Актуальность. Согласно Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется посредством муниципальных выборов и других форм прямого волеизъявления (ч. 1 ст. 130).
Свободные муниципальные выборы являются высшей формой прямой демократии на территории муниципальных образований (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Муниципальные правовые отношения и институты, начиная с 1993г., находятся в состоянии реформирования, происходит поиск наиболее оптимальных путей их становления и развития. С момента принятия нового Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, реформа местного самоуправления вступила в новую фазу. В то же время продолжается преобразование и совершенствование политических институтов нашего государства и его избирательной системы. Эти процессы идут параллельно, влияя друг на друга, предлагая новые требования для законодательства и правоохранительных органов.
В настоящее время для России формируется новая сфера практической и теоретической деятельности, новая область малоосвоенных знаний — область исследований муниципальных избирательных институтов, составляющих основу реформированных органов местного самоуправления.2 Совокупность этих правовых институтов образует комплексный, межотраслевой институт муниципального избирательного права, формирующийся на стыке таких отраслей юридических знаний, как избирательное и муниципальное право.
Местное самоуправление — самостоятельный уровень публичной власти, в котором наиболее рельефно проявляется идея приближения власти к своему источнику, т.е. народу. Местное самоуправление также является одной из основных основ любой демократии на муниципальном уровне, право каждого на участие в ведении бизнеса реализуется более непосредственно — в данном случае это местные дела, местная жизнь.
Задача местного самоуправления — обеспечить одновременно эффективное и близкое управление местным деловым населением. Муниципальные выборы, посредством которых выборные органы местного самоуправления формируются, ответственны и контролируются населением, являются необходимым элементом системы организации и функционирования местного самоуправления.
Из-за близости к населению муниципалитетов муниципальные выборы отличаются значительной уникальностью по сравнению с выборами в органы управления. Можно отметить, что каждый элемент муниципального избирательного процесса, начиная с правового статуса муниципальных избирателей и кандидатов на выборные местные должности и заканчивая процедурами голосования, обладает своей спецификой, иногда достаточно ярко выраженной. Таким образом, изучение общественных отношений, предмета муниципального избирательного права и регулирующих их правил, несомненно, актуально и важно.
Система органов местного самоуправления муниципального образования ...
... сложившейся модели местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы. Система органов местного самоуправления устанавливается Конституцией Российской Федерации и включает перечень органов местного самоуправления, создаваемых в каждом муниципальном образовании. Система органов местного самоуправления как самостоятельный раздел муниципально-правовой науки ...
В то же время основополагающие принципы проведения муниципальных выборов — свобода, честность и отсутствие фальсификации, универсальность, равенство, тайна голосования, обязательность и частота — остаются по существу неизменными в своей глубочайшей сути.
Степень научной разработанности. При написании работы были использованы труды Бучина А.А., Воробьева Н.И., Борисова А.Н., Васильева В.А., Васильева С.В., Вискулова В.В., Бондарь Н.С., Вешнякова А.А., Веденеева Ю.А., Зиновьева А.В., Поляшовой И.С., Иванченко А.В., Кутафина О.Е., Кучина А.С., Кравчук С.С., Колюшина Е.И., Матейковича М.С. Мокрый В.С., Миронова Н. М., Мельникова Н.Н., Фасеева И.Ф., Фадеева В.И., Матвеева Р.Ф., Нифанова А.Н., Пылина В.В., Сергеева А.А., Рауткиной Н.И., Миронова Н.М., Чеботарева Г.Н., Шугрина Е.С., Щур Л.В.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации и проведения выборов органов и должностных лиц местного самоуправления как высшей формы прямой муниципальной демократии. Предметом исследования являются нормы конституционного, международного, муниципального и избирательного права, регулирующие правовой статус субъектов муниципального избирательного процесса, а также организацию и проведение муниципальных выборов.
Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является установление законов о муниципальном избирательном процессе, совершенствование муниципальных отчетов о выборах и правовых норм, регулирующих их. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
1) анализ муниципальных выборов как формы непосредственного участия населения муниципальных образований в осуществлении местного самоуправления и установление их специфики;
2) исследование правовых принципов муниципального избирательного процесса (муниципальных избирательных стандартов);
3) изучение порядка нормативно-правового регулирования муниципальных выборов;
4) исследование конкретного механизма реализации права жителей муниципальных образований на непосредственное участие в местных делах путем муниципальных выборов;
5) анализ особенностей муниципальных выборов депутатов представительных органов местного самоуправления;
6) изучение особенностей муниципальных избирательных систем, применяемых на местных выборах;
7) исследование специфики выборов глав муниципальных образований;
— Методологической основой исследования выпускной квалификационной работы являются диалектико-материалистический метод познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы (абстрагирование, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, системно-структурный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой, лингвистический).
