Исследование систем управления

Контрольная работа

Вопрос 32. Классификация направлений исследований систем управления

Метод исследования — это средство познания, способ проведения исследования для достижения определенного результата. Когда у организации возникает проблема, она исследует ситуацию, которая привела к проблеме. Для проведения необходимого исследования специалисты, ответственные за решение данной проблемы, выбирают, исходя из своего опыта, знаний, имеющейся информации, характера проблемы, метода исследования. Правильный метод определит, будет ли получен надежный результат.

Все существующие методы исследования могут быть объединены в две большие группы:

  • методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов;
  • частные методы исследования.

Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов, — это методы, основанные на выявленных и обобщенных мнениях экспертов. К ним относятся: метод «мозгового штурма», метод экспертной оценки, метод типа «Delphi», метод типа «сценарий», SWOT-анализ, метод типа «дерево целей».

Методы частных исследований — это методы, основанные на логических и методологических методах анализа эмпирических данных при выдвижении научных гипотез. Это эксперимент, наблюдение, опрос, анализ документов.

Игнатьева А.В. и Максимцев М.М. выделяют 3 группы методов:

Первая группа — методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации, — включает: метод «Мозговой атаки», метод типа «сценариев», метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа «Дельфи», методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и ряд других методов.

Вторая группа — это методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей для исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

  • аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
  • статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной математики, использующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);
  • логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);
  • графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).
    8 стр., 3802 слов

    Методы исследования в менеджменте

    ... - классифицировать и охарактеризовать методы, используемые в управлении. Объектом исследования являются: методы исследования в менеджменте. Объект исследования: классификация и обобщение методов исследования систем управления. 1. Понятия и классификация методов исследований в менеджменте 1.1 Понятие метода и методология исследования в менеджменте Методология - это ...

К третьей группе относятся «комплексированные» методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, и др. Они были сформированы путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма»)

Этот метод используется при поиске решений в недостаточно изученной области, при выявлении новых направлений решения проблемы и при устранении недостатков в существующей системе.

Выделяют формы применения метода «мозговой атаки»:

1 – обычное заседание. Проводится собрание, во время которого руководитель поочередно задает вопросы участникам собрания, которые называют проблемы, отрицательно влияющие на эффективность работы предприятия или подразделения. В конце встречи составляется список вопросов, который затем публикуется для всеобщего ознакомления. В случае неэффективного процесса выдвижения идей заседание переносится на другой день

2 – проведение заседания по круговой системе. Составляются подгруппы, состоящие из 3-4 человек. Каждый член группы записывает на бумаге 2–3 идеи, которыми затем обменивается с другими членами группы.

Выдвинутые идеи изучаются другими участниками и дополняются новыми. В каждой подгруппе осуществляется трехкратный обмен идеями, по окончании которого составляется сводный список предложенных идей. Списки подгрупп затем отправляются группе для просмотра. У данной формы применения метода «мозгового штурма» можно выделить следующие достоинства:

  • групповое мышление порождает больше новых ценных идей, чем сумма индивидуальных независимых предположений.
  • повышает эффективность участвующих за счет письменной формы изложения идей;
  • исключает ожидание своей очереди в процессе выдвижения идей;
  • позволяет совершенствовать предоставленные идеи и на основе их разрабатывает новые.
  • тренирует умственные способности участников
  • дает возможность получить новые неожиданные видения рассматриваемой проблемы
  • позволяет с большим доверием относиться к выдвинутым идеям.

При выполнении метода «мозгового штурма» активность участников увеличивается за счет письменной формы изложения идей, исключено ожидание своей очереди в процессе изложения идей, представленные идеи совершенствуются и разрабатываются новые их.

При этом стоит учитывать, что существует запрет на критику продвинутых идей, предлагаемые идеи оцениваются после «мозгового штурма». Среди предложенных идей, прежде всего, приветствуются оригинальные и необычные идеи, выраженные экспромтом, вероятность появления ценных идей зависит от количества — чем больше, тем лучше. Предпочтения отдаются комбинированным (соединение нескольких идей в одну) и усовершенствованным идеям (развитие уже высказанной идеи).

