РЕЗЮМЕ Выпускная квалификационная работа по теме «Профилактика эмоционального выгорания у воспитателей дошкольного образования» содержит 59 страниц текстового документа, 4 таблицы, 3 рисунка, использовано 43 источника. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, ФАЗЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение синдрома эмоционального выгорания и методов его профилактики у воспитателей ДОУ. Объектом исследования является феномен синдрома выгорания. Объект исследования — проявление синдрома выгорания в дошкольных образовательных учреждениях и методы его профилактики. В работе проанализирована литература по теме исследования, рассмотрены понятие, симптомы и этапы синдрома эмоционального выгорания; охарактеризованы проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности; описана профилактическая работа с проявлениями синдрома эмоционального выгорания. Проведено диагностическое обследование педагогов, проанализированы диагностические данные; составлена программа психологического тренинга и рекомендации по профилактике синдрома воспитателей ДОУ.
4 СОДЕРЖАНИЕ Введение Теоретические аспекты изучения феномена синдрома эмоционального выгорания Понятие, симптомы и этапы развития синдрома эмоционального выгорания Проявления синдрома эмоционального выгорания в работе педагогов Профилактическая работа с проявлениями синдрома эмоционального выгорания Экспериментальное исследование синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ и методы его профилактики Организация и методы экспериментального исследования. Анализ результатов установочного эксперимента. Описание обучающей программы по профилактике синдрома выгорания у воспитателей дошкольных учреждений. Рекомендации по профилактике синдрома выгорания. Заключение Список использованных источников Приложение А. Программа тренинга профилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ.. 60
5 ВВЕДЕНИЕ В последние годы проблема синдрома эмоционального выгорания стала одной из самых актуальных в науке и практике, так как в современных условиях многие профессии приобретают стрессовый характер. Люди теряют уверенность в надежности работы, стабильности своего социального и материального положения, усиливается конкуренция за престижные и высокооплачиваемые рабочие места. В результате увеличивается умственное и эмоциональное напряжение, связанное со стрессом на рабочем месте и негативно влияющее на межличностные отношения. Эти факторы неизбежно приводят к резкому увеличению числа психических и психосоматических заболеваний, снижению адаптивных функций человека, появлению тревоги, депрессии, зависимости от психоактивных веществ т.е. симптомам эмоционального выгорания [29, с. 87]. Синдром выгорания — это реакция организма, возникающая в результате длительного воздействия профессионального стресса средней интенсивности. Люди с синдромом выгорания обычно имеют сочетание психосоматических, психопатологических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Последствия выгорания также могут проявляться в чисто психологических изменениях личности, когнитивных, эмоциональных, мотивационных и установочных. А это имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности [4].
Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания с коммуникативными ...
... педагогической психологии является исследование и поиск способов профилактики и коррекции эмоционального выгорания среди работников образовательной сферы с учетом специфики их профессиональной деятельности. Можно предположить, что синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением ...
Специфика педагогического общения включает потребность в частых и интенсивных контактах, взаимодействии с различными социальными группами. Такие характеристики деятельности учителя, как высокая динамичность, нехватка времени, перегрузка в работе, сложность складывающихся педагогических ситуаций, неопределенность роли, социальная оценка, являются стрессовыми факторами, постоянно присутствующими в работе учителя учитель.
6 В последние десятилетия проблема сохранения психического здоровья учителей в образовательном учреждении стала особенно острой. Требования общества к личности учителя и его роли в образовательном процессе возрастают. Эта ситуация потенциально содержит усиление нервно-психического стресса человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В связи с большим эмоциональным напряжением профессиональной деятельности дошкольного образовательного учреждения, нестандартными педагогическими ситуациями, ответственностью и сложностью профессиональной деятельности возрастает риск развития синдрома эмоционального истощения. Поэтому актуальность изучения проявлений, коррекции и профилактики эмоционального выгорания у представителей педагогической профессии обусловлена ее высокой социальной значимостью и повсеместной распространенностью этого явления. Цель исследования: теоретическое и экспериментальное изучение синдрома эмоционального выгорания и методов его профилактики у воспитателей ДОУ. Объектом исследования является феномен синдрома выгорания. Объект исследования — проявление синдрома выгорания в дошкольных образовательных учреждениях и методы его профилактики. В соответствии с целью выпускной квалификационной работы, нами были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме; рассмотреть понятие, симптомы и этапы синдрома эмоционального выгорания; охарактеризовать проявления синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности; описать направления профилактической работы с проявлениями синдрома эмоционального выгорания у педагогов.
7 2. Подобрать диагностические инструменты для изучения синдрома выгорания в дошкольных образовательных учреждениях, провести диагностический эксперимент и проанализировать результаты. 3. Составить программу психологического тренинга и рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ. Методы исследования: 1) анализ психолого-педагогической литературы; 2) методы сбора эмпирических данных: опрос, тестирование, констатирующий эксперимент; 3) количественный и качественный анализ результатов. При обследовании педагогов нами использовались следующие методики: опросник на выгорание MBI (авт. К. Маслач, С. Джексон; адапт. Н.Е. Водопьяновой); методика диагностики эмоционального выгорания личности (авт. В.В. Бойко); методика определения психического выгорания (авт. А.А. Рукавишников).
Как выявить цель и задачи исследования дипломной работы. Примеры
... работы. Примеры задач дипломной работы Дипломная работа по экологии: « о зарождении жизни». Задачи : Изучить , касающуюся темы исследования. Рассмотреть все усилие в науке гипотезы о зарождении жизни на ... в период их профессиональной деятельности. Дипломная работа по психологии: Изучение профессиональной ... новейшей разработки по теме исследования, написании эффективных рекомендаций, доказательстве ...
Теоретико-методологической основой нашего исследования явились научные представления о синдроме выгорания (Бойко В.В., Водопьянова Н.Е., Лэнгле А., Маслач К., Орел В.Е., Подсадный С.А., Серегина А.Д. и др.); исследования отечественных авторов по проблеме синдрома профессионального выгорания у педагогов (Борисова М.В., Дубиницкая К.А., Кузнецова Е.В., Сахновская О.С. и др.).
