Основные принципы и методы исследования систем управления

Контрольная работа

В каждой организации есть своя система управления, которая также является предметом исследования. Система управления может быть исследована только на основе выбранной научной концепции.

Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов, например).

Эффективность изучения систем управления во многом определяется выбранными и используемыми методами исследования.

Методы исследования — это методы, приемы проведения исследования. Их грамотное использование способствует получению достоверных и всеобъемлющих результатов изучения проблем, возникших в организации. Выбор методов исследования, интеграция различных методов в ходе исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследование.

Глава 1. Основы и принципы системотехники

Системотехника — научное направление, охватывающее изучение процессов:

создания:

испытания:

эксплуатации сложных систем.

Системная инженерия выявляет устойчивые причинно-следственные связи между объектами, процессами и величинами и устанавливает принципы существования и функционирования сложных систем.

Концепция системотехники состоит в упрощении сложных систем. Выделяют 3 основных принципа системотехники.

физичности;

  • моделируемости;
  • целенаправленности.

1 Принцип физичности

Всякой системе (независимо от ее природы) присущи физические законы (закономерности), возможно, уникальные, определяющие внутренние причинно-следственные связи, существование и функционирование. Никаких других законов (кроме физических) для объяснения действия систем любой природы (в том числе живых) не требуется. Принцип основан на следующих постулатах:

целостности, система — целостный объект, а не множество подсистем, который допускает различные членения на подсистемы.

В основе этого постулата лежит принцип о недопустимости потери понятий ни при композиции (объединении подсистем в систему), ни при декомпозиции (делении системы).

Если сумма частей равна целому, системы называются аддитивными по отношению к данному делению; если сумма больше целого, они называются супераддитивами; если сумма меньше целого, они называются субаддитивными.

9 стр., 4321 слов

Исследование систем управления

... исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы: аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр); статистические ... которая состоит из организатора, специалиста-системотехника и технического работника и ...

Постулат целостности используется при раскрытии и накоплении информации о свойствах системы на всех этапах исследования и при их обобщении в понятия, а значит — при применении этих понятий к подсистемам при их отдельном изучении после декомпозиции. Выявление целостности состоит из изучения:

  • всех взаимосвязей внутри системы;
  • взаимосвязей системы со средой;
  • системного свойства;
  • его содержания;
  • механизма образования;
  • свойств подсистем, подавляемых общесистемным свойством, механизма этого подавления и условий в которых он теряет силу;

— автономности: сложные системы имеют автономную пространственно — временную метрику (группу преобразований) и внутрисистемные законы сохранения, определяемые физическим содержанием и устройством системы и не зависящие от внешней среды. Суть этого постулата состоит в том, что каждая система расположена в адекватном ей геометрическом пространстве (реальном, функциональном, мыслимом) и, ограничиваясь метрическими пространствами, каждому классу систем (конкретной системе) можно приписать метрику, определяемую соответствующей группой преобразований. Это метрика автономной системы или группа автономных преобразований.

Введение метрики означает создание модели геометрии системы. Чем ближе эта модель к истинной геометрии системы, тем проще ее представить.

1.2 Принцип моделируемости

Представление сложных систем в виде множества моделей. Модель, ориентированная на определенную группу свойств сложной системы, всегда проще, чем сама система. Принцип содержит 3 постулата.

дополнительности: сложные системы, находясь в различных средах (ситуациях), могут проявлять различные системные свойства, в том числе альтернативные (т. е. несовместимые ни в одной из ситуаций по отдельности).

Например, электрон в одних взаимодействиях проявляет себя как частица, в других — как волна;

  • действия: реакция системы на внешнее воздействие имеет пороговый характер. Следовательно, чтобы изменить поведение системы, необходимо увеличить воздействие, превышающее определенное пороговое значение. Такие изменения могут быть связаны с энергетикой, веществом и информацией, которые, накапливаясь, проявляют свое влияние скачкообразно, путем качественного перехода;

— неопределенности: максимальная точность определения (измерения) свойств системы зависит от присущей данной системе области неопределенности, внутри которой повышение точности определения (измерения) одного свойства влечет за собой снижение точности определения другого (других).

