Оптимизация логистического менеджмента на примере компании «Делекат КО»

Дипломная работа

В условиях современной экономики хозяйственная деятельность предприятий предусматривает резкое расширение границ самостоятельности, перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование, повышение ответственности за конечные результаты, выполнение обязательств перед заказчиком, а также установление прямой зависимости уровня доходов коллектива от эффективности его работы. В пищевой промышленности крайне важно, чтобы система поставок была способна удовлетворить все потребности и пожелания потребителя и повлиять на производство и потребление, чтобы снизить затраты и улучшить качество продукции. Интерес к логистике в компаниях возрастает с каждым днем в связи с изменениями в среде бизнеса, ростом цен на энергоносители, усилением государственного регулирования транспортной деятельности, научно-технической революцией (особенно в информатике и вычислительной технике), ростом международной конкуренции. Однако растущий интерес к логистике не означает автоматически повышения эффективности логистических операций. Традиционно действующие компании часто спорят о существовании отдельной логистической единицы на своем предприятии. Однако в современных условиях без специальной логистической единицы не обойтись. При этом нет готовых рецептов, как выстроить этот отдел и распределить функции, как выстроить подчинение и наладить отношения. В связи с этим актуальность данного тезиса не вызывает сомнений.

Объектом данной дипломной работы является логистическая деятельность в пищевой промышленности, которая является системой, состоящей из множества компонентов, один из которых – рациональное построение логистической цепи, то есть эффективное взаимодействие логистических отделов – является предметом исследования дипломной работы. Тема выбрана с учетом ее важности при расчетах и ​​планировании хозяйственной деятельности компании.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических основ управления логистической деятельностью в пищевой промышленности. Изучение темы проводится на примере компании ООО «Делекат КО», которая занимается оптовой продажей кондитерских изделий, поэтому одной из целей также является поиск путей развития компании в будущем.

В работе решены следующие задачи:

  • Изучены теоретические аспекты управления логистической деятельностью на предприятии;
  • Собрана информация о компании ООО «Делекат КО», охарактеризована и описана деятельность предприятия;
  • Выявлены области логистики, присутствующие в деятельности данной организации;
  • Детально рассмотрена одна из областей логистической цепи;
  • Проведен анализ взаимодействия звеньев логистической цепи организации;
  • Сделаны собственные выводы, даны рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия в рассматриваемой сфере.

Данная работа состоит из введения, отражающего основные положения, трех глав, заключения, отражающего достижение целей и задач.

19 стр., 9284 слов

Стратегия конкуренции и адаптации транспортно–логистической компании

... целей компании по основным направлением деятельности и финансовым показателям до 2015 г. рассмотреть альтернативы стратегического развития транспортно-логистической компании ОАО "ТрансКонтейнер" и ... транспорте возрастает роль стратегического подхода в управлении транспортной компанией. Стратегия компании - это комплексный план управления, который должен укрепить позиции компании на рынке и ...

В первой главе изложены теоретические основы логистики и подняты следующие вопросы: что такое логистика, какие этапы развития она преодолела, чтобы достичь современного определения, какие бывают функциональные логистические области и какую роль играет логистическая деятельность в продовольственном сегменте.

Во второй главе анализируется состояние продовольственного рынка в России и особенности поставок продуктов питания из-за рубежа. Также в этой главе обозначены проблемы развития продовольственного рынка и предложены возможные пути их устранения.

Третья глава носит прикладной характер, анализирует деятельность компании ООО «Делекат КО», рассматривает политику компании в отношении организации логистической цепочки. Далее в этой главе производятся расчеты для определения требуемых показателей. Проводятся сравнения с конкурентами, изучаются сильные и слабые стороны, предлагаются возможные пути выхода из сложившейся ситуации. На основании полученных данных сформирован список рекомендаций по улучшению работы логистической составляющей организации.

При написании работы использовались материалы отечественных и зарубежных авторов, научные статьи, статистические таблицы, положения и положения.

Глава 1. Основы логистического менеджмента на современном этапе

1.1. Развитие и этапы становления логистики в современном менеджменте

Термин «логистика» происходит от греческого слова, которое означает «искусство расчета и рассуждения». Во времена Римской империи были министры, которых в то время называли «логистическими» или «логистическими», и они отвечали за распределение продуктов питания. В конце 1 тысячелетия н.э. в Византии со словом «логистика» начали связывать деятельность по обеспечению военных отрядов материальными ресурсами и запасами.

