Законодательные основы высшего профессионального образования

Курсовая работа

1 системы высшего и послевузовского профессионального образования

системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

  • государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;
  • имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм;
  • научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
  • органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций;
  • общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

2 Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) качества высшего и послевузовского профессионального образования;

2) единства образовательного Российской Федерации;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

4) признания и установления эквивалентности документов государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

2. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федерального и национально-регионального компонентов.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя:

1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;

2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности);

4 стр., 1744 слов

Начальное профессиональное образование в России (2)

... среднего общего образования. . Основные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются профессиональными образовательными организациями, а также могут осуществляться высшими учебными заведениями. . Требования данной главы распространяются на высшие учебные заведения при реализации программ основного профессионального образования среднего профессионального образования. ...

3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов;

4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).

3. Порядок разработки, утверждения и внедрения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Содержание национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяется высшим учебным заведением самостоятельно, в случае финансирования их реализации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации — по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

5. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральными (центральными) органами управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции Примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.

6. Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

3 Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут реализовываться непрерывно и поэтапно.

2. В Российской Федерации устанавливаются ступени высшего профессионального образования:

  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр».

3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца.

59 стр., 29073 слов

Способы оценки деятельности агентств по гарантиям качества для ...

... как вида консультационной деятельности; проанализировать современного состояния отечественного консалтинга; изучить репутационный консалтинг как фактор трансформации образовательной среды; проследить развитие экспертных организаций в сфере образования; изучать зарубежный опыт образовательного консалтинга. провести и ...

Лица, не окончившие освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, получают академические свидетельства установленного образца.

4. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют:

  • для получения квалификации (степени) «бакалавр» не менее чем четыре года;
  • для получения квалификации «дипломированный специалист» не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами;
  • для получения квалификации (степени) «магистр» не менее чем шесть лет.

5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования ступени.

6. Получение первого образования по программам высшего профессионального образования различных уровней не считается вторым высшим профессиональным образованием.

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении с государственной аккредитацией. является основанием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему.

Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация «бакалавр» при приеме на работу дает гражданину право занимать должность, на которую квалификационные требования предусматривают получение высшего профессионального образования.

Назначение государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятии педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. Экстернат — самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки (специальности) аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.

10. Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, не имеющих государственной аккредитации или успешно окончившие высшее учебное заведение, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на основе внешнего обучения.

2 стр., 778 слов

Управление качеством высшего образования

... уровень качества предоставляемых ими образовательных услуг. Выделяя университеты из всего спектра учебных заведений, я хотел бы с самого начала обратить внимание на два обстоятельства. Первый характерен, прежде всего, для высшего образования ... любого уровня, в том числе и на уровне отдельно взятого вуза, представляется «единой функциональной системой оценивания и управления качеством образования», ...

4 Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании

1. Лица, прошедшие обучение по программам высшего и послевузовского профессионального образования и прошедшие итоговую аттестацию, получают соответствующие документы об образовании.

2. Высшее учебное заведение с государственной аккредитацией выдает выпускникам с официальной символикой Российской Федерации документы государственного образца о соответствующем образовании. Форма документа государственного образца утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

3. Устанавливаются документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных ступеней:

  • диплом бакалавра;
  • диплом специалиста с высшим профессиональным образованием;

диплом

диплом о неполном высшем профессиональном образовании (в соответствии с пунктом 3 статьи 6), справка установленного образца о незаконченном высшем профессиональном образовании.

4. Решение государственной аттестационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации (степени) и выдаче ему документа государственного образца о высшем профессиональном образовании может быть отменено государственным органом управления образованием, утвердившим председателя государственной аттестационной комиссии, только в случае, если по вине обучающегося нарушен установленный порядок выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании.

5. По результатам защиты диссертации в установленном порядке присуждается диплом кандидата наук или доктора наук.

5 Высшее учебное заведение, его задачи и структура

1. Высшее учебное заведение — образовательное учреждение, созданное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее образовательные программы высшего профессионального образования в соответствии с лицензией.

2. Основными задачами высшего учебного заведения являются:

1) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развитие наук и искусств посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использование полученных результатов в образовательном процессе;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

6) распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

3. Вузы независимы в формировании своей структуры, за исключением своих филиалов.

