1.1.Роль управления проектами в современном мире.
Сегодня Управление Проектами (УП) — признанная во всем мире профессиональная дисциплина. Методология и инструменты PM широко используются во всех сферах целевой и проектной деятельности.
UP сформировался как новая культура управленческой деятельности и стал своего рода мостом в гражданской торговле и коммерческом сотрудничестве между странами разных континентов с разной историей развития, традициями, экономикой и культурой. Сейчас уже трудно назвать хотя бы один значительный проект, который осуществлялся бы вне рамок идеологии и методологии УП. Трудно также назвать хотя бы одну известную в мире компанию, не использующую в своей практике методы и средства УП.
В последние годы правительства таких стран как США, Германия, Япония, Франция и др. все более и более используют в своей повседневной деятельности методы и средства УП. Например, почти все официальные лица правительства США используют программное обеспечение UP на своих персональных компьютерах как часть набора стандартных программных пакетов. Эти средства активно используются не только для управления федеральными проектами и программами, но и для выполнения управленческих функций в государственном аппарате.
Управление проектами сегодня — один из важнейших механизмов рыночной экономики. В развитых странах он используется практически во всех проектах, а в России не превышает 1,5–2 процента от их общего количества. В то же время использование современной методологии и инструментария PM обычно экономит около 20-30 процентов времени и около 15-20 процентов средств, затрачиваемых на проекты и программы. И это — в западных странах, где и “как всегдашнее” исполнение проекта происходит с гораздо меньшими затратами и потерями, чем у нас. В России, где организационная система и методы управления намного слабее, чем на Западе, эффект от внедрения PM будет еще более значительным.
Управление проектами как новая управленческая культура и технология позволяет форсированно перейти от хаоса и спонтанного развития в «точках роста» к целенаправленному планомерному развитию, от отдельных проектов и программ через проектно-ориентированные организации и компании к проектно- ориентированным бизнесу и обществу в целом как развивающимся большим системам.
1.2. Место и роль управления проектами в управленческой деятельности.
Развитие профессионального PM превратило его в мощный инструмент управления не только для создания новых продуктов и услуг, но и для реализации целевых изменений в отдельных организациях, компаниях, а также целых социально-экономических системах. И организационных.
Проект инновационной деятельности
... часть формирующегося экономического механизма управления научно-техническим развитием страны. Понятие «инновационный проект» рассматривается как форма целевого управления инновационной деятельностью, процесс внедрения нововведений, совокупность документов. Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную ...
Управление проектами должно занять особое место в комплексе мер, реализуемых сегодня в России в контексте государственных программ социально-экономического развития страны, включая новый этап реформ в экономике, социальном и государственном строительстве. Это требует нового подхода к государственному управлению, основанного на новой культуре и инновационных технологиях управления.
Деятельность аппарата государственного управления направлена на реализацию изменений в экономике и обществе посредством разработки и реализации проектов и программ различного назначения. По сути, это следует понимать и рассматривать как проектно-ориентированную деятельность. К сожалению, говоря о факторах, способных существенно повлиять на повышение эффективности государственного управления в проектно-ориентированной сфере, у нас до сих пор незаслуженно остается в тени такой широко используемый в других странах ресурс, как методология и инструментарий Управления Проектами. Конечно, в России уже пора обратить серьезное внимание на этот вопрос в контексте решения проблемы совершенствования государственного управления и социально-экономического развития страны.
В основном, деятельность организаций и предприятий сводится к трем направлениям: проектно- ориентированное (когда на входе контракт – на выходе выполненные заказы; так работает, например, строительная отрасль); серийное производство (заранее распланированная деятельность, к примеру, на молочном комбинате) и смешанное.
ТАБЛИЦА 1. «МЕСТО И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Виды Управления Виды деятельности |
Общее управление |
Управление проектом |
Управление производством |
Доля вида деятельности в экономике |
Доля УП в Экономике |
Проектно-ориентированная | 10-15% | 85-90% | 0% | 30% |
27% |
Смешанная | 10-15% | 40% | 45% | 20% |
8% |
Серийное производство |
10-15% | 20% | 65-70% | 50% |
10% |
Итого | — | — | — | 100% | 45% |
Области применения PM охватывают всю проектно-ориентированную деятельность, частично смешанную и связанную с развитием и стабилизацией организации. В целом около 45% всей благотворительной деятельности осуществляется через проекты и программы.