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского генерала Антуана Анри Жомини (1779-1869), который определил логистику как «искусство маневра войсками». Именно этот человек первым применил эту науку на практике при проектировании снабжения армии Наполеона боеприпасами и продовольствием. В то же время в России логистика воспринималась как искусство управления перемещением воинских частей и организации их тылового обеспечения. Но к концу века этот термин перестают использовать и словарь Брокгауза и Эфрона (Санкт-Петербург, 1896г.) предлагает считать слово «логистика» вышедшим из употребления.

В ХХ веке логистика стала активно использоваться во время Второй мировой войны и, прежде всего, в тыловом обеспечении армии США на европейском театре военных действий. Со временем методы логистики начинают переходить из военной области в сферу хозяйственной практики: сначала в качестве нового вида теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и в области производства. Таким образом, зародившиеся в странах с рыночной экономикой еще во время экономического кризиса 1930г-х годов, идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем сформировали самостоятельное направление научных исследований и так называемую форму хозяйственной деятельности – логистику. Экономисты, занимающиеся разработкой теоретических аспектов управления логистикой, предложили разные подходы к периодизации развития концепции логистики. При наиболее общем подходе можно выделить три периода в развитии систем управления товародвижением, а именно:

30 стр., 14854 слов

Управление человеческими ресурсами в логистических системах транснациональных ...

... управления человеческими ресурсами в сфере логистических систем ТНК. Объектом работы являются современные проблемы управления человеческими ресурсами в логистических системах транснациональных корпораций на примере российских и международных организаций. Объектом исследования являются организационно-экономические отношения, касающиеся управления человеческими ресурсами ...

  • дологистический (до 1950-х годов включительно);
  • классической логистики (60-70-е годы 20 века);
  • неологистики (с 1980-х годов до настоящего времени).

При современном подходе в эволюции логистики выделяются три концепции:

  • функциональная;
  • ресурсная;
  • инновационная.

Для дальнейшей структуризации разберем каждую из концепций. Функциональная концепция логистики была связана с тем, что в течение определенного времени (с 1960 по 1985 г.) за логистикой постепенно закреплялись операционные виды деятельности, в частности транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов и т.п.

Ресурсная концепция логистики охватывает 1980-2000 гг., продолжаясь во многих странах и организациях бизнеса и по настоящее время. Ее основой стала концепция «общих затрат». Согласно этой концепции, затраты на логистику и связанные с ней виды деятельности должны суммироваться в логистической системе, и именно эта сумма будет выступать в качестве меры эффективности использования ресурсов.

Инновационная концепция логистики стала дальнейшим логистическим продолжением ее эволюции в контексте передовой идеологии управления цепочками поставок. Суть инновационной концепции логистики заключается в рассмотрении логистического процесса в целом в логистической системе с целью более эффективного достижения бизнес-целей. Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные организации рассматриваются как звенья общей цепи поставок, прямо или косвенно связанные в едином интегральном процессе управления всеми потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения конечных потребителей.

Логистика как наука разрабатывает научные принципы, методы, математические модели, которые позволяют планировать, контролировать и управлять транспортировкой, хранением и другими материальными и нематериальными операциями.

Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальным потокам от традиционного заключается:

1) в объединении разрозненных потоков в единый сквозной поток;

2) выделении единой функции управления сквозным потоком;

3) технической, экономической, информационной интеграции отдельных звеньев логистической цепи в единую систему (на макроуровне– различных предприятий, на микроуровне – различных служб предприятия).

Логистика сегодня проявляется как:

6 стр., 2545 слов

Курсовая управление качеством в логистике – Управление качеством в логистике

... логистики качества как функциональной логистики, поскольку предметом такой логистики является общеотраслевая (народнохозяйственная) функция – управление качеством. В основе этой логистики лежит логистическая концепция качества или, что то же самое, система менеджмента качества концептуальной логистики как синтез логистики и качества. ...

  • современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательства;
  • системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых, кадровых, сервисных потоков;
  • алгоритм организации рационального движения потоков на всех стадиях воспроизводственного процесса;
  • вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю и т.д.

