Работы, обзор концепций, подходов и научных исследований по избранной проблеме, эмпирическая

Курсовая работа

Студент должен соблюдать график работы над курсовой работой. Участвуйте в консультациях с супервайзером и своевременно предоставляйте супервайзеру тексты глав курсовой работы и основные выводы.

К защите курсовой работы допускаются все студенты, не имеющие

академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план. Законченная и полностью оформленная работа (чистовой вариант курсовой работы) предоставляется за 3 недели до дня официальной защиты научному руководителю для проверки. Чистовой вариант курсовой работы представляется выпускником на кафедру (переплетенным) в одном печатном экземпляре и на электронном носителе не позднее, чем за 2 недели до защиты. Перед этим необходимо проверить текст работы в программе АНТИПЛАГИАТ. Требование к уникальности содержания курсовой работе – не менее 80 %. Научный руководитель дает отзыв о курсовой работе. Если эссе не соответствует требованиям, оно возвращается студенту на рассмотрение. Если в ходе повторной проверки курсовой работы научный руководитель обнаруживает нарушение требований, неисправленные замечания и т.д., то научный руководитель принимает текст курсовой работы и отражает в своем отзыве все имеющиеся недостатки. Защита диссертации — это форма аттестации студента психологического факультета в соответствии с требованиями государственных стандартов подготовки бакалавров по направлению «Психология».

Защита диссертации проходит в форме отчета с презентацией перед комиссией преподавателей кафедры психологии. Оценка указывается в экзаменационном листе, в оценочных журналах и в приложении к диплому. Устное выступление в защиту диссертации не должно превышать 10 минут и должно сопровождаться электронной презентацией. Выступление студента на защите должно:

  • быть четким и лаконичным;
  • демонстрировать его включенность в исследовательскую проблему;
  • содержать четко поставленные цель и задачи исследования;
  • освещать конкретные результаты и выводы. Критерии оценки курсовой работы представлены в Приложении 1.

Курсовые работы хранятся на кафедре в течение пяти лет. Материалы курса могут быть рекомендованы к публикации в виде тезисов докладов на научно-практических конференциях студентов и молодых ученых, статей в научных журналах.

2. Общие требования к оформлению

12 стр., 5954 слов

Курсовая работа менеджмент школа научного управления

... развития школ менеджмента. Объект исследования - школа менеджмента как основной этап эволюции менеджмента. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы: Цель курсовой работы - рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики управления. ...

Диссертация должна быть написана правильно, с соблюдением правил научного и профессионального языка.

Оформление работы

Курсовая работа должна иметь полный объем в пределах: для студентов 2 курса – 22 – 25 страниц печатного текста; для студентов 3 курса – 35 – 45 страниц (выборка от 20 человек) – включая табличный и иллюстративный материал, библиографический список, без учета приложений.

Работа второго года обучения носит теоретический характер и поэтому может состоять только из теоретических разделов. В курсовой работе можно доказать, что проблема существует, на основании обзора литературы. В нем необходимо дать характеристику степени исследованности проблемы: насколько она изучена в целом, а также ее отдельные стороны, аспекты; особо выделить неизученные и малоизученные вопросы, противоречия в понимании явления в целом и его отдельных сторон, противоречия в имеющихся эмпирических данных.

Текст печатается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги формата А4.Оформление работы должно соответствовать требованиям, установленным ГОСТ Р 7.0.11-2011 «Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления». Приложения не входят в общий объем курсовой работы. Текст должен быть набран шрифтом Times New Roman, размер 14 через 1,5 интервала. Страница должна иметь поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – по 20 мм. Выравнивание по ширине, отступ 1,25 см. Плотность текста должна быть одинаковой (без уплотненного и разреженного шрифта).

Страницы нумеруются, начиная с введения, титульный лист и итоговые страницы при нумерации учитываются, но не нумеруются. Номер страницы набран шрифтом Times New Roman и расположен по центру внизу страницы. Формулы обязательно нумеруются. Графики, диаграммы, изображения имеют в тексте работы единую нумерацию. Таблицы нумеруются отдельно. Все изображения и таблицы, входящие в основной текст, должны быть процитированы в тексте работы. Оформление списка литературы, включая интернетисточники, производятся согласно общепринятым правилам ГОСТ Р 7.0.52008 «Библиографическая ссылка».

Курсовая работа должна содержать:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение (в пределах 5% от общего объема работы), отражающее актуальность темы, формулировку гипотезы, целей и задач исследования;
  • основную часть работы в виде структурированного по главам и пунктам текста (теоретическую и эмпирическую части работы), теоретическая часть содержит основные положения теории по теме работы, обзор концепций, подходов и научных исследований по избранной проблеме, эмпирическая часть (55 — 60% от общего объема работы), включает описание методов и методик, обсуждение результатов исследования и выводы;
  • заключение (около 5% от общего объема), содержащее общие выводы по работе и предложения по практическому применению ее результатов;
  • список использованных источников научной литературы (библиографический список), содержащий полное библиографическое описание всех видов публикаций, изученных в ходе выполнения курсовой работы;
  • приложения (при необходимости).

