Стратегия конкуренции и адаптации транспортно–логистической компании

Дипломная работа

транспортный логистический конкурентоспособность стратегический

Владельцу груза уже недостаточно, чтобы перевозчик перемещал свой груз из одного пункта в другой. Покупатель транспортной продукции желает приобрести полную услугу у одного человека, независимо от того, сколько видов транспорта будет задействовано в доставке и сколько грузовых операций планируется в компаниях транспортной инфраструктуры. Сложность транспортных услуг проявляется в том, что покупателю необходимо иметь дело с единственным исполнителем своего заказа для доставки товара от двери продавца до двери покупателя точно в срок. Кроме того, развитие отрасли создает естественную потребность в ускорении и упрощении процесса доставки товаров конечному потребителю.

Каждый из видов транспорта — воздушный, железнодорожный, автомобильный, речной, морской — отдельно друг от друга не может обеспечить полное решение логистических проблем при осуществлении грузовых перевозок с участием более чем одного вида транспорта. Следовательно, существует потребность в учреждении, гарантирующем поиск рациональных способов своевременной доставки грузов в пункты назначения с наименьшими транспортными затратами, то есть решение задач транспортной логистики.

логистические компании

Для успешного функционирования и развития транспортно — логистического бизнеса в рыночной среде необходим обоснованный подход к формированию конкурентной стратегии , т.е. совокупности правил и методов, которыми должно руководствоваться предприятие с целью завоевания, сохранения и расширения позиций на рынке транспортных услуг. Конечная цель стратегии — получить продукт, отвечающий потребностям потребителей, и увеличить прибыль компании.

В связи с развитием конкуренции на транспорте возрастает роль стратегического подхода в управлении транспортной компанией. Стратегия компании — это комплексный план управления, который должен укрепить позиции компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечь и удовлетворить клиентов, успешно конкурировать и достичь глобальных целей. Процесс разработки стратегии основан на глубоком изучении всех возможных направлений развития и деятельности и состоит в выборе общего направления, рынков, которые будут развиваться, потребностей, которые необходимо обслуживать, методов конкуренции, привлеченные ресурсы и бизнес-модели. То есть разработка стратегии компании означает, что компания выбирает путь развития, рынки сбыта, методы конкуренции и ведения бизнеса.

23 стр., 11188 слов

Исследование зависимости конкурентоспособности автоуслуг от стратегии ...

... прибыли. Однако компании, которые редко соревнуются за контракты или выполняют только определенные виды работ, не сочтут полезным метод расчета ожидаемой прибыли. 1.2 СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ При разработке ... в том, как же узнать эту единственную цену. 1.1.3 Методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию Некоторые компании устанавливают свои цены на основе действий своих конкурентов. В этом ...

Разработка и адаптация стратегии — приоритетные задачи менеджмента. Без тщательно сформулированной стратегии деятельность компании (организации) теряет смысл, утрачивает конкурентоспособность, ведет к внутреннему застою и ухудшению результатов. Единая стратегия для всей компании — это основа для объединения действий и решений различных частей организации в единое целевое усилие. Без стратегии руководство не может сформулировать бизнес-модель, которая будет приносить прибыль.

Конкурентная позиция характеризуется такими показателями как норма прибыли, доля рынка и степень ее прироста, доход по инвестициям, доход от продаж (выручка), оценка качества продукции относительно предприятия-конкурента. Стратегический успех бизнеса зависит от наличия прочного и устойчивого конкурентного преимущества.

Конкурентные преимущества транспортных услуг — это ценность, которую они содержат для клиента, которая мотивирует его покупать этот продукт.

Цель аттестационной работы — оценить эффективность и перспективные направления стратегии конкуренции и адаптации транспортно-логистического бизнеса, на примере Дочернего Общества ОАО «РЖД» — ОАО «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер» (ОАО «ТрансКонтейнер»).

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  • составить анализ эффективности существующей стратегии ОАО «ТрансКонтейнер»;
  • провести оценку конкурентной среды и выявить долю компании ОАО «ТрансКонтейнер» на рынке Российских контейнерных перевозок;
  • на основе экспертных оценок составить прогноз выполнения стратегических целей компании по основным направлением деятельности и финансовым показателям до 2015 г.

