Западноевропейская модель менеджмента

Курсовая работа

На протяжении всей истории существования менеджмента появилось много зарубежной значимой информации в области теории и практики менеджмента в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и др. с учетом их специфических характеристик. К сожалению, наша национальная наука управления развивалась независимо и изолированно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала система командирско-административного управления, которая сосредоточила свои усилия в первую очередь на критике зарубежного опыта управления. Однако опыт ведения бизнеса и управления богат, часто неоднозначен и очень полезен для изучения. Актуальность заключается в том, что создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой — использования его лучших достижений в своей деятельности.

Целью курсовой работы является изучение особенностей западноевропейской модели менеджмента, для этого ставятся задачи: рассмотреть зарубежные модели менеджмента и современный российский менеджмент.

Объектом исследования являются модели менеджмента.

Предметом исследования – основные признаки и элементы каждой модели.

Основные зарубежные модели управления наиболее доступно и полно рассматривают М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в «Основах менеджмента». В учебнике И.И. Семенова «История менеджмента» рассказывает об исторических предпосылках создания современных моделей менеджмента. А.Б. Бахур в своей статье «Особенности национального менеджмента» проанализировал свойства российской модели управления.

1. Предпосылки формирования западноевропейской модели менеджмента

Экономические отношения ограничивают национальную экономику и в значительной степени нейтрализуют национальные особенности экономического поведения. Исходя из этого, часто говорят, что экономическая деятельность и менеджмент как ее составная часть становятся интернациональными, то есть теряют свою национальную специфику.

Национальные особенности управления организацией важны для менеджера мотивам:

  • в настоящее время многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями. И в процессе взаимодействия могут возникать проблемы, связанные с тем, что его участники действуют в соответствии с традициями, принятыми в их культуре;
  • опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах. Особенно это важно в связи с формированием мировой экономики и усложнением связей между экономиками отдельных
  • менеджер может найти работу за границей. Конечно, ему потребуется хотя бы знание того, как принято управлять деятельностью людей в этом смысле и обменом между бизнесами.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. Это означает, что сам менеджмент — это во многом американский феномен, отражающий особенности американского образа мира.

7 стр., 3199 слов

Модели управления организацией

... с другими лидерами в пределах, установленных организациями или законом. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления в организации. Процесс создания иерархии называется - ... скалярным процессом. Поскольку полномочия по управлению людьми обычно передаются через ...

США вполне можно считать в наибольшей степени менеджменту обучают.

Американский менеджмент характеризуется жесткой управленческой организацией. Для него наиболее характерна формализация управленческих отношений.

Концепция личной ответственности сотрудников очень характерна для американского менеджмента. Эффективность работы конкретного руководителя определяется исходя из того, смог ли он лично достичь поставленных перед ним целей.

Европейский менеджмент незначительно отличается от американского. Дело в том, что Европа и США — довольно близкие культуры, а потому обмен успехами между ними проходит с меньшими трудностями.

В Европе, как и в США, малые и средние предприятия играют очень важную роль в экономике. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для малого бизнеса необходимость выживания является более насущной, поэтому требуется более быстрое реагирование на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, которое необходимо адаптировать.

Одно из существенных различий между европейским менеджментом и американским менеджментом заключается в том, что в Европе даже в крупных компаниях и корпорациях филиалы сохраняют значительную долю независимости. Эта автономия может касаться как производственных и финансовых решений, так и инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

Японский менеджмент основан на исконной культуре Японии и на том факте, что она вышла на мировой рынок только после Второй мировой войны. Япония переняла положительные стороны опыта Европы и США, прежде всего: ориентацию на новые технологии и психологические методы управления. В Японии опыт работы ценится больше, чем образование, поэтому лидеров в Японии обучают непосредственно на рабочем месте. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляют практикой, то в Японии дают практику, которая только потом трансформируется в знания.

Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным характеристикам сотрудников, они склонны выбирать должность для человека, а не человека на должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента заключается в том, что руководители уделяют особое внимание технологическим инновациям. С этой точки зрения Япония превосходит мира.