Наряду с этим каждый сотрудник в сфере менеджмента в своей повседневной деятельности сталкивается с необходимостью проведения различных мероприятий, направленных на улучшение работы собственной структуры и развитие организации. Этот вид деятельности может и должен осуществляться в форме проектов или программ.
Отсюда следует вывод, что для нормального развития и эффективного функционирования сегодняшних, ставших проектно-ориентированными, бизнеса, общества и государства весь корпус инженерно-экономических и управленческих специалистов должен быть знаком с основами и возможностями УП как новой управленческой культурой и незаменимым инструментарием. Кроме того, не менее 40% этих специалистов должны быть профессионально подготовлены и сертифицированы в области УП. Всем этим и определяется важная роль и значение развития профессионализма в УП.
Поэтому представители российского и международного профессиональных сообществ уверены, что управление проектами — это новая и развивающаяся область знаний и практики. Управление проектами имеет жизненно важное значение, становящееся все более важным для развития бизнеса, общества и правительства во всем мире. Поэтому в целом для эффективного функционирования экономики страны нам нужна огромная армия опытных специалистов по технологиям управления проектами.
2. СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ УП В РОССИИ И, ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Опыт Украины
В развитых странах большое внимание уделяется обучению специалистов по управлению проектами. Рассмотрим опыт в этой сфере на примере нашего ближайшего соседа — Украины.
Ассоциация управления проектами УКРНЕТ, как член IPMA, ввела собственную программу сертификации, в рамках которой были сертифицированы более 400 профессиональных менеджеров проектов.
В большой степени этому способствовала политика Украины в области образования, а именно:
1. Введена специальность «Управление проектами» в программы подготовки магистров и специалистов. Сегодня девять вузов Украины имеют лицензию и аккредитацию по данной специальности.
2. В вузах Украины введен обязательный курс обучения «Управление проектами».
3. Высшей аттестационной комиссии Украины была введена специальность 05.13.22 «Управление проектами и развитие производства» для подготовки кандидатов и докторов наук. В шести украинских вузах открыты специализированные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций. На сегодня защищено по данной специальности более 50 диссертаций.
4. Важным шагом развития УП стало включение трех групп профессий в общегосударственный классификатор профессий Украины:
- руководители проектов и программ,
- научные работники по управлению проектами и программами,
- профессионалы по управлению проектами и программами.
Этот шаг обеспечил официальное признание государством профессии менеджера проектов. Сегодня «Управление проектами» — одна из самых популярных специальностей в Украине.
Исследования УКРНЕТ показали, что критическая масса профессиональных проектных менеджеров в Украине составляет 20000 – 25000 чел., и при сохранении темпов подготовки и сертификации проектных менеджеров их критическая масса, при которой ожидается значительное влияние управления проектами на развитие экономики Украины и ее конкурентоспособность на мировых рынках, может быть достигнута в 2012 году .
2.2. Статус Управления Проектами в России.
Развитие методов управления проектами в нашей стране, как и в других странах, уходит корнями в период индустриализации 1930-х годов. И это шло в русле мирового развития, правда, с некоторым запаздыванием по сравнению с Западом. Однако в период с 30-х по 90-е годы в этом направлении мы накопили значительный опыт, были некоторые научно-технические достижения в этой области, например, сетевое планирование и автоматизированные системы управления, которые не утратили своего значения и Теперь.
В начале 90-х Россия, наряду с другими странами, заняла свое место в мире профессионального управления проектами. Формальными первыми шагами в этом направлении можно считать учреждение в октябре 1990 года Советской (ныне Российской) ассоциации управления проектами — СОВНЕТ и вступлением ее в 1991 год, в Международную Ассоциацию УП. Ядро ассоциации составляют более 500 специалистов PM, в том числе 20 ученых, около 200 профессоров, докторов и кандидатов наук, в том числе 20 членов СОВНЕТ из ближнего и дальнего зарубежья. В области управления проектами можно выделить следующие основные направления деятельности:
Образование в области управления проектами
- В более чем 50 вузах России введен учебный курс «Управление проектами».
