В данной курсовой работе исследуется статистика цен и инфляции. В теоретической части работы рассматриваются виды цен, их система, а также основные показатели статистики цен. Последние два абзаца теоретической части посвящены изучению инфляции, одной из самых актуальных проблем современной российской экономики. Размер и динамика инфляции отрицательно влияют на показатели макроэкономического развития и уровень жизни населения страны, поэтому в документе изложены теоретические вопросы природы инфляции, а также система показателей для оценки уровня инфляции инфляция.
Вычислительная часть курсовой работы предполагает решение четырех задач по темам варианта вычислительной задачи.
Задание 1. Исследование структуры совокупности.
Задание 2. Выявляя наличие корреляции между ценой товара и количеством проданного товара, устанавливая направление связи и измеряя ее сопротивление.
Задание 3. Применение выборочного метода в финансово-экономических задачах.
Задание 4. Использование индексного метода в финансово-экономических задачах.
В аналитической части работы исследуются индексы цен для различных секторов экономики, затем исследуются индексы потребительских цен за последние годы. Далее анализируется динамика заработной платы за те же годы и сравнивается рост заработной платы и индекса потребительских цен. На основе данного индекса приведен расчет реальной заработной платы в ценах 2001 г. и показан факторный анализ изменения реальной заработной платы в 2006 г. по сравнению с 2005 г.
2. Теоретическая часть
2.1. Сущность цены в рыночной экономике и задачи статистики
В современных условиях цена — важнейшая экономическая категория рыночных отношений. Изучение цен и цен, процессов изменения их уровней и структуры задействовано как в макро- и микроэкономике, так и в отраслевой экономике. Наиболее подробными исследованиями цен и их системы является микроэкономика, которую в связи с этим часто называют теорией цен.
В органах государственной статистики существует служба статистики цен, которая предоставляет полную и объективную информацию о ценах на товары и услуги, выявляет закономерности и тенденции их изменения. От уровня цен и их динамики зависят важнейшие макроэкономические показатели – ВВП страны, покупательная способность денежных доходов, уровень и структура потребления населения, деловая активность, и т.д. Цена является одновременно важнейшим индикатором и регулятором развития рыночной экономики. Это проявление диалектического единства различных функций, выполняемых ценой в рыночных условиях.
Статистическое изучение заработной платы
... статистики заработной платы. Это позволяет проводить качественный анализ этого показателя. Целью данной курсовой работы является статистическое исследование заработной платы. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи: изучение состава фонда заработной платы; ... данных статистического наблюдения для характеристики статистической совокупности в целом и отдельных ее частей ( ...
Цена – это посредник и эквивалент при обмене товаров на деньги. это один из важных индикаторов рыночной конъюнктуры, фактор баланса спроса и предложения, объема и структуры места производства. Цена – инструмент образования прибыли, эмиссии денег и формирования бюджета, существенный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, уровень реальных доходов, инфляционных процессов и т.д.
Цена представляет собой сумму денег, уплачиваемую за единицу товара. Такое определение цены как денежного выражения стоимости товара раскрывает его экономическую сущность.
Многообразие функций, которые выполняют цены в условиях рыночной экономики, находит отражение в системе цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных видов цен. Изменения, происходящие в уровне одной цены, сказываются на уровне других цен. Объясняется это единым процессом формирования издержек производства, взаимоотношениями между участниками рынка и всеми элементами рыночного механизма.
Становление рыночных отношений в российской экономике связано с появлением свободных (рыночных) цен. После реформы цен, начавшейся в апреле 1991 г., в экономике России практически все цены с 1 января 1992 г. Были отпущены правительством на «свободу» (исключение составили стратегические товары).
Однако либерализация цен, означавшая право продавца устанавливать свою цену, привела к существенному росту цен в 1992 – 19995 гг. во всех секторах экономики и особенно на потребительском рынке.
Существенные преобразования в российской экономике определили необходимость реформирования статистики цен, что нашло отражение в организации наблюдения за ценами и системе показателей статистики цен. Соответствующим образом изменились и задачи статистики цен, к основным из которых относятся:
1) наблюдение за ценами и их изменением;
2) анализ уровня и динамики цен по отдельным товарным рынкам и регионам;
3) изучение соотношений цен на различные товары и услуги;
4) анализ факторов, влияющих на уровень цен и их изменение;
5) изучение цены как фактора уровня жизни населения и индикатора инфляционных процессов;
6) исследование влияния цены на макроэкономические показатели в системе национальных счетов.
2.2. Система показателей статистики цен
Система показателей статистики цен представляет собой набор взаимосвязанных и дополняющих друг друга показателей, которые характеризуют различные аспекты рыночных условий и ценовой политики. Эти показатели используются в процессе исследования ценовых процессов и при расчете большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.