Польза японского опыта для российского менеджмента заключается прежде всего в связи с мягкой интеграцией лучшего, что было выработано в культуре бизнеса в Европе и США. Профессия «менеджер» одна из самых популярных и, что даже более важно, одна из наиболее

3 стр., 1391 слов

Опыт управления качеством в Японии

... и руководителями. 1. Опыт управления качеством в Японии Японский опыт убедительно показывает, что улучшение качества - это бесконечный труд. В 1945 году Япония лежала в руинах; ее промышленность была ... изучается, анализируется и предпринимаются попытки заимствовать его в США и Западной Европе. Считается, что японский подход к менеджменту качества имеет ряд отличительных черт, но сравнительный ...

Наука об управлении в России находится на стадии становления. Существенные различия касаются культуры, ценностей и принципов, лежащих в основе нашего общества. Специфическим является и поведение потребителей. Богатые традиции, созданные государственными деятелями и предпринимателями прошлых веков, все еще ждут интеграции в наше понимание управления.

Сегодня в мире существует три основных модели построения корпоративной системы обучения.

Первый, традиционный, который можно назвать немецким, основан на идее формирования квалифицированного лидера. В рамках этой модели, во-первых, выделяется высшее профессиональное образование, дающее базовые знания и специальности, а во-вторых, повышение квалификации по менеджменту. Последний направлен на приобретение у студентов специальных знаний и навыков, необходимых для конкретной работы в сфере управления и экономической деятельности.

Вторая модель, американская, основана на подготовке так называемого профессионального менеджера. Он предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на основе уже имеющегося диплома об общем высшем образовании в объеме бакалавриата по любой специальности. Однако в американской модели, прежде чем получить законченное высшее профессиональное образование в сфере менеджмента, человек должен накопить некоторый практический опыт.

В Японии всего три бизнес-школы, в основном для тех, кто собирается работать за границей. Одни и те же фирмы готовят менеджеров на основе концепции «обучения через опыт», систематически переводя их на разные должности. Это позволяет изучить специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою компанию. Только в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить свою первую руководящую должность. В японских компаниях учатся все — от рабочих до президента, и основная ответственность за это ложится на руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших.

Большинство из них в Западной Европе, лидирующих в Италии, Франции, Испании и Нидерландах, придерживаются смешанной модели, сочетающей традиционную европейскую систему университетского образования немецкого типа с американской. Длительность обучения меньше чем в США, но зато большее значение имеют работа над проектами, практика на фирмах и т.д.

2. Характеристика менеджмента отдельных западноевропейских 2.1 Немецкая модель менеджмента

Теоретические истоки немецкой модели управления восходят к началу прошлого века. Ее родоначальником следует считать выдающегося ученого, социолога и экономиста Маркса Вебера(1864-1920).

М.Вебер был в первую очередь социологом, многие его исследования были напрямую связаны с экономикой, менеджментом и бизнесом.

Концепция бюрократической рационализации, разработанная М.Вебера, была важной составляющей формирования классического менеджмента. Он считал, что компании должны управляться на безличной, сугубо рациональной основе, названной им «бюрократической» (не следует путать с современной трактовкой этого термина).

Бюрократия (по Веберу) – система управления не на основе личных оценок, а в соответствии с точным следованием индивидов определенным правилам и процедурам. Формальная рационализация, по М.Вебер подразумевал процесс, в котором выбор средств для достижения цели участниками полностью определялся правилами, положениями и законами, имеющими универсальное применение. Концепция включала: четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников; введение формальной отчетности; разделение функций собственности и управления. Это были бесспорно прогрессивные основы, которые характеризовали сущность менеджмента.

26 стр., 12651 слов

Технология профессионального образования

... процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих. 1. РЕФЕРАТ 1.1. Полифункциональные возможности реферата в организации процесса профессионального обучения Повсеместное использование реферата в профессиональном образовании сегодня не ограничивается его основной функцией: ...