- Подготовка специалистов с высшим образованием по специальности «Управление проектами» началась в четырех вузах.
Первые выпуски менеджеров проектов состоялись в ГТУ (Екатеринбург) в1999 г., в ГУУ (Москва) в 2001 и др.
— В ряде учебных центров страны открыты курсы по повышению квалификации и тренингам по управлению проектами. Таким образом, ГАСИС совместно с СОВНЕТ создал Департамент управления проектами и программами, выполняющий функции Учебно-консультационного центра. На сегодня такие курсы прошли свыше 5000 специалистов.
- С 1992 по 2003 год подготовлено и издано более 30 наименований учебной, методической и специальной литературы по УП на русском языке, в том числе семь учебников и учебных пособий.
- Опубликовал более 500 докладов и статей в отечественных и зарубежных сборниках произведений и периодических изданиях.
- Ежемесячный открытый семинар СОВНЕТ «Теория и практика UP» успешно работает уже 9 лет, в котором приняли участие около 1500 участников.
Сертификация специалистов по управлению проектам:
- в 1999 году подготовлена и запущена национальная программа сертификация специалистов по УП в рамках международной системы сертификации IPMA. (По состоянию на июнь 2003 года международные сертификаты IPMA получили свыше 150 человек.);
- программа сертификации зарегистрирована в Госстандарте России;
- в рамках сертификационной программы подготовлены и изданы НТК — «Управление проектами: Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетенции специалистов»;
- Ведется работа над созданием системы национальных стандартов по управлению проектами .
Сравнительная оценка образовательных услуг по УП, предлагаемых организациями Московской
области
На основании анализа, проведенного группой экспертов под руководством проф. Р. Гарриса (Австрия), можно сделать следующие выводы о существующем уровне образовательных услуг по управлению проектами в московском регионе. (Для сравнения уровня образовательных услуг приводятся данные по Австрии, Ирландии и Норвегии).
Страны Услуги по УП |
Австрия |
Ирландия |
Норвегия |
Московский регион |
Образовательные услуги: |
||||
|
предлагают отдельные |
предлагают |
предлагают отдельные |
|
|
предлагают отдельные |
предлагают | предлагают | предлагают |
|
— |
предлагают отдельные |
предлагают отдельные |
предлагают отдельные |
Сертификационные услуги по программе IPMA |
предлагаются | предлагаются | не предлагаются | предлагаются |
Консалтинговые услуги: | ||||
|
40 компаний | 10 компаний |
17 компаний |
|
по УП |
3 компании | 40 компаний | 40 компаний |
21 компания |
ТАБЛИЦА 2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО УП.
Как видно из таблицы, компании и организации Московского региона предлагают полный комплекс услуг по управлению проектами.
Профессиональное управление проектами стало одним из общепризнанных и эффективных механизмов управления во всем мире, заняв свое место наряду со стратегическим планированием, управлением ресурсами и методами финансового менеджмента. В нашей стране, в нестабильном и развивающемся рыночном контексте, управление проектами по-прежнему является конкурентным преимуществом нескольких коммерческих организаций, которые используют его для снижения рисков, повышения гибкости и объединения усилий с партнерами. Между тем, широкое использование профессиональных методов управления проектами могло бы иметь большой эффект в управлении государственными программами, компаниями, проектами и программами общественных организаций и международного сотрудничества.
Практика показывает, что благополучие общества и развитие экономики напрямую зависят от уровня управленческой культуры. Дальнейшее социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня развития и применения профессионального управления проектами и программами во всей вертикали власти, а значит и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами управления проектами.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И СЕРТИФИКАЦИИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ICB — International Competence Baseline
Каждая национальная ассоциация разрабатывает и утверждает собственную детальную документацию для сертификационной программы и, прежде всего, Национальные Требования к Компетентности (NCBNational Competence Baseline).
Эта документация ратифицируется IPMA для проведения сертификации. При этом национальным ассоциациям предоставляется некоторая свобода учета особенностей национальной культуры и достижений в области компетенции управления проектами.
