Сергей Сергеевич Кочережко — Личный сайт

Сочинение
Содержание скрыть

Что такое мини-сочинение («эссе») по обществознанию

Мини-сочинение по обществознанию (так называемое «эссе», хотя, строго говоря, это вовсе не эссе в публицистическом или философском смысле) – очень важная составная часть единого государственного экзамена по обществознанию, которая даёт успешному выпускнику 2020 года 6 первичных баллов из 65 возможных (в 2017 году было 5 из 62, в 2018 году — 6 из 64, в 2019 году — 6 из 65).

Задание 29 в демоверсии ЕГЭ-2020 формулируется следующим образом:

Выберите одно из следующих утверждений и напишите на его основе мини-эссе.

Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников:

– из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб;

– из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др.;

  • из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод / быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

можно посмотреть формулировку задания 29 и критерии оценивания из демоверсии ЕГЭ-2020.

Предлагаемые на этой странице рекондации основаны на моём опыте подготовки обучающихся к ЕГЭ, опыте работы экспертом по проверке заданий с развёрнутым ответом в составе предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию в Самарской области и Республике Крым, а также на основе изученой литературы и нормативно-правовых документов. Я буду несколько раз ссылаться на важный для эксперта документ, который готовится авторами ЕГЭ ежегодно по итогам летней проверочной кампании, под названием « «, опубликованные на сайте ФИПИ (далее я буду называть этот документ «Методические материалы для экспертов»).

2 стр., 803 слов

По Обществознанию По Цитате Хайека

... напишите пожалуйста эссе ! на тему: экономические воззрения... Задание 29 Егэ по обществознанию " эссе по теме: Деньги – одно... Сочинение -рассуждение «Конкурентный строй - единственный... Эссе на 6/6 по обществознанию : пошаговый план и примеры... Эссе | Единый портал обществознание | ВКонтакте Ответы Mail.ru: эссе по обществознанию по высказыванию (Ф. ...

этот документ полезно скачать с сайта ФИПИ и ознакомиться с ним при подготовке к сдаче ЕГЭ, а также потому, что он содержит анонимные реальные работы выпускников прошлых лет с указанием баллов, по которым эксперты оценивали эти работы.

Перед началом детального разговора о мини-сочинении в ЕГЭ по обществознанию, предлагаю читателю, опираясь на имеющиеся к данному моменту знания, определить, какие из перечисленных суждений (на его взгляд) являются верными:

1) Мини-сочинение (эссе) по обществознанию обязательно нужно начинать с выражения собственного мнения выпускника, то есть согласия или несогласия с автором высказывания.

2) В мини-сочинении (эссе) по обществознанию обязательно нужно дать краткую характеристику автору, указать, кем он был, чем известен, когда и где жил.

3) В мини-сочинении (эссе) по обществознанию наиболее приветствуются примеры из личного социального опыта выпускника, то есть ситуации, связанные с ним лично, с его родителями, семьёй, друзьями и соседями.

4) Для раскрытия смысла выбранного высказывания достаточно его просто переписать.

5) При написании мини-сочинения (эссе) по обществознанию обязательно нужно пользоваться шаблонными фразами, «клише», что особенно ценят проверяющие эксперты.

6) Как и в задании 26, в мини-сочинении (эссе) по обществознанию можно обойтись абстрактными примерами про гражданина N и гражданку M.

Ну сколько правильных суждений вы получили? Правильный ответ вы найдете в конце статьи. А сейчас — к делу!

Как написать эссе (мини-сочинение) по обществознанию?

«Нулевой этап»: выбор высказывания для написания мини-сочинения

«Нулевой этап» работы над эссе представляет собой выбор высказывания, один (или несколько) аспектов которого выпускник будет раскрывать в своём мини-сочинении. Вообще для наиболее эффективного распределения времени на экзамене я рекомендую в самом его начале при получении пакета контрольно-измерительных материалов сразу ознакомиться с вопросами второй части (бывшая «часть С», то есть вопросы для развёрнутых ответов) и, в том числе, выбрать тему эссе. Задания второй части ориентированы в первую очередь на умение привести аргументы и примеры в защиту какой-либо точки зрения или проиллюстрировать теоретические положения на примерах, поэтому чем больше времени выпускник будет обдумывать их, тем более качественный ответ он даст. Изучив задачи второй части, необходимо перейти к задачам первой части, но при этом мысленно выбрать примеры и темы, необходимые для задач второй части.