Титульный лист курсовой работы содержит наименование высшего учебного заведения и выпускающей кафедры, название курсовой работы, фамилию, имя, отчество выпускника – автора работы, и фамилию, имя, отчество научного руководителя, его научную степень, ученое звание, город и год (Приложение 2).

4 стр., 1723 слов

Как оформлять приложение в тексте курсовой работы

... Приложения к работе оформляют как продолжение работы на последующих страницах (отдельных листах, бланках), располагая в порядке появления ссылок на них в тексте работы. ... исследование», «на наш взгляд, это кажется уместным". Автор курсовой работы несет ... научных обществ, а также к внедрению полученных результатов и рекомендаций в практику работы конкретных организаций. После аттестации курсовые работы ...

Оглавление отражает основные структурные элементы курсовой работы. Оглавление приводится после титульного листа (не нумеруется) и содержит наименование и номера начальных страниц всех глав и пунктов (если они имеют название), а также номера страниц, на которых расположены: выводы, заключение, библиографический список, приложения (Приложение 3).

Введение раскрывает сущность и состояние изученности научной проблемы, выбранной для исследования в курсовой работе. Актуальность выбранной темы и желательность ее развития подтверждается сравнительным анализом результатов исследования. Существование проблемы является отправной точкой всех научных исследований. Недостаток знаний, фактов, несостоятельность научных представлений создает основу для научных исследований. Введение включает: актуальность темы, объект, предмет, цель, гипотезу, задачи, методы, эмпирическую основу.

Актуальность темы. Основными аспектами актуальности темы исследования являются:

  • необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
  • потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения;
  • потребность в более эффективных психодиагностических и исследовательских методах, способных обеспечить получение новых данных;
  • потребность в методах (способах, технологиях), имеющих более широкие возможности и эффективность психологического воздействия, обучения, тренировки, коррекции, реабилитации, применения в труде;
  • потребность в дополнении или переработке психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного их использования.

Объект исследования – это фрагмент изучаемой реальности: процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для исследования (индивид, группа людей, деятельность).

Например, если аргумент звучит так: «Характеристики адаптивного потенциала военных с разными уровнями стресса», то объектом исследования является адаптивный потенциал военных, а аргументом является специфика адаптивного потенциала военных военные с разным уровнем стресса.

Предмет исследования содержится в пределах объекта. Предметом исследования становятся определенные стороны или отношения объектов (отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные характеристики отдельных явлений, взаимосвязи между ними и др.).

Объект и объект исследования связаны друг с другом как общие, так и частные. Обыскиваемая часть выделяется. Предмет исследования определяет тему курсовой работы.

Цель исследования – желаемый конечный результат: описание характеристик психического явления, выявление или уточнение взаимосвязей психических явлений, изучение возрастной динамики явления, описание нового феномена, эффекта, обобщение научных представлений, сведений, создание классификации, типологии. В курсовой работе формулируется только одна цель. Например, цель — выявить характеристики адаптационного потенциала военнослужащих с разным уровнем стресса.

Гипотеза — это научная предпосылка, предлагаемая для объяснения явления и требующая практической проверки и теоретического обоснования. В качестве гипотезы достаточно предположить наличие или отсутствие какого-либо явления, взаимосвязь двух или более свойств, степень их выраженности, условия возникновения или проявления. Например, гипотеза: военнослужащие с высоким адаптационным потенциалом более устойчивы к стрессу, чем военнослужащие с низким адаптационным потенциалом.

10 стр., 4715 слов

Технологический процесс работы участковой станции

... группами вагонов; слаженность в работе сотрудников различных дисциплин; диспетчерское управление работой станции. Общие вопросы эксплуатации установки Технические и эксплуатационные характеристики завода У этой ... средств и оборудования Станции. Цель курсовой работы Общие вопросы работы станции Ежедневное расписание (графическая часть) является отражением процесса работы станции. В нем показаны ...

Задачи исследования — выбор путей и средств достижения цели исследования: уточнить структуру, выявить связь, построить модель изучаемого явления, получить характеристики. Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат открытие новых фактов, так и те, которые помогут включить их в систему существующих психологических знаний. Нельзя подменять формулировку исследовательских задач описанием плана работы (проанализировать литературу, провести эксперимент, обработать эмпирические данные, проанализировать полученные результаты и сделать выводы).

В исследовательских задачах должны быть отражены следующие аспекты:

  • что предстоит сделать с предметом исследования (модифицировать, адаптировать, построить модель, получить новые характеристики, оценить эффективность и т.д.);
  • какого рода эксперимент планируется (обучающий, формирующий, констатирующий и т.д.);
  • характер исследования (пилотажный, лонгитюдный).

В курсовой работе рекомендуется формулировать не более 5 задач (на 2 курсе 3-4 задачи, на 3 курсе – 4-5 задач).

