Функции, цели и задачи организации внутреннего аудита

Курсовая работа

Происходящие в последнее время процессы, как в государственном (повышение интереса к эффективности управления наделенным имуществом и соблюдению целевой направленности выделенных средств), так и в частном (повышения и уход от дел организаций учредителей первой волны и назначение наемных управленцев) секторах экономики, ведут к необходимости организации цивилизованного контроля над работой наемных менеджеров и предоставления гарантии того, что они управляют исключительно в интересах учредителя, а не своих личных или конкретной группы учредителей.

При этом служба внутреннего аудита выступает главным инструментом контроля и гарантом честных отношений между учредителем и наемными менеджерами.

Интерес к внутреннему аудиту в последнее время неуклонно растет, что, несомненно, связано с рядом объективных причин, одну из которых мы указали выше. Но в то же время, по мнению некоторых специалистов и руководителей, для российской практики организация внутреннего аудита — дело новое и в силу необязательного законодательства в нем нет необходимости.

Такое отношение к внутреннему аудиту можно объяснить следующим:

  • В настоящее время менеджмент уделяет очень мало внимания организации учета и контроля. Организация учета и контроля воспринимается им как установленный законом оброк, но абсолютно неэффективный и ненужный. До сих пор значительная часть российских менеджеров, к сожалению, сохраняет свои прежние представления о содержании контроля, основанные на прошлом опыте взаимодействия с аудиторами, интерпретируя аудит исключительно как контроль бухгалтерских документов и финансовой отчетности. Это обусловлено очень многими причинами: отсутствием у организации какой-либо стратегии развития;
  • недостаточностью экономического образования у ряда топ-менеджеров компаний;
  • неосознанием всей совокупности потенциальных угроз, стоящих перед организацией в ходе осуществления деятельности;
  • непониманием назначения и роли учета и контроля как инструмента повышения эффективности деятельности организации и т.д. Такие представления уже не соответствуют современным требованиям к человеческим ресурсам, современной организационной структуре, в которой высок процент умственного труда, ответственности за принятие решения.
  • Отсутствие необходимых теоретических разработок в области методологии и организации внутреннего аудита применительно к российским условиям.

  • Отсутствие нормативных документов, регулирующих деятельность внутренних аудиторов, и недостаточный уровень профессионализма аудиторского персонала.
  • Понятийной неопределенностью и ассоциацией деятельности внутренних аудиторов в процедурном плане с деятельностью ревизоров различного уровня, внешних аудиторов, ревизионной комиссии и т.д.

Справедливости ради следует отметить, что концепция внутреннего аудита не нова, она возникла очень давно. И если на первых этапах своего становления (вторая половина 19-го века, Германия) он в большей степени представлял собой форму контроля за состоянием бухгалтерского учета, то уже в начале 20-го века смысл внутреннего аудита заключался в нефинансовой оценке операций компании и систематическом поиске путей повышения эффективности управления.

5 стр., 2497 слов

Организация внутреннего аудита на предприятии и проблемы его совершенствования

... обеспечения для целей внутреннего аудита. Эти процедуры завершаются разработкой и представлением обоснованных предложений: по улучшению организации систем контроля, бухгалтерского учета, расчетной дисциплины; ... Служба внутреннего аудита осуществляет свою деятельность на основе Положения, определяющего ее подчиненность, сферу ком­петенции, ответственность руководителя и внутренних аудиторов, ...

Несмотря на длительный процесс своего развития, внутренний аудит стал получать максимальное распространение в третьем тысячелетии. Однако даже в настоящее время среди специалистов нет единства в подходах к определению термина «внутренний контроль». Некоторые из них пытаются отождествить внутренний аудит с внешним или, по крайней мере, находят между ними сходство, а другие, наоборот, пытаются найти различия или противоречия.

Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель работы

Задачи:

1. Проанализировать организацию и место аудита в рыночной экономике.

2. Рассмотреть содержание и виды аудита.

3. Рассмотреть понятие, функции и этапы внутреннего аудита.

4. Проанализируйте службу внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи.

Теоретическая основа:

Методы: теоретические методы.

Структура:

1.1 Организация и место аудита в рыночной экономике

В государствах со сложившейся рыночной экономикой используется, как правило, следующая схема организации органов финансового контроля:

1. Высший орган финансового контроля, подчиненный парламенту или президенту, на который возложен общий контроль за расходной частью бюджета.

2. Налоговый департамент, подчиняющийся правительству или министру финансов. На эти органы возложен контроль доходной части государственного бюджета.

3. Подразделение контроля и аудита в министерствах и ведомствах, финансируемых из государственного бюджета, подчиненных Высшему органу аудита или соответствующему министерству или ведомству. На них возложен детальный контроль за средствами государственного бюджета в компетентных структурах.

