Повышение эффективности транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

Дипломная работа

Транспортные и складские помещения являются важнейшей частью любого сельскохозяйственного предприятия, так как напрямую влияют на ход производственных и маркетинговых процессов.

Рациональная организация транспортно-складского хозяйства имеет большое значение для ускорения и удешевления продвижения материальных ценностей внутри предприятия, для повышения производительности труда работников, занятых складированием и транспортировкой, лучшего использования оборудования и помещений складов, для мобилизации излишних запасов. Основными функциями транспортно-складского хозяйства являются хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады компании. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в сроки, установленные договором и внутренними регламентами, а также с оптимальными затратами. Эти три показателя можно назвать критериями эффективности транспортно-складской экономики в рамках логистического подхода.

Экономия транспорта и хранения — это своего рода синтез, объединяющий процессы, происходящие на складах, и транспортную систему компании, направленный на обеспечение непрерывности этих процессов. Часто на практике при организации производственной и маркетинговой деятельности эти системы рассматриваются отдельно, но только их интеграция может повысить эффективность компании и обеспечить достижение стратегических целей.

Степень научной разработанности тематики исследования. Отдельные аспекты функционирования транспортно-складского хозяйства в рамках логистического подхода рассматриваются такими отечественными и зарубежными учеными и специалистами как: Н.В. Астафьева, К.И Атаев, В.В. Борисова, Д.Ю. Воронова, П.П. Гончаров, С.В. Диколов, В.К. Зарецкий, И.И. Зубарев, Т.Б. Иванова, А.А. Канке, С.Г. Капустян, А.А. Костров, М.Н. Кузнецова, Г.Г. Левкин, Н.М. Легкий, Н.Н. Литвинов, В.С. Лукинский, И.В. Макурина, М.С. Мокий, К.М. Назаров, С.Ю. Нестеров, И.Н. Омельченко, С.В. Пилипчук, О.А. Рудковский, О.Ю. Рыжков, Е.А. Смирнова, Тяпухин А. П., В.А. Шамиси др.

Анализ современной научной литературы по вопросам повышения эффективности транспортно-складской системы сельскохозяйственного предприятия позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, следует отметить то, что на стратегическом уровне достаточно глубоко проработан вопрос взаимодействия транспортной и складской системы, подчеркнута важность такого взаимодействия в достижении стратегических целей, однако на тактическом и оперативном уровне они продолжают рассматриваться отдельно. Во-вторых, транспортно-складская логистика имеет развитый инструментарий, а в транспортно-складской системе очень мало исследований, обобщающих проблемы ее развития.

11 стр., 5490 слов

Внешне экономическая деятельность предприятия на примере ООО «Евролифт»

... производства и всех сфер деятельности предприятия. К инфраструктуре относятся инструментальное, энергетическое, транспортное, складское, тарное и другие хозяйства, а также службы ... предприятия и его производственных звеньев. Для компании «Евролифт» системы обслуживания - это инструментальные, ремонтные, энергетические, транспортные, складские и контейнерные системы. Применение на предприятии ...

Целью выпускной квалификационной работы является разъяснение теоретических и методологических аспектов повышения эффективности работы транспортно-складской системы сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  • уточнить понятие «транспортно-складское хозяйство»;
  • классифицировать показатели, применяемые для оценки эффективности функционирования транспортно-складского хозяйства;
  • предложить методику комплексной оценки эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства;
  • провести апробацию методики оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода;
  • выявить проблемы в функционировании системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия;
  • разработать рекомендации, способствующие повышению эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственной компании ООО «Северная Нива»;
  • экономически обосновать разработанные рекомендации.

Объект исследования — ООО «Северная Нива» — крупный производитель сельскохозяйственной продукции в Оренбургской области.

Объектом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе эксплуатации транспортно-складской системы сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода.

Теоретическую и методологическую основу выпускной квалификационной работы составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области повышения эффективности работы транспортно-складской системы сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода. В работе в рамках системного подхода использовались различные методы научных исследований: экономический анализ и синтез, динамический и сравнительный анализ статистических данных, экономические группировки, метод составного индекса.