М.Вебером формулировались условия реализации предложенной им концепции:

  • Офисы организованы иерархически в соответствии с формальными полномочиями, каждая должность подчиняется вышестоящему руководителю. Количество силы и авторитета увеличивается по мере того, как вы поднимаетесь по иерархии.
  • Отбор и продвижение сотрудников осуществляется на основании их квалификации, уровень которой определяется экзаменом или на основе опыта и подготовки.
  • Все административные (управленческие) акты и решения оформляются в письменном виде; ведение записей есть память организации, обеспечивающая преемственность во времени.
  • Менеджеры не являются собственниками организации;
  • они – наемные сотрудники;
  • они работают только в интересах самой организации, а не в интересах отдельных персон и групп.

— Менеджеры работают в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность и предсказуемость их поведения. Формальные установки, которые определяют и контролируют поведение всех сотрудников во время работы, помогают обеспечить дисциплину и контроль работы для достижения поставленных целей. В конечном итоге гарантируют стабильность организации.

— Важной характеристикой бюрократического менеджмента являлась рациональность, которая требовала использования наиболее эффективных средств выполнения задач организации. Все принимаемые решения должны напрямую вести к достижению целей организации.

Не отрицая ряда недостатков теории М.Вебера, следует отметить, что она является вполне актуальной и сегодня (особенно для таких стран, как Россия).

Теория рационализации М.Вебера имела многих последователей, в том числе и в менее развитых

Очень часто в сравнительных исследованиях выявляются следующие характеристики немецкой модели управления.

1) Стимулирование профессиональной подготовки.

Характерные черты немецкой модели управления можно найти в национальной системе профессионального образования, которая выделяется своей ориентацией на инженерное дело, техническое обучение и мастерство и, по некоторым оценкам, является лучшей в Европе. Осуществляет обучение молодежи от 16 до 21 года в течение 3 лет с выдачей диплома государственного образца. Образовательный процесс предполагает как подготовку на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю).

Содержание образовательной программы в системе профессионального образования утверждается тремя учреждениями: правительством, ассоциациями работодателей и профсоюзами. Общее руководство осуществляется местными торгово-промышленными палатами.

По крайней мере 5% среднегодовой рабочей силы в немецких компаниях составляют студенты профессионального обучения. Около 70% работников промышленных предприятий прошли через эту систему и сдали квалификационные экзамены, учитывающие специфику отрасли и потребности конкретной компании. Для сравнения: подобную квалификацию в Нидерландах имеют около 40% рабочих, а в США и Англии – 30%. Учреждение наставничества имеет большое значение в подготовке квалифицированной рабочей силы. Примерно 2/3 наставников на немецких предприятиях имеют сертификат мастера. В результате немецкие рабочие обладают знаниями и навыками, которые выходят далеко за рамки потребностей конкретной профессии.

10 стр., 4866 слов

Отчет по практике менеджера организации ооо

... служебных документов. Для реализации целей и задач практики проводились мероприятия по работе на конкретном рабочем месте в качестве менеджера по маркетингу производился сбор и систематизация материалов для ... коллективе. На основании собранных данных было проведено независимое исследование. В проверяемой организации у ООО «Сити Строй» нет четко сформулированной миссии. Это обусловлено в первую ...

Содействие профессиональному развитию играет важную роль в немецких компаниях. Однако это не ограничивается только ключевыми работниками или специалистами. Все рабочие и специалистов постоянно сталкиваются с новыми технологиями и оборудованием, новыми правилами Адаптация к меняющимися или новым технологиям, продуктам и услугам происходит относительно а затраты на переподготовку кадров в связи с новыми требованиями клиентов или новой тактикой конкурентов оказываются сравнительно небольшими.

2) Техническая подготовленность менеджеров.

Немецкие менеджеры известны как специалисты. в этой связи любопытно, что общее управленческое образование не очень высоко ценится в Германии, и, как следствие, степень MBA не очень популярна. Поскольку менеджмент в Германии не считался отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х годов были редкостью в отличие от США. Немцы считали, что менеджмент как независимая дисциплина может порождать эгоизм, нелояльность и опасную тенденцию пренебрегать качеством продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное internehmerisch (предприимчивый, инициативный), чем managerhaft (управленческий).