4. Независимый аудиторский финансовый контроль. Его функции заключаются в проверке на договорной основе надежности данных остатков, законности операций, предоставлении консультационных услуг по бухгалтерскому учету и отчетности предприятиям, учреждениям и организациям в негосударственном секторе экономики.

Основной формой внешнего финансового контроля в странах с развитой рыночной экономикой является независимый аудит, проводимый специалистами — экономистами высокого уровня.

Есть некоторые сходства в законах разных стран в области аудита. Они заключаются в следующем:

  • во всех законодательствах содержится положение об обязательности проведения аудита годовой финансовой отчетности предприятий;
  • наличие в законодательствах определенных квалификационных требований для специалистов, желающих заниматься аудиторской деятельностью; .
  • наличие в законодательствах всех стран положения о том, что заниматься аудиторской деятельностью могут лишь граждане данной страны.

В связи с этим аудиторский контроль распространился на создание международных аудиторских фирм.

11 стр., 5272 слов

Аудит внешний и внутренний

... организационный порядок проведения внутренних аудитов системы качества предусматривает основные стадии: планирование аудита, подготовка аудита, осуществление аудита, анализ и обобщение результатов аудита, разработка корректирующих действий, контроль за выполнением корректирующих действий. 1.2 Внешний аудит Внешний аудит проводят организации ...

В каждой стране с развитой рыночной экономикой есть сеть аудиторских фирм. Международная ассоциация дипломированных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. Аудиторских компаний, работающих в 147 странах мира. Международная организация органов финансового контроля верховного государства была создана при Организации Объединенных Наций.

Профессиональные организации аудиторов созданы во многих странах. В частности, в Великобритании образован Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса, в США существуют институты дипломированных и недипломированных бухгалтеров /бухгалтеров-аудиторов/, в Германии действует Палата аудиторов и Институт аудиторов. В 1960-х годах была сформирована исследовательская группа экспертов по бухгалтерскому учету из Европейского экономического сообщества, которая готовит рекомендации для всех стран этого сообщества.

В большинстве стран действуют транснациональные аудиторские и консалтинговые фирмы с представителями в других странах. Например, Ernst & Young имеет представительства в 179 странах по всему миру, Price Waterhouse — в NO, Arthur Andersen — более чем в 100 странах. Все они используют в своей работе Международные стандарты аудита и смежных работ.

Существуют также национальные аудиторские Фирмы. В Канаде, например, они создали особый консультационный бизнес. Считается, что организация аудиторских услуг в Китае в середине 1980-х годов сыграла важную роль в улучшении экономики и стабилизации рынка.

В то же время существуют аналогичные небольшие услуги, а также возможности для предоставления аналогичных индивидуальных аудиторских услуг. Так, численность большинства зарубежных фирм составляет 10-15 специалистов, а в Дании из 400 консультантов около 75 % функционируют в одиночку.

В дополнение к внешнему, у многих компаний есть внутренний аудит, чтобы осуществлять самоконтроль в отношении уровня издержек обращения, прибыльности, соблюдения оптимального баланса между экономикой и качеством услуг и продуктов. Внутренний аудит используют и транснациональные корпорации, такие как «Истмэн кодак» в США. Внутренний аудит в этой Фирме существует уже более 60 лет.

Основная задача аудиторских фирм состоит в том, чтобы контролировать соблюдение законодательства, регулирующего хозяйственную и финансовую деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составления отчетности и обеспечения государственных органов и собственников информацией о Финансовой положении. В деловом мире никто серьезно не относится к предпринимателям, чьи счета не подтверждены аудиторским заключением.

Привлечение высококвалифицированных внешних аудиторов-консультантов имеет большое преимущество, т.к. они не вдаваясь в излишние подробности и детали исследуемых вопросов, могут решить их наиболее объективно. Кроме того, у привлеченных экспертов часто возникают очень смелые и радикальные идеи, которые их специалистам не всегда удается реализовать.

В своей работе аудитор руководствуется законодательством и собственными самодостаточными интересами. В конкурентном аудиторском бизнесе это экономически способствует повышению уровня проверок и аудитов. В свою очередь предприятия могут выбрать в качестве партнера квалифицированного, не зависящего от какого-либо ведомства ревизора-аудитора, а государство может обеспечить контроль за достоверностью финансовой отчетности и, как следствие, правильностью налогообложения, не расходуя на это средства государственного бюджета.

4 стр., 1663 слов

Государственный страховой надзор за деятельностью страховых организаций

... интересов общества в целом. Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору за деятельностью организаций должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью ... положении компании. Принцип гласности проводится через положение законодательных актов о страховой деятельности (публичная отчетность). Чтобы не допускать ограничение конкурентной борьбы. Государственный ...

Аудиторы несут ответственность за добросовестное и квалифицированное выполнение своих обязанностей.

