Налоговое планирование: его назначение и

Дипломная работа

«Человек, который отказывается платить налоги из за раздражения, которое это ему приносит, или из-за

расходов, в которые это его вводит, подобен

оскалившейся собаке и лишается привилегий

цивилизованного общества»

Р. Стаут «И быть подлецом», 1948 г.

Введение Государство, исходя из общих интересов, формирует систему экономических отношений с бизнесом, которая может не совпадать с интересами бизнеса, что на практике приводит к нарастанию противоречий между субъектами экономических отношений. Это в полной мере может быть отнесено к налоговой политике государства. Через налоги осуществляется процесс перевода части денежных доходов компаний на балансы соответствующих уровней и, по сути, осуществляется законодательно определенный процесс отчуждения части доходов хозяйствующего субъекта. Отношения между государством и налогоплательщиком не могут существовать без некоторых двусторонних компромиссов, которые выражаются в усилении законодательной защиты, с одной стороны, и в поиске вариантов сокращения платежей, с другой. Подобная ситуация существовала веками: государство старается материально удовлетворить свои интересы максимально полно, а налогоплательщик старается уменьшить свой бесплатный взнос в казну. За этот период отношения между государством и налогоплательщиком существенно не изменились. Их шлифовали, обкатывали, постепенно вводили в более демократические рамки, но проблема сбора налогов, их неуплаты оставалась. В связи с этим роль налогового планирования существенно возрасла.

Следует отметить, чем жестче налоговое законодательство, тем теснее связь между методами налогового планирования и «теневой» экономикой; между прозрачностью для налогоплательщика государственных расходов и открытостью общества и объемами налоговых поступлений. совершенно очевидно, что рост собираемости налогов в переходный период национальной экономики является ключевой задачей фискальной политики государства. Анализ проводимых реформ показывает, что в условиях экономического кризиса, сложившегося в последние годы, требования государства к полному и своевременному исполнению фискальных обязательств перед бюджетом имеют тенденцию к увеличению. В своей фискальной политике государство часто прибегает к волевым решениям, которые, как правило, носят преимущественно фискальный характер. В результате отсутствия устойчивой системы экономических и правовых условий для роста налогооблагаемой базы интересы собственников, интересы налогоплательщиков отодвигаются в сторону, что, в свою очередь, играет негативную роль в формировании поведенческого мотива предпринимательской деятельности. В то же время правила налогообложения на этапе столь радикальных и кардинальных преобразований экономики страны чрезвычайно сложны.

39 стр., 19467 слов

АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ( на примере ...

... персоналом и кадровой политики; разработать рекомендации по совершенствованию кадровой политики и управлению персоналом на ООО « Buona – Мебель»: рассчитать экономическую эффективность предложенных рекомендаций. Изучение проблем управления персоналом в организации относится к ...

Чтобы оценить их последствия, необходимо исходить из принципов экономической целесообразности и базироваться на них. Логика развития рыночных институтов заключается в устранении имеющейся несогласованности (противоречия) между субъектами экономических отношений (государством и предприятиями), между верхним уровнем управления, принимающим решения, и низшим уровнем, призванным их исполнять. В любом случае попытки конструирования новой системы налогообложения должны, с одной стороны, учитывать отмеченный еще А.Факт Вольтера в том, что платить налоги — значит отдавать часть своей собственности, чтобы сохранить остальную. С другой стороны, следует установить положение о том, что негативные последствия для бизнеса, проистекающие из явной воли к уклонению от уплаты налогов, могут перевесить экономию, получаемую от уплаты налогов. Принимая подобную общность и противоречивость интересов субъектов налоговых отношений за объективную реальность, можно утверждать, что исследование экономических и правовых вопросов, позволяющих субъекту хозяйствования адекватно реагировать на изменения внешней среды и налоговой системы, становится все более актуальным. Вопросы изучения теоретических и методологических аспектов налогового планирования на предприятии имеют актуальное значение еще и потому, что в условиях усложняющегося налогового законодательства, перехода к международным стандартам учета и отчетности право предприятия, право собственника на законное уменьшение своих налоговых обязательств нередко на практике рассматривается со стороны налоговых органов как уклонение от уплаты налогов со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями. Именно налоговое планирование на предприятии должно стать той сферой деятельности, которая позволит смягчить воздействие внешней среды на текущие и перспективные условия функционирования предприятия, обеспечить равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов, тем самым, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности действия стимулирующей роли налоговой системы. По сути, речь идет о создании целостной системы управления производственной эффективностью, развитии конкурентоспособного предпринимательства в контексте новых рыночных механизмов, включая — и прежде всего — действующую налоговую систему. Все это, на наш взгляд, обусловливает актуальность данного исследования. Налоговое планирование — это особая проблема, теоретические и практические аспекты которой недостаточно разработаны. Судя по всему, они выходят за рамки восстанавливаемого в настоящее время механизма финансового управления. В России соответствующий раздел налоговой теории только создается. можно с уверенностью сказать, что проблема налогового планирования — одна из немногих проблем современной финансовой науки, в решении которой практика предшествует разработке теоретической и методологической базы. И как следствие этого – отсутствие единого подхода к пониманию сущности налогового планирования, определению его ключевых моментов и элементов, оценке возможностей налоговой политики предприятия, методов минимизации налогов, что серьезным образом сказывается на эффективности принимаемых решений с точки зрения управления предприятием в целом. Цель работы — изучить теоретические основы и методологические основы налогового планирования и попытаться разработать практические рекомендации по организации и внедрению системы планирования налоговых платежей на предприятии. Для достижения указанной цели в работе определены следующие задачи исследования:

2 стр., 856 слов

Планирование рекламной деятельности на предприятии

... прямо и косвенно влияют на рекламную деятельность предприятия. Этапы планирования рекламной деятельности В целях повышения эффективности плана рекламной деятельности, необходимо иметь в арсенале ... экономическая и коммуникативная эффективность рекламы. Особенности планирования рекламной деятельности на предприятии Планирование рекламы на предприятии осуществляется на трех уровнях: годовой план ...

  • определить сущность налогового планирования с учетом возрастающей роли его воздействия на экономические результаты деятельности предприятия в условиях рыночной конкуренции;
  • изучить методологические вопросы, связанные с осуществлением процесса налогового планирования на предприятии;
  • обосновать необходимость внедрения методов налогового планирования как важнейшего фактора успешного функционирования предприятия в условиях рынка;

— выработать рекомендации по внедрению налогового планирования на предприятии. Указанные выше цели и задачи подчинены структуре и логике диссертации. Предмет исследования — процесс управления корпоративными финансами в контексте действующей налоговой системы. Предметом исследования является сложившаяся практика налогового планирования, теоретическая обоснованность необходимости ее совершенствования. Основой написания дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, работы российских и зарубежных специалистов по данной проблеме, учебные пособия, периодические издания, официальные материалы Госкомстата РФ.

Глава 1. Сущность налогового планирования в условиях

рыночной экономики

1.1. Понятие и классификация налоговых рисков

Государство может выполнять свои многочисленные функции только при адекватном финансировании. В государстве с рыночной экономикой основную долю финансовых поступлении в доходы бюджета (в среднем для развитых государств около 85-95%) формируют налоги. Налог является необходимым условием существования государства, поэтому закрепленная в статье 57 Конституции РФ обязанность по уплате налогов распространяется на всех налогоплательщиков как безусловное требование государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может рассматриваться как произвольное лишение собственника его собственности — это законное изъятие части собственности в результате конституционного обязательства в соответствии с публичным правом. Активные действия налогоплательщика по снижению налоговых платежей сопряжены с определенными рисками и могут привести к негативным последствиям. Налоговый риск — это возможность для налогоплательщика понести финансовые и другие убытки, связанные с уплатой налогов и процессом оптимизации, выраженные в денежном выражении. С практической точки зрения можно выделить разные виды налоговых рисков, существенно различающиеся по своей специфике. Это риски:

2 стр., 907 слов

Субъекты, несущие налоговые риски

... Факторами внутреннего налогового риска для налогоплательщиков являются их собственные действия по налоговому планированию, для государства - их налоговая политика. Внешние факторы налоговых рисков не зависят от деятельности государства и налогоплательщиков. Для налогоплательщиков — это изменения ...

  • налогового контроля;
  • риски усиления налогового бремени;
  • риски уголовного преследования.

Рассмотрим каждую группу рисков более подробно:

1) риски налогового контроля.