Национальные Требования к Компетентности специалистов по Управлению Проектами (НТК).
разработаны группой сертифицированных специалистов СОВНЕТ на основе и в соответствии с Международными Требованиями к Компетенции специалистов по управлению проектами — ICB, IPMA и одобрены Сертификационной комиссией Ассоциации “СОВНЕТ”.
В процессе разработки STC вышла за рамки ожидаемого содержания и объема и, по сути, расширила базовые требования профессиональных знаний и навыков для специалистов по управлению проектами.
Структура НТЦ основана на концепции управления проектами как кибернетической системы. В то же время, элементы требований международной компетентности были переданы от ICB к NTC полностью или частично в измененной форме. При этом во всех случаях была обеспечена смысловая согласованность.
Структура STC SOVNET состоит из 43 элементов STC, включая 28 основных элементов ICB и 15 дополнительных элементов, охватывающих содержание 13 дополнительных элементов ICB и 4 новых элементов. Все элементы НТК сгруппированы в 4 раздела:
Раздел 1: Объекты управления
Раздел 2: Субъекты и инструментарий управления проектами
Раздел 3: Процессы управления проектами
Раздел 4: История и тенденции развития управления проектами.
Системная модель УП [4] и НТК послужили основой методического обеспечения процессов образования, делового обучения и сертификации специалистов в области УП и прошли апробацию на практике в течение более 3-х лет.
СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ
4.1 Общие положения
Система сертификации предназначена для организации и проведения мероприятий по оценке и подтверждению компетентности специалистов, необходимых для их работы в области управления проектами.
Сертифицированный специалист по УП должен соответствовать установленным международным требованиям, которые охватывают: профессиональные знания; умения и навыки; личностные качества и этический кодекс руководителя проекта.
Сертификация специалистов направлена на достижение следующих целей:
- содействие юридическим лицам, занятым в области управления проектами, в отборе и подборе компетентных специалистов;
- определение и подтверждение уровня компетентности специалистов для обеспечения их конкурентоспособности на российском и зарубежном рынках услуг в области управления проектами;
- защита юридического лица, занятого в области управления проектами, от некомпетентного и недобросовестного специалиста.
Сертификация в Системе обеспечивает:
Для специалистов в области управления проектами, Для компаний и организаций, предлагающих услуги по управлению проектами:, Для компаний, использующих управление проектами:, Для клиентов:
4.2. Сертификационная программа совнет
Отметим следующие основные элементы и шаги сертификационной программы СОВНЕТ:
Национальная программа сертификации специалистов по управлению проектами стартовала в 1999 г.
Нормативную базу программа сертификации составляют следующие документы:
- Управление проектами: Основы профессиональных знаний, Национальные Требования к Компетентности (НТК) специалистов;
- МеждународнымиТребованиямикКомпетенцииспециалистовпоуправлениюпроектами (International Competence Baseline of the International Project Management Association — ICB, IPMA).
Программа сертификации имеет 4 уровня, каждый из которых имеет свои требования соответствия.
По результатам сертификации специалисту может быть присвоено звание, в зависимости от уровня сертификации:
- сертифицированный директор программ или проектов (Уровень А);
- сертифицированный управляющий проектами (Уровень В);
- сертифицированный управляющий международными проектами (Уровень В1);
- сертифицированный профессионал по управлению проектами;
- (Уровень С);
- сертифицированный специалист по управлению проектами (Уровень D).
4.3.Состояние и тенденция сертификации специалистов по управлению проектами
Медленно, но верно приходит осознание необходимости применения методологии управления проектами на практике, а вместе с тем и необходимости использования услуг сертифицированных специалистов. Все это подтверждает тенденция роста числа сертифицированных специалистов, которая представлена в таблице 4.
Уровни сертификации Дата сертификации |
A |
B |
B1 |
C |
В |
ВСЕГО |
1999 г. | 2 | 3 | 6 | 11 | ||
2000 г. | 4 | 3 | 7 | 14 | ||
2001 г. | 4 | 14 | 36 | 54 | ||
2002 г. | 1 | 2 | 8 | 15 | 26 | |
2003 г. | 6 | 35 | 41 | |||
ИТОГО: | 1 | 10 | 2 | 29 | 99 | 146 |
ТАБЛИЦА 4.СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТАМИ В, РОССИИ НА АПРЕЛЬ 2003 ГОД.