Система местного самоуправления в Российской Федерации
... провозгласила принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II земских ... муниципальные советы приобретают роль органа пролетарской диктатуры с реализацией политики центра на местном уровне. Именно в этот период произошла окончательная национализация местного самоуправления. ...
Нормативную базу исследования составили законодательство Российской Федерации и субъектов Федерации, постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по местному самоуправлению; статистические данные, касающиеся практики проведения муниципальных выборов за последние пятнадцать лет; обзор справочно-правовых систем «Гарант-максимум» и «Консультант Плюс»; официальные интернет-сайты органов государственной власти, органов местного самоуправления; рабочие материалы, базы данных; контент-анализ периодических изданий по вопросам избирательного права и процесса и муниципального права, в том числе сетевых.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что сформулированные в нем выводы, заключения и предложения по совершенствованию муниципального избирательного права, способствуют развитию и дополнению целого ряда правовых институтов конституционного, муниципального, избирательного права, уточнению знаний о них. В выпускной квалификационной работе сформулированы новые подходы к научно-теоретическому осмыслению проблем выборов в органы местного самоуправления, которые могут лечь в основу новых научных исследований в этих областях права.
Научная новизна выпускной квалификационной работы состоит в том, что в ней анализируется система подготовки муниципального публичного органа и место проведения в нем муниципальных выборов. В документе представлены муниципальные выборы как форма непосредственной реализации населением местной автономии, принципы их проведения и нормативного обеспечения.
В выпускной квалификационной работе раскрываются порядок и проблемы формирования путем прямых и косвенных выборов представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, а также других органов, которые формируются (или могут формироваться) путем избрания — органов территориального общественного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, контрольных и других органов.
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Система формирование публичной власти и место в ней муниципальных выборов
Власть в современном государстве — это многогранная сфера, характеризующаяся разным сочетанием ее проявлений. Принято выделять уровни публичной власти в российском государстве (так называемое «вертикальное» разделение властей) — федеральный, региональный (уровень субъекта Федерации) и местный.
Отмечается, что важнейшим аспектом института местного самоуправления является степень независимости данного уровня государственной власти и ее социально-правовой характер1. Сегодня уже не отрицают, что общественный территориальный коллектив — муниципалитет — имеет свою долю власти.
Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного из форм осуществления народовластия, позволяющей населению, проживающему на локальной территории и объединенному общими интересами, самостоятельно и ответственно решать с использованием материальных и финансовых ресурсов определенный круг вопросов. Статьей 12 Конституции Российской Федерации2 установлено, что местное самоуправление и его органы не входят в систему публичных полномочий. Появление этой конституционной нормы положило, с одной стороны, начало формирования нового института власти в России, с другой — поставило местное самоуправление в особое положение, не укладывающееся в общие положения государственный механизм.
Взаимодействие органов государственной и местной власти
... местного самоуправления и наделения местных органов власти широкими полномочиями. Сущность местного самоуправления часто выводится не из его научной и правовой природы, а как оппортунистический ответ при соответствующих политических условиях. Правовые основы и проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Взаимодействие государства и местного самоуправления ...
Современные исследователи отмечают отсутствие в российском обществе единого понимания и правильной оценки сущности местного самоуправления, его сущности, исторических корней и роли этого института власти в трансформационном процессе России. В муниципальной теории и практике существуют прямо противоположные, взаимоисключающие подходы. Первый содержит положение об отделении местных автономий от государства, исключающее какое-либо влияние органов государственной власти на организацию и деятельность местных автономий. Однако существует и другая позиция, согласно которой местная автономия является продолжением государственной власти на местном уровне, входит в общую вертикаль власти и выполняет часть функций государственного управления1. Эти две позиции являются отражением не только внутренних процессов в России, но и проявлением мировых тенденций в возникновении и развитии местного самоуправления. Поэтому, несмотря на то, что названное положение статьи 12 Конституции Российской Федерации породило на практике немало проблем, однако, следует исходить из того, что государственная власть и местное власть имеют один источник — народовластие и принципиально общую задачу служения народу.
Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что местное самоуправление как форма самоорганизации населения несет в себе как признаки государства, так и признаки общественных институтов, то есть, имеет двойственную природу и по сути своей является общественно-государственным институтом. Представляется важным, чтобы этот институт не был противопоставлен государству, а тесно взаимодействовал с ним. Разумное сочетание государственных институтов и принципов самоуправления придает такую стабильность любому государству2.
Однако поскольку целью выпускной квалификационной работы не является рассмотрение теоретических проблем местного самоуправления и отнесение его к различным институтам, дальнейшее более подробное рассмотрение точек зрения относительно сущности данного понятия представляется нам нецелесообразным. Поэтому позволим себе согласиться точкой зрения Г.Н. Чеботаревым и возьмем в качестве «ориентира» в данном исследовании точку зрения, согласно которой местное самоуправление является продолжением государственной власти на местном уровне, входит в общую вертикаль власти и выполняет часть функций государственного управления.
Исторический опыт развития местного самоуправления в России свидетельствует также о том, что оно всегда было тесно связано с государством и, по словам В.А Фадеев, историк земства и теоретик местного самоуправления, самоуправление — оплот восстановления государственного порядка на законных основаниях1.
Основные теории местного самоуправления («Конституционные основы ...
... государственной теории местной автономии характерна и исторически обусловлена. В качестве положений, отражающих общественную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения ст. 12 Конституции Российской Федерации об организационной обособленности органов местного самоуправления относительно системы органов государственной власти. ...
Мировая практика признает местную автономию одной из основных основ демократического общества. В Российской Федерации местное самоуправление — важная форма самоорганизации населения для решения местных проблем. При этом органы местного самоуправления вправе выступить с законодательной инициативой для привлечения внимания к решению проблем не только в регионе, но и в стране в целом. Стратегическая цель организации местного самоуправления — активное развитие муниципальных образований, которые являются реальным элементом конституционных отношений Российской Федерации.
Муниципальные образования субъектов Российской Федерации поддерживают отношения с органами государственной власти через систему двухуровневых ассоциаций, которые способствуют поиску удовлетворительных решений по широкому кругу вопросов местного значения. Недостатки прежних форм взаимодействия органов власти были связаны с некачественным правовым механизмом регулирования процесса децентрализации государственной власти и делегирования государственных полномочий местным автономиям. Обоснованная и завершенная децентрализация государственной власти в регионах России должна установить оптимальное соотношение для каждого уровня субъектов юрисдикции, полномочий и целевых грантов на их реализацию. Распределение полномочий и субъектов юрисдикции решает проблему максимального сближения потребностей местного населения и соответствующих функций правительства.
Признание свойства «муниципальной власти» для местной автономии поставило проблему создания элементов гражданского общества, способных эффективно контролировать как государственную, так и муниципальную власть. После реформ начала 1990-х годов система местного самоуправления в России носила переходный характер. Большинство специалистов в этой области отмечают двойственную природу местного самоуправления — государственную и государственную. Теперь термин «муниципальная власть» используется некоторыми профессионалами и учеными в области государственного управления как синоним особого вида политической власти, близкой по своей сути к государственной власти. Таким образом, Федеральный закон от 25.07.2012 г. 131-ФЗ показывает реальную возможность административной защиты органов государственной власти субъекта Российской Федерации над органами и должностными лицами местного самоуправления. Последние увольняются и освобождаются от исполнения своих функций нормативными актами высших должностных лиц и законодательных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Местная автономия, являясь одной из основных основ местной демократической автономии в Европейской хартии, «обеспечивает связь и взаимодействие прямой демократии с представительной демократией» 1.
Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно, так и через выборные органы и другие органы местного самоуправления.
Принцип сочетания представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан гарантирует непосредственное участие населения в решении вопросов местного значения, что призвано гарантировать равные права граждан на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, убеждений и принадлежности к общественным объединениям. Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает основные гарантии этого права, что отражает взаимное проникновение форм и институтов муниципальной демократии: прямой и представительной.
