Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление направляет выпускника на размышления о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях от путешествий других людей, об уличных приключениях литературных героев, фантастических путешествиях во времени и пространстве, теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание улицы как способа научных исследований и творческих поисков. Путь можно понимать не только в конкретном, но и в символическом смысле. Тематика эссе позволит нам рассказать о том, как человек на жизненном пути приобретает практический и духовный опыт, меняется и лучше понимает себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, дневникам путешествий и публицистике позволит нам рассматривать путешествия как важное средство познания реальности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление акцентирует внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, на надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят вам задуматься о диалектике «преимуществ» и «недостатков» процесса цивилизации, положительных и трагических последствиях развития технологий, способах достижения баланса между материальными и техническими выгодами и духовными ценности человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, ученые и художники понимают технический прогресс, в чем они видят его пользу и вред. также оправдано обращение к произведениям искусства, в которых есть мотив для научных открытий, включая жанры научной фантастики, утопии и антиутопии.
НАУЧНЫЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РАБОТЫ,
... исследования по курсу должны проводиться единообразно, предоставляться повторно для проверки руководителю в соответствии с графиком написания и защиты курсовых работ, разработанным научным руководителем ... достижение конкретной цели. В состав курсовой работы входят: титульный лист, задание, отзыв, реферат, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, [Электронный ...
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление призвано понять «преступление» и «наказание» как общественно-нравственные явления, соотнести их с понятиями права, совести, стыда, ответственности, покаяния.
Тематика рефератов позволит вам проанализировать и оценить действия человека с юридической и этической точки зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской).
Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивация выбора работы может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение представленных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблемы, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Тематика рефератов, ориентированных на широкий круг социальных и философских вопросов, позволит соотнести историю и современность, опираться на взгляд читателя и опыт социально значимой деятельности выпускника.
При распространении тематики этого направления можно использовать примеры из художественной, исторической, психологической, философской и публицистической литературы для аргументации, обозначения своей гражданской и нравственной позиции при их интерпретации.
Места регистрации выпускников прошлых лет и обучающихся СПО для участия в ЕГЭ в 2021 году изменились
В 2020-2021 учебном году изменны места регистрации выпускников прошлых лет (ВПЛ) и обучающихся СПО для участия в ЕГЭ.
Куда вставить цитату в итоговое ?
... пропущенных слов - эллипс или, если примечание важно, эллипс в угловых скобках. Как правильно оформлять цитаты из книг? Правописание Самый распространенный способ – выделение кавычками. ... в прозаических цитатах такая же, как и в прямой речи. Сколько должно быть цитат в итоговом сочинении? За это время вам нужно создать текст не менее 350 слов - это рекомендуемое количество слов в итоговом эссе. ...
Обучающиеся СПО и выпускники прошлых лет
в городе Пскове — МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1», (г.Псков, ул.23 июля, д. 13)
в городе Великие Луки — МБОУ «Центр образования» (г.Великие Луки, ул.Половская, д.3)
в муниципальных районах области в общеобразовательных организациях – согласно перечню .
Выпускники прошлых лет,
обучающиеся СПО,
Выпускники прошлых лет участвуют в ЕГЭ в досрочный период
обучающиеся СПО
Обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных организациях,
в ГИА экстерном обучающиеся СПО должнеы написать итоговое сочинение
Экстерны участвуют в написании итогового сочинения в основные сроки (05 апреля 2021 года) и проходят ГИА в основные сроки (май-июнь 2021 года).
Регистрация выпускников прошлых лет и обучающихся СПО для участия в итоговом сочинении в 2020-2021 учебном году
регистрации выпускников прошлых лет
до 18 ноября 2020 года
в г.Псков
Телефон: 8(8112) 66-37-93, время приема заявлений: 10.00-17.00, перерыв 13.00-14.00
в г.Великие Луки
в муниципальных образованиях области
Местами проведения
в г.Пскове — МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1», ул. 23 июля, 13.
в г.Великие Луки
в муниципальных образованиях области
Итоговое сочинени (изложение) проводится:
в первую среду декабря
для учета результатов в качестве индивидуальных достижений при поступлении в ВУЗ (для выпускников прошлых лет, обучающихся СПО, иностранных граждан и др.) в первую среду декабря, первую среду февраля, первую рабочую среду мая.
Выпускники предыдущих лет, способы участия в выпускной работе определяются самостоятельно.
Совместным приказом Министерства просвещения России и Рособрнадзора утверждено новое расписание проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/21 учебном году.
основной срок проведения итогового сочинения (изложения) – 5 апреля 2021 года
Положительным итогом написания итогового реферата является допуск к итоговой государственной аттестации для выпускников 11 классов. Студенты с ограниченными возможностями вместо выпускной работы имеют право выбрать написание презентации.
Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году:
02 декабря 2020 года
03 февраля 2021 года
05 мая 2021 год
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году
исьмо Рособрнадзора от 24.09.2020 г. № 05-86
1.
2.
3.
3.
Объявлены открытые направления тем итогового сочинения 2020-2021 учебного года
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах утверждены пять открытых направлений тем сочинения на 2020/21 учебный год, они были объявлены 28 августа в ходе VII Общероссийского родительского собрания.Направления для тем итогового сочинения в 2020/21 учебном году: «
Государственная итоговая аттестация (11 класс)
... ФГБНУ «ФИПИ» в разделе «Итоговое сочинение» опубликованы методические материалы по итоговому сочинению (изложению): 2018-2019 учебный год ! В соответствии с письмом Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Федеральной службы по надзору в ...
Забвению не подлежит»
«Я и другие»
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
«Время перемен»
«Разговор с собой»
Окончательный набор тем для эссе для разных регионов будет объявлен за 15 минут до местного времени начала.
Положительным итогом написания итогового реферата является допуск к итоговой государственной аттестации для выпускников 11 классов. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Студенты с ограниченными возможностями вместо выпускной работы имеют право выбрать написание презентации.
Заключительное эссе, если оно подано для поступления в университет, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, в том числе те, кто ранее написал заключительное эссе, могут писать его по своему желанию. При этом финальную диссертацию они смогут подать в университеты только на текущий год, а диссертация последнего года будет аннулирована.
Основной крайний срок написания итогового эссе в новом учебном году — 2 декабря 2020 года. Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат «незачет», не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его написание по уважительным причинам смогут написать сочинение в дополнительные сроки – 3 февраля и 5 мая 2021 года.
Объявлены открытые направления тем итогового сочинения 2019-2020 учебного года
пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
Открытые показания утверждены Советом по проведению выпускного эссе в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Размещены в Методических рекомендациях для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения), в 2019/2020 учебном году (Приложение 8 к письму Рособрнадзора от 24.09.2019 № 10-888)
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год
Регистрация выпускников прошлых лет и обучающихся СПО для участия в итоговом сочинении в 2018-2019 учебном году
до 21 ноября 2018 года
в г.Псков
Телефон: 8(8112) 66-37-93, время приема заявлений: 10.00-17.00, перерыв 13.00-14.00
в г.Великие Луки
Обучающиеся СПО, планирующие сдавать ЕГЭ без получения аттестата, регистриуются для участия в итоговом сочинении:
в г. Пскове в
в г.Великие Луки
в муниципальных образованиях области
Местами проведения
в г.Пскове — МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1», ул. 23 июля, 13.
в г.Великие Луки
в муниципальных образованиях области
Итоговое сочинени (изложение) проводится:
для выпускников текущего года, как условие допуска к ГИА, в первую среду декабря,
для учета результатов в качестве индивидуальных достижений при поступлении в ВУЗ (для выпускников прошлых лет, обучающихся СПО, иностранных граждан и др.) в первую среду декабря, первую среду февраля, первую рабочую среду мая.
Выпускники предыдущих лет, способы участия в выпускной работе определяются самостоятельно.
Сочинения прописывается без кавычек. Если тема содержит цитату, ...
Заключительная часть призвана подвести читателя к логическому завершению эссе. Требования к техническому оформлению сочинения 1) Тема сочинения прописывается без кавычек. Если тема содержит цитату, то ... аккуратным, разборчивым почерком . 10) Орфографические, пунктуационные, грамматические ошибки в сочинении не допустимы. Поэтому эссе должно не только раскрывать конкретную тему, но и соответствовать ...
Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2018-2019 учебном году:
05 декабря 2018 года
Регистрация выпускников прошлых лет и обучающихся СПО для участия в итоговом сочинении в 2017-2018 учебном году
регистрации выпускников прошлых лет
до 20 ноября 2017 года
в г.Псков
Телефон: 8(8112) 66-37-93, время приема заявлений: 10.00-17.00, перерыв 13.00-14.00
в г.Великие Луки
Обучающиеся СПО, планирующие сдавать ЕГЭ без получения аттестата, регистриуются для участия в итоговом сочинении:
в г. Пскове в
в г.Великие Луки
в муниципальных образованиях области
Местами проведения
в г.Пскове — МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1», ул. 23 июля, 13.
в г.Великие Луки
в муниципальных образованиях области
Итоговое сочинени (изложение) проводится:
для выпускников текущего года, как условие допуска к ГИА, в первую среду декабря,
для учета результатов в качестве индивидуальных достижений при поступлении в ВУЗ (для выпускников прошлых лет, обучающихся СПО, иностранных граждан и др.) в первую среду декабря, первую среду февраля, первую рабочую среду мая.
Выпускники предыдущих лет, способы участия в выпускной работе определяются самостоятельно.
Даты проведения итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году:
Приказом ГУО Псковской области от 23.10.2017 № 1150 определен
Приказом ГУО Псковской области от 27.10.2017 № 1166 определна проведения итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году на территории Псковской области
от 09.11.2017 № 10-765 о направлении Графика внесения сведений об итоговом сочинении (изложении) в РИС
от 12.10.2017 № 718 о направлении Методических рекомендаций для подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) в 2017-2018 учебном году:
1.
2.
3. отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
4.
5.
6.
7.
8.
Объявлены открытые направления тем итогового сочинения 2017-2018 учебного года
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения сегодня объявили Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева и советник президента РФ В.И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017/18 учебный год:
- «Верность и измена»,
- «Равнодушие и отзывчивость»,
- «Цели и средства»,
- «Смелость и трусость»,
- «Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, выпускным экзаменом является допуск выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом студенты с ограниченными физическими возможностями имеют право выбирать написание презентации. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил неудовлетворительный результат по итоговому эссе, ему предоставляется возможность повторить его.
Мотивация. Сочинения по русскому языку и литературе. Политика ...
... на деятельность, направленную на достижение целей. Сразу хочу сказать, прежде чем открывать тему, что мотивация и мотивация ... такое наблюдение: чем практикуется, тем удачливее становится. это совпадение? Обучение - это место, где практика встречает множество возможностей. Талант не может выжить без тренировки. В образовании ... используя только общие советы учителя. Именно поэтому мотивация учащихся ...
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017/18 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена».
В сфере режиссуры можно говорить о верности и предательстве как о противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точки зрения и ссылаясь на примеры из жизни и литературы.
Понятия «верность» и «предательство» находятся в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют действия героев в ситуации морального выбора как в личных отношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, сердечных героев, готовых откликнуться на чужие радости и проблемы, а с другой — персонажей, олицетворяющих противоположный, эгоистичный тип личности.
3. «Цели и средства»
Понятия этого направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности определения значимых целей, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также этической оценке человека.
Во многих литературных произведениях представлены персонажи, сознательно или ошибочно выбравшие для реализации своих проектов неподходящие средства. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противостоят герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость»
Это направление основано на сравнении противоположных проявлений человеческого Я: готовности к решительным действиям и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, иногда экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные на смелые поступки, так и характеры, демонстрирующие слабость духа и безволие.
5. «Человек и общество»
Для вопросов этого направления актуально видение человека как представителя компании. Общество формирует личность по-разному, но личность также способна влиять на общество. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. не менее важно подумать об условиях, при которых человек должен подчиняться социальным законам, а общество должно учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, творческих или деструктивных последствий этого взаимодействия для личности и человеческой цивилизации.
Объявлены открытые направления тем итогового сочинения 2016-2017 учебного года
открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года
- «Разум и чувство»,
- «Честь и бесчестие»,
- «Победа и поражение»,
- «Опыт и ошибки»,
- «Дружба и вражда».
Каждая тематическая область включает две, в основном полярные, концепции. Такой подход позволяет создавать различные тематические формулировки эссе и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Ниже приводится краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами Федерального института педагогических мероприятий и утвержденный Советом по выпускной диссертации в выпускных классах.
1. «Разум и чувство»
Тема разума и сантиментов интересна писателям разных культур и эпох: герои литературных произведений часто сталкиваются с выбором между диктатом сантиментов и внушением разума.
2. «Честь и бесчестие».
Многие писатели сосредоточились на изображении различных проявлений личности: от верности моральным правилам до различных форм компромисса с совестью и до глубокого нравственного упадка личности.
3. «Победа и поражение»
Литературные произведения часто показывают неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки».
Литература часто предполагает связь между опытом и ошибкой: опытом, предотвращающим ошибки, ошибками, без которых невозможно двигаться по жизненному пути, и непоправимыми, трагическими ошибками.
5. «Дружба и вражда».
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих взаимоотношений или неприязнью людей, перерастанием дружбы во вражду или, наоборот, с образом человека, способного или неспособного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеять вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
- соответствие открытым тематическим направлениям;
- обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
- обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
- нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
- соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
- ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Общая информация: итоговое сочинение
Участники итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) как условия допуска к ГИА
проводится для обучающихся XI (XII) классов, в том числе для:
- иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
- лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании);
- обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.
Итоговое сочинение вцелях использования его результатов при приеме в ВУЗы по желанию может проводится для:
- лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
- граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе — выпускники прошлых лет);
- лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
- лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
- лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее — лица со справкой об обучении).
Изложение в праве писать следующие категории лиц:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Порядок подачи заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)
не позднее чем за две недели
обучающихся
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Регистрация лиц со справкой об обучении для участия по их желанию в итоговом сочинении проводится в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. Эти субъекты при подаче заявки представляют свидетельство о прохождении обучения в соответствии с образцом, самостоятельно установленным органом, осуществляющим учебную деятельность.
Лица, участвующие в сочинении по желанию, самостоятельно выбирают срок написания итогового сочинения из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
Эти субъекты указывают в заявке выбранную дату участия в финальном эссе.
Указанное заявление подается лично.
Сроки и продолжительность написания итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (основной срок проведения итогового сочинения (изложения), а также в дополнительные сроки — первая среда февраля и первая рабочая среда мая.
Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).
В продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).
Проведение итогового сочинения (изложения)
Итоговое сочинение (изложение) проводится в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных регионом.
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
До начала проведения итогового сочинения (изложения) члены комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения) проводят инструктаж участников.
Инструктаж состоит из двух частей. Первая часть инструктажа проводится до 10.00 по местному времени и включает в себя информирование участников о порядке проведения итогового сочинения (изложения), продолжительности написания итогового сочинения (изложения), о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о том, что записи на черновиках не обрабатываются и не проверяются.
Повторный допуск к сдаче итогового сочинения (изложения)
Повторно допускаются к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные в текущем учебном году (первая среда февраля и первая рабочая среда мая):
- обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
- участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
- участники итогового сочинения (изложения), не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).
Ознакомление с результатми итогового сочинения (изложения) и сроки действия итогового сочинения
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).
Итоговая диссертация, если она представлена для поступления на курсы повышения квалификации или специализации, действительна в течение четырех лет, следующих за годом, в котором она была написана.
Выпускники прошлых лет могут участвовать в итоговом сочинении, в том числе при наличии у них действующего итогового сочинения прошлых лет.
Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.
Порядок проверки итогового сочинения (изложения)
Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе «зачет» или «незачет» по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным ниже требованиям.
Требования к сочинению:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Если в сочинении менее 250 слов
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требования к изложению:
Требование № 1. «Объем итогового изложения»
Рекомендуемое количество слов – 250-300.
Если в изложении менее 150 слов
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:
Сочинение |
Изложение |
1. Соответствие теме |
1. Содержание изложения |
2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
2. Логичность изложения |
3. Композиция и логика рассуждения |
3. Использование элементов стиля исходного текста |
4. Качество письменной речи |
|
5. Грамотность |
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев.
Представление итогового сочинения в ВУЗы в качестве индивидуального достижения
Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).
В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 29.07.2016) (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.
При поступлении на программы бакалавриата, специализации кандидат может быть награжден за индивидуальное достижение в сумме не более 10 баллов.
Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при согласии на обучение по образовательным программам, программам специальностей с равным количеством конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по магистерским программам, устанавливается организацией независимо.
Перечень фиксируемых индивидуальных результатов и порядок их регистрации устанавливаются Организацией в соответствии со статьями 43 — 46 Порядка и указываются в правилах приема, утверждаемых Организацией самостоятельно.
Общая информация: итоговое сочинение 2015-2016 учебный год
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в письме информирует о сроках проведения итогового сочиненения (изложения) в 2015-2016 учебном году.
Итоговое сочинение (изложение) проводится:
02 декабря 2015 года;
03 февраля 2016 года;
04 мая 2016 года.
Тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года
Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.
В качестве первых четырех тематических областей были выбраны ключевые слова «время», «дом», «любовь», «путь». Пятое направление названо «Год литературы». Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ «ФИПИ» и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.
«Время» – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
«Дом» – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Неоднозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, о соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
«Любовь» – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Он будет рассматривать любовь как возвышенное явление, которое облагораживает и возвышает человека со своими светлыми и трагическими сторонами.
«Путь» – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений до размышлений о судьбе человека, его образе жизни, о выборе цели и средствах ее достижения.
«Год литературы»
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/sochinenie/na-temu-trudovyie-otnosheniya/
Сами темы курсовых работ будут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Темы итогового сочинения будут публиковаться за 15 минут, Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации, Результаты итогового сочинения — «зачет» или «незачет», Федеральная нормативная база и методические рекомендации, Региональная нормативная база о проведении сочинения
2016 — 2017 учебный год
«Об организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в дополнительный срок 01 февраля 2017 года»
«Об уничтожении оригиналов бланков итогового сочинения (изложения)»
«О внесении изменений в отдельные приказы Государственного управления образования Псковской области»
«Об утверждении организационно-территориальной схемы проведения итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в 2016-2017 учебном году»
2015 — 2016 учебный год
«О внесении сведений об итоговом сочинении (изложении) в региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, проверки и обработки бланков итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области в 2015-2016 учебном году»
«Об утверждении Порядка ознакомления участников с результатами государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе с результатами итогового сочинения (изложения) на территории Псковской области»
2014-2015 учебный год
Темы итогового сочинения в 2014-2015 уч.год у
Комплект тем итогового сочинения 06.05.2015:, Комплект тем итогового сочинения 04.02.2015:, Комплект тем итогового сочинения 03.12.2014, Информационные плакаты по итоговому сочинению (изложению)
Информация для выпускников прошлых лет об участии в итоговом сочинении
в целях использования его результатов
самостоятельно
в первую среду декабря
Для выпускников прошлых лет итоговое сочинение может проводиться в первую среду февраля (03 февраля 2016 года) и первую рабочую среду мая (04 мая 2016 года).
Повторно допускаются к сдаче
не явившиеся
не завершившие сдачу
оригиналы документов об образовании
не позднее чем за 2 недели
до 16.11.2015 года на написание 02.12.2015 года;
- до 19.01.2016 года на написание 02.02.2016 года;
- до 19.04.2016 года на написание 04.05 2016 года.
5. Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут (3 часа 55 минут).
Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 по местному времени.
запрещается пользоваться текстами литературного
7. Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности экзамена 4 и более часа организуется питание.
8. Во время проведения итогового сочинения (изложения) на рабочем столе обучающегося, выпускника прошлых лет, помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся:
- ручка ( гелевая , капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета );
документ, удостоверяющий личность
- при необходимости лекарства и питание;
орфографический словарь
запрещено иметь при себе