В этом задании на дизайн рассматриваются такие аспекты, как структура и основные этапы творческой деятельности. Творчество — это деятельность, порождающая что-то качественно новое, чего раньше не было. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для других, но и для других.Творчество — процесс создания субъективных ценностей.
Процедура построеня «дерева решений». Метод “дерева решений”. Его используют для получения с учетом возможных условий окружающей среды и вероятности их возникновения. На основе чего будет решено конкретное управленчиское задание.
Также будет раскрыта сущность и значение метода вербальных ассоциаций, будут приведены примеры использования метода для выявления новых идей.
Целью данной работы, как мне кажется, является изучение моделей построения новых действий в незнакомых ситуациях, то есть организация продуктивных мыслительных процессов, на основе которых осуществляется генерация идей, последовательность возрастающих их правдоподобие.
С помощью этой работы я закреплю свои знания по эвристике и получу уникальную возможность решать нестандартные задачи в незнакомых условиях. Ведь именно эта молодая наука способствует развитию творческого потенциала человека.
Творчество
Творчество — это деятельность, порождающая что-то качественно новое, чего раньше не было. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.Творчество — процесс создания субъективных ценностей.
Структурная схема творческой деятельности
Схема творческой деятельности по Россману
1) Усмотрение потребности или трудности.
2) Анализ этой потребности или трудности.
3) Просмотр доступной информации.
4) Формулировка всех объективных решений (выдвижение идей и гипотез).
5) Критический анализ всех форм решений (для отсева идей и гипотез -> появляется цикл).
6) Рождение новой идеи (переход к пункту 4).
7) Экспериментирование для подтверждения правильности сформулированной новой идеи. Проводится мысленный (ментальный) , модельный или натурный эксперимент.
Схема структуры творческой деятельности по Гиксону
1) Подготовка. Осуществляется накопление знаний, повышение квалификации, постановка задачи.
2) Концентрация усилий. Работа по достижению решения — это концентрация волевых усилий.
3) Передышка. Период мысленного покоя, когда творец отвлекается от решения поставленной задачи.
Творчество в педагогической деятельности
... Для творчества одаренных людей сам поиск нового в силу психофизиологических законов приносит огромное удовлетворение. Творческой является любая деятельность, в ходе которой осуществляется поиск проблем, решений; творческой также является деятельность, которая ...
4) Озарение. Рождаются новые идеи, можно модифицировать существующие идеи, но в любом случае результатом должно быть желаемое решение проблемы.
5) Доведение работы до конца. На этом этапе подводятся итоги творческой деятельности и оцениваются.
Схема творческой деятельности по Белозерцеву
1) Формирование проблемной ситуации с одновременным осмыслением ее структуры субъектом творческой деятельности. Формулировки (постановки) технических задач.
2) Рождение и вынашивание новых технических идей, нового принципа, новой трансформации.
3) Создание идеальной модели (реализация).
4) Конструирование. Результаты: эскизный и технический проект, исполнительные чертежи, реализация модели реализации.
5) Этап предметного и относительно завершенного воплощения идеи, проблемы или изобретения в новом техническом объекте.
Обобщенная модель структуры творческой деятельности по Шумилину
1) Осознание, постановка и формулирование проблемы.
2) Нахождение принципа решения (разрешения) проблемы (синонимы: нестандартная задача, решающая гипотеза, идея изобретения или замысла произведения искусства).
3) Обоснование и развитие найденного принципа. Теоретическая, конструкторская и технологическая проработка этого принципа.
Если научное творчество, то конкретизация и доказательство гипотезы. Если техническое, то конструкторская проработка идеи. Для художественного творчества: разработка и развитие концепции художественного произведения.
Разработка планов включает экспериментальную проверку гипотез. План практической реализации изобретения — реализацию замысла.
4) Практическая проверка гипотезы, реализация изобретения или замысла, объективизация художественного произведения.