1.2 Аудит: содержание и виды

Аудиторство

Аудит имеет особое значение для получения обновленной информации и выявления расхождений в выплачиваемых поощрениях. Этот аудит улучшает качество принимаемых решений, эффективность рыночных операций, а также способствует оптимальному использованию средств, имеющихся в распоряжении компании.

Аудит имеет большое значение в области контактов с посредниками: как было сказано выше, в деловом мире для принятия деловых решений необходима точная информация. Таким образом, аудиторы осуществляют деятельность, которая выгодна обеим сторонам: покупателю и потребителю.

Аудит представляет собой независимую экспертизу и анализ публичной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта, уполномоченными на это лицами /аудиторами/ с целью определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и Финансовой отчетности на предприятиях. Аудит также включает и другие виды работ. В современном понимании аудит — это процесс проверки бухгалтерской и финансовой информации компаний разных форм собственности на предмет достоверности и соответствия действующему законодательству.

Аудит как вид деятельности состоит из сбора фактов, касающихся деятельности предприятия, и проводится компетентным независимым лицом, которое на основе установленных критериев выражает мнение о качественной стороне этой операции, положение или информация. В рамках данного определения можно отметить ряд ключевых компонентов:

1. Обязательным условием любой аудиторской деятельности является четкое понимание ее объема, который может определяться параметрами конкретного хозяйствующего субъекта.

2. Аудитор стремится преодолеть «информационный разрыв» между объектами аудита и теми, кто заинтересован в его проведении. Это связано с тем, что в отчетах обычно отсутствует интересующая аудитора информация или отчеты не могут считаться надежной и надежной основой для оценки и принятия решений.

3. Ключевым компонентом является квалификация лиц, проводящих аудит. Аудитор должен уметь собирать соответствующие факты и понимать критерии, по которым следует оценивать факты. Кроме того, как упоминалось выше, аудиторы должны соблюдать определенные стандарты поведения, которые выражаются в основном в их независимости и способности противостоять внешнему влиянию и давлению.

Аудиторы — это независимые специалисты в области учета, анализа, контроля, имеющие соответствующие лицензии на право ведения аудиторской деятельности, которые проверяют и анализируют производственно-хозяйственную деятельность различных производственно-экономических систем, как правило, на договорных началах, а также составляют заключение о конечных результатах деятельности исследованных систем за определенный период времени.

8 стр., 3903 слов

Цели, задачи аудита

... В чем заключается цель аудита Цель аудита – конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента. Целью аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской ...

4. Основное содержание аудиторской деятельности — это сбор и оценка фактов, без которых ни один аудиторский отчет не может быть воспринят как результат аудита.

5. Собранные факты об операции или информация, подлежащая проверке, оцениваются в соответствии со стандартами или критериями. Эти критерии могут быть установлены как внешне, во время внешнего аудита, так и в случае внутреннего аудита, исходя из планов и намерений, определенных руководством компании для конкретного аудита.

6. Завершающим этапом аудита является подготовка аудиторского отчета, посредством которого аудитор информирует об обстоятельствах, возникших в ходе аудита, и выводах, сделанных для тех групп, которые имеют в этом законный интерес.

Целесообразно различать собственно аудит как контроль и удостоверение достоверности финансовых отчетов предприятий, учреждений и организаций и деятельность аудиторских фирм, которая сводится не только к проверкам, но и включает всевозможные иные услуги в области финансов и бухгалтерского учета.

В рамках общих параметров понятия аудита различают несколько его вариантов:

  • I. Аудиторство финансовой отчетности, служащее для выяснения полноты и достоверности финансовой информации, ее соответствия определенным требованиям;

2. Скоординированный или периодический аудит, основной целью которого является проверка соблюдения определенных процедур, норм или правил деятельности. Объектом аудита в данном случае в основном является метод работы проверяемого объекта и его персонала. При этом тщательно анализируются недостатки в работе предприятия, возникшие в результате некоторых управленческих решений.

3. Аудит производственной деятельности, заключающийся в проверке качественных аспектов производственной деятельности компании. Его основная цель — помочь увеличить производство конечной продукции с минимально возможными затратами. В то же время аудитор должен предложить более конкретные рекомендации по повышению эффективности и производительности фирмы.

добровольным

2.1 Понятие, функции и этапы внутреннего аудита

Внутренний аудит

Внутренний аудит

Внутренний аудит

Все это благодаря дословному переводу термина с английского. Дословно термин «внутренний аудит» — внутренний аудит — означает внутренний аудит бухгалтерской отчетности, аудит. Однако у внутреннего аудита иные смысл, назначение и организация. И наиболее точно их передает определение понятия, данное международным Институтом внутренних аудиторов (The Institute of Internal Auditors) – «внутренний аудит есть деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь своих целей, применяя систематический и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления в организации».

консалтинга

В связи с этим основными характеристиками внутреннего аудита являются:

Независимость и объективность.