Следует ставить задачи как для эмпирической, так и для теоретической части исследования. Например, 1. На основе теоретического анализа охарактеризовать особенности адаптационного потенциала и особенности развития стресса у военнослужащих. 2) Оценить компоненты адаптационного потенциала у военнослужащих. 3) Диагностировать стресс у военнослужащих. 4) Проанализировать особенности адаптационного потенциала у военнослужащих с разными уровнями стресса. 5) Построить модель адаптационного потенциала военнослужащих, резистентных к стрессу. Далее во введении приводится список методов и приемов исследования для достижения поставленной в работе цели. Выбор методов исследования обусловлен характеристиками объекта и предмета исследования, а также поставленными задачами. Количество методов исследования определяется в зависимости от характера планируемого исследования по согласованию с научным руководителем. Краткая характеристика базы исследования: учреждение, предприятие, группы испытуемых (количественный состав, возраст, сроки проведения исследования и др.).

Курсовая работа должна содержать определенную новизну и практическую значимость – поиск новых знаний, новых методов исследования или психологической практики, применение существующих методов в новых условиях и т.д.

Текст курсовой работы должен демонстрировать: знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам, умение выделить исследовательскую проблему и определить научные методы ее решения, умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов, владение соответствующим понятийным аппаратом, способность к комплексному анализу и формулированию конкретных выводов, языковую грамотность, владение научным стилем изложения.

Теоретическая часть курсовой работы размещена в первой главе, которая содержит 3–4 пункта и представляет собой аналитический обзор специальной литературы по данной теме. Не желательно дробить главы на большое количество пунктов. Каждый пункт по объему должен быть не менее 3 страниц и не более 10. желательно, чтобы в курсовой работе было не более двух теоретических глав. Не желательно пункты дробить на более мелкие части (подпункты), однако, если логика изложения материала в пункте предполагает выделение структурных составляющих, то можно дробить пункт на подпункты. Аналитический обзор должен комплексно и систематически освещать состояние проблемы, которой посвящена курсовая работа. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований (курсовой работы 2 курса).

3 стр., 1001 слов

Курсовая работа методы прогнозирования управленческих решений

... управленческих решений в компании; провести анализ использования методов при принятии управленческих решений в ООО «Продукты Питания»; определить проблемы и пути совершенствования методов принятия управленческих решений в организации. Объектом исследования в данной работе ... отдельные методы и модели прогнозирования и принятия управленческих решений. Абсолютно все управленческие решения принимаются ...

Построение литературного журнала зависит от специфики рассматриваемого психического явления, его изучения и других факторов. Структура может быть примерно следующей:

  • феноменологическое описание – сущность, область проявлений, их частота, временные, пространственные и другие характеристики;
  • место данного явления среди других психических явлений – взаимосвязи, факторы, его обусловливающие;
  • рассмотрение с опорой на схему, соответствующую избранному подходу: системному, целостному, комплексному, средовому, ситуационному, функциональному и др.;
  • характеристика степени разнообразия в его понимании разными авторами;
  • закономерности, которым подчиняется явление;
  • прикладное, практическое использование явления, свойства, функции или учет его характеристик.

В обзоре литературы следует указывать имена авторов, идеи или результаты экспериментов которых анализируются или обобщаются. Ссылка должна быть сделана с указанием конкретных публикаций авторов, включенных в библиографический список. У каждого пункта должен быть логический вывод, а выводы должны быть сформулированы в конце каждой главы. После того, как раскрыты понятие и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки, освещены различные теоретические концепции и подходы к изучению вопроса, необходимо дать оценку разработанности изучаемой проблемы, соотнести ее с задачами исследования.

Логика обзора может быть следующая: 1) переход от рассмотрения общих проблем к описанию конкретных вопросов; 2) хронология исследований в данной области; 3) переход к исследованию проблемы; 4) изучение логических аспектов динамики психических явлений; 5) изучение отдельных сторон проблемы. В теоретической части работы важно не только рассмотреть все проблемы, непосредственно относящиеся к изучаемой теме, но и выявить круг вопросов, которые недостаточно изучены и которые автор намерен изучить. В противном случае проводимая научная работа окажется неактуальной. Начать каждый пункт полезно с вводного предложения. Например, «Проблема профессионального выгорания рассматривалась в трудах многих психологов…», «Рассмотрим основные проблемы диагностики функциональных состояний…». Текст не должен представлять собой набор цитат из источников, он должен отражать аналитическую работу автора и содержать вклад автора. В тексте работы должно быть видно, на какие работы опирается автор. Например, «как показано в работах А.Н. Леонтьева…», «По мнению С.Л. Рубинштейна…», «Психологические проблемы учебной деятельности рассматривались в работах П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина…». При использовании аббревиатуры в тексте необходимо указать пояснение. выражение необходимо написать полностью, а в скобках указать его аббревиатуру, которая может быть использована в тексте работы. Например, личностный самоактуализационный потенциал (ЛСП), нервно-психическая устойчивость (НПУ), социально-психологический климат (СПК).

3 стр., 1156 слов

Унификация текста документа: понятия, решаемые задачи, методы

... внедрения автоматизированных систем ДОУ. Унификация текстов управленческих документов позволяет решать следующие задачи: 1. упорядочить состав документов организации, фиксирующих осуществление однотипных функций и задач; 2. унифицировать формы и тексты управленческих документов с ориентацией их ...

