Управление образовательными системами материал (11 класс)

Эссе

Каким бы хорошим не было образование,

оно должно непрерывно обновляться – залог будущего.

Министр В. Филиппов

По-моему убеждению первичные знания о сущности, принципах, содержании управления педагогическими системами, более точно можно приобрести в учебном пособии Т. Шамова «Управление образовательными системами» для студентов педагогических учебных заведений.

В своей работе автор подробно раскрывает все уровни управления образованием, которые рассматриваются не как простая сумма нескольких отдельных компонентов, а как система.

Проблемы, поднятые в нем формированием целостной системы непрерывного образования в России, охватывающей все звенья, актуальны, так как напрямую связаны с качеством и эффективностью деятельности образовательных учреждений.

Причину возникших проблем Шамова видит в изменении миссии человека в системе обновления, его политические и духовные взгляды диктуют новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Поэтому образовательные учреждения не могут развиваться без возобновления своей деятельности в новых социокультурных условиях.

Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующей системе государственных и общественных учреждений, обеспечивающих возможность общеобразовательной и специальной подготовки человека.

Идея непрерывности образования, с одной стороны, это условие , а с другой важнейший социально-педагогический принцип , отображающий современные общественные тенденции построения образования как целостной системы.

Принцип непрерывного образования предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общеобразовательной системы человека на всю жизнь. В этой системе все государственные, негосударственные (частные), общественные базовые и дополнительные образовательные учреждения взаимосвязаны между собой.

33 стр., 16306 слов

Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории ...

... работ и системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций; 9) установление порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения; 10) установление порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием; 11) ...

Взаимосвязь между элементами системы, В.Г. Афанасьев в своих произведениях так считает: «Сегодня мы наблюдаем, как различные социальные процессы и сферы деятельности все теснее взаимодействуют друг с другом. Это особенно наглядно видно при исследовании социальных явлений в нашем обществе, где необходимость системного подхода диктуется самой жизнью, прежде всего высокой степенью интеграции общественных процессов, где как никогда ранее «все связано со всем», когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, когда сами проблемы приобретают системный, комплексный характер».

А что же вкладывается в понятие «система» и «системный подход» в проблемах затронутых Т. Шамовой?

Термин «система» всегда относится к чему-то целому, состоящему из отдельных частей.

При этом четко можно выделить основные признаки системы:

  1. Наличие в ней элементов, т.е. минимальных единиц, имеющих предел делимости в рамках данной системы;
  2. Наличие устойчивых связей между элементами;
  3. Способ их связи, т.е. структура;
  4. Интегративный характер, зависящий от уровня целостности системы.

Таким образом, под системой понимается совокупность элементов определенного рода, взаимосвязанных, взаимодействующих между собой и образующих целостность.

В специальной литературе (В.Г. Афанасьев, П.К. Анохин, Н.В. Кузьмина, Ю.А. Конаржевский, В.А. Якунин и др.) отмечается, что любая система имеет цели, задачи, функции, признаки, структуру, атрибуты, отношения или взаимодействия двух или более типов связи (прямой и обратной) и уровни иерархии.

Многие ученые посвятили свои работы системному подходу, в котором такое явление, как педагогическая система, рассматривается с разной степенью полноты. Предоставляю следующие формулировки разных авторов понятия «система»:

  1. Множество взаимосвязанных компонентов, составляющих определенное целое в своем строении и функционировании (С.И. Архангельский);
  2. Определенная общность элементов, функционирующих по внутренне присущим ей целям (Ю.К. Бабанский);
  3. Выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное единство (Т.А. Ильина).

    В качестве педагогической системы рассматривается и учебный процесс, и средства, методы, организационные формы обучения;

  4. Любой процесс, проходящий в определенных условиях, в совокупности с этими условиями (В.П. Беспалько).

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. Если они являются преднамеренными и динамичными, они все же обладают развивающимися свойствами, которые проявляются в их постоянной изменчивости. Педагогические системы являются открытыми, т.к. между ними и окружающей действительностью происходят информационные процессы.