Оптимизация и повышение эффективности деятельности организации

Предоставление гарантий и консультаций

3 стр., 1382 слов

Совершенствование внутреннего контроля в торговых организациях

... оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе для базовой организации. Мы также рекомендуем использовать во внутреннем аудите образцы форм генерального плана и программ внутреннего аудита доходов от обычной деятельности, в ...

Следовательно, на современном этапе контрольная функция внутреннего аудита, обеспечивающая достоверность бухгалтерской отчетности, не остается ни главной, ни единственной, а задачей внутреннего аудита является решение вопросов управления и экономической политики, то есть в современном понимании внутренний аудит из простой проверки соблюдения регламентов превращается в творческий процесс.

внешнего

Внешний аудит

Внутренний аудит

Согласно общепринятому определению, общая задача внутреннего аудита — помочь организации эффективно выполнять свои обязанности в соответствии с ее целью. Внутренний аудит — это орудие управления, предназначенное для обеспечения (гарантии) достижения целей управления. С этой целью служба внутреннего аудита предоставляет руководству организации информацию о результатах проведенных анализов, оценки деятельности данного подразделения и различные рекомендации. Служба внутреннего аудита сотрудничает с внешними аудиторами.

Результаты внутреннего аудита используются руководством организации для повседневного управления и ведения бизнеса с учетом имеющихся ресурсов и в рамках действующего законодательства. Таким образом, внутренний аудит способствует достижению целей организации.

Задачи, выполняемые внутренним аудитом, разнообразны и зависят от его целей, типа проверяемой организации и характера ее деятельности. Конечно, у аудита государственных организаций, коммерческих банков, страховых компаний, пенсионных фондов есть своя специфика. Более того, многие задачи можно решать различными способами, с разной глубиной и детальностью и ориентируясь на различные критерии. В связи с этим неизбежно возникает проблема регламентирования аудиторской деятельности. Проблема, как известно, решается с помощью разработки соответствующих правил или стандартов, а также конкретных методик проведения аудита. Термин «стандарт» (точное отражение английского standard) здесь следует понимать в специальном смысле, который отличается от принятого у нас. Вместо «стандарты аудита» за рубежом применяют и другое название — Code of Ethics for Auditors, которое можно перевести как «стандарты поведения», «этический кодекс» или, наконец, «правила для аудиторов».

В России разработан стандарт аудиторской деятельности, который одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. «Данное правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности; целью Правила (стандарта) является установление норм, применяемых аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя». Данным стандартом (стандартом внешнего аудита) можно руководствоваться и в практике осуществления внутреннего аудита.

В странах с развитым государственным аппаратом проблемам аудита, в том числе внутреннего, уделяется много внимания. Достаточно упомянуть о существовании Международной организации высших институтов контроля (The International Organization of Supreme Audit Institutions, INTOSAI), в которую входят более десятка стран, включая США, Англию и Японию. Международным является и Институт внутренних аудиторов (The Institution of Internal Auditors, IIA).

В этом направлении работают и специальные подразделения правительственных организаций. Например, в США — General Accounting Office’. В каждой из названных и других аналогичных зарубежных организаций имеется подразделение, ответственное за разработку соответствующих стандартов аудита.

2 стр., 942 слов

Внутренняя среда организации на примере ОАО «Оренбургуголь»

... их жизни. Выбранная тема курсовой работы актуальна, поскольку анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях. Объектом курсовой работы является исследование влияния внутренней среды фирмы на качество экономической ...

этапы:

1. Предварительное планирование.

2. Оценка риска.

3. Разработка общего плана и программы аудита.

4. Проведение аудита.

5. Оценка и документальное оформление результатов аудита.

Предварительное планирование

Оценка риска

Исходя из данных предварительного изучения объекта аудита, применимых к нему нормативов и процедур бухгалтерского учета, аудиторы определяют «ключевые» риски и формулируют соответствующие этим рискам задачи аудита. Необходимой предпосылкой оценки риска является получение описания объекта аудита. Массив документированной информации об объекте охватывает различные типы операций; информационный обмен; вопросы внутреннего контроля; задействованный персонал; используемые счета бухгалтерского учета.

оценка риска несовершенства контроля,

1) определение рисков и потенциальных ошибок, характерных для данного объекта;

2) выбор действующих систем контроля, снижающих тот или иной риск или вероятность ошибки;

3) определение эффективности выбранных систем контроля;

4) оценка надежности выбранных систем контроля;

5) определение необходимости всесторонней проверки функционирования конкретных систем контроля.

Из этого следует, что оценка рисков является одной из наиболее важных и сложных проблем внутреннего аудита, рассмотрение которой выходит за рамки данной статьи.