подразделения высшего учебного заведения могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения. Статус и функции подразделения высшего учебного заведения определяются положением, утверждаемым в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения.подразделения высшего учебного заведения могут реализовывать образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также образовательные программы дополнительного образования при наличии у высшего учебного заведения соответствующей лицензии.

31 стр., 15072 слов

Высшего образования пермский государственный гуманитарно педагогический

... управления персоналом организации: понятие и значение системы управление персоналом, цели и функции системы управления персоналом; проанализировать деятельность частного учреждения дошкольного образования «Детский центр «Аистёнок»; провести анализ системы управления персоналом в ... в первую очередь профессиональной и культурной. А это требует комплексного рассмотрения сферы управления персоналом. В ...

Филиалы высшего учебного заведения представляют собой обособленные подразделения, расположенные за пределами его местонахождения.

Филиалы государственных и муниципальных высших учебных заведений создаются учредителем (учредителями) по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по месту нахождения филиала.

Типовое положение (положение) о филиалах государственных и муниципальных высших учебных заведений и порядок их организации разрабатываются и утверждаются соответственно федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

Филиалы высших учебных заведений имеют независимую лицензию, сертификацию и государственную аккредитацию в составе высшего учебного заведения.

6 Виды и наименования высших учебных заведений

1. В Российской Федерации создаются высшие учебные заведения: университет, академия, институт.

2. Университет – высшее учебное заведение, которое:

  • реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
  • осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;

выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук:

является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

3. Академия – высшее учебное заведение, которое:

  • реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
  • осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
  • выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры;
  • является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

4. Институт — высшее учебное заведение, которое:

  • осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
  • ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

5. Статус высшего учебного заведения определяется его видом, организационно-правовой формой, наличием или отсутствием государственной аккредитации. Статус высшего учебного заведения включается в его наименование.

4 стр., 1893 слов

Отчет по учебной практике менеджмент в школе

... по грамотному составлению отчетов по практике в среднем общеобразовательном учреждении, является соблюдение его структуры и отображение следующей информации: Обложка (титульный лист). Здесь необходимо прописать полное название учебного заведения, в ... он выполнял в качестве учителя физкультуры в школе. Отчет по логопедической практике в школе Этот итоговый документ должен включать в свое содержание ...

6. Название вуза устанавливается при создании и в обязательном порядке изменяется при изменении его статуса. В случае, если в наименовании высшего учебного заведения употребляется специальное название (консерватория, высшее училище и другие названия), наряду с ним указывается вид высшего учебного заведения.

7 Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием

1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется учредителем (учредителями) высшего учебного заведения.

Условия конкурса должны гарантировать соблюдение, прав граждан в области образования и обеспечивать зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ соответствующих уровня и (или) ступени.

Вуз вправе объявлять прием граждан только при наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании. Ознакомление абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или факт отсутствия указанного свидетельства фиксируются в приемных документах и заверяются личной подписью абитуриента.

2. Направления подготовки (специальности) определяются лицензией. Содержание образовательного процесса по каждому направлению подготовки (специальности), сроки освоения образовательной программы высшего или послевузовского профессионального образования определяются высшим учебным заведением в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании и соответствующим государственным образовательным стандартом.

Общее число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема устанавливаются ежегодно федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием в соответствии с нормативами, установленными настоящим Федеральным законом.

Число студентов, принимаемых для обучения за счет средств федерального бюджета, и структура их приема в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти устанавливаются ими ежегодно по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

7 стр., 3178 слов

Заполнение дневника по учебной практике менеджмент

... по практике Как заполнить дневник преддипломной или производственной практики некоторые важные вопросы по заполнению дневника Дневник преддипломной практики ... обязаны обеспечить эффективное использование пример дневник по практике менеджмент и координацию всех ресурсов организации ... организация учебной, производственной и преддипломной практики студентов осуществляется в соответствии с учебной ...

3. Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением.

Эти люди, не прошедшие собеседование, имеют право сдавать вступительные экзамены в целом.

Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды 1 и 11 групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии не противопоказано обучение в высших учебных заведениях, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.

4. Граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, принимаются в аспирантуру высших учебных заведений, научных институтов или организаций на конкурсной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом. Аспирантура в этих учреждениях и организациях может быть очной или заочной. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет, в заочной форме четырех лет.

5. Граждане Российской Федерации со степенью доктора наук принимаются в докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций.

Срок пребывания в докторантуре указанных учреждении или организаций не может превышать трех лет.

6. Прием иностранных граждан в аспирантуру и докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации, а также в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 29 настоящего федерального закона.

Прием лиц без гражданства в аспирантуру и докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Лицам со средним профессиональным образованием соответствующего профиля решением ученого совета высшего учебного заведения допускается получение высшего профессионального образования по сокращенной или ускоренной программе высшего профессионального образования.

Обучение в вузе по сокращенной или ускоренной программе разрешено также лицам, уровень образования или квалификации которых является для этого достаточной основой. Ученые советы высших учебных заведений принимают решение об обучении людей по этой программе.

8. Вуз создает условия, необходимые студентам для получения качественного образования. запрещается использование бесчеловечных методов обучения, а также опасных для жизни или здоровья учащихся.

9. Учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, и финансируется за счет средств соответствующего бюджета.

5 стр., 2082 слов

«Формы организации учебной деятельности

... Поэтому для максимальной эффективности учебной деятельности учащихся на уроке наряду с этой формой используются другие формы организации учебной деятельности Индивидуальная форма организации работы учащихся используется ... учителей обязательная сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзаменационной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат); дистантное (от англ. distanse ...

10. Требования к государственной итоговой аттестации (выпускной работе, государственным экзаменам, диссертации) определяются государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования. Проверка выполнения этих требований осуществляется в порядке, установленном законодательством.

8 Студенты высших учебных заведений

1. Студент высшего учебного заведения — лицо, поступившее в высшее учебное заведение для обучения в установленном порядке.

Студент высшего учебного заведения бесплатно получает студенческий билет и стандартную регистрационную книжку.

2. Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право:

1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного мелку студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования трудоустройстве;

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию методу их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

3. Студенты государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее – студенты очной формы обучения) и получающие образование за счет средств соответствующего бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере установленного федеральным законом двукратного минимального размера оплаты труда. Студентам — инвалидам 1 и 2 групп, детям-сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей — размер стипендии увеличен на пятьдесят процентов. Порядок назначения и выплаты стипендий устанавливается Правительством Российской Федерации. Студенты высших учебных заведений имеют право на получение стипендий, назначенных физическими или юридическими лицами, направившими их на учебу, а также личных стипендий на основании соответствующего постановления.

8 стр., 3581 слов

Структура учебной деятельности ее характеристика

... гипотезу о структуре учебной деятельности, ее значении в умственном развитии ребенка и начал свое экспериментальное исследование. На втором этапе были изучены характеристики этой деятельности и ее структурные ... Например, в общеобразовательной школе, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях (на дневных и вечерних отделениях) – классно-урочная система, в вузах ...

Студентам очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений выделяются дополнительные средства за счет соответствующих бюджетов на оказание помощи нуждающимся студентам в размере пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах соответствующих бюджетов, а также выделяются дополнительные средства в размере двух месячных стипендиальных фондов для организации культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы со студентами, их санаторно-курортного лечения и отдыха.

Студентам очной формы обучения государственных, муниципальных высших учебных заведений выдается доплата на питание из расчета на одного человека на каждый календарный день не менее чем два процента установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно.

Иногородним студентам очной формы обучения и аспирантам государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения (далее – железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно или автобусным транспортом при отсутствии железнодорожного сообщения; студентам и аспирантам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, – авиационным транспортом один раз в год туда и обратно.

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным (центральным) органом управления образованием.

Студентам дневных отделений высших учебных заведений предоставляется отсрочка от военной службы на время учебы в соответствии с федеральным законом.

Студенты высших учебных заведений имеют право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.

Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

Любому студенту, нуждающемуся в жилой площади, необходимо предоставить место в общежитии, отвечающем санитарным нормам и правилам, при условии наличия адекватного жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер оплаты проживания в общежитии, коммунальных и бытовых услуг для студентов, зачисленных в соответствующий бюджет, не может превышать пяти процентов от суммы стипендии.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитии (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению.