Существует область неопределенности, в которой свойства могут быть описаны только вероятностными характеристиками.

3 Принцип целенаправленности

Принцип учитывает постулат выбора: сложные системы обладают способностью выбирать поведение, и, следовательно, невозможно однозначно предсказать способ действия и определить его состояние с любым знанием свойств системы и ситуации.

Данный постулат позволяет сложной системе в соответствии с ее целенаправленностью использовать редкие благоприятные события, возникающие во взаимодействии со средой, блокируя остальные (неблагоприятные) события и процессы.

8 стр., 3802 слов

Методы исследования в менеджменте

... методы, используемые в управлении. Объектом исследования являются: методы исследования в менеджменте. Объект исследования: классификация и обобщение методов исследования систем управления. 1. Понятия и классификация методов исследований в менеджменте 1.1 Понятие метода и методология исследования в менеджменте ... позволяет выбрать в целом надежных экспертов. В случае приглашения специалистов «со ...

Глава 2. Методы исследования систем управления, Метод исследования

Когда у организации возникает проблема, она исследует ситуацию, которая привела к проблеме.

Для проведения данного исследования специалисты, ответственные за решение данной проблемы, выбирают метод исследования, исходя из своего опыта, знаний, доступной информации, характера проблемы. Правильно подобранный метод поиска определит получение достоверного результата.

Все существующие методы исследования могут быть объединены в две большие группы:

методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;

частные методы исследования.

Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, — методы, которые опираются на выявленные и обобщенные мнения экспертов:

«мозговой атаки»;

экспертных оценок;

«синектики»;

типа «Дельфи»;

типа «сценариев»;

SWOT-анализ;

типа «дерева целей».

Частные методы исследования

эксперимент;

наблюдение;

опрос;

анализ документов.

1 Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов

Развитие системного анализа неразрывно связано с такими понятиями, как «мозговая атака», «сценарии», «дерево целей», морфологические методы и т.п. Перечисленные термины характеризуют тот или иной подход к активизации выявления и обобщению мнений опытных специалистов-экспертов (термин «эксперт» в переводе с латинского означает «опытный»).

Иногда все эти методы называют «экспертными».

1.1 Метод мозговой атаки

Применяется при поиске решений в недостаточно изученной области, при выявлении новых направлений решения проблемы, при устранении недостатков в существующей системе.

Выделяют 2 следующие формы применения метода «мозговой атаки»:

обычное заседание: проводится заседание, на котором руководителем поочередно опрашиваются участники заседания, которые называют проблемы, отрицательно влияющие на эффективность деятельности предприятия или подразделения. В конце встречи составляется список вопросов, который затем публикуется для всеобщего ознакомления. В случае неэффективного процесса выдвижения идей заседание переносится на другой день;

проведение заседания по круговой системе: составляются подгруппы, состоящие из 3-4 человек. Каждый член группы записывает на бумаге 2–3 идеи, которыми затем обменивается с другими членами группы.

2.1.2 Методы экспертных оценок

Многие работы посвящены изучению возможностей и особенностей использования экспертных оценок. В них рассматриваются формы экспертного опроса (разные виды анкетирования, интервью), подходы к оцениванию (ранжирование, нормирование, различные виды упорядочения и т.д.), методы обработки результатов опроса, требования к экспертам и формированию экспертных групп, вопросы тренировки экспертов, оценки их компетентности (при обработке оценок вводятся и учитываются коэффициенты компетентности экспертов, достоверности их мнений), методики организации экспертных опросов.

12 стр., 5855 слов

Методы исследования систем управления

... проблем, возникших в организации. Выбор методов исследования, интеграция различных методов в ходе исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследование. Основная цель написания диссертации - классифицировать и обобщить методы, используемые при исследовании систем управления. ...

