Период детства является важнейшим в развитии двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Следовательно, необходима система контроля физического развития, физической формы и работоспособности ребенка. Для выполнения ряда движений дошкольникам необходим определенный уровень развития скорости, ловкости, силы, выносливости. Без этого движения дети, несмотря на свое разнообразие, не могут в полной мере проявить имеющийся резерв возможностей организма.
Особое место в прогулках занимает игровая деятельность детей, в которой закрепляются полученные на уроке знания. ожидается развитие отношений между детьми: объединение их для общих игр, воспитание уважительного отношения к игрушкам, обучение их порядку в игровом пространстве.
Игровые занятия во время прогулки проводятся под присмотром и руководством учителя. Во время прогулки педагог может увидеть и учесть индивидуальные особенности детей. Прогулка способствует более легкому установлению дружеского общения между ребенком и взрослым, укрепляя его доверие к учителю.
В контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) отмечается, что целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелка моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
Дети сами выбирают, что им делать, а воспитатель играет роль руководства их деятельностью. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может долго заниматься, поэтому самостоятельная деятельность в этом возрасте носит непродолжительный и периодический характер и требует постоянного руководства со стороны воспитателя. С возрастом интересы детей меняются: начиная со среднего возраста дети предпочитают общество сверстников. Поэтому больше разнообразия появляется в игровой деятельности старшего дошкольника, однако в дошкольном детстве основной деятельностью ребенка остается игра. На прогулке дети постарше могут самостоятельно организовать подвижные игры, разучиваемые с педагогом, могут придумывать новые игры, взяв за основу сюжет из прочитанного произведения, просмотренного фильма или из жизни. Кроме того, во время прогулки дети уделяют пристальное внимание ролевой игре, содержание которой усложняется с возрастом детей. Таким образом решаются задачи социально-коммуникативного развития детей. Воспитатель может подключиться к занятиям детей в случае конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослых, или, при необходимости, помочь конкретному ребенку присоединиться к группе сверстников.
Игра и её роль в развитии личности
... На современном этапе развития общества возрастает роль образования в формировании личности ребенка. Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, ... детей, удовлетворение их биологической потребности в движении. Отличительная черта подвижных игр — их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные занятия, игровые ...
В процессе игры на прогулке ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Действует целенаправленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя выносливость, ловкость и другие физические качества. В своей работе мы рассматриваем сопротивление как физическое качество, гарантирующее любую длительную двигательную активность.
Глазырина Л.Д. рассматривает выносливость – показатель работоспособности, чем выносливее ребёнок, тем больший объём нагрузки он может выполнить, причём не только физической, но и умственной.
Целенаправленная работа по воспитанию выносливости у дошкольников улучшает функционирование организма, повышает их работоспособность (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки детей к школе, утверждает Бабина Т.И.
Большое значение имеет развитие выносливости для формирования волевых качеств человека, черт характера человека: целеустремленности, настойчивости, настойчивости, отваги и стойкости, уверенности в себе.
В настоящее время в научно-методической литературе представлено большое количество разнообразных подвижных игр в области физического воспитания дошкольников, однако, современные педагоги, как правило, не владеют многообразием предложенных игр, поэтому данная тема является своевременной и актуальной.
Цель
Объект
Предмет
Задачи:
1. Проанализировать различные источники по данной проблеме;
2. Охарактеризовать теоретические основы формирования выносливости в старшем дошкольном возрасте на прогулке;
3. Проанализировать практические аспекты проведения прогулки и игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
4. Разработать методические рекомендации по практической организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
5. Разработайте открытый игровой комплекс для тренировки выносливости у дошкольников старшего возраста.
В процессе исследования нами были использованы следующие методы:
-метод теоретического исследования ( изучение литературы, анализ факторов, систематизация изученного) для определения теоретических основ проблемы;
Теоретические основы коллективных видов деятельности на занятиях ...
... при работе с детьми старшего дошкольного возраста. В состав курсовой работы входят введение, 2 главы основной части, заключение, список использованной литературы и приложений. Глава 1. Теоретические аспекты использования коллективных видов деятельности на ...
-метод практического исследования разработка методических рекомендаций.
Теоретической основой нашей выпускной квалификационной работы являются труды: Дорониной М. А, Антоновой А. А в которых они раскрывают игровую деятельность на прогулке как средство формирования выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость работы заключается в классификации ходячих игр и выборе специальных упражнений, а также в анализе методических основ в области дошкольного образования.
Практическая значимость заключается в разработке методические рекомендации по практической организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в которых описываются подвижные игры применяемые на прогулке в первой и второй половине дня.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.
1.1. Анатомо-физиологические основы развития выносливости ребенка старшего дошкольного возраста
Детский организм дошкольного возраста обладает большой пластичностью, система регуляции еще до конца несовершенна. Организм детей дошкольного возраста значительно отличается от организма детей школьного возраста . Все реакции приспособления к условиям новой среды требуют быстрого развития мозга , особенно коры больших полушарий. Это выражается в небольшом функциональном резерве дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем. Для нервной системы детей дошкольного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов. У детей непроизвольный характер внимания, они легко отвлекаются. Двигательная сенсорная система созревает у ребенка одной из первых. К возрасту 6-7 лет объем подкорковых образований увеличивается до 98%, а корковых на 70-80%. [18; 7]
Из книги Пензулаевой Л. И мы узнали, что в дошкольном учреждении закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. Хотя это развитие является естественным биологическим процессом, на него все же можно повлиять в правильном направлении, исходя из анатомических, физиологических и психологических характеристик ребенка.