В задании 29 выпускнику предлагается выбрать одно из пяти высказываний, которые условно разделены на социальные науки:

  • правоведение.

как выбрать высказывание для написания мини-сочинения

  • выбирать нужно высказывание по теме, в которой у выпускника есть достаточные обществоведческие знания (в первую очередь — знания терминов, теоретического материала);

высказывание по теме

17 стр., 8193 слов

Банк по обществознанию политология. Пример по обществознанию. ...

... это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» ... массу, то достоинство каждого из них в ... поддающихся открытию, по той причине, ... Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций). 105. «Некоторые неписаные законы ... Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека). 10. «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков» (Лао-Цзы). 11. «Наука ...

Опыт проверки ЕГЭ по обществознанию показывает, что чаще всего (практически в 85-90% случаев) выпускники выбирают темы из раздела «Социология, социальная психология». Действительно, социологический материал — один из самых «лёгких» в курсе обществознания (отчасти это правда, отчасти — распространённый у выпускников миф, поскольку в социологии много понятий, с которыми все сталкиваются каждый день, что формирует представление, будто об этих понятиях легко может рассуждать каждый), но с цитатами из этого раздела нередко возникают трудности.

Выпускники часто выбирают цитату из раздела «Философия», надеясь, что при ее раскрытии будут достаточно длинные и очень абстрактные рассуждения. Этот подход основан на неправильном понимании сути философии как науки и в большинстве случаев приводит к низкому баллу или его нулю. необходимо четко понимать, что философия — это не умозрительные размышления о жизни, а наука, развивающая концептуальный аппарат и методы познания для всех других наук. именно тема познания чаще всего освящается цитатами, помещенными в контрольно-измерительных материалах экзамена по обществознанию в разделе «Философия». А познание — один из самых сложных разделов курса социальных исследований для выпускников.

Нужно учесть, что раскрытие смысла выбранного суждения не обязательно тесно привязывать к той базовой науке, к которой оно отнесено (например, к социологии, социальной психологии, философии и т.д.).

Несмотря на то, что темы условно отнесены разработчиками КИМ к конкретным общественным наукам, выпускник имеет право раскрывать выбранную тему в контексте любой социальной науки или в контексте использования связей различных социальных наук. Раскрытие темы в контексте, отличном от указанного в социальных науках KIM, не является причиной для снижения баллов или выставления 0 баллов. Также задание не требует объяснения выпускником объекта/предмета исследования базовой науки, особенностей используемых этой наукой методов. Доступность такой информации не оценивается, и ее отсутствие не является основанием для понижения ранга. Таким образом, совершенно не нужно тратить время на то, чтобы прописывать в эссе определение социальной науки, к которой относится высказывание, описывать объект, предмет и функции этой науки и т.д.

Написание эссе

распределение баллов происходит следующим образом

  • 1 балл дается за раскрытие смысла высказывания (т.е. за правильную интерпретацию);

— 2 балла за раскрытие содержания обществоведческих терминов по теме, наличие и корректность теоретических положений;

  • 1 балл за наличие, корректность и логичность приведённых рассуждений, выводов;

2 балла за примеры, приведенные в доказательство выдвинутых аргументов.

структуры

  • абзац, содержащий интерпретацию высказывания и актуальность темы;
  • абзац, содержащий термины и теоретические положения, связанные с выбранной темой;
  • абзац, содержащий собственную позицию выпускника;
  • абзац, содержащий аргумент 1 (доказывающий позицию выпускника) и пример 1 (доказывающий приведенный аргумент);

— абзац, содержащий аргумент 2 (доказывающий позицию выпускника) и пример 2 (доказывающий приведенный аргумент);

  • заключительный абзац.

Далее подробнее о каждом структурном элементе эссе.

Следует отметить, что даже лучше переписать декларацию и обязательно указать ее номер.

1. Раскрытие смысла высказывания (интерпретация), Интерпретация (раскрытие смысла высказывания), Задача интерпретации

Несмотря на кажущуюся простоту задачи, часто возникают проблемы с интерпретацией.