Выбор форм и методов проведения экспертных опросов, подходов к обработке результатов опроса и т.д. зависит от конкретной задачи и условий проведения экспертизы. Однако есть некоторые общие проблемы, о которых следует помнить системному аналитику. Остановимся на них подробнее.

схемотехника эксперимент наблюдение управление

2.1.3 Метод «синектики»

Синектика (в переводе с греч.) — это сочетание разнородных, а иногда даже несовместных элементов. Метод «синектика» как метод поиска новых решений предложил У. Гордон в США в 1961 г. в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения» с целью увеличения вероятности успеха в процессе постановки и решения задач.

Основная идея метода заключается в том, что в процессе творческой деятельности, создавая особые условия, человек предлагает неожиданные аналогии и ассоциации относительно проблемы в студии. Под творческой деятельностью понимается умственная деятельность в процессе решения задач, результатом которой является художественное или техническое открытие.

Другими словами, человек приходит к решению, включая бессознательные механизмы в процесс сознательного поиска проблем. Идея метода «синектики» как метода исследования систем управления заключается в создании специальной, постоянной «группы синекторов» (5-7 человек) для выявления, постановки и решения проблем, возникающих при функционировании систем управления.

Метод синектики состоит из следующих этапов:

постановка задачи;

перевод задачи, «как она поставлена», в задачу, «как она понимается»;

выявление вопроса, вызывающего аналогии;

работа по поиску аналогий;

использование аналогий, среди которых.

прямая аналогия;

символическая аналогия;

личностная аналогия;

фантастическая аналогия;

поиск возможностей перевода найденных аналогий и образов в предложения по решению поставленной задачи.

Операторы синектики — конкретные психологические факторы, которые способствуют творческому процессу, они предназначены для активизации вовлеченности, эмпатии, игры и т. д.

1.4 Методы типа «Дельфи»

Метод «Дельфи», или метод «дельфийского оракула», первоначально был предложен О. Хелмера и его коллег в качестве итеративной процедуры мозгового штурма, которая снизила бы влияние психологических факторов при повторении встреч и повысила объективность результатов.

16 стр., 7645 слов

Метод корреляционно-регрессионного анализа в статистическом изучении ...

... анализом. Целью курсовой работы является корреляционно-регрессионный анализ в статистическом изучении рекламной деятельности, Исходя из цели, были обозначены следующие задачи: дать краткую характеристику рекламной деятельности; изучить основные методы изучения связи корреляционно-регрессионного анализа; рассмотреть статистические методы исследования рекламной деятельности ...

Основным средством повышения объективности результатов при использовании метода «Дельфи» является использование обратной связи, ознакомление экспертов с результатами предыдущего раунда опроса и учет этих результатов при оценке важности мнений экспертов.

В конкретных методах, реализующих процедуру Delphi, этот инструмент используется на разных уровнях. Затем в упрощенной форме организуется последовательность итеративных циклов мозгового штурма. В более сложной версии разработана программа последовательных индивидуальных интервью с использованием анкет, исключающих контакты между экспертами, но предполагающих ознакомление с мнениями друг друга между раундами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. Чтобы уменьшить такие факторы, как предположение или адаптация к мнению большинства, экспертам иногда необходимо обосновать свою точку зрения, но это не всегда приводит к желаемому результату, а, наоборот, может усилить эффект « адаптивность. В более разработанных методах экспертам присваиваются весовые коэффициенты значимости их мнений, рассчитываемые на основе предыдущих опросов, круглосуточно уточняемые и учитываемые для получения обобщенных результатов оценки.

1.5 Методы типа «сценариев»

Способы подготовки и согласования идей по проблеме или объекту анализа, установленные в письменной форме, называются сценариями. Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами. Группа экспертов, готовящая сценарий, обычно имеет право получить необходимые справки от предприятий и организаций, необходимые консультации.