Основная задача этапа генерации идей — создание современных конкурентоспособных товаров, которые по технико-экономическим показателям и технологическим характеристикам соответствуют высшим научно-техническим достижениям, удовлетворяют потребности потребителей. При разработке идеи нового продукта необходимо руководствоваться требованиями максимальной безопасности, экономической целесообразности и полного соответствия функций продукта условиям окружающей среды. Это правило распространяется на все товары, независимо от того, являются ли они его неотъемлемой частью или готовым продуктом. Требования наибольшей безопасности связаны с предпосылкой, согласно которой любому изделию — объекту производства и эксплуатации (использования) — должны быть присущи необходимые свойства, максимально исключающие вредное влияние на человека и окружающую среду.. Учитывая значительный рост потребностей потребителей в безопасном потреблении товаров, выгоднее руководствоваться требованиями абсолютной безопасности. Требования экономической целесообразности предусматривают, что основные параметры и конструкция изделия должны обеспечивать высокий уровень его эффективности как объекта производства и эксплуатации (использование). Благоприятный эффект от использования изделия по назначению, в соответствии с установленным порядком эксплуатации, должен быть обеспечен с минимально необходимыми затратами трудовых, материальных и энергетических ресурсов. Не менее важным для научно-технического развития мирового промышленного производства является соблюдение требований полного соответствия выполняемым продуктом функциям и условиям окружающей среды. В данном случае речь идет о том, что функциональные свойства товара обязательно должны соответствовать уровню параметров внешней среды и диапазону их изменения. также необходимо добиться полного согласования этих свойств с параметрами окружающей среды, если они высокодинамичны и стохастичны. Выполнение всех этих условий требует активной творческой деятельности. Процесс творческой деятельности осуществляется в органическом объединении стадий: Подготовка, Замысел, Реализация. Все этапы творческого процесса основаны на информационном, методическом и техническом обеспечении. Информационная поддержка включает базу знаний, базу данных прогнозов, патенты, стандарты, ссылки. Определен набор методов решения изобретательских, стандартизационных и оптимизационных задач с методическим обеспечением. Техническая поддержка включает информационные технологии, системы автоматизированного проектирования, сложное программное и аппаратное обеспечение. В процессе творческой деятельности стадия подготовки к научному поиску предусматривает: накопление необходимых исходных знаний; предшествующую систематизацию фактов в изучаемой области развития науки и техники, интеллектуально-творческую подготовку личности к поиску идей. Концептуальный этап связан с изучением нерешенной проблемной ситуации и определением проблемы для ее дальнейшего решения. С этой целью изучают имеющуюся научно-техническую информацию и формулируют главную задачу поиска; выясняют центральный вопрос (фокальная точка задачи), требующей решения; устанавливают необходимые требования и существенные ограничения; разрабатывают план поиска решения. Особое внимание уделяется изучению условий возникновения и опыта решения подобных задач на разных этапах развития науки и техники. Центральное место в процессе творческой деятельности занимает фаза исследования. именно здесь трансформируется и решается проблемная ситуация, реализуется план по поиску решения соответствующей концепции. Наиболее характерными этапами этой стадии считают:
Завершает творческий процесс стадия реализации, на которой осуществляется: техническое оформление решения творческой задачи; исследовательская проверка и испытания технического решения со следующим внесением в него необходимых поправок и дополнений; реализация решения и его дальнейшее развитие. Главный элемент творческого поиска — генерация новых идей. |
В связи с большим практическим значением структуры творческой деятельности эта проблема изучалась многими авторами. Наиболее приемлема следующая поэтапная дифференциация творчества.
научное творчество
Второй этап — нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи, т.е. решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения (замысел — образ цели и путей ее достижения).
техническое творчество
Четвертый этап — практическая проверка гипотезы, реализация изобретения, объективизация художественного произведения (выполнение картины, скульптуры ит.п.).
Мы рассматриваем каждый этап с точки зрения объема эвристической активности.
Первый этап основан на знании информации в области творчества и ее систематизации. Объем эвристической активности может варьироваться от 0 до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сформулирована, но не решена, то необходимо понять ее постановку, постановку и осознать как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительная. Если необходимо задать вопрос, сформулировать задачу, объем эвристической активности значительно возрастет.