Научная новизна работы заключается в следующем:

  • уточнено понятие «транспортно-складское хозяйство» за счет рассмотрения его в качестве системы, включающей в себя совокупность складских помещений, транспортных средств, бизнес-процессов, различных связывающих элементов, направленных на обеспечение перемещения различных материальных, информационных и финансовых и сервисных потоков, с точки зрения их взаимодействия для достижения целей сельскохозяйственного предприятия;
  • классифицированы показатели оценки эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на по таким ключевым параметрам деятельности компании, как качество облуживания клиентов, организация управления транспортно-складским хозяйством и эффективность использования ресурсов;
  • представлена и апробирована методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортно-складского хозяйства, позволяющая выявить особенности данного явления на мезо- и микроуровне посредством многомерного анализа ключевых показателей эффективности на основе использования методов сравнительного и ретроспективного анализа;

— предложен механизм повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода способствующий решению задач и препятствующий возникновению проблем транспортно-складского хозяйства, учитывающий специфику сельскохозяйственного предприятия, опирающийся на стратегические цели функционирования системы транспортно-складского хозяйства.

5 стр., 2043 слов

Управление складскими запасами предприятия и оценка его эффективности

... квалификационной работы является улучшение управления запасами компании. Задачами выпускной квалификационной работы являются: раскрыть теоретические основы управления запасами; провести организационно – экономическую характеристику предприятия; провести исследование состояние управления складскими запасами на предприятии; предложить мероприятия по управлению складскими запасами предприятия. Методы ...

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования методических положений и рекомендаций по повышению эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия в процессе управления транспортно-складским хозяйством, нацеленным на реализацию принципов эффективности, срочности, поддержания высокого качества продукции и обслуживания клиентов.

Комплексная методология оценки, основанная на использовании методов сбалансированной системы показателей и составного индекса, может использоваться другими участниками рынка в области сельского хозяйства. Механизм повышения эффективности транспортно-складской системы на основе логистического подхода также может быть частично или полностью реализован в деятельности хозяйств с целью повышения их устойчивости, конкурентоспособности и эффективности их деятельности.

Также материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин: логистика, производственный логистический менеджмент, моделирование цепей поставок и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на XXXIX научной студенческой конференции.

Публикации. Основные положения магистерской диссертации отражены в научных публикациях магистранта и изложены в 3 печатных работах(общий объем 0,2 п.л.).

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, 6 приложений и содержит 89 страниц текста, 22 таблицы, 26 рисунков, список использованных источников, в том числе 50 наименований.

Во введении обосновывается актуальность темы, степень изученности проблемы, определяются цели, задачи, объект и объект исследования, научная новизна и практическое значение результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода» рассмотрены теоретические аспекты функционирования системы транспортно — складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода, рассмотрена концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса России, изучена система транспортно-складского хозяйства и ее составляющие, исследованы методики проведения оценки эффективности управления транспортно-складским хозяйством, представлены различные классификации ключевых показателей.

37 стр., 18257 слов

Система менеджмента качества на предприятии. Обоснование экономической ...

... получения синхронного продукта, высокая производительность. Глава 1. Система менеджмента качества на предприятии Недавно сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 был добавлен к ... положения и процедуры, обеспечивающие функционирование системы менеджмента качества. Основой для них обычно является уже существующий на предприятии набор документов, который видоизменяется ...

Во второй главе «Апробация методики оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия» дана организационно — экономическая характеристика исследуемого сельскохозяйственного предприятия, проанализирована организация системы транспортно-складского хозяйства, проведена оценка функционирования транспортно-складского хозяйства предприятия на основе комплексной методики, а так же выявлены проблемы в его функционировании.

В третьей главе «Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода» был разработан механизм, способствующий повышению эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия, а так же представлено экономическое обоснование предложенных рекомендаций.

В заключении дается обобщенное описание работы и основные выводы по результатам исследования.

транспортный складской сельскохозяйственный логистический

1. Теоретические основы оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

1 Концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса: сущность, особенности реализации

Понятие логистики — это система точек зрения на улучшение деятельности компании или нескольких компаний. Концепция логистики в агропромышленном комплексе реализуется на основе системного подхода, обеспечивая единство и согласованность действий всех функциональных подразделений компании или участников цепи поставок, таким образом, определяется направление, в котором можно развивать логистическую систему. Много исследований было посвящено применению концепции логистики в агропромышленном комплексе. В то же время многие люди думают о логистике только как о закупках или транспортировке и хранении, в которых отсутствует сущность интегрированного логистического подхода. Если же и пытаются использовать интегративный системный подход относительно агропромышленного комплекса, то копируют схемы с других форм хозяйствования без учета особенностей, а литература по логистике в АПК часто отличается от общей литературы по логистике лишь рядом примеров.