31 стр., 15460 слов

Разработка управленческого решения на основе метода мозгового штурма

... методом «мозгового штурма». Цель моего курса - проанализировать теоретические положения и методологические основы применения метода «мозгового штурма» в процессе принятия решений для достижения целей организации. мозговой штурм управленческое решение 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 1.1 Понятие принятия управленческого решения Решение ...

При выдвижении новых идей должна соблюдаться цепная реакция; участники «мозговой атаки» могут выступать несколько раз, но каждый должен высказывать не больше одной идеи для лучшего ее восприятия; высказанные идеи не имеют авторов, так как идея могла ранее «мысленно принадлежать» любому участнику.

Организация метода «мозговой атаки» осуществляется методике. На первом этапе формулируется задача на основе 2 положений: что нужно достичь в итоге и что мешает достижению цели. Решаемая внутренняя проблема должна быть простой и конкретно сформулированной для максимальной эффективности генерируемых идей. Сложная задача требует предварительного расчленения на составные части. Для рассмотрения данной задачи формируется творческая группа, состоящая из 5-7 человек (но не меньше 3).

Творческая группа в своем составе имеет 2 подгруппы:

1–постоянное ядро, состоящее из руководителя группы и сотрудников, легко генерирующих идеи. В обязанности руководителя входит: определение задачи, которая будет решаться с помощью «мозгового штурма», осуществление подбора и обучения участников необходимым приемам работы, обеспечение деятельности участников сеанса, оценивание выдвинутых идей, подведение итогов штурма.

Руководитель должен быть творчески активным, относиться доброжелательно к идеям, высказанным другими людьми, иметь авторитет среди творческой группы, сочетать в себе положительные качества генератора и аналитика, обладать скоростью реакции, хорошими аналитическими способностями. Приглашаются временные участники в зависимости от характера решаемой проблемы.

Приглашение на заседание высылается за 2-3 дня, вместе с письменной или устной информацией по вопросам повестки дня. Основная информация о решаемой проблеме может быть предоставлена ​​участниками непосредственно перед ее возникновением. Продолжительность сеанса 25-30 минут. Продвинутые идеи, предлагаемые решения и их улучшения фиксируются в протоколе. Все идеи высказываются короткими фразами. Предпочтения отдаются количеству, а не качеству. Во время проведения данного метода руководителю следует обратить внимание на все мелочи, пусть даже несущественные: создание дружеского ненапряженного микроклимата (шутки, чай, кофе).

В первую очередь необходимо представить всех новичков. Благоприятная доброжелательная обстановка поспособствует уравновешенному психологическому состоянию людей.

Метод обратной «мозговой атаки», Метод экспертных оценок

Этот метод особенно эффективен в условиях большой неопределенности среды, в которой работает исследуемый объект, недостатка времени и ситуаций, недостаточной надежности теоретических основ.

Методы экспертной оценки применяют при решении задач: составления перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени; определения наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; определения целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; определения альтернативных вариантов решения задач с оценкой их предпочтительности; альтернативного распределения ресурсов для решения задач с оценкой их предпочтительности.

Процесс организации экспертизы может быть разделен на этапы: составление руководящего документа, — в нем указываются основные положения проведения экспертизы; цели; задачи по ее выполнению; состав и обязанности рабочей группы и группы экспертов; ресурсы, необходимые для обеспечения работ и сроки выполнения работ; подбор рабочей и экспертной групп, разработка методики проведения опроса (при необходимости).

41 стр., 20249 слов

Методология и методы принятия решения

... некоторые методологические основы. 1. Методология и методы принятия решения 1.1. Процесс и процедура принятия решений Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться ... потребность в конкретной информации для принятия решения. Принятие решений присуще любому виду бизнеса, и от этого может зависеть производительность человека, группы людей или всего населения ...

Две группы принимают участие в проведении экспертизы: рабочая группы, которая состоит из организатора, специалиста-системотехника и технического работника и экспертная группа, т.е группа, мнения экспертов которой станут основой принятия будущих решений.