физической
возрасте более активные
принято считать, что для более гармоничного и совершенного развития детского организма очень важно научить ребенка до 6 лет плавать, кататься на двухколесном велосипеде и выполнять необходимый комплекс утренней гимнастики.
возрастного
дошкольный
Дети, в семьях которых ведется активный здоровый образ жизни : походы, ежедневная утренняя гимнастика, занятие спортом, они уже сами потом привыкают к этому образу жизни. Совместное время провождение ребенка с родителями имеет большое значение для формирования доверительных отношений, а также приобщение ребенка к регулярным занятиям физическими упражнениями и развитию физических качеств . [21; 9]
Проектная деятельность как средство формирования представлений ...
... дошкольников. Объект исследования - процесс приобщения детей старшего возраста к Родине. Объектом исследования является деятельность проекта как средства организации приобщения детей старшего дошкольного возраста к Родине. Гипотеза: проектная деятельность будет являться эффективным средством ... у детей старшего дошкольного возраста логического мышления, развитию познавательных способностей, ...
Основными направлениями для гармоничного физического развития детей являются:
Занятия физическими упражнениями . Существуют различные комплексы общеразвивающих упражнений для детей разных возрастов . Выполнение общеразвивающих упражнений 2-3 раза в неделю способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, оздоровлению дыхательной и сердечно-сосудистой систем, закреплению ранее освоенных элементов.
детей
возраста
Прогулки. На улице дети проводят большую часть времени, в среднем для прогулки отводится 1. 5 — 2 часа. Во время проведение прогулки необходимо задействовать детей в подвижных играх и физических упражнениях , особенно приветствуется индивидуальная работа с детьми, у кого физическое развитие ниже среднего . [25; 9]
физического
По мнению Пензулаевой Л.И седьмой го д жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается в семи годам. В то же время дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В возрасте шести лет идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается на 200 грамм в месяц, рост 0,5 см, меняются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113-122 см, средний вес равен 21-25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Смирнова Сергей Иванович, опытный инструктор по физике, с 25-летним стажем работы в дошкольной организации, говорит, что двигательная сфера хорошо развита у детей 6-7 лет, ежедневно занимающихся утренней гимнастикой и другими двигательными упражнениями в течение дня в детском саду и дома. Окостенение продолжается, но изгибы позвоночника все еще нестабильны. Идет развитие крупной, особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием моторики ребенка. Тренировка пальцев — это средство повышения интеллекта, развития и готовности ребенка к письму.
Возраст 6-7 лет принято считать периодом первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. В 6-7 лет соотношение головы к телу становится таким же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.
У детей 6-7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры).
На основании исследования 2015 года инструктора по физическому воспитанию в дошкольной организации Доцюк Николай Иванович предлагает рассматривать изменение пропорций тела как показатель готовности детей к школе. Известно, что не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому ребенок может быть непоседлив, а долго удерживаемая анормальная поза при сидении приводит к нарушением осанки, деформациям грудной клетки. У дошкольников, несовершеннолетних или, как указывает автор, мелкие мышцы рук сформированы плохо, окостенение костей запястья и фаланг запястья не завершено.
ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
... Оформление документов по учебной практике 11.11.2017 15. Проведение миниконференции по результатам учебной практики по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей 11.11.2017 Студент (ка) Е.В. Чистякова (подпись студента) ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ, ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ Я, ...
У детей старшего дошкольного возраста продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, улучшается регуляция кровообращения. В этом возрасте 15-20 минут нагрузки создают серьезную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Из-за неправильной нервной регуляции может нарушаться работа сердца. В этом возрасте завершаются процессы развития и трансформации дыхательной, пищеварительной, эндокринной и других систем. принято считать, что в дошкольном учреждении детский организм растет, развивается и совершенствуется.
По мнению Руновой М.А у детей 6-7 лет интенсивно развивается мозг. К 6 годам у детей уже достаточно хорошо проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для 6-летнего ребенка чрезвычайно важно формирование основных аналитических систем, а также зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления.
Для развития движений детей 6-7 лет характерны уверенность в овладении элементами техники всех повседневных движений, способность к самостоятельным, точным и умелым движениям, производимым под музыку в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложно -координированные действия при ходьбе, выполнять сложно -координированные гимнастические упражнения, способны к координированным движением пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, карандашом. [5; 12]
Доцюк Николай Иванович указывает в исследовании [18] на то, что в старшем дошкольном возрасте у детей с развитием физических качеств улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, скапливается резерв здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Несмотря на физическое развитие детей, дети все равно быстро устают, и при перегрузках возникает защитное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания старших дошкольников является учет их возрастных особенностей.
К понятию «физическая готовность» детей относится состояние здоровья дошкольника, уровень его физических возможностей, развитие крупной и мелкой моторики. Хорошее здоровье играет большую роль в обучении; это тот резерв, тот запас сил, который во многом определяет успешность решения поставленных задач.
В этом разделе мы рассмотрели анатомо-физиологические основы развития резистентности у старшего дошкольника, а также определили основные задачи развития резистентности у старшего дошкольника.
1.2. Особенности формирования выносливости на прогулке в старшем дошкольном возрасте
Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности
... средствам театрализованной деятельности. Объектом исследования, Предмет исследования:, Методы исследования: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии, 3 приложений. Глава 1. Теоретические аспекты развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке, развитие речи посредством ...
Шебенко В.N рассматривает выносливость как способность человека как можно дольше выполнять физические упражнения приемлемой интенсивности.
