Менеджер в системе управления сущность деятельности менеджера

Курсовая работа

Самая большая ценность в любой организации, в любом бизнесе — это люди, поведение которых непредсказуемо для руководства. Все это актуально по отношению не только к производственным и коммерческим организациям, но и к любой операционной деятельности, вне зависимости от конечной цели этой деятельности — получение прибыли или иного результата, будь то производственная деятельность или работа в государстве. Только люди являются фактором, определяющим целостность и непоследовательность в характере любого вида бизнеса. Только убежденные люди, которые своим поведением действуют в конкретном культурном и историческом контексте, приводят в движение деятельность организаций. Они контролируются не системами и технологиями, а человеком, идущим своим путем, преследуя свои цели, применяя умственные способности, инстинкты и эмоции, такой человек — менеджер.

1. Менеджер в системе управления

1.1 Сущность деятельности менеджера

Менеджер — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам

деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Термин «менеджер» может употребляться применительно: к администратору любого уровня управления, если администрирование осуществляется

современными методами; руководителю предприятия в целом или его подразделений (завода, отдела, цеха, участка); организатору конкретного вида работ; руководителю по отношению к подчиненным.

Менеджер, прежде всего, должен обладать реквизитами высокого профессионализма и компетентности. Он должен сочетать в себе качества высококвалифицированного специалиста с техническими и экономическими знаниями и организатора производства, выполняющего административные функции. В условиях перехода к рыночной экономике необходимо изменить взгляд на характер, роль, сущность и смысл работы лидера. Теперь на первом месте стоят независимость, инициатива, предпринимательский дух, творческое мышление и готовность идти на разумный риск.

Управление совместной деятельностью людей состоит из взаимосвязи, с одной стороны, в индивидуальном управлении, а с другой — в групповом самоуправлении. Деятельность руководителя осуществляется в контексте совместной деятельности социально-экономической системы. Все исполнительные, организационные и административные функции могут быть сосредоточены в руках руководителя или делегата на нижних уровнях иерархии должностей, вспомогательных подразделений и функциональных служб.

4 стр., 1589 слов

Менеджер по персоналу: с чего начинать работу?

... является поддержка решений менеджера по персоналу директором компании. ПЯТЫЙ ШАГ. Построение взаимоотношений с руководителями среднего звена. Не менее важным этапом профессиональной деятельности менеджера по персоналу является построение ... управлять персоналом, не управляя напрямую сотрудниками, т. е. управлять процессами, а не людьми. В этом одно из его коренных отличий от руководителей ...

Сегодня интеллектуальная составляющая любого вида деятельности преобладает над физической. Поэтому подчиненных нужно поощрять к работе не только физически, но, главным образом, морально. И надо помнить, что никакое принуждение не может заставить человека мыслить и действовать творчески если он этого не хочет сам. Принуждением эффективно управлять нельзя. Влияние на подчиненных составляет основу руководства. Руководитель — это человек, который лично своим влиянием направляет подчиненных на достижение целей организации. Его функции — определять нормы поведения подчиненных, максимально удовлетворять их потребности и защищать их интересы перед руководителями высшего звена.

Среди требований к менеджеру самое важное — умение управлять людьми. Поэтому он должен в совершенстве знать своих непосредственных подчиненных, особенно их способность выполнять порученную работу. У менеджера должно быть гражданское мужество, чтобы избавиться от некомпетентных или халатных работников. Рыночные отношения требуют творческого подхода к управлению, основанного на глобальном понимании, оптимальном использовании ресурсов и других факторов для повышения эффективности компании. В связи с этим возникает фактор понимания того, что в конечном итоге положение фирмы определяется рынком. Управление осуществляется в экономической, социально-психологической, правовой и организационно-технической сферах. Содержание экономического направления — управление производственным процессом. Здесь деятельность менеджера направлена ​​на согласование материальных и трудовых ресурсов таким образом, чтобы достичь поставленных целей с наименьшими затратами. Социально-психологический менеджмент — прерогатива руководителей всех уровней управления. На низовом и среднем уровнях управления усилия менеджеров направлены на создание теплых и дружеских производственных отношений между командами и отдельными работниками, в которых их навыки могут быть полностью реализованы. На высшем уровне управления социально-психологическую функцию выполняет ряд людей, которые используют падение, авторитет, положение для регулирования отношений между руководителями и подчиненными.