2.1.6 Метод SWOT-анализа

Метод, позволяющий получить общую картину развития организации при помощи изучения:

внутренней среды;

внешней среды организации.

Этот метод заключается в анализе данных о внешней и внутренней среде и установлении связей между ними с последующим их объединением в единое целое. Столь детальное изучение влияния на организацию различных факторов необходимо для адаптации организации к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.

SWOT-анализ помогает ответить на следующие вопросы:

использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии»! Если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?

являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и (или) они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?

15 стр., 7082 слов

Исследование функций и целей организации

... трех глав, заключения и приложения. Структура курсовой работы обусловлена ​​поставленными в исследовании задачами. В первой главе дается определение организации, исследуются ее основные понятия. Глава вторая посвящена исследованию целей организации. В ...

какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам? SWOT — это аббревиатура, составленная из 4 английских слов:

strengths — сильные стороны;

weaknesses — слабые стороны;

opportunities — возможности;

threats — угрозы.

1.7 Метод дерева целей

Идея метода дерева целей впервые была предложена У. Черменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности.

Метод «дерева целей» ориентирован на получение полной и относительно устойчивой структуры целей, проблем, направлений, т.е. такой структуры, которая на протяжении какого-то периода времени мало изменялась при неизбежных изменениях, происходящих в любой развивающейся системе. Для этого при построении вариантов структуры следует учитывать модели постановки целей и использовать принципы и методы для формирования иерархических структур целей и функций.

При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:

каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;

при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т. е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;

декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;

развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;

вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;

развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели.

Глава 3. Частные методы исследования

Частные методы исследования — методы, в основе которых лежат логико-методологические приемы анализа эмпирических данных при выдвижении научных гипотез:

эксперимент;

наблюдение;

опрос;

анализ документов.

1 Эксперимент как частный метод исследования, Эксперимент

Применение данного метода имеет следующие достоинства:

по желанию исследователя изучаемый объект может не только наблюдаться, но и воспроизводиться;

в искусственно созданных условиях могут выявиться новые свойства изучаемого объекта, которые нельзя увидеть в реальных условиях;

9 стр., 4174 слов

Требования к информации о продовольственных и непродовольственных ...

... зрения действующего законодательства Изучить требования к продовольственным и непродовольственным товарам Объектом курсовой работы являются требования к товарной информации. Предметом курсовой работы является товарная информация. Теоретической основой курсовой работы являются работы отечественных и зарубежных авторов, таких как Ф. Котлер., ...

искусственно созданные условия позволяют исключить неблагоприятные факторы, которые могут затруднить процесс изучения;

эксперимент позволяет использовать различные приборы и инструменты для исследования объекта, которые не могут быть использованы в реальных условиях;

эксперимент можно повторять столько раз, сколько требуется для исследования.

3.2 Наблюдение как частный метод исследования, Наблюдение

Результатом использования этого метода является знание свойств, а также внешних и внутренних характеристик объекта поиска.

Выделяют 2 вида трудностей проведения наблюдения:

субъективные — трудности, связанные с личностью наблюдателя.

Они возникают из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, имеющегося опыта, сложившихся предпочтений наблюдателя;

объективные — трудности, появляющиеся в процессе наблюдения, не зависящие от наблюдателя. Они могут возникнуть из-за нехватки временных ресурсов, невозможности соблюдать некоторые факторы.

3 Опрос как частный метод исследования

Опрос — вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. В основе этого метода стоит человек (респондент), который становится источником получения информации. Для получения информации об исследуемом объекте респонденту задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить черты объекта исследования, не поддающиеся прямому наблюдению и скрытые от внешнего глаза.