Второй этап требует максимальной эвристической активности во всех ее формах и проявлениях.
Третий этап характеризуется максимальным наличием логической формы мышления, связывающей разные алгоритмические операции. Эвристическая деятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции.
На четвертом этапе объем эвристической активности обусловлен трудностями практической проверки гипотезы логическими средствами. Трудности устранения могут быть сопряжены с эвристическим поиском.
Основной формой научного творческого поиска выступает гипотеза. Центральный механизм творчества — это создание гипотез и их экспериментальная проверка. Гипотеза — это предположение о том, как разрешить противоречие в проблемной ситуации, и форма творческого исследования. Все, что может быть предметом исследования-поиска, может быть и предметом гипотезы; все, что может быть предметом научного познания, иначе говоря, научной теории, может быть предметом научной гипотезы. Ученый не может сделать ни единого шага в исследовании, не предложив гипотезу или формулировку, основанную на существующей теории гипотетической гипотезы.
Функциональная характеристика гипотезы показывает, что она является формой экологоразведочного знания и, следовательно, результатом эвристической деятельности, позволяющей выйти за рамки логического знания. Но в то же время эвристическая деятельность и здесь связана с логической, ею направляется, хотя в определенной мере и сковывается ею. говорят, что именно в этом случае открытие часто совершается кем-то, кто не знает, что оно не было сделано. Логически связная и систематизированная информация иногда ограничивает деятельность по ее развитию; необходимо иметь многие качества интеллекта, чтобы преодолеть скованность. Логика, по сути, представляет собой серию инструкций о том, как правильно говорить, а для других — о том, как придать правильное значение заявленным предложениям. Во всей цепочке логических операций нас совершенно не интересует формирование новых истин.
В практической деятельности при решении проблем например для понимания творчества достаточно таких признаков творческого процесса- результат — на уровне патентоспособных решений полученное решение обеспечивает технический прогресс, работа впервые проводится в данной области или с использованием данного способа Серьезные специалисты достаточно четко проводят границу между результатами творческой и рутинной работы.
Чтобы детализировать эвристику и различные другие виды деятельности, мы рассмотрим структуру мыслительных процессов для решения творческих задач.
Каждый структурный элемент характеризуется структурными связями и преобладающими видами деятельности.
Структурные элементы мыслительных процессов, Структурные связи и преобладающий вид деятельности
Подобное представление творческого процесса позволяет сделать следующие выводы:
1. Творческий процесс — многоструктурная деятельность. Эвристические элементы входят в нее как составляющие.
2. Структурные элементы творчества, в которых присутствует хоть какая-то эвристическая активность, характеризуются большим количеством входящих связей. Их наличие показывает, что ход эвристической деятельности требует вспомогательных умственных действий и регулируется на основе постоянного функционирования обратных связей.
3. Креативный процесс устранения неполадок возможен только при наличии всех элементов конструкции. Недостаточная развитость хотя бы одного структурного элемента делает невозможным ее нормальное (рациональное) протекание, хотя возможна некоторая компенсационность в незначительном интервале. Уровень развития каждого элемента конструкции не должен отличаться более чем на величину диапазона колебаний его изменений в нормальных условиях.
Доклад на тему:
Этапы творческой деятельности ребенка
Креативность ребенка — важный элемент в формировании собственного самосознания и самопонимания. ребенок как бы переделывает мир и помогает себе лучше понять и понять его. Научитесь понимать красоту этого мира и научитесь видеть «белые пятна», которые необходимо заполнить его творчеством, чтобы мир стал немного лучше и красивее.
Для развития творческих способностей детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которые они сами без помощи взрослых не могут освоить.
Для ребенка креативность в создании изображения может проявляться в изменении размеров предметов. Например: идет занятие, дети лепят яблоки, и, если кто-то, выполнив задание, решает самостоятельно слепить яблоко поменьше, или побольше, или другого цвета (желтое, зеленое), для него это уже творческое решение. Проявление творческих способностей у младших дошкольников также является своеобразным дополнением к лепке, рисованию, например, палочки — стебля.