Советы по интерпретации

1) Минимально повторять слова автора (лучше этого вообще не делать) и максимально перефразировать его высказывание, но при этом не потерять смысл высказывания и искусственно не приписать ему смысл, которого в высказывании нет. Так, к высказыванию И. Шевелева: «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» (из ЕГЭ-2015) недопустима интерпретация: «По мнению автора, моральные принципы закладываются в человеке с детства, а характер формируется всю жизнь». Он даст выпускнику 0 баллов за все эссе, потому что, согласно критериям, ошибка интерпретации или ее отсутствие не позволяет экзаменатору оценить остальную часть эссе.

перевести выбранное высказывание на язык обществоведческих понятий

3) Интерпретацию удобно формировать из двух частей: первая часть — проблема или тема, которую поднимает автор, вторая часть — его мнение об этой проблеме. Например, к цитате известного американского дипломата ХХ в. Г. Киссинджера «Глобализация уже привела не к новому мировому порядку, а к новому мировому беспорядку» можно дать следующую интерпретацию: «Автор касается проблемы последствий глобализации и утверждает, что она привела скорее к отрицательным последствиям, чем к положительным, а именно – приводит к мировому хаосу, росту конфликтов в мире». Как видно из примера, в данном случае соблюдена двойная структура интерпретации:

ТЕМА / ПРОБЛЕМА

МНЕНИЕ АВТОРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ

ПО ЭТОЙ ТЕМЕ / ПРОБЛЕМЕ

«Автор касается проблемы последствий глобализации»

«Автор утверждает, что она привела скорее к отрицательным последствиям, чем к положительным, а именно – приводит к мировому хаосу, росту конфликтов в мире»

все высказывания можно интерпретировать одним из пяти следующих способов

ПРИЁМ

ЦИТАТА

ПРИМЕР ИНТЕРПРЕТАЦИИ

а) автор подчеркивает взаимосвязь, взаимодействие, взаимовлияние каких-либо понятий / процессов / явлений

« Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б.М. Теплов)

В этом высказывании автор подчеркивает взаимосвязь между формированием навыков и деятельностью. Он считает деятельность одним из основных факторов развития способностей

б) автор противопоставляет два различных понятия / процесса / явления, подчёркивая различия между ними

«Моральные принципы закладываются в человеке с детства, а характер формируется всю жизнь»

(И. Шевелев)

В данном высказывании автор противопоставляет моральные принципы и характер человека, указывая, что если первые закладываются в человеке раз и навсегда в детстве и представляют собой статический элемент, то второй складывается на протяжении всей жизни и представляет собой элемент динамический

в) автор говорит о сущности понятия / процесса / явления

« Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В.Г. Белинский)

В своём высказывании известный русский литературный критик и мыслитель XIX в. В.Г. Белинский затрагивает сущность процесса социализации и его влияние на формирование личности. По его мнению, в подлинном смысле человеком человек становится именно в процессе социализации, т.е. благодаря включенности в общество

г) автор раскрывает признак (черту, особенность, одно из проявлений, последствие) понятия/процесса/явления

« Реклама – ценный экономический фактор, потому что это самый дешёвый способ продажи товаров, особенно когда последние бесполезны»

( С. Левис )

В своем заявлении автор затрагивает два важных свойства рекламы: ее экономичность и эффективность. По его мнению, благодаря этим качествам реклама является важным фактором формирования спроса вне зависимости от реальных потребностей потребителей

д) автор раскрывает функцию понятия/процесса/явления

« Лучший способ сделать карьеру – родиться в нужной семье» (Д. Трамп)

В данном высказывании знаменитый американский миллиардер и медиа-магнат Д. Трамп раскрывает социальную и статусную функцию семьи, которая заключается в передаче богатства, статуса и профессии родителей своим детям. По мнению автора, семья является важным социальным лифтом

_

5) Интерпретация должна быть точной, то есть не выходить за рамки цитаты, не приписывать автору мысли, которые он не вкладывал в свои слова, но и не сужать мысль автора до только одного из ее аспектов. Но в последнее время требования немного упрощены. Теперь к ритерии оценивания позволяют поставить желаемый 1 балл за интерпретацию даже в том случае, если верно выделена хотя бы одна из основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса. Это означает, что если выбранная цитата сложная, многокомпонентная, достаточно правильно раскрыть только один аспект, обозначить тезис, который в дальнейшем будет обоснован. В целом количество выделенных идей/тезисов в высказывании остаётся на усмотрение выпускника.

