Предмет моей стажировки — правовое регулирование аудита в Российской Федерации.
Экономика нашей страны предполагает функционирование институтов, присущих складывающейся системе отношений, в том числе правового института специального аудита предпринимательства.
В этот период, когда происходят существенные изменения в правовом регулировании гражданского и коммерческого законодательства, реформирование гражданского законодательства, аудит является одной из важных экономических и правовых категорий.
В современных условиях возрастает значимость информации, в достоверности которой заинтересован широкий круг как внешних, так и внутренних пользователей, а также с каждым годом все большее число субъектов предпринимательской деятельности рынка подлежит проведению обязательного аудита, используя результаты которой государство осуществляет контроль за их финансовой деятельностью. Таким образом, роль аудита, направленного на обеспечение баланса между частными и общественными интересами, значительно возрастает.
Закон № 307-ФЗ ознаменовал новый этап в правовом регулировании аудита, существенно изменив принципы аудита, подходы к аудиту и аудиторским услугам, а также правовой статус субъектов аудита. Он заложил основы принципиально нового правового механизма взаимодействия аудиторов с государством, адаптированного к потребностям рынка.
Однако вступления в силу закона нет. 307-ФЗ не ставит точку в научных исследованиях, а, наоборот, «подогревает» интерес ученых. Кроме того, практики применения закона нет. 307-ФЗ выявил определенный недостаток, который повлек за собой внесение в него ряда изменений и дополнений.
1. Современное состояние правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
В настоящее время в юридической литературе можно выделить несколько уровней нормативных актов, регулирующих аудит и аудит в Российской Федерации. Так В.И. Подольский и А.А. Савин предполагают выделение четырех уровней правового регулирования аудита и аудиторской деятельности, включающий в себя Закон об аудиторской деятельности; федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, законодательные и подзаконные нормативные акты; внутренние правила (стандарты) саморегулируемых аудиторских организаций; нормативные документы министерств и федеральных служб, внутренние регламенты (аудиторские стандарты).
Исследователи Е.С. Соколова и З.П. Архарова, в системе нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, выделяют пять уровней. М.А. Городилов также выделяет пять уровней, но по структуре и перечню действий они существенно отличаются от уровней, рассматриваемых другими исследователями. Вряд ли можно согласиться с конкретным разделением нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по проверке и ревизии, поскольку изложенные выше позиции ранее упомянутых ученых-правоведов не отражают текущую ситуацию в регулировании ревизии.
Правовые нормативно тех и организационные основы бжд. Правовые, ...
... безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы. Рассмотрите возможность организации и управления безопасностью жизни на различных уровнях. На международном уровне, Система управления национальной безопасности, Уровни системы государственных органов и ведомств, обеспечивающих ...
В настоящее время правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется в соответствии с Законом № 307 – ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, при этом характеризуется комплексом мер, направленных на постепенный переход от государственного регулирования аудиторской деятельности к саморегулированию.
Отмена государственного контроля в большинстве видов экономической деятельности предусмотрена еще Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., согласно которой необходимо создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества обозначенного ключевыми принципами, которым должно следовать государство в целях перехода к инновационному социально ориентированному развитию.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года целевым ориентиром государства является обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных институтах («Группа восьми», Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и др.), продвижение приоритетных национальных интересов в рамках двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с иностранными государствами. Для достижения этих целей основной задачей государственной политики является приближение национальных стандартов к международным. Закон об аудите предусматривает два типа стандартов: федеральные стандарты и стандарты саморегулируемых организаций аудиторов.
В целях реализации задач и целей вышеуказаной Концепции Федеральным от 1 декабря 2014 г.№ 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности. Основные цели этих изменений — переход к применению в России международных стандартов аудита и уточнение норм Закона
№ 307 – ФЗ по результатам анализа правоприменительной практики, а также в связи с последними изменениями в российском законодательстве.
Согласно Закону № 307 – ФЗ, в редакции Закона № 403- ФЗ, аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. При этом в аудиторскую деятельность с учетом последних изменений не входят проверки, проводимые в соответствии с требованиями и способом, отличным от требований и процедур, установленных стандартами аудита. Аудит в соответствии с нормами права независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Сущность аудита и аудиторской деятельности
... регулирования аудита в России является Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (ред. от 03.11.2006). Ранее, регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в ...
