1.2 Методы правового регулирования труда
Правовое регулирование — это общественное воздействие, осуществляемое с использованием системы правовых средств.
Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на человека), так и внутренним (саморегулирование).
В процессе своего развития компания разработала разноплановую систему средств и методов регулирования поведения людей. СМИ отвечают на вопрос о том, как регулируется поведение людей, а методы отвечают на вопрос о том, как осуществляется это преднамеренное влияние.
К средствам социального регулирования относят прежде всего социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др. Норма — это главное, но не единственное средство воздействия на поведение людей. К средствам регулирования относятся также индивидуальные властные предписания, меры физического, психического, организационного принуждения и др.
В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально-юридических средств на поведение людей и на общественные отношения для их упорядочения и прогрессивного развития.
Юрист должен знать, что в широком смысле слова разностороннее воздействие на общественные отношения оказывает вся совокупность правовых явлений, в том числе правовые идеи, принципы правовой жизни общества, не воплощенные в юридические формы (в законы, другие нормативные правовые акты, решения судебных органов и др.).
Но для решения своих профессиональных обязанностей юрист должен прежде всего понимать роль и значение правового регулирования как совокупности средств и методов реализации позитивного права.
Чтобы общество было организованным и упорядоченным, необходимо достичь определенной согласованности различных интересов как отдельного человека, так и сообщества людей. Это достигается посредством социального регулирования, то есть целенаправленного воздействия на поведение людей. Регулирование может быть внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны кого – либо).
Правовое регулирование играет важную роль в системе социального регулирования. Регулирование можно определить только как такое воздействие, при котором ставятся достаточно четко определенные цели.
Государственное и муниципальное регулирование социально-экономического развития
... в систему государственного управления; местная и государственная власти в пределах «вопросов местного значения» независимы друг от друга. Государственное регулирование социально-экономического развития означает целенаправленное воздействие на природные и социальные процессы для ...
Действие правил, в результате которого достигаются поставленные цели, можно определить как законное. Если под действием законодательного акта или его правил наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а иногда и противоречащие целям законодателя, такое влияние не может считаться правовым регулированием. Кроме того, воздействие неправовых средств нельзя рассматривать как правовую норму. Например, воздействие на сознание людей через средства массовой информации, нравственное и правовое воспитание.
Закон не должен и не может регулировать все социальные отношения и все социальные связи людей. Следовательно, объем правового регулирования, то есть те ссылки, которые должны регулироваться законом, должен быть определен с достаточной точностью.
История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, удовлетворяющих перечисленным характеристикам.
Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными).
Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования отношений собственности, потому что и все общество, и каждый в отдельности заинтересованы во взаимоприемлемом обмене собственностью. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.
Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом. И люди, и общество заинтересованы в управлении социальными процессами. Управление осуществляется для удовлетворения как индивидуальных, так и общих социальных интересов и должно осуществляться в соответствии со строгими правилами, обеспечиваемыми силой принуждения. Конечно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
Третья группа включает отношения, гарантирующие верховенство закона, которые призваны гарантировать нормальное течение процессов обмена ценностями и управления в обществе. Это отношения, возникающие из-за нарушения правил, регулирующих поведение людей в этих двух сферах.
Связи с общественностью, входящие в эти группы, подлежат правовому регулированию. Это общественные отношения, которые по своей природе могут иметь нормативные и организационные последствия и в определенных исторических условиях требуют правового регулирования. Характеристики, характер, методы и средства правового регулирования зависят от характера и содержания общественных отношений, подлежащих правовому регулированию. совершенно очевидно, что отношения эквивалентного обмена ценностями, например отношения собственности, требуют иных правовых средств и методов регулирования, чем те, которые используются для регулирования управленческих отношений.
Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т.е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.
Правовое регулирование управления общим имуществом многоквартирного дома в РФ
... сравнительно-правовой. 1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ 1.1 Понятие и виды общего имущества многоквартирного дома Приобретая жилье в многоквартирном доме, ... многоквартирном доме регулируются статьей 36 Жилищного Кодекса РФ. Положения статьи регулируют причины и порядок управления общими благами. Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются работы ...
