Вся экономическая система, как и экономика отдельного субъекта, имеет свою целевую функцию, которая реализуется и реализуется с помощью эффективного управления. Управление в экономике — это систематическое, сознательное, целенаправленное влияние на поведение хозяйственной системы, то есть на производственно-коммерческие процессы, которые происходят в ней.
Одна из управленческих функций хозяйствующего субъекта — внутренний контроль.
Внутренний контроль
Внутренний контроль —
Одним из субъектов внутреннего контроля являются с
Внутренний аудит
актуальной
Исходя из этого, целью курсовой работы явилось изучение организации системы внутреннего аудита на предприятии и его совершенствование на примере предприятия.
Для достижения цели работы в ней решались следующие задачи :
- рассмотрение теоретических, методологических и законодательных основ организации внутреннего аудита на предприятии,
- изучение организации и методики внутреннего аудита на предприятии,
- исследование документального оформления аудиторской проверки внутреннего аудита;
- разработка предложений по совершенствованию организации внутреннего аудита.
Предметом исследования
методы исследования
при выполнении курсовой работы явились законодательные и нормативные акты Украины в сфере учета и аудита; монографии, учебники, статьи в периодической печати по теме исследования; бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность ДП «КРЦ «Юг-Авто»
1. Теоретическое обоснование внутреннего аудита
1.1 Экономическая сущность внутреннего аудита
Внедрение и правильная организация системы внутреннего контроля во многом способствует обеспечению эффективности деятельности юридических лиц.
Необходимость внутреннего аудита предопределена тем, что собственник или руководитель хочет знать реальное положение дел в бизнесе. Администрация предприятия разрабатывает политики и процедуры для работы компании, но персонал не всегда может понять их, чтобы по той или иной причине следовать их инструкциям. Внутренний аудит — один из видов внутреннего контроля юридических лиц, один из основных инструментов повышения эффективности управления предприятиями различных организационно-правовых форм.
Сегодня практика внутреннего аудита в большинстве украинских компаний формируется под воздействием ряда негативных факторов:
Курсовая работа организация внеурочной деятельности
... по технологиям в школе. Структура работы: введение, три главы, заключение, библиография. 1 Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании ... практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности; правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой ...
Внутренний аудит
1.2 Цель, задачи, источники и методические приемы внутреннего аудита
Цели, задачи, необходимость создания внутреннего аудита решаются собственником на каждом предприятии отдельно.
Роль внутреннего аудита, Цель внутреннего аудита
Задачи внутреннего аудита определяются руководством организации, их перечень может быть обширным и зависит от размера и характеристик структуры организации.
Основная задача
Цель внутреннего аудита — помочь пострадавшим сотрудникам фирмы или компании эффективно и результативно выполнять свои обязанности.
Внутренний аудит может выполнять ряд поставленных руководством экономического субъекта задач , а именно:
- предоставлять руководству информацию о финансово-хозяйственной деятельности;
- обеспечить эффективное взаимодействие с другими службами предприятия;
- способствовать функционированию эффективной системы бухучета;
- предупреждать возникновение нарушений;
- содействовать минимизации потерь производственных запасов, денежных средств, основных средств;
- подтверждать достоверность отчетов обособленных структурных подразделений предприятия.
Внутренний аудит проводится на предварительной стадии реализации коммерческого, технологического или финансового соглашения, во время его прохождения и после завершения. Предоставляет экспертную и научно обоснованную оценку бизнес-операций и процессов.
Внутренний аудит анализирует ситуацию с рисками и предупреждает о банкротстве, использует ноу-хау для увеличения прибыли и эффективности новых технологий и применяет меры, способствующие финансовому росту компании.
Основными функциями внутреннего аудита
- правильностью оформления принятия и отпуска материальных ценностей, оприходования, выдачи и перечисления денежных средств, создания и расходования собственного капитала;
- соблюдением правил штатно-финансовой дисциплины;
- правильным созданием и распределением прибыли.
Аудитор в компании предоставляет администрации ценную информацию для принятия решений, связанных с эффективной работой компании. Это не зависит от функционального управления, но может зависеть только от реальной ситуации. внешние пользователи вряд ли захотят полагаться на информацию, проверенную внутренним аудитором, из-за отсутствия независимости. Это самое главное отличие между результатами работы внутренних аудиторов и аудиторских фирм (внешних аудиторов).
внутренний аудит
объектам внутреннего аудита
Каждый отдельный объект внутреннего аудита требует индивидуального подхода к использованию методов аудита, которые являются элементами его метода. Поэтому можно выделить следующие особенности объектов внутреннего аудита:
- объектами внутреннего аудита в потребительской кооперации являются процессы ее хозяйственной деятельности (оборота, производства, непроизводственной сферы, банковской сферы);
- конкретизация объектов внутреннего аудита осуществляется в виде хозяйственных операций того или иного процесса хозяйственной деятельности предприятий, которые подлежат аудиторскому контролю;
- на объекты внутреннего аудита имеет существенное влияние хозяйственная деятельность конкретного предприятия;
- изменение вида аудиторских услуг служит причиной трансформации объектов внутреннего аудита;
- объекты внутреннего контроля конкретного предприятия являются условно постоянными, но они могут изменяться в процессе изменения деятельности предприятия, на котором осуществляется внутренний аудит.
Направление внутреннего аудита, глубина исследования отдельных объектов внутреннего контроля зависят от политики и стиля управления. В одних случаях руководство предприятия ограничивается только аудитом финансовой отчетности и тематическими проверками отдельных объектов контроля, а в других — проведением экономического анализа, прогнозированием бизнеса предприятия, контролем за эффективным использованием ресурсов в процессе производства. Широкому внедрению Службы внутреннего аудита в украинских организациях и предприятиях будет способствовать создание по инициативе Аудиторской палаты Украины специального органа по разработке стандартов внутреннего аудита.