Объектом исследования логистики являются потоки материалов, потоки услуг и связанный с ними кадровый, финансовый и информационный потоки. Объектом изучения логистики является управление или оптимизация всех типов потоков в процессе движения товаров. Существуют так называемые «Семь правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления:

  1. Товар – нужный товар;
  2. Качество – необходимого качества;
  3. Количество – в необходимом количестве;
  4. Время – должен быть доставлен в нужное время;
  5. Место – в нужное место;
  6. Затраты – с минимальными затратами;
  7. Потребитель – должен быть доставлен конкретному потребителю.

Следуя семи основным правилам логистики, ее роль в современный период развития национальной экономики возрастает. Это обусловлено прежде всего экономическими причинами. Рост промышленного производства и расширение внутринациональных и глобальных экономических связей требуют большего внимания к снижению затрат в сфере рыночной деятельности.

В западных странах 93% времени движения товаров от первичного источника сырья до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным логистическим каналам. Собственно производство товара занимает лишь 2 % суммарного времени, а транспортировка 5 %. В этих странах доля товарооборота составляет более 20% национального дохода. При этом в структуре таких расходов на издержки по содержанию сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции приходится 44 %, на складирование и диспетчирование – 16 %, магистральные и технологические перевозки — соответственно 23 % и 9 %. Оставшиеся 8 % падают на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции. Развитие логистики, в первую очередь, связано с желанием сократить временные и денежные затраты, связанные с обработкой грузов. Вместе с тем, резкое возрастание интереса к логистике определяется следующими факторами:

  • переход от рынка продавца к рынку покупателей, когда потребности потребителей стали служить основой для разработки производственных программ и обусловили необходимость в организации всей системы товародвижения;
  • обеспечение конкурентных преимуществ предприятий, применяющих логистические принципы к организации производственной и сбытовой деятельности;
  • создание объективных возможностей для использования в системе логистики достижений технического прогресса в средствах связи и информатики;
  • разработка новых теорий и методов исследования операций, в частности, теории систем и теории компромиссов, послуживших основой для оптимизации процессов логистики.

Говоря о совершенствовании логистической деятельности . Выделяют три этапа совершенствования логистики.

10 стр., 4846 слов

Управление отношениями в трудовом коллективе

... В работе различают коллективные, формальные и неформальные организации. Целью формальной организации является эффективное управление людьми и их контролируемое и предсказуемое поведение. В отличие от формальных, неформальные отношения строятся на принципах ...

Первый этап — 1960-е годы — характеризуется объединением складских помещений с транспортом, а также координацией их использования. На этом этапе транспорт и склад, ранее связанные только операциями погрузки и разгрузки, приобретают тесную взаимную связь. Они начинают работать на экономический результат, в единые сроки и по согласованной технологии.

Второй этап – середина 80-х годов. Планирование производства начинает интегрироваться во взаимодействие между складом и транспортировкой. Производственный цех, транспорт и склад начинают функционировать как единый слаженный механизм. Это позволило улучшить качество обслуживания клиентов благодаря своевременному выполнению заказов, улучшить использование оборудования.

Третья фаза относится к настоящему времени и характеризуется интеграцией всех звеньев материальной проводящей сети. Концепция логистики, ключом к которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения. Появляются современные коммуникационные технологии, которые позволяют обеспечить быстрое прохождение потоков материалов и информации и контролировать все фазы движения продукта от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Важно отметить актуальность логистики в современных условиях. В условиях перехода экономики России к рыночным отношениям важность логистики постоянно возрастает. Можно выделить следующие 5 факторов, определяющих актуальность логистики при переходе к рынку.

  • Экономический фактор. В современных условиях на первый план выходит поиск возможностей снижения издержек производства и издержек обращения с целью получения прибыли. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукта и его потребителя.
  • Организационно-экономический фактор. В условиях рынка, по мере возникновения и развития новых организационных форм, реализующих процессы товародвижения все большее значение приобретают интеграционные формы управления и координации, обеспечение логистических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складов и транспорта.
  • Информационный фактор. Рыночная экономика способствует развитию информационных связей, которые являются причиной и следствием рыночных отношений, обуславливают друг друга. Информационные технологии более тесно связывают рынок и логистику, поскольку их объектом, средствами и компонентом логистических процессов являются информационные потоки.
  • Технический фактор.Этот фактор проявляется в том, что логистика как система, ее субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений транспортной и складской экономики, а также в области управления при ее автоматизации и компьютеризации.
  • Государственная поддержка процессов товародвижения. В современных условиях возникает проблема регулирования процессов товарооборота не только на уровне компаний, но и в региональном, и в национальном масштабе.