Диплом особенности управления государственным недвижимым имуществом
... государственной власти, тогда как муниципальной собственностью владеют население конкретных муниципальных образований и органы местного самоуправления; - по объектам права государственной собственностью может быть любое имущество, а муниципальной собственностью остальное имущество за исключением государственного; ... на движимое имущество (акции, средства бюджета и т.д.) и недвижимое имущество (земли, ...
Местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется посредством референдумов, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, а также через выборные органы и другие органы местного самоуправления.
Полномочия представительных органов местных автономий осуществляются сходами граждан только в некоторых небольших по численности населения муниципалитетах. Так, например, Федеральный закон от 25.07.2012 г. 131-ФЗ указывает, что в поселке с населением жителей, имеющих право голоса, для решения вопросов местного значения собирается не более 100 человек. собрание граждан с участием более половины жителей поселка, имеющих право голоса, правомочно. Собрание граждан осуществляет полномочия муниципального образовательного представительного органа, в том числе отнесенные к исключительной компетенции муниципального образовательного представительного органа. Собрание граждан может быть созвано главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Сбор граждан обеспечивает глава местной администрации. Участие в собрании граждан выборных должностных лиц местного самоуправления обязательно. Собрание граждан возглавляется президентом муниципалитета или другим лицом, избранным собранием граждан. Решение городского собрания считается принятым, если за него проголосовало более половины участников городского собрания. Решения схода граждан подлежат обязательному исполнению на территории населенного пункта. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых собранием граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Местные референдумы используются по большей части в случае изменения границ, территории муниципального образования, что происходит крайне редко.
Отзыв депутата, выборного должностного лица также не получил широкого распространения на местном уровне.
Практикой не подтверждается тезис о существенном влиянии на систему местного самоуправления народных правотворческих инициатив и обращений граждан в органы местного самоуправления.
Что касается территориального общественного самоуправления, то опыт показывает, что граждане, не проявляют широкой инициативы в отношении указанной, как и иных форм самоорганизации в целях решения вопросов местного значения
Из этого следует, что в большинстве муниципальных образований единственной формой непосредственной демократии, реально используемой и ориентированной на всех дееспособных жителей соответствующей территории, являются муниципальные выборы.
Все иные институты непосредственной демократии, предусмотренные законодательством, являются факультативными, их использование на практике возможно, но не обязательно, за исключением публичных слушаний, которые в соответствии с ФЗ №131-ФЗ проводятся представительным органом муниципального образования и главой муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, а именно, на публичные слушания выносятся: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав; проект местного бюджета и отчет о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования.
История развития органов местного самоуправления в России
... и развитии местного самоуправления. Основные положения о развитии системы местного самоуправления были определены в Указе Президента России от $15.10.1999$ г. «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации ». На основании ...
Сегодня муниципальные выборы зачастую являются единственным каналом влияния населения на муниципальную власть.
В связи с изложенным, особую значимость приобретает институт муниципальных выборов как наиболее часто используемая форма прямого народовластия при осуществлении местного самоуправления.
Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1 (далее – ФЗ №67-ФЗ) позволяет на достаточно высоком качественном уровне обеспечивать реализацию гражданами России конституционных прав избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, организованно и гласно проводить выборы в стране и ее регионах.
Вместе с тем «практика проведения региональных и муниципальных выборов, а также правотворческий процесс приведения регионального избирательного законодательства в соответствии с Федеральным законом обнаружили в нем ряд существенных недостатков, требующих и исправления»2.
Основной недостаток данного Федерального закона в том, что он содержит ряд необоснованных ограничений и запретов, создающих дополнительные трудности и проблемы в реализации избирательных прав граждан на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований при подготовке и проведении соответствующих выборов региональных органов государственной власти и выборов органов местного самоуправления.
Закон слишком одномерно, без необходимой дифференциации регулирует избирательный процесс применительно ко всем видам федеральных, региональных и муниципальных выборов, «забывая» о специфике последних. Некоторые из норм действующего Закона не только не обеспечивают гарантии избирательных прав, но и не позволяют законодателям субъектов Федерации создавать дополнительные условия и процедуры их реализации, наиболее эффективно и качественно регулировать избирательный процесс на местах при проведении региональных и муниципальных выборов1. Эти недоработки Федерального закона вызваны, видимо, «недопониманием многими законодателями сущности конституционного принципа разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, который изначально позволяет субъектам РФ иметь ряд дополнительных возможностей в упрочении гарантий избирательных прав граждан»2. Реальное воплощение этого принципа в условиях федеративной России позволяет наиболее эффективно и качественно регулировать избирательный процесс с учетом административно-территориального деления, социального состава и численности населения, других региональных и местных условий и особенностей применительно к выборам органов государственной власти субъектов РФ и особенно органов местного самоуправления.