Применение концепции логистики в сфере агропромышленного комплекса наблюдается в экономике СССР. Продовольственная программа (например, 1982 года) представляла собой комплекс организационных, экономических, политических, материально-технических мер, направленных на системное решение продовольственных проблем [3, 12]. Основное внимание отводится оптимальному использованию производственно-ресурсного потенциала сельскохозяйственной отрасли, устранению диспропорций, достижению сбалансированности на пути сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю, ускоренному развитию тех подсистем АПК, отставание которых тормозило развитие всей системы. Разработаны меры по повышению безопасности продукции, ее комплексной переработке и переработке с использованием современных технологий. Несмотря на то, что логистика в СССР в то время практически не изучалась, при реализации продовольственных программ и мероприятий использовались полностью логистические подходы и инструменты, однако управление осуществлялось командными методами. Недостатком этой системы был общий недостаток командной экономики: игнорирование экономических, социальных и других интересов сельскохозяйственных предприятий. С переходом к рыночной экономике многие положительные достижения отечественного сельского хозяйства были потеряны, поэтому в настоящее время следует учитывать опыт советского периода [6].

7 стр., 3234 слов

Бухгалтерский учет в системе управления предприятием

... требования предприятия сосредоточены на производственной стороне предприятия. В целом требования бухгалтерского учета и экономики предприятия направлены на улучшение результатов хозяйственной деятельности предприятия. Вопрос № 2. Амортизация основных средств. Важным экономическим рычагом в системе государственного ...

Основные положения концепции логистики в агропромышленном комплексе были сформированы Левкиным Г.Г. [15, 32]:

а) реализация системного подхода как на микро- так и на макроуровне.

Максимальный экономический эффект может быть достигнут только при улучшении показателей общего материального потока по всей его длине, то есть от источника сырья до конечного потребителя продукта, включая обратные и обратные потоки. Кроме этого все звенья должны представлять собой единую систему;

  • б) необходимо учитывать логистические затраты на протяжении всей логистической цепи.

в) создание современных условий труда для работников сельского хозяйства.

Персонал — важнейший элемент логистической системы компании. В связи с этим на предприятии необходимо создавать хорошие условия для работы, проводить регулярное обучение и предоставлять возможность профессионального роста. Зачастую затраты на заработную плату рассматриваются работодателем как потери, расходы, поэтому при возникновении финансовых трудностей в первую очередь начинают сокращать или удерживать заработную плату, а так же увольнять работников, связанных с обеспечением движения материального потока (кладовщики, водители-экспедиторы, грузчики и др.).

Руководители компании не учитывают тот факт, что такая политика приводит к потерям в долгосрочном периоде[39].

Кроме того, высокая квалификация сотрудников, уникальные компетенции, приобретаемые ими при работе на конкретном сельскохозяйственном предприятии, дают возможность рассматривать коллектив в качестве гудвилла (как элемент других уникальных составляющих компании).

Тот, кто понимает это и реализует на предприятии регулярное обучение работников, создает систему их мотивации, создает так же и работоспособное, конкурентное предприятие [45].

Применение концепции логистики делает человека наиболее важным фактором среди других факторов и типов ресурсов, поэтому личное управление имеет большое значение. Он включает в себя новые подходы к организации труда, его оплате, к стимулированию и мотивации сотрудников;

  • г) занятие ниши на рынке сельскохозяйственной продукции и повышение качества обслуживания клиентов.

Для того, что бы компания могла занять нишу на рынке, есть три пути [41]:

  • повышение качества выпускаемого товара;
  • выпуск нового товара;
  • повышение уровня логистического сервиса.

Выбор первых двух направлений связан с высоким уровнем материальных затрат. Этот последний путь наименее затратный, поэтому со временем все больше и больше компаний обращаются к повышению качества логистических услуг, тем самым повышая свою конкурентоспособность. Потребитель отдает предпочтение тому поставщику, который гарантирует наиболее высокий уровень обслуживания, доставит товар к нужному времени, в нужном количестве и требуемого качества;

5 стр., 2005 слов

Управление логистическими затратами предприятия диплом

... Роль логистики в деятельности предприятия. Взаимосвязь логистики и ценовой политики предприятия Логистическая деятельность тесно связана как с менеджментом, так и с маркетингом. Наглядно компоненты менеджмента, маркетинга и логистики как концепций управления предприятиями ...

