Внутренняя среда организации на примере ОАО «Оренбургуголь»

Курсовая работа

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование предприятия и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

В структуре среды организации выделяют факторы внутренней и внешней среды.

Под внутренней средой понимается экономический организм компании, включающий в себя механизм управления, направленный на оптимизацию научно-технической, производственной и маркетинговой деятельности компании. Он содержит потенциал, который позволяет организации функционировать и, следовательно, существовать и выживать в течение определенного периода времени.

Когда речь идет о внутренней среде предприятия, мы имеем в виду глобальную структуру предприятия, которая охватывает все производственные, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, составляющие компанию, независимо от их местонахождения и сферы деятельности. Но внутренняя среда также может быть источником проблем и даже смерти организации, если она не обеспечивает необходимое функционирование организации.

Информация о внутренней среде компании необходима руководителю для определения внутренних возможностей, потенциала, на который компания может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения своих целей.

Анализ внутренней среды также позволяет лучше понять цели и задачи организации. важно, что помимо производства продукции, оказания услуг, организация предлагает возможность существования своим сотрудникам, создает определенные социальные условия для их жизни.

Выбранная тема курсовой работы актуальна, поскольку анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних возможностях.

Объектом курсовой работы является исследование влияния внутренней среды фирмы на качество экономической деятельности фирмы в условиях рыночной экономики.

Целью курсовой работы является изучение внутренней среды компании и ее элементов на примере операционной компании «Оренбургуголь».

Достижение поставленной цели курсовой работы обусловило необходимость решения следующих задач:

5 стр., 2207 слов

Курсовая работа регулирование трудовых отношений

... в процессе регулирования трудовых отношений спортсменов и спортсменов тренеры. Структура курсовой работы определена в соответствии с поставленными целями и задачами и состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, ставятся ...

1.Изучение теоретического материала по внутренней среде организации и ее составным элементам.

2. Анализ внутренней среды действующего предприятия ОАО «Оренбургуголь»

3.Выявление сильных и слабых сторон этого предприятия.

4.Составление рекомендаций по улучшению отдельных элементов внутренней среды предприятия ОАО «Оренбургуголь»

Теорией стратегического менеджмента занимались и занимаются в настоящее время огромное число экономистов, такие как Ансофф И., Дойль П., Котлер Ф., Портер М., Градов А.П., Бережной В.И., Бережная Е.В., Выханский О.С., Наумов А.И. Большой вклад в изучение внутренней среды предприятия внесли так же работы М.Мэскона, З. Румянцевой, В Алешниковой, Д. Чупрова.

1. Теоретическое содержание внутренней среды организации в современных условиях

1.1 Понятие, сущность внутренней среды

Развитие менеджмента является результатом множества факторов, действующих как во внешней среде, так и внутри самой организации. Несмотря на растущее значение внешних факторов, внутренние по-прежнему имеют решающее значение в функционировании и развитии организации.

Наиболее полное определение внутренней среды организации предложил российский ученый, академик О. С. Виханский: под внутренней средой понимается та часть общей среды, которая находится внутри организации. Он показывает постоянное и самое непосредственное влияние на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько элементов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [6].

Так Дж. Пирсоном и Р. Робертсон определил ключевые области внутренней среды, рекомендованные для выявления источников сильных и слабых сторон организации: персонал, управленческая организация, производство, маркетинг, финансы и бухгалтерский учет. Анализ этих факторов позволяет получить представление о внутренней среде организации, ее сильных и слабых сторонах. [3]

Согласно О.С. Виханскому, внутренняя среда имеет несколько «срезов», состояние которых в совокупности определяет возможности (потенциал) организации. [6]

Кадровый срез внутренней среды: взаимодействие менеджеров и рабочих; наем, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Организационный срез: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.

В производственный срез входят: изготовление продукта; снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.

Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает следующие стороны, которые связаны с реализацией продукции: стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.

При рассмотрении внутренней среды необходимо учитывать, что организации — это системы, созданные людьми, и поэтому внутренняя среда, существующая в организации, в основном является результатом управленческих решений. Однако это отнюдь не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор — это что-то «данность», которую руководству приходится преодолевать в своей работе.

19 стр., 9437 слов

По курсу «Организация производства на предприятии»

... привлекает к себе должного внимания, хотя и достаточно актуальна. Внимание к организации ремонта на предприятиях должно быть особенно пристальным в современных условиях, предполагающих жесткую конкурентную ... машиностроения. В качестве исходных данных для определения интенсивности ремонтных и профилактических работ оборудования были взяты нормативы времени на ремонтную единицу, установленные с учетом ...

Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми (то есть являются результатом управленческих решений менеджера).

Внутренняя среда организации – это динамичное явление, поэтому факторы внутренней среды рассматриваются как переменные (то есть в их развитии).

Внутренняя среда — это совокупность взаимосвязанных элементов, отделенных от внешней среды и объединенных единством цели или общими правилами поведения. Внутренняя среда каждой организации характеризуется следующими свойствами:

  • происходит процесс взаимодействия и преобразования внутренних переменных в желаемые конечные состояния, имеющие значения во внешней среде;
  • происходит обмен с внешней средой для получения ресурсов, информации, энергии, сбыта своей продукции (услуги);
  • организация характеризуется производительностью (результативностью), определяемой как отношение объема выходного продукта к затратам.

Анализ среды организации – это процесс определения критически важных элементов внутренней и внешней среды, которые могут оказать влияние на способности предприятия в достижении свои целей [19].

Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности предприятия:

  • с точки зрения стратегического планирования улучшает учет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию и ее будущие;

  • с точки зрения политики предприятия помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление;

  • с точки зрения текущей деятельности обеспечивает информацией, необходимо для наилучшего выполнения рабочих функций.