Правила цитирования: текст может быть представлен в кавычках без изменений, дословно («…»), например, Л.С. Выготский писал: «Первой и главнейшей особенностью внутренней речи является ее совершенно особый синтаксис» (Выготский, 2016, с.323).

Как подчеркивал Л.С. Выготский «первая и самая важная черта внутренней речи — это ее особый синтаксис» — это еще один вариант цитаты. Близкое к тексту цитирование не заключается в кавычки (Например, по мнению Л.С Выготского именно особый синтаксис характерен для внутренней речи (Выготский, 2016, с.323)).

Ссылки в тексте следует делать только на те источники, которые автор прочитал и цитирует в библиографическом списке. Ссылка на текст в книге из источника, который не доступен студенту, оформляется так: (цит. по: Иванов, 2004, с.44).

Все источники, указанные в библиографическом списке, должны быть процитированы в тексте. Всего литературный обзор курсовой работы должен включать не менее 40 источников.

Эмпирическая часть курсовой работы 3 курса

Вторая часть курсовой работы содержит описание программы самостоятельного исследования и состоит из 4-5 баллов.

По содержанию должна включать цель, задачи, методы и методики, характеристику выборки, процедуру исследования, результаты, обсуждение результатов, однако пункты эмпирической главы должны быть озаглавлены содержательно и отражать выполненную работу, а не формальный этап. Например, «2.3. Результаты исследования» – не верно, а «2.3. Диагноз «психологический стресс у студентов разных курсов» правильный.

В этом разделе должно быть подробно и последовательно описано содержание проведенного исследования, должны быть описаны все промежуточные и окончательные результаты. должна быть продемонстрирована адекватность выбранных диагностических методов. Особое внимание обратить на описание авторских методик, опросников, оригинальных (авторских) анкет, программ тренингов и др.

Подбор методического материала (конкретные психологические методики с данными об их валидности, надежности и объективности).

Выбор методов исследования обусловлен характеристиками объекта и объекта исследования, поставленной целью и задачами. В рамках курсовой работы проводится психодиагностическое обследование с использованием небольшого набора методик. Их количество зависит от цели работы, типа исследования, выборки и других факторов. При выборе диагностических средств для исследования следует учитывать возможности и ограничения каждого из методов, входящих в набор, в основном с точки зрения точности и надежности фиксации выраженности изучаемых качеств. При этом следует учитывать, что для изучения какого-либо психического явления и углубления его понимания необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития, в сочетании данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных, получаемых методами анализа продуктов деятельности и т.д. Предпочтение следует отдавать тем методикам, которые достаточно подробно описаны в руководствах по их применению. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов. При составлении ряда методик желательно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга следует дополнять данными качественного и количественного характера, субъективными и объективными показателями.

2 стр., 952 слов

Как выявить цель и задачи исследования дипломной работы. Примеры

... на предполагаемый результат. Она не должна подменяться средствами её достижения. Примеры постановки цели в дипломной работы Разобраться с тем, как правильно формулировать цель исследования помогут следующие ... в период их профессиональной деятельности. Дипломная работа по психологии: Изучение профессиональной ... новейшей разработки по теме исследования, написании эффективных рекомендаций, доказательстве ...

Подбор выборки, на которой будет проводиться исследование.Необходимо дать полное описание выборки испытуемых, участвующих в эксперименте: пол, возраст, учреждение, другие характеристики (условия деятельности и др.).

Если планируется проведение оценочных и обучающих экспериментов, необходимо предоставить полное описание всех этапов, а также характеристики контрольной и экспериментальной групп. Описание условий и процедуры исследования. Описание обучающего эксперимента должно быть четким, понятным, с объяснением его основных этапов, содержания, методов, приемов. Если, например, обучение должно было проходить в рамках обучающего эксперимента, нет необходимости представлять его полностью в соответствующем абзаце. его программу и текст упражнений уместнее поместить в приложение, а в абзаце оно ограничивается только описанием и пояснениями того, что для чего было разработано, как оно было реализовано, к каким результатам привело. Описание методов математико-статистической обработки данных. Для определения методов математической и статистической обработки необходимо оценить тип решаемой задачи и характер распределения эмпирических данных. Чаще всего в процессе экспериментального исследования в рамках курсовой работы решаются такие типы задач: дать лаконичную информативную характеристику психологических особенностей выборки, выполнить группировку и классификацию объектов, сравнить между собой две или больше выборок (установить сходство или различие), оценить динамику изменения признака, значимость различий, степень согласованности изменений двух и более признаков. Для решения данных задач применяют вычисление мер центральной тенденции распределения (среднего арифметического значения выборки, моды, медианы) и стандартного отклонения, факторный анализ, кластерный и корреляционный анализ. Графические изображения данных используются в тексте эмпирической главы. Полученные результаты также оцениваются на основе некоторых критериев, позволяющих качественный анализ данных.Результаты эмпирического исследования должны быть представлены в числовых значениях измеряемых величин: 1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты корреляции.