  • д) способность логистических систем адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Появление на ранке огромного количества различных товаров и слуг способствует повышению неопределенности спроса, что в свою очередь вызывает резкие колебания количественных и качественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы [35].

Вот почему адаптируемость компании является важным фактором для устойчивого положения на рынке. Агропродовольственные предприятия, которые занимаются реализацией концепции логистики, со временем приобретают свойство самоорганизации, то есть после изменения рыночной конъюнктуры она прекращается и при этом параметры входа , меняются внутренние и исходящие потоки. Тогда как компания с традиционной организацией управления логистическими потоками еще длительный период времени работает по прошлым тенденциям, что приводит увеличению складских запасов и неликвидов;

  • е) отказ от использования универсального оборудования.

Для более эффективного складирования и транспортировки необходимо отказаться от использования универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования, а использовать только оборудование, соответствующее конкретным целям, условиям и особенностям сельскохозяйственной компании;

  • ж) принятие управленческих решений на основе экономических компромиссов.

Увеличение затрат в одном звене логистической цепи необходимо и разрешено при условии, что это будет способствовать увеличению прибыли в целом по компании или во всей цепи поставок [4].

Например, увеличение затрат на транспортировку товаров приводит к снижению затрат на складирование и управление запасами в целом.

Использование экономических компромиссов в логистических системах агропромышленного комплекса основано на разумном увеличении затрат на отдельных участках логистической цепочки и между секторами агропромышленного комплекса, что способствует улучшению общей ситуации на предприятии или в цепочке поставок. Таким образом, с помощью концепции логистики можно определить направления развития логистической системы в агропромышленном комплексе. Разработка и внедрение логистической концепции в сельскохозяйственном предприятии — задача сложная и многогранная.

Основная цель логистики компании — доставка продукции в необходимом количестве и качестве, вовремя и с оптимальными затратами на поставку, производство, продажу и транспортировку. Исходя из главной цели, можно выделить несколько подцелей логистики [22, 29]:

  • а) разработка и внедрение эффективной системы контроля, учета затрат и объема выполнения логистических операций;
  • б)реорганизация структуры компании для создания отдела логистики;
  • в) организация логистического менеджмента, учитывающая особенности сельскохозяйственной отрасли.

Для достижения эффективных результатов подцели интегрированы по вертикали и горизонтали. По вертикали действия согласовываются на всех уровнях управления, по горизонтали действия отделов согласовываются в процессе управления потоками. На практике наиболее конкурентоспособными являются компании, сочетающие вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Реализация целей логистики требует решение ряда задач: глобальные и общие [10, 18].

Глобальные задачи:

  • а) это моделирование и построение логистической системы сельскохозяйственного предприятия;
  • б)разработка условий и механизмов повышения надежности доставки товаров;
  • в) проектирование цепей поставок при сбыте готовой продукции;
  • г)разработка и внедрение системы учета логистических затрат.

Общие задачи:

19 стр., 9284 слов

Стратегия конкуренции и адаптации транспортно–логистической компании

... вида транспорта. Следовательно, существует потребность в учреждении, гарантирующем поиск рациональных способов своевременной доставки грузов в пункты назначения с наименьшими транспортными затратами, то есть решение задач транспортной логистики. логистические компании Для ...

  • а)координация деятельности подразделений;
  • б)выбор логистического, коммерческого посредника;
  • в)определение оптимального количества складского помещения;
  • г)выбор места расположения склада, торговой точки;
  • д)выбор вида транспортного средства и др.

То есть формирование логистической стратегии осуществляется в соответствии с корпоративной стратегией компании и направлено, в первую очередь, на повышение гибкости и надежности логистической системы.

Логистика в АПК, как и общая логистика, основывается на ряде принципов, которые можно разделить на общеконцептуальные, общесистемные и специфические принципы логистики [30, 43].