База исследования. Экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Абалаковский детский сад 1 «Солнышко» с. Абалаково Енисейского района Красноярского края. В верификационном эксперименте приняли участие 12 учителей разного возраста и с разным опытом профессиональной деятельности. Исследование проводилось в несколько этапов: Ӏ этап (сентябрь декабрь 2015 г.) анализ литературы по теме исследования; отработка понятийного аппарата, определение цели, объекта и
8 предмета исследования; постановка задач и выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы. ӀӀ этап (январь май 2016 г.) подбор диагностического инструментария и проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов; составление программы психологического тренинга и рекомендаций для воспитателей ДОУ по профилактике синдрома эмоционального выгорания; оформление выпускной квалификационной работы. Практическое значение выпускной квалификационной работы состоит в том, что систематизирован теоретический материал по проблеме синдрома эмоционального выгорания. Получены экспериментальные данные о проявлениях синдрома эмоционального выгорания у воспитателей МБДОУ «Абалаковский детский сад №1« Солнышко». Разработана программа психологического тренинга, направленного на профилактику синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ; составлены рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания. Исследование выполнено по заказу администрации МБДОУ «Абалаковский детский сад №1« Солнышко». Имеется акт о внедрении результатов исследования в практику работы ДОУ. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (43 наименования), приложения. В работе представлено 4 таблицы, 3 рисунка. Объем работы составляет 59 страниц.
9 Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 1.1 Понятие, симптомы и этапы развития синдрома эмоционального выгорания Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х.Д. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи [23].
Программа профилактики эмоционального выгорания медицинских работников
... Цель работы - Изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания. Тема - синдром выгорания в профессиональной деятельности медицинских сестер. Тема - программа профилактики синдрома выгорания у медсестер. Задачи исследования: изучить проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках; определить наличие синдрома эмоционального выгорания у ...
К 1982 г. в англоязычной литературе было опубликовано свыше тысяч статей по «burnout» «эмоциональному сгоранию». Представленные в них исследования носили в основном описательный и эпизодический характер. Количество профессионалов, отнесенных к категории «эмоциональное выгорание», было незначительным. Это были сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций, автор Р. Шваб расширяет группу профессионального риска: это, прежде всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал, политики, менеджеры всех уровней [10, с. 45]. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих специалистов по исследованию «эмоционального сгорания», «деятельность этих профессионалов различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время» [15, с. 7]. В отечественных работах авторы использовали разные варианты перевода английского термина «выгорание»: «эмоциональное выгорание», «эмоциональное выгорание» и «эмоциональное выгорание». Употребляются также термины «психическое выгорание» и «профессиональное выгорание» [31, с. 97]. В психологии феномен «эмоционального выгорания» описан как
10 специфический вид профессионального хронического состояния лиц, работающих с людьми. В настоящее время существует единый взгляд на сущность психического выгорания и его структуру. По современным данным, «психическое выгорание» относится к состоянию физического, эмоционального и психического истощения, которое проявляется в профессиях социальной сферы. Первоначально термин «эмоциональное истощение» определялся как состояние истощения, истощения с чувством собственной никчемности. Затем был детализирован феномен «эмоционального выгорания», в результате чего был выделен его синдром эмоционального выгорания. Так, К. Маслач выделила в нѐм чувство эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация, деперсонализация (тенденция к развитию негативного отношения к клиентам); негативное самовоспитание в профессиональном плане недостаток чувства профессионального мастерства [15, с. 35]. Авторы Б. Пельман и Е. Хартман, обобщая многие определения «выгорания», выделил три основных компонента синдрома: эмоциональное или физическое истощение, деперсонализация и снижение производительности труда. Синдром эмоционального выгорания это «процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы» [10, с. 57]. Эмоциональное истощение проявляется в чувстве эмоциональной перегрузки и ощущении пустоты, истощения своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может бросить работу с таким же энтузиазмом и желанием, как раньше. Деперсонализация связана с возникновением безразличного или даже отрицательного отношения к людям, обслуживаемым данным видом работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные
11 установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Сниженная рабочая продуктивность (или редукция личных достижений) проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как к личности. Исследователь Т.В. Форманюк выделяет как симптомокомплекс эмоционального выгорания следующие проявления: чувство эмоционального истощения, изнеможения; дегуманизация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к субъекту деятельности, негативное самовосприятие в профессиональном плане [32, с. 47]. Ключевыми признаками эмоционального сгорания, по мнению Т.В. Форманюк, являются: достижение индивидуального предела возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, самосохраняясь; внутренний психологический опыт, включая чувства, установки, мотивы, ожидания; негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистрессы, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия. Автор К. Маслач подчеркивает, что выгорание это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» [39].
Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога
... своей работы. Деятельность учителя постоянно связана с общением, подвержена симптомам постепенного эмоционального переутомления и опустошения, которые негативно сказываются на выполнении профессиональной деятельности, ухудшению психофизического самочувствия. Синдром выгорания - это процесс ...
Согласно Г. Селье, основоположнику учения о стрессе, это неспецифическая (т.е. всеобщего действия) защитная реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства [28, с. 39]. Автор определил следующие стадии стресса как процесса: 1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги); 2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);
12 3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
Исследователь Р.М. Грановская отмечает, что стресс обычно развивается так: реакция нарастания стресса. В промежутке между воздействием стрессора и реакцией организма происходят определенные процессы, опосредованные предыдущим опытом реакции на стрессовые ситуации. Стресс, включает и физиологические и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адаптацию [7, с. 16]. Эмоциональное выгорание динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития и фазами стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение, возникающее в результате хронической психоэмоциональной атмосферы, дестабилизирующей обстановки, повышенной ответственности, трудности контингента; 2) резистенция, то есть сопротивление, когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение, проявляющееся в оскудении психических ресурсов, снижении эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. В зависимости от каждой стадии существуют отдельные признаки или симптомы нарастающего эмоционального истощения. Рассмотрим симптомы и стадии развития синдрома выгорания. У человека, склонного к выгоранию первой степени, будут проявляться умеренные, кратковременные и случайные признаки этого процесса. Эти признаки и симптомы легкие и проявляются при уходе за собой, например при отдыхе или перерыве в работе. На второй стадии выгорания симптомы появляются чаще, носят более длительный характер и их труднее исправить. Профессионал может чувствовать себя опустошенным после хорошего ночного сна и даже после выходных. Исследователь В.Е. Орел отмечает, что «перерывы в работе
Профессиональный стандарт педагога и диагностика качества профессиональной ...
... основа профессионализма. Профессиональный стандарт учителя - это документ, который включает перечень определенных профессиональных и личных требований к учителю и действует на всей территории Российской Федерации. Педагогическая деятельность - самая вечная ...