С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор, типовая форма которого утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения.

4. Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.

Порядок и условия восстановления студента, отчисленного по неоправданной причине в высшее учебное заведение, определяются уставом высшего учебного заведения.

5. Студент высшего учебного заведения имеет право получать информацию от администрации высшего учебного заведения о ситуации в сфере занятости населения Российской Федерации.

6. Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным (центральным) органом управления образованием. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое студент сохраняет все права как впервые поступающий на данном этапе высшего профессионального образования.

7. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты высших учебных заведений получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом высшего учебного заведения.

8. Студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

9. За нарушение обучающимся обязанностей, установленных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания, вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него письменного объяснения.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Отчисление студентов во время болезни, отпуска, академического отпуска или по беременности и родам не допускается.

10. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, не имеющего государственной аккредитации, определяется уставом этого высшего учебного заведения.

9 Льготы, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой

1. Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для:

  • сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах соответственно по пятьдесят календарных дней;
  • подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца;
  • сдачи государственных экзаменов один месяц.

2. Дополнительные отпуска без сохранения заработной платы по месту работы предоставляются:

  • лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, пятнадцать календарных дней;
  • слушателям подготовительных отделений при высших учебных заведениях для сдачи выпускных экзаменов пятнадцать календарных дней;
  • студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим учебу с работой, для сдачи зачетов и экзаменов пятнадцать календарных дней в учебном году;
  • для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов четыре месяца;
  • для сдачи государственных экзаменов один месяц.

3. Студентам, обучающимся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

4. Форма справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которые имеют государственную аккредитацию, утверждается федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.

5. Для работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные льготы.

6. Предприятия, учреждения и организации, работники которых обучаются по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, освобождаются от налогов на сумму средств, которые затрачены на обучающихся, указанных в настоящей статье и статье 19 настоящего Федерального закона.

7. При обучении студента, совмещающего учебу с работой одновременно в двух высших учебных заведениях, указанные выше льготы могут иметь место только по одному из этих высших учебных заведений (по выбору студента).

10 Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования

1. Слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования являются лица, обучающиеся в:

  • высших учебных заведениях на подготовительных отделениях, факультетах (в других структурных подразделениях)повышения квалификации и переподготовки работников;
  • другом высшем учебном заведении, если они параллельно получают второе высшее профессиональное образование;
  • ординатуре или интернатуре медицинских высших учебных заведений.

2. Статус студентов учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.

11 Докторанты, аспиранты и соискатели

высшее послевузовское образование

1. Докторант — это человек, имеющий докторскую степень и зачисленный в докторантуру для подготовки диссертации на соискание степени доктора наук.

2. Аспирант — это лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и готовящее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

3. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре, либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

4. Положение о докторантах, докторантах и ​​соискателях утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Поступающим в аспирантуру предоставляется отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

6. Аспирантам очной формы обучения за счет бюджета предоставляются государственные стипендии и предоставляется двухмесячный ежегодный отпуск.

7. Докторанты, обучающиеся в аспирантуре заочно, имеют право на дополнительный ежегодный отпуск по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

Время, затрачиваемое на дорогу с работы в аспирантуру и обратно, добавляется к ежегодному дополнительному отпуску аспиранта при сохранении средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Организация-работодатель имеет право предоставлять аспирантам по их запросу на четвертом году обучения в дополнение не более двух дней еженедельного отдыха от работы без оплаты.

Аспирантам, обучающимся в заочной аспирантуре, предоставляются места в общежитии на время сдачи экзаменов и выполнения работы над диссертацией.

8. Гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию государственных высших учебных заведениях и научных учреждениях, имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, предоставляются отсрочки от призыва на военную службу на период учебы и защиты квалификационных работ.

9. Аспиранты получают оплачиваемые государственные стипендии и ежегодный двухмесячный отпуск.

За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы.

10. Аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).

11. За приобретение научной литературы каждому студенту и докторанту, обучающимся за счет бюджета, выплачивается годовое пособие в размере двух месячных заработных плат.

12. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях.

13. Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Кандидаты, переведенные на должности практиков, сохраняют официальную заработную плату, которую они получают, и право вернуться на свою прежнюю работу.