Разработка общего плана и программы аудита

а) составляется список основных видов ошибок: недействительная операция; неточно или несвоевременно зарегистрированная операция; несанкционированная операция; неверно классифицированная операция и т. д.;

  • б) рассматриваются критические стадии операционного цикла: подготовка, утверждение, регистрация и санкционирование операции, обработка, корректировка, контроль и оформление соответствующего документа;
  • в) оценивается опыт проведения предыдущих аудиторских проверок данного объекта.

Далее анализируется описание объекта аудита и определяется надежность существующих систем контроля, позволяющих предотвращать или обнаруживать и исправлять ошибки. Рассматриваются следующие ключевые механизмы контроля:

  • а) согласование и сопоставление имеющихся активов с активами, объем которых подтверждается первичными документами. Для этого предполагается проведение проверок специального контрольного «файла», с данными которого согласовываются обрабатываемые данные, либо прямое сопоставление входных данных с соответствующими активами специалистами, занимающимися другими операциями;
  • б) санкционирование на проведение данной операции определяется наличием в электронной системе общих процедур контроля безопасности данных, не допускающих проведения операций, не имеющих законной силы;
  • в) анализ выходных данных всегда выполняется, по крайней мере, в некоторой степени, вручную.

Целью такого анализа является проверка обоснованности и точности выходных данных путем детального их сопоставления с ожидаемыми результатами;

  • г) контроль доступа к активам (контроль за несанкционированным и санкционированным доступом).
    3 стр., 1244 слов

    Внутренняя среда организации

    ... внутренняя среда также может быть источником проблем и даже смерти организации, если она не обеспечивает необходимое функционирование организации. Основные переменные в организации, требующие внимания руководства: 1. Цели. Организацию ... установленные сроки, организация добьется успеха. Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, предметами (сырьем, инструментами), информацией. 1. ...

    Лица, обладающие санкционированным доступом к активам, при правильном распределении обязанностей, не должны иметь доступ к соответствующей учетной документации, сфальсифицировав которую они могли бы скрыть недостачу;

  • д) общий электронный контроль, который реализуется путем слежения за данными в электронной системе кредитной организации, начиная с приобретения, разработки, обслуживания и поддержки информационных систем.

Процедуры аудита применяют и для выяснения наличия механизмов внутреннего контроля за тем или иным объектом аудита. Эти процедуры включают:

1) проведение внутренним аудитом проверок остатков средств на счетах и анализа регулярности операций последующего контроля уполномоченными сотрудниками;

2) аналитические процедуры, они используются для выяснения того, имела ли место в действительности вероятная ошибка, затрагивающая какой-либо счет или тип операций. Это осуществляется путем сравнения суммы по записям с ожидаемой суммой (особое место занимает выборочный метод, позволяющий заметно сократить затраты на обследования);

3) детальное изучение фактических данных, подтверждающих состоятельность некоторых или всех статей, которые входят в совокупность, образующую сумму, подлежащую проверке, а также наблюдение за деятельностью объекта аудита и проверку соблюдения конкретных принципов и процедур. Завершив работу над планом и процедурами аудиторской проверки, аудитор готовит записку о планировании аудита, являющуюся документальным подтверждением плана аудита и отражающую основные моменты, характеризующие объект аудита.

Проведение аудита

Оценка и дîкументальное оформление результатов аудита.

2.2 Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи

Служба внутреннего аудита может быть создана в организации в виде отдела как самостоятельной организационной единицы, входящей в состав системы управления и наделенной функцией контроля фактов финансово-хозяйственной жизни экономического субъекта. При формировании такого отдела необходимо решить ряд задач в определенной последовательности.

Первый этап .

Второй этап .

Третий этап .

Четвертый этап .

Пятый этап .

Шестой этап.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Первый этап

Данный этап включает анализ учредительных документов организации, позволяющий установить стратегические, тактические и оперативные цели организации, с тем, чтобы оптимальным образом сформулировать задачи отдела внутреннего аудита. Эти задачи могут быть общими, локальными и частными: общие – характерны для большинства служб, отделов, комитетов внутреннего аудита вне зависимости от их специализации, формы собственности, организационной структуры; локальные – формируются для достижения общих целей и задач; частные – присущи конкретным организациям.

При определении спектра общих целей и задач стратегического характера отдела внутреннего аудита принимается ряд допущений:

  • цели и задачи внутреннего аудита должны соответствовать размерам организации;
  • структура целей и задач должна отражать виды деятельности организации;
  • локальные и частные цели и задачи должны быть сегментированы в зависимости от организационной структуры экономического субъекта;
  • цели и задачи должны формироваться исходя из предпосылки наличия различных форм внешнего контроля.

Второй этап

42 стр., 20861 слов

Кадровый аудит в организации

... курсовой работы – кадровый аудит на предприятии. Объект исследования – ООО «Спецэлектроснаб». Цель работы - определить основные направления кадрового аудита на предприятии. Задачи, решаемые в ходе работы: рассмотреть основные вопросы кадрового аудита; ... Для того чтобы охарактеризовать коммуникацию в организации следует проанализировать: схемы передачи информации, существующие технологии и схемы ...

