На КГУ им. К.Э. Циолковского

Отчет по производственной практике

Полное наименование ВУЗа на русском языке: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского».

Сокращенное наименование на русском языке: КГУ им. К.Э. Циолковского.

Место нахождения ВУЗа: 248023, г. Калуга, ул. Ст. Разина, д. 26.

Учредителем ВУЗа является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя университета осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Место нахождения учредителя: 125993, г. Москва, ул. Тверская , д.11.

В случае реорганизации учредителя его права переходят к соответствующему правопреемнику.

В своей деятельности университет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, Учредителя, иными нормативными актами и Уставом.

Университет является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет право открывать лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства Российской Федерации, счета в кредитных организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеет самостоятельный баланс, печать со своим полным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, иные печати, штампы, бланки со своим наименованием, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания), самостоятельно отвечает по своим обязательствам, Университет может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Университет отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Университетом собственником имущества, так и приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним Учредителем или приобретенных Университетом за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества.

Предметом деятельности Университета является:

1) реализация в пределах контрольных цифр приёма граждан основных образовательных программ начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, дополнительных профессиональных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами и требованиями, самостоятельно устанавливаемыми Университетом, а также реализация основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Университет в части реализации указанных образовательных программ руководствуется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и настоящим Уставом;

10 стр., 4771 слов

Законодательные основы высшего профессионального образования

... заведение - образовательное учреждение, созданное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с лицензией. 2. Основными задачами ...

2) выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук, обеспечение интеграции науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения;

3) повышение квалификации и профессиональная переподгото вка специалистов с высшим профессиональным образованием, педагогических и научно-педагогических кадров высшей квалификации в пределах контрольных цифр приёма;

  • Университет вправе осуществлять образовательную деятельность с момента получения соответствующей лицензии.

Университет имеет право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации своим выпускникам после получения в установленном порядке свидетельства о государственной аккредитации по соответствующим аккредитованным образовательным программам, укрупненным группам направлений подготовки и специальностям.

В состав Университета могут входить филиалы и представительства, институты, в том числе научно-исследовательские, факультеты, кафедры, аспирантура и докторантура, учебные, научные, информационно-аналитические подразделения, библиотека, издательство, редакции журналов и малотиражных газет, управления и иные структурные подразделения, осуществляющие образовательную, научную, научно-исследовательскую, информационно-аналитическую, методическую, редакционно-издательскую, финансово-экономическую, управленческую и иную деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации и Уставом.

В состав Университета также могут входить объекты производственной и социальной инфраструктуры.

Университет самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов и представительств. Филиалы и представительства создаются и ликвидируются в соответствии с действующим законодательством и Уставом.

Структурные подразделения Университета не являются юридическими лицами. Полномочия, статус, функции структурного подразделения Университета определяются положением, утверждаемым ректором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Университет в интересах достижения целей, установленных уставом, может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и профсоюзы.

Университет в порядке, установленном законодательство м Российской Федерации, несет ответственность за сохранность документов (управленческих, финансово-хозяйственных, кадровых и других), обеспечивает их передачу на государственное хранение в соответствии с установленным перечнем документов.

31 стр., 15032 слов

Основные типы вузов. Российской Федерации

... Этим постановлением Правительству Российской Федерации поручено создать Уральский федеральный университет в Уральском федеральном округе в течение 3 месяцев. В соответствии с Распоряжением Правительства ... бюджетной службе, поступать в аспирантуру. Только на время обучения в аккредитованном университете студентам предоставляется отсрочка от военной службы. В Российской Федерации существуют различные ...

Университет в соответствии с законодательством Российской Федерации в в пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) в Университете не допускается.

3. Внешняя среда организации

Современный менеджмент основывается на следующих «постулатах», которые гласят:

  • внешняя среда организации чрезвычайно изменчива и подвижна;
  • любой сотрудник вуза – личность со своими многообразными и противоречивыми потребностями и лишь в последнюю очередь – «инструмент» для обеспечения прибыли;
  • управление – сложная сфера человеческой деятельности, которой следует учиться всю жизнь.

Наиболее характерные черты внешней среды современного вуза – динамичность, многообразие и интегрированностъ. Всем хорошо известна динамичность нашей российской действительности, но многие считают, что это во многом следствие переходных процессов, происходящих в стране, и скоро наступит время, когда жизнь станет спокойной и стабильной. Однако, судя по опыту других стран, стабильность возможна только в некоторых сферах, особенно в области корпоративной культуры, в установлении разумных моральных и правовых норм. Во всем остальном нас ждет то, что является фундаментальной характеристикой всех цивилизованных стран: повышение изменчивости, мобильности, динамизма среды обитания. Виды образовательных услуг и услуг, формы бизнеса и способы общения, рынки сбыта и культура предпринимательства меняются ускоренными темпами. в этом стремительно меняющемся мире очень сложно выжить и развиваться. Наши традиционные и неуклюжие организационные структуры с жестко распределенными функциями подразделений и обязанностями сотрудников, ориентированные на «спокойную» обстановку, больше не подходят. Динамичная среда их просто ломает. Сегодня нужны гибкие, приспосабливающиеся структуры, которые не сопротивляются изменениям внешней среды, а трансформируются вместе с ней.