Развитие сопротивления у дошкольников старшего возраста требует многократного повторения одного и того же упражнения. Монотонное упражнение может привести к утомлению, и дети могут потерять к нему интерес. Поэтому лучше применять различные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе, такие как: ходьба, бег, катание на лыжах, коньках, санках, езда на велосипеде, плавание. Полезны и подвижные игры, так как вызывают положительные эмоции и снимают чувство усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом. [2; 13]
Детям дошкольного возраста свойственна общая выносливость. Она измеряется временем преодоления какой-либо достаточно длинной дистанции (до 500 м).
Были обнаружены довольно значительные колебания в развитии резистентности у детей. Одна из причин, напрямую влияющих на это, — индивидуальные анатомо-физиологические особенности детского организма. Наибольшая скорость роста устойчивости наблюдается у мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 4 лет, в 5-6 лет развитие этого качества несколько замедляется, а к 7 годам снова увеличивается.
Считается, что основным методом развития выносливости является метод непрерывных упражнений малой интенсивности. Для старших дошкольников продолжительность непрерывных движений должна быть около 1,5 мин, для малышей — 30 с. При этом особое значение имеет способность ребенка продолжать занятия на фоне переутомления.
Глазырина Л.Д считает, что в качестве основных упражнений рекомендуется использование циклических упражнений, выполнение которых должно отвечать следующим требованиям:
— участие большого количества мышечных групп;
— чередование моментов напряжения и расслабления мышц;
— использование уже знакомых упражнений, не трудных по технике исполнения. [ 5; 14 ]
Основная задача в развитии выносливости у дошкольников — создание условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной активности, предусмотренных в разработке программ физического воспитания. [2; 14]
По мнению Вавиловой Е.Н., ведущего специалиста по развитию дошкольников РФ, одного из основных сотрудников РАО «Дошкольное образование», для развития общей выносливости наиболее часто используются циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. Эти упражнения выполняются в режиме стандартных непрерывных, непрерывных переменных и интервальных нагрузок. При этом придерживаются следующих правил.
1.
2. Систематичность.
3. Постепенность
В дошкольном возрасте энергетические ресурсы организма расходуются на возрастное развитие, поэтому чрезмерная нагрузка может нарушить процессы роста. У ребенка должна постепенно развиваться общая выносливость, то есть выносливость при длительной работе средней интенсивности, что увеличивает функцию основных систем организма.
«Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении ...
... в различных видах деятельности. В связи с этим детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, образовательные области, прогулку ...
Из книги Степаненкова Э.Я Теория и методика физического воспитания и развития ребенка мы узнали, что в старшей группе детского сада используются различные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.) направленные на повышение двигательной активности детей. Оздоровление и укрепление детского организма нужно проводить комплексно, поэтому очень важно заниматься физическими нагрузками на свежем воздухе.
По мнению Руновой Марины Александровны, автора книги «Двигательная активность» основной формой развития выносливости у детей дошкольного возраста обнаруживаются регулярные занятия на свежем воздухе, энергичные прогулки с детьми, являюься авторским понятием Марины Александровны. Основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. Следует подчеркнуть, что в подвижных играх половина времени уделяется бегу, чередованию с ходьбой, упражнениям общего развития, укреплению основного двигательного навыка с учетом возраста, а также лазанию и метанию.
Бег в стабильном медленном темпе помогает развить выносливость. Он используется в работе с детьми всех возрастных групп. Для детей старшего дошкольного возраста продолжительность прогулки составляет 2-3 минуты. примечательно, что бег используется в упражнениях и играх с ярко выраженной непрерывной двигательной активностью. Рекомендуется выполнять длительный и медленный воздушный бег, в том числе в подвижных играх. [2; 16]
С детьми старшего дошкольного возраста проводится специальная работа по развитию у них двигательных качеств скорости и выносливости, для чего увеличивается длина беговых дистанций. Дети соревнуются в беге на скорость на дистанции 20-30 м или повторяют 3-4 раза быстрый бег на 10 м.
У детей 6-7 лет расширяются возможности развития выносливости. Детям предлагают пробегать в среднем темпе по пересеченной местности дистанцию 200-300 м. Бег в чередовании с ходьбой на отрезках пути по 100-150 м повторяется 3-4 раза. Формируется способность бегать медленно в низком темпе в течение 2-3 минут. Если возможно, вам следует часто бегать босиком по песку, мелководью, грязи и травянистым дорожкам с изгибами и уклонами, следя за тем, чтобы не было предметов, которые могут нанести травму. Такой бег желательно проводить весной, летом и даже поздней осенью, не боясь мелкого, моросящего дождя. Бег в неблагоприятных условиях способствует закаливанию детей, а так же укреплению характера, усидчивость, выносливость, формирует привычку к ежедневным физическим упражнениям.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации прогулки в дошкольном учреждении, ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4 — 4,5ч. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда и во вторую половину дня — после дневного сна или перед уходом детей домой. Для детей 5-7 лет прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20º С и скорости ветра более 15 м/с. [22; 16]
Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста
В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014). В основе работы по развитию речи детей лежит ... сознания, а определяются конкретно – историческими условиями. Социальными условиями, в которых он живёт, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь (Леонтьев 1974). Но, ...
, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. Интересно, что у них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. [13; 16]
На основание всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что организация подвижных игр на прогулке — это огромнейшая возможность повысить двигательную деятельность детей, улучшить психолого — эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчиняться правилам, воспитывать навыки коллективной игры. В заключении необходимо отметить наибольшую важность прогулки в развитии физических качеств дошкольников. На основании вышесказанного, подчерчиваем методически правильная проведенная прогулка с подвижными играми, представленными в комплексе в данной выпускной квалификационной работе, может развивать выносливость у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Методика проведения игровой деятельности на прогулке в старшем дошкольном возрасте
Решение программных образовательных задач предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Задачи должны выполняться не только в непосредственной образовательной деятельности детей в течение дня, но и так же в режимных моментах, в том числе и прогулке. При этом необходимо подчеркнуть, что прогулка играет важную роль в становление личности ребенка его волевых и нравственных качеств. Данный параграф раскрывает особенности и специфику методики проведения игровой деятельности на прогулке в старшем дошкольном возрасте.
Содержание образовательной работы в старшей группе детского сада охватывает следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. [16; 18]
В данной части главы будут рассмотрены методологические основы организации прогулки с детьми старшего дошкольного возраста.
Наблюдения на прогулке в старшей группе детского сада
В ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом, у старших дошкольников происходит одновременное овладение умственными и практическими действиями. Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труда, взаимоотношений), обогащают детские эстетические представления.
Традиционно материал наблюдений в природе распределяется по сезонам: осень, зима, весна, лето. Цель этих наблюдений — сформировать конкретные представления о каждом сезоне.
При проведении сезонных наблюдений в природе в старшей группе детского сада нужно закреплять представления детей о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных и человека; учить выделять характерные признаки сезона (ветер, дождь, похолодание — осень, холодно, снег, метель — зима, солнце пригревает, день стал длиннее — весна, идет дождь, радуга, гром, солнце печет, жарко — лето); учить детей самостоятельно делать выводы о закономерностях и взаимосвязях в природе: подул ветер — усилился листопад, после дождя выглянуло солнышко — появилась радуга, солнце ушло за тучку — пропали тени. При наблюдении природных явлений, детям необходимо объяснять причину их возникновения. Необходимо научить детей наблюдать за погодой, связывая наблюдения с их личным опытом и деятельностью: закреплять знания о том, как надо одеваться на прогулку в зависимости от погоды, какие взять игрушки, какие организовать игры. [16; 19]
Игра как вид человеческой деятельности. «Игра, как основной вид ...
... ими в настоящее время. Поэтому игра- всегда импровизация. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети в первую очередь взаимодействуют ... задуманного; прежде чем отправится в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать ... так же детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений ...
Для успешного достижения поставленной цели воспитателю нужно продумывать и использовать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы, предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания. Тихеева Е.А рассуждая о использование игровой деятельности на прогулке считает важным включать знакомство с различными художественными произведениями в том числе и с классиками например, осенью — «Четыре художника» Г. Скребицкого, «Как птицы и звери готовятся к зиме» Г. Снегирева, зимой — «Зима» И. Сурикова, загадывание тематических загадок, заучивание народных примет, расширять словарный запас детей. В процессе прогулки и экскурсий целесообразно проводить различные дидактические игры, с помощью которых можно расширять и углублять знания о природе («Найди по описанию», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист упал?» и др.)
В своей работе воспитатель может использовать разные виды наблюдений. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств — используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Также может быть использовано длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т.д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. [16; 20]
На сегодняшний день существует проблема фиксирования наблюдений в календарях. Кантеева Л.А утверждает, что результаты наблюдений дошкольников и воспитателей должны фиксироваться в календарях или дневниках, например в старшем возрасте дошкольники способны сами схематически изображать результаты наблюдений за погодой: изменение ветра, восход солнца, осадки. Оформление должно быть удобным для заполнения детьми, условные знаки должны отражать суть фиксируемого явления природы и быть простыми в изображении.
Следующий вид наблюдений — это наблюдения за трудом взрослых: посадкой и обрезкой кустарников, уборкой снега с дорожек, сбивание сосулек с крыши и т. д. Необходимо донести до детей сведения о необходимости данных работ, приучать детей к уважению работы другого человека, бережному отношению результатам труда людей.
Наблюдения детей надо сочетать с активной деятельностью: трудом играми, опытами с природным материалом. Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков детей.
Нет единого мнения на использование трудовой деятельности старших дошкольников на прогулке. Однако Антонова А.А, считает что трудовое воспитание старших дошкольников является обязательным компонентом прогулки.
Трудовое воспитание старшего дошкольника является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В старшем дошкольном возрасте ставится задача постепенного развития у детей интереса к труду взрослых, желания трудится, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. На прогулке эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие дошкольников в посильной трудовой деятельности. Анализируя различные источники в области воспитания детей дошкольного возраста мы пришли к выводу, что посильный труд для ребенка подчеркивает его общественную направленность, формируется уважительное отношение к людям и к их деятельности. Планируя и организуя на прогулке трудовую деятельность со старшими дошкольниками, воспитатель должен обеспечить всестороннее развитие детей, помочь им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывать ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставлял им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным. [16; 21]
Более молодые авторы придерживаются мнения, что на шестом году жизни у детей совершенствуются навыки самообслуживания. В старшей группе расширяется содержание хозяйственно-бытового труда детей на прогулке: дошкольников приучают поддерживать порядок на участке (расчищать снег лопатками, сметать веничками).
Особое внимание уделяется формированию навыков организации коллективного труда: детей приучают выслушивать задание, продумывать план работы, помогать товарищам, не бросать дело незаконченным, просить помощи (например, при уборке участка от опавшей листвы).
По окончании работы важно проанализировать результат труда. В процессе такого труда каждый ребенок ощущает себя членом коллектива, осознает значимость своей работы. Очень важно в процессе труда учить детей спокойно, дружелюбно и вежливо общаться, уметь контролировать свое поведение, оценивать свои действия, тактично делать замечания и правильно на них реагировать.