На основе всестороннего анализа деятельности организации, ее структуры, «слабых» мест системы внутреннего контроля (далее – СВК), объема средств внутреннего контроля, относящихся к учетным, аналитическим и управленческим системам, определяются мероприятия, способствующие улучшению работы как СВК, так и всей организации в целом. После выполнения такого анализа можно приступить непосредственно к созданию, нормативному, методическому и техническому оснащению отдела внутреннего аудита.

Наиболее пристальное внимание на данном этапе должно быть уделено анализу:

Исходя из того, что отдел внутреннего аудита является частью СВК, необходимо принять решение о распределении процедур внутрихозяйственного контроля между элементами СВК. К таким процедурам относятся, в частности:

  • проверка наличия оправдательных и распорядительных документов для проведения хозяйственных операций;
  • проверка ведения и соблюдения утвержденного графика документооборота, наличия разрешительных записей руководящего персонала;
  • арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей;
  • сверки расчетов;
  • контроль корреспонденции счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документах;
  • установление соответствия данных в первичных учетных документах бухгалтерским записям;
  • проверка соответствия отдельных статей бухгалтерской отчетности записям в главной книге;
  • инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей;
  • использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне аудируемого лица;
  • осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к активам организации, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам;
  • исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных хозяйственных показателей с фактически имевшими место и выяснение причин существенных расхождений.

Необходимо отметить, что некоторые процедуры внутрихозяйственного контроля могут быть выполнены внутри отделов организации самими сотрудниками. Однако это не означает, что каждая процедура должна быть закреплена только за одним из элементов системы внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссией, внутренним аудитом, наблюдательным советом).

Например, инвентаризация для целей ревизии должна проводиться сплошным методом, по всем товаро-материальным ценностям, тогда как инвентаризация для целей внутреннего аудита может проходить выборочно, а для служебного расследования она ограничена видами товарно-материальных ценностей или перечнем материально ответственных лиц.

На этом этапе возможна корректировка целей и задач отдела внутреннего аудита в соответствии с обнаруженными «слабыми» местами системы бухгалтерского учета и СВК.

Третий этап

В процессе функционирования отдел внутреннего аудита взаимодействует практически со всеми отделами и службами организации. Так как к внутреннему аудиту предъявляются более жесткие требования по сравнению с внешним аудитом, внутренний аудит довольно тесно связан с учетно-аналитическими, производственными и управленческими процессами. Поэтому в качестве отдельного этапа его организации предлагается определение места СВК и степени ее интеграции с другими отделами и службами (см. рисунок).

задачи:

  • контроль полноты данных, отраженных в системе бухгалтерского учета;
  • проверка правомерности, обоснованности, эффективности совершенных хозяйственных операций;
  • установление адекватности системы бухгалтерского учета;
  • проверка состояния средств контроля;
  • группировка оперативной и отчетной информации в интересах администрации и в виде, доступном для ее понимания.

Однако на принятие управленческих решений, а значит, и на их результат влияет не только достоверность, но и форма подачи информации. Система бухгалтерского учета формализует информацию, т.е. кодирует ее таким образом, чтобы работа с ней была наиболее эффективной. Необходимо отметить, что в данном случае пользователь этой информации должен обладать соответствующей квалификацией.

Управленческий персонал в своей работе сталкивается с потоком разнообразной информации, часть из которой не может быть адекватно воспринята из-за своей специфичности. В результате взаимодействия внутреннего аудита и системы бухгалтерского учета создаются не только достоверные, но и пригодные для рассмотрения кругом заинтересованных лиц, не имеющих глубоких бухгалтерских знаний, данные.

Важным следствием этого, по нашему мнению, является тот факт, что информационный обмен отдела внутреннего аудита и других служб и отделов организации, в том числе и системы бухгалтерского учета, должен строиться на взаимонаправленных потоках информации, которые служат базой для осуществления и контрольных, и аналитических, и консалтинговых функций внутреннего аудита. Это касается первичной и агрегированной информации, а также оперативных, плановых, нормативно-справочных данных, классификаторов технико-экономической информации, систем документации (унифицированных и специальных) и пр.

По итогам определения места внутреннего аудита в системе управления организацией могут быть пересмотрены, уточнены его цели и задачи, а также «точки приоритетов» в целях повышения эффективности управления.

Четвертый этап

Разработка нормативных документов отдела внутреннего аудита представляет собой наиболее продолжительный по времени этап. Зачастую формирование нормативной и методологической базы происходит перманентно. Регламентация деятельности отдела означает подготовку методик проведения внутреннего аудита в таком количестве и с такой детализацией, которые обеспечивали бы определенность каждого шага внутреннего аудитора, исключали бы неоднозначность понимания поставленных задач.