13 оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер: уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели» [20, с. 54]. Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язвы и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, а профессиональная помощь может не давать быстрого облегчения. Профессионал может сомневаться в ценности своей работы, профессии и жизни как таковой. Автор В.В. Бойко выделил симптомы трех фаз синдрома эмоционального выгорания, которые представлены в таблице 1. Таблица 1 Симптомы и этапы (фазы) синдрома эмоционального выгорания Фаза «напряжения» Фаза «резистенции» Фаза «истощения» Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» Симптом «неадекватного избирательного эмоционального Симптом «эмоционального дефицита» Симптом «неудовлетворенности собой» Симптом «загнанности в клетку» Симптом «тревоги и депрессии» реагирования» Симптом «эмоциональнонравственной дезориентации» Симптом «расширения сферы экономии эмоций» Симптом «редукции профессиональных обязанностей» Симптом «эмоциональной отстраненности» Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации» Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений» Приведем описание симптомов различных фаз синдрома эмоционального выгорания по В.В. Бойко [1].
I. Фаза «напряжения». Нервное напряжение служит предвестником и «спусковым крючком» в формировании эмоционального выгорания. Напряжение носит динамический характер, что связано с изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное (нервное) напряжение включает несколько симптомов:
14 1. Симптом «переживания травмирующих обстоятельств» профессиональной деятельности, которые трудно или совершенно неизбежны. Если человек не закостенел, постепенно его раздражение нарастает, накапливаются отчаяние и возмущение. Неразрешимость ситуации приводит к развитию других явлений «выгорания». 2. Симптом «неудовлетворенности собой». В результате неудач или неспособности повлиять на травмирующие обстоятельства человек обычно испытывает неудовлетворенность собой, выбранной профессией, должностью и конкретными обязанностями. Срабатывает механизм «передачи эмоций», энергия направлена не только и не столько вовне, сколько к себе. В этой схеме особое значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие возникновению эмоционального выгорания: интенсивная интернализация обязанностей, ролей, обстоятельств деятельности, повышенная сознательность и чувство ответственности. На начальных стадиях «выгорания» они накапливают напряжение, а на более поздних стадиях вызывают психологическую защиту. 3. Симптом «загнанности в клетку». Бывает, но не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. Когда травмирующие обстоятельства очень срочные и устранить их невозможно, часто возникает чувство безнадежности. Мы пытаемся что-то изменить, снова и снова думаем о неудовлетворительных моментах нашей работы. Это состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика. В жизни мы часто чувствуем себя «в клетке», и не только в профессиональной деятельности. 4. Симптом «тревоги и депрессии». Выявляется в связи с профессиональной деятельностью в особо сложных обстоятельствах, вызывающих выгорание как средство психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в
«Профилактика профессионального стресса медицинских работников» ...
... профессионального стресса у медицинских работников отражены в работах ЕрмолаеваЛ. А., Кобякова О.С.,Леонова А. Б.,Лымаренко В.М. и др. Предмет исследования ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ - профессиональный стресс в деятельности медицинских работников. Предмет исследования –профилактика профессионального стресса. ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ ݀ Цель данной работы изучитьпрофилактику ݀ ݀ ݀ профессионального стресса ...
15 конкретной должности. Это крайняя точка формирования тревожного напряжения при развитии эмоционального выгорания. II. Фаза «резистенции». Вычленение этой фазы в самостоятельную весьма условно. Действительно, сопротивление повышенному стрессу начинается с наступления тревожного напряжения. Это естественно: человек сознательно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, к снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит на фоне следующих явлений: 1. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования». Бесспорный «признак выгорания», когда профессионал перестает понимать разницу между двумя принципиально разными явлениями: экономическим проявлением эмоций и неадекватной эмоциональной избирательной реакцией. 2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Вроде бы вникнуть в неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя правильного эмоционального отношения к предмету, он защищает свою стратегию. 3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое свидетельство эмоционального истощения возникает, когда эта форма защиты осуществляется вне профессиональной среды в общении с семьей, друзьями и знакомыми. 4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей активное общение с людьми, сокращение проявляется в попытках облегчить или уменьшить ответственность, требующую эмоциональных затрат. Согласно печально известным «законам о сокращении», люди, работающие в сфере обслуживания, лечения, образования и обучения, лишены элементарного внимания.
16 Снижение профессиональной нагрузки — обычный спутник бескультурья в деловых контактах. III. Фаза «истощения». для него характерно более или менее выраженное снижение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы. Эмоциональная защита в виде «истощения» становится неотъемлемым атрибутом личности. 1. Симптом «эмоционального дефицита». У профессионала возникает ощущение, что он больше не может эмоционально помогать субъектам своего дела. Не в состоянии войти в свою позицию, участвовать и сопереживать, реагировать на ситуации, которые должны трогать, мотивировать, повышать интеллектуальную, волевую и моральную отдачу. Постепенно симптом усиливается и приобретает более осложненную форму: все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы дополняют симптом «эмоционального дефицита». 2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита. Человек постепенно учится работать как робот, как бездушный автомат. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. 3. Симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку субъекту профессионального действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций с ним приходится что-то делать. Объект тяготит своими проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.
Невербальное общение и его роль в профессиональной деятельности
... такое невербальное общение, выявить его элементы, его особенности, охарактеризовать характеристики невербального общения в разных странах и проанализировать его роль в человеческом взаимодействии. 1. Понятие невербального общения ... собеседника. 3. Элементы невербального общения 3.1 Кинесика Кинезика - это общий моторный навык различных частей тела, который отражает эмоциональные реакции человека. К ...
17 Метастазы «выгорания» проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. 4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита «выгорание» самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии [1].
Таким образом, можем сделать вывод, что синдром эмоционального выгорания приводит к эмоциональному или физическому истощению, деперсонализации и сниженной рабочей продуктивности человека. Синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно и в своем развитии проходит три фазы: напряжения, резистенции и истощения. Для каждого этапа характерны определенные симптомы. Так, для фазы напряжения свойственны: симптом переживания психотравмирующих обстоятельств; симптом неудовлетворенности собой; симптом «загнанности в клетку» и симптом тревоги и депрессии. Фаза резистенции характеризуется симптомами неадекватного избирательного эмоционального реагирования; «эмоционально-нравственной дезориентации; расширения сферы экономии эмоций и редукции профессиональных обязанностей. В момент фазы истощения проявляются: симптом эмоционального дефицита; симптом эмоциональной отстраненности; симптом личностной отстраненности, или деперсонализации; симптом психосоматических и психовегетативных нарушений. Рассмотрим особенности проявления синдрома эмоционального
18 выгорания в практике педагогической деятельности. 1.2 Проявления синдрома эмоционального выгорания в работе педагогов В научной литературе недостаточно представлены данные о синдроме эмоционального выгорания педагогов с учетом специфики их профессиональной деятельности и конкретных условий работы с детьми разного возраста. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ребенку как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
«Эмоциональное выгорание педагога» консультация
... психофизические, психосоциальные и поведенческие симптомы профессионального выгорания. В качестве мер профилактики синдрома эмоционального выгорания предлагается: непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, административные меры по ... каждого дня в течение всего учебного года. (Регуляция эмоциональных состояний. “Детский психолог”. 1993 г., вып.4, с.67-79). Аутогенная тренировка ...