В ходе трудовой деятельности педагог проводит сопутствующие тематические беседы, расширяющие знания детей о природе, о труде людей; также — закрепляются навыки и правила поведения в природе, элементарные трудовые навыки, трудолюбие. В старшем возрасте дети уже знают свойства песка, снега. Они уже могут без направленного руководства взрослого выполнять задуманные игровые действия. Труд в песочнице теперь становится обслуживающим игровую деятельность (например, дети устраивают конкурс «Самый красивый торт», или строят песочный городок для режиссерской игры).
В зимнее время на участке дети могут выполнить такую работу со снегом для организации игр и развлечений: построить дом из снега, выкопать «берлогу», соорудить снежную крепость и заготовить «снаряды». [16; 22]
Рассмотрим далее в параграфе особенности игр детей дошкольного возраста на прогулке. Первое что дети начинают делать на прогулке — это осваивать игровую деятельность.
Игра – это определенная образовательная область ее можно отнести так же и к социально – коммуникативному развитию, а так же игра является важным элементом любой прогулки в любое время года. Следует отметить, что при организации деятельности на прогулке в старшей группе детского сада планируется проведение: дидактических игр, чаще всего игры направлены на развитие психических процессов внимания, воображения, памяти, образного мышления, связной речи; позволяющих закрепить и расширить знания детей об окружающем; подвижных игр, направленных на развитие: активности, самостоятельности, творчества, фантазии, выдержки, смелости, стремления преодолевать трудности, умение действовать в коллективе, укрепление эмоциональных контактов между детьми, оздоровление, укрепление организма, профилактику заболеваний. Это могут быть бессюжетные народные игры с предметами, элементы спортивных игр, спортивные развлечения, классики; зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Важно, чтобы в подвижных играх участвовали все дети, в связи с этим на прогулке не стоит разучивать новые подвижные игры — это лучше делать на физкультурных занятиях; сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческого мышления и воображения, активности и инициативности. Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера — он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Так в старшей группе на прогулке детям можно предложить игры «Экологи», «Служба спасения» и т.п. [20; 23]
Основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе требует постоянного контроля со стороны взрослого. Одна из самых главных задач воспитателя на прогулке состоит в том, чтобы обеспечить детям активную, бодрую, содержательную, разнообразную, познавательную деятельность на игровой площадке, в том числе туда входит труд, наблюдение в процессе которых развивается личностная особенность ребенка, в том числе и в детском коллективе. В детском коллективе так же усваиваются и воспитываются положительные навыки поведения. Одной из основных трудностей в деятельности воспитателя в дошкольных образовательных организациях является планирование и содержание прогулки, а так же использование различных приемов и методов руководства детской деятельностью.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном планировании и организации, в процессе воспитательно-образовательной работы на прогулке заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности старшего дошкольника. Образовательная работа на прогулке в старшей группе детского сада должна быть направлена решение программных задач, на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. В процессе прогулки в старшей группе детского сада должны решаться задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития. Эти задачи должны решаться через организацию наблюдений в природе, организацию и проведение различных игр и разнообразного труда детей, а также через самостоятельную деятельность самих детей и индивидуальную работу с ними.
В данном параграфе мы рассмотрели, методику проведения игровой деятельности на прогулке в старшем дошкольном возрасте, проанализировали литературу по методике наблюдения на прогулке, труду, особенностям проведения игр на прогулке детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Педагогические требования к организации игровой деятельности на прогулке в старшем дошкольном возрасте
Рассматривая условия пребывания детей на прогулке, к той игровой деятельности, которую проводит воспитатель, выдвигаются множество профессиональных и санитарно – гигиенических требований. Чтобы они были соблюдены следует для начала проанализировать педагогические условия. Прежде всего, актуальность приобретает физическое развитие детей на прогулке. Прогулка является режимным моментом и наиболее доступным условием выполнения социального заказа общества. Она способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, влияющей на иммунную систему ребенка.
прогулке дети играют
Проанализируем требования, воспитатель использует игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно измеряющейся обстановке, и спортивные игры. Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее структурных компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих выносливость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро уставать, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно такие игры на прогулках, развивающие ловкость и выносливость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.
Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок:
— на участке должно быть оборудование для развития движений. Все должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей ;
— на площадку должны выноситься игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Выходя на прогулку , дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе;
содержание, чтобы дети с удовольствием собирались на прогулку
прогулки
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры :
— 2-3 игры большой подвижности;
детей
дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке .
5. Самостоятельная игровая деятельность .
Каждый компонет прогулки в среднем длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей .
Во время проведения прогулки детей, воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей:
— обеспечить им полную безопасность;
соответствии с их предназначением;
— осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всей прогулки . [24; 27 ]
,
1. Разнообразие материала.
оборудования
оборудования для игр детей
прогулки
Прогулки
прогулка прошла интересно
1. Атрибуты для игр со снегом: лопатки и совочки, емкости для формовки снега, ведерки, ящики, корзинки для переноски и перевозки снега, крупные формочки, сито с крупными ячейками, емкости для пересыпания снега и др.
деятельности
3. Атрибуты для подвижных и спортивных игр:санки, ленточки, султанчики, флажки, лыжи, вожжи, ледянки, клюшки, шайбы или шарики, маски, мешочки, мячи для метания, кегли и др.
4. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, одетые по сезону, саночки, наборы игрушечной посуды, руль и др.
Оборудование
различные емкости для снега , формочки для заморозки, снегомер. [3;28]
Выносной материал в зимний период:
— санки для детей, кукол ;
— куклы;
— пластмассовые ведёрки;
— совочки;
— флажки;
— султанчики;
— печатки различной формы;
— палочки для рисования;
— лопатки для снега;
— метелки;
— санки с корзиной для снега.
