Имидж образовательной организации как ресурс повышения качества образования

Дипломная работа
Содержание скрыть

Сегодня в современных условиях образование в Российской Федерации все больше перемещается в сферу образовательных услуг. Происходит реорганизация экономического поведения, финансирование бюджета становится более смешанным, и перед учреждением встает вопрос о необходимости привлечения дополнительных средств.

В связи с введения механизма подушевого финансирования образовательных учреждений обостряется процесс конкуренции и в скором времени, могут остаться только конкурентоспособные образовательные учреждения.

Школа, очень длительный образовательный этап, в настоящее время становится ключевым моментом для обеспечения нового качества образования, а от этого зависит дальнейший успех в жизни каждого человека и общества в целом. Одной из целей национального проекта «Образование» является — повышение конкурентоспособности российского образования. Идея увязать имидж образовательных учреждений с их конкурентоспособностью не нова. Научные исследования показывают, что основная функция изображения — формирование положительного отношения к кому-то или чему-то. Если формируется позитивный настрой, то из-за влияния социальных связей обязательно последует доверие и, в свою очередь, высокие оценки и безопасный выбор. Это психологическая цепочка, порождаемая позитивным настроем. Положительный имидж также является важным фактором для высокого рейтинга, что очень важно в деятельности, насыщенной различной информацией.

Поэтому устойчивый позитивный имидж школы сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта школы и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательной организации, а также ресурс повышения качества образования.

Ни для кого не секрет, что каждый родитель тщательно выбирает школу для своих детей, по этой причине существует так много мнений и оценок, которые помогают им занять желаемую точку отсчета. Следовательно, его репутация зависит от мнения многих людей о конкретной школе. Исходя из этого имидж это — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. именно образ, складывающийся в глазах общественности в отношении учебного заведения и его руководителя, существенно влияет на приток родителей и учащихся и на развитие социального партнерства. Что же такое «Имидж»?

34 стр., 16814 слов

«Компетентностный подход в развитии человеческого ресурса ...

... человеческого ресурса определяется в качестве ведущего направления в образовательной организации; - в качестве теоретико-методологической основы процесса развития человеческого ресурса и кадровой политики в целом избирается компетентностный подход. В соответствии ... обучающиеся как для успешной работы, так и для дальнейшего высшего образования. В обобщающем докладе В. Хутмахер отметил, что само ...

В узком смысле под «имиджем» понимается сознательно сформированный образ, представление, который наделяет объект дополнительными ценностями, что приводит к его более целенаправленному и эмоциональному восприятию, вызывает такие впечатления, отношения, оценки, в которых нуждаются его создатели.

С.И. Ожегов говорит, что образ — это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к чему-то, взгляд на что-то».

М.С. Пискунов так определяет имидж общеобразовательного учреждения: «Имидж общеобразовательного учреждения – это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками, призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума».

Поэтому, сформированный позитивный имидж школы позволит решить ряд задач:

  • повысить привлекательность школы для родителей, учащихся и персонала;

  • повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг в данном учреждении;

  • облегчить процесс введения новых образовательных услуг;

  • повысить уровень организационной культуры;

  • и как следствие, повысить качество образования в ОУ;

Поэтому эта тема чрезвычайно важна, ведь необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяет их успешность в целом. Все вышеперечисленное предопределило выбор темы выпускной работы: «Имидж образовательной организации как ресурса повышения качества образования».

Цель – изучение проблем формирования имиджа образовательных организаций и составление рекомендаций по формированию имиджа МАОУ «СОШ № 66» г.Перми.

Объект исследования, Предмет исследования, Задачи исследования:

  • изучить проблему теоретических основ формирования имиджа образовательной организации;

  • сделать анализ современного состояния методик формирования имиджа образовательного учреждения;

  • изучить состояние имиджа в МАОУ «СОШ № 66» г.Перми.

    6 стр., 2730 слов

    Формы организации исследования систем управления

    ... исследования носят прикладной характер (такие исследования составляют подавляющее большинство всех исследовательских работ управляющих подсистем организаций), могут проводиться в основном в условиях: действующих организаций, где систему требуется систематически совершенствовать или преобразовывать; формирования новой организации ...

  • разработать рекомендации по формированию положительного имиджа образовательной организации.

В своей работе мы опираемся на положение о том, что формирование положительного имиджа образовательного учреждения, будет успешным если:

  • руководитель будет знать, и учитывать свои образовательные практики;

— руководитель будет знать современное состояние проблемы формирования имиджа;

— учитывать специфику образовательной организации и применять

методы исследования:

Теоретической основой исследования послужили работы

Практическая значимость выпускной работы выражается в том, что разработанные рекомендации по формированию положительного имиджа МАОУ «СОШ № 66» могут быть реализованы в муниципальном образовании.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Методологической и теоретической основой исследования являются работы российских и зарубежных авторов по теории изображений.

Методы работы: в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ литературных источников; сравнительный анализ методических материалов.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

1.1. Понятие «имиджа» в научной литературе

На современном этапе формирование положительного имиджа образовательного учреждения становится неотъемлемой частью его развития. Положительный имидж положительно влияет на конкурентоспособность учебного заведения. Ведь несколько образовательных организаций могут располагаться на компактной образовательной площадке в городе и в любом случае они будут конкурировать друг с другом за потребителя образовательных услуг.

В последнее время появилось множество учебных заведений различных типов и типов, на каждом из уровней системы образования. Сегодня, в условиях формирования и развития рынка образовательных услуг, образовательные организации разного уровня сталкиваются с необходимостью уделять пристальное внимание изучению и реализации потребностей потребителей. В связи финансированием образовательных учреждений на нормативной основе, отток педагогов, в более высокооплачиваемые организации, ставят образовательные учреждения перед необходимостью вступать в борьбу за оптимальные (из потенциально возможных) ресурсы: финансовые, человеческие, информационные и др. В современных условиях учебные заведения прибегают к формам ценовой и неценовой конкуренции: качество, перечень, сложность, условия поставки, цена образовательных услуг. «Среди неценовых форм конкуренции значительная роль отводится имиджу» [ 6, С. 2 ].

Но прежде чем говорить об имидже образовательного учреждения и особенностях его формирования, необходимо понять, что такое «образ» с научной точки зрения и когда он родился. Современный словарь трактует понятие «имидж» (от лат. imago — «изображение, образ») как целенаправленно формируемый образ, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. [12, С. 192].

4 стр., 1810 слов

Имидж организации на примере компании «М.видео»

... или частное лицо. И.М. Синяева определяет имидж организации следующим образом: «Корпоративный или организационный имидж - это имидж организации в глазах общественных групп. Коммерческий успех ... роста: Разработка проекта формирования внутреннего корпоративного имиджа компании Энергосбыт: организационная структура, анализ кадровых характеристик, методы мотивации сотрудников. Культура социально- ...