фактические ошибки в эссе не дают возможность эксперту засчитать приведённые примеры

В одном только случае – если это прямо «работает» на раскрытие темы.

Первый вариант ответа вряд ли что-то может прибавить к общей оценке работы, поскольку задание не содержит требования раскрывать биографию или взгляды авторов суждений, и наличие / отсутствие фактов биографии автора никак не учитывается при оценивании. По этой же причине оценка не может быть снижена и в тех случаях (их подавляющее большинство), которые отражены во втором варианте. Третий вариант ответа, несомненно, должен идти «в заслугу выпускнику», чтобы повысить оценку работы, так как таким образом выпускник показал понимание смысла высказывания».

7) Следует понимать, что не бывает одной единственной верной интерпретации. К одной цитате можно привести несколько «правильных» интерпретаций.

При подготовке к написанию эссе полезно ознакомиться с условиями выставления 0 баллов по критерию «Раскрытие смысла высказывания», которые были уточнены в 2019 году и изложены в «Методических рекомендациях для эксперта» и в критериях оценивания эссе: « 0 баллов по данному критерию и за ответ в целом выставляется в следующих случаях:

— смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован;

  • выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания;

— произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфику предложенного высказывания (данную ситуацию мы рассматривали выше на примере двух работ по политологии);

— раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом».

__

2. Актуальность

После интерпретации уместно посвятить одно или два предложения доказательству того, что проблема, поднятая автором утверждения, выбранным для написания мини-эссе, актуальна, то есть значима в данный момент. Этот элемент эссе не является обязательным (поэтому не указан в критериях оценивания), но его наличие свидетельствует для эксперта об определенной коммуникационной и исследовательской культуре выпускника. Рационально эти предложения заключить в первый абзац эссе.

автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России / современного

__

3. Теоретическое содержание мини-сочинения

(обществоведческие термины, теоретические положения)

В формулировке критерия оценивания 29.2 «Теоретическое содержание мини-сочинения»

минимум двух

Этот абзац можно начать следующим образом: «Прежде, чем начать размышления по этой теме, необходимо определить значение основных терминов, связанных с ней» или «Известно, что…» и дальше привести значения основных терминов. Например, к цитате «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» следует привести значение терминов « мораль » , « характер » , « социализация » . Также, к примеру, в контексте цитаты «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга) из досрочного ЕГЭ 2018 года можно привести значение терминов «общественное развитие», «общественный прогресс», «критерий общественного прогресса», «мораль». Определения понятий даны научным языком, правильно, а не на уровне обыденного «мышления.

Иногда чтобы раскрыть содержание высказывание необходимо не только привести определения обществоведческих терминов, но и назвать различные виды, функции, признаки обществоведческих явлений, связанных с темой, сравнить данное явление с другими, выделив сходства и различия. Например, для раскрытия темы высказывания «Моральные принципы закладываются в человека с детства, а характер формируется всю жизнь» можно привести различия между характером и темпераментом, а для раскрытия смысла высказывания «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» — привести несколько различных критериев общественного прогресса. Типы, функции, знаки и другие теоретические расстановки по предмету изложения должны быть кратко, лаконично, «без фанатизма», чтобы мини-эссе не превратилось в учебник или энциклопедическую статью по этой теме.

В целом для того, чтобы получить желаемые 2 первичных балла из 2 возможных по критерию «Теоретическое содержание мини-сочинения» необходимо в контексте хотя бы одной выделенной идеи/одного сформулированного тезиса привести связанные между собой объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения, рассуждения, выводы. Подчеркнем, что объяснения, теоретические положения, рассуждения, выводы должны быть связаны. Эта связь может быть представлена ​​по-разному, в том числе путем проведения аналогий, с использованием метафор, ассоциативных сравнений.

Таким образом, следует использовать два способа раскрытия теоретического содержания мини-сочинения:

1) привести определения понятий, связанных с темой;

2) кратко и ёмко привести несколько теоретических положений (видов, функций, структуры и т.д.), связанных с темой.

Учитываем, что 0 баллов за теоретическое содержание мини-сочинения выставляется в следующих случаях:

  • смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания;
  • приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания.

4. Собственная позиция выпускника (тезис)

одно из двух

  • согласие с позицией автора;

несогласие с позицией автора.