Следовательно, «аудит» и «аудит» имеют совершенно разные значения. Лужайка. 403-ФЗ законодатель установил четкое разграничение понятий, которые за длительный период становления аудиторско-аудиторской деятельности в Российской Федерации наконец получили лаконичные определения.
Информационным сообщением Минфина России от 03.12.2014 «Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» также подчеркивается, что проверка нефинансовой информации организации, проводимая в соответствии с требованиями и в порядке, установленных стандартами аудиторской деятельности, с выдачей соответствующего отчета о достоверности этой информации является аудиторской услугой; она может осуществляться только аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. Кроме того, для оптимизации выполнения аудиторской деятельности определяются виды аудиторских услуг, включая перечень услуг, связанных с аудитом. Такой нормативный правовой акт после одобрения Советом по аудиторской деятельности должен быть утвержден Минфином России (не ранее 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения в России).
В качестве предмета аудита были определены два вида финансовой информации:
1) бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная Федеральным законом «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами;
2) аналогичная по составу отчетность, предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (например, консолидированная финансовая отчетность, предусмотренная Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности»).
В дополнение к этому предметом аудита определены:
- часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации (один отчет, статья или группа статей, др.);
- любая иная финансовая информация (перспективная финансовая информация, налоговая отчетность, надзорная финансовая отчетность, др.).
Последнее означает, что аудиторской услугой, т.е. услугой, которую могут оказывать только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, является не только проведение аудита бухгалтерской (финансовой) и аналогичной ей отчетности, но также проведение аудита любой иной финансовой информации. Официальным документом о достоверности такой информации является исключительно заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора).
Следовательно, «аудит» и «аудит» имеют совершенно разные значения. Лужайка. 403-ФЗ законодатель установил четкое разграничение понятий, которые за длительный период становления аудиторской деятельности в Российской Федерации наконец получили лаконичные определения.
В связи с переходом от государственного регулирования аудиторской деятельности к саморегулированию одним из основных нормативных правовых актов, составляющих регулирование аудиторской деятельности является Федеральный законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях» (далее — Закон № 315-ФЗ), которым определены функции саморегулируемых организаций (далее – СРО), выражающие сущность саморегулирования. На основании закона п. 315-ФЗ, а также с характеристиками, установленными Законом № 307-ФЗ созданы органы саморегулирования аудиторов.
Стандартизация аудиторской деятельности
... представляющие общую основу стандартов аудиторской деятельности. Они служат аудиторам в качестве схемы ... аудиторской практике (IAPS). Международные стандарты аудита включают более 30 официально действующих стандартов. Группировка международных стандартов (далее МСА) и Положений о международной аудиторской практике (далее ПМПА) приведена в приложении 1. Международные стандарты аудиторской деятельности ...
В соответствии с законом п. 307-ФЗ, функции государственного регулирования аудиторской деятельности выполняет уполномоченный федеральный орган. Вместе с тем функции профессионального регулирования аудиторской деятельности возложены на саморегулируемые организации аудиторов (СРОА) — некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Кроме этого, предусмотрено обязательное членство аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в одной из СРОА, в свою очередь, несоблюдение этого условия с 01.01.2010 не позволяет заниматься аудиторской деятельностью.
Согласно п. 3 ст. 7 Закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и аудиторы при осуществлении ими аудиторской деятельности обязаны соблюдать правила Кодекса профессиональной этики аудиторов. В то же время, в случае несоблюдения этих правил, аудитор может быть привлечен к ответственности саморегулируемым органом до тех пор, пока квалификационный аттестат аудитора не будет аннулирован. Совет по аудиторской деятельности одобрил новый Кодекс профессиональной этики аудиторов 22 марта 2012 г. (далее — Кодекс).
В том же году Саморегулируемой организацией аудиторов Некоммерческим партнерством «Аудиторская Палата России» (далее — АПР) было принято Положение о Комитете по профессиональной этике (далее — Комитет), в задачу которого вошло рассмотрение заявлений от всех заинтересованных сторон о нарушении Кодекса аудиторами и аудиторскими организациями, которые являются членами АПР.