Принято считать, что отправной точкой официального признания значения имиджа в деятельности компаний стал 1927 г., когда впервые была введена должность вице-президента компании АТ&T, отвечающего за связи с общественностью (PR) [11, С. 4]. А само понятие «имидж» ввели в обиход Зигмунд Фрейд в 30-х годах ХХ века и Кеннет Болдуинг в 60-х годах ХХ века. Зигмунд Фрей издал одноименный журнал, и в результате концепция имиджа перестала быть просто психологическим термином, но не получила широкого распространения. Только в 60-е годы ХХ века американский экономист Кеннет Болдуинг ввёл в деловой оборот термин «имидж» [11, С. 4]. В нашей стране изображение стало появляться в 70-х годах ХХ века в журналах и реже в газетных публикациях как отрицательная категория. он рассматривался в первую очередь как манипулятивный прием буржуазной политики и средств массовой информации, используемый для идеологической разработки массового сознания людей. Такое отношение к изображению не способствовало объективному интересу советских ученых. Одной из попыток преодолеть подобное отношение к имиджу были в те годы статьи в журнале «Вопросы философии» профессора О. Феофанова [26, С. 6] . В настоящее время имидж стал популярным товаром для всех, кто занимается предпринимательством, развлечениями и особенно политической деятельностью. Имиджевые исследования проводятся в области менеджмента, маркетинга, педагогики, политологии, психологии, социологии.

Академик, профессор А.Ю.Панасюк в своём энциклопедическом словаре пишет, что имидж фирмы — это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой фирмы, возникшего вследствие либо прямого контакта с этой фирмой, либо в результате информации, полученной об этой фирме от других людей; по сути, имидж фирмы — это то, как она выглядит в глазах людей, или — что одно и тоже, — каково о ней мнение людей [1].

М.В. Гундарин определяет имидж, как «поверхностный», легко достигаемый и также легко разрушаемый образ организации в глазах общественности [4].

И.А. Синяева определяет имидж организации следующим образом: «Корпоративный или организационный имидж — это имидж организации в глазах общественных групп. Коммерческий успех любого предприятия в течение длительного времени определяется устойчивым получением прибыли посредством реализации потребителям производимой продукции (услуг) и заключается в умении добиться того, чтобы покупатели в условиях конкуренции отдавали предпочтение именно данной продукции. В немалой степени стабильному коммерческому успеху предприятия способствует его позитивный имидж» [23].

8 стр., 3619 слов

«Школа без отстающих: мои управленческие стратегии» материал

... в рамках учреждения. -развитие инновационных технологий, менеджмента образовательной деятельности, системы оценки качества образования, - поиск возможностей ресурсного обеспечения обновления образования Планируемые нововведения. В качестве механизма организации управления школой, работающей ...

Недостатком такого определения является отсутствие дополнения о том, что имидж организации может быть сформирован искусственно или сформирован спонтанно.

Наиболее полное определение имиджу даёт М. Медведев. Автор пишет, что в содержании данного понятия, необходимо видеть две грани:

— имидж как целенаправленно сформированный информационно-образный конструкт, целостно характеризующий субъекта маркетинговой коммуникации и адресованный аудитории с целью эмоционально-психологического воздействия на неё;

— имидж как субъективно воспринимаемый аудиторией образ, содержащий сущностные характеристики субъекта маркетинговой коммуникации (личности, организации) и выражаемый в оценках, суждениях, формах потребительского поведения [19, С.6].

Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определённый товар, организацию, профессию и т.д. Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает следующее определение: «Образ — это индивидуальный аспект или ореол, созданный средствами массовой информации, социальной группой или попытками человека привлечь к себе внимание». А.Б. Зверинцев, специализирующийся на разработке коммуникативных технологий, под имиджем понимает относительно устойчивое представление о каком-либо объекте [7, С. 40 — 50]. Интересной представляется точка зрения В.М. Шепеля, выделяющего три группы качеств, определяющих индивидуальный имидж:

1. Природные качества: общительность, сопереживание, рефлексивность, красноречие. Эти качества В.М. Шепель обозначает общим понятием «умение нравиться людям».

2. Характеристики личности как следствие ее образования и воспитания. Это моральные ценности, психическое здоровье, владение набором гуманистических технологий, таких как межличностное общение, предвидение и преодоление конфликтов.

3. Характеристики личности, определяемые её жизненным и профессиональным опытом [27].

Непосредственно вопрос формирования имиджа образовательной организации был изучен специалистами двух научных областей: в психологии Пискуновой Т.Н., в экономике Измайловой Е.А. [10, С. 8].

Пискунова Т.Н., Имидж, по её мнению, складывается из семи представлений:

1. Об образе руководителя : персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении.

2. О качестве образования : показатель знаний, умений, навыков, соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познавательность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, технические средства обучения, форма обучения (развивающая).

3. О стиле образовательного учреждения: контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность школы, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура.

59 стр., 29073 слов

Способы оценки деятельности агентств по гарантиям качества для ...

... как вида консультационной деятельности; проанализировать современного состояния отечественного консалтинга; изучить репутационный консалтинг как фактор трансформации образовательной среды; проследить развитие экспертных организаций в сфере образования; изучать зарубежный опыт образовательного консалтинга. провести и ...

4. О внешней атрибутике.

5. Об образе персонала : квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик.

6. О цене на образовательные услуги : платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, конкурентный прием, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения.

7. Об уровне психологического комфорта : представление об уровне комфортности школьной среды – компоненты: уважение учитель – ученик; бесконфликтное, духовно обогащающее общение подростков.

Основными субъектами обучения имиджу являются руководитель школы, учителя и персонал школы, а также, для сравнения, различные социальные группы, заинтересованные в предоставлении образовательных услуг. К этим группам относятся учащиеся и их родители; работники образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги параллельно со школой; работники предприятия, организации, учреждений, принимающих выпускников школ; работники органов управления образованием и муниципальных органов власти; местные жители [20].

М.С. Пискунов в своей работе «Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования» даёт следующее определение имиджа школы: «это эмоционально окрашенный образ, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума» [19, С. 45].

По данным исследований Пискунова М.С., ведущими компонентами имиджа образовательного учреждения являются:

  • для учащихся начальной школы и их родителей — образ классного руководителя;
  • для старшеклассников — образ учителя – предметника и образ директора;
  • для родителей с высшим образованием – представление о качестве образования и стиле работы школы;
  • для родителей детей с ослабленным здоровьем – комфортность школьной среды [19, С.

45].

Кандидат психологических наук, Щербаков А.В., Формирование имиджа от запросов потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:

1. Провести маркетинговые исследования с целью определения приоритетных направлений учебно-воспитательной деятельности, предпочтительных для родителей и учащихся.

2. Оценка ресурсов образовательного учреждения.

3. Формирование программы развития (или перспективного плана с критериальными показателями).

4. Осуществление плана деятельности.

5. Промежуточный контроль и регулирование деятельности.

6. Оценка результатов деятельности [30, С. 39].

Понятие

Чтобы обобщить представления об имидже можно добавить следующее:

  • в имидже одновременно существуют психические, социальные и деятельностные детерминанты;

    7 стр., 3246 слов

    Отчет по учебной практике гму в школе – Основы управленческой деятельности

    ... управления образовательным учреждением, основанная на принципах индивидуального управления с демократичной структурой школы и государственного управления. Организационная модель интегративного управления школой - это соотношение горизонтальных и вертикальных линий. Каждый орган управления выполняет функции контроля и регулирования по ...