Персонал предприятия как объект управления (2)
... по повышению квалификации отражены в системе планирования предприятия. Заключение Целью работы было изучение вопроса: «Персонал предприятия как объект управления». Подводя итоги, можно сделать Человеческие ресурсы = ... и являются основой для разработки стратегии и политики управления предприятием. Организационная структура - внутренняя структура организации, ее отдельные части и взаимосвязь между ...
Международным стандартом аудита 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» предусмотрено, что аудитор должен достаточно понимать систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля, чтобы правильно спланировать аудиторскую проверку и разработать эффективный аудиторский подход с целью уменьшения аудиторского риска и его компонентов (свойственного риска, риска контроля и риска невыявления).
Следовательно, аудитору необходимо хорошо знать систему учета и внутреннего контроля, и особенно такие объекты внутреннего аудита, как финансовая отчетность предприятия (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и отчет о собственном капитале).
Методология внутреннего аудита
Методология любой науки делится на две составляющие: общую и частную. Если общая составная — это диалектика, теория познания, то конкретная — это законы данной (то есть бухгалтерской) науки, особенности познания ее предмета, то есть — предпосылки, принципы и т.п., которые связаны между собой в соответствии с определенным порядком, который дает возможность выучить (исследовать) предмет.
Процесс познания объектов исследования диалектическим методом позволяет рассматривать постоянно меняющиеся экономические процессы, возникающие в результате хозяйственной деятельности.
групп методов
общенаучным методам
Специальные приемы аудита
два подхода в определении методов бухгалтерского учета и аудита
аддитивного подхода
процедурный подход
Учитывая обе точки зрения, довольно сложно провести различие между методами и инструментами для генерации информации.
Если наблюдение, измерение, регистрация — это методы, то почему двойная регистрация, инвентаризация, оценка и расчет не могут считаться одними и теми же методами. В связи с этим, правильнее будет считать выше перечисленные методы и инструменты специальными (конкретными) приемами (элементами) метода учета.
Финансовый и управленческий учет: назначение, принципы организации, ...
... квалификационной работы. Предмет исследования - взаимосвязь финансового и управленческого учета. Объектом – система бухгалтерского учета на определенном предприятии. Целью выпускной квалификационной работы можно считать теоретическое и практическое изучение финансового и управленческого учета, определить его цель и принципы, а ...
Что касается последовательности выполнения определенных видов работ в процессе аудита, правильнее было бы использовать «процедуру аудита». Под аудиторскими процедурами понимаются действия аудитора, определяющие применение методов аудита.
Таким образом, метод аудита — это набор приемов, с помощью которых оценивается статус объектов аудита, а методология — это обучение методу и его методическим приемам.
Следует отметить, что методология внутреннего аудита недостаточно раскрыта в работах отечественных и зарубежных авторов.
Основные методы сбора доказательств выбираются службой внутреннего аудита самостоятельно. Многие ученые отмечают, что отсутствие в Украине специального органа, способного разрабатывать стандарты внутреннего аудита, создает определенные проблемы с их внедрением на предприятиях и в организациях.
Каждый отдельный объект аудита требует индивидуального подхода к использованию методов аудита, которые являются элементами его метода.
Одни экономисты вообще не поднимают проблемы методики внутреннего аудита, а другие считают, что для внутреннего и внешнего аудита «методы могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач (например, оценка достоверности информации).
Отличие состоит в степени точности и детализации».
Если рассматривать метод аудита как набор его методологических приемов, то фактически одни и те же методологические приемы могут использоваться в процессе внутреннего и внешнего аудита. Однако различия в основных объектах и принципах внешнего и внутреннего аудита оказывают определенное влияние на их методологию, что выражается в обучении и использовании аудиторских процедур.
Формирование методологии внутреннего аудита основывается на его общепринятых принципах, которые делятся на принципы профессиональной, моральной, организационной и методологической этики.
Методологические принципы внутреннего аудита включают: существенность, адекватность использования аудиторских процедур, систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля, аудиторские доказательства. Одним из основных методологических принципов является принцип доказательности, который является основополагающим как в бухгалтерском учете, так и в аудите.
В бухгалтерском учете доказательность означает составление свидетельства — материального носителя доказательства — документа (бумаги или магнитной пленки и т.п.), где зафиксирована информация, которая предназначена для доказательства во времени и пространстве хозяйственного факта (явления, процесса или операции) — его продуктивных и правовых характеристик.
В организацию и проведение внутреннего аудита положены такие основные принципы:
системность или внеочередность
единообразие и объективность —
открытость
независимость —
документированность
предупредительность
В подавляющем большинстве принципы аудита, сформулированные в Международных стандартах аудита (ISA), определяют основы осуществления функций не только внешнего аудита, но и внутреннего:
- при осуществлении функции внутреннего аудита нужно, в отличие от внешнего аудита, иное трактование таких принципов как независимость, ответственность за работу, выполненную перед клиентом (руководством), отчетность по итогам аудита, осведомленность клиента;
- к принципам внутреннего аудита нельзя отнести принципы ответственности перед третьими лицами, оценку аудиторского риска;
- принципы материальности (существенности) и адекватности использования аудиторских процедур целесообразно включить в группу методологических принципов как базовые концепции, которые полагаются в основу осуществления внутреннего и внешнего аудита;
- среди принципов аудита можно выделить такие группы: профессиональной этики, нравов, методологические и организационные;
- к принципам профессиональной этики, которые формируют основы внутреннего аудита, относят: целостность, объективность, компетентность, независимость от руководителей структурных подразделов, конфиденциальность, компетентность;
- к принципам, которые имеют правовой характер и влияют на ответственность внутреннего аудитора, целесообразно отнести: ответственность за работу, которую выполнили другие специалисты, ответственность перед руководством;
- принципами внутреннего аудита, которые определяют его методологию, следует считать: материальность (существенность), адекватность использования аудиторских процедур, аудиторское свидетельство, систему учета и внутренний контроль;
- к организационным принципам внутреннего аудита относят: планирование, документирование процесса аудита, отчетность перед руководством предприятия, взаимодействие внутренних аудиторов, осведомленность руководителя.