В сферу правового регулирования должны входить отношения со следующими признаками:
- в них находят отражение, как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы обще-социальные;
- в них реализуются взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения другого;
- они строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил;
- они требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
Этим признакам отвечают три группы общественных: отношений:
1) отношения людей по обмену материальными и духовными ценностями (имущественные);
2) отношения по властному управлению обществом (государственное управление социальными процессами);
3) отношения по обеспечению правопорядка (призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе).
Эти отношения возникают из-за нарушения правил человеческого поведения в двух указанных областях.
Связи с общественностью, входящие в эти группы, подлежат правовому регулированию, так как по своему характеру могут подвергаться нормативным и организационным воздействиям и требовать правового регулирования.
Характеристики, характер, методы и средства правового регулирования зависят от характера и содержания общественных отношений.
Такой характер и вид общественных отношений обусловливают степень интенсивности правового регулирования (широта охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения).
Многообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различия в методах и средствах правового воздействия. В теории правового регулирования принято различать два метода правового воздействия.
Метод децентрализованного регулирования (автономный, диспозитивный) – построен на координации целей и интересов сторон в общественном отношении субъектов гражданского общества, удовлетворяющих свои частные интересы (в сфере отраслей частно-правового характера).
Метод централизованного (императивного, авторитарного) регулирования – базируется на отношениях субординации между участниками общественного отношения. В этих отношениях приоритетным является общественный интерес. Централизованные, императивные методы используются в публично-правовых отраслях (в конституционном, административном, уголовном праве).
Метод правового регулирования является одним из важных критериев разграничения прав отраслей.
Способы правового регулирования определяются характером давности, установленной в правовом государстве, методами воздействия на поведение людей. В теории права принято выделять три основных режима правового регулирования.
- Дозволение – состоит в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий (предоставление субъективных прав).
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд).
Правовое регулирование трудовых отношений с участием инвалидов
... с интеграцией инвалидов, — это несовершенство правового регулирования в отношении инвалидов, отторжение данной категории людей обществом, незаинтересованность работодателей в приеме на работу людей с ограниченными возможностями и другие. Все ... Правовое регулирование в сфере профессиональной реабилитации инвалидов должно быть ориентировано, прежде всего, на обеспечение их конституционных прав ...
Дозволения весьма не однородны. Они могут быть выражены в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет свою природу и соответствующую степень надежности.
- Обязывание – заключается в возложении обязанности совершить определенные положительные действия (обязанность платить налоги).
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо в договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязанности перед кредитором).
Обязательство как метод правового регулирования руководствуется интересами уполномоченного лица и представляет собой конкретный приказ, обязанность совершить определенные действия.
- Запрет — сводится к возложению обязанности воздерживаться от определенных действий.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования).
Запрет — это своего рода обязательство, то есть определенное обязательство.
Второй и третий способы имеют определенное сходство. Оба предполагают присвоение ответственности, но если в одном случае обязанности положительные, то в другом они пассивны. Кроме того, можно определить дополнительные методы юридического воздействия. Это:
- поощрение — выражается в награждении субъектов за определенные заслуги;
- рекомендации – состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный вариант поведения).
Также к дополнительным способам относятся применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за правонарушение).
К дополнительным способам можно отнести предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность правового применения правового принуждения.
В юридической литературе и в практике существуют две юридические формулы (принципа), на основе которых выделяются два типа правового регулирования.
Обычно разрешенный тип — выраженный в принципе: разрешено все, что прямо не запрещено законом. По этому типу в регулируемых законом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик.
Общепринятый вид правового регулирования связан с закреплением социальной свободы в законе, с правом человека выбирать средства и методы достижения поставленных целей.
Тип юридической нормы, которая обычно является допустимой, основывается на общей допустимости, от которой он освобожден запретом.
Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено. Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (например, купля – продажа наркотиков).
Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако этот вид правового регулирования неприменим к деятельности государственных органов, так как это создаст возможности для различных видов злоупотреблений.
Дипломная работа государственное регулирование социально трудовых отношений
... органами государственной власти субъектов РФ; - выявить роль и значение каждого из уровней правового регулирования трудовых отношений; - раскрыть сущность сложившегося на практике соотношения между централизованным, региональным и локальным методами правового регулирования социально-трудовых отношений; ...
Общепринятый вид правового регулирования связан с закреплением социальной свободы в законе, с правом субъекта выбирать средства достижения поставленных целей.