При проведении опроса необходимо руководствоваться следующими правилами;

респондент должен знать, кто и с какой целью его опрашивает, быть заинтересованным в проводимом опросе и выдаче неложной информации;

вопросы должны быть понятны и иметь один смысл;

вопросы должны быть сформулированы без грамматических и лексических ошибок; отвечать уровню культуры респондента и быть неоскорбительными для него;

вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респондент мог дать на него точный и аргументированный ответ;

вопросы не должны нести интеллектуальную и психологическую перегрузку;

все варианты ответов должны быть равносильными по отношению друг к другу;

исследователь не должен влиять на выбор ответа респондента.

Данный метод исследования имеет следующие достоинства:

позволяет собрать статистическую и документальную информацию о слабообеспеченном объекте исследования;

исследует объекты, которые малодоступны прямому наблюдению;

3 стр., 1378 слов

Методы оценки эффективности управления рисками инновационной деятельности

... исследования является анализ методов управления рисками. Цель достигается путем решения ряда взаимосвязанных задач: Раскрыть сущность процесса управления рисками. Анализ методов управления рисками. Рассмотреть пути совершенствования технологии управления риском. Предмет исследования-методы управления рисками. Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических вопросов ...

обеспечивает высокий уровень стандартизации путем задавания респондентам одних и тех же вопросов и предоставления одинаковых вариантов ответов на них;

позволяет экономить материальные и временные ресурсы.

4 Анализ документов как частный метод исследования

Метод анализа документов — метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации, зафиксированной в письменной или печатной форме, на магнитной пленке, в электронном виде, в иконографической форме и др.

Документ: информация, записанная на материальном носителе с определенными реквизитами.

Использование данного метода дает исследователю возможность определить структуру и. элементы изучаемой системы управления, взаимосвязи, существующие между этими элементам, изучить законы функционирования данной системы, приобрести сведения, необходимые для изменения изучаемой системы, и т. д. Метод анализа документов бывает двух видов:

традиционный;

формализованный.

Традиционный анализ документов состоит из исследования содержания документов:

целей создания;

форм и видов;

надежности документов;

достоверности используемой информации.

Формализованный анализ документов (контент-анализ) — метод сбора данных при помощи количественного описания имеющейся информации в документах. Анализу подвергаются различные источники информации:

официальные документы организации (устав, указы, приказы и др.);

логотипы;

эмблемы;

этикетки;

видеозаписи;

газетные и журнальные статьи;

фотографии и др.

Заключение

Изучение систем управления — главный фактор научного подхода к совершенствованию менеджмента. В какой-то мере каждый менеджер должен быть знаком с современными исследовательскими техниками и методами. А для этого необходимо изучать эти методы.

Современная наука имеет большой и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования во многом зависит от того, как, по каким критериям выбираются методы для проведения того или иного исследования и в каком сочетании эти методы используются.

Классификация методов позволяет упростить представление об их составе, взаимосвязях и характеристиках.

Методы исследования — это методы, приемы проведения исследования. Их грамотное использование способствует получению достоверных и всеобъемлющих результатов изучения проблем, возникших в организации. Выбор методов исследования, интеграция различных из них в процессе исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследование.

3 стр., 1243 слов

Управление образовательными системами материал (11 класс)

... управления районного образования. Любое образовательное учреждение, являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Управление ... при исследовании социальных ... управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство (Т.А. Ильина). В качестве педагогической системы рассматривается и учебный процесс, и средства, методы, ...

Эффективность изучения систем управления во многом определяется выбранными и используемыми методами исследования.

1. Исследование систем управления: учеб пособие. А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. М. 2009. 106 с.

. Архипова Н.И., Кульба В.В., Косяченко С.А., Чанхиева Ф.Ю. Исследование систем управления: Учеб. пособие. М.: Приор, 2007.

. Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

. Жарковская Е.П., Бродский Б.Е. Антикризисное управление: учебник. М.: Омега-Л, 2006.

. Менеджмент: Учебник. Под ред. М.М. Максимцева, М.А. Комарова. — 3-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.