Как отмечает Г.Хофстеде, менеджер, не является культурным героем Германии, если кого-то можно считать таковым, он скорее инженер.

В 1980-х годах были созданы две бизнес-школы, обучение в которых было сосредоточено на изучении и развитии немецкого стиля управления. Постепенно появляются программы MBA, в том числе в сотрудничестве с ведущими американскими бизнес-школами. Однако на сегодняшний день ни одна немецкая бизнес-школа или университет не представлена ​​в международных рейтингах программ MBA.

Высшее техническое образование больше характерно для немецких менеджеров, мастеров и наставников. До настоящего времени примерно 2/3 топ-менеджеров имели такое образование, а половина из них – докторские степени (в немецкой научно-образовательной квалификации) в области права, экономики и технических наук в примерно одинаковом соотношении. британские менеджеры гораздо реже говорят об управлении как таковом и не считают себя техническими экспертами и специалистами, к которым их подчиненные могут обращаться по оперативным вопросам. Более того, многие из них прошли через систему ученичества через систему профессионального образования. Профессиональные критерии (уровень профессиональных навыков и умений, производственный стаж) являются наиболее важными в продвижении на предприятии.

Вследствие высокого уровня технического образования специалистов и управленцев менеджмент в Германии в меньшей степени отдален от производственно-технологического процесса, как это имеет место в англосаксонских среднего звена рассматривают техническую компетентность как наиболее важную составляющую своих властных полномочий.

6 стр., 2728 слов

Шведская модель смешанной экономики

... выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах: Либеральная (американская)., Социально-рыночная., Японская модель., Шведская модель: В условиях ... Одна из основных целей экономической политики Швеции заключается в том, чтобы обеспечить ... управления экономическими процессами реализуется с помощью рыночного механизма и государственного регулирования, называется смешанной экономикой. ...

Большинство немецких руководителей промышленных предприятий, даже топ-менеджеры, являются специалистами в области управления производством, они не считают зазорным постоянно посещать заводские цеха. Им сложно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью, чем более тщательно изучать производственные процессы компании. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.

3) Уважительное отношение к компетентности.

Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников быть ближе к цехам и производственным подразделениям. Такое отношение создает потенциал для взаимоприемлемых внутриорганизационных отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными немецкой организации.

Немецкая система управления предполагает наличие тесных связей между инженерно-техническим и административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими.

Что касается управленцев в немецких компаниях, то их авторитет основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии. Высокий уровень квалификации немецких менеджеров позволяет им действовать посредством более плоской иерархии и шире простирать свой контроль.

Кадровая политика, карьерный рост, повышение квалификации и т.п. – все это базируется на представлениях о том, каким образом формируется успешный менеджер. Немецкий подход состоит в том, что соответствующая техническая подготовка (образование) является важным требованием при приеме на работу. В дальнейшем главным условием продвижения становится производственный стаж. При этом производственная и управленческая карьера увязывается с функциональными обязанностями и продвижение получается относительно медленным. Что касается топ-менеджеров, то их отличает более высокий образовательный уровень.

4) Расширенный объем ответственности и полномочий.

Если линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-управленческого аппарата, удельный вес которого в немецких фирмах меньше по сравнению с аналогичными организациями в Англии и Франции. При этом больше доля производственных управленцев. Г.Хофстеде пишет, что высококвалифицированными и ответственным немецким работникам не обязательно нужен для их «мотивации» менеджер американского типа («дженералист»).

Они считают, что руководитель или мастер должен поручить им задания и выступать в качестве эксперта в решении технических проблем.

5) Лояльность менеджеров.

Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена мест работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах – 3 года. В исследовании Р.Стюарт 20 из 30 обследованных немецких управленцев на одном предприятии были занять свыше 5 лет, а 6 из них – свыше 20 лет. С точки зрения британцев (как и американцев) столь длительный непрерывный стаж работы на одном предприятии имеет или будет иметь губительный эффект. Для немцев же длительный стаж работы на одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетенции.