Общеконцептуальные принципы:

  • а) комплексность — координирование действий участников логистического процесса в АПК;
  • б) научность -применение научного подхода при оптимизации материальных потоков в логистике;
  • в) конкретность -четкое определение результатов деятельности логистических подразделений;
  • г) конструктивность -своевременное регулирование материального потока и отслеживание перемещений его отдельных элементов;
  • д) надежность — обеспечение непрерывности и безопасности движения потоков материальных ресурсов;
  • е) вариантность — выделение различных альтернативных вариантов товародвижения и выбор из их числа оптимального на данный момент времени или на перспективу в соответствии с выдвинутыми критериями.

Общесистемные принципы:

  • а) системность — логистическая система рассматривается как объект, представленный совокупностью взаимосвязанных элементов;
  • б)эмерджентность — свойства предприятия отличаются от свойств его подразделений, то есть оптимальное решение задач в отдельных подразделениях не всегда означает положительный результат для компании;
  • в) иерархия — это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням, и переход от низшего уровня к высшему;

— г) интеграция — объединение в целое частей или свойств. За счет интеграции логистическая система имеет синергетический эффект, то есть при реализации совместных действий элементов системы получается эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов.

Специфические логистические принципы:

  • а) согласованность логистической и корпоративной стратегии (например, при повышении объемов производимой продукции, нужно так же учитывать готовность складских помещений);
  • б) повышение эффективности организации материальными потоками;
  • в) обеспечение участников товародвижения необходимой информацией;
  • г) стремление к эффективному управлению человеческими ресурсами на сельскохозяйственных предприятиях;
  • д) создание и поддержание тесных партнерских отношений с другими предприятиями в рамках цепи поставок;
  • е) учет результатов логистической деятельности в системе финансовых показателей компании;
  • ж) тщательное планирование и разработка логистических операций с учетом оптимизации общих затрат на логистику.

При внедрении, внедрении концепции логистики используются определенные методы и способы решения поставленных задач. Те методы, которые доминируют в обществе в течение определенного периода времени, образуют парадигму. Парадигма логистики различается в зависимости от этапов развития ее как науки [16]:

  • аналитическая;
  • технологическая;
  • маркетинговая;
  • интегральная парадигма.

Аналитическая парадигма — это классический подход к логистике, который рассматривался как теоретическая наука. Она опирается на математическую основу, теорию управления запасами, методы математической статистики и др. Отличительной особенностью является построение экономико-математической модели, которая строится на основе большого количества информации, сложных алгоритмов, что затрудняет практическое применение, за исключением случая массового производства.

Развитие логистики постепенно перешло от частной к общей, то есть от логистики внутри компании к построению макрологических систем, цепочек поставок и парадигмы, развивающейся по тому же пути.

Технологическая парадигма сложилась в 60-х годах прошлого века в связи с развитием информационных и компьютерных систем и технологий. Парадигма основана на системном подходе, при котором сбор, систематизация информации, автоматизация операций и логистических функций осуществляется с использованием информационных технологий. Например, система MRP (ManufacturingResourcePlanning) используется при планировании, управлении запасами и закупками. С помощью аналитического подхода невозможно было решить все проблемы, возникающие при организации товарооборота, поэтому все больше внимания уделялось автоматизации бизнес-процессов, чтобы внести определенность в работу компаний. Но для изучения закономерностей функционирования макрологистических систем этих методов недостаточно, так как они применимы только в условиях устойчивой внешней среды [27].

Маркетинговая парадигма применяется с начала 80 — х годов. Научная база включает математические, социальные и экономические дисциплины. Это позволяет использовать не только количественные, но и качественные показатели для анализа логистической деятельности. Примером использования маркетинговой парадигмы в практике является концепция SCM (supplychainmanagement — управление цепями поставок), которая применяется для усиления конкурентоспособности компании в условиях неопределенности спроса [36].

Интегральная парадигма расширяет маркетинговую в направлении развития отношений между компаниями, например, хорошо известная концепция «точно в срок» (JIT).

Основная цель этой парадигмы — объединить всех участников цепочки поставок.

Развитие логистических систем и технологий управления эволюционировало от простого к сложному. Каждая последующая парадигма включала предыдущую и дополнялась теми методами и методологиями, которые наиболее актуальны для данного времени, и пока современные парадигмы имеют ряд моментов из аналитической и технологической парадигм.