Таким образом, рассмотрение принципов внутреннего аудита является ключевым моментом при проведении внутреннего аудита.
Практические аспекты организации первичного учета на предприятии ...
... курсовой работы: ознакомится с теоретическими аспектами организации первичного учета на предприятии (сущность документирования, требования к оформлению документов, порядок их хранения, классификацию первичного учета); первичный учет документ дать краткую характеристику деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета на ...
2. Организация системы внутреннего аудита на предприятии
2.1 Подготовительная стадия аудиторского процесса
Объектом исследования выбрано Дочернее предприятие ООО «Таврия-Авто» «Крымский региональный центр «Юг-Авто», которое является юридическим лицом, и руководствуется в своей деятельности Законами Украины, другими законодательными актами Украины, постановлениями и Уставом.Предприятие имеет имущество, самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с наименованием, штамп, текущий, валютный и др. счета в учреждениях банка, действует на принципах полного хозяйственного расчета.Компания работает на условиях полного хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости. Компания устанавливает отношения со всеми компаниями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, на договорной основе.Целями компании являются оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту и диагностике автомобилей, а также их продажа.
Общество контролируется Обществом, которое как собственник в лице компетентных административных органов строит свои отношения с Обществом по принципу контроля — подчиненности.
Организационная структура предприятия представлена на рисунке 2.1.
Предприятие осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет установленную отчетность и предоставляет ее соответственно к внутренним документам Общества и в соответствии с требованиями законодательства органам статистики, налоговым органам и другим контролирующим государственным органам (фондам).
47
Рис. 2.1. Организационная структура ДП «КРЦ «Юг-Авто»
Проверка деятельности Общества со стороны Общества, финансовых органов и иных контролирующих органов осуществляется в соответствии с их компетенцией.
Бухгалтеры исследуемого предприятия работают в соответствии с должностными инструкциями.
Правильность ведения бухгалтерского учета и контроль за его ведением на предприятии обеспечивается приказом об учетной политике, который должен содержать раздел по бухгалтерскому учету для формирования финансовых результатов операционной деятельности. Анализ учетной политики показал, что порядок ведения учетной политики предприятия совмещен с порядком организации бухгалтерского учета предприятия.
Основная цель учетной политики — обеспечить получение достоверной информации о собственности и финансовом состоянии предприятия, о результатах его деятельности, которая необходима всем пользователям финансовой отчетности для принятия соответствующих решений.
Бухгалтерский учет в изучаемой фирме ведется в соответствии с учетной политикой, принятой фирмой. В ДП «ЦРК» Юг-Авто создан приказ по организации бухгалтерского учета и учетной политике предприятия.
В данном приказе отражена следующая информация касающаяся учета финансовых результатов: виды деятельности предприятия, с отражением на соответствующих счетах бухгалтерского учета, финансовые результаты отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с П(С) БУ 3 «Отчет о финансовых результатах». Оценка степени завершенности операций по оказанию услуг осуществляется путем изучения выполненной работы; при всём этом в бухгалтерском учете доходы отражаются в отчетном периоде после оформления акта выполненных работ (оказанных услуг), за исключением случаев, когда доход от оказания услуг не может быть достоверно определен.
Также на Предприятии имеется График документооборота.
ДП «ЦРК« Юг-Авто »ведет бухгалтерский учет, составляет и представляет финансовую отчетность в соответствии с действующим законодательством Украины. Статистическая отчетность с использованием денежной меры основывается на данных бухгалтерского учета и представляется в установленном объеме в органы государственной статистики.
Бухгалтерский учет ведется на предприятии и ведется главным бухгалтером в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины.
Вопросы по назначению и утверждению ответственных за ведение делопроизводства и отчетности ДП «ЦРК« Юг-Авто »решает Директор.
Состав бухгалтерии определяется штатным расписанием, а обязанности каждого сотрудника бухгалтерии регулируются соответствующими должностными инструкциями.
Организационная структура бухгалтерии рассмотрена на рисунке 2.2.
При исследовании организации учета на исследуемом предприятии было выявлено, что должностной инструкции главного бухгалтера на предприятии нет.
Ответственность за обучение и учет для формирования финансовых результатов операционной деятельности возложена на главного бухгалтера.
Рисунок 2.2. Организационная структура бухгалтерии
Главный бухгалтер отвечает за состояние бухгалтерского учета, сроки представления периодической бухгалтерской и статистической отчетности, следит за порядком разнесения в оборотную ведомость первичных документов, главную книгу, составляет баланс, производит сверку по платежам в бюджет с государственной налоговой инспекцией, составляет декларации по налогу на добавленную стоимость и декларацию по прибыли предприятия.
Предприятия вправе самостоятельно выбирать ту или иную форму бухгалтерского учета, реализуя тем самым свою учетную политику.
Бухгалтерский учет в ДП «КРЦ« Юг-Авто »ведется согласно модулю учета заказов журнала, частично с использованием программного обеспечения« 1С: Предприятие». Включение в реестры программы «1С: Предприятие» осуществляется на основании первичных документов, фиксирующих факт отражения текущих хозяйственных операций и заказов на их выполнение. Директор и главный бухгалтер несут ответственность за своевременное и качественное составление документов, их передачу в установленный срок для регистрации в регистрах синтетического и аналитического учета в компьютеризированной форме, достоверность данных, представленных в регистре бухгалтерского учета.