Выносной материал рекомендуется периодически обновлять, регулярно мыть, он должен быть исправным. Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей : обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль деятельности детей на протяжении всего времени. [22; 29]
Проанализировав основные источники, в данном параграфе мы рассмотрели требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок, структуру прогулки.
2.3. Методические рекомендации по организации игровой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определен принцип, построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (пункт 1.4. ФГОС ДО).
[24; 28]
Перед выходом на прогулку воспитатель проводит с детьми гигиенические процедуры, такие как: чистку носа, посещение туалетной комнаты. Таким образом, решаются задачи образовательной области «Физическое развитие»: овладение его элементарными нормами и правилами при формировании полезных привычек. «Социально-коммуникативное развитие»: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Одевание детей на прогулку нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимы соответствующие условия. Согласно санитарно -эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 раздевальная комната оборудуется индивидуальными шкафчиками и достаточным числом скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям, зеркало, чтобы дети могли устранить непорядок в своем внешнем виде (зеркало находится на уровне роста детей).
У каждого ребенка в шкафчике имеется персональная расческа. [22; 29]
К прогулке детей необходимо подготавливать их по подгруппам, учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования:
— воспитатель выводит в раздевалку для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
— помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в раздевалку;
— воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
— детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Существует определенная система одевания и раздевания, как утверждает один из воспитателей детского сада № 27 г. Москвы Тараненко Т.А , такой навык самообслуживания в процессе становления личности приобретает социальный статус. Постоянная последовательность действий при переодевании ( сначала продеваем голову в горловину, потом руки в рукава; сначала надеваем колготки, затем штаны и только после этого ботинки) и использование зрительных опор для формирования целостного навыка из отдельных освоенных элементов. В случае неочевидной последовательности ( что сначала надевать – шапку или ботинки?) следует выбрать какой то один вариант и придерживаться его всем взрослым, помогающим ребенку одеться. [4; 31]
Летом, после возвращения детей с прогулки, необходимо организовать гигиеническую процедуру-мытье ног.
В старшем дошкольном возрасте необходимо проводить с детьми следующую работу с детьми:
— создание проблемной ситуации (обувь на разные ноги, не правильно застегнуты пуговицы, не заправлена рубашка и т. д.); тренинги, поддержание эстетической развивающей среды, напоминание.
— самостоятельный взаимоконтроль выполнения данного организационного момента, поощрение быстроты раздевания и аккуратности складывания одежды, контроль за действиями детей, привлечение ребят к анализу результатов труда (самообслуживания), объективная оценка
В организации прогулки принимает участие младший воспитатель. Он участвует в подготовке к прогулке и возвращения с прогулке.
Для эффективного проведения прогулки необходимо создать следующие условия:
Помимо установленного оборудования, на площадку выносится разнообразный дополнительный материал, который служит для закрепления, уточнения и конкретизации новых представлений детей об окружающем мире, развивает наблюдательность, умение детей сравнивать, обобщать и делать простые выводы.
Для дошкольников, хорошо оформленная территория сама по себе вызывает стойкое позитивное эмоциональное настроение, желание отправиться на прогулку. В зависимости от времени года вход на веранду можно украсить гирляндами цветов, снежинками или листьями Золотой осени. К перилам веранды на уровне глаз детей можно прикрепить султанчик, ветряные мельницы (этот материал не следует давать в руки, чтобы избежать травм).
По краям дорожек желательно протянуть разноцветные шнуры и ленты, снежные валы украшены орнаментом. Украшения также служат игровым материалом. Достаточное количество игрового материала сделает прогулку более насыщенной и интересной. На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санитарной обработке (пластик, резина, дерево, гипс, яркие цвета, которые не выцветают на воздухе).
Для игр существуют красочно оформленные куклы, одежду которых дети сами легко снимают и стирают, кукол дети могут купать. [3; 32]
На участке каждой группы необходимо предусмотреть следующие условия для полноценной прогулки детей:
1. Площадка для сюжетно-ролевых игр.
2. Площадка для игр с песком.
3. Бассейны для игр с водой.
4. На площадке теневого навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно — печатных игр, конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с природным материалом.
Воспитатели должны продумать размещение зон на участке. Для игры в «семью» достаточно отгородить небольшую площадку стойками с натянутыми шнурами, украшенными флагами, яркими лентами и т.д. Для вывоза на площадку желательно подобрать игровую мебель, предусмотреть место для ее хранения в помещениях дошкольной образовательной организации. Для сюжетно-ролевых игр нужно подбирать атрибуты, составлять их вместе с детьми. Для наружного материала вы должны подготовить специальные корзины, коробки или тому подобное. Игрушки необходимо мыть после прогулки. [3; 32]
В теплое время года на веранде, в тени, можно поставить стол для самостоятельной деятельности детей — наглядные занятия, настольные печатные игры, книги и т.д.
Оборудование детской площадки для игры с песком включает в себя: песочницу с увлажненным песком, собранным в горку, совки, формочки, ведра, плоские игрушки (домики, деревья, люди, животные); трехмерные игрушки, автомобили и др., игрушки с ветром (вертушки, султанчики и др.).
Оборудование для игры с песком и водой. В дошкольной образовательной организации необходимо предусмотреть асфальтированную площадку для рисования мелками. если нет детской площадки, то учитель помогает детям найти ровный участок земли, на котором они могут рисовать палочками. Необходимо выделить место для театральных игр. Для них можно использовать: маски, атрибуты, заменяющие предметы, а также элементы костюмов персонажей.