Курсовая работа теории местного самоуправления
... появилась государственная теория самоуправления, основные положения кото-рой были сформулированы Л. Штейном, Р. Гнейстом. Сторонники этой теории считали местное самоуправление частью ... должностные лица местных органов власти назначаются президентом или правительством. В отличие от местного самоуправления, местное самоуправление - это деятельность населения местной административной единицы ...
Закон подвергается критике с разных позиций. Высказывая свои соображения и предложения, следует исходить, прежде всего, из интересов безусловного обеспечения избирательных прав граждан и конституционных полномочий субъектов РФ.
Так, например, положения ст. 10 (п. 1) ФЗ N 67-ФЗ, касающиеся назначения выборов, не предусматривают возможности временного исполнения (до очередных выборов) полномочий лицом, занимающим выборную муниципальную должность, в случае их досрочного прекращения. Однако такая возможность предусмотрена законодательством РФ о местном самоуправлении и уставами муниципальных образований и осуществляется на практике, что позволяет избегать экономически обременительных внеочередных местных выборов.
К сожалению, в ст. 18 (п. 8) ФЗ N 67-ФЗ сохранено ранее существовавшее ограничение для всех выборов на число мандатов (не более пяти), подлежащих распределению в многомандатном избирательном округе. Право регулировать этот вопрос стоит предоставить субъектам Федерации. Введенное в данный пункт положение о том, что подобное ограничение не применяется при выборах в орган местного самоуправления в избирательном округе, образованном в границах избирательного участка, не только ничего не дает для практического решения вопросов подготовки и проведения муниципальных выборов, но и еще больше ужесточает ограничение.
Итак, муниципальные выборы являются наиболее часто используемой формой прямого волеизъявления населения на местном уровне. Они проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Избрание непосредственно населением других лиц (например, делегатов на конференцию граждан) не является муниципальными выборами и не регламентируется избирательным законодательством. Проведение муниципальных выборов регулируется ФЗ №131-ФЗ; ФЗ №67-ФЗ; ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»1, конституциями, уставами, и законами субъектов РФ.
Федеральное законодательство устанавливает, что муниципальные выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления населения при тайном голосовании. Всеобщее избирательное право означает, что все граждане независимо от пола, расы, языка, социального и имущественного положения, профессии, образования, политических убеждений имеют право голоса и могут быть избраны. Равное избирательное право предполагает: во-первых, равную для каждого возможность воздействовать на результаты выборов (каждому избирателю предоставляется равное количество голосов, и все голоса имеют равный вес); во-вторых, равные условия участия претендентов в избирательной кампании. Принцип прямых выборов заключается в том, что избиратель голосует на выборах за или против кандидатов или списка кандидатов непосредственно. Наконец, принцип тайного голосования состоит в том, что избиратель подает свой голос без ведома других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением.
В соответствии с ФЗ №131-ФЗ муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, если соответствующий представительный орган не назначит выборы в установленные сроки, либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении представительным органом, депутатами или главой муниципального образования исполнения своих полномочий, а также при отсутствии соответствующего представительного органа, выборы проводятся территориальной избирательной комиссией.
Исполнительная власть и государственное управление
... целью и состоят в том чтобы: дать понятие управления; рассмотреть социальное управление и его виды; изложить государственное управление. Субъекты государственного управления; охарактеризовать исполнительную власть; решить задачу. При решении поставленных задач для достижения ...
В случаях, если соответствующий представительный орган или соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы, а также, если соответствующая территориальная избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном действующим законодательством, выборы по заявлению избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции.
Процедура проведения муниципальных выборов обнаруживает сходство с процедурой проведения выборов в органы государственной власти. Однако все-таки можно выделить некоторые особенности:
- при проведении муниципальных выборов обычно применяется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система (например, в Ноябрьске, Сургуте);
- на практике при осуществлении муниципальных выборов чаще, чем при проведении выборов в органы государственной власти, используются многомандатные избирательные округа;
- при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей менее 10 000 сбор подписей в поддержку кандидатов может не проводиться, если законом субъекта Федерации предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов;
- в муниципальных выборах могут принимать участие (в том числе и в качестве кандидатов) граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования на основании международных договоров РФ1.
Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Свободные, честные, нефальсифицированные муниципальные выборы есть непременный атрибут демократического государства, которое всегда использовать именно избирательные процедуры для воспроизводства своих основных управляющих органов2.
Согласно Конституции РФ «государственную власть в РФ осуществляют в Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ», а «государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти»1.
Таким образом, по точному определению профессора Г.Н. Чеботарева, «многонациональный народ Российской Федерации одновременно является и источником власти, и субъектом ее осуществления»2.
Аналогичную мысль высказал и профессор М.А. Краснов: понятие суверенитета (в частности народного) «несет в себе признание того факта, что верховная власть находится в руках суверена, то есть не только принадлежит ему, но и осуществляется»3.
Единство системы государственной власти в стране ,3 ст. 5 , Конституция говорит о необходимости ее осуществления на основе разделения: как по горизонтали — на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), так и по вертикали – в РФ и в субъектах РФ.
РФ есть единое неделимое государство, власть которого в равной мере распространяется на всех его граждан. В то же время федеративный характер Российского государства предполагает разграничение ведения (то есть круга решаемых вопросов) и полномочий(то есть прав и обязанностей по решению вопросов, входящих предмет ведения)между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Помимо этого, существуют и вопросы местного значения, решаемые населением непосредственно либо через выборные органы местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельны от государственной власти4.
Таким образом, если объединить воздействие, оказываемое на общество органами государственной власти и органами местного самоуправления, термином «публичная власть», то вопросы, решаемые этой публичной властью, можно разделить на две группы:
- вопросы государственного значения;
- вопросы местного значения.
Очевидно, что вопросы государственного значения находятся в ведении государственной власти. Вместе с тем, в целях децентрализации власти, повышения ее эффективности, приближения к интересам населения, необходимо разграничение этих вопросов между органами государственной власти федеративного государства в целом и органами государственной власти отдельных субъектов Федерации1.
1.2 Муниципальные выборы как форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления
В Российской Федерации с 1991г. признается и гарантируется местное самоуправление. Предусмотрено осуществление местного самоуправления путем выборов и других институтов. Согласно Конституции, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Муниципальные выборы наряду с выборами в органы государственной власти и референдумом являются высшим непосредственным выражением власти народа России (ч.1-3 ст. 3 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, учитывая положения статей 3 и 12 Конституции, местному самоуправлению и муниципальным выборам, во-первых, придан статус основ демократического конституционного определению ученых-конституционалистов, — устоев государства, его основных принципов, которые призваны обеспечить России, характер конституционного государства1. Особый характер юридических норм, закрепляющих основы конституционного в том, что они имеют повышенную правовую и политическую значимость: ч. 2 ст. 16 Конституции установлено, что никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного либо отмена норм, учреждающих основы конституционного путем сложной и многоступенчатой процедуры, предусматривающей запрет принятия окончательного решения по пересмотру Федеральным Собранием и возложение этой обязанности на специально создаваемый орган — Конституционное Собрание либо непосредственно на народ (ст. 135 Конституции).
Во-вторых, муниципальные выборы наряду с референдумом являются высшей формой прямой (непосредственной) муниципальной демократии2.
В большинстве муниципальных образований единственной формой непосредственной демократии, реально применяемой и ориентированной на всех дееспособных жителей соответствующих территорий, являются именно муниципальные выборы. Таким образом, муниципальные выборы зачастую являются единственным каналом влияния населения на муниципальную власть, это наиболее широко применяемый способ участия граждан в публичном властвовании на муниципальном уровне3.
Выборы обеспечивают воспроизводство, обновление государственной и местной власти на демократических основах, в соответствии с наиболее значимыми политическими интересами, формируемыми гражданским обществом. В этом заключается их социально-политическое значение. Социальная ценность выборов состоит еще и в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающим его автономию, юридически признанной за гражданами и их политическими объединениями возможностью быть субъектами государственной власти.