4 стр., 1961 слов

«Педагог-психолог в системе образования»

... так и соблюдение установленных нормативных требований. Работа психолога в системе образования предъявляет определенные требования к личности специалиста. Важнейшие ... деятельности психолога в детском саду включает в себя такой же круг обязанностей, как и в других образовательных учреждениях. Психолог осуществляет диагностическую деятельность. Важнейшим методом диагностической работы психолога в ...

Таким образом, под педагогической системой мы понимаем социально обусловленную целостность тех, кто взаимодействует на основе взаимного сотрудничества, окружающей среды и ее духовных и материальных ценностей участников педагогического процесса, направленного на формирование и развитие личности.

Целостность системы означает единство объекта и субъекта управления в самой их сущности, единства основного и вспомогательного звеньев, т.е. функционирование во взаимодействии. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одна из разновидностей социальных систем — это система образования, действующая в национальном, территориальном, региональном, городском или районном масштабе. Субъектами управления системой образования являются Министерство образования Российской Федерации, управления образования области, области или города, а также управления районного образования.

Любое образовательное учреждение, являясь частью социальной системы, представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Управление ею требует адекватного, а именно системного подхода.

Сегодня, в условиях демократизации, необходимо хорошо понимать суть такого значимого и сложного понятия, как управление.

Управление, труд руководителя — это творческий процесс,

порой искусство всей системы действий.

(Ф. Генов).

Управление — это функция процесса социальной работы, и это вечная функция. Термин «менеджмент» появился в словарях относительно недавно, около 25 лет назад, в связи с бурным развитием кибернетики, теории социального менеджмента.

В науке термин «управление» трактуется с трех позиций:

1) Управление определяется как деятельность (В.С. Лазарев, Г.Х. Попов, М.М. Поташник, А. Файоль и др.).

2) Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу (В.Г. Афанасьев, Л.Б. Ительсон, А.А. Орлов, Н.С. Сунцов, Н.Д. Хмель и др.).

3) управление есть взаимодействие субъектов (В.Г. Афанасьев, В.И. Зверева, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.).

В теории управления под управленческой деятельностью понимается вид трудовой деятельности, выделенный в процессе специализации управленческой работы. Следовательно, управленческая работа отделена от неуправленческой работы, поскольку управление как вид бизнеса присуще любой совместной работе. Управленческая работа рассматривается как вид профессиональной умственной работы, направленной на обеспечение единства, слаженности и координации полезной деятельности людей, объединенных в профсоюзы.

10 стр., 4816 слов

Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...

... управления исследованиями и выработкой управленческих решений. Этот этап заканчивается согласованием с научным руководителем (преподавателем) задания на выполнение курсового проекта (работы). ... процессов, функций, систем и методов организации деятельности. Содержание ... подпункты как правило не имеют названий. Пример: ... используемые в курсовом проекте (работе), размещают после текста, в котором ...

В составе и структуре управленческой деятельности у разных авторов как западных, так и отечественных (М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Б. Швальбе, В.Г. Афанасьев, А.И. Китов, Ю.А. Конаржевский, Б.Ф. Ломов, Н.С. Сунцов, В.А. Якунин и др.) выделяются следующие виды (функции) управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция).

Их взаимосвязь очевидна. Однако различия в управляемых объектах и ​​условиях, в которых они находятся, приводят к использованию разных инструментов управления. Этими инструментами являются:

  1. иерархия;
  2. культура;
  3. рынок.

Эффективность управления педагогическими системами во многом определяется доступностью достоверной и необходимой информации. В учебном пособии Ю.А. Информация Конаржевского «внутриучебное управление» считается средством коммуникации между учителями и учениками или набором информации о состоянии системы и окружающей среды.

Следовательно, менеджмент — это целенаправленная деятельность всех субъектов, направленная на обучение, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения.

На мой взгляд, для развития образования необходимо задействовать множество факторов, но только управление собственной системой может привести к положительному результату.