По мере овладения навыками (уже в старших группах) усложняется и творческое решение. Фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями и даже космонавты, работающие на орбите, появляются в чертежах, моделях, приложениях. И в этой ситуации положительное отношение учителя к инициативе и творчеству ребенка является важным стимулом для развития его творческих способностей. Воспитатель отмечает и поощряет творческие открытия детей, открывает в группе, зале, холле выставку детского творчества, украшает заведение работами воспитанников.
В творческой деятельности ребенка следует выделить три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует определенных приемов и приемов руководства со стороны учителя.
Первый этап: Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла
Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок).
Чем , тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Исследования показывают, что изначально трехлетние дети могут реализовать свои планы только в 30-40% случаев. Остальные в основном меняют идею и, как правило, называя то, что хотят нарисовать, затем создают что-то совсем другое.
Порой замысел меняется несколько раз. Лишь к концу года и то при условии, если занятия проводятся систематически (в 70-80 процентах случаев), замысел и воплощение у детей начинают совпадать. В чем причина?
С одной стороны, в ситуационном мышлении ребенка: сначала он хотел нарисовать какой-то предмет, вдруг в его поле зрения попадает другой предмет, который ему кажется более интересным.
С другой стороны, когда он называет объект изображения, ребенок, еще имея очень небольшой опыт деятельности, не всегда соотносит задуманное со своими зрительными способностями. Поэтому, взяв в руки карандаш или кисть и осознав их невозможность, откажитесь от первоначальной задумки.
Второй этап: Процесс создания изображения
Тематика задания не только не лишает ребенка возможности проявить творческие способности, но и направляет его воображение, конечно, если педагог не регламентирует решение.
Большие возможности возникают, когда ребенок создает изображение по собственному рисунку, когда педагог только устанавливает направление выбора темы, содержание изображения.
Деятельность на этом этапе требует от ребенка владения приемами изображения, особыми выразительными средствами рисования, моделирования и нанесения.
Третий этап: анализ результатов, строго связанный с двумя предыдущими, является их логическим продолжением и завершением. Визуализация и анализ того, что создали дети, осуществляются на максимальной активности, что позволяет им более полно понимать результат своей деятельности.
По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т.е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились.
Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.
Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений.
Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ педагог проводит каждый раз по-новому.
Так, если дети изготовляли , то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращает внимание на общий вид картины и предлагает подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы «выставляются в магазине», чтобы кукла или несколько кукол могли «выбрать» понравившееся.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2005
В связи с большим практическим значением структуры творческой деятельности эта проблема изучалась многими авторами. Наиболее приемлема следующая поэтапная дифференциация творчества.
Первый этап — осознание, постановка, формулирование проблемы, т.е. научное творчество (научное творчество — постановка и доказательство гипотезы).
Второй этап — нахождение принципа решения проблемы, нестандартной задачи, т.е. решающая гипотеза, идея изобретения, замысел художественного произведения (замысел — образ цели и путей ее достижения).
Третий этап — обоснование и развитие найденного принципа, теоретическая, конструкторская и технологическая разработка его, конкретизация и доказательство гипотезы, конструкторская разработка идеи изобретения, т.е. техническое творчество (техническое творчество — создание новых технических объектов), развитие и разработка замысла, т.е. художественное творчество (художественное творчество — воплощение художественного замысла с помощью средств изобразительных искусств).
К этому этапу относится и разработка плана экспериментальной проверки гипотезы, плана практического осуществления изобретения, разработка плана реализации замысла, идеи и проблемы произведения (построение сюжета, характеристики действующих лиц, места действия и т.д.).
Четвертый этап — практическая проверка гипотезы, реализация изобретения, объективизация художественного произведения (выполнение картины, скульптуры ит.п.).
Мы рассматриваем каждый этап с точки зрения объема эвристической активности.
Первый этап основан на знании информации в области творчества и ее систематизации. Объем эвристической активности может варьироваться от 0 до 100% в зависимости от проблемы. Если проблема уже кем-то сформулирована, но не решена, то необходимо понять ее постановку, постановку и осознать как объект деятельности. В этом случае эвристическая деятельность незначительная. Если необходимо задать вопрос, сформулировать задачу, объем эвристической активности значительно возрастет.