рассмотреть альтернативы стратегического развития транспортно-логистической компании ОАО «ТрансКонтейнер» и разработать перспективные направления повышения конкурентных преимуществ компании.

Теоретической и методологической основой исследования стали разработки отечественных и зарубежных ученых в области разработки бизнес-стратегий, менеджмента, транспортной логистики, экономики, маркетинга и финансов.

В работе также использованы материалы интернет-порталов как российских, так и зарубежных инвестиционных и консалтинговых фирм.

Бизнес-направление

Основные услуги

Основные итоги года в цифрах по данному направлению

Активы на

31.12.2010

Доля в выручке****

2010/

1 П2011

Железнодорожные контейнерные перевозки

предоставление подвижного состава для перевозки клиентских грузов в собственных контейнерах Компании

предоставление подвижного состава для перевозки контейнеров клиентов

предоставление в аренду вагонов и контейнеров

оказание услуг по перевозке специализированных контейнеров

Всего перевезено контейнеров подвижным составом компании 1 202 тыс. ДФЭ*

24 255 фитинговых платформ

58 784 ISO контейнеров,

в том числе 2 008 специализированных контейнеров

55 478 средне-тоннажных контейнеров

42,3%

/

40,7%

Экспедиторские и логистические услуги

экспедирование груза, в т. ч. подготовка транспортных документов, таможенная очистка и т.д.

отслеживание контейнерных грузов, планирование и оптимизация графика поставок

организация мультимодальных контейнерных поставок «от двери до двери» по «сквозному тарифу»

Перевезено грузов по контрактам «сквозной ставки» 374 тыс. ДФЭ**

149 офисов продаж в России

присутствие за рубежом в 23 странах:

7 представительств,

3 совместных предприятия

3 дочерних Компании

29 компаний — агентов и региональных партнеров за рубежом

34,2%

/

33,4%

Терминальные и агентские услуги

погрузка, разгрузка, хранение контейнеров (в рамках агентского соглашения с ОАО «РЖД»)

дополнительные терминальные услуги (загрузка/выгрузка груза в/из контейнера, подготовка контейнера под погрузку и т.д.)

услуги складов временного хранения

Переработано на терминалах Компании 1 505 тыс. ДФЭ***

в т. ч.

1 301 тыс. ДФЭ ISO контейнеров,

298 тыс. ДФЭ среднетоннаж-ных контейнеров

Собственные контейнерные терминалы Компании на 46 ж/д станциях в России

1 контейнерный терминал в Словакии (долгосрочная аренда)

11 таможенных складов временного хранения

258 единиц погрузочной техники

13,8%

/

17,5%

Контейнерные автоперевозки

транспортировка контейнеров между железнодорожным терминалом и складом клиента

перевозка под таможенным контролем и доставка контейнеров от таможенного поста до склада клиента

перевезено 590 тыс. ДФЭ

318 тягачей

501 полуприцеп

85 бортовых машин

9,2%

/

8,4 %

* включая перевозки по контрактам «сквозной ставки»

** груженые контейнеры

*** груженые и порожние контейнеры

**** в % от выручки по отчетности МСФО, скорректированной на стоимость услуг третьих сторон по интегрированным логистическим услугам.

Железнодорожные

С 2006 г. парк контейнеров ISO увеличился на 34 % и составлял 58 784 единицы, в том числе 16 708 40-футовых контейнеров и 42 076 20-футовых контейнеров, из которых 1 926 представляют собой специализированные термос-контейнеры, 70 предназначены для перевозки сыпучих грузов и 12 контейнеры (Open-top) без жёсткой крыши. Также в собственности Компании находится 55 478 среднетоннажных контейнеров, которые сдаются в аренду ОАО «РЖД».

В 2010 г. перевезено 1 202 тыс. ДФЭ, что выше на 9,5% 2009 г. Доля выручки от услуг по предоставлению подвижного состава клиентам / аренды и оказание услуг по предоставлению контейнеров компании, в том числе и специализированных в 2010 г. составила 42,3 % от общей выручки компании.