При описании результатов необходимо указать средние показатели по выборке, указать значимость различий и описать соответствующие коэффициенты корреляции. В скобках указывается уровень статистической значимости различий (например, r=0,5, при р<0,05 или r= 0,8, при р<0,01, где r – коэффициент корреляции Пирсона, а р – уровень значимости).

14 стр., 6824 слов

Основы профориентационной работы в школе

... определяет профессиональную ориентацию как систему общественного ... работы. Характер и объем профессиональной консультационной работы зависит от того, как подготовлен профессиональный ... как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д. Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации: ...

Описание результатов поиска должно быть иллюстрировано графиками, таблицами, диаграммами, гистограммами. Большие таблицы, формы методов должны быть включены в приложение, а не в текст работы. В приложении можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых, хронометрические таблицы, социоматрицы и т.д. Таблицы расчетов, как правило, не приводятся в тексте второй главы, а помещаются в приложение. В тексте использованы обобщенные данные расчетных таблиц: они служат аргументами при интерпретации результатов исследования и при формулировании выводов.

Представление табличного материала. Цифровой материал, когда его много или возникает необходимость сравнить и вывести определенные закономерности, в курсовой работе обрабатывается в виде таблицы. Таблица — это способ представления информации, в котором цифровой или текстовый материал сгруппирован в столбцы, отделенные друг от друга вертикальными и горизонтальными линиями. Таблица состоит из заголовка, номера, боковика; неотъемлемая часть – перпендикулярные, взаимно пересекающиеся линии – благодаря им образуются ячейки. Недопустимы сокращения в названии таблицы. Над сеткой пишется слово «Таблица» с присвоением ей номера, без использования значков «N» или «№». Под словом «Таблица» следует располагать название, без точки. Нумеруются таблицы «насквозь» через всю работу. Если таблица для страницы большая, вы можете продолжить ее на следующем листе, подписав «Продолжение таблицы 1», или создать новый «заголовок» таблицы. Если надо указать, на отсутствие сведений, ставится тире. Везде по тексту, где приводится таблица, обязательно должна быть ссылка с ее номером. Панель размещается в работе сразу после текста, в котором она цитируется впервые, или на следующей странице. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в левом верхнем углу после слова Таблица (приложение 4).

Если в работе одна таблица, то ее не нумеруют. Каждая таблица должна иметь заголовок под словом «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы (большой буквы), точка в конце заголовка не ставится. Кавычки в названии таблицы не используются. Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, и подзаголовки, которые пишутся со строчных букв, если подчиняются заголовку. Заголовок граф указывается в единственном числе. Графу «№ п/п» (номер по порядку) можно не включать. Если заголовки длинные, их можно заменить короткими и общепринятыми сокращениями. Пояснения должны быть даны под таблицей. Стандартный вид таблицы для представления первичных результатов: по строкам — тематика, по столбцам — измеренные параметры. Стол должен располагаться вертикально, чтобы произведение при чтении не вращалось, если не работает, то так, чтобы при чтении вращалось по часовой стрелке. Текст в таблице может иметь меньший размер, а межстрочный интервал может быть одинарным.

Представление отдельных видов иллюстративного материала. В курсовой работе могут быть представлены графики, фото, схемы, чертежи. Иллюстрации следует надписывать «Рис.» и ставить на них цифры, означающие порядковые номера. Важно указать название рисунка. Допустимо использовать сквозную нумерацию или нумерацию по главам (Рис. 2.1, Рис.2.2., Рис.2.3).Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, полигоны распределения, а также различные графики. Их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

36 стр., 17870 слов

Содержит страниц рисунков таблиц использованных источников приложении

... маркетинговой деятельностью в сфере железнодорожных перевозок; разработка маркетинговых подходов, принципов построения функциональной модели коммерческой работы по обслуживанию пользователей транспортных услуг ОАО ... управления транспортом, развития и повышения конкурентоспособности транспортной системы страны, транспортной логистики, транспортного маркетинга, в том числе на этапе развития рыночной ...

Графики следует использовать, когда надо отобразить общий характер функциональной зависимости. Зависимости между изучаемыми параметрами наглядно могут отражать графики, на осях которых откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размещают независимую переменную, по оси ординат – зависимую переменную.

Рекомендации по построению графиков: 1) график и текст должны взаимно дополнять друг друга; 2) график должен быть понятным «сам по себе» и включать все необходимые обозначения; 3) на одном графике не должно быть больше четырех кривых; 4) линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие – необходимо обозначить цифрами; 5) надписи на осях следует располагать внизу (ось абсцисс) и слева (ось ординат); 6) точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками (Куликов, 2001, с.116).

Диаграммы используются главным образом для изображения отношений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т. п.), площади которых пропорциональны этим величинам. Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Секторная диаграмма – диаграмма, в которой значения (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов. Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма – это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс).

Гистограммы часто используются для графического представления плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков).

По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат – ее частоты (отношение числа наблюдений, попавших в данных промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получается ступенчатая линия (Куликов, 2001, с.114).

Диаграммы и профили представляют результаты диагностики с использование многопараметрических (многокомпонентных) тестов или батарей тестов. Они позволяют в наглядной форме показать индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам (Приложение 5).