Социально-психологическое направление также основывается на уровне развития социальных отношений в обществе, таких ценностях, как уровень образования, культура, традиции, обычаи. В реализации рыночных отношений важное место занимает правовая база управления, что находит отражение в законодательстве и других правовых актах, разрабатываемых государственными, экономическими и политическими структурами. Сюда входят правовые положения по созданию фирм и предприятий, таможенная и налоговая политика, государственное регулирование предпринимательства и др. Организационно-техническая работа менеджера занимает огромную долю в общем объеме управления. Эта работа охватывает многие стороны управления. Он включает в себя: определение целей и задач, предоставление ресурсов, организацию работы, прямые контакты с артистами и мониторинг их деятельности, стимулирование работы сотрудников, разработку новых производственных процессов. Есть три этапа управления: стратегическое управление, операционное управление и контроль. За каждой из них закреплены определенные виды деятельности.

9 стр., 4234 слов

Повышение эффективности управления запасами материальных ресурсов ...

... Целью дипломной работы является повышение эффективности управления инвентаризацией материальных ресурсов предприятия. В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: - рассмотреть понятие и классификацию запасов материальных ресурсов; - рассмотреть системы управления запасами; - изучить особенности управления запасами ОАО ...

Стратегическое управление — это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование будущего состояния и развития организации) и перспективное планирование. Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры(и нужных ресурсов) и руководство (воздействие на непосредственных исполнителей в созданной структуре).

Контроль включает проверку и анализ результатов по пути достижения цели, неиспользованных производственных запасов. Эффективно работающее предприятие предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т. е. взаимосвязь их во времени и пространстве. Обеспечение прибыльности, а значит, и эффективности всех подразделений компании — основная задача менеджмента. Она включает в себя рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников. Уровень прибыльности компании во многом определяется рынком, но он также зависит от рационального использования производственных ресурсов и эффективности управления. Прибыль является залогом стабильного функционирования предприятия. На любой бизнес влияет рыночная ситуация. Меняются положение конкурирующих компаний, условия и формы финансирования, соотношение спроса и предложения. Все это определяет долю риска, которая покрывается прибылью. Управление призвано снизить долю риска не только в настоящем, но и в будущем. Таким образом, менеджеры наделены правом на независимость в принятии решений в меняющейся среде рыночных отношений.

Ориентация компании на удовлетворение потребностей рынка в товарах и услугах предполагает разнообразную деятельность менеджеров. Вот далеко не полный их перечень: новая техника и технология производства, обеспечение высококвалифицированными кадрами, материальное и моральное стимулирование труда, улучшение условий труда, регулирование и координация деятельности подразделений и служб; планирование деятельности по периодам, стратегическая деятельность, контроль и др. В целом вся деятельность менеджеров сводится к выполнению общих управленческих функций. Своевременность и качество этих функций реализуется на рынке в виде прибыли. Многие факторы влияют на управленческие, организационные и межличностные отношения в трудовом коллективе. Это экономические, моральные, эстетические, административные факторы и многие другие. Форма выражения этих факторов — информация, которая становится непосредственным предметом работы менеджера. В конечном итоге информация выражает определенные отношения в процессе осуществления экономической деятельности. Помимо уже упомянутых выше организаторских качеств, руководитель должен обладать гражданским духом, строгостью по отношению к себе и другим, высоким уровнем общей и управленческой культуры.

3 стр., 1087 слов

Теоретические основы анализа финансовых результатов деятельности организации

... годовая бухгалтерская отчетность и отчет о финансовых результатах организации. проведена оценка его финансового состояния, сформулированы необходимые соответствующие выводы и рекомендации. 1.1 Понятие финансового результата деятельности предприятия Абсолютная эффективность деятельности предприятия во всех своих проявлениях, в ...