Проанализируем деятельность педагога с точки зрения наличия факторов, инициирующих эмоциональное выгорание. Первый фактор условия работы. Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие выгорания. Профессия педагога подпадает под эти параметры: так, сам по себе факт, что средняя величина рабочей недели учителя намного выше той, которая установлена по стране; низкая оплата труда, не обеспечивающая нормального существования (практически все исследования подтверждают, что недостаточное вознаграждение, денежное или моральное, или его отсутствие способствуют возникновению выгорания), как следствие сверхурочная работа, а значит повышенные нагрузки, что нередко приводит к фрустрации, тревожности, эмоциональному опустошению как предпосылке различных психических заболеваний [24].
19 Второй фактор содержание педагогического труда. Данная группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с детьми: их количество, частоту общения, степень глубины контакта. Так в профессии педагога, большое количество учащихся в классе, детей в группе ДОУ может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим выгоранию. Кроме того, педагогам в настоящее время все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей, острота проблем этих детей также способствует возникновению выгорания. Третья группа факторов социально-психологические факторы. Педагоги, характеризующиеся наличием опекающей идеологии во взаимоотношениях с детьми, а так же не использующие репрессивную и ситуационную тактики, демонстрируют высокий уровень выгорания. Атмосфера в детском коллективе и отношение детей к педагогу и учебновоспитательному процессу (апатия, отсутствие отдачи, активное сопротивление педагогу в виде негативного поведения) так же могут вызывать у педагогов выгорание [11].
Таким образом, мы видим, что педагогическая профессия может быть отнесена к «разряду стрессогенных, требующих от педагога самообладания и саморегуляции» [30, с. 29]. Автор А.К. Маркова в работе «Психология труда учителя», говорит о том, что для работы педагога характерны: информационный стресс, возникающий в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за их последствия; эмоциональный стресс, когда под влиянием опасности, обид возникают эмоциональные сдвиги, изменения в мотивации, характере деятельности, нарушения двигательного и речевого поведения [14, с. 87]. Рассмотрим теперь индивидуальные факторы, включающие социально-
20 демографические и личностные особенности. Автор В.Е. Орел отмечает, что из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст и стаж профессиональной деятельности [21].
Исследователь Ю.Л. Львова выделяет причины спада профессиональной деятельности педагогов старшего возраста, так называемый «педагогический криз». По ее мнению, это: «стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствия отдачи обучающихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического; возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять неизвестно; возможность изоляции учителя, воспитателя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя» [11, с. 82]. Надо отметить, что большая часть педагогов справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие выгорания. Что касается зависимости эмоционального выгорания и пола, то, как пишет Т.В. Форманюк, «феминизированность педагогической профессии имеет целый ряд отрицательных моментов. Среди них повышенная в сравнении с мужчинами в три раза заболеваемость психическими болезнями, высокая «стрессируемость», вызываемая бытовыми неурядицами из-за не меньшей загруженности работой по дому, недостаточности внимания, уделяемого домочадцам и т.п.» [32, с. 39]. Личностные особенности педагогов также могут усиливать риск проявления синдрома эмоционального выгорания. Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий педагог это образец профессиональной
21 неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. Исследователь М.В. Борисова описывает людей, мотивированных на выбор педагогической специальности: «эти люди оказались обладателями слабой, лабильной и активированной нервной системы, кроме того, с социальной направленностью интеллекта, направленностью на группу и социальной ориентацией на совместную деятельность. На наш взгляд, данные личностные характеристики могут способствовать развитию выгорания» [35, с. 47]. Следовательно, личностные характеристики людей приходящих в педагогическую профессию, так же как и характер профессиональной деятельности, играют не последнюю роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Таким образом, можем сделать вывод, что эмоциональное выгорание является последствием длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса. Синдром эмоционального выгорания это процесс постепенной утраты эмоциональной, и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Профессия педагога относится к типу профессий «субъект-субъект» и предполагает активное коммуникативное взаимодействие, Педагоги в наибольшей степени подвержены влиянию психического выгорания. Поэтому, как отмечает Р.В. Овчарова, «особую актуальность приобретает грамотная диагностика, коррекция и профилактика развития «выгорания», что может помочь в приостановке начавшегося процесса «выгорания» или предупредить его возникновение, сохранив педагога как здоровую личность и эффективного профессионала» [17, с. 98].
22 1.3 Профилактическая работа с проявлениями синдрома эмоционального выгорания В представлении о мерах преодоления синдрома эмоционального выгорания, исследователи сходятся во мнении, что наилучшим способом являются превентивные меры, профилактика возникновения этого состояния. Термин «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» «предшествовать, предвосхищать». Психологическая профилактика «содействие полноценному социально-профессиональному развитию личности, предупреждение возможных личностных деформаций, личностных и межличностных конфликтов, включая выработку рекомендаций по улучшению психического состояния и социально-профессиональных условий самореализации личности» [10, с. 57]. Профилактика эмоционального выгорания в дошкольных образовательных учреждениях может осуществляться на двух уровнях. На уровне организации профилактика эмоционального выгорания может осуществляться за счет правильного подбора и расстановки кадров, постановки конкретных и реально выполнимых задач, взаимодействия с членами коллектива и группового принятия решений, а также реализации программы оздоровления работников. По мнению Е.В. Кузнецовой, на уровне отдельного сотрудника учреждения «основной задачей психопрофилактической работы с проявлениями синдрома эмоционального выгорания является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на стрессогенные факторы, формирование стрессоустойчивости» [10, с. 57]. Психопрофилактика направлена на создание посредством психологопедагогических технологий условий для предотвращения ситуаций, факторов,
23 вызывающих психологическое напряжение, стрессы и травмы, а также на повышение психологической толерантности (невосприимчивости) к ним. С целью психологической профилактики синдрома эмоционального выгорания используются следующие технологии. 1. Повышение социально-психологической компетентности специалистов. Осуществляется в ходе проведения семинаров по проблемам психологии стрессов и выгорания и их пагубном воздействии на физическое и психическое здоровье человека. 3. Совершенствование способов деятельности. С этой целью осуществляется вовлечение сотрудников в социально и профессионально значимые инновации, организуется повышение квалификации, стимулирование профессионального роста, осуществляется личностно ориентированная аттестация, обогащение социально-профессиональной компетентности (освоение смежной специальности, разработка инновационного проекта, изучение и овладение новой технологией и др.).