Терминальные

Компания оказывает услуги по переработке контейнеров на собственных железнодорожных терминалах, включая погрузку, выгрузку и сортировку контейнеров, а также предоставляет широкий спектр дополнительных услуг, связанных с терминальным обслуживанием контейнеров и контейнерных грузов (в т. ч. подготовка контейнеров под погрузку, выгрузка / погрузка груза в контейнеры, хранение контейнеров, пломбирование и т.п.).

Многие терминалы компании оснащены специальными установками для поддержания температурного режима рефрижераторных контейнеров.

Объем переработки на контейнерных терминалах Компании в Российской Федерации в 2010 г. вырос на 6,8% и составил 1 505 тыс. ДФЭ по сравнению с 1 409 тыс. ДФЭ в 2009 г. Объем переработки контейнеров на терминале Добра вырос в 2010 г. до 11,4 тыс. ДФЭ по сравнению с 1,6 тыс. ДФЭ годом ранее.

Все терминалы Компании имеют статус мест общего пользования в соответствии с Законом «О железнодорожном транспорте РФ», при этом Компания оказывает ряд услуг в качестве агента ОАО «РЖД». На динамику переработки контейнеров на терминалах ОАО «ТрансКонтейнер» оказывает влияние их статус «мест общего пользования», что подразумевает переработку всех поступающих на терминал контейнеров независимо от их принадлежности, а также разнонаправленная динамика переработки средне — и крупнотоннажных контейнеров. В 2010 г. переработка КТК на терминалах Компании выросла на 11,7%, в то время как переработка СТК снизилась на 9,3%.

ТрансКонтейнер предлагает склады временного хранения на терминалах для таможенного оформления товаров: это очень выгодные услуги с высокой добавленной стоимостью. Доступность этой услуги увеличивает привлекательность комплексных услуг для импортеров. Число складов временного хранения, расположенных на терминалах Компании, выросло за 2010 г. с 10 до 11, при этом их суммарная площадь увеличилась с 20 тыс. кв. метров, на конец 2009 г. до 22,4 тыс. кв. метров на конец 2010 г.

Количество погрузочной техники на 31.12 2010 составило 258 единиц по сравнению с 273 ед. годом ранее. Основное снижение связано с выводом из эксплуатации кранов и погрузчиков для обработки контейнеров средней грузоподъемности.

Общая пропускная способность терминала ТрансКонтейнера составляет около 4 млн TEU в год, при этом крупнейший терминал компании расположен в Забайкальске.

Экспедиторские

Используя преимущества своей бизнес — модели, компания предлагает клиентам комплексные транспортно — логистические решения в т. ч. по доставке контейнеров «от двери до двери», по единой «сквозной» тарифной ставке (услуга интегрированной логистики).

Данная услуга предоставляется по принципу «все включено» с использованием собственных активов Компании (платформ, контейнеров, терминалов и автопарка), а также услуг соисполнителей (ОАО «РЖД», иностранных железнодорожных администраций, компаний-агентов, морских линий и т.д.).

Услуга интегрированной логистики пользуется высоким спросом, т.к. сочетает удобство для клиента (Компания берет обязательство обеспечить конечный результат), простоту (единая цена) и надежность (Компания располагает собственными активами на всех ключевых этапах доставки).

Объем перевозок грузов в контейнерах по контрактам «сквозной ставки» в 2010 г. составил 374 тыс. ДФЭ, что в 1,8 раза превышает показатель 2009 г. При этом комплексная логистическая услуга подразумевает как большую степень ответственности Компании перед клиентами, так и более сложный характер ее организации по сравнению с традиционными транспортными услугами.

Услугами интегрированной логистики, предоставляемыми Компаниям, пользуются такие компании, как Volkswagen, RUSAL, Samsung, а с 2010 г. — группа Peugeot Citroen. Эти услуги также востребованы на региональном уровне, даже среди средних и мелких экспедиторов. В целом за 2010 г. объем перевозок на условиях единого «сквозного» тарифа вырос на 78%.

В 2010 г. перевезено 374 тыс. ДФЭ по контрактам «сквозной ставки», что выше на 78.1 % к 2009 г. Доля выручки от данного вида услуг в 2010 г.34.2 % от общей выручки компании.