Убытки, связанные с данным видом риска, возникают в результате неблагоприятных санкций, предусмотренных двумя кодексами Российской Федерации за совершение правонарушений налогоплательщиками. Налоговый кодекс РФ в статьях 116 — 135 предусматривает систему финансовых штрафов за различные правонарушения, в том числе взыскание части налоговой задолженности. Налогоплательщики в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации несут ответственность только в том случае, если они виновны в совершении налогового правонарушения. Однако, в силу того, что Налоговым кодексом в качестве одной из двух форм вины налогоплательщиков предусмотрена неосторожность (лицо не осознавало противоправного характера своих действий, хотя должно было их осознавать), что в обыденной интерпретации может рассматриваться как аналог классической формулы «незнание закона не освобождает от ответственности», практически любые действия налогоплательщиков, даже и без прямого умысла за неуплату налогов, могут быть истолкованы налоговыми органами как виновные.

В случае выявления подобных действий налогоплательщика, он несет следующие финансовые потери: в сумме установленной налоговой недоимки, в размере штрафа за неуплату налогов (20% недоимки), пени за несвоевременную уплату налоговых платежей, и в размере нескольких штрафов за нарушения, которые привели к образованию налоговой недоимки. Кроме того, очень часто задолженность может относиться к нескольким налогам с одинаковой налоговой базой. Например, недооценка налогоплательщиком объема выручки от розничной продажи товаров приводит к просрочке не только налога на прибыль, но и налога с продаж, и в таких случаях финансовые потери налогоплательщика все равно становятся значительными. Экономически эти расходы неприятны своей незапланированностью (внезапностью), что может отрицательно сказаться на ликвидности и достаточности оборотных средств предприятия.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) определяет наказания за налоговые правонарушения в статьях 15.2— 15.11. В основном эти наказания представляют собой фиксированные штрафы. Так, например, ст. 15.6 КоАП предусматривает следующую ответственность:

  • «1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда;
  • на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда»1. Размеры штрафов в Налоговом кодексе РФ определены в рублях, а в КоАП они кратны минимальной заработной плате.

60 стр., 29821 слов

Экологические риски на предприятиях. Расчет экологического ущерба

... оно должно стать неотъемлемой частью общей системы управления бизнесом. Задачи управления экологическими рисками: Управление экологическими рисками на предприятии может быть связано с различными задачами. Стратегия управления рисками должна обеспечивать выполнение следующих действий [11, с.219 ...

Риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.01 №195-ФЗ налогоплательщика в отношении минимизации налогов. Для законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно малы и сводятся скорее к возможности их возникновения и выявления налоговыми органами случайных ошибок в налоговом учете. Для налогоплательщика, который принимает активные меры по минимизации налогов, эти риски значительно возрастают.

2) Риски усиления налогового бремени.

Эти риски присущи долгосрочным экономическим проектам, таким как открытие бизнеса, инвестиции в основные средства, долгосрочные кредиты. Эти риски включают только появление новых налогов и повышение существующих налоговых ставок, но также и отмену налоговых льгот.

Задачу учета рисков будущего увеличения налоговой нагрузки можно сформулировать как поиск оптимальных управленческих решений по оперативному перераспределению инвестиционных ресурсов с использованием стоимостного критерия. Рассмотрим следующий пример.2

Исходные данные. Инвестиции осуществляются в рамках консолидированных денежных потоков (фондов, холдинг).

В текущий момент в реализации находится ряд независимых инвестиционных проектов (несколько десятков).

Каждый инвестиционный проект (рис. № 1.1):

  • характеризуется своим необходимым объемом инвестиций,
  • находится в своей инвестиционной стадии или стадии извлечения доходов;
  • имеет свою эффективность (рентабельность);
  • имеет свой прогнозный срок жизни;
  • имеет свои риски, которые присущи денежным потокам по проекту (следовательно, разная стоимость привлеченного капитала: разная требуемая доходность вложенного капитала для акционеров, разные процентные ставки Информация ЗАО Аудиторско — консультационная фирма «Современные бизнес технологии».