3. Личностно ориентированная диагностика, направлена на повышение аутопсихологической компетентности личности и определение симптомов эмоционального выгорания. 4. Оптимизация психологического климата в организации. С целью уменьшения эмоциональной перенасыщенности деятельности в учреждении целесообразно создание кабинетов психологической разгрузки. Обязателен ежегодный отпуск сотрудников. Важное значение имеет овладение сотрудниками приемами эмоциональной саморегуляции. 5. Оптимизация межличностного взаимодействия в коллективе. В связи с тем, что человек обладает целой ролевой системой, т. е. выполняет несколько социальных ролей, может возникать ролевая напряженность и даже ролевой конфликт. Смешение социальных ролей, когда в пространство профессионального взаимодействия вмешиваются иные виды отношений и связей, также является возможной причиной возникновения отдельных симптомов эмоционального выгорания и, в итоге, формирования синдрома.
24 6. Создание системы мероприятий, повышающих значимость профессии. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для сотрудника. Чтобы повысить значимость труда сотрудников, используются такие традиционные формы, как постоянно действующие проблемные семинары, система индивидуальных консультаций, система мероприятий для удовлетворения социально-психологических (моральных) потребностей в признании, самоутверждении, самовыражении сотрудников организации [10, с. 58]. Развивать стрессоустойчивость возможно и самостоятельно, используя методы самопомощи, к которым относятся: овладение навыками самоосознавания посредством самонаблюдения, ведения психологического дневника, написания автобиографии, анализа сновидений, практики медитации, овладение навыками саморегуляции посредством мышечной релаксации, дыхательных техник и аутогенной тренировки. Все эти методы нацелены на осознание внутренних ресурсов личности и возможностей самовосстановления. Профилактика эмоционального выгорания может происходить не только в русле индивидуальной психологической помощи, но и в рамках участия в группах социально-психологических тренингов и личностного роста. Как отмечает Р.В. Овчарова, «целенаправленная психологическая помощь в этой области создаст необходимые предпосылки для формирования культуры самопомощи и заботы о своем личностном и профессиональном развитии у педагогов, а также будет способствовать восстановлению и поддержанию психологического здоровья в коллективах» [17, с. 111]. Если развитие эмоционального выгорания предотвратить не удалось, восстановление психологического равновесия возможно в рамках психологической помощи, осуществляемой профессиональными психологами и психотерапевтами с целью реабилитации специалистов.
25 Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ И МЕТОДЫ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ 2.1 Организация и методы экспериментального исследования. Анализ результатов констатирующего эксперимента В экспериментальном исследовании принимало участие 12 воспитателей МБДОУ «Абалаковский детский сад 1 «Солнышко» с. Абалаково Енисейского района Красноярского края разного возраста и с разным педагогическим стажем работы. Стаж педагогической деятельности воспитателей, принявших участие в констатирующем эксперименте, составил от 3 до 25 лет. Для проведения констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методики: опросник на выгорание MBI (авт. К. Маслач, С. Джексон; адапт. Н.Е. Водопьяновой); методика диагностики уровня эмоционального выгорания (авт. В.В. Бойко); методика определения психического выгорания (авт. А.А. Рукавишников).
Приведем описание вышеуказанных методик. Опросник на выгорание MBI (авт. К. Маслач, С. Джексон; адапт. Н.Е. Водопьяновой) представляет из себя таблицу, в которую включены 21 вопрос и шесть вариантов ответов (никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день).
Испытуемым предлагается указать, как часто они испытывают чувства, перечисленные в опроснике. Опросник имеет 3 шкалы: «Эмоциональное истощение» (9 утверждений); «Деперсонализация» (5 утверждений); «Редукция личных достижений» (8 утверждений).
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом: 0 баллов «никогда», 1 балл «очень редко», 3 балла «иногда», 4 балла «часто», 5 баллов «очень часто», 6 баллов «каждый день».
26 Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого выражены различные стороны «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше профессиональное «выгорание». Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по четыре симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты: определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома. Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания. Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса осмысление показателей фаз развития стресса «напряжения», «резистенции» и «истощения». В каждой из них оценка возможна от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли, или о вкладе в синдром. Дело в том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения личности подлежат
27 коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ей самой и партнерам по профессиональной деятельности. Методика определения психического выгорания (авт. А.А.Рукавишников) нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности. Испытуемым предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Методика включает три шкалы: психоэмоционального истощения (ПИ), личностного отдаления (ЛО) и профессиональной мотивации (ПМ).
В рамках данной методики психоэмоциональное истощение рассматривается как процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности. Под личностным отдалением автор методики понимает специфическую форму социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям. Согласно методике профессиональная мотивация рассматривается как уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми. Количественная оценка психического выгорания по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему и суммарного подсчета баллов. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического выгорания по каждой шкале.