На этом этапе определяются место и время проведения опроса, задачи, форма опроса, порядок регистрации и сбора результатов, состав необходимых документов. В зависимости от имеющегося времени на проведение экспертизы, сложности рассматриваемой проблемы, участвующих специалистов можно выделить проведения опроса:

— индивидуальный – максимально используются способности и знания каждого специалиста и групповой (коллективный) – позволяет экспертам обмениваться мнениями и на их основе скорректировать свою оценку. Но при таком методе опроса может появиться сильное влияние власти на специалистов.

— личный (очный) – опрос осуществляется при непосредственном контакте, например, интервьюера и эксперта и заочный – одним из распространенных примеров данного метода опроса является пересылка анкет. Здесь нет прямого взаимодействия между интервьюером и экспертом.

  • устный, например, интервью и письменный, например, заполнение анкеты
  • открытый – процесс опроса и его результаты могут быть изучены другими экспертами и скрытый – высказанные идеи и решения экспертов являются тайными

Обработка данных опроса экспертов может быть осуществлена 2 способами: проверкой согласованности мнений экспертов (или классификацией, если нет согласованности) и усреднением мнений экспертов внутри согласованной группы.

При фиксации результатов работы проводится анализ результатов, полученных в ходе проверки, на основании чего составляется отчет. После обсуждения и утверждения полученных результатов результаты проделанной работы предоставляются клиентам экзамена.

При формировании экспертной и рабочих групп необходимо предъявлять требования к экспертам:

  • выдвигаемые экспертами оценки должны быть стабильными во времени
  • при введении дополнительной информации экспертная оценка должна улучшаться, но она не должна принципиально изменяться от первоначально сформулированной оценки
  • эксперт должен быть признанным специалистом в изучаемой области знания
  • у эксперта должен быть опыт участия в подобных экспертизах

— мнения экспертов должны быть устойчивыми. Стабильность определяется характером ошибок, которые могут допустить эксперты во время экзамена. В связи с этим различают систематические ошибки, которые характеризуются устойчивым положительным или отрицательным отклонением от истинного значения, и случайные ошибки, когда экспертные значения характеризуются большим разбросом.

Метод «Дельфи»

Данный метод был разработан О.Хельмера и его коллег, изначально был создан с целью научных и технических предсказаний будущего. В основе его лежит принцип повышения уровня достоверности информации, получаемой от группы экспертов, т.е. коллективных экспертных оценок. Метод «Дельфи» разделен этапы:

12 стр., 5855 слов

Методы исследования систем управления

... и угрозам внешней среды [19]. Эксперимент рассматривается как частный метод исследования. Эксперимент - это метод исследования системы управления при определенных условиях ее функционирования, которые ... эксперимент, наблюдение, опрос, анализ документов [9]. Игнатьева А.В. и Максимцев М.М. выделяют 3 группы методов: Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных экспертов, ...

  • формирование рабочей группы, которая занимается организационными вопросами: представляет информацию экспертам для оценки;
  • собирает, обобщает оценки экспертов и др.;
  • организация экспертной группы, когда определяется количество, состав экспертов.
  • составление анкеты, вопросы которой должны допускать формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят из основных и вспомогательных вопросов, условий экзамена.
  • непосредственное проведение опроса. На этом этапе экзаменационные задания формулируются перед каждым экспертом.

Затем каждому эксперту выдается анкета, вопросы которой должны давать индивидуальную, независимую и аргументированную оценку. На основе заполненных анкет выявляются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Среди экспертов всегда есть разногласия, причины которых выясняются на данном этапе.

Результаты оценок, предоставленных каждым экспертом, и результаты подготовки заключений доводятся до сведения каждого из экспертов. Основываясь на полученных результатах, эксперты могут изменить свою собственную оценку, или они могут поддержать ее или критиковать оценки других экспертов. Обычно это делается за 2-3 хода, пока не произойдет совпадение мнений, которые и будут результатами поиска. Второй опрос проводится с целью устранения недоразумений и доведения мнения коллег до сведения экспертов.

Использование метода «Дельфи» определяется его достоинствами: уменьшение влияния конформизма, исключение спора с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно; устранение конфликтных ситуаций; анонимность экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами.

Метод «сценариев»

Он способствует выработке решения проблемы путем выявления всех возможных препятствий и выявления серьезных недостатков. Сценарии основаны не только на рассуждениях, но и на результатах технического или статистического анализа, характеристиках и показателях объекта исследования.