  • имидж формируется на основе доступной восприятию информации, отражает некую пропорцию, соотношение позитивной, нейтральной и негативной информации об объекте;

  • имидж не предполагает исключительно адекватное отражение существующий в действительности качеств, достоинств и недостатков;

  • имидж – это эффективное средство подачи информации от субъекта к группе/ аудитории через систему знаков;

  • имидж содержит как прагматические, так и эстетические элементы;

  • имидж стимулирует соответствующие эмоциональные и поведенческие реакции группы / аудитории и самого субъекта;

  • имидж создаётся с ориентацией на достижение цели в конкретной группе [9].

В педагогическом аспекте имидж представляется внешним выражением (форма) существующих в реальности характеристик, качеств и свойств (содержание), который призван, обеспечить гармоничное взаимодействие носителя имиджа с социальной и\или профессиональной средой. Ключевыми в определении понятия имидж являются слова публичный портрет [20].

Поэтому большое количество научных и научно-публицистических работ еще не означает, что тема изучена и хорошо проработана. Скорее, наоборот, тема имиджа образовательной организации находится на начальной стадии изучения.

1.2. Технология формирования имиджа образовательного учреждения

Каждой организации, в том числе в сфере образования, необходимо проводить целенаправленную работу по формированию своего имиджа.

Необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется следующими причинами (по Сухаревой О.):

  • во — первых, конкуренция среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента;

  • во — вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.;

  • в- третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстаёт способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворённость трудом и профессиональное развитие;

  • в — четвертых, устойчивый позитивный имидж даёт эффект приобретения образовательным учреждением определённой силы – в том смысле, что создаёт запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам [22].

    8 стр., 3945 слов

    Разработка стратегии развития муниципального образовательного ...

    ... главе выпускной квалификационной работы рассматривается сущность стратегии развития предприятия, дается характеристика методов разработки стратегии развития предприятия и анализируется процесс оценки стратегии развития предприятия. Во второй главе работы представлены организационно-экономические характеристики исследуемого учреждения, проведен стратегический анализ ...

Создание имиджа — это первый шаг к созданию хорошей школы. И инициатива здесь должна исходить исключительно от самого образовательного учреждения [25].

Л.Ю. Шемятихина [

  • 1 этап – внутренняя оценка имиджа – персонал учреждения проводит субъективную оценку имиджа, выставляя по каждому компоненту баллы от 1 до 9, затем рассчитывается средний балл и определяется рейтинг каждого из компонентов;

  • 2 этап – внешняя оценка имиджа — проводится на основе анализа мнений потребителей образовательных услуг, партнёров, экспертов (анкетирование, экспертные оценки, анализ публикаций в прессе);

  • 3 этап – реализация коммуникационных воздействий на целевые группы по формированию и закреплению имидж-пространства образовательного учреждения;

  • 4 этап – оценка имиджа через определённый промежуток времени для сравнения показателей, внесения коррективов в работу.

Формирование изображения — это процесс, в котором определенное запланированное изображение создается на основе доступных ресурсов. Но как понять, какой именно образ наиболее предпочтителен для «нужной» целевой аудитории? И как определить объем и специфику своих ресурсов? Очень часто бывает, что руководители и не подозревают, как много возможностей имеется в школе для создания её позитивного имиджа. Более того, именно решение этой проблемы может существенно обогатить сам педагогический процесс, дело только в правильном распределении общих усилий.

Выделим основные этапы формирования имиджа.

I этап определение миссии.

Начинать нужно с анализа внешней среды. Педагогическая специфика заведения диктует свои законы, поэтому для начала нужно определиться с основной идеей учебного заведения. Её можно назвать также «концепцией», «миссией», «изюминкой» и т.д. Результатом этого этапа должно стать четкое понимание ваших сильных и слабых сторон. Дальнейшая стратегия здесь проста: мы обновляем и раскрываем сильные стороны и работаем с проблемами.

II этап

Планируя имиджевую работу, необходимо понять, какую

  • Ученики . Несомненно, выпускники — чуть ли не ведущие «пиарщики» учебного заведения. Память о школе сохраняется надолго, и если образ, который у детей сформировался после окончания учебного заведения, будет привлекательным, они обязательно приведут своих детей именно в эту школу. К тому же именно ученики, ещё учась в школе, служат её своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих школьных буднях (особенно в Интернете), или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определённые стандарты, принятые в школьном сообществе.

    35 стр., 17334 слов

    Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения ...

    ... повышению эффективности деятельности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Целью заключительной работы является анализ и повышение мотивации к профессиональному развитию учителей школы. Для достижения ...

  • Родители учеников . Это самые авторитетные субъекты, способные не только дать оценку работы школы, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о ней. Вот почему родители являются основной целевой группой, которой следует руководствоваться в работе с имиджем.

  • Социальные партнёры (реальные и потенциальные).

    Сегодня общественная деятельность становится все более важной для успешного продвижения на рынке. Но любая организация, которой необходимо создать положительный имидж, вряд ли будет вкладываться в расплывчатые школьные проекты. Как правило, они помогают только тем, у кого хорошая репутация и высокая социальная и социальная активность, ведь выгода от такого партнерства должна быть обоюдной.

  • Средства массовой информации . СМИ являются своеобразными посредниками между школой и обществом. Благодаря своевременному информированию о планах или достижениях образовательного учреждения, можно существенно расширить круг своих потенциальных партнёров и (или) сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

Следует отметить, что характер информации для разных целевых групп должен быть разным. Определившись в основных потребностях каждой целевой группы (что для неё самое важное в вашей деятельности?) необходимо ориентироваться именно на них. Например, если вы хотите привлечь состоятельных родителей, больше рекламируйте свои платные услуги. Родители с низким или средним доходом могут быть разочарованы перспективой того, что они не «впишутся» в дорогостоящие занятия, предлагаемые школой. И, наоборот, широко распространенные «бесплатные» занятия могут сделать школьную программу «легкомысленной», поскольку, к сожалению, многие из них предпочитают отягощать своего ребенка интеллектуальной и развлекательной деятельностью, а не социальной и социально значимой деятельностью.

III этап

На этом этапе происходит разработка конкретных действий, связанных с формированием имиджа. Условно их можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние

важно помнить, что открытость и демократичность школы напрямую зависят от того, насколько привлекательным будет то, что вы собираетесь «открыть» для других.

Внешние : трансляция целей и деятельности школы для внешних «потребителей» — родителей, социальных партнёров, СМИ. Это создание и регулярное пополнение сайта школы, акции, письменные и устные контакты, включая информирование через буклеты, памятки, листовки, рассылка благодарственных писем, участие в крупномасштабных проектах, исследованиях, волонтёрской деятельности — то есть во всех мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс.

Итогом этого этапа должно стать ролевое распределение нагрузки. Важнее всего то, что деятельность по созданию имиджа затрагивает интересы и усилия всех членов школьного сообщества. Немаловажное значение на этапе планирования имеет вопрос о характере обратной связи (или мониторинге).