Разрешительный тип — выраженный в принципе: все, что прямо не разрешено законом, запрещено. Участники таких правоотношений могут выполнять только действия, прямо разрешенные законом, а все другие действия запрещены.
Разрешительный тип правового регулирования возникает из необходимости высокого и строгого порядка социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер государственного принуждения.
Разрешительный тип правового регулирования основан на общем запрете любого вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение запрещено.
Его формула такова: запрещено все, кроме разрешенного экспресса. Это означает, что участник таких правоотношений может выполнять только действия, прямо разрешенные законом, а все остальные действия запрещены.
Здесь закон определяет точный, строго ограниченный объем полномочий: все, что не входит в компетенцию субъекта управления, строго запрещено.
2 Локальное регулирование вопросы дисциплины труда
2.1 Локальные нормативные акты
Локальные нормативные акты — это акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст.8 ТК РФ).
Все характеристики нормативного акта присущи локальным нормативным актам. Они воплощают волю разработчиков этого акта, а также субъектов и участников создания правил, которые на разных этапах разработки, обсуждения и принятия документа выразили свое отношение к нему. Волевое содержание локального нормативного акта проявляется в его близости к условиям конкретной организации. Содержание локальных актов, в частности коллективного договора, выражает волю не только работодателя, но и работников, которых представляют их представители. В локальных актах, предусмотренных трудовым законодательством, воплощение воли работников подчинено усмотрению работодателя, хотя эти акты принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Местные нормативные акты, не предусмотренные трудовым законодательством, являются обязанностью работодателя, который обязан следовать инструкциям законодателя в отношении их содержания и информировать сотрудников.
Воля государства прямо выражена в тех местных постановлениях, принятие которых разрешено законодателем посредством прямых указаний или их разрешения. В остальных случаях принятия локальных нормативных актов воля государства проявляется косвенно.
Государство всегда остается органом, который устанавливает и гарантирует эффективное выполнение местных правил. Местные нормативные акты официально публикуются и доводятся до сведения сотрудников. Работодатель обязан предоставить работникам возможность ознакомиться с местными нормативными актами, действующими в организации. Только с того момента, когда содержание каждого локального акта доводится до сведения рабочих, мы можем говорить о его действии. О том, как важно знакомить работников под роспись с локальными нормативными актами хорошо иллюстрирует дело, рассмотренное Ленинским районным судом г. Новосибирска в 2006 г. Медсестре муниципальной больницы Наталье С. был объявлен выговор: она не сообщила руководству о том, что ее напарница Светлана К. появилась на работе нетрезвой. А в правилах внутреннего трудового распорядка учреждения был такой пункт: «В случае выявления работником больницы персонала, находящегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, работник обязан немедленно доложить об этом руководителю подразделения, главному врачу или дежурному врачу». Наталья С. оспорила выговор в суде и добилась его отмены. Причиной отмены санкции стало отсутствие у работника подписи, свидетельствующей о знании правил внутреннего трудового распорядка. Наталья, по мнению суда, была невиновна, поскольку просто не знала, что такое бездействие является дисциплинарным правонарушением.
Управление трудовой дисциплиной в организации (2)
... исследования. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 1.1 Сущность, значение, методы управления дисциплиной труда и направления ее укрепления Институт дисциплины труда имеет основных особую ... договором, соглашениями, локальными вызвано нормативными актами, методов трудовым договором. особое Работодатель обязан горячем в соответствии с трудовым наставник законодательством ...
В основе иерархии местных источников лежит коллективный договор, который является частью системы социального партнерства и представляет собой соглашение между работодателем и работниками по вопросам регулирования труда и связанных с ним отношений. это коллективный договор, который предопределяет другие уровни местного регулирования.