Сценарий — описательный материал, необходимый для работы над разработкой объекта исследования. Составление сценария разделено этапы:

  • формулировка вопроса: собирается и изучается вся базовая информация, выявляются все внутренние проблемы, формулируется точный вопрос исследования.
  • определение сфер влияния – изучается влияние окружения на будущую ситуацию.
  • установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию.

— введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, которые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. В сценариях следует учитывать события, которые могут иметь наиболее значительное влияние.

  • определение последствий – определяется уровень воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения
  • принятие решения – на основе выбранного варианта решения вопроса исследования выбираются методы по претворению его в жизнь.

К разработке сценария привлекаются ведущие специалисты изучаемой области знаний с привлечением специалистов по системному анализу при подготовке сценария. Специалисты по системному анализу при изучении объекта исследования выполняют выявляют общие закономерности системы; анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей; определяют источники этих факторов; анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации; создают вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответствующей проблемы.

10 стр., 4689 слов

«Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении ...

... пройденным темам. - Журнал исследований или тетрадь (альбом) для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы. Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе Сентябрь ... наблюдения за водой, за ростом растений). По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными: - констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или ...

Метод SWOT-анализа

Этот метод заключается в анализе данных о внешней и внутренней среде и установлении связей между ними с последующим их объединением в единое целое. Столь детальное изучение влияния на организацию различных факторов необходимо для адаптации организации к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.

SWOT-анализ помогает ответить на вопросы:

  • использует ли копания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии; если компания не имеет отличительных преимуществ, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
  • являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и(или) они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя их соображений?
  • какие благоприятные возможности дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?

Метод «дерева целей» более подробно будет рассмотрен в вопросе 16 ниже.

Эксперимент

Применение данного метода имеет следующие достоинства:

  • по желанию исследователя изучаемый объект может не только наблюдаться, но и воспроизводиться;
  • в искусственно созданных условиях могут выявиться новые свойства изучаемого объекта, которые нельзя увидеть в реальных условиях;
  • искусственно созданные условия позволяют исключить неблагоприятные факторы, которые могут затруднить процесс изучения;
  • эксперимент позволяет использовать различные приборы и инструменты для исследования объекта, которые не могут быть использованы в реальных условиях;
  • эксперимент можно повторять столько раз, сколько требуется для исследования.

Все эксперименты можно классифицировать по их основе. Эксперименты, в основе которых лежать разные цели делятся на:

  • исследовательские (поисковые) – эксперименты, целью которых является обнаружение новых, неизвестных науке явлений или их новых, неожиданных свойств;
  • проверочные (контрольные) – эксперименты, проведение которых необходимо для проверки теоретического предсказания или теоретической гипотезы.

В этой группе экспериментов различают: подтверждающий эксперимент, цель которого – подтверждении теоретической гипотезы; опровергающий эксперимент, необходимый для подтверждения одного теоретического предсказания и опровержение другого, совершенно противоположного предсказания.

6 стр., 2730 слов

Формы организации исследования систем управления

... определяется формой исследовательской организации. При этом выбор наиболее рациональной формы в каждом конкретном случае непосредственно зависит от целей исследования и ... деятельностью многочисленных независимых консалтинговых органов в странах с рыночной экономикой, что является одним из признаков гражданских общественных отношений. Управленческое консультирование относят к методам исследования. ...

По условиям проведения эксперименты делятся на:

  • лабораторные – эксперименты, проводимые в специально созданных искусственных условиях с целью исключения влияния неблагоприятных факторов. Это позволяет экономить материальные и временные ресурсы;

— полевые – эксперимент, проводимые в реальных условиях существования объекта исследования. Преимущество этих экспериментов в том, что результаты более правдивы, но когда они проводятся, не все побочные факторы могут быть приняты во внимание. Они требуют больших временных и материальных затрат.

По полученным результатам эксперименты делятся на количественные – эксперименты, в результате которых получены количественные показатели объекта исследования; и качественные – эксперименты, итогом которых становятся качественные характеристики исследуемого объекта.