IV этап

Самым важным при реализации любых мероприятий по формированию имиджа образовательной организации является их органичная интеграция в образовательный процесс.

V этап

На этом этапе (как правило, ежегодно) проводится анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение результатов мониторинга до сведения всех участников такой деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих [29].

Схематично механизм формирования имиджа образовательного учреждения можно представить следующим образом.

Этапы формирования имиджа образовательной организации., Таким образом, конечным результатом, т.е.,

ГЛАВА I I . ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Состояние имиджа в

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 66» г. Перми (далее МАОУ «СОШ № 66» г.Перми расположено в трехэтажном кирпичном здании. Общая площадь здания — 2789,1 кв.м, здание соответствует нормативным требованиям. Проектная вместимость школы — 600 человек.

Имидж образовательного учреждения складывается из следующих представлений:

1. Об образе руководителя.

Поваляева Татьяна Павловна, с 1998 года работает учителем биологии в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 104. Как преподаватель высшей квалификационной категории он неизменно обладает высоким качеством студенческих знаний. Прошла путь от учителя, заместителя директора до директора. С 2015 года назначена директором МАОУ «СОШ № 66» г.Перми. За время работы директором она зарекомендовала себя как грамотный и современный руководитель, обладающий всеми необходимыми знаниями и качествами. В 2016 году получила диплом по специальности «менеджмент организации». Имеет дочь — одиннацатиклассницу. Имеет хобби – чтение классической литературы. Директор знает стратегию развития образования, различные технологии обучения и воспитания, экономические и правовые основы функционирования школы.

2. О качестве образования.

  • С 2018 года наблюдается увеличение численности обучающихся на 20% (см. приложение 2, таблица 1), что объясняется созданием положительного имиджа учреждения средствами обновления содержания и методов обучения;

  • В сравнении с 2017-2018 учебным годом наблюдается повышение качества образования на 9,6% ( приложение 2, таблица 2);

  • По окончании 2018-2019 учебного года повышается качество подготовки к итоговой государственной аттестации учащихся 9 класса. Увеличилось количество предметов по выбору с пяти до восьми. Значительно улучшились показатели по русскому языку и математике. По биологии в этом году результат лучше, чем городской — 103,9%.

  • Однако 3 студента не были допущены к итоговой аттестации из-за академической задолженности. Средний балл по предметам по выбору (за исключением предмета биология) значительно ниже среднего по городу. Одна из главных причин — невольный выбор студентами экзаменов. Индивидуальный учебный план не был направлен на подготовку обучающихся к государственной (итоговой) аттестации. В связи с этим необходимо создать организационно-педагогические условия, которые помогут сформировать готовность обучающихся к профессиональному самоопределению и осмысленному выбору экзаменов на государственной(итоговой) аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ. (приложение 2 таблица 3, диаграмма 1 );

      • По итогам 2019 года наблюдается повышение среднего балла во всероссийской проверочной работе по русскому языку и математике 4 класса, однако зафиксировано незначительное снижение среднего балла по окружающему миру в сравнении с 2018 годом (приложение 2 диаграмма 2, 3)

      • Мониторинг метапредметных умений в 2018 году показал, что освоенность универсальных учебных действий у школьников пятого класса существенно ниже показателя по Пермскому краю.

Итоговые результаты по окончанию учебного года.

Педагогический коллектив школы работал над созданием условий для сохранения на оптимальном уровне качества обученности:

Итого по школе: не менее 46%.

На основании информационно — аналитических материалов можно сделать следующие выводы:

  • качество обученности за 2018 – 19 учебный год составляет по школе 38 %, что не соответствует заявленным ожиданиям;

  • По результатам рейтинга общеобразовательных учреждений г.Пермь улучшила свои позиции по сравнению с 2017-2018 годами на 2 места и занимает 104 место.

  • на хорошем уровне в школе находится качество обученности по

информатике, иностранному языку, ОБЖ, технологии, музыке, черчению обществознанию, физической культуре;

практически на одном уровне, с небольшим повышением;

классов. Это стало возможным благодаря условиям для обучения, созданным в школе, и профессиональной компетенции преподавателей и классных руководителей;

выделить в качестве позитивных предпосылок дальнейшего развития следующее:

  • Стратегическая цель образовательной организации в рамках Программы развития школы до 2020 года: Индивидуальное программирование эффективной деятельности, как учебной, учебно-исследовательской, практико-прикладной и социально-творческой через полидеятельностный принцип организации образования с целью развития личностного и профессионального самоопределения ребенка.

  • Основная идея программы развития: Создание инновационного образовательного комплекса, интегрирующего научные исследования, практико-прикладные и образовательные программы, в котором обучающиеся решают исследовательские задачи с помощью высокоэффективных технологий, и это становится основным механизмом их самоопределения, саморазвития и самореализации.

Цель программы развития: Создание образовательного комплекса «Детский сад-школа» и его интеграция с проектно-исследовательским центром «HIGH TECH» и практико-прикладным центром «MASTER» с целью индивидуализации образовательной деятельности воспитанников и обучающихся и, как следствие, обеспечение личностного и профессионального самоопределения и развития ребенка.

Задачи:

1. Открыть при школе группы детского сада 1.5-2 лет; 3-4 лет

2. Создать при школе практико-прикладной проектный центр «MASTER» по направлениям:

  • Мастерская технического моделирования.

  • Мастерская дизайна интерьера.

  • Мастерская персонифицированной программы здоровья и красоты.

  • Мастерская спорта.

  • Мастерская строительных технологий.

3. Открыть при школе проектно-исследовательский центр «HIGH TECH» по направлениям:

  • Лаборатория нанотехнологии.

  • Лаборатория медицины.

  • Лаборатория экологии и технологии рециклинга отходов

  • Лаборатория робототехники и 3D-моделирования

4. Выстроить сотрудничество с ООО «Камский кабель»; МСЧ № 7; Пекарня «Заозерье», НПО «Искра»,Пермская «Школьная газета».

5. Выстроить сеть партнерского взаимодействия Школа-Вуз-Производство.

  • система внеклассной работы, сформированная на основе школьных традиций, активно использующая достижения педагогики и психологии, позволяет удовлетворять разносторонние потребности личности современного школьника.

Традиционные мероприятия:

— День открытых дверей

— Праздник Первого звонка

— День Учителя

— Праздник посвящения в ученики (для 1-х)

— Осенний туристический слёт

— Новогодний калейдоскоп

— Игры КВН

— День памяти (уроки мужества)

— Спортивные состязания «А ну-ка, парни!»

— Спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья!»

— День здоровья

— День Победы (концерт для ветеранов, митинг и возложение цветов у мемориальных памятников)

— Последний звонок

— Выпускной вечер и многое другое.

3. О внешней атрибутике.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 66» г.Пермь была основана в 1958 году и в структуре региональной модели образования является базовой школой массового общего образования, доступной для всех слоев населения, обеспечивающей государственный стандартизированный минимум. В школе действует Устав учебного заведения, который устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса, режим работы, дресс-код и стиль отношений между учениками, учителями и родителями.

4. Об образе персонала.

Педагогический состав.