Степень развития этих качеств у человека служит основанием для определения профессиональной пригодности сотрудников на руководящую должность. Практика показывает, что качества, позволяющие управлять совместной деятельностью людей, существуют независимо от производственного опыта специалистов и могут быть оценены заранее. Выделяются следующие организаторские способности: Адаптационная мобильность — склонность к творческим формам деятельности, непрерывному углублению знаний; инициативность; нетерпимость к косности, консервативным проявлениям; стремление учить других, желание качественных изменений в организации и содержании собственной деятельности; готовность к обоснованному риску; стремление к нововведениям; расширение круга своих полномочий; самообладание, предприимчивость. Контактность – общительность, экстровертность (направленность на внешний мир и деятельность в нем); интерес к людям; высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, способность располагать к себе людей, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей; умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника.

Стрессоустойчивость — интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях; самообладание и трезвость мышления при принятии коллективных решений.

Доминантность — властность; честолюбие; стремление к личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой; готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права; игнорирование авторитетов; самоуважение, соседствующее с высокой самооценкой, завышенным уровнем притязаний; смелость, волевой характер.

Типы общения делятся на волевые, агрессивные и социально адекватные. Каждый тип общения реализует соответствующий стиль руководства; слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраненный, агрессивному — автократический, социально-адекватному — демократический тип руководства. Наблюдение за поведением лидера при его постоянном контакте с подчиненными и другими людьми позволяет оценить его внутренний тип общения и спрогнозировать характерный для него стиль управления.

В управлении производством менеджер более важен, чем ученый. Менеджер может быть менее образован, чем ученый, но он должен обладать тайнами управления как искусства из-за своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравого смысла. Качества менеджера, помноженные на научные знания, позволяют получать эффективные результаты в управленческой практике. Изучение основ менеджмента позволяет дать необходимые знания менеджерам, предпринимателям, бизнесменам, всем тем, кто способен ускорить продвижение нашей экономики к рыночным отношениям. Необходимо понять, что управление, менеджмент — это самостоятельная область знаний, требующая глубокого, вдумчивого и последовательного освоения. Это не просто отдельная дисциплина, это междисциплинарная область знаний, которую многие теоретики называют «управленческим мышлением» и которая сочетает в себе науку и опыт, помноженные на искусство управления. В настоящее время результаты многих наук влияют на управленческое мышление. Развитие управления в конце XX в. и осуществляется под воздействие этого влияния для решения главной проблемы — как добиться желаемых результатов путем согласования действий многих людей, производящих материальные блага, оказывающих услуги и использующих многообразные ресурсы.

5 стр., 2425 слов

Организация как функция управления

... как со стороны руководителя , так и со стороны подчиненного . Для устранения этих препятствий необходимо рассмотреть причины их возникновения и наметить возможные пути преодоления . 1. Определение понятия «Организация как функция управления» Функция организации ... задание Совет, рекомендация, информация для решения, ... деятельности подчиненных функциональных звеньев. Основным недостатком является, ...

1.2 Сущность ролевых функций менеджера

Работа менеджеров также имеет много общих характеристик, в то время как организации, роли, обязанности и сферы деятельности могут значительно различаться. Хотя общие аспекты управленческой деятельности трудно различить, управленческая деятельность по своей сути сильно отличается от неуправленческой деятельности. Управленческий труд неоднороден. Его характеризует кратковременность, разнообразие и фрагментарность. Так, например, токарь, освоив технику изготовления детали, может долгое время заниматься ее изготовлением. Мастер же (менеджер) выполняет 500-600 различных операций вдень, которые характеризуются неоднородностью и разнообразием.