Кроме методических материалов необходимы классификатор ошибок и другие документы, устанавливающие права и обязанности, как сотрудников, так и отдела внутреннего аудита в целом. Это находит свое отражение в следующих документах нормативного регулирования:

  • положение об отделе внутреннего аудита;
  • положение о рабочей политике отдела внутреннего аудита;
  • внутренние стандарты аудита;
  • должностные инструкции внутренних аудиторов.

В положении об отделе внутреннего аудита определяются общие цели и задачи отдела, права и обязанности сотрудников, а также их полномочия и порядок отчетности. При этом должен быть обеспечен принцип независимости внутреннего аудитора. Ведь если внутренний аудитор (или отдел внутреннего аудита) будет самостоятельно исправлять ошибки, внедрять новые методы оптимизации работы организации и т.п., то в будущем он вынужден будет контролировать свою же работу, что нарушает принцип объективности его деятельности.

Представляется очевидным, что чем детальнее разработано положение об отделе внутреннего аудита, тем легче организовать его работу, закрепить ответственность сотрудников и добиться реального улучшения качества. Поэтому представляется целесообразным на данном этапе выделить следующие подсистемы внутреннего аудита:

  • сбор первичной контрольной информации;
  • анализ контрольной информации;
  • формирование итоговой контрольной информации;
  • хранение контрольной информации.

Подсистема сбора первичной контрольной информации необходима в связи с различными требованиями, предъявляемыми к информации, используемой для выполнения различных задач внутреннего аудита.

Актуальность подсистемы анализа контрольной информации вызвана потребностью управленческого персонала в контрольно-аналитических данных. Естественно, что в каждом конкретном случае подсистема может оперировать различными «контрольными точками», использовать различные методы и процедуры внутреннего аудита.

С помощью данной u1087 подсистемы формируется итоговая контрольная информация, причем она интерпретируется в разрезе целей и задач, а также пользователей. Осуществляется также подготовка проектных решений, рекомендаций, консультаций.

Выделение подсистемы хранения контрольной информации обусловлено чрезвычайной ее важностью для каждой коммерческой С помощью данной подсистемы формируется итоговая контрольная информация, причем она интерпретируется в разрезе целей и задач, а также пользователей. Осуществляется также подготовка проектных решений, рекомендаций, консультаций.

Каждая из рассмотренных подсистем использует свою входящую информацию, свои методы и процедуры ее обработки, а также определенным образом формирует выходную информацию. Применение подсистем позволяет повысить эффективность функциональных этапов проверки, а в конечном счете внутрихозяйственного контроля и системы управления организацией в целом.

В положении о рабочей политике отдела внутреннего аудита целесообразно отразить следующие концептуальные аспекты:

  • механизм расчета рисков внутреннего аудита;
  • методика расчета и распределения уровня существенности;
  • цели и характеристика видов процедур внутреннего аудита;
  • виды оценочных значений и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих внутреннему аудиту;
  • порядок определения объема и формирования выборок внутреннего аудита;
  • механизм контроля выполнения допущения непрерывности деятельности;
  • варианты диагностики ошибок, искажений, неточностей в разрезе объектов контроля;
  • формированиеитоговой информации по результатам внутреннего аудита в разрезе объектов контроля, целей и задач внутреннего аудита, категории пользователей.

Выделение указанных концептуальных аспектов позволит сформировать основные методические установки функционирования отдела внутреннего аудита с учетом специфики финансово-хозяйственной деятельности той или иной организации. Кроме того, детальное представление выделенных аспектов в положении будет способствовать более продуктивному взаимодействию с внешними контролирующими органами, в том числе с независимым внешним аудитором, например, в части, касающейся тестирования СВК. При этом основным документом внутрифирменного нормативного регулирования должны стать стандарты внутреннего аудита. Большинство из них могут быть разработаны на основе стандартов внешнего аудита путем их соответствующей модификации применительно к особенностям функционирования и целевым установкам внутреннего аудита.

Пятый этап

Принципиальным вопросом в процессе организации отдела внутреннего аудита является формирование оптимального штата. Наиболее оправданным экономически представляется трехуровневая структура штатного расписания отдела. Первый уровень – постоянные (штатные) работники; второй уровень – привлекаемые специалисты экономического субъекта; третий уровень – специалисты и эксперты, привлеченные со стороны.

Квалификационные требования к сотрудникам отдела внутреннего аудита должны быть закреплены в соответствующем внутреннем стандарте и включать:

  • высшее экономическое (или юридическое) образование, полученное в высшем учебном заведении Российской Федерации;
  • обучение по программе подготовки внешних аудиторов и наличие подтверждающего аттестата;
  • для специалистов, имеющих доступ к компьютерным системам и базам данных организации, — адекватная выполняемым задачам профессиональная подготовка;
  • ежегодное повышение квалификации в объеме не менее 60 часов;
  • опыт работы по специальности не менее 5 лет.