Использование логистического подхода в управлении бизнесом подразумевает учет отраслевых моделей, характеристик компании, формирование эффективной и надежной инфраструктуры. Из анализа логистической системы агропромышленных предприятий можно сделать вывод, что агропромышленный комплекс развивается по-разному в рамках парадигм. В сельском хозяйстве нашей страны наиболее широко используются аналитическая и технологическая парадигмы. При этом логистическая деятельность тесно связана с основными сферами деятельности компании: финансами, маркетингом, производством. Логистические функции, как правило, разделяются между этим направлениями, однако цели этих направлений могут идти в разрез с целью оптимизации затрат при организации товародвижения.

На рисунке 1 показана такая взаимосвязь подразделений фирмы, при которой каждое направление «тянет» в свою сторону. В свою очередь логистический подход к организации управления на предприятии предполагает создание логистической службы, которая должна управлять материальными потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции [47].

Рисунок 1 — Взаимосвязь подразделений компании

анализ внешней среды компании;

  • анализ потребителей;
  • планирование товарной продукции, выбор ассортиментных групп;
  • планирование услуг, повышение эффективности сбыта.

Решение первых двух задач может производиться практически без участия логистики, но последние две задачи могут быть успешно решены только совместно. Например, если решается запустить выпуск новой продукции, то производство должно быть обеспечено необходимым количеством сырья, так же должно быть спланировано управление запасами и их транспортировка. Маркетинг осуществляет достижение стратегических и тактических целей компании, логистика отвечает за оперативное управление потоками.

Производство непосредственно зависит от доставки материалов, сырья, и др. необходимых элементов в нужное время, в нужно количестве и требуемого качества. Следовательно, службы логистики принимают участие при принятии решения о закупках. Кроме этого логистика связана с производством и при сбыте продукции и ее складировании. Задачей службы логистики является доставка сырья и комплектующих материалов в цеха и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Контроль качества — совместная задача производства и логистики.

Определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики исходит из реальных возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются при закупках оборудования, осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Таким образом, было выявлено, что концепция логистики включает в себя основные положения, а так же цели, задачи и принципы организации логистических процессов на сельскохозяйственных предприятиях. Разработка, внедрение концепции на сельскохозяйственных предприятиях — это сложная, многоплановая задача, состоящая из реализации системного подхода на микро- и макроуровне, необходимости учета логистических затрат на протяжении всей цепи поставок, создания современных условий труда для работников сельского хозяйства, занятия ниши на рынке сельскохозяйственной продукции и повышения качества обслуживания клиентов, принятия управленческих решений на основе экономических компромиссов. Внедрение концепции должно опираться на ряд принципов, в том числе: согласованность логистической и корпоративной стратегии, повышение эффективности организации материальными потоками, обеспечение участников товародвижения необходимой информацией, стремление к эффективному управлению человеческими ресурсами на сельскохозяйственных предприятиях, создание и поддержание тесных партнерских отношений с другими предприятиями в рамках цепи поставок, учет результатов логистической деятельности в системе финансовых показателей компании, тщательное планирование и разработка логистических операций с учетом оптимизации общих затрат на логистику. Кроме этого при реализации, внедрении логистической концепции используются определенные методы и способы решения поставленных задач. Те методы, которые доминируют в обществе в течение определенного периода времени, образуют парадигму концепции. При этом применение логистического подхода при управлении компанией предполагает учет отраслевых закономерностей, особенностей функционирования предприятия, формирование эффективной и надежной инфраструктуры.

2 Система транспортно — складского хозяйства: сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия

Системы транспортировки и складирования являются взаимодополняющими элементами при организации поставок, в процессе производства, хранения и сбыта продукции компании. Именно от величины затрат на хранение и транспортировку зависит выбор схемы снабжения и распределения, а так же именно эти затраты влияют на принятие многих значимых решение в области управления операционной деятельностью компании.

В современных экономических условиях эффективное функционирование производства невозможно без максимальной интеграции транспортных и складских процессов. Основными причинами создания транспортно-складского хозяйства на предприятиях являются [11, 33]:

  • а) территориальное разделение участников цепи поставок;
  • б) необходимость сохранения высокого качества продукции при оптимальных затратах;
  • в) несоответствие циклов производственного потребления и др.

Транспортно-складское хозяйство выполняет важную функцию обслуживания основных и вспомогательных производственных и сбытовых процессов на всех уровнях (от одного сотрудника до уровня компании).