В школе работает 22 учителя, основную часть коллектива составляют высококвалифицированные методически грамотные педагоги, среди которых: Отличники народного просвещения и почётные работники общего и профессионального образования Андарак И.Н., Мосунова В.И.

1 учитель имеет высшую квалификационную категорию, 6 – первую, что составляет 31%. Средний возраст педагогов – 45 лет.

В школе № 66 средняя заработная плата за 2018 год составила 23 165 рублей в месяц, а

На конец 2018/2019 учебного года в школе обучались 305 учащихся, из них в начальной школе –157, в основной –135, в средней общей — 13. МАОУ «СОШ № 66» работает в режиме шестидневной учебной недели, первые классы работают в режиме пятидневной учебной недели.

5. О цене на образовательные услуги.

Платных образовательных услуг школа оказывает для учеников начальной школы «Школа здоровья» и школа будущих первоклассников «Ступеньки успеха». Цена на образовательные услуги – 2500.00 рублей в месяц.

6. Об уровне психологического комфорта.

Для проведения исследования об уровне психологического комфорта в школе, что является одной из составляющих имиджа образовательного учреждения, были разработаны анкеты для учащихся (N=50), учителей (N=25) и родителей (N=25) (приложения 2, 3, 4).

В начале сформулированы цели и задачи анкетирования, составили вступление, где сообщается о конфиденциальности информации и техника заполнения анкеты.

Анкетирование «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью» среди 9-х классов.

Цель исследования – изучение мнения учащихся о психологическом климате в школе и классе.

Задачи исследования – выявить эмоциональное отношение учащихся к школе, к мероприятиям в школе и классе, отношение детей к негативным явлениям в школе; определить удовлетворённость детей отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

6-9 классы Выборка 50 чел. 18.10.2019 г.

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас принять участие в опросе по проблемам психологического климата в школе. Ваше мнение поможет лучше понять существующий климат в школе, выработать рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в коллективе и решению проблем.

Участие в анкетировании анонимно.

Заполнять анкету просто. Нужно по каждому вопросу ознакомиться с вариантами ответов, затем выбрать и указать тот из них, который больше всего соответствует Вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха.

Ниже представлены её результаты.

Таблица 1.

Не согласен

число %

Сомневаюсь

число %

Согласен, но не совсем число %

Полностью согласен

число %

1

7 14%

4 8%

4 8%

35 70%

2

3 6%

13 26%

34 68%

3

3 6%

5 10%

15 30%

27 54%

4

5 10%

18 36%

27 54%

5

7 14%

10 20%

33 66%

6

2 4%

10 20%

8 16%

30 60%

7

5 10%

5 10%

6 12%

34 68%

8

21 42%

29 58%

9

7 14%

11 22%

32 64%

10

12 24%

5 10%

9 18%

24 48%

Данная анкета групповая, сплошная, очная, По типу вопросов: субъективная и шкалированная. По её результатам можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных чувствуют себя в школе и в классе комфортно. 2/3 идут в школу с радостью, хорошим настроением, удовлетворены условиями для развития своих способностей. Более 50% считают хорошим своего классного руководителя и могут обратиться к учителям за советом. У 66% есть любимый учитель. Стиль отношений в школе и классе – демократический, можно высказать своё мнение. 64% считают, что школа готовит к самостоятельной жизни. Однако есть дети (14%), которые не довольны или сомневаются в ответе. Необходимо мотивировать данных детей, работать с психологом, родителями, искать причины проблем.

Анкетирование «Изучение удовлетворённости родителей школой».

Цель исследования – изучение мнения родителей учащихся о школе и классе.

Задачи исследования – определить активность участия детей и их родителей в общественной жизни школы, подготовке и проведении мероприятий в школе и классе. Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к школе, к мероприятиям в школе и классе, отношение к негативным явлениям в школе. Определить удовлетворённость родителей учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

Исследование проводится на классных родительских собраниях 8 и 9 классов. Анкета выдаётся каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 15-20 минут.

8 а, 8б, 9 классы Выборка 25 человек. 07.11.2019

Уважаемые респонденты!

Приглашаем Вас принять участие в опросе по проблемам школьной жизни и взаимодействия учителей и родителей. Ваше мнение поможет лучше понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению психологического климата в школе. Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщённом виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Укажите только номер и букву класса.

На каждый вопрос выберите из предложенной шкалы ответов, то количество баллов, которые считаете верным.

Заранее благодарим и желаем успеха.

Ниже представлены результаты.

Таблица 2.

п\п

совершенно согласен

согласен

трудно

сказать

не согласен

совершенно не согласен

число %

число %

число %

число %

число %

1

20 80%

2 8%

3 12%

2

17 68%

5 20%

3 12%

3

23 92%

2 8%

4

20 80%

5 20%

5

25 100%

6

15 60%

10 40%

7.

14 56%

10 40%

1 4%

8

20 80%

5 20%

9

19 76%

2 8%

10

5 20%

5 20%

15 60%

11

15 60%

9 36%

1 4%

12

20 80%

5 20%

13

13 52%

5 20%

7 28%

14

23 92%

2 8%

15

17 68%

5 20%

3 12%

Данная анкета аудиторная, сплошная, очная, По типу вопросов: субъективная и шкалированная. Итоги анкеты показали, что родители в основном довольны атмосферой в школе и классе. Степень удовлетворённости взаимопониманием, справедливостью, дополнительными занятиями, дисциплиной высокая. Большинство родителей считают, что дети не перегружены учебными занятиями и домашними заданиями и учителя учитывают их индивидуальные особенности. Нужно отметить, что родители считают недостаточным то количество кружков, клубов и секций в школе, где может заниматься их ребёнок. Можно сделать вывод, что школа по мнению родителей даёт детям глубокие прочные знания, способствует формированию достойного поведения и по — настоящему готовит ребёнка к самостоятельной жизни.

Анкетирование «Исследования уровня психологического комфорта педагогов в школе».

Цель исследования: определить степень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в общешкольном сообществе и своим положением в нём.

Задачи исследования: определить уровень готовности педагогического коллектива школы к взаимодействию и общению, оценить состояние психологического микроклимата в педагогическом коллективе школы, определить удовлетворённость педагогов отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

Учителя МАОУ «СОШ № 66» Выборка 13 чел. 19.11.2019

Уважаемый респонденты!

Просим Вас ответить на поставленные вопросы. Подчеркните ответ, соответствующий вашим ощущениям, или напишите свой вариант ответа. Анкета не подписывается.

Результаты исследования представлены в таблице.

Таблица 3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

а

11

13

10

12

11

2

10

9

8

7

10

1

б

2

0

0

0

1

0

2

4

6

2

3

1

в

0

0

0

1

1

9

0

3

5

г

0

0

2

1

6

Анкета групповая, выборочная, очная, закрытая и открытая, субъективная, исходя из результатов анкетирования можно сделать следующие выводы: психологический микроклимат в педагогическом коллективе школы благоприятный, педагоги удовлетворены отношениями со всеми участниками образовательного процесса и готовы к взаимодействию и общению. Большинство приходят в школу с хорошим настроением. Отношения с коллегами в основном дружеские и доброжелательные, как и с администрацией. Стиль взаимоотношений и управления в школе можно назвать демократическим. На последний открытый 13 вопрос, что отрицательное влияет на самочувствие были даны следующие ответы: большая нагрузка учителя, состояние здоровья, большое количество времени уходит на заполнение отчетов и журналов.