Второй этап требует максимальной эвристической активности во всех ее формах и проявлениях.
Третий этап характеризуется максимальным наличием логической формы мышления, связывающей разные алгоритмические операции. Эвристическая деятельность может касаться дальнейшего развития найденной концепции.
На четвертом этапе объем эвристической активности обусловлен трудностями практической проверки гипотезы логическими средствами. Трудности устранения могут быть сопряжены с эвристическим поиском.
Основной формой научного творческого поиска выступает гипотеза. Центральный механизм творчества — это создание гипотез и их экспериментальная проверка. Гипотеза — это предположение о том, как разрешить противоречие в проблемной ситуации, и форма творческого исследования. Все, что может быть предметом исследования-поиска, может быть и предметом гипотезы; все, что может быть предметом научного познания, иначе говоря, научной теории, может быть предметом научной гипотезы. Ученый не может сделать ни одного шага в исследовании без выдвижения гипотезы или формулировки на основе существующей теории гипотетического предположения.
Функциональная характеристика гипотезы показывает, что она является формой экологоразведочного знания и, следовательно, результатом эвристической деятельности, позволяющей выйти за рамки логического знания. Но в то же время эвристическая деятельность и здесь связана с логической, ею направляется, хотя в определенной мере и сковывается ею. говорят, что именно в этом случае открытие часто совершается кем-то, кто не знает, что оно не было сделано. Логически связная и систематизированная информация иногда ограничивает деятельность по ее развитию; необходимо иметь многие качества интеллекта, чтобы преодолеть скованность. Логика, по сути, представляет собой серию инструкций о том, как правильно говорить, а для других — о том, как придать правильное значение заявленным предложениям. Во всей цепочке логических операций нас совершенно не интересует формирование новых истин
В практической деятельности при решении проблем например технического характера для понимания творчества достаточно таких признаков творческого процесса: результат — на уровне патентоспособных решений полученное решение обеспечивает технический прогресс, работа впервые проводится в данной области или с использованием данного способа Серьезные специалисты достаточно четко проводят границу между результатами творческой и рутинной работы
Чтобы детализировать эвристику и различные другие виды деятельности, мы рассмотрим структуру мыслительных процессов для решения творческих задач
Каждый структурный элемент характеризуется структурными связями и преобладающими видами деятельности
Структурные элементы мыслительных процессов при решении творческих задач
Структурные связи и преобладающий вид деятельности
Подобное представление творческого процесса позволяет сделать следующие выводы:
Творческий процесс — многоструктурная деятельность. Эвристические элементы входят в нее как составляющие.
Структурные элементы творчества, в которых присутствует хоть какая-то эвристическая активность, характеризуются большим количеством входящих связей. Их наличие показывает, что протекание эвристической деятельности требует большого количества вспомогательных умственных действий и регулируется на основе постоянного функционирования обратных связей.
Креативный процесс устранения неполадок возможен только при наличии всех элементов конструкции. Недостаточная развитость хотя бы одного структурного элемента делает невозможным ее нормальное (рациональное) протекание, хотя возможна некоторая компенсационность в незначительном интервале. Уровень развития каждого элемента конструкции не должен отличаться более чем на величину диапазона колебаний его изменений в нормальных условиях.
Составление и реализация плана решения задачи
Главным вопросом решения задачи всегда является план, т.е. схема этапов деятельности. План решения задачи — это построение упорядоченной последовательности этапов решения на основе эвристических стратегий, операций, правдоподобных рассуждений и логики. В общем случае составление плана начинается с нахождения эвристической стратегии. Решение — это цель, к которой невозможно прийти сразу, и поэтому необходимо составить правдоподобный план как систему возможных действий для достижения цели. На основе имеющегося опыта цель способна подсказывать средства для ее достижения. При этом может выстраиваться цепочка рассуждений такого вида: нам нужно получить А, это можно сделать с помощью В, но В можно получить, если бы мы имели С, и т.д. Такую цепочку возможно представить так: А если В; В если С; С если D; D если Е.