Для отображения корреляционных связей между параметрами можно использовать схему, которая называется корреляционной плеядой. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признака (параметра).

Если записываются номера, то они должны быть расшифрованы в подписях к рисунку. Линии, соединяющие кружки, кодируют характер корреляционных связей. Например, положительные связи (положительные направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные – прерывистыми, связи, достоверные на уровне 5% – 1 линией, а достоверные на уровне 1% – двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком. Признаки лучше распределять группами, объединяющими их по какому-либо критерию. В центре корреляционной плеяды размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции (Приложение 6).

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице и на диаграмме и так всё видно. Должны быть названы все сходства и различия их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, предает доказательность выводам. При ссылках на таблицы следует писать: «В соответствии с данными в таблице 5….», «Как видно из таблицы 5….», «Результаты, приведенные в таблице 5, показывают, что….» или приводится ссылка в скобках (таблица 5).

В ссылках на рисунки пишется: «Как видно на рисунке 3…», «Как представлено на рисунке 6…», «Из рисунка 3 видно, что…» или дается ссылка в скобках (рисунок 3) и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис.6) или (см. рис. 6 на с.24).

При ссылках на формулы обычно пишется: «…по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например, «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или «Программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, приводится в приложении 2». При использовании числительных в тексте нужно обратить внимание на их написание. Однозначные количественные числительные от 0 до 9 пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например, «в двух случаях из восьми» («в 2 случаях из 8» – неправильно).

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например, «67 испытуемых» (неправильно – «шестьдесят семь испытуемых»).

Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц измерения точки не ставятся (например, «10 мм»).

Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например, правильно написать «в 30 случаях из 100» (неправильно – «в 30-ти случаях из 100»).Однозначные и многозначные порядковые числительные часто пишутся словами: «девяносто пятый».Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, то падежные окончания числительных, оканчивающихся на две гласные, «й» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «6-я», а не «6-ая». Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, состоят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» – «эксперимент 1-го типа»(а не «1ого типа» или «1-о типа»).

Интерпретация полученных данных включает в себя аналитическое описание, обобщение, психологическое объяснение. Включает в себя: «это может объясняться тем, что…», «по нашему мнению…», «с нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как…».После завершения интерпретации следуют выводы. Использование «мы», «нашей» даже в том случае, если у работы один автор.

Оформление библиографического списка. Источники в списке литературы располагают по алфавиту. Работы одного автора в списке располагаются в хронологическом порядке. Источники на иностранном языке даются в конце списка. В библиографическом списке выпускной квалификационной работы должно быть указано не менее 40 литературных научных источников. В списке литературы должно быть не менее 2-3 источников на иностранных языках (зарубежные издания).

Примеры оформления: Книга одного автора: Ярошевский М.Г. История психологии. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1976. – 463 с. или Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд. М.: Мысль, 1976. 463 с. Указание на цитату или фрагмент текста: Ярошевский М.Г. История психологии. 2-е изд. М.: Мысль, 1976. С.420-423 Более одного автора: Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ.СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с. или Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. 528 с. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педаогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с. Многотомное издание: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – Т.1 – 488 с. Тематический сборник трудов: Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – 377 с. Диссертации и авторефераты: Автор и его инициалы. Заглавие работы: Дис. …канд. психол.наук (Дис. Д-ра психол. Наук, или Автореф.дис. …канд. психол. Наук, или Курсовая работа, или Дипломная работа).

– Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа. – Год представления работы к защите. – Количество страниц в источнике. При описании статей из сборников, журналов, газет сначала приводятся сведения о статье – фамилия автора и заглавие статьи, затем после знака «//» указываются сведения об издании, в котором она опубликована. Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. – С.185-200. Леонтьев Д.А. Российская реклама в поисках психологии // Психологическая газета. – 1998. — №3 (30).

– С.4-6 На интернет-источник: Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. URL: http://www.mma.ru/article/id8610 (дата обращения: 26.06.2009)

Общие правила цитирования и ссылок на использованные источники. При изложении текста курсовой работы надо строго отделять свои мысли от заимствованных или уже известных в науке. При этом необходимо делать ссылки на использованную литературу и другие источники. Ссылки на литературный источник в тексте курсовой работы сопровождают порядковым номером, под которым этот источник включен в список использованной литературы. Ссылка заключается в прямые скобки (например, [6,54], где вторая цифра обозначает номер страницы, из которой взята эта цитата).

Если приводится цитата, взятая не из первоисточника, то необходимо указать автора, цитирующего первоисточник: (Цит. по [33]).

Ссылки на литературные источники в тексте могут быть оформлены двумя способами: (Иванов, 2004) или [1].

В работе не следует злоупотреблять цитатами, но при необходимости их использования текст цитаты из книги или какого-либо официального документа следует воспроизводить точно, с сохранением всех особенностей подлинника. При цитировании следует придерживаться таких правил:

  • а) текст цитаты начинается и заканчивается кавычками и приводится в той грамматической форме, как он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского изложения. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, за исключением тех, которые вызвали общую полемику и не являются общепринятыми;
  • б) цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения авторского текста и без искажения мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения авторского текста и обозначается многоточием. Многоточие может быть поставлено в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце);
  • в) каждая цитата обязательно сопровождается ссылкой на источник; г) при непрямом цитировании (изложении мысли другого автора своими словами) следует быть точным в передаче основной мысли автора, соблюдать корректность в оценке его достижений и давать ссылку на источник.