28 Рассмотрим результаты обследования воспитателей МБДОУ «Абалаковский детский сад 1 «Солнышко» по вышеописанным методикам. Результаты диагностического обследования воспитателей по опроснику на выгорание MBI представлены в таблице 2. Исходя из максимального количества баллов по каждой шкале, нами были определены уровни проявления симптомов выгорания низкий, средний и высокий. Чем выше уровень, тем более выражен тот или иной признак выгорания. Таблица 2 Результаты первичной диагностики педагогов по опроснику на выгорание MBI Испытуемые Эмоциональное истощение Деперсонализация Редукция личных достижений Ш.К.С. 11 низкий 4 низкий 17 средний С.О.И. 7 низкий 17 средний 43 высокий З.Л.О. 6 низкий 4 низкий 32 средний П.Н.Б. 21 средний 1 низкий 33 высокий К.А.В. 17 низкий 11 средний 25 средний К.С.А. 27 средний 10 низкий 26 средний Б.Т.М. 44 высокий 12 средний 19 средний Т.М.Ф. 35 средний 5 низкий 30 средний Л.Г.А. 33 средний 19 средний 34 высокий М.Т.Ю. 33 средний 12 средний 40 высокий И.Е.В. 30 средний 20 средний 23 средний Т.Г.Е. 22 средний 4 низкий 40 высокий Анализируя результаты по шкале «Эмоциональное истощение», можем отметить, что у 4 испытуемых (Ш.К.С.; С.О.И.; З.Л.О.; К.А.В.) выявлен низкий уровень эмоционального истощения. Эти воспитатели не испытывают эмоционального перенапряжения; работают с желанием и воодушевлением. Для 7 педагогов (П.Н.Б.; К.С.А.; Т.М.Ф.; Л.Г.А.; М.Т.Ю.; И.Е.В.; Т.Г.Е.) свойственен средний уровень эмоционального истощения. В отдельных ситуациях они ощущают некоторое эмоциональное перенапряжение; у них не всегда есть желание работать. У одного педагога (Б.Т.М.) диагностирован высокий уровень эмоционального истощения, проявляющегося в чувстве опустошѐнности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Респондент
29 чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше. По шкале «Деперсонализация» у 6 педагогов (С.О.И.; К.А.В.; Б.Т.М.; Л.Г.А.; М.Т.Ю.; И.Е.В.) диагностирован средний уровень. Эти респонденты иногда испытывают внутренне сдерживаемое раздражение, негативное отношение к детям и коллегам. Для остальных 6 респондентов (Ш.К.С.; З.Л.О.; П.Н.Б.; К.С.А.; Т.М.Ф.; Т.Г.Е.) свойственен низкий уровень деперсонализации. У них не возникает равнодушного, негативного отношения, раздражения к коллегам, детям и их родителям. По шкале «Редукция личных достижений» у 5 воспитателей (Т.Д.; С.Вл.; О.В.; Л.Ю.; А.Н.) диагностирован высокий уровень. Для этих педагогов характерна сниженная рабочая продуктивность и заниженная самооценка своей компетентности. У этих воспитателей уже проявляется профессиональное выгорание. Для 7 педагогов (Ш.К.С..; З.Л.О.; К.А.В.; К.С.А.; Б.Т.М.; Т.М.Ф.; И.Е.В.) свойственен средний уровень редукции личных достижений. Иногда они недовольны собой, уровнем своего профессионализма, своей компетентностью в профессиональной сфере. Процентное соотношение уровней эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений педагогов представлено на рисунке ,4% 58,3% 50% 50% 41,7% 58,3% 0% 0% 0% высокий средний низкий Рисунок 1 Уровни эмоционального истощения, деперсонализации, редукции личных достижений у воспитателей ДОУ (по опроснику MBI)
30 Испытуемые Переживание психотравм. обстоятельств Неудовлетворенность собой «Загнанность в клетку» Тревога и депрессия Фаза напряжения Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование Эмоционально-нравственная дезориентация Расширение сферы экономии эмоций Редукция профессиональных обязанностей Фаза резистенции Эмоциональный дефицит Эмоциональная отстраненность Личностная отстраненность Психосоматические и психовегетативные нарушения Фаза истощения Таким образом, можем заключить, что у воспитателей ДОУ, принимавших участие в констатирующем эксперименте, проявляются отдельные симптомы выгорания у 8,4% педагогов выявлено эмоциональное истощение; для 41,7% воспитателей характерна редукция личных достижений. Исследование степени выраженности симптомов эмоционального выгорания у воспитателей МБДОУ «Абалаковский детский сад 1 «Солнышко» проводилось с помощью «Методики диагностики уровня эмоционального выгорания» (авт. В.В. Бойко).
Диагностические результаты, полученные по данной методике, представлены в таблице 3. Таблица 3 Результаты диагностики проявления симптомов эмоционального выгорания у педагогов (по методике В.В. Бойко) Симптомы эмоционального выгорания З.Л.О Ш.К.С П.Н.Б К.А.В Б.Т.М М.Т.Ю Т.Г.Е С.О.И И.Е.В Т.М.Ф К.С.А Л.Г.А Исходя из результатов, представленных в таблице 3, охарактеризуем степень проявления у воспитателей симптомов фазы напряжения.
31 У 3 воспитателей (Т.Г.Е.; И.Е.В.; Л.Г.А.), принимавших участие в обследовании, диагностирован сложившийся симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Вероятно, что они воспринимают определенные обстоятельства профессиональной деятельности как психотравмирующие; что приводит к раздражению, а затем к проявлению других симптомов выгорания. У 2 педагогов (Ш.К.С..; С.О.И.) данный симптом складывающийся. У них постепенно накапливается раздражение, негодование, недовольство, что в дальнейшем может привести к тому, что профессиональная деятельность будет восприниматься как психотравмирующий фактор. У остальных 7 респондентов (ЗЛ.О.; П.Н.Б.; К.А.В.; Б.Т.М.; М.Т.Ю.; Т.М.Ф.; К.С.А.) признаки данного симптома не выявлены. Симптом «Неудовлетворенность собой» характерен в полной мере для 2 воспитателей (Т.Г.Е.; Л.Г.А.).
Для них свойственно недовольство собой, выбранной профессией, конкретными обязанностями, но, в то же время, преобладает повышенное чувство ответственности, интериоризация обязанностей. У 3 воспитателей (Ш.К.С.; С.О.И.; К.С.А.) данный симптом складывающийся. Постепенно нагнетается внутреннее напряжение за счет неудач в деятельности, неспособности повлиять на определенные обстоятельства, недовольства избранной профессией, занимаемой должностью, профессиональной ролью, что в дальнейшем может привести к выгоранию. У остальных 7 педагогов (З.Л.О.; П.Н.Б.; К.А.В.; Б.Т.М.; М.Т.Ю.; И.Е.В.; Т.М.Ф.) данный симптом фазы напряжения не выявлен. Для 3 воспитателей (Т.Г.Е.; С.О.И.; Л.Г.А.) характерны отдельные проявления симптома «загнанности в клетку», порой они испытывают чувство безысходности, состояние интеллектуально-эмоционального тупика, что может привести к развитию стресса в профессиональной деятельности. У 9 респондентов (З.Л.О.; Ш.К.С.; П.Н.Б.; К.А.В.; Б.Т.М.; М.Т.Ю.; И.Е.В.; Т.М.Ф.; К.С.А.) признаки проявления данного симптома не диагностированы. Относительно проявления симптома «Тревога и депрессия» можем отметить, что у 10 воспитателей (З.Л.О.; Ш.К.С.; П.Н.Б.; К.А.В.; Б.Т.М.;
32 М.Т.Ю.; Т.Г.Е.; С.О.И.; И.Е.В.; Т.М.Ф.) данный симптом не выражен. Только у 1 педагога (Л.Г.А.) выявлены проявления ситуационной и личностной тревоги, разочарования в себе и в выбранной профессии; т.е. симптом «тревоги и депрессии» выражен в полной мере. У 1 воспитателя (К.С.А.) складываются отдельные проявления данного симптома: чувство неудовлетворенности работой; тревожная напряженность, что может повлечь за собой эмоциональное выгорание. Рассмотрим степень проявления у педагогов симптомов фазы резистенции. Симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» не выражен у 5 воспитателей (Ш.К.С.; З.Л.О.; К.А.В.; Б.Т.М.; Т.Г.Е.).