Анкетирование разных категорий людей – участников образовательного процесса: учеников, родителей, учителей помогло мне разобраться в том, каким является стиль управления и взаимоотношений в коллективе, определить уровень психологического комфорта и эмоциональной удовлетворённости. Анкетирование даёт опыт живого общения с разными людьми, эмоциональный заряд, учит находить общий язык, подход к опрашиваемым и получить объективные выводы по исследуемой проблеме.

Складывая все представления о структуре имиджа можно сделать выводы, что МАОУ «СОШ № 66» является современным, не плохо оснащённым, использующим передовые педагогические технологии учреждением, которое занимает непоследние позиции в районе и городе, пользуется авторитетом в образовательной среде. Можно говорить, что школа пользуется популярностью у родителей, стремящихся привести сюда своих детей, учителей, для которых комфортно работать в данном учреждении и детей, которые с радостью носят звание «Ученик школы № 66». Все участники образовательного процесса в школе ежедневным кропотливым и творческим трудом неустанно заботятся о сохранении и процветании своего образовательного учреждения.

2.2. Рекомендации по формированию имиджа МАОУ «СОШ № 66» г.Перми.

Пути формирования имиджа у каждого образовательного учреждения свои, этому способствуют многие факторы, например местоположение учреждения (сельская, городская местность), материально-техническая база, кадровый потенциал и т.д. Анализ состояния имиджа в МАОУ «СОШ № 66» выявил проблемы и поставил задачи по формированию имиджа.

Понятие «имидж» как и большинство категорий, может трактоваться в широком и узком смысле. В широком смысле под имиджем понимается распространённое представление о совокупности естественных и специально сконструированных свойств школы, в то время как в узком под имиджем понимается сознательно сформированный образ школы, который наделяет его дополнительными ценностями и даёт возможность продуцировать те впечатления, отношения и оценки, которые необходимы самой школе. Но имидж формируется независимо от того, занимаются этим целенаправленно или нет. Лучше, если этот процесс ведётся осознанно.

При работе над имиджем нашей школы, как и любого другого образовательного учреждения необходимо соблюдать определённые принципы.

Во-первых, следует ответить на вопросы о миссии, целях, ориентирах, приоритетных направлениях деятельности образовательного учреждения.

Во-вторых, определиться с целевой аудиторией образовательного учреждения. Знание конкретных особенностей каждого целевого сегмента позволит наиболее эффективно организовать работу с ним, причём не только с точки зрения особенностей построения эффективного имиджа, но и продвижения своих образовательных услуг, выбора стиля.

Особое внимание следует уделить индивидуальным особенностям школы. Продолжить работу по их разработке. И хотя мы делаем первые шаги в качестве участника конкурентной борьбы, можем согласиться с тем, что однотипные учреждения, расположенные по соседству в микрорайоне, могут отличаться друг от друга радикально.

Важный момент при определении индивидуальных особенностей школы – вопрос о руководителе. Очень часто директор школы – явный лидер, его роль весьма существенна в позиционировании школы. В этом случае стратегия построения имиджа выстраивается таким образом, что интервью даёт только директор, его фотография обязательно присутствует на сайте школы и рекламные буклеты, если таковые выпускаются, тоже с фотографией руководителя. Для поддержания устойчивого положительного имиджа школе необходимо использовать PR – технологии. Исторически сложилось, что сфера ответственности за формирование имиджа пересекается с основной целью и объектом деятельности связей с общественностью. Существуют разные подходы к пониманию сущности связей с общественностью как сферы деятельности — это «часть маркетинговой коммуникации», «часть журналистики», «PR – реклама», «теория и практика отношений между организацией и обществом». Но главным образом, смысл деятельности PR сводится к формированию благоприятного имиджа организации и нейтрализации неблагоприятных событий и слухов. При этом, PR может использовать отдельные технологии маркетинга — исследования, рекламу, методы стимулирования интереса к организации. Специально приглашённые люди могут выполнить заказ по формированию имиджа, но нужна не акция, а постоянная работа по совершенствованию имиджа, с учётом все временных составляющих.

На что рекомендуют обратить внимание специалисты. Конечно, на регулярную работу по оценке деятельности школы с точки зрения учащегося.

Наличие собственного сайта уже давно не факультативный элемент имиджа школы. Но не просто наличие, а доступность сайта, удобство навигации, своевременность обновления.

Анализ позволит соотнести заявленные цели школы, его миссию, заявленный имидж с реальностью, наметить программу достижения желаемого результата. Проработанный имидж – реальная выгода для любой организации, в том числе и экономическая.

Имидж всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает образовательное учреждение. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Так как результат обучения зачастую отдалён во времени и может не осознаваться самим обучающимся, то необходимо учитывать такие особенности имиджа, как универсальность и уникальность. Универсальность может выражаться, прежде всего, как в унификации научных подходов, понятий, принципов и факторов, так и в стандартизации требований, показателей качества, использовании технологий и методов обучения. Уникальность в данном случае проявляется в выборе образовательных учреждений, специализаций, востребованных на рынке труда и повышающих конкурентоспособность специалиста.

Практические рекомендации для повышения имиджа образования в целом и школы:

— необходимо налаживать систему более тесного взаимодействия общеобразовательных школ, используя все имеющиеся возможности и формы, ориентируясь на то, что школы имеют определённую свободу в выборе партнёров.

— необходимо активное сотрудничество с местными средствами массовой информации, используя для этого любые информационные поводы, для пропаганды достижений школы. Использование при этом самых разных аргументов. Постоянный поиск наиболее эффективной и актуальной формулы такой пропаганды. Ведь средства массовой информации являются своеобразными посредниками между школой и обществом: именно благодаря своевременному информированию о планах или достижениях, можно существенно расширить круг своих потенциальных партнёров и/или сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

— поскольку представление о перечисленных составляющих имиджа формируется благодаря распространению в обществе знаний о ней или целей школы относительно них, то основная маркетинговая задача, в этом случае, состоит в поиске способов передачи этой информации, формировании на её основе определённого уровня знаний и уже как следствие определённого представления о школе. Главным образом, почти все способы передачи информации аудитории можно объединить в общее направление деятельности — рекламирование. Это определяет специфическую особенность рекламной политики школы, где информирующая реклама преобладает над другими видами рекламы. Для рекламирования необходимо выбирать каналы продвижения, дающие наибольшую отдачу. Самые распространённые — это статьи и публикации в газетах и интервью на радио, участие в акциях, программах, концертах и фестивалях. Также для этого необходимо использование всех возможностей Интернета с ориентированием на молодёжную аудиторию для пропаганды образования и создания имиджа школы.

— целевая аудитория школы специфична — это учащиеся и их родители, люди,

— формирование имиджа тесно связано с информационной открытостью, поскольку имидж создаётся посредством коммуникаций на основе той информации, которую получает целевая аудитория из разных источников, главным образом из средств массовой информации.

