Тот раздел учения, который называется «практическая философия», посвящен законам рациональной и нравственной деятельности человека. Он разделяется на три части: этику (нравственную философию), учение о хозяйственной деятельности (экономику) и политику (философию государственных наук).
Аристотель изложил свои концепции добра и законов нравственной жизни отдельного человека в трактате, который он написал для своего сына Никомаха. Ученые называют это сочинение «Никомаховой этикой» – для отличия от других трактатов, тоже именуемых «этикой» и, по всей вероятности, ошибочно приписанных Аристотелю («Большая Этика», «Эвдемова Этика» и др.).
Этика Аристотеля
Согласно Аристотелю, истинная этика не ограничивается простым знанием хорошего, потому что человек, который знает хорошее, может, увлеченный чувственными желаниями, действовать плохо. Аристотель считает, что основная суть этики — это направление свободной и разумной деятельности на благо. Сначала эта разумная этическая деятельность бывает только результатом отдельных актов свободного решения души; но через упражнение она становится привычной и делается «постоянным качеством воли», неизменным свойством характера. Тогда разумный элемент души непрерывно владычествует над тем её элементом, который доступен влиянию чувственных впечатлений и страстей; тогда человек живет добродетельно и постоянно поступает нравственно.
Основное отличие добродетели «Никомаховой этики» Аристотель видит в поддержании разумной середины между противоположными крайностями, поскольку крайности являются сущностью пороков. Следовательно, пороки — это две крайности: тщеславие и трусость, а середина между ними — щедрость — это этическая добродетель. К числу добродетелей Аристотель относит также мужество (среднее между пороками безрассудной отваги и трусости), щедрость (среднее между расточительством и скупостью) и т. д.
Нравственная деятельность души, истинная этика всегда направлена к высочайшему благу, добру; потому она ведет к счастью. Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни. Но помимо добродетели для счастья необходимы и физические блага: здоровье, хорошее телосложение, материальное благополучие. Таким образом, Аристотель, не признавая, как Аристипп, удовольствие как высшее благо, не исключает истинного удовольствия из концепции счастья.
Государственный идеал Платона и Аристотеля
... учение Аристотеля - добродетели Политическое учение Аристотеля было изложено им в основном в его «Политическом труде, примыкающем к Этике". Но в известном смысле "Политика" уже по своему предмету, чем "Этика". "Политика" ...
«Никомахова этика» Аристотеля потому признаёт важными хорошее телосложение и другие хорошие физические качества, что считает их необходимыми для возможности вести добродетельную жизнь. Наслаждение, по Аристотелю, есть естественное следствие добродетели; оно – чувство довольства, возбуждаемое в человеке сознанием, что его поступки нравственно хороши. Добрые дела не подпадают под определение какого-либо элемента нравственной жизни, поскольку добродетель не является таковой. Есть разные добродетели; каждый класс людей имеет свои особые этические обязанности; но есть добродетели, составляющие обязанность всех людей; такова, в особенности, справедливость.
Итальянская рукопись «Никомаховой этики» Аристотеля с миниатюрами. 1490-е
Тезис Аристотеля о том, что каждое истинно этическое действие имеет источник разума, неизбежно приводит его к признанию возможности человека свободно выбирать между добром и злом. «В нашей власти добродетель, точно так же, как и порок, ибо мы властны действовать во всех тех случаях, когда властны и воздержаться от действия», – пишет он в «Никомаховой этике».
Хорошая этика имеет наивысшее достоинство, когда ее целью является общее благо, благо государства. Потому нравственная философия имеет тесную связь с философией общественного быта («»).
Переход от «этики» к «политике» составляет небольшой трактат Аристотеля «О дружбе». Аристотель считает дружбу добродетелью, потому что это также выполнение этических обязанностей. Вообще нравственность, по Аристотелю, обусловлена тем, что человек живет в обществе других людей.