Во взаимодействии с детьми, коллегами эти педагоги проявляют эмоции умеренной интенсивности; тон их речи спокойный; отсутствует категоричность в общении. Для 3 педагогов (П.Н.Б.; М.Т.Ю.; И.Е.В.) характерны отдельные проявления данного симптома. Порой они проявляют несдержанность, действуют «по настроению», могут быть категоричны при выражении несогласия. У 5 воспитателей (Ш.К.С.; С.О.И.; Т.М.Ф.; К.С.А.; Л.Г.А.) симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» уже сложился, что является явным признаком выгорания. Эти педагоги ограничивают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов; могут проявлять эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. У 4 педагогов (Ш.К.С.; С.О.И.; И.Е.В.; Т.М.Ф.) сформировался симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Эти воспитатели могут демонстрировать неадекватную реакцию при взаимодействии с детьми, коллегами, при этом оправдывают свое поведение, защищают свою стратегию; могут решать педагогические проблемы подопечных по собственному выбору. У 5 респондентов (К.А.В.; Б.Т.М.; Т.Г.Е.; К.С.А.; Л.Г.А.) данный симптом мы можем охарактеризовать как не сложившийся. Для 3 воспитателей (З.Л.О.; П.Н.Б.; М.Т.Ю.) свойственны некоторые проявления симптома «эмоционально-
33 нравственной дезориентации». Такие воспитатели не проявляют должного эмоционального отношения к детям. Симптом «Расширение сферы экономии эмоций» диагностирован у 3 респондентов (З.Л.О.; Ш.К.С.; И.Е.В.).
Для этих педагогов характерно эмоциональное выгорание вне профессиональной области в общении с родными, друзьями; на работе они держатся соответственно нормативам и обязанностям, а в кругу семьи замыкаются, «уходят» от контактов. Для 5 воспитателей (К.А.В.; Б.Т.М.; М.Т.Ю.; С.О.И.; Л.Г.А.) свойственны отдельные признаки расширения сферы экономии эмоций. Порой эти испытуемые устают от контактов, разговоров, ответов на вопросы; иногда им не хочется общаться даже с близкими людьми. У 4 педагогов (П.Н.Б.; Т.Г.Е.; Т.М.Ф.; К.С.А.) нет признаков данного симптома. Симптом «Редукция профессиональных обязанностей» выявлен у 3 респондентов (Ш.К.С.; К.С.А.; Л.Г.А.).
Они упрощают и сокращают свои профессиональные обязанности, требующие эмоциональных затрат. У 5 воспитателей (З.Л.О.; П.Н.Б.; К.А.В.; Б.Т.М.; Т.Г.Е.) признаки данного симптома не сложившиеся. У 4 респондентов (М.Т.Ю.; С.О.И.; И.Е.В.; Т.М.Ф.) данный симптом можно охарактеризовать как складывающийся. В сфере профессионального общения эти респонденты порой пытаются ограничить, упростить контакты. Симптом «Эмоциональный дефицит» выявлен у 4 педагогов (П.Н.Б.; Б.Т.М.; М.Т.Ю.; К.С.А.).
Они все реже проявляют положительные эмоции и все чаще отрицательные; могут проявлять резкость, раздражительность, даже грубость в рамках своей профессиональной деятельности. Для 4 воспитателей (З.Л.О.; К.А.В.; Т.Г.Е.; Л.Г.А.) свойственны признаки данного симптома как складывающегося. Иногда у них возникает ощущение, что они уже не в состоянии сочувствовать и сопереживать другим, реагировать на ситуации, требующие интеллектуальной, волевой и нравственной отдачи. У 4 респондентов (Ш.К.С.; С.О.И.; И.Е.В.; Т.М.Ф.) признаки симптома «эмоционального дефицита» не диагностированы.
34 Симптом «эмоциональной отстраненности» не выявлен у 6 воспитателей (Ш.К.С.; К.А.В.; Т.Г.Е.; И.Е.В.; Т.М.Ф.; К.С.А.).
Для 4 респондентов (З.Л.О.; Б.Т.М.; С.О.И; Л.Г.А.) характерны отдельные проявления данного симптома; у них постепенно формируется своеобразная эмоциональная защита в рамках педагогической деятельности. Для 2 воспитателей (П.Н.Б.; М.Т.Ю.) характерны проявления сформировавшегося симптома «Эмоциональная отстраненность». Они практически полностью исключили эмоции из своей профессиональной деятельности; у них почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Для 5 воспитателей (З.Л.О.; Т.Г.Е.; Т.М.Ф.; К.С.А.; Л.Г.А.) свойственно проявление некоторых признаков симптома «личностной отстраненности», часто работа с детьми им уже не интересна, не доставляет удовлетворения, т.е. постепенно складывается «симптом деперсонализации». Вероятно, что они утрачивают интерес к детям как к субъектам профессионального действия. У 7 испытуемых (Ш.К.С.; П.Н.Б.; К.А.В.; Б.Т.М.; М.Т.Ю.; С.О.И.; И.Е.В.) симптом «личностной отстраненности или деперсонализации» не выявлен. Для 2 респондентов (И.Е.В.; Л.Г.А.) характерно проявление симптома «Психосоматические и психовегетативные нарушения», который проявляется на уровне физического и психического самочувствия; реакции с уровня эмоций переходят на уровень психосоматики; эмоциональная защита в форме «выгорания» уже не справляется с нагрузками. У 6 педагогов (П.Н.Б.; К.А.В.; Б.Т.М.; М.Т.Ю.; Т.М.Ф.; К.С.А.) проявляются некоторые вышеописанные признаки, постепенно формируется симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Для 4 испытуемых (З.Л.О.; Ш.К.С.; Т.Г.Е.; С.О.И.) проявление признаков данного симптома не характерно. Процентное соотношение проявления симптомов эмоционального выгорания в обследованной группе педагогов представлено на рисунке 2.
35 % 83,4% ,3% 58,3% 58,3% 50% 50% 41,7% 41,7% 41,7% 41,7% 41,7% 33,3% 33,3% 33,3 33,3% 33,3% 33,3% 33,3% 25% 25% 25% 25% 25% 25% 25% 16,7% 16,7% 16,7% 16,7% 8,3% 0% 0% выражен отдельные признаки не выражен Рисунок 2 Выраженность симптомов эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ Условные обозначения: симптомы эмоционального выгорания (1 «Переживание психотравмирующих обстоятельств»; 2 «Неудовлетворенность собой»; 3 «Загнанность в клетку»; 4 «Тревога и депрессия»; 5 «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование»; 6 «Эмоционально-нравственная дезориентация»; 7 «Расширение сферы экономии эмоций»; 8 «Редукция профессиональных обязанностей»; 9 «Эмоциональный дефицит»; 10 «Эмоциональная отстраненность»; 11 «Личностная отстраненность»; 12 «Психосоматические и психовегетативные нарушения»).