Проверки и проверки финансово-хозяйственной деятельности Филиала будут проводить государственные налоговые службы, иные государственные органы, находящиеся в их ведении, контролирующие органы ГП «КНЦ« Юг-Авто »и контролирующие организации.
В ходе бухгалтерского исследования было выявлено, что в данной компании нет службы внутреннего аудита.
Поэтому внутренний аудит обычно поручается аудиторской организации на договорной основе.
При этом внешнему аудиту предприятия предшествует направление письма-заказа аудиторской фирме или частному аудитору на проведение аудиторской проверки (приложение 1), и, в случае согласия сторон (приложение 2), составление договора между предприятием и аудитором (приложение 3).
Аудитор, приступая к проверке внутреннего аудита, составляет план аудиторской проверки, в котором указывает наименование выполняемых работ, сроки их выполнения, длительность в днях, контрольные процедуры проверки и исполнителей (приложение 4).
Расшифровка контрольных процедур аудиторской проверки дается аудитором и в программе аудита (приложение 5).
Благодаря правильной организации процесса внутреннего аудита создаются некоторые организационные условия для оптимизации выполнения процедур контроля аудита.
При изучении данной проблемы, с одной стороны, мы рассматриваем объекты организации процесса управления, с другой стороны, мы выделяем его этапы.
К объектам организации контрольного процесса принадлежат:
- контрольные номенклатуры;
- формы отображения контрольных номенклатур и их носители;
- технология контрольного процесса.
Под номенклатурой контроля понимают состав (перечень) информации, имеющейся в законах, нормативных актах, сметах, квотах, планах и фактически зафиксированных характеристиках хозяйственных фактов, которые используются в контрольном процессе для подготовки управленческих решений.
Номенклатуры контроля подбирают по таким направлениям:
- достоверность и объективность данных и информации;
- рациональность использования ресурсов;
- деятельности и действия отдельных лиц;
- затраты производства;
- финансовые результаты;
- доказательность;
- имущественное и денежное состояние.
Однако когда дело доходит до выбора номенклатур контроля в процессе внутреннего аудита, очень важно, чтобы были важны типы аудиторских услуг и задачи, которые решаются с помощью того или иного типа услуг. Состав контрольных номенклатур формируется в зависимости от характера деятельности хозяйства — производственная деятельность (промышленность, транспорт, сельское хозяйство, строительство), торговая деятельность, заготовительная и другие, а также от уровня развития хозрасчетных отношений.
Для создания предпосылок оптимальной организации внутреннего аудита необходимо учитывать организационные, технические и технологические характеристики предприятий, которые влияют не только на организацию и методику ведения бухгалтерского учета, но и на организацию технологии контроля.
Номенклатуры контроля являются основой для разработки тестов контрольных точек, используемых в системно-ориентированном аудите и аудите, основанном на оценке рисков.
Этапы и этапы внутреннего аудита определяются этапами и процедурами аудиторского контроля. На содержание и характер аудиторских процедур существенно влияют виды аудиторских услуг. Службы внутреннего аудита осуществляют разные виды аудиторских услуг. Характерным видом услуг является проверка финансовой отчетности, и системы бухгалтерского учета, которая может выполняться в форме аудиторской проверки, ревизии, тематической проверки.
процесс внутреннего аудита включает четыре этапа
Рис. 2.3. Этапы внутреннего аудита
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана с указанием ожидаемого объема, графиков, сроков, проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.
план проведения внутреннего аудита
В плане внутреннего аудита четко прописывают цели аудита. Так, например, этот документ может предполагать:
- намерение руководства убедиться, что подготовка, внедрение или соблюдение принципов или стандартов ISO на предприятии осуществляется должным образом;
- оценивание внутренним аудитом эффективности и рентабельности внедренных ранее методик работы или устоев корпоративной политики;
- что, по результатам внутренней проверки можно судить о ходе и эффективности устранения недостатков и несоответствий, выявленных в ходе предыдущих корпоративных аудиторских проверок, и намерение определить степень участия в этих процессах каждого подразделения, а иногда и каждого сотрудника;
— необходимость определения уровня профессиональной компетенции сотрудников и их прилежности в выполнении своих служебных обязанностей, в т.ч. направленных на профилактику возникновения сбоев в производственных процессах и ухудшения качества продукции.
Планом внутреннего аудита определяется аудируемая и аудирующая сторона, его основные этапы, методики и сроки.
Выполнение конкретной работы по контролю того или иного объекта осуществляется внутренней аудиторской группой или аудитором в соответствии с программой внутреннего аудита. Программа разрабатывается ведущими специалистами аудиторской службы на основании плана внутреннего аудита в соответствии с внутренними нормативными документами предприятия.
Программа аудита
- определяется перечень должностных лиц, задействованных в процессе, их специализация, уровень компетенции, полномочия и права;
- оговариваются ресурсы предприятия для успешной реализации проверки: финансовые, материально-технические, информационно-аналитические, кадровые;
- раскрываются технические моменты проверки — очередность и время аудита, кто, когда и что инспектирует, кто с аудируемой стороны представляет документы или комментарии;
- пристальное внимание уделяется перечню и порядку оформления документов.
Все пункты плана и программы аудирования желательно заранее согласовать между руководством компании, проверяющей и проверяемой стороной.