Высокая актуальность внедрения логистики связана с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений в нашей стране, с усилением экономических связей между компаниями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением экономической самостоятельности предприятий и организаций. Развитие логистики оказывает существенное влияние на совершенствование системы рыночных отношений. В последующем изложении даются основные направления этого влияния.

35 стр., 17343 слов

Логистическое управление цепями поставок на предприятии ( по предмету логистика)

... ЗАО «НеваЛаб» 2. исследовать теоретические основы логистического управления цепями поставок. 3. определить повышение эффективности управления цепями поставок предприятия. 4. разработать мероприятия по повышению эффективности управления цепями поставок на ЗАО «НеваЛаб» 5. Обосновать экономическую ...

Логистические потребности в организации и управлении материальными потоками с момента производства продукта до его производственного потребления способствуют развитию отношений между поставщиками и потребителями продуктов. В интересах улучшения своих экономических показателей поставщик стремится как гарантировать интересы партнера-потребителя, так и улучшить условия для развития договорных отношений на поставку продукции.

Следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные экономические связи, компании конкурируют друг с другом в процессе обслуживания клиентов, в улучшении качества доставки и доставки продуктов с наименьшими затратами. Логистические методы — надежный инструмент повышения конкурентоспособности на товарных рынках.

Важнейшим условием выполнения логистических требований является поиск резервов для снижения затрат на закупку, хранение, разгрузку, погрузку и отгрузку продукции. Снижение затрат на транспортно-складские операции во многом определяет выигрыш в конкуренции и лидерство в системе рыночных отношений.

Разработка и внедрение механизма управления логистикой постоянно связано с привлечением резервов финансовых ресурсов и всех других видов. Общий успех экономической реформы и развитие рыночных отношений зависят от эффективности работы всех звеньев логистической системы и от одновременной экономии ресурсов.

Разнообразие логистических операций и услуг позволяет значительно расширить возможности коммерческих и посреднических организаций по оказанию услуг поставщикам и потребителям продукции. Бывшие склады и оптовые организации трансформируются в комплексных сервисных посредников, предоставляющих компаниям широкий спектр логистических услуг.

1.2. Функциональные области и виды логистики, их взаимодействие с бизнес-процессами компании

Прежде чем определять ряд функциональных областей логистики, необходимо определить такие понятия, как: функция логистики и система логистики.

Функция логистики — это большая группа логистических операций, направленных на достижение целей логистической системы.

Логистическая система — это адаптивная система обратной связи, которая выполняет определенные логистические операции или функции. Как правило, состоит из нескольких подсистем.

В связи с этим выделяют ряд функциональных областей логистики:

  1. Информационная логистика– это управление потоками информации, связанными со снабжением, производством, запасами, распределением и т.п.
  2. Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе предоставления материальных ресурсов бизнесу. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.
  3. Логистика запасов– оптимизация запасов логистической системы.
  4. Финансовая логистика– оптимизация финансовых потоков.
  5. Кадровая логистика- оптимизация потоков трудовых ресурсов.
  6. Транспортная логистика– оптимизация, как транспортных процессов, так и процессов спряженных с транспортными.
  7. Производственная логистика– управление всеми потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции.
  8. Складская логистика– разработка методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. Также комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процесс преобразования материального потока в складском хозяйстве.
  9. Распределительная логистика- комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками в непроизводственный период.
  10. Глобальная (международная) логистика– управление логистическими процессами при заключении внешнеторговых сделок.
  11. Сервисная логистика– процесс предоставления логистических услуг внутренним и внешним потребителям. Отражает эффективность в отношении полезности времени нахождения каждого продукта.

Логистика занимается управлением материальными, информационными и иными потоками, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.

17 стр., 8394 слов

Активизация познавательной деятельности обучающихся колледжа ...

... пассажирские перевозки». База экспериментальных исследований: КГБПОУ «Бийский государственный колледж». Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиография, приложение. 1 Теоретические основы активизации познавательной деятельности 1.1 Сущность понятия «познавательная деятельность» ...

Особое внимание со стороны промышленного и торгового менеджмента к концепции логистики обусловлено тем, что больше уделяется внимание к балансу и эффективности комплекса функций: снабжения, производства, распределения и реализации. Нарушение в одном из вышеперечисленных комплексных функций может расстроить работу всей производственно-хозяйственной системы.

Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение производственного предприятия занимается закупками материалов, другое — содержанием запасов, третье — сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие.

Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, которая должна управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками и кончая доставкой покупателю готовой продукции.

Рассмотрим, как взаимодействует служба логистики с другими службами предприятия.

Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит именно с маркетингом.

По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой части единого процесса — удовлетворения потребностей потребителей.

Маркетинг и логистика представляют собой самостоятельные направления производственно- хозяйственной деятельности, тесно интегрированные между собой. Предприниматели могут использовать для управления предприятием независимо друг от друга концепции маркетинга и логистики. В то же время наилучший результат можно получить при умелом использовании обеих концепций одновременно.

Сущность маркетинга заключается в управлении производством, продвижением на рынок и выгодной реализации продукции, ориентированном на существующий спрос.

15 стр., 7268 слов

Образец (по профилю специальности) для специальности 38.02.03 ...

... производственных и складских помещений, управление перевозками и транспортировкой грузов, складирование и хранение, оказание помощи потребителям при обслуживании. При этом Д.Ламберт определяет прямую интегрирующую функцию в логистической деятельности: ... высокую прибыль даже в условиях финансового кризиса и нестабильности. Целью данного Отчета производственной практики является определение уровня ...

Одной из важнейших функций логистики является организация материально-технического обеспечения потребителей. Требования потребителей заключаются не только в удовлетворении потребности производства в сырье, материалах и изделиях высокого качества, но и в обеспечении точно в срок, по выгодным ценам на услуги логистического характера при минимальном уровне совокупных затрат. Чтобы в полной мере выполнить эти требования и удовлетворить мотивации потребителей, необходима активная маркетинговая деятельность.

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.

Современная концепция маркетинга выделяет четыре основные комплексные функции:

  1. Разработка и планирование ассортимента продукции;
  2. Управление информационными потоками;
  3. Организация товародвижения и продаж;
  4. Реклама и стимулирование сбыта.

Если проанализировать выполнение данных функций, то станет ясно, что они не могут быть в полной мере и эффективно реализованы без участия службы логистики.

В рамках первой комплексной функции маркетинг предопределяет предметную специализацию и ассортиментную структуру производства, что влияет на формирование и дальнейшее развитие логистической системы«. В свою очередь логистика может оказывать обратное влияние на маркетинг, корректируя управления потоковыми процессами номенклатуры выпускаемой продукции, внося корректировки в ассортиментную структуру, производственную программу, бюджет предприятия, а также в маркетинговую стратегию и тактику продуцента. Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.

Кроме того, возникают потребности в совершенно новых ресурсах. Недостаточно обоснованное решение или изменение ассортимента при узкоцелевом маркетинговом подходе усложняет задачи, стоящие не только перед производством, но и перед логистикой, особенно в области управления запасами, заказами, транспортировкой и управлением информационными потоками в рамках системы информационного обеспечения. Все это негативно отражается на снижении совокупных издержек.

Например, принятие решения об изменении упаковочного материала, принятое под воздействием маркетинговых предпосылок, но не учитывающее логистических требований, может значительно усложнить продвижение товара на рынок из-за отсутствия необходимого оборудования позволяющего делать это качественно.

Вторая функция задает параметры логистической системе и маркетинговой стратегии. Организация эффективного управления информационными потоками, создание современной системы информационного обеспечения является важнейшим проявлением логистики. Кроме того, в результате исследований комплекса мотиваций потребителей значительную часть занимают условия доставки и связанные с этим вопросы.

15 стр., 7369 слов

Совершенствование транспортной логистики

... варианты «Совершенствования транспортной логистики» на основе доставки груза из Китая в Россию; 3. Выявить тенденции развития и совершенствования транспортной логистики на примере ... продукции и с процессом складирования; - возможность в случае смешанных перевозок взаимной увязки и совместного планирования процессов транспортировки для различных видов транспорта Повышение качества транспортных ...

Третья функция связанна с логистикой наиболее тесно. Если не налажено приемлемое транспортно — экспедиционное обслуживание потребителей и торговых посредников, то все маркетинговые исследования и дальнейшая работа маркетологов по продвижению на рынок товарной продукции, а также производственников по ее изготовлению может быть напрасной. Из-за некачественного выполнения договорных обязательств по поставкам, что может повлечь за собой разнообразные штрафные санкции.