Если последнее условие Е содержится в данных задачи, то цепочка прерывается. Число ее звеньев в общем случае будет n, а число объектов n‘+1. В простейших задачах цепочка выстраивается как очевидная последовательность логически связанных рассуждений, где любой переход определен однозначно. В нестандартных, новых задачах переходы представляют проблему выбора, для решения которой проводятся эвристические рассуждения. Построение цепочки задач на основе этих рассуждений представляет собой действия по составлению плана. Действуя от Е к D, от D к С и т.д., мы будем реализовывать план, так как Е находится в условии задачи, т.е. в нашем распоряжении. В поисках плана решения мы не должны бояться эвристических рассуждений. Но эту точку зрения мы обязаны изменить, переходя к осуществлению плана; теперь мы должны применять лишь убедительные строгие доводы. Чем тщательнее проверяем мы наши шаги, осуществляя план, тем свободнее мы можем применять эвристические рассуждения при его создании.
Составление и будущая реализация плана идут в противоположных направлениях. Если движение к цели А рассматривать как прямое направление, то при составлении плана мы продвигаемся в обратном направлении. Такую стратегию решения задач называют составлением плана в обратном направлении или продвижением от конца к началу. Исторически сложилось, что такой план называют план решения задачи как анализ. Если же мы продвигаемся в противоположном направлении от Е к А, то такую стратегию называют составлением плана в прямом направлении, или продвижением от начала к концу. Эту стратегию выражает план решения задачи как синтез. Таким образом, эвристический поиск решения проводится на основе анализа. Если же последовательность действий для достижения цели известна решающему задачу, то он сразу составляет план в прямом направлении на основе синтеза. Такой подход к решению реализуется при системе алгоритмических действий.
Рассмотрим наиболее и методы реализации анализа и синтеза в практике их применения. Анализ (греч.- разложение, расчленение, разбор) — метод научного исследования и форма мышления, состоящая в том, что изучаемый объект мысленно или фактически расчленяется на составные элементы, каждый из которых исследуется самостоятельно, для того, чтобы исследованные в ходе анализа элементы соединить с помощью синтеза (греч.-соединение, сочетание) в целое, обогащенное новыми знаниями об исходном объекте. В ходе анализа-синтеза из–чаются как свойства, так и причинно-следственная связь, при этом анализ это переход от следствия к причине, а синтез — от причины к следствию. Неоднозначность применения анализа, а следовательно, и его эвристичность в том, что при неудачном расчленении объекта нарушаются его существенные структурные связи, что может затруднить дальнейшее его исследование. Например, изучение любого неэлементарного механизма (допустим, двигателя внутреннего сгорания) происходит в одновременной реализации анализа-синтеза. Анализируя, изучают его части и функции, выполняемые каждой из них. Синтезируя, изучают двигатель и его функционирование в целом.
В практическом понимании анализ есть изобретение, а синтез — исполнение. На основе анализа-синтеза возможна и эвристическая стратегия двух направлений, т.е. стратегия, объединяющая идеи прямого и обратного продвижения. Доля каждой из них зависит от трудности задачи, опыта решающего и других субъективных факторов. Наибольшую психологическую трудность представляет первый тип стратегии, так как требует удаления от цели (чем дальше цель, тем меньше она направляет действия).
Но это наиболее естественная стратегия — продвигаться в направлении от неизвестных к данным в фазе составления плана и в прямом направлении при его реализации. Второй тип стратегии не представляет психологической трудности, так как основан на том, что при составлении плана использует известные ему идеи и действия. Выбор такого типа стратегии основан на том, что предъявленная задача носит для него репродуктивный характер.