Общей чертой управленческой работы является исполнение роли лидера. Все менеджеры занимают определенные руководящие должности в управленческой иерархии организации и именно это определяет их служебное поведение (роль), заставляет их вести себя определенным образом. Занявший должность (роль) руководитель не влияет на ее содержание, хотя как личность может по-разному исполнять эту роль. Американский теоретик менеджмента Генри Минцберг выделил десять ролей, которые менеджеры берут на себя на разных уровнях, в зависимости от уровней управления. Он делит их на три широких класса: межличностные роли, информационные роли и роли принятия решений. Все роли взаимозависимы и взаимодействуют, создавая единое целое. именно из них, вместе взятых, формируется объем и содержание работы менеджера вне зависимости от характера организации, в которой он работает. Межличностные роли охватывают сферу взаимодействия менеджера с | люди. Они основаны на его авторитете в организации и способствуют тому, что к руководителю поступает больше информации, обладая которой, с одной стороны, он может действовать в информационной роли, а с другой — в качестве центра обработки информации. Выполняя межличностные и информативные роли, менеджер достаточно подготовлен, чтобы играть роль в принятии решений, которая может иметь прямое влияние на ход производственного процесса и на достижение целей организации.

Классификация Минцберга управленческих ролей дает представление о работе, которую выполняет менеджер. Управленческие роли по Минцбергу: Роль

Описание:

Характер деятельности

Межличностные роли

13 стр., 6347 слов

Развитие персонала организации (2)

... корпоративную культуру организации. 2. Для руководителя информация о том, как организован процесс адаптации новых сотрудников в его отделе, может многое рассказать о степени развития команды, уровне ... в ранг руководителя). Следует отметить, что в условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. С другой стороны, услуги отечественного персонала должны опираться ...

Главный руководитель

Символическая глава, в обязанности которого входит выполнение обязанностей правового или социального характера

Церемониалы, действия, связанные с положением

Лидер

Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников;

Все управленческие действия с участием подчиненных ;

Связующее звено;

Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги;

Переписка, участие в совещаниях на стороне, работа с внешними организациями и лицами;

Информационные роли;

Приемник информации;

Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которая используется в интересах дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию

Обработка почты, осуществление контактов, связанных с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки);

Распространитель информации;

Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации, часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует анализа отдельных фактов для формирования политики организации;

Рассылка почты по организациям с цепью получения информации;

Проведение обзоров, бесед;

Представитель

Передает информацию для внешних пользователей, касающуюся планов, политики, действий, результатов работы организации; действует как эксперт по вопросам данной отрасли;

Участие в заседаниях, почтовые отправления, устные выступления, включая передачу информации внешним организациям ;

Роли по принятию решений ;

Предприниматель

Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и осуществляет проекты по совершенствованию деятельности, контролирует разработку отдельных проектов;

Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включение в разработку проектов совершенствования деятельности;

Устраняющий нарушения

Отвечает за Корректировку действий, когда организация оказывается перед необходимостью принятия важных и неожиданных решений;

3 стр., 1102 слов

Совершенствование организации автомобильных перевозок грузов

... перевозки грузов, поможет снизить издержки обращения и повысить эффективность работы коммерческих организаций. Целью данной работы является анализ процесса организации грузовых автомобильных перевозок и разработка мероприятий по совершенствованию грузовых перевозок ... Деятельность транспорта носит общественный характер и представляет собой связующее звено между организациями всех сфер деятельности, в ...

Обсуждение стратегических и текущих вопросов;

Распределитель ресурсов

Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации;

Планирование, бюджетирование и исполнение, составление графиков работ.

1.3 Уровни управления

В большой организации вся управленческая работа строго разделена по горизонтали и вертикали. По горизонтали происходит расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений (начальники отделов).

Вышестоящие руководители координируют работу нижестоящих руководителей, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей, стоящих ниже их и так, пока не опустятся до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, т. е. рабочих, которые физически производят продукцию или оказывают услуги. Такое вертикальное разделение труда образует уровни управления. Количество уровней управления может быть различным. Множество уровней еще не определяет эффективность управления. Количество уровней иногда определяется размером организации и объемом выполняемой управленческой работы. Иногда же это исторически сложившаяся структура. Независимо от количества уровней управления все руководители делятся на три категории в зависимости от функций, которые они выполняют в организации: основные руководители, менеджеры среднего звена и руководители. Существует параллельное деление руководителей на три уровня, введенное американским социологом Талкоттом Парсонсом: технический уровень соответствует уровню низового звена, управленческий уровень — соответствует уровню руководителей среднего звена, институционный уровень — соответствует уровню высшего звена.