5 стр., 2386 слов

Экономика управления персоналом

... конкретизация теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам: «Экономика организации», «Экономика и социология труда» и т.д.;  самостоятельное исследование актуальных вопросов управления персоналом;  закрепление навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск ...

Многие немецкие предприятия давно уже используют принцип заместителей, или «теневых работников». В таких организациях менеджеры подбирают и обучают своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т.п. служебные обязанности выполняются заместителями.

6) Качество и инновации.

Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий уровень доходов немецких потребителей, позволяет им платить за высокое качество. позволяющей сохранить и укрепить свои конкурентные позиции на рынке, было и остается техническое совершенствование и инновации. Такая стратегия может реализовываться различным путем: через слияния и поглощения, создание совместных предприятий, закупку патентов и лицензий или инвестирование в НИОКР. Последний подход является наиболее распространенным в немецких компаниях, которые по сравнению с фирмами других существенно большую часть доходов на финансирование НИОКР. Причем считается, что в кризисные годы эта доля должна быть даже больше.

Немецкие компании активно сотрудничают с университетами и НИИ и организациями (общество имени Макса Планка, общество имени Фрауенгофера), которые пользуются поддержкой со стороны государства в лице федерального министерства образования и научных исследований. Еще один немецкий феномен – это Ассоциация производителей в машиностроении (VDMA).

Состоящие в ней предприятия и организации платят 0,5% своих годовых доходов в исследовательский фонд, средства которого расходуются на отраслевые НИОКР.

7) Эффективные трудовые отношения.

Стабилизирующим фактором для немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами. Для послевоенной Германии не свойственны те классовые антагонизмы, которые имели место в Великобритании, Франции и Италии. Немецкая культура менее индивидуалистична по сравнению с англосаксонской. Поэтому идея долгосрочного сотрудничества и партнерства собственников, управляющих и рабочих находит благодатную почву в немецком обществе.

8) Формализованный производственный менеджмент.

Немецкие менеджеры придают важное значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать в соответствии с правилами Причем эта особенность – точное определение роли и правил – особенно культивируется в государственных учреждениях и крупных корпорациях. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию. Если ситуация осложняется более, чем ожидалось, немцы постараются активизировать плановую деятельность, тогда как в английских компаниях могут пойти на сокращение отдела планирования.

13 стр., 6305 слов

Менеджмент в условиях малого бизнеса

... работы является теоретическое и практическое рассмотрение менеджмента в малом бизнесе. Задачи: 1. Изучение теоретических аспектов понятия «менеджмент» 2. Сравнение разных моделей менеджмента Выявление факторов менеджмента влияющих на малый бизнес Изучить систему менеджмента на примере малого бизнеса ... управления экономикой. Термин менеджмент имеет много значений. Все значения можно собрать в одну ...

2.2 «Шведская модель социализма» в условиях рыночной экономики

Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции — специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики. Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека — с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) — у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ).

В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом — активный ее сторонник.

к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как «дома народа», где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести:

  • неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 г.;
  • неучастие в обеих мировых войнах;
  • рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии;
  • исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму;
  • длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики;
  • доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.);
  • поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие, определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания — «Струра Коппарберг» (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров

4 стр., 1735 слов

Роль государства в антикризисном управлении. Виды государственного ...

... регулирование кризисных ситуаций, средства и механизмы управления, а также рассмотреть роль государства в антикризисном управлении. Часто возникают вопросы: Что представляет собой механизм антикризисного управления? Каковы функции и роль государства в антикризисном управлении? Какими путями можно оздоровить несостоятельное ...

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция — угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась самым уязвимым местом шведской модели.

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня элементы и коллективные денежные фонды.

Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название «функциональный социализм»

Основные цели шведской модели — полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен, экономического роста и конкурентоспособности. Сочетание общих мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты — составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.