Грузовые

Услуги по автомобильной доставке контейнеров, предоставляемые Компаниям, в основном включают транспортировку контейнеров между терминалами Компании и конечным пунктом назначения груза. Для этого Компания на договорной основе использует как собственный автопарк, так и услуги сторонних автотранспортных компаний. Компания имеет статус автомобильного перевозчика под таможенным контролем.

Грузовые перевозки являются неотъемлемой частью бизнеса ОАО «ТрансКонтейнер». Этот тип интегрированных услуг цепочки поставок в основном развивается в ключевых регионах, где не хватает независимых операторов грузовых транспортных средств. Компания имеет самый большой автопарк в Западной Сибири.

В 2010 г. собственным автопарком Компании и привлеченным автопарком было перевезено 590 тыс. ДФЭ, что на 1% меньше уровня 2009 г. Снижение объемов автомобильных перевозок связано с изменением логистической схемы одного из основных клиентов Компании.

Автопарк Компании на 31.12.2010 составил 904 единицы по сравнению с 903 годом ранее. В течение года было закуплено 9 полуприцепов для перевозки 40-футовых контейнеров, а для перевозки 20-футовых контейнеров списаны 1 тягач, бортовая платформа и шесть полуприцепов. В 2010 г. автомобильным транспортом компании перевезено 590 тыс. ДФЭ, что ниже на 1% к 2009 г. Доля выручки от данных услуг в 2010 г. составляет 9.2 % от общей выручки компании.

Таблица 2.

Основные финансовые показатели Компании за 2009 и 2010 гг. по МСФО.

млн. руб.

2010

2009

Отклонение

%

Выручка

22 841

16 400

6 441

39,3%

Операционные расходы, нетто

-20 748

-14,726

-6 022

40,9%

Прибыль от операционной деятельности

2,093

1,674

419

25,0%

Процентные расходы

-848

-945

97

-10,3%

Процентные доходы

15

35

-20

-57,1%

Прочие финансовые доходы, нетто

66

66

Прибыль от курсовых разниц, нетто

16

4

12

300,0%

Прибыль до налога на прибыль

1,342

768

574

74,7%

Налог на прибыль

-414

-179

-235

131,3%

Прибыль за год

928

589

346

57,6%

Прочая совокупная прибыль:

Пересчет в валюту представления

7

7

Общая совокупная прибыль за год

935

589

339

58,7%

Таблица 3.

Выручка 2009 и 2010 гг., по направлениям деятельности.

Млн. руб.

2010

2009

Отклонение

%

Анализ

Интегрированные логистические услуги

10 794

5 347

5 447

101,9%

Рост объемов произошел как за счет привлечения новых клиентов, так и за счет перетока существующей клиентской базы в сегмент интегрированных логистических услуг.

Железнодорожные контейнерные перевозки

6 980

6 573

407

6,2%

Рост выручки в основном связан с увеличением средних цен на оказываемые услуги после пересмотра ранее введенных скидок.

Терминальное обслуживание и агентские услуги

2 008

1 678

330

19,7%

Рост выручки обусловлен увеличением объемов обработки контейнеров, а также ценовой политикой Компании и увеличением предоставления дополнительных терминальных услуг.

Автоперевозки

1 513

1 559

-46

-3,0%

Снижение выручки связано с изменением логистической схемы, используемой одним из основных клиентов Компании.

Экспедиторские и логистические услуги

1 192

880

312

35,5%

Рост выручки был обусловлен увеличением прибыльного трафика по стандартным контрактам, а также восстановлением потребительского спроса на услуги с добавленной стоимостью.

Услуги на складах временного хранения

273

265

8

3,0%

Рост доходов был обусловлен увеличением прибыльного трафика, а также восстановлением потребительского спроса на услуги с добавленной стоимостью в контексте общего восстановления экономики.

Прочее

81

98

-17

-17,3%

Итого выручка

22 841

16 400

6 441

39,3%

Рост выручки был обусловлен увеличением спроса на услуги Компании в контексте улучшения экономической ситуации и восстановления покупательской активности.

Таблица 4.

Структура операционных расходов.