Транспортно-складское хозяйство направлено на решение следующих задач [17]:

  • а) обеспечение ритмичности и непрерывности производственных и сбытовых процессов;
  • б) снижение себестоимости и трудоемкости транспортно-складских операций;
  • в) сокращение производственного цикла в целом, ускорение оборачиваемости запасов;
  • г) внедрение новых методов и технологий в работу транспортно-складского хозяйства, направленных на его оптимизацию и др.

Управление логистикой целесообразно рассматривать в рамках полной логистической системы, представленной на рисунке 2. Из данного рисунка видно, что складская и транспортная логистики представляют собой ключевые функциональные активности.[14].

Рисунок 2 — Место складской и транспортной логистики в логистической системе

Авторами, как правило, транспортное и складское хозяйство, рассматриваются по отдельности. Например, Тяпухин А.П. пишет, что «управление транспортом — это управление тем или иным видом перевозоных средств». А складское хозяйство включает в себя только складской комплекс предприятия [15].

Согласно работам Аникиной Б.А. «складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя». В то время как «транспортное хозяйство отвечает за аудит транспортных операций, интеграция транспортных служб, отслеживание и экспедирование доставки и т.д.» [1].

Кроме того, нельзя не обратиться к определению, которое дает в своих работах Ю. М. Неруш «склад — это система, которую нужно рассматривать не только как устройство для хранения грузов, а как транспортно-складской комплекс, где процессы перемещения материальных ресурсов также играют большую роль» [23].

Исходя из вышесказанного, а так же из тех задач, решение которых должно обеспечиваться а рамках транспортно — складского хозяйства можно сформировать следующее определение. Транспортно — складское хозяйство — система, включающая в себя совокупность складских помещений, транспортных средств, различные бизнес-процессы, связывающие элементы системы, направленные на обеспечение перемещения материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков для целей производства и сбыта в соответствии с установленными сроками и требованиями к продукции со стороны потребителей. Основным критерием функционирования транспортно — складской системы компании является качественное и своевременное предоставление товаров потребителю при оптимальных затратах.

Транспортно-складское хозяйство на российских предприятиях, как правило, представлено двумя ключевыми составляющими транспортом и складами.

Логистика ставит задачу правильной и оптимальной организации процессов на складах, а также задачу технической, технологической сопряженности внутри складских процессов с процессами, происходящими в окружающей среде. Склад — важнейшая составляющая логистической системы, поскольку существует объективная необходимость в специально обустроенных местах для того, чтобы там содержаться запасы продукции. Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока от поставщика до конечного потребителя продукции представлена на рисуноке3 [20].

Рисунок 3 -Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока поставщика до потребителя

Основные функции складского хозяйства — это хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады предприятия. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в сроки, установленные договором и внутренними регламентами, а также с оптимальными затратами.

Примерная схема организационной структуры склада представлена на рисунке 4 [5, 48].

Рисунок 4- Организационная структура склада

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за год, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции: временное размещение и хранение материальных запасов, преобразование материальных потоков; обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания. Схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рисунке 5 [28].

Рисунок 5 — Схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

Логистический процесс, увязывающий все складские операции, разрабатывается с целью установления минимально необходимого числа операций, выбора наиболее целесообразного типа складского оборудования. Пример логистического процесса на складе представлен на рисунке 6 [26].

Рисунок 6 — Логистический процесс на складе

Логистический процесс на складе охватывает транспортные и внутрискладские перемещения, а также учетные и контрольные операции, эффективность процессов, происходящих на складах, напрямую зависит от транспортной системы компании.

Причина несоответствий в складской логистике — большой поток материалов, проходящий ежедневно через склад при ограниченном количестве складских работников, которые должны быстро обработать: принять, проверить, отгрузить, передвинуть сотни, единиц хранения поддонов, упаковок и т.п.

Организация складского хозяйства включает в себя следующие работы [37, 50]:

  • анализ структуры предприятия с точки зрения прямоточности, пропорциональности, ритмичности производства;
  • определение необходимой номенклатуры и вида складов;
  • построение схемы расположения новых складов и складских помещений;
  • разработка календарных планов работы складских помещений, в том числе организация движения потоков;
  • анализ и оценка работы складов, разработка мероприятий по их оптимизации.

Транспортное хозяйство представляет собой своего рода артерию, связывающую материальные потоки. Транспортные операции — это важная часть производственного процесса, причем транспортные средства зачастую используются для его регулирования и обеспечения необходимого ритма производства продукции.