по кредитам);

— в каждый из будущих моментов имеют место ограничения по минимальному (связано с невозможностью прерывания работ) и максимальному (связано с ограничением возможности по освоению ресурсов) уровню инвестиций. Неотъемлемым показателем эффективности каждого проекта является текущая стоимость денежных потоков, генерируемых этими проектами. В каждый из будущих моментов t могут иметь место кассовые разрывы (отрицательные денежные потоки, дефициты финансовых ресурсов), которые должны быть покрыты кредитными ресурсами (товарный, денежный кредит).

У ссудных активов есть своя стоимость: проценты по ссуде, которые следует учитывать в будущих денежных потоках. В момент контроля использования инвестиционных ресурсов (tc) могут измениться внешние условия, на которые компания повлиять не может:

  • рыночные цены на продукцию;
  • налоговое законодательство (новые тарифы, новые налоги);
  • таможенные, транспортные и иные тарифы;
  • стоимость используемого сырья и т.п.;

— процентные ставки по привлеченным кредитам. В результате изменится приведенная стоимость каждого проекта, что, в свою очередь, приведет к изменению общей стоимости всех проектов. необходимо найти такое перераспределение инвестиционных ресурсов, чтобы в новых условиях общая стоимость всех проектов была максимальной.

13 стр., 6055 слов

Экономика предприятия» «Бизнес-планирование в рыночной экономике

... стратегических и тактических ориентиров фирмы и др. Актуальность темы курсовой работы ... планировании деятельности компания может ставить пред собой несколько целей оформления бизнес-плана [7, c.145-146]: 1. Для себя. В этом случае основная цель предприятия ... землеотводные), планирующих налоговые поступления в ... цели бизнес-плана. принципы и подходы ... плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих ...

Рис. №1.1.

В приведенном выше примере повышенная сложность налогового планирования была вызвана множеством инвестиционных проектов под управлением. Но на практике возможны сложности иного порядка из-за долгосрочного характера инвестиционного проекта.

Например, с учетом среднего срока жизни нефтяного месторождения в 20 лет3 дать достоверный прогноз относительно будущего налогового бремени организуемого предприятия по годам, представляется очень затруднительным и готовых рецептов решения подобных задач в России пока не существует.

3) Риски уголовного преследования.

Существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 194, 198, 199 Уголовного кодекса РФ.

Для руководителей крупнейших организаций (предприятий) нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки, формальная вероятность осуществления риска попадания под возбуждение уголовного дела Ефремова В.В. Моделирование финансового и налогового регулирования в нефтегазовой компании. Выписка из диссертации кандидата экономических наук. М. 2000. приближается к 100%. Для руководителей крупных организаций (предприятий) такая вероятность также достаточно велика, и заведомо превышает 50%.4 Это происходит из-за того, что критерий существенности неуплаты налогов, приводящий к уголовному преследованию, установлен Уголовным кодексом РФ в размере 100 000 рублей. Для малых предприятий такой показатель, наверное, является обоснованным; для крупных такой критерий представляется крайне заниженным. Явная экономическая несправедливость такого критерия противоречит ст. 8 и 19 Конституции РФ, а также ст. 2 и 6 Уголовного кодекса РФ.

Серьезная налоговая проверка крупного предприятия (бригадой квалифицированных специалистов в течение месяца) за три года деятельности с очень высокой вероятностью приведет к выявлению налоговой недоимки, большей, чем 100 000 рублей. Это вызвано очень простой причиной: ошибками персонала. Бухгалтерия крупных предприятий в несколько десятков человек и бухгалтеры множества отраслей не могут работать абсолютно безупречно с такой сложной системой бухгалтерского учета и налогообложения.

Конечно, возбуждение уголовного дела по ст. 199 УК РФ еще отнюдь не означает доведение этого дела до суда, и тем более присуждение уголовного наказания руководителю организации-налогоплательщика. Однако возбуждение налогового уголовного дела в отношении главы крупной компании — очень серьезная проблема, связанная с не полностью рассчитанными сразу рисками, сроками решения проблемы и затратами. Крупные компании в силу своего размера очень часто реализуют значимые проекты: кредиты, инвестиции, корпоративные операции, продвижение новых продуктов. Любому такому проекту уголовное дело будет только мешать. Иностранные партнеры российских компаний крайне болезненно реагируют на информацию о преследовании руководителей. Таким образом, даже при положительном решении дела для налогоплательщика — при закрытии уголовного дела вследствие отсутствия http://www.osp.ru/cw/2000/43/021_0.htm. факта правонарушения или вины, негативные последствия могут быть значительны. Опыт российских компаний показывает, что при выборе модели экономического поведения, связанной с уплатой налогов, руководителей бизнеса в первую очередь интересуют эффективность и риски. Все остальные факторы гораздо менее значимы и практически не учитываются. Или они принимаются во внимание, когда вышеперечисленные факторы практически уравновешивают друг друга и решение должно приниматься на основе менее значимых условий.