приказа по предприятию
Неотъемлемой составляющей внутреннего аудита является опросный лист. Этот документ должен соответствовать таким критериям:
- тематика вопросов к аудируемой стороне должна охватывать максимальное количество всех потенциальных проблем и критических точек, связанных со спецификой проверки;
- содержание опросного листа должно помочь аудиторам отследить и дать оценку всем этапам того или иного производственного процесса, качества продукции, условий ее хранения и реализации на предмет их соответствия требованиям законодательства, корпоративной политики или рекомендациям международных отраслевых документов;
- вопросы должны отвечать не только месту, но и времени проведения аудита;
- необходимо учитывать, кто и в какой последовательности должен давать команде проверяющих соответствующие комментарии, обеспечивая, таким образом, логическую последовательность диалога между сторонами;
- содержание ответов является одной из основных составляющих промежуточных и заключительного отчетов по результатам внутреннего аудита;
- опросный лист должен содержать реквизиты нормативных и рекомендательных документов, принципы корпоративной политики, на предмет соответствия которым и проводится внутренний аудит.
Вместе с тем зацикливание на опросном листе может привести к сужению аудиторского обзора и, таким образом, стать причиной пропуска некоторых элементов проверки. В связи с этим допускается корректировка содержания опросного листа непосредственно во время проведения аудита. Кроме того, аудиторам необходимо стараться избегать излишнего официоза в общении с представителями аудируемой стороны — сотрудниками той же компании.
Основное внимание внутреннему аудитору следует уделять проверке показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые могут положительно повлиять на эффективность производства. Важно также тщательным образом исследовать хозяйственные операции, которые должны быть документально оформленны и своевременно отражены в учетных регистрах и в финансовой отчетности.
Внутреннему аудиту целесообразно обеспечить сотрудничество с юрисконсультом по вопросам соблюдения законов, П(с) БУ, Плана счетов и Инструкции о его применении, Инструкции по инвентаризации, Положения о ведении кассовых операций и т.п.
2.2 Организация и процедура проведения аудиторской проверки
Внутренний аудит — проводится штатными аудиторами — работниками предприятия.
Внутренние аудиторы отчитываются перед высшим руководством предприятия. За внутренний аудит отвечает сама фирма или один из ее отделов, то есть контрольный орган внутри фирмы. Руководитель такого контрольного органа (или внутренний аудитор), как правило, подчиняется в функциональном аспекте Совету директоров, аудиторскому комитету или Общим собраниям владельцев предприятия. Внутренний контрольный орган осуществляет аудиторские проверки на самом предприятии или в его подразделениях.
В небольших предприятиях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита может быть поручено аудиторской организации на договорных началах. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются владельцем и руководством предприятия в зависимости от состава, специфики и масштабов деятельности, системы управления, состояния внутреннего контроля и т.п.
Процессу организации системы внутреннего аудита в Украине должен предшествовать ряд процедур, среди которых изучение:
- разных типов организационных структур предприятий, их преимуществ, недостатков;
- целесообразности внедрения системы внутреннего аудита;
- организационных структур западных компаний, успешно внедривших систему внутреннего аудита;
- возможностей адаптации структур западных компаний на отечественных предприятиях.
При выборе формы организации системы внутреннего аудита зарубежные практики в зависимости от потребностей руководства и других факторов рекомендуют использовать следующие варианты:
создание отдела внутреннего аудита
заключение соглашения на осуществление услуг по внутреннему аудиту
стратегическое партнерство
Каждая из указанных форм организации деятельности внутренних аудиторов имеет как преимущества, так и недостатки.
При создании службы внутреннего аудита руководство предприятия, прежде всего, должно определить тип структуры (табл. 2.1) и форму ее организации.
Таблица 2.1. — Типы структур аппарата внутреннего аудита
Тип структуры |
Характеристика структуры |
|
Линейное административное подчинение |
Работники внутреннего аудита прямо подчиняются руководителю предприятия. Такой подход имеет место на малых и средних предприятиях. |
|
Линейно-штабное подчинение |
Служба внутреннего аудита разделяется на секторы, а руководитель этого органа дает распоряжение руководителям секторов. Такой подход оправдан лишь на больших предприятиях со сложной организационной структурой. |
|
Комбинированная структура |
Предусматривает, передачу отдельным службам управления части прав и функциональных обязанностей внутренних аудиторов. |
|
При создании службы внутреннего аудита руководство предприятия необходимо определить форму ее организации. На отечественных предприятиях возможны два варианта организации отдела внутреннего аудита в зависимости от типа общей организационной структуры корпорации:
дивизиональная организационная структура,
командная организационная структура,
Для координации работы, а также предоставления отчетов соответствующим органам высшего руководства правление назначает руководителя службы внутреннего аудита, который должен отчитываться перед менеджером соответствующего уровня организации, на него возложены обязанности эффективно управлять функцией «внутренний аудит», чтобы обеспечить максимальную его полезность для организации.
Управление функцией «внутренний аудит»
- установление целей службы внутреннего аудита;
- определение структуры службы внутреннего аудита;
- организация работы службы внутреннего аудита;
- управление персоналом;
- планирование и оценка рисков;
- внешние коммуникации.
В Стандартах внутреннего аудита, разработанных Институтом внутренних аудиторов в 2001, определены основные полномочия и обязанности руководителя службы. При этом каждая организация в зависимости от собственных потребностей может устанавливать дополнительные права, обязанности, полномочия.
Права, обязанности и ответственность внутренних аудиторов определены Кодексом законов о труде, Положением об организации внутреннего аудита, контрактами, должностными инструкциями (при постоянной работе) или соглашениями гражданско-правового характера (при работе по найму).
Полномочия и обязанности персонала службы (исполнителей) определяются их должностными инструкциями, за разработку которых несет ответственность руководитель службы внутреннего аудита.
При организации работы службы внутреннего аудита руководство предприятия должно определить и довести до сведения руководителя и сотрудников-специалистов службы об их подчиненности и подотчетности. Все указанные аспекты должны быть отражены в Положении об отделе внутреннего аудита.