Эффективная организация внутрипроизводственного транспорта, грузопотоков и грузооборота в целом способствует сокращению производственных циклов, ускорению оборачиваемости, снижению себестоимости. В сельскохозяйственных предприятиях используются виды транспорта, которые могут быть классифицированы по следующим признакам [49]:

по сфере обслуживания:

  • межцеховой транспорт;
  • внутрицеховой транспорт;

по режиму работы:

  • транспорт непрерывного действия;
  • транспорт периодического действия;

по уровню автоматизации:

  • механический транспорт;
  • автоматический транспорт;
  • ручной транспорт;

по виду перемещаемых грузов:

  • ТС для наливных грузов;
  • ТС для сыпучих грузов;
  • ТС для штучных грузов.

Организация транспортного хозяйства состоит из следующих этапов [34]:

  • стратегическое планирование, направленное на обновление транспортных средств его модернизацию;
  • анализ производственного потенциала компании, разработка, планирование и внедрение мероприятий по совершенствованию производственной структуры с точки зрения рационализации транспортной системы;
  • оценка уровня загрузки и эффективности использования транспорта за определенный промежуток времени;
  • обоснование выбора того или иного транспортного средства;
  • построение схем материальных потоков;
  • планирование, построение системы мотивации.

Общепринятыми методами организации транспортно-складской деятельности являются системный и процессный подходы. Каждый из этих подходов имеют свои преимущества и недостатки при построении транспортно-складской деятельности и инфраструктуры , представленные в таблице 1 [1, 31].

Таблица 1 — Подходы к организации транспортно-складской деятельности

Подход Преимущества Недостатки
Системный подход — интеграция различных отраслей — синтез знаний из различных областей наук; — отражаются общие положения для построения системы, что позволяет рассматривать процесс проектирования как систему; — интенсивно используются несколько моделей для проектирования; — основным результатом системного подхода является интегральный экономический эффект, который обеспечивает разработку высокоэффективных технологий — ряд методов, применяемых при системном подходе, не имеет апробированных и проработанных инструментов для построения системы,; — отсутствие одного из основных принципов логистики — «целостности и единства»; — проблема оценки эффективности построенной модели на принципе системного подхода
Процессный подход — обеспечивает оптимизацию системы управления предприятием, поскольку данный метод позволяет более четко отследить отклонения в деятельности предприятия;
  • направлен на решение стратегических целей и задач; — при построении, разработке и контроле модели используются информационные системы и технологии
— сложность реализации подхода.

Таким образом, рассматривая преимущества и недостатки системного подхода при моделировании транспортно-складских процессов, данное направление позволяет [2, 7]:

  • а) определить структуру транспортно-складского хозяйства предприятия, а также определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи;
  • б)выявить внутренние свойства логистической системы склада;
  • в)выделить и классифицировать связи между элементами складской и транспортно-складской системы;
  • г)выявить факторы неопределенности, влияющие на функционирование транспортно-складских процессов;
  • д)выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования транспортно-складской системы и отдельных ее элементов.

Можно выделить следующие этапы построения транспортно-складской системы, данные этапы были выявлены на основе анализа современной отечественно литературы, они представлены в таблице 2 [13, 23].Ключевыми этапами являются синтез оптимальной складской системы, проектирование складского хозяйства, а так же организация взаимодействия транспортных и складских элементов.

Таблица 2 — Основные этапы формирования транспортно-складской системы

Этап Основное содержание и результат Методы, модели и алгоритм решения
Синтез оптимальной складской системы Определение необходимого количества складских объектов Метод семантического анализа зависимости совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества складов предприятия [13] Лукинский В.С. Дыбская В.В. Миротин Л.Б.
Определение местоположения складских объектов Метод «пробной точки»; Метод центра тяжести, алгоритм поиска координат склада на основе интеграционного подхода [23] Дыбская В.В.
Определение сфер обслуживания транформационных центров Метод теории нечетких множеств, метод стохастического программирования [13] Николайчук В.В.
Выбор поставщика складских услуг Метод рейтинговых оценок факторов, метод оценки затрат, метод выбора логистического посредника и др. [13] Лукинский В.С. Дыбская В.В
Проектирование складского хозяйства Определение основных параметров складских зон Метод элементарных площадок, методика оценки вместимости склада на основе экономико-математической модели [23] Маликов О.Б. Бойко Н.И.