9 стр., 4439 слов

Формирование налоговой базы по налогу на прибыль организаций: ...

... порядка формирования налоговой базы. Налоговый учет доходов и расходов; 4) определение и анализ проблемы несоответствия бухгалтерского и налогового учета; 5) определение путей совершенствования механизма формирования налоговой ... резко возрастает роль и значение системы взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, и, в частности, налога на прибыль предприятий и организаций Актуальность ...

1.2. Понятие и содержание налогового планирования

Англо-русский банковский энциклопедический словарь Б.Г. Федорова дает следующее определение налогового планирования: «минимизация налогового бремени через финансовое планирование, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку не облагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ». Словарь бизнес-терминов Джека Фридмана определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, направленных на минимизацию текущих и будущих налоговых обязательств». Поэтому как зарубежные, так и отечественные исследователи понимают налоговое планирование в первую очередь как деятельность, направленную на снижение налоговых платежей. Предлагаемые определения исследуют сущность налогового планирования с чисто ограничительной позиции. В действительности, целью налогового планирования должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов предприятия после уплаты налогов. Это не всегда одно и то же. Например, если минимизация налога проведена неправильно, штрафы во много раз превысят запланированный эффект от минимизации. Другой упрощенный пример. убедиться в том, что компания не платит налог на прибыль, очень просто. Пусть выручка предприятия равна 100 руб. И пусть затраты тоже равны 100 руб. Таким образом, прибыль равна нулю, и, следовательно, налог на прибыль также равен нулю. Но что еще более важно, у компании не хватает финансовых ресурсов. Это не минимизация, а крах. Таким образом, налоговое планирование предназначено не только и не столько для уменьшения налоговых отчислений предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля является его важнейшей функцией, но и для того, чтобы стать регулятором вместе с финансовыми и производственными планами. Отказ от минимизации налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования, наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться, одним из основных видов общеэкономического планирования (специалисты предприятия продолжают отслеживать действующее налоговое законодательство, производить налоговые расчеты, составлять календарь налогоплательщика, который на некоторых предприятиях заменяет налоговый план и т.д.).

Таким образом, налоговое планирование — это интеграционный процесс, заключающийся в рационализации хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития компании. Оптимизацию налогообложения следует рассматривать в рамках системы финансового менеджмента. Руководитель предприятия должен проанализировать последствия мер по минимизации налогов. не исключено, что краткосрочный положительный эффект снижения налоговой нагрузки может привести к негативным долгосрочным последствиям. Процесс налогового планирования можно представить в виде четырех взаимосвязанных этапов единого цикла (рис. 1.2).

16 стр., 7846 слов

Стратегическое планирование инновационного предприятия. Планирование ...

... преследует цели расширения своей деятельности, поэтому стратегическое планирование направлено на сохранение конкурентных преимуществ. Это стратегическое планирование называется обычным маркетингом. При этом ... больше применим реорганизационный маркетинг, суть которого заключается в реорганизации инновационного процесса, связанного с перераспределением ресурсов, изменением организационной структуры и ...

Налоговая

оптимизация

Представление в Знание и понимание налоговых органах налогов

Соблюдение

налоговых законов

Рис. 1.2.. Этапы налогового планирования. Знание налогов точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия. Соблюдение налоговых требований — своевременная и точная подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов и полная оплата всех причитающихся налоговых платежей. Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов, переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности, представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях. Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе. В целом можно выделить три пути снижения налоговых платежей. Первый, которым, не для кого не секрет, пользуется вся страна — уклонение от уплаты налогов, т.е. нелегальный путь уменьшения своих обязательств по налоговым платежам, который основан на сознательном, уголовно наказуемом, использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также намеренного искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Второй — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета.