По характеру проведения эксперименты разделяются на модельные – эксперименты, проводимые со специально созданной моделью объекта исследования; и реальные– эксперименты, проводимые над объектом исследования в реальных условиях его функционирования при помощи варьирования данных условий. Отдельно выделены мысленные эксперименты, в которых исследуемый объект помещается в воображаемые условия, которые регулируются законами науки и правилами логики. Сенсорные образы или теоретические модели составляют основу этого эксперимента.

Процесс проведения эксперимента состоит из составляющих: разработка программы и плана эксперимента; подготовка проведения эксперимента; проектирование моделей, установок, мероприятий по безопасности и снижению рисков, систем фиксации, сбора, накопления и обработки информационных данных; выполнение экспериментальных работ; анализ результатов эксперимента; обобщение, оценка и разработка рекомендаций по использованию эксперимента.

Наблюдение

Результатом использования этого метода является знание свойств, а также внешних и внутренних характеристик объекта поиска.

Используя данный метод получений информации, исследователь приобретает информацию для построения гипотез; информацию для проверки данных, полученных другими методами; дополнительные сведения об изучаемом объекте.

Наблюдения классифицируются на прямое наблюдение и косвенное. Прямое наблюдение — это прямое наблюдение за объектом, например, за рабочими в процессе производства продукта. Недостатком этого вида исследований является изучение объекта только при определенных условиях. Следовательно, полученные данные могут не соответствовать характеристикам этого объекта в целом. Присутствие наблюдателя также может повлиять на результат наблюдения. Косвенное – наблюдение, осуществляемое посредством изучения результатов поведения, например, изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в процессе труда;

  • По степени информированности объекта исследования о наблюдении различают открытое наблюдение, в процессе проведения которого объект исследования знает, что за ним происходит наблюдение;
  • и скрытое наблюдение, при котором объект исследования не знает о проводимом наблюдении;
  • По уровню формализации данного метода исследования наблюдение делят на – наблюдение, проводимое по заранее разработанному детальному плану, в котором может определяться, например, объект исследования, место проведения наблюдения, необходимое время для проведения наблюдения;
  • – наблюдение, на основе общих понятий о проводимом исследовании. В процессе его реализации фиксируются все виды поведения поискового объекта.

По условиям трубопровода различают полевые наблюдения, проводимые на объекте исследования в естественных условиях его эксплуатации, и лабораторные наблюдения, проводимые на объекте исследования, помещенном в искусственно созданные условия.

19 стр., 9045 слов

Организация как система и объект управления

... достижения. Тема курсовой работы является актуальной. Цель работ - изучение организации как системы и объекта управления. Задачи исследования: 1) изучить теоретические аспекты организации как системы и объекта управления; )представить организационно-экономическую характеристику предприятия; )охарактеризовать организацию как систему и объект управления ...

При проведении наблюдения его разбивают этапы: определяется цель проведения наблюдения, объект и предмет наблюдения; собирается необходимый материал для проведения наблюдения; определяется способ наблюдения; проводится наблюдение, которое способствует получению необходимых данных.

При проведении наблюдения необходимо руководствоваться правилами:

  • элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально дробно;
  • один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стандартных, конфликтных и т.п.
  • различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность и т.п.)
  • описание событий не смешивают с интерпретацией.

Выделяют 2 вида трудностей проведения наблюдения:

  • субъективные – трудности, связанные с личностью наблюдателя. Они возникают из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, имеющегося опыта, преобладающих предпочтений наблюдателя.
  • объективные – трудности, появляющиеся в процессе наблюдения, не зависящие от наблюдателя.

Они могут возникнуть из-за нехватки временных ресурсов, невозможности соблюдать некоторые факторы.