— для организации рекламы различных мероприятий школа обращается в рекламные агентства. Это позволяет не заниматься самостоятельно разработкой креативных программ, печатью материалов.

— ещё один способ заинтересовать будущих учеников — день открытых дверей для воспитанников ДОУ и их родителей, позволяющий представить свои программы, рассказать о преимуществах.

Среди других рекомендаций по формированию имиджа школы можно назвать следующие:

— содействие в повышении квалификации педагогов, а также демонстрирование потребности школы в высококвалифицированных кадрах, стимулирующее педагогов на профессиональные достижения. Кроме того, желательно предъявлять высокие требования при приёме на работу, что даёт коллективу школы ощущение особой ценности рабочего места, поскольку высокие стандарты увеличивают привлекательность школы в глазах кандидатов на вакантные места;

— необходимо постоянно проводить анализ соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех заинтересованных лиц. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит: «Мне дорога наша репутация», демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации, но и важность корпоративных усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

  1. Имидж общеобразовательного учреждения – это эмоционально окрашенный образ школы, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками призванный оказывать психологическое влияние определённой направленности на конкретные группы социума. Забота о своём имидже – это запечатление его в сознании людей, лучшая само презентация. Положительный имидж образовательного учреждения формируется только на основе устойчивой качественной образовательной услуги. Профессиональный подход к формированию желаемого имиджа учебным заведением должен строится на полномасштабном и всестороннем изучении потребителей, которым данный имидж адресован – родителей, учеников, социальных партнёров.

  2. Спроектировать имидж образовательного учреждения – значит, создать его желаемый образ. Проектирование имиджа образовательного учреждения включает анализ внешней среды; выделение целевой группы; анализ внутренних ресурсов; определение задач и их классификацию; мотивацию участников проекта; ролевое распределение; выявление соотношения между составляющими имиджа; определение принципов формирования имиджа; разработку технологии формирования каждой составляющей имиджа, то есть конкретную систему мероприятий, направленных на создание положительной репутации образовательного учреждения у потребителей и социальных партнёров.

  3. Общая цель проекта по созданию имиджа образовательного учреждения – повышение конкурентоспособности образовательного учреждения. Стратегическая цель – создание эффективной модели построения имиджа образовательного учреждения, позволяющей учащимся и родителям сделать осознанный выбор образовательного учреждения и на этом основании активно участвовать в разнообразных формах образовательной деятельности; привлечь внимание к школе социальных партнеров (учреждения дополнительного и профессионального образования, других общественных организаций) и средств массовой информации для плодотворного сотрудничества в интересах обучающихся. Тактическая цель – разработка системы мероприятий, способствующих созданию положительной репутации образовательного учреждения.

  4. Процесс формирования и подтверждения имиджа образовательного учреждения включает три этапа:

  • начало целенаправленной работы по формированию имиджа образовательного учреждения:

  • активное формирование имиджа образовательного учреждения;

  • поддержка, корректировка и обновление сформированного имиджа образовательного учреждения.

На каждом этапе предполагается работа по следующим направлениям:

  • формирование положительного имиджа руководителя и педагогического коллектива школы; участие школы в профессиональных и отраслевых конкурсах;

  • создание визуального образа школы; организация взаимодействия с родителями и социальными партнёрами; организация сотрудничества со средствами массовой информации.

  1. Анализ условий функционирования школы показал, что здесь учащимся стараются создать условия для того, чтобы они посещали школу с желанием и радостью. Изучение мероприятий, которые стихийно повлияли на имидж школы, показало, что ш кола имеет определённые достижения, к которым можно отнести: стабильные положительные образовательные результаты учащихся; создание условий, позволяющих получить учащимся качественное образование – продуктивное использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит компетентностный подход к обучению; организация элективных курсов предпрофильной подготовки; профессиональный рост учителей, их участие в инновационной деятельности; комфортность и безопасность образовательной среды; развитие материальной базы школы.

  2. Для изучения мнения о школе основных потребителей образовательных услуг, прежде всего, родителей и учащихся, а также общественности и социальных партнёров было проведено анкетирование, которое показало, что стихийно в городе сложился положительный имидж школы.

  3. При создании имиджа образовательного учреждения мы должены включать мероприятия по созданию имиджа педагогов образовательного учреждения, мероприятия по созданию визуального образа школы, мероприятия по повышению качества образовательного процесса, участие школы и учащихся в конкурсах различного уровня и тематики, развитие сферы взаимодействия педагогов и семьи, сотрудничество с социальными партнёрами и средствами массовой информации.

Таким образом, п

1) изучение общественного мнения внутри школы с целью выяснения удовлетворённости школой учителями, учащимися, родителями;

2) распространение новостей, связанных с развитием инновационных процессов – процессов разработки, внедрения и использования педагогических новшеств. При этом представление инновационных процессов может выступать как характеристика жизнедеятельности школы и, при сравнительном анализе, как преимущество данной школы перед другими;

3) обеспечение освещения событий в деятельности учебного заведения – установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения;

4) разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные перемены в школьной жизни, демонстрировать достижения школы, полученные в процессе перемен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/formirovanie-imidja-v-pr-deyatelnosti-diplom/

  1. Алешина, И. В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. – М.: Эксмос, 2002. – 480 с.

  2. Бут, О.А. Имиджелогия [Текст] : учеб. пособие / О.А. Бут. – Томск: кафедра ТУ, ТУСУР, 2013. – 133 с.

  3. Бухаров, Д.В. Имидж образовательного учреждения [Текст] / Д.В. Бухаров // Человек и образование. – 2009. – № 2 (19).

    – С. 165-168.

  4. Гундарин, М.В. Книга руководителя отдела PR. 2-е издание. СПб., 2009.- 53 с.

  5. Даниленко, Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения: .

  6. Жирнова, В.В. Актуальность проблемы формирования имиджа в современных социально-экономических условиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20141211/collection-20141211-5427.pdf . – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).

  7. Зверинцев, А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. — СПб., 2009. — 193 с..

  8. Змановская, Е.В. Руководство по управлению личным имиджем / Е.В. Змановская. — СПб., 2005. – С.141..

  9. Кадочников, Н.А. Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения. Диссертация кандидата экономических наук. – Москва, 2005.

  10. Измайлова, Е.А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. СПб, 2005, С. 8

  11. Квеско, Р.Б., Квеско С.Б. Имиджелогия [Текст] : учеб. пособие / Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 116 с.

  12. Краткий словарь современных понятий и терминов.-3-е изд.,дораб. и доп./Н.Т.Бунимович, Г.Г.Жаркова, Т.М.Корнилова и др. Сост., общ.ред. В.А.Макаренко.-М.:Республика,200.-670с.,С192.

  13. Кузикова, Л.А. Имидж ДОУ как часть единого пространства детского развития [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: . – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).

  14. Лазаренко, И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения как управленческое новшество [Текст] / И.Р. Лазаренко // Педагог. 2000. № 9. – С. 39-42.

  15. Менеджмент и маркетинг в образовании: терминологический словарь –

справочник /авт.-сост. Б.Ю. Пахомова, С.А. Горячкова, Л.И. Уварова, И.В. Федосеева.-Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – С.66.