Приложения не входят в общий объем работы, размеры не регламентируются. В них включают полное описание методик, бланки, результаты первичной обработки, таблицы эмпирических данных, программы тренингов.

Общий план выступления студента на защите курсовой работы: 1. Тема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, основные теоретические положения (предельно кратко).

2. Методы и методики (в большинстве случаев достаточно лишь перечислить).

3. Выборка (испытуемых, обследованных, респондентов): количество, состав по возрасту и полу, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима).

Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам. 4. Процедура исследования (в общих чертах).

5. Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки данных необходимо, только если использовалась оригинальная или малоизвестная методика. Часто достаточно лишь перечислить, какие именно показатели подсчитывались и анализировались. 6. Основные результаты исследования. Этот раздел целесообразно структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования. 7. Выводы, практическая значимость результатов. Студенту полезно помнить, что во время доклада: Обстоятельно доказывать актуальность исследования не стоит, она должна быть прописана во введении к курсовой работе. Пространно характеризовать современное состояние обсуждаемой в работе проблемы не следует, достаточно оценить ее состояние. Следует избегать противоречивой информации. Содержание доклада должно быть четким, ясным, понятным. Необходимо продемонстрировать умение отвечать на вопросы, анализировать результаты, давать их психологическую интерпретацию. Наиболее желательным вариантом иллюстрации материала является его презентация при помощи мультимедийного проектора. Желательно использовать не более 5–7 слайдов с основным иллюстративным материалом. Нарушение академических норм при написании курсовых работ. Курсовая работа подлежит обязательной проверке на объем заимствований. Объем неправомочных заимствований не должен превышать 20% от общего объема работы. К грубым нарушениям академических норм написания курсовой работы относятся: плагиат, подлог, фальсификация. Плагиат – совершенное умышленно или по небрежности использование результатов чужого творческого труда, который вызывает у читателей ложное впечатление о действительном авторе таких результатов (текст без ссылок).

При подготовке данных рекомендаций были использованы следующие источники:

1) Ерофеев А.К., Лопатина Н.Н., Бульба Е.В., Каверник Е.А., Сярдин В.И. Курсовая работа. Методика написания и правила оформления: Учебнометодическое пособие. – Севастополь: Изд-во Черноморского филиала МГУ, 2005. – 40 с. 2) Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. – СПб.: Речь, 2001 3) Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра Филиала МГУ в г.Севастополе (утв. на Ученом совете Филиала МГУ в г.Севастополе 15.11.2016 г.) 4) Требования к оформлению выпускных квалификационных работ на факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова

Авторский коллектив:

Заведующий кафедрой психологии, кандидат психологических наук, доцент О.А.Тихомандрицкая

Руководитель ОП по направлению «Психология», кандидат психологических наук С.А.Наличаева

Преподаватель (факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова, г.Москва), кандидат психологических наук С.И.Малахова

Доцент, кандидат педагогических наук В.Н.Ковалев

Доцент кафедры психологии, Кандидат технических наук В.И.Сярдин

Старший преподаватель, Кандидат психологических наук Л.С.Назарова

Старший преподаватель З.В.Борисенко

Приложение 1

Критерии оценки курсовых работ «Отлично»:

  • знание основных научных концепций по выбранному направлению исследования;
  • знание основных научных категорий и понятий, умение оперировать ими;
  • владение методологией и методикой научного анализа;
  • умение представить работу в научном контексте;
  • владение научным стилем речи;
  • аргументированная защита основных положений работы. «Хорошо»:
  • знание научных концепций по выбранному направлению исследований;
  • знание основных научных категорий и понятий, умение оперировать ими;
  • владение методикой анализа и представление о разных типах анализа;
  • единичные негрубые стилистические и речевые погрешности;
  • умение защитить основные положения своей работы. «Удовлетворительно»:
  • компелятивность теоретической части работы;
  • недостаточно глубокий анализ материала;
  • стилистические и речевые ошибки;
  • посредственная защита основных положений работы. «Неудовлетворительно»:
  • компелятивность работы;
  • несамостоятельность анализа;
  • грубые стилистические и речевые ошибки;
  • неумение защитить основные положения работы.

Критерии оценки курсовой работы: актуальность темы; соответствие содержания работы ее названию; постановка проблемы и ее обоснование; логическая согласованность объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования; соответствие выбранных методов исследования поставленным задачам; характеристика выборки и адекватность методов математической обработки результатов; четкость, логическая последовательность и структурированность текста; грамотность, стиль изложения; знание достижений науки, монографической и периодической литературы по теме работы; информативность представленных результатов в таблицах, графиках, диаграммах, правильность их оформления; представленность результатов работы в выводах и рекомендациях, их соответствие поставленным задачам; оригинальность и новизна проведенного исследования; степень самостоятельности в работе, соответствие оформления работы требованиям; четкость изложения доклада на защите работы; правильность ответов на вопросы; оценка курсовых работ научным руководителем.