Служба внутреннего аудита должна быть структурирована таким образом, чтобы содействовать организации в реализации ее задач. Это в первую очередь означает обеспечение рекомендаций по повышению эффективности бизнес-процессов. Служба внутреннего аудита может быть использована руководством для проведения независимой оценки таких составляющих бизнеса, как качество корпоративного управления, управление рисками и степень прозрачности бизнеса. Финансовый контроль на предприятии предназначен для того, чтобы как можно раньше обнаружить отклонения от принятых корпоративных стандартов, нарушения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов.
Структура службы может быть создана в зависимости от специалистов, которые входят в ее состав (финансы, производство, налогообложение, развитие, компьютерные технологии и др.), или может быть ориентирована на структуру предприятия (главный офис, дочернее предприятие, филиал, представительство и т.д.).
В службе должно быть достигнуто правильное соотношение общего опыта, знаний в конкретной области, профессиональной аудиторской компетентности и технических навыков, необходимых для выполнения планов аудита.
Следует отметить, что каждое предприятие может корректировать структуру службы внутреннего аудита в соответствии со своими потребностями.
Состав персонала отдела внутреннего аудита, их количество, уровень квалификации, теоретические и практические знания и опыт зависят от структуры предприятия, технологического процесса, задач, которые ставит руководство предприятия перед службой внутреннего аудита.
Состав аудиторской группы должен определяться исходя из характера и сложности каждой аудиторской задачи, временных ограничений и наличия ресурсов.
Кроме того, при для контроля за уровнем организации системы внутреннего аудита руководству предприятия необходимо проводить анализ работы внутренних аудиторов:
организационный статус службы внутреннего аудита
функции службы внутреннего аудита
техническую компетентность
профессиональной тщательностью
Внедрение системы внутреннего аудита целесообразно во всех отраслях экономики, на каждом предприятии с тем, чтобы за эту работу отвечало конкретное лицо или специальный отдел. Средства на содержание аудиторской службы следует формировать за счет выявленных внутренним аудитом резервов повышения эффективности работы предприятия, снижения себестоимости и увеличения прибыли.
Таким образом, при решении вопроса создания службы внутреннего аудита на предприятии основными направлениями деятельности руководства являются:
- выбор формы организации системы внутреннего аудита;
- выбор организационной формы службы внутреннего аудита;
- выбор структуры службы внутреннего аудита;
- организация и координация внутренней работы службы внутреннего аудита.
3. Документальное оформление аудиторской проверки
3.1 Рабочие документы и ведение аудиторского досье
Финалом внутренней проверки является суммирование выявленных нарушений и несоответствий, составление итогового отчета.
Рассматривая вопрос аудиторского отчета как итогового документа по результатам аудита, под понятием « а удиторский отчет » целесообразно понимать любые официальные документы по результатам аудита, которые передаются руководству предприятия и содержат информацию о результатах проведенной проверки.
Отчетный документ может иметь разные документальные формы — аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки.
Отчет должен быть составлен на основе письменной информации внутреннего аудита, в которой должны содержаться сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях в учете и отчетности, а также выделяться те ошибки и исправления которые могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности со ссылками на законодательные и нормативные документы. Письменная информация заполняется в двух экземплярах, один из которых передается главному бухгалтеру и руководителю для ознакомления выявления возможных разногласий и урегулирования спорных положений, а другой используется для написания отчета внутреннего аудита, после чего он передается в архив службы внутреннего аудита. В письменной информации должны содержаться:
- состав группы внутреннего аудита;
- реквизиты проверяемого подразделения;
- перечень должностных лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности;
- период времени, к которому относится аудируемая документация;
- сведения о методике проверки (направления бухгалтерского учета подлежавшие проверке, бухгалтерская документация, проверенная сплошным методом и выборочным, принципы проведения проверки);
- сведения обо всех выявленных недостатках и нарушениях;
- сведения о в наибольшей мересущественных нарушениях в учете значительно искажающих отчетность;
- рекомендации по улучшению деятельности с целью ее оптимизации.
При последующих проверках должны быть даны анализ и оценка выполнения или исправления замечаний по фактам предыдущих проверок. Письменная информация подписывается всеми аудиторами, кто проводил проверку. На основании письменной информации составляется отчет, который по структуре в основном повторяет письменную информацию.
Обобщение результатов внутреннего аудита вмещает ряд методических приемов группировки и систематизации его результатов, необходимых для принятия решений по устранению обнаруженных недостатков в деятельности предприятия и профилактики правонарушений. Однородные недостатки обобщают в таблицах, схемах, ведомостях, в актах аудиторского контроля. Такие мероприятия помогают внутреннему аудитору глубже вникнуть в причины недостатков и порекомендовать руководству предприятия принять более обоснованные решения по результатам аудита.
При обобщении результатов внутреннего аудита и составлении аудиторского отчета по вопросам, связанным с подтверждением финансовых прогнозов и проектов, важное значение имеет понятие существенности. Основная проблема толкования существенности заключается в определении той границы, которая должна разделять существенные и несущественные ошибки (случаи мошенничества).
Определение величины существенности зависит от вида того или иного отклонения, обнаруженного аудиторами. Применяются количественные (абсолютные и относительные) и качественные (нормативные и экспертные) оценки.
Отчет дает возможность внутреннему аудитору обратить внимание руководства на соответствующую проблему. Чтобы достичь намеченных целей, отчет не стоит наполнять и перегружать лишними подробностями. Он должен быть четким, точным, понятным и своевременным. Стандартной формы для отчетов внутренних аудиторов нет из-за многогранности объектов проверки, отличий в способностях аудиторов и интересах руководителей.