Социальная функция выборов состоит в том, что они являются одним из эффективных политической самоорганизации граждан. Массовость, регулярность избирательных кампаний, актуальность обсуждаемых вопросов обусловливают их возможности как каналов косвенного влияния граждан на политический процесс в государстве. Недооценка социальной составляющей выборов является недопустимой. В качестве примера можно привести ситуацию, когда непрекращающаяся череда избирательных кампаний различного уровня, ангажированность средств массовой информации, отсутствие достойных кандидатов, бесконечные невыполняемые обещания политиков вызывают «усталость» избирателей и отторжение от выборов, что сказывается на снижении явки избирателей.
Спецификой муниципальных выборов является, прежде всего, то, что избирательный процесс в Российской Федерации унификации действий и процедур, что в принципе правильно. Вместе с тем, выборы в местные органы власти имеют свою, ярко выраженную специфику по сравнению с выборами в органы государственной власти. Это обусловлено наибольшей приближенностью муниципальной власти непосредственно к народу, что диктует необходимость предоставления большей свободы1.
Можно выделить специфику практически каждого элемента избирательного процесса, в частности, 1) правового статуса субъектов муниципального избирательного процесса и 2) порядка организации и проведения муниципальных выборов.
Правовой статус таких субъектов права муниципальных выборов как органы государственной власти, избиратели, избирательные объединения и наблюдатели в большей степени устанавливается нормами федерального законодательства. Участие законодательства субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в формировании их правового статуса является минимальным и касается, в основном, процессуальных полномочий этих субъектов. В определении правового статуса кандидатов и их уполномоченных лиц, избирательных комиссий и органов местного самоуправления как участников муниципального избирательного процесса законодательство субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты играют значительно большую роль1.
Избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. В соответствии со статьей 60 Конституции Российской Федерации гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Активное избирательное право – право гражданина избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления предусмотрено частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации. В соответствии с избирательным законодательством активным избирательным правом наделяются граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет и место жительства которых расположено в пределах соответствующего избирательного округа. Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения выборов в избирательном округе, в котором расположено данное место жительства, не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено также гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации активного избирательного права лишаются граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Избирателями, наряду с гражданами Российской Федерации, могут быть признаны иностранные граждане. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случае, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Согласно пункту 10 статьи 4 ФЗ №67-ФЗ на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
Исходя из перечисленных положений следует принимать во внимание, что круг избирателей, т.е. лиц, обладающих активным избирательным правом, на выборах различного вида и уровня различен: на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации участвует только часть граждан, обладающих активным избирательным правом на выборах депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации, а именно те граждане, которые наделены активным избирательным правом на региональных выборах законом субъекта Российской Федерации (с учетом рамочных положений комментируемого Федерального закона).
Соответственно, в различных субъектах Российской Федерации могут быть избраны разные подходы в части наделения активным избирательным правом граждан, не имеющих места жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но длительное время проживающих на этой территории. С учетом этого следует применять и нормы комментируемого Федерального закона, гарантирующего права избирателей, т.е. лиц, наделенных соответствующим законом о выборах правом избирать1.
Основы правого статуса избирателя определяется принципами проведения выборов, и закрепляются в федеральном законодательстве, однако их реализация применительно к муниципальным выборам имеет свою специфику. В частности, имеются особенности реализации принципа всеобщего избирательного права. Так, граждане, достигшие 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления при наличии международного договора.
Одной из особенностей, присущей исключительно муниципальным выборам, является ограничение участия в выборах военнослужащих. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей при выборах в органы местного самоуправления.
Правовой статус кандидата представляет собой совокупность его прав и обязанностей в рамках соответствующих стадий избирательного процесса. Взаимодействие федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации идет по пути детализации федерального законодательства. Конституцией (уставом), законом субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином пассивного избирательного права, связанные с достижение гражданином определенного возраста.
Кандидат – лицо, выдвинутое в установленном Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата; Кандидат – это лицо, отвечающее определенным требованиям, обладающее таким статусом при наличии определенных условий, при совершении определенных действий им лично либо иным субъектом права выдвижения кандидата в период избирательной кампании. Кандидатом может быть лицо:
1) являющееся гражданином Российской Федерации на выборах в органы государственной власти (на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации также гражданин);
2) обладающее пассивным избирательным правом, т.е. имеющее право быть избранным в соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления;
3) выдвинутое в качестве кандидата