Иногда выпускники выбирают позицию частичного согласия с мнением автора, но написать мини-эссе на этот счет — очень сложная задача. Как правило, выпускники путаются в аргументации и совершают другие логические ошибки, поэтому проще выбрать четкую позицию: поддержать мнение автора или попытаться оспорить его. При этом обязательно указать, с чем именно в позиции автора высказывани вы согласны или не согласны, т.е. написать не просто «трудно не согласиться с автором», а добавить: «в том, что» и указать конкретный тезис автора высказывания. Эта часть эссе очень важна, потому что именно в ней выпускник формулирует тезис, который он затем должен будет продемонстрировать и аргументировать. Приведенные ниже аргументы и примеры обязательно должны быть логически связаны с цитируемым тезисом, поэтому необходимо уделить пристальное внимание формулировке тезиса.

_

5. Доказывание собственной позиции выпускника (аргументы и примеры)

Доказательство позиции выпускника состоит из двух частей: аргумент(ы) и примеры. Важно отличать одно от другого.

1) Аргумент — мысль, логически доказывающая позицию выпускника. Аргумент — это теоретическое утверждение, которое служит доказательством тезиса. Как правило, аргумент — это обобщенное суждение, содержащее какое-то универсальное утверждение, а не конкретный факт. Аргумент должен быть четко логически связан с тезисом и обладать необходимой убедительностью. Аргумент может быть прямым, а может быть построен в «обратной» логике». В мини-сочинении по обществознанию лучше привести 2 аргумента в защиту позиции выпускника и каждый из них доказать одним примером .

2) Пример — конкретный факт (описанное событие), доказывающий приведённый выше аргумент. Пример, в отличие от аргумента, всегда конкретен — он содержит описание того, что именно произошло с таким-то человеком в такой-то ситуации или произошло в такой-то стране в такой-то момент и т.д.

примеров в эссе по обществознанию

чётко, явно логически связаны

2) Примеры должны быть сформулированы развёрнуто, т.е. могут носить назывной характер. Не будет зачтено следующее доказательство: «В качестве примера могу привести Великую Отечественную войну», если далее выпускник не уточнит, какой именно аспект войны, какие именно события служат подтверждением его аргумента и почему именно они его подтверждают. В критериях записано: если «ни один из приведённых примеров/фактов не сформулирован развёрнуто», за примеры выставляется 0 баллов. В записке эксперта говорится: «Выпускник не может ограничиваться простой ссылкой на факт, пример. Написав, например, «Мама — пример» или «Иван Грозный», выпускник не приводит примеров, которые можно сосчитать. Это произойдет лишь в том случае, если выпускник развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) опишет, почему пример с его мамой или Иваном Грозным иллюстрирует то или иное сформулированное им положение, рассуждение, тот или иной вывод».

примеры из трех источников

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/sochinenie/deyatelnost-eto-put-k-znaniyu/

из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций), в том числе по материалам СМИ, интернет-ресурсов социологических служб (т.е. современные политические, геополитические, экономические, социальные, духовные события, новости шоу-бизнеса , связанные с современной экономической географией события и т.д.) (следует учесть, что указания источника фактов современной общественной жизни, т.е., например, конкретного СМИ, социологической службы и т.п., в мини-сочинении не требуется);

из личного социального опыта выпускника, в том числе события из его жизни и жизни его родственников/знакомых, а также прочитанные книги, просмотренные кинофильмы / театральные постановки и др. (из художественного произведения необходимо привести в пример конкретного персонажа или ситуацию, сюжетный поворот) (следует учесть, что информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования) ;

– из истории, включая непосредственно историю стран и народов (политическую, экономическую, социальную, историю культуры), а также историю литературы и искусства, историю различных наук (физика, биология, химия, математика, экономика, политология и др.) и техники. Два примера из двух различных учебных предметов, связанных с их историей, будут оценены как однотипные (например, факт из физики XIX века и географическое открытие XVIII века).

Таким образом, приведённые выпускником примеры открытия Д.И. Менделеевым периодического закона в 1869 году, создания в 1947 году М.Т. Калашниковым его знаменитого автомата, крещения Руси князем Владимиром Святославичем в 988-989 годах, женитьбы Ивана Грозного на А.Р. Захарьиной-Юрьевой в 1547 году, отказа Л.Н. Толстого от Нобелевской премии по литературе в 1906 году будут оценены как относящиеся к одному источнику (значит, принесут 1 первчиный балл из 2 желаемых по критерию 29.4).