Принцип составления отчета не отличается от других видов аудита:
- ссылка только на четко выявленные изъяны в работе аудируемой стороны с указанием характера противоречий с нормативными актами, рекомендательными документами, принципами политики компании;
- все факты должны фигурировать в промежуточных отчетах и быть озвучены аудируемой стороне еще в ходе проверки;
- итоговый отчет должен содержать предложения аудиторской команды по устранению и профилактике выявленных ими нарушений или несоответствий.
Аудиторский отчет содержит ряд разделов, которые раскрывают необходимую информацию и предоставляют рекомендации руководству предприятия. Аудиторский отчет должен состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.
Вводная часть аудиторского заключения
- название документа в целом;
- дата и место составления;
- основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей);
- фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, и должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения;
- период проверки;
- вопросы, которые были подвергнуты документальной и фактической проверке.
Аналитическая часть отчета
- наименование подразделения;
- объекты аудита;
- изложение результатов проверки;
- общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете;
- существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов;
- арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений;
- фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.
Итоговая часть аудиторского документа
Итоговый отчет должен указывать на реальные преимущества, полученные в результате изменений, давать руководству предприятия рекомендации о том, что нужно сделать или чего следует избегать в будущем. Хороший отчет аудитора должен стать для администрации предприятия руководством для последующего развития предприятия.
При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. Замечания о недостатках и нарушениях, полученных из устных или письменных заявлений отдельных лиц, в отчет включать нельзя. Каждый отраженный в нем факт должен быть всесторонне проверен аудитором. Если руководитель подразделения или другое должностное лицо подразделения имеет возражения или замечания по материалам проведенной проверки, он должен подписать документ о проверке и одновременно приложить к нему свои письменные возражения или замечания. К заключительному документу о проверке прилагаются объяснения других должностных лиц проверяемого подразделения, непосредственно осуществляющие хозяйствующие операции, по мнению аудитора, выполненных с нарушением действующих нормативно-правовых актов.
В случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю, назначившему проверку, с последующим включением этих сведений в общий документ о проверке. Промежуточные отчетные документы аудитора составляются в ходе аудиторской проверки на тех участках работы предприятия, где вскрыты в наибольшей мерезначимые нарушения, требующие немедленного принятия мер, и подписываются проверяющими и должностными лицами подразделения.
Только после получения письменного отчета внутренняя аудиторская проверка считается законченной. Итоговый отчет составляется в трех экземплярах: первый передается руководителю, второй адресуется вышестоящей организации, третий направляется в архив, при всём этом все экземпляры являются первыми. Отчет проверяется и утверждается руководителем службы внутреннего аудита и направляется лицам, которые будут выполнять соответствующие мероприятия по объекту проверки. Отчет обсуждается с руководством предприятия, где проводится внутренний аудит.
3.2 Итоговые документы аудита
Проверка считается законченной, когда выявленные нарушения устранены, а финансово-хозяйственная деятельность проверяемого подразделения обеспечивает полный хозяйственный расчет и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Внутренний аудитор готовит комментарии об обнаруженных недостатках и вносит предложения об их устранении и улучшении финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Оригинал этого документа хранится в отделе внутреннего аудита, а копия передается руководителю предприятия (подразделения), в котором проводился аудит.
Выявленные в ходе проверки недостатки, не требующие существенных изменений в деятельности подразделения и входящие в компетенцию руководителя подразделения, необходимо устранить по ходу проверки. Об их устранении в процессе проверки делается соответствующие записи в отчете.
Если при проверке выявлены серьезные нарушения законодательства и иных нормативно-правовых актов: недостачи, хищения денежных средств или материальных ценностей, нарушения налогового законодательства, требующие внесения изменений в бухгалтерскую отчетность предприятия и возмещения потерь, материалы проверок передаются в юридический отдел предприятия. Юрист дает правовую оценку записям по материалам проверки и готовит исковые документы для передачи в суд с целью возмещения материального ущерба. После выявления причиненного ущерба в материалах проверки меры по его возмещению должны приниматься немедленно.
При нарушениях и злоупотреблениях необходимы меры по сохранности отельных документов. Для этого их изымают как в процессе проверки, так и после ее окончания. В первую очередь, изымаются документы, имеющие следы подчисток, исправления цифр и текста, и содержащие неправильные и подложные сведения. На этих документах нельзя делать какие-либо пометки. В делах проверяемых структурных подразделенияй вместо изъятых документов отставляют их копии с указанием на обороте кем и когда они изъяты. Возмещение материального ущерба осуществляется также по всем уплаченным подразделением штрафам, неустойкам, иным санкциям. При этом администрация должна возложить имущественную ответственность в соответствии с законодательством на конкретно виновных лиц.
По результатам проверки отдельных хозяйственных операций (например, кассы и кассовых операций) проводится беседа с должностными лицами предприятия и кассиром, ответственным за хранение ценностей, обсуждаются обнаруженные недостатки и мероприятия по их устранению. После этого аудитор составляет соответствующий раздел аудиторского отчета.
Нужно также предоставить проверяемой стороне возможность вносить коррективы в отчет, если ею будут предоставлены убедительные контраргументы к выводам аудиторов. Что касается руководства компании, то, принимая решения по результатам внутреннего аудита, ему необходимо сформулировать и внедрить их таким образом, чтобы не вызвать в дальнейшем напряжения в отношениях между аудируемой и аудиторской сторонами или отдельными сотрудниками компании.
По результатам проверки финансового состояния предприятия к аудиторскому отчету прилагается обоснованный анализ эффективности финансовой деятельности в текущем периоде и степень использования ранее предоставленных аудитором предложений о повышении уровня прибыльности.