В процессе ежедневных проведений подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются их навыки основных движениях; развиваются ловкость, скорость, выносливость; формируются самостоятельность, активность, позитивные отношения со сверстниками. Для решения этих задач педагогу необходимо выносить атрибуты спортивных игр в достаточном количестве (мячи, кольцебросы, кегли, городки, скакалки, мишени, мешочки для метания и др.).
Для организации спортивных упражнений с целью формирования двигательных навыков на участках необходимо предусматривать зимой строительство горок, дорожек для скольжения, приобретение лыж, санок, летом самокаты, велосипеды. Необходимо оборудовать место для игры с целью закрепления правил уличного движения: обозначить перекрестки, поставить светофоры, детей-регулировщиков. [1; 33]
Воспитателю необходимо создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно — развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Предметно-развивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы у каждого ребенка была возможность заниматься любимым делом. Эта среда должна соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их основной деятельности-игре. Педагог может заранее планировать самостоятельную деятельность детей на прогулке, учитывая текущую дневную (или недельную) тематику, цели и задачи воспитательной работы в дневном режиме, т. е. должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.
К дошкольным образовательным организациям предъявляются требования к содержанию прогулок. Прогулка должна состоять из:
1. Наблюдение.
2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Элементарный бытовой труд на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущей формы образовательной деятельности. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. [8; 34]
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через преграды, сбегание с пригорков.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения).
Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. [6; 35]
Проанализировав литературу по различным источника, мы пришли к выводу, что игровая деятельность на прогулке, является средством формирования выносливости у детей старшего дошкольного возраста. Развитие выносливости требует множественного повторения одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны и подвижные игры, так как вызывают положительные эмоции и снимают чувство усталости.
Основной формой развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста являются систематические занятия на свежем воздухе, основное содержание которых составляют 2-3 подвижные игры. В этих играх половина времени уделяется бегу, чередующемуся с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем и метанием.
При проведении подвижных игр на улице, дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма . Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
прогулке дети играют
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения. Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры.
1. Акимова, А.М. Картотека подвижных игр с детьми 5-7 лет [Электронный ресурс]: [сайт]. – Казань, 2015. – Режим доступа: (Дата обращения 05.01.2020)
2. Бауэр, О.П. Подвижные игры. Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов. О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2007. — С.331-332.
3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. Е.Н.Вавилова. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с.
4. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. — М.: Мозаика-Синтез. 2007. — 240 с.
5. Татаренко, Т.А. Воспитательная работа [Электронный ресурс]: [сайт]. — Москва, 2016. – Режим доступа: / (Дата обращения 06.05.2020)
6. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. — М.: Владос, 2000. — 262 с.
7. Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. — К.: Здоровья, 2009. — 168 с.
8. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста. М.А. Доронина. Дошкольная педагогика. — 2007. — №4. — С.10-14.
9. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки. М.Н. Емельянова. Ребенок в детском саду. — 2007. — №4. — С.29-33.
10. Ковалевский, А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. Наук. А.К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. — 138 с.
11. Кожухова, Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. Н. Кожухова. Дошкольное воспитание. — 2005. — №3. — С.52.
12. Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников. Г.В. Кособуцкая. Дошкольное воспитание. — 2009. — №12. — 39 с.
13. Кузнецов, В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. Пособие. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. — М.: НЦ ЭНАС, 2006. — 151 с.
14. Матвеев Л.П. и Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физкультуры. – М., «Физкультура и спорт», 2010. – 190с.
15. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В.Мащенко, В.А.Шишкина. — Мн.: Ураджай, 2008. — 156 с.
16. Кантеева, Л.А. Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: [сайт]. – Москва, 2018. – Режим доступа: (Дата обращения 14.04.2020)
( Дата обращения 20.12.2019)
18. Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л.И. Пензулаева; сост. Г.М. Лямина. — М.: Педагогика, 2015. — 190 с.
19. Калабух, Е.В. Подвижные игры для детей 5-8 лет на развитие выносливости [Эектронный ресурс]: [сайт]. – Санкт-Петербург, 2019. – Режим доступа: (Дата обращения 03.02.2020)
20. Антонова, А.А. Рекомендации воспитателей по игровой деятельности [Электронный ресурс]: [сайт]. – Санкт-Петербург, 2015. – Режим доступа: (Дата обращения 15.04.2020)
21. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет. М.А. Рунова. — М.: Мозаика-синтез, 2009. — 212 с.
22. СанПиН 2.4.1.3049-13 утвержденный приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 26 от от 15 мая 2013 г. [Электронный ресурс]: [сайт]. – Москва, 2013. – Режим доступа: (Дата обращения:10.01.2020)
23. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие. Э.Я. Степаненкова. — М.: Воспитание дошкольника, 2006. — 368 с.
24. ФГОС ДО «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования» утвержденный приказом №1155 Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 г. [Электронный ресурс]: [сайт]. – Москва, 2013. – Режим доступа: (Дата обращения: 3.02.2020)
25. Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков. С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2004. — С.101-108.
26. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Д.В. Хухлаева. — М.: Просвещение, 2011. — 207 с.
27. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников. В.Н. Шебеко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.
Картотека подвижных игр на развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста на прогулке
Пояснительная записка
Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.
Подвижная игра — это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Вместе с тем эти игры доставляют ребёнку радость и удовлетворение; активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают координацию, формируют быстроту, силу, выносливость.
Наша картотека разработана для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Картотека содержит в себе подвижные игры, направленные на развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Целью создания данной картотеки является подборка подвижных игр из различных источников на развитие выносливости у детей старшего дошкольного возраста.