Под институционным уровнем понимается и уровень специальных структур, так называемых институтов, например, государство, акционерное общество и т. п., выполняющих определенные общественные функции.

Руководители низового звена — это младшие начальники. Этот уровень управления находится непосредственно над рабочими и другими производственными рабочими. Они обеспечивают непрерывность производственного процесса и отвечают за использование оборудования, сырья и трудовых ресурсов. Типичной должностью на этом уровне является мастер, мастер смены, старший мастер, начальник производственного участка. Этот уровень руководства непосредственно соприкасается с рабочими. Работа здесь характеризуется большим разнообразием и краткостью задач. Руководители этого звена затрачивают много времени на общение с подчиненными и мало общаются с вышестоящими руководителями. Работу руководителей низового звена координируют и контролируют руководители среднего звена. Типичными должностями этих руководителей являются начальник смены, сменный инженер, начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Общие признаки, характеризующие работу этих руководителей выделить очень трудно. В основном характер работы руководителе этого звена определяется содержанием работы вверенного ему под разделения. Так, например, работа начальника производственного отдела на промышленном предприятии главным образом сводится к координации и управлению руководителями низового звена. Занимается он также анализом данных о ходе производственного процесса производительности труда, налаживанием связей между производственными подразделениями. Руководители среднего уровня выполняют работу по связи между руководителями низового и высшего звена. Они аккумулируют информацию о ходе производственного процесса, отрабатывают и анализируют ее, придают ей удобную форму для принятия решений руководителями высшего звена, 0т 70 до 90% рабочего времени руководители среднего звена проводят в устном общении. Относительно малочисленную группу составляют руководители высшего звена. На производстве — это директор завода, генеральный директор объединения, президент и вице-президент корпорации, на Уровне государства — это министры, в университете — ректор, проректор. Это люди, которые принимают самые ответственные решения в организации. На этом уровне ценятся личности, которые своими управленческими качествами могут повлиять на весь облик любой организационной структуры. Руководители высшего звена в течение рабочего дня выполняют огромную по масштабам управленческую работу в напряженном темпе. Они, как правило, живут своей работой. Их рабочий день никогда не кончается. И в домашних условиях их мысли направлены на поиск вариантов повышения эффективности возглавляемой ими организации.

13 стр., 6279 слов

Курсовая работа стили управления в организации

... словаре по управлению сказано что «стиль управления – совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности» По Мескону, стиль руководства – это обычный ...

2. Имидж менеджера

2.1 Портрет современного менеджера

В работе руководителя много привлекательных сторон: она предоставляет большие возможности для развития личности, придает человеку достоинство, является захватывающей и увлекательной. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив. В прошлом на должность менеджеров старались подобрать людей с ярко выраженным диктаторским характером, поскольку рабочие были в большинстве своем покорной, малообразованной, безликой массой и наилучшим способом обращения с ними считалось принуждение. В этих условиях формула действий была следующей: “бизнес – есть бизнес, работай, не рассуждая”.

С пониманием того, что рабочих надо не принуждать к труду, а поощрять, изменились требования и к управляющим. Главным их достоинством стала способность играть роль «главы семьи», который по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: “твердость, но справедливость”. Все это, безусловно, помогло снять многие проблемы, особенно антагонизм между рабочими и менеджерами. Кризисные ситуации, все больше и больше потрясавшие западную экономику, потребовали от управляющих новых качеств. Просто уживаться с людьми было уже недостаточно. Взаимодействие нужно было обеспечивать надежной материальной базой, которую, в свою очередь, создавал надежный бесперебойный сбыт товаров. Это дополнительно потребовало от менеджера еще и маклерских способностей. И, наконец, сегодня фирмы выросли настолько, что единоличное управление ими стало практически невозможным. Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глав корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого – координировать деятельность группы менеджеров.