2.3 Другие страны Западной Европы: менеджмент и государственное регулирование экономики на макроуровне

Интернациональное управление имеет различные уровни, направления и формы. Практика сотрудничества по упорядочению усилий для удовлетворения общественных интересов формируется между государствами, муниципалитетами, организациями (предприятиями).

В свою очередь эти интересы возникают в любой сфере жизнедеятельности. Они порождают сотрудничество как на глобальном уровне, региональном, субрегиональном (на двухсторонней основе), так и на точечном. К формам международного менеджмента относятся международные организации, конференции, совещания, консультации и др. Самой крупной международной организацией является Организация Объединенных Наций (ООН), созданная в 1945 г. При ней функционирует ряд специализированных организаций, осуществляющих управление по различным направлениям деятельности государств.

Наряду с универсальными международными органами существуют региональные, членами которых являются государства определенных географических районов. К ним относятся Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОAГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Содружество Независимых Государств (СНГ).

Форма управления на международном уровне — ежегодные совещания семи наиболее развитых в экономическом отношении ФРГ, Великобритании, Франции, Италии и Канады. Авторитетными международными организациями являются Совет Европы и Европейский Союз (ЕС).

Совет Европы создан в 1949 г. и объединяет более 30 государств. Его цель – сотрудничество по правам человека, культуры, образования, охраны окружающей среды, здравоохранения и др.

В Европейском Союзе, часто называемым Общим рынком, сочетаются черты как международной организации, так и федерации государств. Его цель – углублять интеграцию входящих в него экономического, таможенного и политического союза.

осуществляют активную интеграционную политику на различных направлениях и, прежде всего, в экономике.

Важнейшим шагом на пути образования федерации государств ЕС стало введение с 1 января 1999 г. новой единой денежной единицы – евро с одновременным упразднением национальных валют.

Основой для международного муниципального менеджмента в Европе служит Европейская Хартия местного самоуправления 1995 г. Она предусматривает возможность принадлежать к международным ассоциациям местных властей, что должно быть признано законодательством в каждом государстве.

Международный менеджмент развивается и на уровне предприятий и организаций. К ним относятся транснациональные корпорации, совместные предприятия и др.

К 90-м годам ХХ века в менеджменте как науке сформировались ряд научных школ, издано достаточно книг и учебников. Менеджмент развивается в масштабах многих стран, приобретает интернациональный характер. В подготовке менеджеров наряду с изучением теории важным становится получение практических навыков. В последнее время стало выходить немало работ о новейших достижениях в сфере менеджмента – управление производством в Японии, США, Швеции, Финляндии, Франции и др. К примеру, стали бестселлерами книги Ли Якокка «Карьера менеджера», К. Татенси «Вечный дух предпринимательства», Г. Форда «Моя жизнь, мои достижения», Ж-Л. Сулицер «Зеленый король» и т.д. Анализ этих работ и попытки применить их на практике позволяют избежать многих ошибок в сфере менеджмента, находить пути решения управленческих проблем. Особенно важны апробированные знания о том, как надо работать в сфере управления, для российских руководителей предприятий, организаций, фирм. Классические произведения менеджмента, на которых воспитаны поколения зарубежных менеджеров, содержат фундаментальные идеи теории и практики управления, на их основе создаются новейшие достижения менеджмента.

Заметное влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк и Л. Урвик занимались разработкой принципов управления.

Английские ученые внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в 40-х гг., в связи с необходимостью решения некоторых военных стратегических и тактических задач. В дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Во Франции вопросами научного управления занимались Анри Луи Ле Шателье, Шарль Фремен-виль, братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами научного управления производством в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер, разработавший «идеальный тип» административной организации, названный им термином «бюрократия». Особого внимания заслуживают работы по организации производства, которые выполнил Кароль Адамецкий. Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались также вопросы привлечения работников к «участию в управлении».

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения.

В 1929-1933 гг. передовые капиталистические мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения:

1) Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования.

2) Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

Определенный интерес представляет шведская модель социализма. Успехи Швеции в 50-60-е гг. XX в., как