Применение любой из рассмотренных стратегий одинаково может закончиться как удачным планом, так и неудачей. Продвигаясь от конца к началу, мы можем прийти к вспомогательным целям (задачам), которые не в состоянии решить. Продвигаясь от начала к концу, мы можем находить из данных все новые и новые элементы, которые могут оказаться бесполезными, так как не позволяют получить из них неизвестное. В общем случае ни одной из рассмотренных стратегий нельзя отдать предпочтение. Жесткого и однозначного правила здесь быть не может. Это обусловлено прежде всего тем, что не следует связывать себя при составлении плана. Хорошо составленный план должен обладать определенной гибкостью, приспособляемостью к непредвиденным затруднениям. В некоторых случаях необходимо исследовать основания для того, чтобы сделать выбор какой-либо стратегии, хотя иногда трудно его аргументировать. В “классической” ситуации считается предпочтительнее действовать по первому типу стратегии.
Часто трудно сформулировать окончательный план, в котором нет разрывов. Мы не находим некоторые идеи, чтобы ликвидировать разрыв, однако приступаем к реализации плана в надежде, что появится какая-нибудь и с ее помощью разрыв ликвидируется. Таким образом, приступить к реализации плана можно и без полной его готовности, т.е. дорабатывать его в процессе реализации, тем самым выполняя действия и по составлению плана, и по его реализации одновременно, что может способствовать появлению новых идей. Если же мы убеждены, что предусмотренные шаги обдуманы и обеспечат достижение цели, то план можно назвать программой действий и методом решения задачи. Составление плана — это ликвидация разрыва между неизвестными и данными, причем сближение может происходить в простейших случаях в один-два шага, в одно-два действия. В общем случае для сближения требуются несколько шагов. Даже ошибочный план служит для достижения цели. При его составлении обучаемый должен “разбудить”, мобилизовать и организовать свой потенциальный опыт. Напряженно работая пусть и с ошибочным планом, решающий задачу может найти подходящую идею, которая в противном случае оказалась бы скрытой. Так плохой план часто оказывается полезным, поскольку может привести к лучшему плану.
Понятие творчества.
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.
Детское – сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, аппликации, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения и на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства.
2. Условия развития творчества.
Организация интересной. Содержательной жизни ребенка в ДОУ, обогащение его яркими впечатлениями;
- Взаимодействие между педагогами;
- Общение детей с искусством;
- Учет детей;
- Создание атмосферы доверительного общения с детьми;
- методических приемов;
- Бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- Материальное обеспечение группы;
- Разнообразные формы работы с детьми;
- Овладение детьми определенными изобразительными навыками и умениями.
3.
Черты привлекательности детских рисунков.
искренность, эмоциональность;
- смелость;
- гуманизм, оптимизм;
- использование ярких красок;
выразительность детских работ:
Этапы развития творчества и роль взрослого в каждом этапе.
1 эт. – возникновение замысла;
2 эт. – вынашивание замысла;
3 эт. – реализация замысла, в результате чего появляется продукт деятельности.
Творческий процесс взрослого человека и ребенка отличается временем реализации 3-х этапов.
- Индивидуальный подход к оценке детского творчества.
Определение метода и приема обучения. Традиционная система методов обучения продуктивным видам деятельности в ДОУ.
1 . Метод – это упорядоченная деятельность воспитателя и ребенка, направленная на достижение поставленной цели. Прием – часть метода.
классификаций
В ДОУ принята традиционная система методов обучения: наглядные, словесные, практические. Игровые приемы обучения можно выделить в отдельную группу методов обучения, или все методы обучения осуществлять через игровые методы. Например, рассматривание картины, картинки, иллюстрации в игровой ситуации – Незнайка принес картинку и никак не может понять, что там нарисовано, давайте поможем Незнайке – расскажем, что мы видим на рисунке.
Традиционная система методов обучения
(Об игровых приемах вопрос раскрыт отдельно)
Теперь подробнее рассмотрим каждый прием.
Наглядные методы обучения продуктивным видам деятельности
Наглядные методы обучения основаны на действии зрительного анализатора.
Обследование предмета –
Значение: формируется представление об изображаемом предмете. Какие предметы можно анализировать? (игрушки, предметы быта, посуду, животных и т.д.).