Множественность местных источников трудового права объясняется тем, что закон возложил нормативные функции не только на работодателя и его представителей, но и на работников и их представительные органы. Как отметил С.П. Маврина »от общего качества, объединяющего все локальные акты, регулирующие отношения в области определения требований к содержанию труда, его режиму, продолжительности рабочего времени и времени отдыха, заработной плате и так далее., в один вид источников трудового права, является их внутрикорпоративный характер, который наделяет их чертами обязательности только применительно к членам одной производственно-трудовой корпорации». Другими словами, местные нормативные акты рассчитаны на неопределенный личный круг людей, которые имеют юридические рабочие отношения с этой организацией. Локальные нормативные акты действуют непрерывно и постоянно. Их «неисчерпаемость» проявляется в том, что даже после выполнения установленных в них рецептов они не перестают действовать. Локальный нормативный акт — это всегда письменный документ. Требования к его форме, структуре и содержанию, наличию реквизитов регулируются в централизованном порядке. ТК РФ устанавливает требования как к форме акта (положения, инструкции, графики и т.д.), так и к структуре и содержанию некоторых локальных актов (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка).
Письменная форма способствует единообразному пониманию сути акта. Она необходима для применения возможных санкций в случаях неисполнения локальных норм. Наряду с общими чертами, характерными для всех нормативных актов, локальным источникам права присущи специфические особенности. Все они имеют подзаконный характер. В их основе лежат правовые нормы общего действия, которые с учетом местных условий могут дополняться, уточняться или конкретизироваться. В соответствии со ст. 5 ТК РФ локальные акты вместе с актами органов местного самоуправления замыкают общую систему источников трудового права. Основным, доминирующим субъектом локального нормотворчества является работодатель, который может или обязан принимать локальные нормативные акты в пределах своей компетенции. Локальные акты, специально не предусмотренные законодательством о труде, полностью находятся во власти работодателя, однако он должен руководствоваться предписаниями законодателя относительно их содержания и письменного уведомления о них работников за два месяца до их введения в соответствии с правилами ст. 73 ТК РФ. Регулируя трудовые и иные тесно связанные с ними отношения, локальные акты отличаются наибольшей по сравнению с другими правовыми актами приближенностью к работнику. Это выражается в том, что с их помощью формируются содержание каждого трудового договора, устанавливается перечень информации о работнике и иные вопросы, касающиеся его персональных особенностей.
Локальные нормативные акты как источники трудового права
... разработки, применения и совершенствования местных нормативных актов, правовых норм, которые опосредуют внутреннюю рабочую программу организации. Предметом исследования настоящей работы являются локальные нормативные акты, локальные нормы, которые определяют внутренний трудовой распорядок организации, их система, функциональная направленность, ...
Как правило, посредством реализации локальных норм работник получает вознаграждение за труд, дополнительные по сравнению с законодательством льготы и преимущества, выплачиваемые за счет средств организации. Локальные акты закрепляют правила поведения участников совместного труда, характерные для данной организации. Помимо правовых норм, составляющих основное содержание локального нормативного акта, в нем закрепляются деловые обычаи (например, требование заполнять обходные листки при увольнении работников), деловые обыкновения (проведение «планерок» или выдача работникам письменных заданий), корпоративные традиции (чествование передовиков производства), этические нормы (встречать каждого клиента фирмы приветствием), эстетические нормы (ношение фирменной одежды).
Локальные нормы отличает быстрота реагирования на изменения в общественной организации труда. Они могут оперативно удовлетворять производственные потребности при узаконении различных интересов сторон. Они нередко принимаются в порядке эксперимента, чтобы проверить варианты их воздействия на работников, установить эффективность их практического применения. Выявленные упущения могут оперативно устраняться посредством внесения изменений и дополнений. Гибкость в применении трудового законодательства к конкретным условиям производства и разнообразие локальных норм позволяют установить преимущества одних организаций перед другими. Это достигается фиксированием в локальных нормах благоприятных условий труда и социального климата, привлекательных моральных и материальных стимулов. Тем самым закрепляются ориентиры, присущие конкретной организации.
По общему правилу локальные нормативные акты (как обязательные, на которые есть прямое указание в вышестоящем нормативном правовом акте, так и инициативные, утверждаемые организациями самостоятельно) имеют ограниченную сферу действия, т.е. их нормы имеют силу только в приделах конкретной организации. В юридической литературе признано, что в локальных актах происходит конкретизация общих положений, зафиксированных в актах более высокого уровня. Кроме того, по мнению некоторых ученых, на современном этапе уже нельзя сводить роль локального нормотворчества только к той или иной форме конкретизации норм федерального и республиканского уровней. Практика применения действующего законодательства позволяет более широко трактовать роль и место локального нормотворчества в правовом регулировании в современной России. Локальные нормативные акты могут в той или иной степени восполнить пробелы законодательства и осуществить первичное правовое регулирование при отсутствии соответствующих вышестоящих нормативных
По психологии мотивация. Мотивация труда работников организации. ...