Изучение рыночных условий начинается с анализа средних цен и их уровней. Различают индивидуальный и средний уровень цен.
Индивидуальный уровень цен: абсолютное значение цены в денежном выражении за единицу определенного продукта на рынке.
Средний уровень цен — это обобщенный показатель уровня цен, рассчитываемый для однородных групп товаров во времени и пространстве.
Показатели уровня цен являются основой для расчета показателей соотношения цен на важнейшие виды промышленной и технической продукции, товаров народного потребления и платных услуг, оказываемых населению. Динамика показателей взаимосвязи цен позволяет оценить состояние экономической ситуации на отдельных товарных рынках.
Индексы и их использование в экономическом анализе
... По степени охвата элементов совокупности индивидуальные, сводные (общие), групповые (субъиндексы). Индивидуальные показатели характеризуют изменение отдельных элементов, составляющих сложное явление. Это простая форма индексов (например, индивидуальный индекс цен отдельного вида товара). ... или по отношению к плоскости. В статистике под индексом понимается относительная величина (показатель), ...
Статистика изучает структуру оптовых и розничных цен на продукцию различного народнохозяйственного назначения. Под структурой цены понимается удельный вес ее отдельных элементов, выраженный в процентах или долях единицы. Соотношение и число таких структурных элементов конкретной цены зависит от конъюнктуры рынка, вида товара, типа торговых посредников и т.д.
Комплексное исследование цен предполагает использование не только показателей выборочного наблюдения, средних значений, структуры, относительных значений, но и других показателей вариации, временных рядов, индексного анализа, корреляции. Обширная информация о ценах позволяет применять различные методы статистического анализа при изучении цен, тенденций их развития и взаимосвязи с различными экономическими показателями. В государственной статистике наиболее часто используются методы группировки, средние значения, графики и индексный метод. При этом индексы как обобщающие показатели являются основными в статистике цен.
2.3. Индексный метод изучения динамики среднего уровня цен
Индексы цен играют ведущую роль в изучении изменений цен во времени и пространстве. Существуют различные типы структурных индексов цен, но в настоящее время наиболее часто используются индексы Пааше и Ласпейреса. Во второй половине XIX в. в практику расчетов индексов цен была введена агрегатная форма, в которой изменение цен увязывалось с конкретной массой товаров. Формула первого взвешенного агрегатного индекса цен, известная как индекс Ласпейреса, была предложена в 1871 г.:
- где — количество товара в базисном периоде; и — цена единицы товара соответственно в отчетном и базисном периодах.
Другой вид взвешенного агрегатного индекса – индекс Пааше
где — количество товара в отчетном периоде.
Индекс цен Паше представляет собой сравнение взвешенных агрегированных цен для физических объемов текущего периода, а индекс Ласпейреса — это сравнение агрегированных цен, взвешенных для физических объемов базисного периода. Индексы цен Ласпейреса и Паше из-за различий в структуре весов дают неодинаковые результаты, разница которых может достигать нескольких процентных пунктов в случае долгосрочных и международных сопоставлений. Это связано с тем, что обе формулы не соответствуют критерию обратимости фактора и частично требованиям теста на обратимость с течением времени.
В системе индексов цен, наряду с агрегатными формами индексов, широкое применение получили индивидуальные индексы цен и индексы средних цен. Индивидуальный индекс цен характеризует динамику цены конкретного товара (услуги):
- (базисный индекс);
(цепной индекс),
где — цена на товар в текущем периоде;
- цена на товар в предыдущем периоде;
- цена товара в периоде, принятом за базу сравнения.
Согласно свойству круговой конвергенции значение индекса базовой цены определяется как произведение цепных индексов. Например,
Статистика цен и тарифов
... курсовой работе большое внимание уделяется именно рассмотрению методов расчета и анализа индексов цен, на примере компании «ЗАЕРС», которая успешно функционирует на московском рынке в течение 10 лет. Задачи статистики цен ...
Индивидуальные индексы цен используются для изучения динамики цен на разнородный набор товаров и услуг. Они используются в различных модификациях агрегатных формул сводных индексов цен. Так, например, индексы Ласпейреса и Пааше можно записать в виде соответствующих формул среднеарифметической и среднегармонической:
Одной из задач статистики является расчет средних цен по группам товаров (услуг) и анализ их изменения. Средние цены определяются как арифметические взвешенные значения уровней цен отдельных производителей или регионов. Средние цены по группам товаров (услуг) формируются под влиянием многих ассортиментных и территориальных структурных сдвигов, сезонных колебаний предложения и спроса и др. В связи в этим изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен, исчисленных по отдельным товарам-представителям прежде всего тем, что учитывает не только изменение конкретных цен на отдельные товары, но и влияние фактора структурных сдвигов.
1,200 руб.