По указанию руководителя Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию Т.Е. Лисковой, грань между событиями общественной жизни современного общества и событиями истории (т.е. между первым и третьим источником информации) следует искать в учебниках истории: что в них ещё не успело войти), то относится к современной общественной жизни.

приведены два примера из двух разных источников информации

Крайне нежелательны примеры из личной жизни или бытовые примеры, В мини-сочинении не засчитываются абстрактные примеры про гражданина N, город N или государство N

7) Не допускаются примеры, содержащие только общие фразы: например, «кто-либо» «где-либо» «сделал что-либо». Пример всегда конкретен, поэтому выпускник должен выбрать конкретные факты вместо этих слов.

8) Также следует избегать ошибок. Во-первых, как упоминалось выше, наличие неверных позиций с точки зрения научных социальных наук приводит к потере 1 из 6 основных баллов за эссе. Во-вторых, во время оценивания не читаются примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приводящие к значительному искажению сути высказывания и указывающие на непонимание исторического, литературного, географического и другого материала. Очень обидно проверять вроде бы весьма неплохое сочинение, в котором вдруг Пушкин оказывается автором «Мёртвых душ», Кутузов вместе с Александром I брал Париж и т.д.

«Методические материалы для экспертов» содержат три требования к качеству приводимых фактов/примеров: каждый из них должен быть:

«1. Сформулируем подробно — это предполагает, что выпускник не должен ограничиваться простым указанием факта, например, например: «Примером этому может служить моя мама» или «Иван Грозный». Требуется развернуто (детализировано, обстоятельно и т.п.) показать, как в жизненной ситуации его мамы или фактах биографии Ивана Грозного проявляется то или иное сформулированное выпускником положение, рассуждение, вывод. В противном случае пример просто не будет засчитан.

2. Чтобы подтвердить изложенную основную идею, теоретическая позиция, рассуждение или вывод четко связаны с позицией, рассуждением, проиллюстрированным выводом, указывая на очевидную значимую связь примера с проиллюстрированной позицией, рассуждением, выводом. указание на то, что пример должен подтверждать указанную идею, был добавлен с целью дальнейшего акцентирования внимания выпускника на связи представленных примеров с теоретическим содержанием мини-эссе.

3. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

Требование добавлено в 2019 г. д л я повышения качества мини-сочинений. Мы рекомендуем выпускникам руководствоваться так, чтобы при написании мини-эссе они иллюстрировали различными примерами в расположении содержания, рассуждениях. Это позволит избежать рядов однотипных примеров, допустим, детей-маугли (в Индии нашли девочек, воспитанных волками, в Z области брошенную мамой девочку воспитала кошка и т.д.) или конфликтных ситуаций в семье».

На основе критериев проверки можно выделить ещё одно требование:

4. Отсутствие фактических ошибок. «Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании».

два варианта построения доказательства

минимальный

повышенный уровень

Критерии оценки мини-эссе включают обязательное требование только по количеству примеров: их должно быть не менее двух и, повторяю еще раз, из двух разных источников. Количество аргументов — свободный выбор выпускника. Как правило, для построения доказательства выпускники выбирают первый из двух описанных вариантов: одна тема и два примера.

_

6. Заключительный абзац, Заключительный абзац может включать

  • подведение итогов аргументации («таким образом, я считаю свою позицию доказанной») и возвращение к доказываемому тезису;
  • возвращение к актуальности высказывания автора;
  • подчеркивание многогранности данной темы и множественности точек зрения на нее («Безусловно, высказанная мной точка зрения не является единственной.

Поднятая автором проблема всегда обсуждалась, на нее существуют различные точки зрения, ценность которых определяется степенью их аргументированности»);

  • синтезированный вывод (вывод, которые дополняет авторский тезис или тезис, выдвинутый выпускником).

В заключительном абзаце не следует признавать свою точку зрения единственно верной, не следует благодарить автора высказывание за что-либо (например, «за столь актуальное и важное высказывание»), не следует эмоционально призывать читателя мини-сочинения к чему-либо.