2. Аудиторские стандарты как особая форма регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
В соответствии со статьей 7 Закона № 307-ФЗ, аудиторская деятельность осуществляется аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами в соответствии со стандартами аудита.
Стандарты аудита — это единые базовые принципы, которым аудиторы должны следовать в ходе своей профессиональной аудиторской деятельности. Они устанавливают единые требования к порядку проведения аудиторской деятельности, разработке и оценке качества аудита и сопутствующих услуг, к порядку обучения аудиторов и оценки их квалификации. Стандарты необходимы для обучения внутреннего аудитора, а также могут использоваться для защиты аудитора в случае судебного разбирательства.
Различают четыре группы стандартов:
- международные аудиторские стандарты, разработанные Международным комитетом по аудиторской практике, которые фиксируют требования к проведению аудита в разных странах. Их требования обязательны при проведении аудита транснациональных компаний;
- национальные стандарты, разработанные и применяемые на территории отдельных стран.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер;
- внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Одна из функций профессиональных ассоциаций аудиторов — организация аудитов на основе единых принципов и подходов. С этой целью профессиональные аудиторские объединения могут устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности на основе Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. При этом требования внутренних правил не могут быть ниже требований федеральных. Аудиторские организации, добровольно вступившие в объединение, обязаны соблюдать требования данных правил;
— — внутрифирменные стандарты. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, основываясь на национальных стандартах, разрабатывают свой фирменный подход к выполнению различных действий аудитора, закрепляемых в собственных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Реферат существенность и аудиторский риск
... основы аудиторской деятельности, понятие аудита, его цели и задачи; 2)рассмотреть этапы проведения аудита, этапы определения существенности, методикуее определения, а также взаимосвязь существенности и аудиторского риска. Раздел 1. Теоретические основы аудиторской деятельности 1.1 Понятие аудита. Его цели и задачи ...
Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются. Заключение аудитора выносится в соответствии с международными стандартами, поэтому внутренние стандарты не должны противоречить международным.
Международные стандарты аудита обычно считаются гарантами надежности информации, представленной в финансовой отчетности. Первоначально процесс стандартизации в развитых странах был отдельным. Процесс стандартизации аудита начался с Великобритании, где еще в конце XIX в. был принят ряд законов, направленных на защиту имущественных интересов держателей акций.
Стандарты аудита необходимы, прежде всего, для того, чтобы аудиторы сами определяли четкую процедуру проведения аудиторской деятельности, обеспечивая тем самым необходимый уровень качества проводимых аудитов. Первостепенное значение стандартов состоит в том, что, если в ходе судебного разбирательства будет продемонстрировано последовательное использование стандартов аудитором, аудитор может снять значительную часть ответственности.
Этот факт впервые нашел отражение в практике британских и американских судов, которые, как правило, отклоняли иски клиентов к аудиторам, если последние смогли продемонстрировать, что в своей работе они строго следовали общепринятым стандартам. В условиях выхода России на международные рынки, стремления государства обеспечить привлекательный инвестиционный климат и прозрачность деятельности отечественных компаний, очень актуален вопрос гармонизации национальных стандартов аудита с международными. Однако следует учитывать, что этот процесс длительный и требует консолидации усилий всего аудиторского сообщества.
Таким образом, применение международных стандартов аудита способствует повышению финансовой прозрачности российских компаний и, как следствие, привлечению иностранных инвесторов.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года целевым ориентиром государства является обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных институтах («Группа восьми», Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и развития и др.), продвижение приоритетных национальных интересов в рамках двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений с иностранными государствами. Для достижения этих целей основной задачей государственной политики является приближение национальных стандартов к международным. Закон об аудите до 01.12.2014 предусматривал наличие только двух видов стандартов: федеральные стандарты и стандарты саморегулируемых организаций аудиторов.
Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ
... по аудиторской деятельности при Президенте РФ. 6)- этический кодекс для обеспечения стандартов поведения и способы ... деятельностью; ЦАЛАК Центрального Банка России; Межрегиональные аттестационно - лицензионные комиссии, создаваемые комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ и ... ее руководства или владельцев. Требования, предъявляемые к аудиторам. Есть много критериев для определения аудита ...