Расходы

2010

2009

млн. руб.

Доля в операционных расходах, %

Доля в выручке, %

млн. руб.

Доля в операционных расходах, %

Доля в выручке, %

Услуги третьих сторон по интегрированным логистическим услугам

6 339

30,6%

27,8%

3 138

21,3%

19,1%

Услуги по перевозке и обработке грузов

4 534

21,9%

19,9%

3 832

26,0%

23,4%

Расходы на оплату труда

3 128

15,1%

13,7%

2 437

16,5%

14,9%

Амортизация

2 237

10,8%

9,8%

2 250

15,3%

13,7%

Материалы и затраты на ремонт

1 887

9,1%

8,3%

1 182

8,0%

7,2%

Прочие расходы

2 623

12,5%

11,5%

1 887

12,8%

11,5%

Всего операционные расходы, нетто

20 748

100,0%

90,8%

14 726

100,0%

89,8%

Операционные расходы Компании в 2010 г. выросли на 6 022 млн. рублей, или на 40,9%, и составили 20 748 млн. рублей по сравнению с 14 726 млн. рублей годом ранее.

В 2010 г. доля операционных расходов в выручке выросла до 90,8% по сравнению с 89,8% годом ранее, преимущественно за счет роста услуг третьих сторон по интегрированным логистическим услугам, доля которых в выручке выросла с 19,1% в 2009 г. до 27,8% в 2010, а также за счет затрат на материалы и ремонт, доля которых в выручке выросла с 7,2% в 2009 до 8,3% в 2010 г. Доля прочих статей расходов в выручке снизилась или осталась на прежнем уровне.

Прибыль за год —

22

Подводя итоги, составим таблицу с основными производственными и финансовыми результатами ОАО «ТрансКонтейнер» за период 2007 г. (первый полный год самостоятельной деятельности компании) — 1 полугодие 2011 г.

Таблица 5.

Основные производственные и финансовые результаты.

Основные производственные показатели:

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1 П 2011 г.

Динамика по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.

Объем перевозок на фитинговых платформах (тыс. ДФЭ), в том числе:

1 302,5

1 448,6

1 097,9

1 202,2

654,0

(+ 18,3 %)

— во внутригосударственном сообщении

826,7

915,7

746,0

719,3

379,0

(+13,4%)

— в международном сообщении

475,8

532,9

351,9

482,9

275,0

(+45,1%)

Переработано на терминалах Общества (тыс. ДФЭ)

1 972,3

1 858,4

1 408,7

1 504,9

784,0

(+13,7%)

Основные финансовые показатели (млн руб.)

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1 П 2011 г.

Выручка

13 375

20 494

16 400

22 841

13 804

(+38,8%)

Скорректированная выручка *

13 270

17 806

13 262

16 502

9 967

(+33,4%)

EBITDA

4 493

7 211

3 963

4 427

3 448

(+81,3)

Прибыль от продаж

2 689

4 924

1 674

2 093

2 241

(рост в 2,9 раза)

Чистая прибыль

1 934

3 570

589

928

1 417

(рост в 7 раз)

Рентабельность по EBITDA **

33,9%

40,5%

29,9%

26,8%

35%

Рентабельность продаж **

20,3%

27,7%

12,6%

12,7%

Рентабельность чистая***

14,6%

20,0%

4,4%

5,6%

Собственный капитал (конец периода)

14 671

18 122

18 443

19 376

Финансовый долг (конец периода)

388

4 277

6 581

7 026

7 219

Валюта баланса

21 080

29 049

30 741

33 631

33 450

Рейтинги

Кредитные рейтинги

Moody’s: Ba2

Fitch: BB+

Moody’s: Ba2

Fitch: BB+

Moody’s: Ba2

Fitch: BB+

Рейтинг корпоративного управления GAMMA (Standard & Poor’s)

5+

6

6

6

Национальный рейтинг корпоративного управления

6

6+

7

7

Примечания:

(*) Скорректированная выручка — выручка за вычетом стоимости услуг соисполнителей по интегрированным логистическим услугам.

(**) в % от Скорректированной выручки

(***) Чистая прибыль в % от Скорректированной выручки