Следует учитывать, что при проверке мини-сочинения оцениваются не философские, религиозные, мировоззренческие, общественно-политические и прочие взгляды выпускника, не степень его патриотизма, не эмоциональность его призывов и советов, а умение логически рассуждать, чётко и ясно формулировать мысль, доказывать её, структурировать информацию. Цель написания эссе по общественным наукам — не дать совет эксперту, который его читает, и не выступить на политическом мероприятии, а показать способность мыслить. Это означает, что в завершении эссе о роли морали в жизни общества не нужно писать: «Когда у меня будет ребёнок, я буду ответственно подходить к его воспитанию и обязательно сделаю из него морального человека», в завершении эссе о роли закона в жизни общества не следует писать: «В заключении хочу призвать всех соблюдать закон и следовать ему!», а в заключении эссе о качествах политического лидера нет необходимости писать: «Слава России! И спасибо таким людям, как наш Президент».

Заключительные советы и замечания

1. Нужно ли писать эссе?

Безусловно, писать эссе необходимо, если выпускник рассчитывает не просто перейти «порог» (42 итоговых балла из 100) и не получить «двойку», а нацелен на высокие баллы. Современная структура ЕГЭ по обществознанию предполагает, что 53,8% баллов максимум можно получить за первую часть (бывшие части А и В) и 46,2% — за вторую (бывшую часть С).

Эссе содержит до 6 основных пунктов, больше, чем любое другое задание за весь экзамен. При переводе в итоговые баллы эссе может «стоить» выпускнику 10-12 баллов из 100. Поэтому недопустимо упускать из виду эссе желающих сдать экзамен на высшие баллы. Но важно помнить, что сочинение — довольно сложное задание, оно требует серьезной подготовки. невозможно написать работу на 6 баллов из 6, если вы пишете экзаменационную работу впервые в жизни. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание обучению написанию эссе: напишите мини-эссе на разные темы не менее 10 раз и разнесите его вместе с преподавателем.

2. Субъективный фактор, и как с ним бороться

Важно понимать, что вторая часть экзамена по обществознанию (вопросы для открытого развернутого ответа) весьма субъективна в оценивании, подвержена наибольшему влиянию человеческого фактора при проверке. Сколько экспертов, столько и мнений, поэтому бывают ситуации, когда за одно и то же эссе один эксперт выставляет 6 баллов, а другой — 0. Способом преодоления субъективности оценивания выступает множественная проверка работ: каждую работу выпускника проверяют минимум два эксперта независимо друг от друга, и при расхождении в 1-2 балла выставляется более высокая оценка (в пользу выпускника), а при расхождении в 3 и более баллов работа отправляется на третью проверку, результат которой и будет окончательным. Но и его можно попытаться оспорить на апелляции, хотя при этом следует помнить, что у апелляции может быть три результата:

  • отклонить;
  • удовлетворить с повышением балла;
  • удовлетворить с понижением балла.

Поэтому задача выпускника — осознавая неизбежность субъективного фактора, позитивно адаптировать специалиста к своей работе. Проверка экзаменационных работ выпускников проводится на следующий деть после ЕГЭ (в первой половине июня) и проходит либо один день, либо два дня. В первом случае эксперту необходимо проверить 5-6 пакетов (по 20 работ в каждом) за один день, а во втором — 3-4 пакета каждый день. Выпускнику нужно представить себя на месте экзаменатора: когда ты читаешь 80 тем в день в жару и под камерами, делаешь это очень быстро, и каждая мелочь может повлиять на итоговую оценку. Поэтому орфографические ошибки, ошибки в фактах, неразборчивый почерк, излишний объем работы при отсутствии глубокого содержания, эмоциональная заносчивость и прочие, казалось бы, мелкие недостатки «играют» против выпускника, хотя формально и не должны оцениваться.

Положительное впечатление о выпускнике у эксперта могут сформировать:

  • проявления общей текстовой культуры (например, наличие в эссе предложения об актуальности, скромность самовыражения, наличие корректного заключительного абзаца);
  • уместные проявления эрудиции (например, показать знание личности автора высказывания, подобрать интересные примеры, использовать в эссе иные известные высказывания других авторов, называть учёных, внесших свой вклад в разработку выбранной темы и пр.;
  • хотя, ещё раз напомню, что само по себе всё это не оценивается по критериям);
  • умеренный объем эссе (не меньше половинки листа А4, но не желательно не более 1,5 страниц текста);
  • разборчивый почерк.