При проведении сертификации SOVNET-CERT строго соблюдает все утвержденные требования сертификационной программы при оценке кандидатов. Сегодня в среднем 15% поступающих не соответствуют установленным требованиям.
Среди компаний и организаций, сертифицировавших своих специалистов, таких как ООО «Информационные бизнес-системы», Концерн Росэнергоатом, ЗАО «Фирма ИТ. Информационные технологии», ХОЛДИНГ ЛАНИТ, ОАО « Казахтелеком», Фонд «Международный центр развития — Железногорск», OAO «ГАЗПРОМ», ЗАО «ТЕКОРА», Администрация Воронежской области, ЗАО «Торговый дом Рамзай», ТОО «Стройсистема», ОАО «Новосибирский завод химконцентратов», ГУП «Моспроект — 2» и др. Эти компании занимаются различной деятельностью. В их числе: информационные технологии, строительная сфера, образовательная сфера, топливно-энергетическая деятельность, промышленная сфера, сфера торговли и др.
5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ.
Таким образом, за последние 13 лет созданы объективные условия для повсеместного развития и применения UP в России.
Очевидно, что дальнейшее социально-экономическое развитие России во многом будет зависеть от уровня развития и применения профессионального управления проектами и программами во всей вертикали власти, а значит и от количества подготовленных руководителей и специалистов, владеющих методологией и средствами управления проектами.
Это также причина того, что управление проектами сегодня необходимо отнести к категории государственной политики, как одно из ее основных и важнейших направлений. И поддерживать его на уровне государства. Для этого необходимо:
???? Разработать и утвердить основы государственной политики в области развития управления проектами и программами.
???? Ввести специальность Управление Проектами в профессионально — квалификационный перечень специальностей Минобразования и ВАКа.
???? Создать государственную систему обучения и переподготовки кадров специалистов по УП
???? Создать систему мотивации и обеспечить поддержку развития и применения в Управлении Проектами со стороны законодательной и исполнительной власти, деловых кругов, общественности и средств массой информации, как одному из приоритетных направлений социально-экономического развития России в третьем тысячелетии.
???? Интенсифицировать переподготовку и повышение квалификации руководителей всех уровней для освоения технологий профессионального управления проектами и программами.
???? Интенсифицировать профессиональное высшее образование в области Управления Проектами в т. ч. и развитие дистанционного образования, имея в виду, что до 2010 года стране необходимо не менее 25 тысяч молодых специалистов по Управлению Проектами
???? Развивать и интенсифицировать деятельность по национальной сертификационной программе для специалистов по управлению проектами и программами, имея в виду, что для создания «критической массы специалистов» и коммулятивного эффекта на российскую экономику необходимо иметь порядка 100 000 сертифицированных менеджеров проектов.
???? Содействовать созданию сети региональных представительств профессиональных ассоциаций, учебных и сертификационных центров по Управлению Проектами.
???? Содействовать участию в международном сотрудничестве и кооперации в области образования и сертификации специалистов по УПП.
???? Создать и развивать комплексную учебно-методическую базу по Управлению Проектами, издание учебной и специальной литературы и журналов.
Комплексное применение UP в России и поддержка законодательной и исполнительной власти, деловых кругов, общественности и СМИ — одно из приоритетных направлений социально-экономического развития России в третьем тысячелетии.
ЛИТЕРАТУРА, Бушуев С.Д., Бушуева Н.С.
2. Управление проектами: Основы профессиональных знаний. Национальные требования к компетенции специалистов (под ред. В.И. Воропаева).
— М.: СОВНЕТ, «Кубс Групп», 2001.–265с.
3. ICB — IPMA Competence Baseline. Version 2.0. IPMA Editorial Committee: Caupin G., Knopfel H., Morris P., Motzel E., Pannenbacker O. – Bremen: Eigenverlag, 1999. – pp.112.