Федеральные стандарты определили требования к порядку проведения аудиторской деятельности, были обязательными для всех без исключения субъектов аудиторской деятельности и разработаны в соответствии с международными стандартами аудита. В свою очередь, стандарты саморегулируемых организаций аудиторов были разработаны в дополнение к федеральным стандартам.
Закон № 403-ФЗ внес ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности. Основные цели этих изменений — переход к применению в России международных стандартов аудита и уточнение норм Федерального закона «Об аудиторской деятельности» по результатам анализа правоприменительной практики, а также в связи с последними изменениями в российском законодательстве. В качестве таких стандартов в России согласно Закону № 403-ФЗ будут применяться международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров (ранее — федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации или приказом Минфина России).
Следует отметить, что международные стандарты аудита могут применяться на территории Российской Федерации только после их признания в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с новыми положениями саморегулируемые организации аудиторов освобождены от обязанности разрабатывать проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности (после окончания переходного периода).
Это, однако, не лишает саморегулируемые организации аудиторов возможности активного и деятельного участия в разработке и обсуждении проектов международных стандартов аудита (в рамках процедуры, принятой в Международной федерации бухгалтеров), в обсуждении и проведении экспертизы применимости международных стандартов аудита в России, в подготовке и обсуждении проектов нормативных правовых актов о признании международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации.
Таким образом, по мере их признания:
- международные стандарты аудита станут обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг);
- утратят силу федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Минфином России, и правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Согласно новому нормативному акту, Международные стандарты аудита должны применяться с года, следующего за годом, в котором они будут признаны в России. Переход к их применению в России должен быть осуществлен в следующие сроки:
Система нормативного регулирования аудита в России
... о нормативно-правовой базе аудита, регулировании бухгалтерского учета и аудита и реорганизации всей системы финансового контроля. Третий этап становления аудита в России ознаменован появлением 5 декабря 1991 г. проекта Закона «Об аудиторской деятельности». ...
- не позднее 1 октября 2015 г. Правительство Российской Федерации должно установить порядок признания международные стандарты аудита;
- не позднее двух лет со дня вступления в силу этого порядка международные стандарты аудита должны быть признаны в России;
- признанные международные стандарты аудита должны применяться при оказании аудиторских услуг, начиная с года, следующего за годом их признания.
В переходный период аудиторская деятельность должна осуществляться по-прежнему в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации, и федеральными стандартами аудиторской деятельности, утвержденными Минфином России. Кроме того, аудиторские организации и аудиторы также должны руководствоваться федеральными стандартами аудита, которые могут быть приняты в течение этого периода.
При необходимости утверждения новых федеральных стандартов аудиторской деятельности в переходный период будет действовать следующая процедура: саморегулируемые организации аудиторов разрабатывают проекты стандартов в порядке, одобренном Советом по аудиторской деятельности; Совет по аудиторской деятельности рассматривает такие проекты и рекомендует их Минфину России к утверждению; Минфин России утверждает стандарты.
В этот переходный момент, согласно статье 2 Закона № 307-ФЗ, аудиторская деятельность осуществляется в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Законом № 307-ФЗ обязательными являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу Закона № 307-ФЗ, т.е. правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
Кроме того, при осуществлении аудиторской деятельности применяются правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией при Президенте РФ по аудиторской деятельности (с учетом решения Совета по аудиторской деятельности при Минфине России от 25 сентября 2008 г.).
Федеральные стандарты аудита являются обязательными нормативными актами. В настоящее время в основном применяются федеральные стандарты аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.
Всего Правительством Российской Федерации по настоящее время утверждено 34 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности из которых на данный момент пять утратили силу в связи с вступлением в силу соответствующих стандартов, утвержденных Минфином России.
Заключение
Я научился применять полученные теоретические знания на практике. В ходе прохождения практики мной были сделаны следующие выводы.
Поэтому обучение аудиторской деятельности, накопление опыта и рост профессионализма аудиторов были важнейшими условиями развития аудита на основе саморегулирования. В этих условиях роль профессиональных ассоциаций аудиторов значительна с точки зрения обеспечения качества аудита, подотчетности аудиторов и защиты их интересов. Учитывая, что современные этапы развития аудиторской деятельности в рамках совершенствования системы ее нормативно-правового регулирования позволяют судить о ее поступательном и динамичном развитии, трансформации к международным стандартам аудита, а также существенными изменениями в области саморегулирования аудиторской деятельности, а также существенному изменению правовой ответственности аудитора, аудиторских организаций необходимо отметить на существенную интеграцию развитию правового регулирования аудиторской деятельности.
