развития интеллекта позволит детям эффективно осуществлять различные виды проектной деятельности, требующие глубоких знаний и самостоятельной мыслительной активности [19, с. 213].

Наряду с интеллектуальными способностями детей творческий потенциал дошкольников играет значительную роль в реализации проектной деятельности. Активная и результативная творческая деятельность детей при реализации проектной работы – одно из непременных условий [7, с. 44].

Также следует отметить большую роль развития коммуникативных качеств личности дошкольников, которые являются важным критерием установления деловых связей.

Все вышеперечисленные личные качества должны быть исследованы различными членами педагогического коллектива. Развитие всех этих качеств — важная задача для специалистов дошкольной образовательной организации.

13 стр., 6264 слов

Курсовая №3918 Проектная деятельность в ДОУ

... др. Уважение к ребенку, принятие его целей и интересов, создание условий для развития - непременное условие гуманистического подхода. Таким образом цель данной работы – описать методику проектной деятельности в ДОУ. В соответствии с ...

Педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые методы, раскрывающие развитие различных качеств личности ребенка, используя свои профессиональные методы. Получив результаты данной диагностики, он разрабатывает программу, позволяющую развивать положительные качества, необходимые для осуществления перспективных форм проектной деятельности, а также проводит работу по устранению негативных качеств, препятствующих успешной реализации данной деятельности. В этом педагогу-психологу помогает весь педагогический коллектив ДОО. Методы и результаты этой работы обсуждаются на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения. Здесь же производится анализ развития благоприятных качеств личности дошкольников, обсуждаются необходимые условия и формы деятельности в данном направлении [11, с. 207].

важно систематически анализировать развитие личностных качеств, грамотно выбирать пути их совершенствования. Только в этом случае проектная деятельность может привести к положительным результатам.

По данным ряда исследователей (С. В. Кульневич, А. И. Майкон, А. М. Матюшкина, М. В. Подобед, А. С. Прутченкова), основные направления проектной работы должны строиться с учётом индивидуальных особенностей дошкольников: их целей, интересов, склонностей и способностей. Участие дошкольников в работе этих направлений во многом определяется соответствием их форме и содержания потребностям детей [24, с. 141].

После того, как будут определены основные направления проектных работ, пора будет выбирать формы реализации этого процесса.

Определение форм плановой деятельности — одна из важнейших задач педагогической практики. Формы во многом определяют эффективность и действенность этого детского занятия.

Согласно многочисленным исследованиям, к сожалению, многие современные педагоги не придают большого значения вопросу о формах проектной деятельности дошкольников. Для практикующих учителей этот вопрос особенно важен, потому что вначале именно они имеют решающее слово при определении количества, состава, структуры и функций проектной работы. Конкретные педагогические операторы устанавливают связи между этими элементами, определяют способы их обучения и совершенствования. Также следует отметить, что данная задача не ограничивается составлением единой, идеальной для всех образовательных организаций и любой команды схемы деятельности проекта. Речь идёт о разработке общих требований, главных принципов создания системы проектной работы образовательной организации с учётом его специфики развития на различных этапах коллектива дошкольников[8, с. 43].

Однако при выборе форм в первую очередь следует руководствоваться потребностями детей, поскольку разработка проектов предполагает их самостоятельную работу и самостоятельную ответственность за результаты этой работы[10, с. 299].

На современном этапе развития дошкольного образования можно выделить два основных метода вовлечения детей в разработку проектов. Первый способ характерен в основном для организаций с развитой системой проектной работы, с наличием организованных инициативных групп. При этом инициативная группа становится для учителей главным помощником, который берет на себя ответственность за организацию мероприятия.

12 стр., 5990 слов

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

... средствам театрализованной деятельности. Объектом исследования, Предмет исследования:, Методы исследования: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии, 3 приложений. Глава 1. Теоретические аспекты развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке, развитие речи посредством ...

Вторая форма характерна для организаций, в которых отсутствуют развитые творческие объединения дошкольников, по крайней мере, на территории гостиниц. В таких случаях работа организуется по группам, парам. Например, педагог берет на себя ответственность за разработку проекта с участием своей группы. При этом выбираются ответственные, раздаются поручения. нетрудно догадаться, что в таких случаях возможности детей весьма ограничены, поскольку группы состоят из дошкольников одного возраста и не имеют опыта, присущего активной группе образовательной организации в целом. Также возможны и смешанные формы привлечения дошкольников к проектной работе [4, с. 61].

Индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности также являются важной основой для выбора форм проектной деятельности.

Актуальность различных форм проектной деятельности также непостоянна: с развитием научно-технического прогресса одни формы постепенно меняются на другие [7, с. 63].

В настоящее время существуют классификации проектов по разным причинам. Рассмотрим различные типы проектов, которые могут быть частью воспитательной работы для дошкольников.

По доминирующей составляющей проекты можно разделить на следующие виды:

1. Практико-ориентированные

2. Исследовательские

3. Информационные

4. Креативные

5. Ролевые [19, c. 110].

Практико-ориентированные проекты ориентированы на социальные интересы самих участников проекта или внешнего клиента. Как правило, продукт в таких проектах предопределен и в дальнейшем может быть использован в жизни группы или отдельных детей.

Исследовательские проекты по своей структуре близки к реальным научным исследованиям. В их рамках формулируется проблема, выдвигаются гипотезы, определяются цели и задачи. В этом виде проектных работ часто используются различные научные методы.

Информационные проекты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Креативные проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).

В ролевых проектах участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей, вымышленных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания [7, c. 19].

По характеру контактов между участниками проекты можно разделить на:

1. Моно-проект (организуемый в рамках одной области знаний)

2. Межпредметный (интегрированный) проект.

По характеру координации проекты различают:

1. Непосредственные (жёсткие, гибкие)

2. Скрытые (неявные).

По особенностям контактов между учащимися проекты делятся на:

1. Внутриклассные

2. Внутришкольные

3. Муниципальные