Характерная черта внешней среды КГУ им. Циолковского – многообразие. Данная организация взаимодействует с огромным числом различных объектов – клиентами, партнерами, банками, органами власти, населением, конкурентами, средствами массовой информации, страховыми и инвестиционными компаниями, пенсионными фондами и т. д. И к каждому из этих объектов нужен свой подход, своя стратегия. Все это разнообразие усугубляется тем, что все объекты связаны не только с учебными заведениями, но и между собой множеством экономических, информационных, политических, морально-психологических, административных нитей, они постоянно влияют друг на друга, то есть, внешняя среда интегрирована. Следовательно, изменение взаимодействия университета с одним из этих объектов приводит к изменению отношений с остальными.

7 стр., 3103 слов

Внутренняя и внешняя среда организации

... этого курса будет рассмотрение элементов внутренней и внешней среды организации, которые находятся в постоянном взаимодействии. А также оценка и анализ этих факторов с помощью ... изучение внешней и внутренней среды организации для принятия более эффективных управленческих решений, необходимых для нормального функционирования компании. Данная тема является актуальной, как и вся теория менеджмента. ...

В последнее время увеличилось количество переводов студентов из университета в университет, с одной специальности на другую. Это объясняется тем, что, с одной стороны, качество образования в целом ухудшилось; в некоторых университетах он находится на очень низком уровне. В сфере образования все активнее распространяется реклама, не всегда объективно отражающая реальную ситуацию. С другой стороны, стали проще условия перевода из одного вуза в другой.

Среди факторов конкурентоспособности, лежащих в основе выбора ВУЗа и специальности были отмечены:

  • государственный ВУЗ;
  • новая система обучения;
  • разнообразный выбор специальностей;
  • наличие рабочих мест по данным специальностям;
  • возможность проживания в студенческом общежитии для иногородних студентов;
  • проведение подготовительных курсов в подготовке к ЕГЭ;
  • техническая организация учебного процесса (компьютерные классы, спортзал, столовая, библиотека);
  • квалификация преподавательского состава.

Если говорить об экономической политике в области оплаты труда профессорско- преподавательского состава направлена на дискредитацию престижности высшего образования. Если в США зарплата преподавателей превышает зарплату квалифицированного рабочего в 2–2,5 раза, то в России все наоборот.

Все это способствует оттоку грамотных людей из сферы образования в другие структуры и ведет к быстрому старению профессорско- преподавательского состава. Нарушается преемственность научных и педагогических школ.

Наблюдается снижение общего уровня доходов университетов и покупательной способности населения. Для системы образования этот факт очень тревожен.

Анализ этого рынка показывает, что необходимо делать сдвиг на образование взрослых, т.е. на переподготовку кадров. И это уже переводит источники финансирования образования в негосударственное финансирование.

4. Управление внутренней средой организации

Внутренняя среда вуза формируется под воздействием явлений, оказывающих непосредственное влияние на процесс производства услуги (услуг).

Структура университета, его культура и ресурсы, в которых персонал имеет первостепенное значение, его знания, навыки, искусство взаимодействия — все эти факторы имеют место в рамках университета. Но они не всегда находятся под контролем руководителей, поскольку деятельность университета во многом зависит от информации и других ресурсов извне.

Внутренняя структура современного университета полностью зависит от его внешней среды. Она органически встроена в рынок и вынуждена меняться постоянно. Поэтому важно обеспечить постоянную адекватность внутренней структуры вуза потребностям динамичной внешней среды. Недопустимо вносить произвольные изменения

Рис. 1. Взаимодействие комплекса маркетинга и факторов внутренней среды

Многие специалисты считают, что создание внутренней структуры вуза сродни конструированию механизма, где «деталями» служат квадратики с названиями хозяйственных подразделений, отделов, кафедр, центров и т.п.. Практика показывает, что такое организационное «творчество» зачастую не способствует повышению эффективности работы, а ухудшает состояние образовательной организации. У нас широко распространено представление об организации как о структуре, которую можно построить по усмотрению дизайнера. Запад давно отказался от идеи образовательной организации как механизма, созданного только для получения прибыли. Подразумевается, что любая образовательная организация — это организм, живущий по своим объективным законам, произвольное нарушение которых ведет к смерти. Важнейшими закономерностями его существования являются:

4 стр., 1988 слов

Практики и их организация по специальности 080504 «Государственное ...

... в организации и реализации процессов государственного и муниципального управления. Также хозяйственная практика позволяет лучше подготовить студента к разработке курсовых проектов в курсовых проектах 4 курса по дисциплинам «Система государственного управления», «Экономика и управление территорией», «Система муниципального управления». Выполнение ...

  • стремление к выживанию;
  • постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;
  • создание и совершенствование своих «органов»;
  • поддержание благоприятной внутренней среды;
  • наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.

Но и данных представлений оказывается недостаточно, чтобы верно оценить все стороны современного, цивилизованного вуза, которое на самом деле является организацией в самом широком, социальном смысле этого слова, т. е. добровольным объединением работников, направленным на удовлетворение их основных интересов. Конечно, пока в российских условиях это определение не вполне точно отражает действительность, так как объединение работников не всегда добровольно, поскольку часто перед ними нет выбора и удовлетворяют они на предприятии лишь отдельные свои интересы, преимущественно материальные. Но такая оценка вуза заставляет руководителя, менеджера осознать реальность, давно понятую в развитых странах: организация должна служить не только своим хозяевам, но и работникам, удовлетворяя все важнейшие их потребности в защищенности, в стабильности, творческом труде, в чувстве собственной значимости, в развитии и, конечно, в материальных благах.

Мы видим, как постепенно растет прослойка людей, которые, оправляясь от шока стремительного перехода на рынок, предпочитают оставлять высокие зарплаты ради психологического благополучия и более творческой работы.