34 стр., 16873 слов

Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе малого бизнеса

... стиля руководства в коллективе. 4. Рассмотрим особенности влияния стиля руководства на психологический климат в команде малого бизнеса. 5. Провести исследование влияния стиля руководства на психологический климат в коллективе, провести статистическую обработку данных и интерпретировать полученные результаты. 6. Представить соответствующие выводы и рекомендации. Структура работы ...

Выполняя эту обязанность, современный менеджер выступает в нескольких лицах.

Во-первых, — это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей.

Во-вторых, — это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.

В-третьих, — это дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.

В-четвертых, — это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив, и направляющий его развитие в нужное русло.

В-пятых, — это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.

В-шестых, — это просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых:

— организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;

— распределение заданий и инструктаж подчиненных;

— контроль за ними; подготовка и чтение отчетов;

— проверка и оценка результатов работы;

— ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии;

— выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений;

— решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных;

— знакомство с текущей корреспонденцией;

— ответы на звонки и прием посетителей;

— проведение собраний и представительство;

— заполнение форм отчетности;

— ведение переговоров;

— повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются высоким разнообразием (до 200 видов действий в день), разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это — партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов, или собственных соображений, кратко излагать мысли. Ставя какую-то проблему, лучше всего сразу же предложить вариант ее решения, чтобы босс не занимался ею от начала и до конца. Вообще, лучше всего большую часть его работы взять на себя – он этого не забудет. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным – от них, как известно, в решающей степени зависит судьба менеджера. И, наконец, менеджер постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.

Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Эту роль может играть номинальный глава фирмы, обеспечивающий ее, вдохновляющий действия людей, направленные на лидерское достижение целей фирмы; коммуникатор, создающий возможность надежных непрерывных контактов между сотрудниками.

Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. Эту роль может играть контролер, следящий за работой подчиненных, сравнивающий ее с поставленными целями. Ее может взять на себя распространитель идей, который в курсе всех изменений, влияющих на работу сотрудников, информирующий их об этом, разъясняющий политику фирмы. Это и представитель, разъясняющий значение и характер проблем другим подразделениям или партнерам.

В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.

2.2 Имидж менеджера

Имидж – весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлений, стремлении быстро понять смысл и сущность явления. Он определенным образом влияет на эмоции, поведение и отношения личности или групп, а следовательно, на их предпочтения и выбор. Одна из важных его характеристик – это стереотипность.

Внешняя привлекательность менеджера оказывает существенное влияние на впечатление, которое возникает у людей в результате зрительного восприятия. Общеизвестно, что во время деловых встреч весьма трудно вести серьезные переговоры с представителем фирмы, который одет небрежно или явился в офис в стоптанных башмаках. И хотя его одежда может быть далеко не дешевой, но неряшливость подсознательно оказывает отрицательное воздействие на восприятие такого предпринимателя.

Рассмотрим внешнюю привлекательность делового человека более подробно, начиная с характеристики ее слагаемых, основными из которых являются: умение выбирать и носить одежду, прическа, постановка элегантных манер, выразительность мимики, жестов и осанки.

3. Стили руководства менеджера

3.1 Классификация стилей руководства

Существует несколько классификаций стилей руководства.

Следует заметить, что по отношению к некоторым людям и в некоторых ситуациях традиционный стиль руководства оказывается более эффективным, чем современный: если подчиненный не делает ничего, что заслуживало бы похвалы, то ему надо указать на его ошибки и определить пути их устранения. Однако при достижении им первых же хороших результатов его следует похвалить.