  1. Методические рекомендации для студентов по дисциплине (модулю) «Развитие внешних связей муниципальных учреждений» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: . . – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).

  2. Медведев, М.И. Политическое лидерство как объект социально-психологического исследования [Электронный ресурс]: Автореф. дис. канд. псих. наук. /М.И. Медведев — М., 1992. – С. 6.

  3. Найданова, Ю.В. Технология становления имиджа в образовательном учреждении [Текст] / Ю.В. Найданова// Вестник ЮУрГУ. – 2012. – № 41. – С. 131-133.

  4. Пискунов, М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. -2006.- № 5.- С. 45.

  5. Пискунова, Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения. — Москва, 2002.

  6. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р <О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы> [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173677/ – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).

  7. Сухорева, О. Имидж образовательных учреждений / О. Сухарева // Нар.

образование. – 2009. — № 10. – С. 135 – 139.

  1. Синяева, И.А. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. — М:

ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  1. Томилова, М.В. Модель имиджа организации/ М.В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. — № 1. – С.5-17.

  2. Фадеева, Е.И. Компетентностный подход к формированию имиджа современного педагога // Управление образованием. – 2008. — № 2.

  3. Фрайзер, П. Сайтэл Современные паблик релейшнз [Текст] / П. Фрайзер М. : Издательский Дом «Инфра М». 2002. С. 592 .

  4. Хоменко, И.А., Имидж школы: механизмы формирования и способы построения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=386 . – Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).

  5. Шемятихина, Л.Ю. Маркетинг в образовании [Текст] : учеб. методический комплекс / Л.Ю. Шемятихина . – Екатеренбург : Изд-во ГОУ ВПО «УрГПУ», 2007. – 80 с.

  6. Шепель, В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям [Текст] / В.М. Шепель — М.: Народное образование, 2002. – 345 с.

  7. Щербаков, А.В. Имидж образовательного учреждения [Текст] / А.В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 9. – С. 39

Приложение № 1

Направление внеурочной деятельности.

Всего

Всего чел.

343

Естественно — научное

Умники и умницы

39

Интеллектуальные игры

38

Лаборатория «Экспериментальные задачи по физике»

32

Лаборатория «Экология и рициклинг отходов»

90

Занимательный русский язык

24

Занимательная математика

23

Я-читатель

183

Основы программирования

24

Учись учиться

23

Решение проектных задач

47

Спортивно — оздоровительное

Шахматные короли

36

ЗОЖ

56

Спортивные игры

49

Бокс

36

Баскетбол

8

Волейбол

15

Футбол

12

Ритмика

183

Киокушинкай

23

Зимнее многоборье

32

Духовно — нравственное

Школьная газета «Вести Потапа»

32

Экологическая культура и ЗОЖ

30

Я-гражданин России

183

Маленькие россияне

10

Я — гражданин России

11

Поклонимся великим тем годам

31

Пионеры герои

18

Социально-педагогическое

Занимательные поделки

30

Оригами

10

Чудо-мастера

21

Умелые ручки

18

Юный друг полиции

25

Мой проект

22

Художественное

В гостях у сказки

10

Весёлые нотки

23

Театральная студия «Зазеркалье»

97

Литературная гостиная

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/formirovanie-imidja-v-pr-deyatelnosti-diplom/

112

Каллиграфия

13

Техническое

Легоконструирование

46

Выжигание

34

Приложение № 2

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас принять участие в опросе по проблемам психологического климата в школе. Ваше мнение поможет лучше понять существующий климат в школе, выработать рекомендации по формированию благоприятного микроклимата в коллективе и решению проблем.

Участие в анкетировании анонимно.

Заполнять анкету просто. Нужно ознакомиться с вариантами ответов по каждому вопросу, затем выбрать и указать ту букву, который больше всего соответствует Вашему мнению.

Заранее благодарим и желаем успеха.

а) полностью согласен;

б) согласен, но не совсем;

в) сомневаюсь;

г) не согласен.

1 .Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что наша школа по-настоящему готовит меня

к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Приложение № 3

Уважаемые респонденты!

Приглашаем Вас принять участие в опросе по проблемам школьной жизни и взаимодействия учителей и родителей. Ваше мнение поможет лучше понять существующее положение и выработать рекомендации для педагогического коллектива по улучшению психологического климата в школе. Надеемся на искренние ответы. Результаты работы будут использованы только в обобщённом виде, поэтому свою фамилию можно не указывать. Укажите только номер и букву класса.

На каждый вопрос выберите из предложенной шкалы ответов, то количество баллов, которые считаете верным.

Заранее благодарим и желаем успеха!

4 – совершенно согласен; 3 – согласен;

2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится ребёнок, можно назвать дружным.

2. В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно.

3. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку.

4. Мы испытываем чувство взаимопонимания с администрацией и учителями нашего ребёнка.

5. В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель.

6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка.

7. Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

8. Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка.

9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребёнку.

10. В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребёнок.

11. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие прочные знания.

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка.

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка.

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития нашего ребёнка.

15. Школа по — настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни.

Приложение № 4

Уважаемый респонденты!

Просим Вас ответить на поставленные вопросы. Подчеркните ответ, соответствующий вашим ощущениям, или напишите свой вариант ответа. Анкета не подписывается.

1. Я обычно прихожу в школу:

а) с хорошим настроением:

б) без подъёма и приподнятости;

в) с плохим настроением;

г) затрудняюсь ответить.

2. В школе я:

а) ожидаю общения с коллегами;

б) безразличен к окружающим;

в) не хочу общаться ни с кем.

3. В процессе делового общении я проявляю:

а) доброжелательность и доверительность;

б) снисходительность;

в) нервозность и раздражительность;

г) не могу ответить.

4. Успех каждого из моих коллег вызывает во мне:

а) радость;

б) болезненную реакцию;

в) не знаю.

5. Я встречаю нового члена коллектива:

а) доброжелательно и радушно;

б) безразлично;

в) избирательно.

6. В случае неприятности на работе я:

а) ищу причины в себе;

б) ищу причины в других;

в) пытаюсь разрешить проблему сразу;

г) не обращаю внимания и полагаюсь на время.

7. Когда я общаюсь с заместителем директора школы по воспитательной работе, то чувствую себя:

а) раскованно и естественно;

б) стеснённо и напряжённо.

8. Приглашение к директору вызывает у меня:

а) профессиональный интерес;

б) чувство тревоги и беспокойства.

9. Появление среди нас директора вызывает у меня:

а) приятное чувство;

б) беспокойство;

в) отрицательные эмоции.

10. Обычно критические замечания коллегам я высказываю:

а) открыто;

б) обсуждаю в узком кругу:

в) не считаю, что это моё дело.

11. В коллективе я:

а) делюсь своими радостями и огорчениями:

б) предпочитаю «своё» носить «в себе».

12. Сколько лет вы работаете в школе:

а) 1-й гол;

6) 2—3 года;

в) 4—10лет;

г) более 10лет.

13. Укажите причины, которые влияют отрицательно на ваше самочувствие.