Так сколько же суждений о мини-сочинении («эссе») по обществознанию были верными?

Если читать был внимателен при изучении рекомендаций по написанию мини-сочинения (эссе) по обществознанию, то, полагаю, он и сам догалася, что из 6 приведённых в самом начале этой статьи суждений ни одно верным не является. Разберёмся с каждым из них.

1) Мини-сочинение (эссе) по обществознанию обязательно нужно начинать с выражения собственного мнения, то есть согласия или несогласия с автором высказывания. НЕТ, ни в коем случае! Эссе нужно начинать с интерпретации цитаты (раскрыть поднятую автором высказывания тему, проблему, точку зрения автора по данному вопросу), а уже потом соглашаться или не соглашаться с автором (и то — уже после теоретической части, где мы даём определения терминам, связанным с темой высказывания, приводим иные теоретические положения).

2) В мини-сочинении (эссе) по обществознанию обязательно нужно дать краткую характеристику автору, указать, кем он был, чем известен, когда и где жил. НЕТ, это не обязательно и по критериям само по себе не оценивается. Повторюсь, что это оценивается только в том случае, если приведённые об авторе высказывания факты позволяют раскрыть смысл его высказывания или аргументировать позицию выпускника (например, если события жизни автора высказывания выступают в качестве примера в доказательство позиции выпускника).

НЕТ, с примерами из своей личной жизни, а также личной жизни родителей, друзей и соседей

4) Для раскрытия смысла выбранного высказывания достаточно его просто переписать. НЕТ, дословный обзор выбранного высказывания означает неспособность выпускника определить тему, проблему, затронутую автором в высказывании, выделить позицию, точку зрения автора. При этом по критерию «раскрытие смысла высказывания» присваивается 0 баллов и работа в дальнейшем не проверяется. Раскрыть смысл высказывания означает дать его интерпретацию! Конечно, переписать выбранное высказывание перед текстом эссе нужно (чтобы проверяющему эксперту было проще), но это само по себе не означает интерпретацию; интерпретация должна состоять в переводе смысла высказвания на язык обществоведческих терминов.

5) При написании мини-сочинения (эссе) по обществознанию обязательно нужно пользоваться шаблонными фразами, «клише», что особенно ценят проверяющие эксперты. НЕТ, хотя пользоваться ими не запрещено. Но вообще хоть как-то надо проявлять не стереотипы и умение следовать образцу, а оригинальность. Следует держать в голове структуру эссе (основные элементы мини-сочинения в нужном порядке от интерпретации до примеров и заключения), но не обязательно использовать ритуальные безликие фразы-клише в каждом из элементов эссе, всё больше и больше убеждая эксперта в вашей посредственности.

6) Как и в задании 26, в мини-сочинении (эссе) по обществознанию можно обойтись абстрактными примерами про гражданина N и гражданку M. НЕТ категорически, поскольку как раз в эссе не допускается абстрактная аргументация (в 99% случаев, а на этом 1% мы не будем останавливаться), а требуются именно факты и примеры из различных источников, требуется проявить эрудицию — имеющиеся у выпускника знания, кругозор, увлечения и т.д.

Практикум: цитаты и примеры эссе

цитаты, предложенные для написания эссе в реальном ЕГЭ 2014 г

«рыбы» (предварительные планы) для четырёх эссе на следующие темы

попытайтесь сами написать собственные эссе на эти темы

В разделе я прилагаю несколько наиболее удачных эссе по следующим темам (5 баллов из 5, когда эссе оценивалось максимально 5 баллами) :

  • «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу» (Б. Шоу)
  • «Лучший способ сделать карьеру – родиться в нужной семье» (Д. Трамп)
  • «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (И.Т.

Посошков)

  • «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое» (А. Карр)
  • «У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М.

Амосов)

  • «Неравенство – такой же хороший закон природы, как и другой» (И. Шерр)
  • «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев)
  • «…без полноценного усвоения традиционной грамотности компьютерная грамотность не может быть использована во всех своих возможностях, человек превращается в придаток компьютера» (И.А.

Негодаев)

попробуйте сами либо полностью написать эссе по ним

В разделе «» вы можете найти несколько примеров «анти-мудрецов» — самых неудачных вариантов, которые я когда-либо тестировал.

Посмотреть советы к выполнению других заданий второй части (бывшего блока «С») ЕГЭ по обществознанию: