Организация внешнеэкономической деятельности фирмы

Дипломная работа

На развитие внешнеэкономической деятельности в нашей стране влияет глобализация экономики, преобладание развития совместной деятельности, в том числе создание совместных предприятий, а также гармонизация внешнеэкономических сделок в соответствии с требованиями международных законодательство право. Внешняя торговля — один из важнейших видов внешнеэкономической деятельности, имеющий большое значение для развития экономики России. Статистические данные свидетельствуют о наличии в последние годы постоянного роста товарооборота во внешней торговле.

Состояние продовольственного рынка и вопросы обеспечения населения качественными продуктами питания были и остаются наиболее актуальными проблемами для органов государственной власти. Важнейшим условием решения этой проблемы является формирование эффективного механизма государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, исследование которого в настоящее время представляется особенно актуальным в связи с активной интеграцией России в мировую экономику.

Нынешнее состояние внешнеторговых отношений на российском продовольственном рынке в разгар глобального продовольственного кризиса может вызывать только серьезные опасения и угрозы для продовольственной безопасности страны. На фоне мирового роста цен на продовольственные товары, а также увеличения спроса на них при одновременном снижении мировых запасов продовольствия и неблагоприятных погодных условиях в странах — основных сельскохозяйственных производителях совершенствование государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем приобретает всё более значимый характер.

Важным аспектом решения этого вопроса является способность разработать и реализовать оптимальную политику внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, направленную, с одной стороны, на реализацию в максимально возможной степени национальных интересов и продовольственной безопасности, а с другой стороны, – на активную интеграцию страны в мировой продовольственный рынок.

7 стр., 3240 слов

Товароведение продовольственных товаров

... занимается специальная комиссия ФАО/ВОЗ по разработке стандартов на продовольственные товары - Комиссия „Кодекс алиментариус". ... протяжении многих веков эта сторона деятельности человека практически не развивалась, ... техники, технологии, торговли или общественного питания, назначаются приказом по организации и ... в учреждениях дополнительного образования. Опыт работы - Перед сертификацией опытный кандидат ...

Теоретическую и методическую основу исследования составили научные труды отечественных экономистов по проблемам развития продовольственного рынка и государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, а также вопросам обеспечения населения страны продуктами питания отечественного производства: А.И. Алтухова, Г.В. Беспахотного, К.Г. Бородина, Н.А. Борхунова, И.Н. Буздалова, В.И. Добросоцкого, А.П. Зинченко, Р.В. Илюхиной, С.В. Киселева, Л.С. Корбут, В.И. Кушлина, В.П. Коровкина, И.Ю. Ленчевского, В.И. Назаренко, С.Б. Огнивцева, А.Г. Папцова, Э.А. Сагайдака, А.Ф. Серкова, И.Г. Ушачева, В.В. Шайкина, а также представителей зарубежной науки, таких, как Дж.М. Кейнс, П. Кругман, М. Обстфельд, М. Портер, А. Смит, М. Трейси, М. Фридмен и других.

Целью дипломной работы является развитие теоретических основ и разработка методических аспектов совершенствования государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем на основе выявления основных закономерностей функционирования продовольственного рынка в условиях активной интеграцией России в мировую экономику на фоне глобализации.

В соответствии с поставленной целью были решены следующие основные задачи:

  •  раскрыты сущность и содержание государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем и исследована эволюция взглядов на роль государства в регулировании экономики на основе аналитического подхода к различным теориям и воззрениям;
  •  обоснованы теоретико-методологические подходы к формированию государственной внешнеэкономической агропродовольственной политики и предложена система показателей, характеризующих её эффективность;
  •  изучены состояние, возможности и резервы продовольственного рынка России и проанализирована внешняя торговля продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем;
  •  исследованы основные методы и проанализированы инструменты государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем в зарубежных странах и в России;
  •  разработаны предложения по совершенствованию государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем и обоснована их необходимость в условиях возможного вступления России в ВТО;
  •  предложен прогноз развития внешней торговли продовольственными товарами в России с учетом современного состояния мирового продовольственного рынка и основных тенденций его развития.

В качестве объекта исследования рассматривается ООО «Интершелл». Объект исследования — совокупность направлений, методов, механизмов и инструментов государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами.

Информационная база представлена материалами, содержащимися в монографиях и статьях российских и зарубежных экономистов, опубликованных в периодических изданиях, размещенных на web-страницах, по фундаментальным вопросам макроэкономики, тенденциям развития мировой экономики и внешнеэкономической политики государств, законами Российской Федерации, указами Президента, постановлениями Правительства Российской Федерации. В ходе исследования использовались официальные статистические данные и материалы Федеральной службы государственной статистики России, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Мирового Банка, Международного валютного фонда, Института исследований продовольственной и аграрной политики (FAPRI), Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), а также методические и нормативные издания, экспертные оценки ученых, занимающихся проблемами совершенствования системы регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.

8 стр., 3843 слов

Организация сбытовой деятельности на предприятии розничной торговли» ...

... чем увеличивает общую ценность этого товара; сбытовая деятельность реализует помимо конкретных экономических результатов деятельности предприятия, ещё и определенные потребности конкретных потребителей. как вид функциональной деятельности производственного предприятия, сбытовая деятельность является одним из источников ...

В исследовании применялись монографический, …

На странице представлена краткая версия работы.

Полную версию можно получить в офисах Всероссийского учебного центра элитного образования или по электронной почте.

1. Теоретические основы организации внешнеэкономической деятельности фирмы

1.1. Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности фирмы

До сих пор не сформирован единый подход к определению понятия внешнеэкономической деятельности, что во многом связано с тем, что сама внешнеэкономическая деятельность предприятий и предприятий постепенно эволюционировала, развивалась, приобретая новые формы, расширяя свои возможности и функции. Если в конце 80-х, начале 90-х годов субъекты ВЭД преимущественно осуществляли формы, связанные с экспортно-импортными операциями, то постепенно сфера внешнеэкономической деятельности расширялась, и в нее более активно стали включаться и другие формы и виды ВЭД, такие как, привлечение иностранных инвестиций, торговля услугами, технологиями и интеллектуальной собственностью, кооперация и т.п. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появляются все новые формы и виды ВЭД [13].

Анализ дефиниций внешнеэкономической деятельности позволил сделать вывод о том, что большинство авторов трактует внешнеэкономическую деятельность как направление коммерческой или хозяйственной деятельности без учета ее влияния на развитие фирм как экономической системы. Эти взгляды также игнорируют понимание сущности и организации производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия как экономической системы. На практике это приводит к возникновению внутри предприятия «микроагентства» — подразделения внешнеэкономической деятельности со своими интересами, целями, несбалансированного с функционированием экономической системы, хаотичными коммуникационными связями и отсутствием стратегический подход к развитию бизнеса. В какой-то мере это объясняется тем, что, во-первых, в большинстве определений внешнеэкономической деятельности не указывается ее предмет. Последний представляет собой промышленное предприятие как экономическую систему. Все остальные субъекты являются субъектами инфраструктуры ВЭД: внешнеторговые фирмы, выполняющие посреднические внешнеторговые операции, транспортные организации и т.п. Во-вторых, существенным недостатком описанных выше подходов является отсутствие четко сформулированного концептуального признака, позволяющего свести все виды и формы внешнеэкономической деятельности к единому качеству, определяющему их место в экономической системе промышленного предприятия и его деятельности разработка.

10 стр., 4745 слов

Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Внешнеэкономическая ...

... или других учредительных документах компании. Под внешнеэкономической деятельностью понимаются экономические отношения в сфере внешней деятельности хозяйствующих субъектов во взаимодействии с иностранными организациями и предприятиями. В основе лежат соответствующие связи, возникающие ...

Определены роль и место ВЭД в деятельности предприятия как экономической системы (рис. 1.1) [10].

Рис. 1.1. Роль и место ВЭД в деятельности предприятия как экономической системы

Системный подход предусматривает многоуровневую стратификацию экономических систем, необходимость изучения взаимосвязей как внутри, так и между отдельными уровнями экономических систем. выяснилось, что многоуровневые связи в стратификации не получили достаточного освещения, не учитывалась роль внешнеэкономической деятельности в реализации межуровневых связей экономических систем и ее место во внутренней экономической системе фирмы. На основе анализа теоретических и практических аспектов многоуровневой стратификации экономических систем предложено дополнить стратификацию интра- и миниэкономической системами (табл.1.1).

На микроуровне экономической системы возникают отношения особенного разделения и кооперации труда между их собственниками, менеджерами и коллективами в границах: внутриотраслевой конкуренции и монополии, что выражается в рыночных ценах производства, а реализуется через деятельность предприятия, ориентированную на внутренний рынок; международной конкуренции, что выражается в мировых ценах, а реализуется через ВЭД предприятия [17].

На интрауровне экономической системы предприятия на стадии воспроизводственного процесса формируются отношения между группами работников подразделений, субъектов предпринимательской деятельности предприятия, в его основных и инфраструктурных звеньях, выражаемые в расчетных ценах (долях в затратах и доходах) частей общего продукта. Внутриуровневый базируется на нижних уровнях экономических систем: мини-уровне и наноуровне. Первый уровень охватывает отношения разделения и кооперации труда, конкуренцию и монополию, обмен деятельностью и ее продуктами между профессиональными группами предприятия, что выражается в коллективных переговорах с целью совершенствования тарифной системы оплаты труда, соответствующей структуре производства и затрат на отдельные свойства общего продукта по видам деятельности. На наноуровне экономической системы ее содержанием становятся отношения единичного разделения и кооперации труда отдельных работников, конкуренции и монополии индивидов на знание, навыки и умение внутри профессиональных групп, формирование и реализация ценности и полезности их труда. Олицетворение российских компаний выражается в структуре и цене человеческого капитала, в функциях и динамике рабочих мест, в квалификации и ценах на деятельность физических лиц. Соотношение стратификационных уровней экономических систем показано на рис.1.2 [22].

Таблица 1.1.

Фрагмент многоуровневой стратификации экономических систем

Уровни экономических систем Структура Режимы регулирования развития Функции Результат функционирования

Внутриуровневые группы подразделений фирмы, производящие отдельные виды ее конечной продукции. Специализированные функциональные подразделения с их частичными продуктами и инфраструктурными услугами. Субъекты предпринимательской деятельности предприятия. Режим трансакций. Специальные режимы бизнес-инкубаторов. Приведите общие условия воспроизводства предприятия или его товарных комплексов на отдельных стадиях воспроизводства. Отдельные виды товаров или услуг для внутреннего использования. Продукт предприятия и объем внутренних хозяйственных услуг.

4 стр., 1526 слов

Сущность, формы и условия развития внешнеэкономической деятельности

... становится основой для создания интегрированной системы управления внешнеэкономической деятельностью. Заключение В документе рассматриваются основные виды и формы внешнеэкономической деятельности государства, ее структура, факторы развития и методы регулирования такой деятельности. По результатам работы можно ...

Мини-уровни Профессиональные группы рабочих одной специальности. Трудовые коллективы. Режим ведения коллективных переговоров. Режим создания предпринимательских сетей (интрапартнерства).

Режим корпоративных социальных пакетов. Выполнение профессионально специализированных операций или этапов производственного процесса. Части одного вида продукта или конкретной услуги.

Предложено в экономической системе на интрауровне, выделить следующие подсистемы (рис. 1.2): коммерческую (которая в свою очередь подразделяется на снабженческую и сбытовую); производственную; транспортную; финансовую; сервисную; маркетинговую [16].

Они имеют решающее значение для всех видов деятельности предприятия, включая ВЭД. Эти подсистемы — компоненты разделены, в свою очередь, на ряд подсистем, и это подразделение соответствует структурным подразделениям предприятия. Последнее необходимо, потому что фирмой как системой легче управлять, когда границы ее подсистем обозначены структурными подразделениями.

Рис. 1.2. Соотношение предприятия как экономической системы и ВЭД с другими уровнями экономических систем

Среди вышеупомянутых подсистем наиболее важными являются производственная и коммерческая, которые являются подсистемами первого уровня. Подсистемы: транспортная, складская, финансовая, сервисная, маркетинговая и ценовая, на наш взгляд, подсистемы второго уровня, обслуживающие подсистемы первого уровня. Предлагается определение автора внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия.

Изучение организационных форм внешнеторгового и производственного направления ВЭД промышленных предприятий позволило сделать следующие выводы: каждая из этих форм (часто они тесно взаимосвязаны и потому статистически трудно разделимы) имеют свои достоинства и недостатки, которые следует тщательно взвесить и оценить, и требуют для осуществления определенных условий; любая из этих форм своей первоосновой, побудительным мотивом выбора имеет решение проблемы экспортно-импортной (внешнеторговой) деятельности. Эти выводы позволили предложить модель развития внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий. Эта модель направлена ​​на создание конкурентоспособного и элитного предприятия мирового класса. В качестве ее опорных точек использованы международно признанные ориентиры развития предприятия [20].

установлено, что общепринятого определения «стратегии развития» до сих пор не выработано». Предпринята попытка классификации проанализированных подходов к определению «стратегия развития», что дало возможность в основу понимания сущности стратегии развития ВЭД (внешнеторговой стратегии) взять учет спецификации деятельности и развития промышленных предприятий как экономических систем и места в них ВЭД.

Для выявления факторов, определяющих стратегию развития внешнеэкономической деятельности как с точки зрения выбора, так и с точки зрения реализации, предлагается использовать внешнеэкономический потенциал промышленного предприятия. Предложены дефиниция внешнеэкономического потенциала промышленного предприятия и модель факторов, влияющих на стратегию развития ВЭД (рис. 1.3).

По нашему мнению, внешнеэкономический потенциал промышленного предприятия представляет собой реальные возможности предприятия по реализации стратегии развития ВЭД. На практике этот потенциал может быть подвержен влиянию руководства, если это необходимо, чтобы гарантировать осуществимость выбранной стратегии.

11 стр., 5478 слов

Управление финансовыми ресурсами предприятия

... предприятия, проводить гибкую ценовую политику, внедрять новое в производство, в организацию труда и управление. Целью данной работы является анализ управления финансовыми ресурсами ... основы для анализа. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ, Понятие финансовых ресурсов и их виды Финансовые ресурсы предприятия– это совокупность собственных денежных доходов и ...

Неэффективность и бесполезность операций внешнеэкономической деятельности промышленного предприятия возникает из-за их неудовлетворительного управления, отсутствия опыта и использования устаревших методов и приемов работы, даже иногда с точки зрения российской действительности. На некоторых предприятиях отсутствуют признаки целенаправленной и систематической деятельности в этом направлении из-за низкого качества управления и уровня развития персонала. Если на предприятии не сформирована современная, адекватная условиям ведения бизнеса система управления, которая позволяет ему активно и результативно проводить операции с контрагентами в России и за рубежом, оно сталкивается с целым набором сложных, зачастую неразрешимых проблем при работе с международными рынками [25].

В основу формирования системы управления ВЭД промышленного предприятия, взять следующие основополагающие принципы: стратегия ВЭД и долгосрочные цели; внутренняя организационная структура; внешнее окружение, образующее ограничения системы; финансовые, материальные, временные и иные ресурсы, которые обеспечивают её функционирование; центр принятия управленческих решений, что позволило нам уточнить понятие системы управления ВЭД промышленного предприятия и определить ее особенности, базовые составляющие концепции управления ВЭД, предложить понятие организационно-экономического механизма управления ВЭД, представляющего собой способ функционирования системы управления ВЭД на базе реализации системного подхода.

Рис. 1.3. Модель факторов, влияющих на стратегию развития ВЭД

Сформулированы принципы разработки организационно-экономического механизма управления ВЭД, а именно:

  • определение функциональных блоков-подсистем, необходимых для реализации процессов ВЭД;
  • определение задач и мероприятий по каждой подсистеме;
  • объединение всех функциональных подсистем в единое целое посредством организационно-экономического механизма ВЭД.

Организационно-экономический механизм управления ВЭД должен быть представлен следующими подсистемами-блоками [14]:

  • выбор стратегий развития ВЭД;
  • достижение управленческой синергии в рамках корпоративного менеджмента;
  • совершенствование планирования ВЭД в системе предприятия и определение цен производства;
  • развитие маркетинговых исследований рынков продаж и закупок, разработка рекламы и коммерческих цен;
  • информационное обеспечение в системе корпоративного менеджмента и мониторинг ВЭД;
  • разработка системы адаптации и развития персонала;
  • организация сервисного обслуживания и формирование дилерской сети;
  • развитие финансового менеджмента и системы расчетов с контрагентами.

Каждому подсистемно-функциональному блоку соответствует определенная группа целей и задач, которые могут быть детализированы в конкретных действиях. Следовательно, управление внешнеэкономической деятельностью будет осуществляться через уже существующие или существующие функциональные подсистемы, в которых со временем будут организованы дополнительные элементы. Это позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности.

Под организационно — экономическим механизмом управления ВЭД понимается единый процесс обеспечения взаимосвязанной деятельности функциональных подразделений в рамках установленной организационной структуры, эффективного планирования и оптимального распределения ресурсов в соответствии с выбранным критерием оптимальности для достижения целей и реализации принятой стратегии на международных рынках.

7 стр., 3414 слов

Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия

... управления внешнеэкономической деятельностью исследуемого предприятия, а также процесс построения механизма реализации внешнеэкономических целей и регулирования системы взаимодействия между предприятиями участников внешнеэкономической деятельности. ... учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД. В ...

Организационно – экономический механизм представляет систему методов, способов и приемов формирования и регулирования отношений объектов с внутренней и внешней средой, обладающей определенной интеграционной, синергетической сущностью [22].

Управление внешнеэкономической деятельностью находится внутри компании, взаимосвязано с процессами, которые происходят в компании, и находится во взаимодействии и взаимном развитии с ними. Система управления внешнеэкономической деятельностью интегрирована в менеджмент компании, что, в свою очередь, обеспечивает гибкость, динамизм, непрерывное развитие компании и слаженность формальных и неформальных отношений. По нашему мнению, организационно — экономический механизм ВЭД — это способ функционирования системы управления ВЭД.

Разработана модель организационно-экономического механизма управления ВЭД, которая представлена на блок-схеме (рис. 1.4).

Каждый из этих блоков способствует укреплению позиций компании на зарубежных рынках, реализации ее целей, большей приспособляемости к условиям окружающей среды и эффективному использованию конкурентных преимуществ.

Рис. 1.4. Организационно – экономический механизм управления внешнеэкономической деятельностью предприятия

Очевидно, что основная задача системы управления — обеспечение эффективности через достижение поставленных целей с минимальными затратами ресурсов [29].

С одной стороны эффективность управления (управляющих воздействий) в соответствии с системным подходом есть степень соответствия фактического или ожидаемого результата требуемому (желаемому).

С другой стороны задача оценки эффективности может быть решена с помощью определения достигнутых в процессе функционирования системы управления результатов и затраченных на достижение этих результатов материальных, финансовых, временных и иных видов ресурсов.

Вариация затрат на систему управления характеризует вариацию ее эффективности, если под результатом мы понимаем конечный продукт. Поэтому в части количественной оценки системы управления автором используется подход, предложенный В.Т. Денисовым и Д.В. Киреева, с модификацией, согласно которой изначально описываются затраты предприятия, затем они разделяются на отдельные группы по определенному критерию, и в конце проводится анализ затрат.

Оценены показатели, относящиеся к динамике затрат на рабочую силу для управления внешнеэкономической деятельностью. Трансформация методологии заключается в изменении набора рассчитываемых показателей для лучшего соответствия целям данного исследования, а также в увязке систем контроля и управления с целями компании. При расчетах использовались следующие показатели и их условные обозначения:

  • Пэкс – затраты труда производственных рабочих на производство экспортной продукции, ч;
  • Увэд – затраты труда персонала на осуществление внешнеэкономической деятельности, ч;
  • Эобщ – объем продаж на экспорт, тыс. руб.

При сравнении трудозатрат и тенденции изменения целевого показателя нужно вносить поправочные коэффициенты на события, не зависящие от управленческого воздействия системы управления и влияющие на динамику, как в сторону повышения, так и в сторону понижения, таким образом, исключая воздействие факторов внешней среды, не связанных с конкуренцией.

6 стр., 2691 слов

H000956 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия

... внешнеэкономической деятельности;  Произвести анализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия, а также объемы реализации продукции на внешних рынках;  Выявить главные проблемы, которые сдерживают развитие внешнеэкономической деятельности предприятия;  Разработать рекомендации по увеличению объемов внешнеэкономических операций; Объект исследования - внешнеэкономическая деятельность ...

Для получения сопоставимых данных необходимо использование относительных величин, поэтому предполагается расчет следующих индексов [26]:

  • iп – изменение затрат труда производственных рабочих, %;

(1.1)

где Пi – общие затраты труда производственных рабочих в i-м году, а П0 – в базовом году.

iобщ – изменение трудозатрат на осуществление ВЭД предприятия;

(1.2)

где Увэд(i) – общие трудозатраты на осуществление внешнеэкономической деятельности в i-м году, а Увэд(0) – в базовом году.

iЭ общ – изменение общего объема экспорта, в %;

(1.3)

где Эобщ(i) – общий объем экспорта в i-м году, а Эобщ(0) – в базовом году.

Затем проводится сравнение индексов в сопоставимом временном периоде и на основе этого делается вывод о тенденции эффективности системы управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии, производится анализ воздействий ранее принятых решений и разрабатывается комплекс корректирующих мер.

Интеграция в мировые хозяйственные связи, являющаяся в настоящее время важнейшим фактором развития экономической системы страны, происходит адекватным для рынка способом — посредством внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Эффективность последнего во многом зависит от того, насколько полно рыночный механизм реализует свои возможности как силы, регулирующей экономические отношения и обеспечивающей их исторический прогресс. Решающую роль в действии данного механизма играет конкуренция.

Конкуренция — это особая сфера отношений между хозяйствующими субъектами, имеющая свои особенности, источники и условия развития, из которых формируется конкурентная среда современной экономической системы. При нынешнем уровне развития России эта специфика приобретает национальные особенности в силу особенностей национальной экономики. Поэтому, в частности, развитие внутреннего рынка в условиях мирового финансового кризиса характеризуется нестабильностью и повышенными рисками. Это непосредственно проявляется в состоянии конкурентной среды, которая находится в процессе формирования, а конкурентная борьба, составляющая ее основу, не обеспечивает реализации в полной мере возможностей рыночного механизма [18].

Особенности конкурентных процессов, происходящих в экономике страны, накладывают отпечаток на формирование конкурентной среды внешнеэкономической деятельности. В силу особого положения внешнеэкономической деятельности — своеобразного «моста», соединяющего национальную и мировую экономику, на ее конкурентную среду влияют не только внутренние, но и внешние факторы, которые в настоящее время определяются глобализацией мировой экономики. Переплетение данных факторов придает содержанию конкурентной среды внешнеэкономической деятельности сложноструктурированный и противоречивый характер, а для государства, играющего в ее формировании действенную роль и от которого во многом зависит эффективность интеграции страны в мировое экономическое пространство, актуальную практическую проблему. Поэтому ее решение требует соответствующего научного осмысления и определяет значимость направленных на это исследовательских разработок, опирающихся на достижения экономической науки в изучении конкурентной борьбы, которые воплотились в широком круге работ ведущих зарубежных и отечественных ученых.

9 стр., 4247 слов

Культурно-просветительская деятельность в России XVIII века

... экономической, политической, социальной и культурной политике, проводимых «сверху» в жестокой и требовательной форме. Цель исследования - выявить особенности развития культурно-просветительской деятельности в России XVIII века. ... вопросу исторических предпосылок КПД в России в XIII веке, обращают внимание на проблемы как внутреннего, так и внешнего характера, говорят об оторванности Российского ...

Особую роль в экономике страны играет внешнеэкономическая деятельность — роль своеобразного «моста», связывающего ее с мировой экономикой. Она находится под воздействием как внутренних (эндогенных), так и внешних (экзогенных) факторов, что обусловливает ее определенную двойственность: с одной стороны, внешнеэкономическая деятельность представляет собой явление национальное, с другой — несет в себе интернациональные черты. В результате его конкурентная среда находится под аналогичным влиянием.

Фундаментальным фактором, от которого зависит формирование этой среды, является достигнутый в стране уровень развития рыночных отношений и, следовательно, конкуренции. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, этот уровень продолжает оставаться низким из-за наличия в ней мощных и трудно преодолимых монопольных явлений.

Исторический экскурс показывает, что высокий уровень монополизации экономики дореволюционной России служил одним из важных условий осуществления революционных преобразований российского общества. В свою очередь, сложившаяся в результате этих преобразований политическая система позволила монополистическим тенденциям выйти на качественно новый уровень и обрести завершенную форму, что нашло свое воплощение в государственной монополии на все виды хозяйствования. Монополия в стране стала тотальной и, как выяснилось, имела непреодолимую историческую инерцию.

Глобализация мирового хозяйства накладывает отпечаток на все элементы конкурентной среды ВЭД. В первую очередь, это вопросы международных конкурентных отношений. Глобализация привела к тому, что основную роль в составе данных субъектов стали играть транснациональные корпорации (ТНК), интенсивное развитие которых в последние десятилетия (рис. 1.4) превратилось, в свою очередь, в одно из важнейших проявлений процесса глобализации [19].

Рис. 1.5. Рост ТНК в мире (тыс. единиц)

О существенном расширении сферы влияния ТНК свидетельствует не только рост их числа (за 35 лет — в 11 раз), но и значительное увеличение их зарубежной филиальной сети. Число филиалов, приходящихся на одну транснациональную корпорацию, выросло с 4,6 в 1993 г. до 10 в 2008 г. В сфере деятельности транснациональных корпораций формируется две трети оборота мировой торговли, половина этой доли представлена ​​их отношениями с другими компаниями, некоторые из которых являются аналогичными структурами. Вторая половина — треть мировой торговли — представляет собой оборот внутри компании.

Ведущая роль транснациональных корпораций в формировании …

На странице представлена краткая версия работы.

Полную версию можно получить в офисах Всероссийского учебного центра элитного образования или по электронной почте.

1.2. Виды внешнеэкономической деятельности фирмы

Внешнеэкономическая деятельность фирм как один из ключевых компонентов их производственно-экономической деятельности значительно повысила свое значение в ходе экономических реформ. Но уровень конкуренции на международных рынках таков, что новым участникам приходится конкурировать не только продукцией, но и мобильностью, адаптивностью систем управления. На первый план выходит способность систем управления активно реагировать на условия внешней среды, положительно использовать изменения в технологических, финансовых и иных областях. Продукция на мировом рынке сама по себе является лишь необходимым, но часто не главным условием победы в борьбе за потребителя. От системы управления ВЭД в первую очередь зависит характер и формы работы предприятия на международном рынке. Отсутствие комплексного подхода к данной проблеме существенно ограничивает возможности развития конкурентоспособности предприятия, особенно на мировом рынке [27].

Регулирующее воздействие государства на конкурентные процессы в сфере внешнеэкономической деятельности, выступающее при этом в качестве элемента ее конкурентной среды, производится в трех направлениях: 1) предотвращение монополизации экономики; 2) противодействие недобросовестной конкуренции; 3) создание и/или участие в создании источников конкурентных преимуществ предприятий — субъектов внешнеэкономической деятельности. Особое внимание обращается на третье направление как получившее наименьшее освещение и разработанность в экономической литературе в соответствующем смысловом контексте.

Государство имеет возможности создавать источники конкурентных преимуществ субъектов ВЭД, главным образом, за счет осуществления кредитно-финансового, валютного, таможенного регулирования. Каждый из этих видов государственного регулирования имеет собственный инструментарий, применимый не только для воздействия на соответствующую сферу экономики, но и на конкурентную среду ВЭД. При этом он отличается масштабами воздействия на конкурентные отношения, продолжительностью использования, видами создаваемых источников конкурентных преимуществ и т.д.

В работе показано, что в качестве кредитно-финансовых инструментов поддержания конкурентной среды внешнеэкономической деятельности государство может применять льготные ставки по кредитам для ее субъектов, субсидирование экспорта, льготное налогообложение для экспортеров и импортеров и др. Применение этих инструментов образует финансовый источник конкурентных преимуществ, позволяющий снижать затраты субъектов внешнеэкономической деятельности на производство товаров и услуг и/или повышать их качество, что ведет к усилению данных преимуществ, а в итоге — к повышению конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

Основное преимущество кредитно-финансовых инструментов поддержания конкурентной среды внешнеэкономической деятельности состоит в их гибкости. Они могут адресно применяться в отношении как определенных категорий субъектов внешнеэкономической деятельности, так и их отдельных представителей. Данный инструментарий обладает также значительными возможностями дифференциации во времени. Вместе с тем его использование имеет как внутренние, так и внешние ограничения, что снижает продуктивность соответствующего источника конкурентных преимуществ.

Инструментарий валютного регулирования лишен вышеназванных ограничений. Осуществляя валютные интервенции, государство в лице Центрального банка России поддерживает реальный эффективный валютный курс рубля на уровне, позволяющем, с одной стороны, иметь приемлемую доходность отечественного экспорта, с другой — препятствовать снижению импорта (в результате удешевления).

Вследствие непосредственной связи с внешней торговлей особое место в воздействии государства на конкурентную среду внешнеэкономической деятельности занимает таможенное регулирование. В состав его традиционных инструментов входят таможенный тариф и нетарифные меры. Эти инструменты, проблемы и противоречия, связанные с их использованием, по причине предстоящего вступления России в ВТО привлекают пристальное внимание представителей экономической и правовой науки (чего нельзя сказать в отношении таможенного контроля как инструмента такого же назначения), а поэтому достаточно изучены. Издержки, которые субъект внешнеэкономической деятельности несет, подвергаясь таможенному контролю, непосредственно влияют на уровень его конкурентных преимуществ. Как свидетельствует мировая практика, затраты на прохождение таможенных процедур составляют до 15% от транспортных расходов. Поэтому сокращение данных затрат является прямым источником усиления конкурентных преимуществ субъектов внешнеэкономической деятельности. В обеспечении такого источника заключается важнейшая задача таможенных органов по всемерному содействию развитию внешней торговли.

Для решения этой задачи в настоящее время таможенной службой России осваивается система управления рисками (риск-менеджмента).

В ее основу положен принцип выборочности при проведении таможенного контроля, суть которого состоит в применении только тех его форм, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Реализация данного принципа позволит оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, а также, по расчетам Федеральной таможенной службы (ФТС), сократить в 2009 г.: объем досматриваемых ввозимых товаров до — 10%; объем вывозимых товаров — до 8%; время оформления в пунктах пропуска — до 10 мин.; время таможенного оформления при декларировании — до 1 суток.

Вместе с тем система управления рисками, как свидетельствует зарубежный опыт, является эффективным средством противодействия недобросовестной конкуренции, подрывающей конкурентные позиции отечественных производителей. Ее источником выступает нелегальное или полулегальное перемещение товаров через таможенную границу, сопровождающееся их недекларированием или недостоверным декларированием с целью уклонения от уплаты таможенных платежей.

Внедрение риск-менеджмента в работу таможенных органов, придание ему подлинно системного характера является непременным условием достижения уровня качества таможенного администрирования, который в полной мере соответствует стандартам ВТО, т.е. обеспечивает:

1) реальное сокращение времени, затрачиваемого на таможенное оформление и таможенный контроль;

2) прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для субъектов внешнеэкономической деятельности;

3) партнерский подход …

На странице представлена краткая версия работы.

Полную версию можно получить в офисах Всероссийского учебного центра элитного образования или по электронной почте.

1.3. Специфика внешнеэкономической деятельности фирмы и особенности нормативно-правового регулирования

Внешняя торговля в современных условиях является важнейшей частью национальной экономики, влияющей не только на динамику и устойчивость, но и на формирование ее структуры в целом. Рост мировой торговли и увеличение объемов внешнеторгового оборота сельскохозяйственным сырьем и продовольственными товарами в Российской Федерации свидетельствует о возможности расширения участия страны в мировой торговле продовольствием. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешней торговли как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению научно обоснованной внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами, которая также будет способствовать защите Российского продовольственного рынка от конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей.

Успешное развитие государства невозможно без эффективной системы внешнеторговых отношений, позволяющей гармонично интегрироваться в мировое хозяйство. К сожалению, на современном этапе внешняя торговля продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем Российской Федерации характеризуется отрицательным сальдо внешнеторгового баланса, что в условиях мирового финансового кризиса и роста цен на продовольствие отрицательно влияет на состояние продовольственной безопасности страны.

Исследования показали, что, являясь важнейшим фактором экономического роста, внешняя мировая торговля продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем одновременно может оказывать и негативное влияние на ее участников, повышая их зависимость от международного товарообмена. В России, например, этот процесс усугубляется ослаблением и снижением конкурентных преимуществ продукции отечественных товаропроизводителей по сравнению с импортным продовольствием, что приводит к необходимости усиления государственного вмешательства в процессы регулирования внешней торговли. Однако, данное регулирование на сегодня осложняется в связи со стихийной интеграцией страны в мировой рынок, ориентированной преимущественно на экспорт сырьевых ресурсов, а не готовой продукции (рис. 1.5) [32].

Рис. 1.5. Динамика экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из Российской Федерации, млн. долл. США

Сложившаяся ситуация обусловливает необходимость применения протекционистских методов государственного регулирования внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем, направленных на защиту внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции, которые обычно применяются в сочетании со стимулированием в той или иной степени экспортного производства. Но с другой стороны, участие России в будущем в международных организациях и возможное ее вступление в ВТО требуют использования иных, чем внешнеторговый протекционизм, способов [21].

По нашему мнению, государственное регулирование внешней торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем должно осуществляться на основе механизма, включающего в себя меры по:

  •  защите внутреннего продовольственного рынка экономическими и административными методами регулирования;
  •  предотвращению поступления на российский рынок недоброкачественной продукции, а также продукции, произведенной с применением вредных компонентов для здоровья человека;
  •  совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы для обеспечения эффективных мер в регулировании внешней торговли.

 Увеличение объемов импорта над собственным производством привело к возрастанию импортозависимости продовольственного рынка России, особенно это касается мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, овощей и бахчевых (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Зависимость продовольственного рынка России от импорта продукции

Отсутствие эффективного механизма государственного регулирования внешней торговли негативно отразилось на состоянии продовольственного обеспечения страны и качестве жизни населения, низкий уровень которого характеризует сравнительный анализ уровня потребления основных видов продовольственных товаров в России и в отдельных развитых странах (табл. 1) [30].

Таблица 1.2

Уровень потребления основных видов продовольствия в отдельных странах мира за 1995-2007 гг., кг на душу населения

Показатель Россия Австра-лия ЕС США Япония Канада Китай Брази-лия

Молоко 1995 г. 81,0 104,0 83,0 106,0 47,0 92,8 2,1 71,5

2000 г. 96,5 106,0 76,5 93,9 39,2 93,1 3,2 72,3

2007 г. 90,0 108,2 74,5 92,4 35,5 91,6 8,7 76,7

Мясо 1995 г. 53,0 85,3 76,0 117,0 43,0 85,1 39,4 75,0

2000 г. 47,0 82,2 73,8 114,3 42,9 93,3 44,5 74,3

2007 г. 51,6 94,0 78,7 116,7 44,4 91,8 51,2 87,2

Сахар 1995 г. 35,0 43,0 35,0 30,0 19,0 40,0 6,0 51,0

2000 г. 38,0 51,4 37,2 32,2 18,1 39,3 6,8 52,0

2007 г. 39,0 53,4 40,5 30,9 18,5 44,5 10,6 59,6

Пшени-ца 1995 г. 152,0 142,8 114,0 122,0 42,0 124,3 82,9 50,5

2000 г. 161,3 142,4 128,1 99,2 42,6 130,0 79,0 53,1

2007 г. 161,3 132,1 133,3 92,8 44,7 137,8 73,0 54,2

Несмотря на то, что удельные расходы населения на приобретение продуктов питания в России в 4 раза выше, чем в США и 2,5-3,0 раза — чем в странах ЕС и Австралии, уровень потребления основных видов продовольствия в стране остается низким по мясу и молочным продуктам. В то же время потребление хлеба и хлебопродуктов значительно превышает рекомендуемые нормы.

По результатам первой главы получены выводы:

В условиях либерализации внешней торговли и функционирования ВТО более предпочтительными мерами госрегулирования внешней торговли являются меры таможенно-тарифного регулирования. Как показывает анализ средних ставок ввозных таможенных пошлин на основные продовольственные товары, защита продовольственного рынка России по сравнению с развитыми странами очень низка в условиях недостаточной обеспеченности собственным производством.

2. Анализ и оценка внешнеэкономической деятельности ООО «Интершелл»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Интершелл»

Компания ООО «Интершелл» является лидером среди организаций поставляющих замороженное мясо и сырье из Европы, Канады и Латинской Америки на мясоперерабатывающее предприятия РФ. Осуществляет крупнооптовые поставки мяса и мясосырья из-за рубежа. За это время зарекомендовала себя как надежного партнера иностранных и российских компаний, ее ассортимент ориентирован на крупных и средних отечественных переработчиков импортного мясосырья.

Исследование финансово-хозяйственной деятельности предприятия InterShell проводилось на основании отчетности. Были использованы данные о структуре активов, пассивов и прибыли предприятия.

Анализ динамики статей актива баланса показывает, что значительный удельный вес в структуре активов занимают оборотные средства, что является характерным для торгового предприятия. Значительную долю оборотных средств составляет дебиторская задолженность. Долгосрочные финансовые вложения и доходные вложения в материальные ценности отсутствуют. Это свидетельствует о том, что основной источник дохода организации – ее торговая деятельность. Как видно из структуры актива баланса, запасы предприятия растут – это свидетельствует об увеличении выпуска большего количества продукции. Рассмотренные данные свидетельствуют о росте объемов продаж и расширении масштабов деятельности организации.

Анализ показывает, что в структуре пассива ООО «Интершелл» (в течение рассматриваемого периода произошли значительные изменения. За три года доля капитала и резервов выросла с 12137 тыс. руб. до 106822 тыс. руб. Такое изменение произошло в результате значительного роста нераспределенной прибыли ООО «Интершелл», что привело к росту ликвидности (рис. 2.1) и финансовой устойчивости предприятия. Основную долю в собственных источниках финансирования занимает нераспределенная прибыль. Это положительный момент в деятельности в деятельности предприятия, так как прибыль является основным источником увеличения собственных оборотных средств.

Рис. 2.1. Оценка ликвидности предприятия ООО «Интершелл» в 2007-2009 гг.

Анализ динамики показателей отчета о прибылях и убытках ООО «Интершелл», показывает рост по всем показателям. Темпы прироста выручки снизились в 2009 году по сравнению с 2008 годом. В 2008 году выручка была увеличена на 85,5%, а в 2009 – на 49,5%. Рост себестоимости проданных товаров также снизился в 2009 году и составил 41%, против 85% в 2008г. В 2008 валовая прибыль выросла на 96%, в 2008 –на 204%.

По результатам анализа хозяйственной …

На странице представлена краткая версия работы.

Полную версию можно получить в офисах Всероссийского учебного центра элитного образования или по электронной почте.