Важно научить детей обследовать предметы. Весь порядок обследования предметов совпадает с последовательностью изображения, а обследующие жесты (обведение рукой, показывая форму частей предмета), совпадают с формообразующими движениями. При постоянном использовании обследования дети понимают связь между обследованием и способами изображения.
Структура (этапы) обследования:
В разной литературе можно увидеть 3 или 5 этапов обследования. Это абсолютно одинаковая методика обследования.
1. Целостностное восприятие предмета.
На данном этапе надо вызвать удивление, восхищение, любование предметом у ребенка, т.е. создать у него хорошее настроение для восприятия и привлечь его внимание к предмету в целом. Например, грузовая машина – что перевозит эта машина? – значит, мы ее можем назвать «грузовой», т.е. выделяем этого предмета; можно загадать загадку об этом предмете (игрушка может быть за ширмой или под тканью), прочитать стихотворение и т.д.
1. Последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.
2. Порядок выделения соответствует последовательности изображения предмета в дальнейшем:
3. Выделяются самые крупные части предмета, определяется их форма, цвет, нахождение относительно других частей (строение);
4. Выделяются самые мелкие части предмета, определяется их форма, цвет, нахождение относительно других частей (строение).
5. 3. Снова целостное восприятие предмета.
Чтобы 2 этап не прошел формально, необходимо при анализе использовать восприятия (слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные), например, Потрогайте шерстку у собачки (игрушка)? Понюхайте цветок у растения, что вы чувствуете?
При обследовании предмета использовать жест. Жест помогает вычленить форму, ее особенности, жест совпадает с формообразующими движениями, т.е. он подсказывает способ изображения, сопровождается словом. Жест помогает восстановить в памяти ребенка основную форму предмета и позволяет показать движение руки рисующего. «Рисовать» жестом можно в воздухе и на столе. В воспитатель вкладывает руку ребенка в свою (если это необходимо для обучения) и вместе рисуют на столе. В лепке жест помогает определить объем формы, в рисунке, аппликации – контур.
Наблюдение
Цель – познакомить с предметами и явлениями окружающего мира и научить детей замечать изменения в окружающей обстановке, у детей развивается наблюдательность.
Требования к проведению наблюдений:
- Целенаправленность (восприятие тех особенностей предмета, которые послужат основой для изображения).
- Эмоциональность (без чувств, рождаемых через общение с искусством, природой не может быть творческой личности).
- Осмысленность(чтобы заметить и изобразить какие-то признаки предмета, ребенок должен понимать, почему, например, у зайца задние лапы длинные).
- Активность детей (используем эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную активность детей).
- Повторность.
- Учет возраста детей.
Воспитатель продумывает время проведения экскурсии, выбирает место и маршрут движения, а также методические приемы.
Методика проведения наблюдений:
Мл.гр. – Воспитатель наблюдает с детьми предметы и явления в естественной обстановке, простые по форме и яркие по цвету; наблюдения кратковременные, детям не дают установку на запоминание; воспитатель сам определяет форму, цвет предмета и сообщает детям, а дети только повторяют.
Ср.гр. – наблюдения более длительные, дети выделяют несколько признаков предмета или явления: цвет, форма, строение, расположение в пространстве. Необходимо проводить повторные наблюдения. Детям уже даем установку на запоминание.
Ст. и подг.гр. – Воспитатель вместе с детьми рассматривает предмет вблизи и издали, сравнивает предметы между собой по величине, устанавливает взаиморасположение в пространстве – ближе, дальше, слева, справа, выделяет выразительные средства предмета, объясняет, как это можно нарисовать.
Рассматривание картин, картинок, Картинки используются:, Если детей невозможно непосредственно познакомить с предметами и явлениями;, Для уточнения и оживления знаний;, Для обогащения знаний детей некоторыми способами изображения (напр., показать движение);, Для напоминания., Образец воспитателя., Образец – работа, выполненная воспитателем и предложенная для подражания (на этапе обучения).
Необходимо использовать 2-3 образца для выявления общего и разницы в изображении, в декоративном изображении – для того, чтобы дети могли выбрать свой вариант выполнения работы (см. вопрос «Обучение декоративному рисованию»).