Приложение 2

Образец титульного листа курсовой работы

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

ФИЛИАЛ МГУ В ГОРОДЕ СЕВАСТОПОЛЕ

37.03.01 «Психология»

КУРСОВАЯ РАБОТА

САКМОАКТУАЛИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР

РЕЗИСТЕНТНОСТИ К ВЫГОРАНИЮ

Выполнил: Иванов Иван

Иванович

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии

Петров Петр Петрович

Севастополь

год

Приложение 3

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения самоактуализационного потенциала личности..………………………………..6

1.1. Феномен самоактуализации личности……………………………….6

1.2. Синдром психологического выгорания личности……………….….9

1.3. Психологические факторы резистентности к выгоранию…………14

1.4. Особенности самоактуализационного потенциала как фактор

устойчивости к выгоранию в педагогической деятельности…………..18 Выводы к первой главе………………………………………………………….22 Глава 2. Анализ сакмоактуализационного потенциала педагогов в основе резистентности к выгоранию…………………………………………………….26

2.1. Методическое обеспечение исследования………………………….26

2.2. Диагностика психологического выгорания у педагогов…………..29

2.3. Оценка самоактуализационного потенциала у педагогов…………34

2.4. Анализ специфики самоактуализационного потенциала педагогов с

разными уровнями выгорания……………………………………………40

2.5. Факторный анализ показателей самоактуализации у педагогов с

низким уровнем выгорания………………………………………………46 Выводы ко второй главе…………………………………………………………52 Заключение………………………………………………………………………54 Библиографический список…………………………………………………….57 Приложения………………………………………………………………………62

Приложение 4

Таблица 1

Характеристика выборки испытуемых № ФИО Пол Возраст Стаж Категория Предмет 1 Л.П. Ж 56 30 учитель высшей категории русский язык и литература 2 Т.И. М 48 22 учитель I категории физика и математика 3 К.А. Ж 47 22 учитель I категории русский язык и литература 4 В.А. Ж 46 21 учитель I категории история 5 В.В. Ж 55 29 учитель I категории физика и математика 6 А.А. Ж 50 25 учитель I категории физика и математика 7 В.П. Ж 49 23 учитель I категории русский язык и литература 8 Н.И. Ж 40 15 учитель II категории украинский язык 9 Н.С. Ж 40 15 учитель I категории физика и математика 10 Н.А. Ж 47 22 учитель I категории история

Таблица 2

Состав и характеристика выборки испытуемых Профессия Количество Возраст Пол Стаж работы

человек

учителя 40 от 29 до 62 36 от 4 и до 36 лет, средней школы лет, женщин,

средний 4 мужчин средний стаж

возраст 22 года

47 лет преподаватели 40 от 26 до 60 29 от 3 и до 35 лет,

вуза лет, женщин,

средний 11 средний стаж

возраст 42 мужчин 16 лет

года

Таблица 3 Значения коэффициентов корреляции смысложизненных ориентаций с

ценностями у педагогов (при р<0,01)

Показатели Цель Процесс Результат Локус контроля – Я ОПОЖ Собственный престиж — — — 0,5 0,5 Креативность — — — 0,5 0,5 Активные социальные

0,7 0,4 0,5 0,6 0,6 контакты Развитие себя 0,6 — 0,6 Духовное удовлетворение 0,6 0,4 0,4 0,6 0,6 Сохранение собственной

0,6 — — 0,6 индивидуальности

ОПОЖ – общий показатель осмысленности жизни

Приложение 5 степень выраженности в баллах

6

4

2

0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

мотивы

учителя преподаватели Рис. 1. Диаграмма средних значений выраженности мотивов у учителей и

преподавателей

Условные обозначения: Основные мотивы, отражающие Сопутствующие мотивы в педагогической педагогическое призвание деятельности 1 Сознание полезности деятельности, 5 Стремление к самоутверждению, важности обучения и воспитания повышению своего статуса, престижа молодёжи 2 Интерес к педагогической деятельности 7 Желание находиться в среде

интеллектуалов, образованных людей 3 Стремление к общению с молодёжью 8 Возможность заниматься и научной

работой, получить учёную степень, звание 4 Желание передать свои знания, опыт, 9 Возможность удовлетворить своё накопленные за время производственной стремление к власти или научной деятельности 6 Стремление к самовыражению, к 10 Вынудили обстоятельства творческой работе

11 Наличие длительного отпуска

12 Не надо находиться на работе от звонка

до звонка

В презентации к докладу диаграммы могут быть представлены таким образом:

Рис.2. Диаграммы средних значений показателя самооценки по методике С.А. Будасси у студентов мужского и женского пола.

Рис.3. Диаграмма процентных соотношений старшеклассников со склонностью к разным профессиональным типам по методике ДДО Е.А.Климова.

Приложение 6

Рис. 4. Корреляционные связи симптомов и фаз выгорания по методике В.В.Бойко.