Маркетинг помогает определить логистике рамки и параметры сервисного обслуживания, проследить структуру и динамику мотиваций и потребностей потребителей, спрогнозировать развитие конъюнктуры и спроса и т.д.

Соблюдение логистических принципов на этапе реализации готовой продукции повышает затраты на логистику и на выполнение третей маркетинговой функции. Однако они быстро окупаются, приносят хорошую прибыль, позволяют в целом значительно укрепить маркетинговые позиции предприятия на рынке и получить преимущества в конкурентной борьбе.

Четвертая функция также предполагает взаимодействие с логистикой. Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, как имидж ответственного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением — также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

1.3. Особенности логистического менеджмента на рынке продовольственных товаров

Логистика и транспортировка пищевых продуктов – одна из самых ответственных сфер в деятельности транспортных компаний. Одной из основных ее особенностей является необходимость обеспечения требуемых условий хранения, особенно для скоропортящихся пищевых продуктов. Требуются рефрижераторы как в складских помещениях (стационарные), так и в транспорте (мобильные).

Если на каком-либо из этапов происходит сбой условий хранения и их несоблюдение, это приводит к критическому сокращению сроков доставки и возможному срыву поставок и выполнения обязательств компании.

В данной статье мы рассмотрим некоторые особенности перевозки различных продуктов питания. Начнем с мяса и мясопродуктов, которые в общем объеме перевозок составляют до 10%. Чаще всего мясо и мясопродукты перевозят автомобильным или железнодорожным транспортом. Обязательное требование – перевозка в рефрижераторных вагонах или ледниках. Перевозки мяса и мясопродуктов – это сезонная загрузка, потому что скот забивается в основном осенью или зимой. Перевозки идут обычно в направлении из Центра России на Дальний Восток. Большая часть перевозок мяса и мясопродуктов осуществляется для замороженной продукции.

Для железнодорожных перевозок чаще всего используют пятивагонные рефрижераторные секции, которые оборудованы подвесками для туш. Использование отдельных вагонов не так выгодно, потому что в этом случае площадь хранения меньше при примерно одинаковых затратах на обеспечении работы холодильника. Если объемы перевозки не очень большие, то возможна перевозка в ящиках – для этого уже разделанные туши складывают в тару, предварительно упаковав в целлофан. Этот способ перевозки очень компактный, по сравнению с вагонами с подвесками.

Охлажденное мясо перевозят в холодильных камерах, в ящиках и целлофановых упаковках, что предохраняет от высушивания. Сроки перевозки охлажденного мяса – не более 3-4 дней, замороженного – до 20 дней. Составлять смешанный груз из охлажденного и замороженного мяса не разрешается, это приведет к порче груза обеих категорий.

Рыбу и рыбопродукты перевозят также в большей части в замороженном состоянии. По железнодорожным путям перевозится почти три четверти груза из регионов Дальнего востока, Черного и Каспийского морей. Учитывая то, что до погрузки в вагоны рыба уже какое-то время находилась в пути (морским транспортом), то перевозка по суше требует большего внимания и обеспечения более жесткого соблюдения условий заморозки. Рыбу перевозят в рефрижераторах и холодильниках, если она подвергнута процедуре сухой заморозки, при температуре не менее минус 18-20 градусов. Если рыба заморожена «мокрым» способом или естественным путем – температура в течение всего срока доставки не должна превышать минус 10 градусов. Рыбу в рассоле перевозят в таре, в бочках или уже расфасованную, при температуре от нуля до пяти градусов. Наибольшее количество внимания требует перевозка живой рыбы в специальных вагонах, которые обеспечивают непрерывную аэрацию воды при температуре около пяти градусов тепла.

Овощи и фрукты перевозят и автомобилями, и железнодорожным транспортом. Очень важным моментом для сохранения такого груза является способ упаковки – такой, чтобы при этом овощи и фрукты не соприкасались друг с другом. Это могут быть картонные коробки, целлюлозные и другие наполнители. Каждый отдельный ящик должен быть размещен в вагоне или кузове так, чтобы к нему был доступ воздуха, иначе может начаться гниение.

Молочные продукты требуют очень быстрой перевозки, для их транспортировки используются специальные цистерны.