Деловой стиль руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самое важное — это интересы дела, конечные цели коллектива. Данный стиль руководства подразумевает максимальное использование следующих качеств руководителя:

* способность ориентироваться на основную цель деятельности коллектива, т.е. целеустремленность, практичность и др.;

* умение выбирать кратчайший путь к достижению цели, т.е. умение аналитически мыслить, деловая активность, смелость; самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу, т.е. умение генерировать идеи, рассудительность, инициативность, способность к оправданному риску, стремление к повышению квалификации; критицизм практического мышления, т.е. умение анализировать и делать выводы, мудрость, гибкость, практичность, наличие здравого смысла; оперативность решений и действий, т.е. умение находить кратчайшие пути решения управленческих задач; самостоятельность, деловая активность, гибкость; умение эффективно и рационально использовать свое время; предвидение новых проблем, умение заниматься ими до того, как их разрешение потребует больших усилий; ориентация на компетентность подчиненных; Бюрократический стиль руководства характеризуется господством формы (т.е. самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами |

|управления производством) и подразумевает наличие следующих признаков: слепая вера в рациональность однажды сложившихся организационных структур и порядка; представление, что абсолютным критерием важности является мнение вышестоящего начальства; удаленность внутренних закономерностей и целей бюрократической иерархии от реальных запросов жизни; отсутствие контроля снизу, неподотчетность трудовым коллективам; стремление переложить ответственность на начальство, результатом чего является безответственность (при этом выше стоящие также стремятся снять с себя ответственность, создавая систему виз и процедуру согласований); оценка работника не по знанию дела, умению найти эффективное, нестандартное решение, а по способности действовать, ориентируясь, прежде всего, на внутренние закономерности функционирования аппарата; затруднение доступа масс к субъектам бюрократического управления; создание ситуации, когда отдельные лица или отдельные организации находятся вне критики (особенно снизу); сужение гласности.

В зависимости от степени проявления коллегиальности и единоначалия можно выделить три основных стиля руководства: авторитарный (автократический), демократический и либеральный, которые, однако, редко встречаются в «чистом виде».

— это использование приказов, указаний, распоряжений, не предполагающих возражений со стороны подчиненных. Руководитель сам определяет, кому, что, когда, как делать, дает команды и требует докладов об их исполнении. Авторитарный стиль руководства используется в чрезвычайных ситуациях — в военной обстановке, при возникновении различного рода природных или техногенных катастроф. Кроме того, некоторые работники, которые не любят самостоятельно принимать решения, предпочитают именно авторитарный стиль руководства.

Основная потребность автократа — находиться в центре внимания руководимой им группы, ему должна принадлежать вся власть без остатка, и он сам решает все вопросы — мелкие и крупные. Его указания кратки, строги, порой имеют угрожающий подтекст. На его взгляд, подчиненные чересчур пассивны, постоянно нуждаются в указаниях, а если высказывают свою точку зрения, то посягают на его авторитет. Такой авторитет, зачастую формальный, автократ старается поддержать и внешними атрибутами власти: обращается к подчиненным подчеркнуто официально, вводит дополнительные формальности для посетителей.

Он предпочитает послушных работников, невзирая на наличие у них необходимых знаний.

Отрицательные качества автократа особенно проявляются в том случае, когда руководителю не хватает организаторских способностей, общей культуры, профессиональной подготовленности. В данных обстоятельствах такой руководитель может превратиться в самодура.

Достоинствами руководителя-автократа являются молниеносная реакция, энергичность, решительность, быстрота принятия решений, настойчивость. Они уверены в себе и не сомневаются в своих способностях руководить коллективом.

Демократический стиль руководства подразумевает доброжелательные советы, поручения в виде просьб, активное участие подчиненных в выработке управленческих решений. Это наиболее эффективный стиль руководства, ибо он воспитывает в подчиненных инициативу, творческое отношение к труду, чувство ответственности, сопричастности.

Руководитель-демократ не командует, а воодушевляет, не инструктирует, а советует. Работники чувствуют себя не столько подчиненными, сколько сотрудниками, ответственными за выполняемую коллективом работу. Прежде чем принять решение, руководитель-демократ старается обсудить его с сотрудниками, систематически информирует их о положении дел в коллективе, не скрывая ни успехов, ни трудностей, правильно реагирует на критику в свой адрес, никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства, не избегает ответственности за собственные решения или ошибки подчиненных, свои указания формулирует четко и убедительно.