Анализируя данные, представленные на рисунке 2, можем отметить следующее. У 25% (3 чел.) воспитателей ДОУ выражен симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Для 16,7% (2 чел.) характерно проявление симптома «Неудовлетворенность собой». У 8,3% (1 чел.) воспитателей проявляется симптом «Тревога и депрессия». Для 33,3% (4 чел.) свойственно проявление симптома «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование». У 33,3% (4 чел.) сложился
36 симптом «Эмоционально-нравственная дезориентация». У 25% (3 чел.) педагогов проявляется симптом «Расширение сферы экономии эмоций». У 25% (3 чел.) испытуемых выражен симптом «Редукция профессиональных обязанностей». Для 33,3% (4 чел.) респондентов свойственно проявление симптома «Эмоциональный дефицит». У 16,7% (2 чел.) воспитателей сложился симптом «Эмоциональная отстраненность». Для 16,7% (2 чел.) педагогов характерен симптом «Психосоматические и психовегетативные нарушения». Надо отметить, что в обследованной группе воспитателей ДОУ ни у кого не выявлены сформированные симптомы «Загнанность в клетку» и «Личностная отстраненность», хотя, у 25% (3 чел.) респондентов проявляются отдельные признаки симптома «Загнанность в клетку» и у 41,7% (5 чел.) некоторые признаки симптома «Личностная отстраненность». Таким образом, можем сделать вывод, что у некоторых воспитателей, принимавших участие в диагностическом обследовании, в отдельных фазах эмоционального выгорания выявлены доминирующие симптомы. Так в фазе напряжения у педагогов Т.Г.Е. и Л.Г.А. доминирует симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»; у респондента Л.ГА. выражен симптом «неудовлетворенности собой». В фазе резистенции у респондентов Ш.К.С.; С.О.И.; Т.М.Ф.; К.С.А. доминирующим является симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»; у педагога Ш.К.С. сформировался симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»; у воспитателя И.Е.В. выражен симптом «расширения сферы экономии эмоций»; у педагогов Ш.К.С.; Л.Г.А. доминирует симптом «редукции профессиональных обязанностей». В фазе истощения у испытуемой М.Т.Ю. доминирует симптом «эмоционального дефицита»; у Л.Г.А. сформировался симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Результаты диагностики воспитателей по методике определения психического выгорания А.А. Рукавишникова представлены в таблице 4.
37 Таблица 4 Результаты диагностики психического выгорания воспитателей (по методике А.А. Рукавишникова) Испытуемые Психоэмоциональное истощение Личностное отдаление Профессиональная мотивация Индекс профессионального выгорания баллы уровень баллы уровень баллы уровень баллы уровень З.Л.О. 27 средний 18 средний 20 средний 65 средний Ш.К.С. 39 средний 30 средний 20 средний 89 средний К.С.А. 20 низкий 30 средний 43 оч. выс. 93 высокий К.А.В. 25 средний 10 низкий 10 низкий 45 низкий Б.Т.М. 35 средний 20 средний 20 средний 75 средний М.Т.Ю. 25 средний 36 высокий 42 оч. выс. 103 высокий Т.Г.Е. 30 средний 25 средний 15 средний 70 средний И.Е.В. 20 низкий 35 высокий 30 высокий 85 средний С.О.И. 37 средний 30 средний 36 оч. выс. 103 высокий Т.М.Ф. 34 средний 30 средний 16 средний 80 средний П.Н.Б. 29 средний 27 средний 19 средний 75 средний Л.Г.А. 43 высокий 38 высокий 45 оч. выс. 126 оч. выс. Согласно нормам, представленным в методике А.А. Рукавишникова, нами было выявлено, что для 1 педагога (Л.Г.А.) свойственен очень высокий уровень и для 3 воспитателей (К.С.А.; М.Т.Ю., С.О.И.) высокий уровень психоэмоционального истощения, которое проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении. У 7 респондентов (Ш.К.С.; Б.Т.М.; П.Н.Б.; Т.Г.Е.; И.Е.В.; Т.М.Ф.; З.Л.О.) диагностирован средний уровень психоэмоционального истощения. Их эмоциональные, физические и энергетические ресурсы близки к истощению; довольно часто проявляются раздражительность, холодность, равнодушие по отношению к детям и к окружающим. Только у 1 испытуемого (К.А.В.) эмоциональное истощение не выявлено (низкий уровень).
Относительно компонента психического выгорания «Личностное отдаление» можем отметить, что у 1 респондента (Л.Г.А) выявлен высокий уровень личностного отдаления, которое проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, негативизме по отношению к другим людям, социальной дезадаптации. Для 9 воспитателей (З.Л.О.; Ш.К.С.; К.А.В.; Б.Т.М.; М.Т.Ю.; П.Н.Б.; Т.М.Ф.; С.О.И.; Т.Г.Е.) свойственен средний уровень «личностного отдаления». Эти испытуемые могут проявлять повышенную
38 раздражительность и нетерпимость в ситуациях общения с коллегами, детьми, близкими. Для 2 педагогов (И.Е.В.; К.С.А.) личностное отдаление не свойственно. У 4 педагогов (К.С.А.; М.Т.Ю.; С.О.И.; Л.Г.А.) выявлен очень высокий и у 1 респондента (И.Е.В.) высокий уровни психического выгорания по шкале «Профессиональная мотивация». Для этих испытуемых характерны низкая продуктивность профессиональной деятельности, пессимизм и незаинтересованность в работе, низкая самооценка профессиональной компетентности и успешности. У 6 воспитателей (З.Л.О.; Ш.К.С.; П.Н.Б.; Б.Т.М.; Т.Г.Е.;; Т.М.Ф.) диагностирован средний уровень выгорания по шкале «Профессиональной мотивация». Периодически для них свойственно снижение уровня рабочей мотивации и энтузиазма, продуктивности педагогической деятельности. Только у одного педагога (К.А.В.) диагностирован низкий уровень по шкале «Профессиональная мотивация», т.е. признаки выгорания не выявлены. Выраженность уровней профессионального выгорания у воспитателей ДОУ, обследованных по методике А.А. Рукавишникова, представлена на рисунке 3. 58,4% 60% 50% 40% 30% 20% 8,3% 8,3% очень высокий высокий 10% 0% Рисунок 3 Уровни профессионального выгорания у воспитателей ДОУ Исходя из диагностических результатов, полученных по методике А.А. Рукавишникова, мы можем сделать вывод, что только у одного воспитателя ДОУ (8,3%) выявлен низкий уровень выгорания. Средний уровень профессионального выгорания диагностирован у 58,4% (7 чел.) обследованных