Опрос – вопросно-ответный метод сбора информации об объекте исследования, которая собирается посредством обращения к опрашиваемым людям с определенными вопросами, которые содержат проблему исследования. В основе этого метода стоит человек (респондент), который становится источником получения информации. Для получения информации об исследуемом объекте респонденту задаются вопросы. С помощью этого метода можно получить черты объекта исследования, не поддающиеся прямому наблюдению и скрытые от внешнего глаза. При проведении опроса необходимо руководствоваться правилами:

  • респондент должен знать, кто и с какой целью его опрашивает, быть заинтересованным в проводимом опросе и выдачи неложной информации;
  • вопросы должны быть понятны и иметь один смысл;
  • вопросы должны быть сформулированы без грамматических и лексических ошибок, отвечать уровню культуры респондента и быть неоскорбительными для него.
  • вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы респондент мог дать на него точный и аргументированный ответ;
  • вопросы не должны нести интеллектуальную и психологическую перегрузку;
  • все варианты ответов должны быть равносильными по отношению друг к другу.;
  • исследователь не должен влиять на выбор ответа респондента

Данный метод исследования имеет следующие достоинства: позволяет собрать статистическую и документальную информацию о слабо обеспеченном объекте исследования; исследует объекты, которые малодоступны прямому наблюдению; обеспечивает высокий уровень стандартизации путем задавания респондентам одних и тех же вопросов и предоставления одинаковых вариантов ответов на них; позволяет экономить материальные и временные ресурсы.

13 стр., 6244 слов

Основные цели управления персоналом

... как объекта управления состоит в определенной взаимосвязи деятельности работников за счет общих целей, что характеризует их как коллектив. В качестве субъектов управления персоналом выступают группа специалистов, выполняющих соответствующие функции ... Основная цель управления персоналом - внести вклад в прибыль организации, которая достигается за счет обеспечения организации высококвалифицированными ...

Обработка результатов основана на применении методов математической статистики и программ, применяемых на персональных компьютерах.

Существует 2 основных типа опросов: анкеты — письменный опрос и интервью — устный опрос.

Метод анализа документов

Традиционный анализ документов заключается в изучении содержания документов: их авторов, цели создания, форм и типов, достоверности документов, достоверности используемой информации. Данный метод используется при анализе функциональных обязанностей в сочетании с анализом приказов о поощрении; справок по результатам проверки деятельности подразделений; писем, жалоб, приходящих в аппарат управления.

Формализованный анализ документов (контент-анализ) – метод сбора данных при помощи количественного описания имеющейся информации в документах. Анализу подвергаются различные источники информации: официальные документы организации (устав, указ, приказы и др.); логотипы, эмблемы, видеозаписи, газетные и журнальные статьи, фотографии и др. Этот метод основан на процессе кодирования информации с целью получения количественной информации о содержании документа. Контент-анализ разделен на стадии:

— определение системы категорий анализа, т.е смысловых единиц, которые находятся в тексте. При этом необходимо определить систему семантических единиц таким образом, чтобы она соответствовала решению поисковых задач, отражала смысл основных концепций исследования, была достоверной, ее компоненты исключали друг друга.

  • выбор единицы анализа текста, в качестве которой могут выступать: слово, предложение, тема, идея, автор, персонажи, социальная ситуация, часть текста.

— установление единицы отсчета – количественный критерий единицы анализа, которая позволяет зафиксировать частоту появления единиц анализа в исследуемом документа. В качестве единиц отсчета могут выступать: количество определенных слов, число красных строк, общее число строк, число букв в абзаце и т.д. Результаты проведенного контент-анализа могут обрабатываться разными методами: методами статистической группировки, методами классификации.

Формализованные методы . Для описания систем управления на практике используется ряд формализованных методов, которые в разной степени обеспечивают изучение функционирования систем во времени, изучение схем управления, состава подразделений, их подчиненности и т.д., с целью создания нормальных условий работы аппарата управления, персонализации и четкого информационного обеспечения управления. Есть много типов моделей: графики и таблицы, физические модели, логические и математические выражения, модели машин, имитационные модели.

Сетевой метод формализованного представления систем управления

Модели сетевого планирования и управления (СПУ) характеризуются

  • системным подходом при создании новых или модернизации уже сложившихся систем управления. При таком подходе разработка рассматривается как единый непрерывный процесс взаимосвязанных операций, направленных на достижение единой цели;
  • возможностью алгоритмизировать расчет основных параметров сети (продолжительность, трудоемкость, стоимость и др.);
  • большей по сравнению с другими моделями унифицированностью и, как следствием этого, значительно меньшими затратами на разработку и внедрение.