И третий путь, назовем его условно «полулегальный» — это использование коллизий и недоработок нормативных законодательных актов. Этот метод позволяет в дальнейшем довольно успешно оспаривать в арбитражном суде претензии налоговых органов к выбранной налоговой политике.

Современное налоговое законодательство на данном этапе предусматривает различные налоговые режимы, которые зависят от статуса налогоплательщика, места его регистрации и организационно-правовой формы, а так же направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Налоговое планирование можно разделить на внешнее и внутреннее.

Внешнее планирование состоит из следующих этапов:

1. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции).

Если налогоплательщик при определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения ориентируется только на размер налоговых ставок, то его может постигнуть разочарование. Так, в ряде случаев, при небольших 10-15% налоговых ставках, законодательством устанавливается расширенная налоговая база, что в конечном итоге приводит к повышению налоговых платежей. Кроме того, если небольшая налоговая ставка, установлена жестко к единице результата деятельности, то налоговое планирование становится практически невозможным. И, наоборот, при формально высоких налоговых ставках вполне возможно снижение налогового бремени, поскольку существует различные льготы, относящиеся к части налогов, устанавливаемых на уровне субъектов федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).

15 стр., 7028 слов

Диплом налоговое регулирование инвестиционной деятельности

... и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности. Целями налоговой системы Российской Федерации на данный момент являются стимулирование инновационной активности, а ...

2. Выбор организационно-правовой формы. Во-первых, выбор организационно-правовой формы влияет на порядок использования прибыли. А во вторых, выбирая ту или иную форму, можно получить дополнительные льготы.

3. Определение состава учредителей и долей акционерного капитала. Участие в составе учредителей иностранцев, например, может ограничить в маневренности. В случае присутствия государственной доли более 25%, ограничивается возможность проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Кроме того, согласно налоговому и гражданскому кодексу при наличии доли одного из участников в размере более 25%, возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.

4. Выбор основных направлений деятельности (ОКОНХ, ОКПО) и особенности подготовки учредительных документов. Следует помнить, что налоговый режим организации осуществляется согласно ее статистическим показателям. Первоначальные направления деятельности определяются кодами ОКНО и ОКОНХ по направлениям деятельности, прямо указанными в учредительных документах. Так же, в учредительных документах указывается порядок формирования и использования внутренних фондов.

5. Выбор порядка формирования уставного капитала. В случае формирования уставного капитала посредством внесения имущества, возникают первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество.

6. Разработка стратегии развития компании. Подразумевает возможную организацию филиалов в зонах с минимальным налоговым бременем (оффшоры).

Немаловажен выбор оптимального количества сотрудников и их социального статуса, что можно использовать для максимизации налоговых льгот (например, малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.).

Внутреннее планирование включает в себя этапы: 1. Выбор учетной политики организации (разрабатывается один раз в финансовый год).

Важнейшая часть внутреннего налогового планирования, которой, к сожалению, как правило, не уделяют должного внимания. Учетная политика формируется руководителем предприятия на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.98 г. № 64н. В соответствии с данным положением под учетной политикой предприятия понимается выбранная им совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, re куще и группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности на основе применения принципов бухгалтерского учета. К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной жизни, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы. Формируют учетную политику все организации независимо от форм собственности. При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения в РФ. Многовариантность учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта как раз и позволяет использовать учетную политику в целях повышения экономической эффективности. С точки зрения налогового планирования наибольший интерес представляет установление границ между основными и оборотными средствами, принятыми к учету; выбор метода оценки запасов и расчета фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство; способа начисления амортизации по основным средствам; способа, группировки затрат и их включения в себестоимость реализованной продукции, работ, услуг и метода определения выручки от реализации продукции, работ, услуг.

Приказ об учетной политике предприятия содержит некоторое количество способов оптимизации налогового портфеля предприятия посредством закрепления различных вариантов отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в краткосрочной перспективе. Элементы учетной политики предприятия, законодательно установленные возможные варианты закрепления хозяйственных операций в бухгалтерском учете, а также наиболее предпочтительные, с точки зрения минимизации налоговых платежей, из вариантов закрепления представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Разграничение элементов учетной политики в целях налоговой оптимизации.

Допустимые Элементы учетной