Либеральный стиль руководства — это невмешательство руководителя в работу подчиненных, по крайней мере до тех пор, пока сами подчиненные не попросят у руководителя совета. Такой стиль допустим лишь в тех ограниченных случаях, когда подчиненные по уровню своей квалификации выше руководителя или равны ему и при этом не хуже него знают основные производственные задачи коллектива. Либерал не демонстрирует свое руководящее положение, к подчиненным обращается подчеркнуто вежливо, что, безусловно, импонирует подчиненным. Однако руководитель-либерал не слишком активен в работе, нерешителен, легко поддается чужому влиянию, готов отказаться от только что принятого решения, в сложных ситуациях не проявляет принципиальности и последовательности. На предприятии, руководимом демократом, активность работников постоянна, независимо от того, присутствует ли на своем рабочем месте начальник. Совсем другая картина в организации, руководимой автократом: стоит ему удалиться, как трудовая активность резко падает; столь же резко она возрастает сразу после его возвращения. А на предприятии, управляемом либералом, отсутствие руководителя только поощряет трудовую активность, с его возвращением она катастрофически падает — очевидно, такой начальник попросту мешает работать.

Автократ приемлем, терпим в сложных и динамичных условиях, но вряд ли стоит доверять ему руководство творческими, педагогическими, научно-исследовательскими коллективами и особенно общественными организациями. Либерала же нецелесообразно назначать руководителем коллектива, где возникает необходимость принимать и энергично выполнять решения, рисковать. Итак, из трех основных стилей руководства предпочтение следует отдать демократическому стилю. Автократический стиль целесообразен лишь в исключительных случаях (аварийная ситуация, особый склад характера подчиненного и т.п.), а либеральный может применяться лишь в виде исключения по отношению к отдельным подчиненным особо высокой квалификации — в иных случаях он может привести к анархии, резко снизить эффективность управления. При наличии авторитарного стиля, как уже говорилось, упор делается на административные методы руководства, т.е. на распорядительную деятельность руководителя; при наличии демократического стиля — больше на социально-психологические методы руководства, т.е. на умение контактировать с людьми, воодушевлять их на производительный труд; при наличии либерального стиля — на организационные методы, т.е. на четкое регламентирование прав и обязанностей работников, которые они должны реализовать без непосредственного вмешательства самого руководителя.

Заключение

В нашей стране профессия «менеджер» по-прежнему остается одной из самых популярных и, что даже более важно, одной из наиболее востребованных. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы. По сравнению с другими видами труда имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средств. Менеджеры делают человеческие, финансовые, физические ресурсы максимально продуктивными. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения.

В процессе работы менеджеру приходится выполнять множество функций:

результатов работы;

Организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы

Ознакомление с новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений

Ведение переговоров.

Менеджеры самый дорогой ресурс и быстрее всего обесценивается. Нужны годы, чтобы построить менеджерскую команду, а разрушить ее можно в одночасье. Растут вложения в менеджеров и требования предприятий к ним. Эти требования удваиваются с каждым поколением.

Быть менеджером – значит разделять ответственность и за успехи, и за просчеты предприятия. Человек, от которого нельзя ожидать такой ответственности, — не менеджер.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/direktor-obrazovatelnoy-organizatsii-kak-menedjer-lider/

1. Интернет ресурсы www.geum.ru

2. Ларионов В.Г., Мельников О.Н. «Портрет современного менеджера”

3. журнал «Российское предпринимательство» № 5 2001

4. Ларионов В.Г., Мельников О.Н. “Имидж менеджера”

5. Основы менеджмента учеб. пособие для сред.-спец. учеб. заведений / В.Р. Веснин. — М. : Элит, 2001. — 440 с.

6. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. — 2002. — С. 368.

7. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/ Под ред. А.А. Радугина

8. Менеджмент в организациях: Учебное пособие, Саймон Герберт А., Смитбург

9. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. 10. Интернет ресурсы www.geum.ru