Аттестация аудиторов и этические нормы аудиторской деятельности
... аудитора определяется федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Образование аудитора». В период до принятия постановления Правительства Российской Федерации по данному вопросу ... аудитов и оказание других аудиторских услуг будет осуществляться на высшем уровне. Именно поэтому государство в лице органов, на которых возложено регулирование аудиторской деятельности в Российской ...
Анализируя правовое регулирование стандартов аудита, можно однозначно говорить об установлении переходного периода для проведения аудита в связи с переходом российской редакции на международные стандарты аудита. Среди обстоятельств, обусловивших развитие аудита в России и применение Международных стандартов аудита, приоритетное значение имеют:
1. Необходимость защиты имущественных интересов хозяйствующих субъектов, подавляющее большинство которых возникло или было реорганизовано в процессе реформирования и относится к сфере негосударственной экономики. Международная кооперация и глобализация экономики привели к тому, что самостоятельно хозяйствующие субъекты непосредственно заинтересованы в достоверном бухгалтерском балансе и реальной оценке финансового состояния собственного предприятия и своих партнеров в подтверждение соответствия законам и учредительным документам деятельности избранных органов управления, дающих возможность представлять свой бизнес как внутри страны, так и за рубежом.
2. Сложность системы законодательных и нормативных актов, регулирующих деятельность аудиторских организаций, влечет за собой острую необходимость в методических консультациях и помощи в организации бухгалтерского учета и отчетности, аудита. В каждой отрасли специфичны действующие нормативные акты по исчислению и уплате налогов, финансированию и кредитованию, организации учетного процесса для отчетности и налоговых расчетов, что требует профессиональной поддержки со стороны аудиторов, основанной на единой методической
базе, — Международных стандартах аудита.
3. Надежная оценка собственного капитала и финансовой реальности хозяйствующих субъектов на основе Международных стандартов аудита также необходима банкам как условие гарантии возврата кредитов.
4. Эффективный механизм банкротства, в том числе международный, может работать с хорошо разработанным механизмом проверки и оценки достоверности финансовой отчетности, а также определения ликвидности и финансового состояния предприятия.
5. Применение международных стандартов аудита помогает защитить юридические лица от незаконных действий налоговых органов, пенсионных фондов и фондов недвижимости, международных фондовых бирж, банков.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/otchet/po-polucheniyu-pervichnyih-professionalnyih-navyikov/
1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об аудиторской деятельности»// «Российская газета», № 267, 31.12.2008.
2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об аудиторской деятельности»// «Российская газета», № 151-152, 09.08.2001
3. Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.12.2014.
4. Аганина Р.Н. Применение международных стандартов в аудиторской деятельности // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2013.
Управление качеством на основе использования международных стандартов ...
... Система менеджмента качества (СМК) - это система, обеспечивающая эффективную работу предприятия, в том числе и в области управления качеством выпускаемой продукции. Наиболее эффективными при создании СМК являются требования, изложенные в международных стандартах ...
5. Городилов М.А. Развитие системы правового регулирования аудита в Российской Федерации. М.: Финансы и кредит, 2009. с. 18-19.
6. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовая дисциплина аудита в Российской Федерации. М: Юриспруденция, 2011.
7. Цимерман Ю.С. Рецензия на монографию И.В. Ершовой, А.А. Ершова «Правовая дисциплина аудита в Российской Федерации» // Предпринимательское право. 2012. № 1. СПС Консультант Плюс.
8. Подольский В.И., Савин А.А. Аудит: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 587 с.
9. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Разработка инструментария аудиторской проверки: Монография / Федеральное агентство по образованию; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Гос. ун-т упр.». М.: ИД ГУУ, 2009. 237 с.
10. Рогуленко Т.М. Использование Международных стандартов аудита в российской аудиторской практике // Аудиторские ведомости. 2014. N 11. С. 23 — 37.
11. Соколова Е.С, Архарова З.П. Бухгалтерский учет и аудит: Учебно-практическое пособие. М.: ЕАОИ, 2011. 234 с.