Использование сетевых методов особенно эффективно при разработке сложных систем, когда в разработке задействовано большое количество художников. Как бы сложно ни описывалась система с помощью сетевых моделей, правила построения сетевых диаграмм, алгоритмы их расчета, машинные программы остаются неизменными.

Вопрос 16. «Дерево целей» как процедура системного анализа

Системный анализ — это комплекс исследований, направленных на выявление общих тенденций и факторов развития организации и разработку мер по совершенствованию системы управления и всей производственной и хозяйственной деятельности организации .

Анализ системы позволяет выявить целесообразность создания или улучшения организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации работы, которые использовались ранее. Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления. Конечной целью является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.

Среди всех компонентов внутренней организации особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Определение целей функционирования является одним из наиболее важных этапов проектирования системы управления. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синергии (от греч. συνεργία Synergos — (syn)вместе (ergos) действующий, действие) из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации.

Количество и разнообразие целей и задач деятельности предприятия настолько велико, что без системного подхода к определению их состава трудно рассчитывать на эффективность функционирования любой организации, независимо от её размеров, специализации, вида и формы собственности. Для того чтобы понять причины важности целей для организационной деятельности, необходимо определить понятие цели и ее функции.

Определим цель как

  • цель есть определенный мотив (или потребность).

    Справедливо утверждают, что цель относится к мотиву как стакан воды — к утолению жажды. Одна цель может удовлетворять несколько потребностей, как одна потребность может удовлетворяться через разные цели;

  • цель образуется при встрече мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), т.е.

при оценке способа удовлетворения соответствующей потребности или устремления;

  • цель в деятельности организации не тождественна результату, поскольку даже при достижении цели в реальный результат привносятся другие следствия, не совпадающие с предполагаемым результатом, поэтому достигнутая цель может быть только частью результата;

-выбор цели субъектом существенно предопределен и ограничен индивидуальными предпочтениями, влияниями окружающей среды, побочными целями и т.д. Поэтому целеполагание не есть лишь выражение свободы воли субъекта.

Функции целей организации

1.Когнитивные функции целей. Эти функции, которым, по мнению представителей рациональной школы научного управления и их современных последователей, принадлежит первое место, обобщают распоряжения координирующих органов и концентрируют внимание на анализе альтернатив действий и принятии решений.

2. Распределительные функции. Для реализации целей организации необходимо направлять ресурсы в подразделения оптимальным образом. Наличие целей различного уровня (целей организации, целей подразделений, целей участников организации) ставит проблему их совмещения в ходе производственной деятельности, что заставляет руководителей распределять ресурсы внутри организации.

3. Функции идентификации, т.е. сопоставления собственных членов организации с целями подразделения или организации как целого. В отсутствие этих функций деятельность членов организации теряет смысл. Это в свою очередь может привести к отчуждению и аномии (аномия — от франц. anomie — беззаконие, безнормность — такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно).

4. Функции мотивации. Цели способны мотивировать членов организации в том случае, если последние признают их реально достижимыми, ориентированными на будущее и соотнесенными с собственными потребностями.

5. Функции преобразования. к реализации целей организации неизбежно приводит к пониманию необходимости преобразований различных аспектов организационной деятельности. Особенно это справедливо в отношении организаций, работающих в рыночной среде с высокой степенью неопределенности, когда разрабатываемые цели изначально ориентированы на изменения и инновации.

6. Катектические, или эмоциональные, функции. Цели могут формировать у членов организации различные эмоциональные состояния: эмоциональный подъем или, наоборот, чувства растерянности, неуверенности. Эти побочные функции целей необходимо учитывать, принимая управленческое решение, так как они оказывают значительное влияние на мотивацию членов организации.

7. Символические функции. Определяя цели организации, руководители должны учитывать их влияние на публику (или рядовых потребителей), клиентов фирмы, партнеров, заказчиков, представителей банков. В этом случае цели рассматриваются как визитная карточка фирмы, концентрированное выражение ее замыслов.

8. Идеологические функции. Цели формируют идеологию организации, т.е. объясняют не только, как будут достигнуты те или иные результаты, но и почему возникла необходимость в их достижении.

Классификация целей.