... трудовые усилия человека; трудовая деятельность позволяет работнику получить эти блага с меньшими материальными и моральными затратами, чем любые другие виды деятельности. Основными задачами мотивации являются: признание труда ... возможности, определенные менеджером для конкретного сотрудника и организации в целом. Значение теории Л. Портера - Э. Практика мотивации Лоулера заключается в том, что она ...
правовых актов. К примеру, ТК РФ установлено, что локальные акты не должны противоречить законам и подзаконным актам более высокого уровня. Основное назначение локальных нормативных актов по труду состоит в конкретизации правовых актов с учетом особенностей и условий труда в пределах конкретной организации. На практике локальные нормативные акты зачастую разрабатываются на основе типовых, утвержденных министерствами и ведомствами. Например, для разработки правил внутреннего трудового распорядка в организации можно взять за основу Правила внутреннего трудового распорядка Пенсионного фонда РФ, утвержденные Приказом Правления Пенсионного фонда РФ, иными словами, структуру построения данного внутреннего локального акта.
Таким образом, локальные нормативные акты являются одной из разновидностей правовых норм. Это нормативное предписание, принимаемое на уровне конкретного предприятия, учреждения, организации и регулирующее их внутреннюю жизнь, то есть носящее конкретизирующий, детальный характер. Благодаря созданию локальных нормативных актов формируется целостная система регулирования хозяйственных отношений, в которой общие принципы и нормы дополняются и детализируются локальными нормами, а главное, механизмами, обеспечивающими реализацию взаимных прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений. Государство не диктует специального поведения для хозяйствующего субъекта, оно лишь формирует правила должного поведения. Локальные нормы трудового законодательства применяются и тогда, когда отдельные вопросы регламентированы в ТК РФ сравнительно полно и возникает лишь необходимость детализировать их применение к конкретным условиям организации труда в том или ином производстве (сфере управления, оказания услуг и т.п.).
Такие нормы не содержат ничего принципиально нового. Они лишь уточняют применительно к данной конкретной обстановке то, что уже дано в законе или подзаконном нормативном правовом акте трудового законодательства.
При этом, как правило, конкретизируются лишь те общие нормы трудового законодательства, которые по существу не обрели законченного выражения и не могут быть реализованы без соответствующих уточнений. Характерным примером является установление в положении об оплате труда порядка места и сроков выплаты заработной платы у конкретного работодателя (ст. 136 ТК РФ).
Также в ЛНА конкретизируются
положения ст. 147 ТК РФ, предусматривающей оплату труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, ст. 149 ТК РФ по поводу оплаты труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, при совмещении профессий, работе в ночное время и др.).
В этих случаях размер доплаты законом не устанавливается. В соответствии со ст. 149 ТК РФ размер доплаты определяется локальными актами, но не может быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Помимо этого, очень важно понимать, что в локальных нормативных актах конкретного работодателя могут предусматриваться нормы, повышающие уровень установленных государством гарантий трудовых прав работников. К примеру, ст. 157 ТК РФ предусматривает минимальный гарантированный размер оплаты времени простоя не по вине работника не менее двух третей средней месячной заработной платы работника.
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления. ...
... как активного начала . Активность психического отображения реальности находит выражение в формировании, построении человеком своей трудовой деятельности ... как субъекта труда. В круг задач профессиональной психологии все чаще входит изучение закономерностей функционирования рабочего не только как индивида, как безличного субъекта, но и как личности. ... как организация ... тем менее он похож на ... нормы», ...
В локальном нормативном акте (например, в положении об оплате труда) этот размер может быть повышен даже до 100 % средней заработной платы конкретного работника данной организации. Принятые с нарушением установленного порядка учета мнения представительного органа работников, считаются недействительными с момента принятия и не подлежат применению.
Таким образом, можно сформулировать понятие локальных нормативных актов как принятых работодателем в установленном порядке правил обязательного поведения работников и работодателя, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения по вопросам условий труда работников, а также организационно-управленческой деятельности работодателя.