Повышению эффективности проверок способствует обсуждение их итогов с учредителями, руководителями и ответственными работниками предприятия. При необходимости вопросы сохранности собственности обсуждаются с персоналом подразделения, вносятся их предложения по организационно-техническим мероприятиям и утверждаются планы по устранению выявленных недостатков и меры по повышению эффективности работы данного подразделения. Отчетные документы по аудиторским проверкам, проект решения по проверке (приказ), приложения, другие документы по проверке и перечень принятых мер представляются на рассмотрение должностному лицу, назначившему аудиторскую проверку.
Руководство предприятия может поручить внутреннему аудитору: провести анализ и выяснить причины финансовых трудностей. Но это не означает, что внутренний аудитор должен выполнять текущую аналитическую работу, которую осуществляет соответствующее подразделение предприятия. Задача внутреннего аудитора заключается в том, чтобы помочь соответствующей службе предприятия при возникновении проблем.
Обоснованный стратегический план и действенный контроль за его выполнением со стороны функциональных подразделений и внутреннего аудита является залогом успешного и динамичного развития предприятия в будущем.
По результатам внутреннего аудита руководство предприятия при участии трудового коллектива разрабатывает мероприятия по ликвидации и предотвращению повторения недостатков в своей последующей деятельности и организует контроль за выполнением этих мер. По каждому случаю недостачи средств или материальных ценностей руководством предприятия подаются исковые требования о возмещении ущерба соответственно правоохранительным органам или в арбитраж.
книгу учета аудиторских проверок и принятых по ним мер
- наименование подразделения, на котором проведена проверка;
- организационный метод проверки;
- дата отчетного документа по проверке;
- дата и номер приказа по результатам проверки;
- сроки представления информации о выполнении решения по отчету о проверке;
- дата фактического представления отчета о выполнении приказа;
- сумма ущерба денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг;
- сумма ущерба в результате налоговых нарушений;
- передано в суд;
- сумма восстановленных денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг;
- сумма взысканного ущерба с виновных лиц добровольно;
- сумма дополнительно начисленных и внесенных платежей в бюджет.
Таким образом, внутренний аудит активно влияет на выявление негативных явлений в деятельности предприятия, установление их причин и способствует профилактике недостатков и злоупотреблений в деятельности субъектов ведения хозяйства.
Выводы и предложения
Эффективная работа субъектов хозяйственной деятельности : в условиях рыночных отношений во многом зависит от организации системы внутрихозяйственного аудита. Методы и формы экономического аудита, свойственные командно-административной системе неспособны удовлетворить информационные потребности менеджеров и владельцев предприятий. Все это нуждается во внедрении на больших и средних предприятиях внутреннего аудита.
Система внутреннего аудита — этот термин определяет все внутренние правила и процедуры аудита, введенные руководством для достижения поставленной цели — обеспечение (в пределах возможного) стабильного и эффективного функционирования предприятия.
Такой аудит на больших предприятиях должен осуществляться повседневно специализированным отделом, кроме бухгалтерии и главного бухгалтера. В небольших фирмах обязанности внутреннего аудита возлагаются на ревизионную комиссию, которая назначается учредителями. Для проведения внутреннего аудита можно также привлекать профессиональных аудиторов со специализированных фирм.
Объектом внутреннего аудита должны быть: система бухгалтерского учета предприятия, достоверность отчетности, состояние имущества, обеспеченность собственными оборотными средствами, финансовая стойкость, платежеспособность, система управления предприятием, качество работы экономических служб, налогообложение, нормирование, организация производства, исполнительная дисциплина и тому подобное.
При организации внутреннего аудита должны быть четко определены и распределенные обязанности отдельных работников по проверке различных направлений отчетности, а также установленные границы их полномочий согласно с положенными обязанностями. Нельзя допускать, чтоб одно лицо контролировало всю операцию с начала до конца. Аудитор должен также проверить, чтоб с целью предотвращения злоупотреблениям в отношениях с сотрудниками других подразделов предприятия руководитель службы внутреннего аудита (аудита) проводил постоянную ротацию внутренних контролеров. То есть один и тот самый контролер не должен проводить проверку одного подраздела предприятия дважды подряд.
Внутренний аудит
В отличие от роли и функций внешнего аудитора, основные функции которого заключается в формировании независимого вывода о достоверности финансовой отчетности предприятий, роли и функциях внутреннего аудита определяются руководством предприятия и целью его развития. Функции внутреннего аудита изменяются в зависимости от требований руководства предприятия. Главная цель внутреннего аудитора — определить, имеет ли финансовая отчетность предприятия существенные перекручивания.
Анализ действующей практики отечественных и зарубежных фирм дает возможность выявить определенные отличия между внутренним и внешним аудитом в организации службы аудиторского аудита. По большей части на больших предприятиях, где имеет место внутренний аудит, созданы отдельные службы внутреннего аудита.
Относительно внешнего аудита в Украине, то он, по закону «Об аудиторской деятельности в Украине», может осуществляться аудиторской фирмой или отдельным аудитором, который зарегистрирован как неюридическое лицо.
Для внутреннего аудита характерен риск бизнеса предприятия, потеря репутации в случае некачественного выполнения своих функциональных обязанностей. Внешний аудитор определяет и оценивает на стадии планирования процесса аудиторского аудита аудиторский риск. Предоставление внешним аудитором необоснованного аудиторского заключения может привести к его материальной ответственности, что является причиной риска бизнеса аудитора (аудиторской фирмы).
Внедрение системы внутреннего аудита целесообразно во всех отраслях экономики, на каждом предприятии с тем, чтобы за эту работу отвечало конкретное лицо или специальный отдел. Средства на содержание аудиторской службы следует формировать за счет выявленных внутренним аудитом резервов повышения эффективности работы предприятия, снижения себестоимости и увеличения прибыли.
При исследовании бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятии было выявлено, что на предприятии отсутствует должностная инструкция главного бухгалтера, бухгалтерский учет ведется частично с использованием бухгалтерской компьютерной программы.