Эта игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к определенным умственным и физическим усилиям. Игра, бег, прыжки, разговор и смех детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их развития. Все это заложено в них самой природой. Во время игр у ребенка особенно обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления.
Зайцы и волк
За «кустами» и «деревьями» прячутся «зайцы». На противоположной стороне живет «волк». Пока он находится в своем «логове», зайцы выбегают на полянку, прыгают, резвятся. По сигналу воспитателя: «Волк идет!» – зайцы убегают (прыгают на двух ногах) и прячутся за кусты. Волк пытается догнать их.
С кочки на кочку
На площадке нужно начертить небольшие кружки, диаметр которых 30-35 см. Расстояние между кружками примерно 25-30см. Это «кочки» на «болоте», по которым ребенок должен перебраться на другую сторону. Выигрывает тот, кто быстрее переберется.
Кто скорее снимет ленту
На площадке проводится черта, за которой дети строятся в несколько колонн по 4 – 5 человек в каждой. На расстоянии 10 – 15 шагов напротив колонн протягивается веревка, высота которой на 10 – 15 см выше поднятых вверх рук детей. Против каждой колонны на эту веревку накидывается лента.
По сигналу воспитателя: «Беги» все стоящие первыми в колоннах бегут к своей ленте, подпрыгивают и сдергивают ее с веревки. Снявший ленту первым считается выигравшим. Воспитатель снова вешает ленты на веревку. Те кто был в колонне первым, становятся в конец колонны, а остальные подвигаются к черте. По новому сигналу бегут следующие дети. Игра кончается, когда все дети снимут ленты. После этого подсчитываются выигрыши в каждой команде.
В дальнейшем игру можно усложнить, поставив на пути бега препятствия: протянуть веревку на высоте 40 — 50 см, под которую нужно подлезать, не задев ее, или провести две линии на расстоянии 30 – 35 см, через которые надо перепрыгнуть.
Волк во рву
Посредине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 80 – 100 см одна от другой – это «ров». По краям площадки на расстоянии 1 – 2 шагов от ее границы очерчивается «дом коз». Из числа играющих выбирается «волк», остальные изображают «коз».
Все козы располагаются на одной стороне площадки (дом).
Волк становится в ров.
По сигналу воспитателя «волк во рву!» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк в это время старается их поймать. Пойманных он отводит в угол рва. Затем воспитатель снова говорит: «Волк во рву», козы перебегают на другую сторону, перепрыгивая через ров.
После 3-4 перебежек все пойманные козы возвращаются в свой дом, и назначается другой волк (но не из числа пойманных).
Удочка
Дети стоят по кругу. В центре круга – воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей, а дети подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их.
Предварительно воспитатель показывает и объясняет детям, как надо подпрыгивать: сильно оттолкнуться и подобрать ноги.
Охотник и зайцы
Из числа играющих выбирается «охотник», остальные – «зайцы». Они сидят в «кустах» – за рейками, шнуром, укрепленным на высоте, доступной детям для перепрыгивания.
На расстоянии 3 – 4 м от кустов чертится круг – «дом охотника». Он получает 2 – 3 мяча диаметром 50 – 60 мм.
Игра начинается с того, что зайцы выпрыгивают из кустов и свободно бегают, прыгают.
По сигналу «Охотник» зайцы убегают, а охотник «стреляет» в них, то есть бросает мячами в одного, другого, третьего. Те, в кого охотник попал мячом, отходит к домику охотника.
Ловишки с мячом
Площадка ограничивается линиями или флажками. В центр площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Выбирается водящий. Он становится в центр круга. У его ног лежат 2 – 3 небольших мяча (диаметром 6 – 8 см).
Водящий называет или проделывает ряд движений. Играющие выполняют эти движения по слову или по приказу. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга», и играющие разбегаются в разные стороны. Водящий старается, не сходя с места, попасть в убегающих мячами, бросая их поочередно. Дети, в которых водящий попал мячом, отходят в сторону.
Если игра проводится зимой на площадке, мячи можно заменить снежками.
Бездомный заяц
Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки — зайцы встают во внутрь круга.
Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он становится бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам станет зайцем, а бывший заяц — охотником.
Дай руку
Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой нельзя выбегать.
Выбирается один ведущий — салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке.
Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком.
Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить.
Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.
Британский Бульдог
Дети назначают двух ловцов («бульдогов»).
«Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные — с противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игрока не словили «бульдоги».
Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся в «бульдогов».
Смена мест
Все играющие делятся на две команды. По краям площадки размечаются две линии – это так называемые «дома». Обе команды встают в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки, за линиями своих «домов», приседают и кладут руки на колени.
По сигналу все игроки прыгают из глубокого приседа, двигаясь вперед, стараясь быстрее пересечь линию противоположного «дома». Побеждает команда, игроки которой первыми соберутся за противоположной линией. Затем обе команды прыгают в обратную сторону, но в игре не принимает участия тот игрок, который последним пересек линию, он выбывает из игры. Эта игра может продолжаться до тех пор, пока на площадке не останется по 2–3 самых выносливых прыгуна. Побеждает команда, в которой осталось большее число прыгунов. Можно продолжить дальше соревнование, и тогда можно определить лучшего прыгуна.
Паучки
Игроки делятся на 2 команды. Каждый игрок принимает следующее положение: приседает на корточки, опираясь сзади на руки, а между ногами и туловищем кладет мяч. И в таком положении по сигналу ведущего бежит до флажка и обратно. Побеждает команда, прошедшая дистанцию первой.