Кроме того, руководитель отдела внутреннего аудита должен пройти обучение по программе подготовки внутренних аудиторов Института внутренних аудиторов России.

Шестой этап

В настоящее время система управления организациями трансформируется в соответствии с современными условиями хозяйствования, которые характеризуются высокой конкуренцией и нестабильностью внешней среды. Результатом такой трансформации является внедрение контроллинга. Находясь на пересечении учета, информационного обеспечения, контроля и координации, контроллинг связывает воедино все эти функции, интегрирует и координирует их, причем не подменяет собой управление предприятием, а лишь переводит его на качественно новый уровень.

Контроллинг – система управления, базирующаяся на взаимодействии всех функций внутрихозяйственного контроля, управленческого учета, планирования, анализа и маркетинга и предназначенная для достижения организацией поставленных целей. При этом внутрихозяйственный контроль играет роль основной функции системы управления, отвечающей признакам контроллинга. Именно контроль выполняет функцию обратной связи в любой динамической системе, в том числе и хозяйственной.

В целях формирования системы контроллинга функции управления могут быть охарактеризованы следующими особенностями.

Внутрихозяйственный контроль .

Управленческий учет .

Планирование .

Анализ .

Маркетинг .

Несмотря на всю кажущуюся простоту изложенного подхода к организации службы внутреннего аудита, внедрение его в практику окажется несколько затруднительным. К трудностям, с которыми столкнутся участники как частного, так и государственного секторов экономики при формировании системы внутреннего аудита, можно отнести следующие:

Во-первых, недостаточная регламентация деятельности. То есть практическое отсутствие административных и иных видов регламентов в силу неопределенности функционально-процессной модели организации деятельности участников.

Во-вторых, ненацеленность систем планирования, а подчас и управления на результат; отсутствие обоснованных показателей для оценки эффективности и результативности деятельности; несовершенство или полное отсутствие управленческого учета, позволяющего осуществлять, а вернее обеспечивать, контроль достижения результатов.

В-третьих, отсутствие стройной системы внутреннего контроля, подмена понятия «внутренний контроль» – ревизией, контроллингом и т.д.; игнорирование объективной необходимости наличия эффективных процедур внутреннего контроля, направленных на обеспечение, в первую очередь, сохранности активов, проверку достоверности информации, формируемой системой бухгалтерского учета, и повышение результативности деятельности, для того чтобы внутренний контроль стал инструментом контроля рисков.

То есть фактическое отсутствие процесса, направленного на достижение целей организации и являющегося результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности для наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих обязанностей при совершении операций и выполнении процедур, предотвращения потерь имущества, предупреждения и обнаружения возможных ошибок.

В-четвертых, ориентированность участников на последующий контроль и недостаточность, в свою очередь, предварительного и текущего контроля приводят к ограничению возможности выявления на наиболее ранних стадиях возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении деятельности. То есть ограниченность или полное отсутствие системы (системы управления рисками), позволяющей заблаговременно определить вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах, процедурах и операциях и препятствовать достижению намеченных целей.

Однако каковы бы н и были трудности, их рано или поздно придется преодолевать, так как внутренний аудит действительно является наиболее действенным инструментом выявления возможностей повышения эффективности деятельности, так как формируется субъектом самостоятельно, внутри субъекта и позволяет получить информацию, необходимую для достижения целей и решения задач, стоящих перед субъектом, наиболее эффективным способом.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/zadachi-vnutrennego-audita/

Учебная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/zadachi-vnutrennego-audita/

1. Андреев В.Д. Внутренний аудит: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Белбожецкий И.А. Бухгалтерский учет и внутренний аудит. — В 2-х частях. — М.: Бухгалтерский учет, 2006.

3. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. — М: Аудит, ЮНИТИ, 2009.

4. Мельник М.В. Ревизия и контроль: Учебное пособие. — М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2007.

5. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: Учебное пособие для вузов. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006.

6. Шеремет А.Д. Аудит: учебник / Под ред. А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. – М.: ИНФРА-М,2006.

Периодическая литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/zadachi-vnutrennego-audita/

7. Бурцев В.В. Организация внутреннего аудита / В.В. Бурцев // Финансовый менеджмент. – 2005. – № 6.

8. Воропаев Ю.Н. Оценка риска аудита и бизнеса / Ю.Н. Воропаев // Бухгалтерский учет. – 1996. – № 6.

9. Филипьев Д.Ю. Внутренний аудит: мифы и реальность / Учет и контроль. – М.: Финансы. – 2007. — №1.

10. Хорохордин Н.Н. Служба внутреннего аудита: этапы создания, цели и задачи // Аудиторские ведомости. — 2007. — № 10.