Перевозка скоропортящихся продуктов в прямых смешанных сообщениях является наиболее экономичной и прогрессивной. На сегодняшний день существуют преимущественно железнодорожно-водные, автомобильно-водные и железнодорожно-автомобильные перевозки скоропортящихся грузов. При перевозках скоропортящихся грузов в прямом смешанном сообщении к документам обязательно прилагаются сертификаты или удостоверения качества. В этих документах кроме информации, описывающей состояние перевозимых грузов, указывают сроки возможной транспортировки с учетом условий перевозки на конкретных видах транспорта. При отсутствии таких документов или в случае невозможности доставить груз в срок, указанный в сертификатах, сторона, передающая груз к перевалке на другой вид транспорта, обязана вызвать представителя инспекции по качеству или эксперта и оформить передачу по вновь выданному сертификату или составленному акту экспертизы.

Для обеспечения наиболее эффективного использования данной схемы транспортировки существует ряд правил работы транспортных средств и пунктов перевалки. Система таких стандартов называется едиными технологическими процессами работы различных видов транспорта при перевозке скоропортящихся грузов. В том случае, если через пункт перегрузки скоропортящиеся грузы проходят в большом количестве, такие правила разрабатываются индивидуально для каждого пункта перевалки грузов с одного вида транспорта на другой. Если же на пунктах перевалки скоропортящиеся грузы перерабатывают в небольшом количестве или только во время массовых сезонных перевозок, транспортировка скоропортящихся грузов в смешанном сообщении может осуществляться также посредством изотермических контейнеров. Некоторые виды изотермических вагонов могут быть оснащены специальными холодильно-отопительными устройствами, приводимыми в действие в зависимости от вида перевозимого груза. Так, отопительные установки применяются при транспортировке в зимний период яиц, бананов, ананасов и прочих грузов.

В контейнерах без холодильно-отопительных устройств воздействию внешних факторов на скоропортящийся груз препятствует тепловая изоляция. Такой контейнер используется в качестве термоса.

В Западной Европе и Японии широко используются изотермические контейнеры охлаждаемые навесными или встроенными; холодильно-отопительными агрегатами. Масса брутто таких контейнеров составляет от 5 до 30 т. Характерно, что высота и ширина всех контейнеров независимо от объема стандартизирована ISO и равны 2438 мм (8 футов).

Крупнотоннажные контейнеры, предназначенные для перевозки пищевых продуктов, классифицируют по наличию источников холода, по типу применяемой системы охлаждения или отопления. В соответствии со стандартами ISO контейнеры проектируют для использования при наружных температурах от +45 до — 45°С. Система охлаждения (отопления) должна качественно функционировать при наружных температурах от +55 до -55°С.

Все изотермические контейнеры унифицированы согласно стандартам; их параметры соответствуют характеристикам крупнотоннажных контейнеров общего назначения.

Охлаждение крупнотоннажных контейнеров осуществляется посредством машинной холодильной установки (чаще фреоновой), установки с жидким азотом или сухим льдом.

Около 90% парка изотермических контейнеров имеет машинную систему охлаждения. Наличие столь большой доли контейнеров с данным видом охлаждения объясняется следующими преимуществами: универсальностью, автономностью и экономичностью. К недостаткам относятся сложность и низкая надежность холодильной установки. Самым ненадежным элементом системы является дизель-генератор, поэтому в некоторых контейнерах его не применяют, и в данном случае используется источник питания, установленный на транспортном средстве (судах, железнодорожных платформах, автотягачах), контейнерных пунктах и грузовых фронтах.

Преимущества холодильных установок с жидким азотом и сухим льдом заключаются в относительной простоте, возможности быстрого понижения температуры груза и воздуха, высокой надежности и обеспечении низкой естественной убыли груза.

Изотермические контейнеры перевозят на специализированном подвижном составе: железнодорожных платформах, автомобилях, судах-контейнеровозах. Погрузка-выгрузка контейнеров с транспортных средств также производится специализированными механизмами.

Для обеспечения документального оформления перевозок в рефрижераторных контейнерах разных типов разработана специальная техническая документация, учитывающая особенности транспортировки скоропортящихся грузов и организации контейнерных перевозок.

Анализируя причины не сохранности перевозок скоропортящихся грузов и порядок их оформления, то важно отметить, что факты хищения, утраты, порчи, повреждения, недостачи массы или числа мест – это случаи не сохранности грузов.

К хищениям относят случаи недостачи грузов, установленные по документам и выявленные при: проломах стен, пола, крыши вагона или контейнера, решеток карманов для льда у вагонов-ледников, решеток вентиляционных люков, люковых решеток крытых вагонов, повреждении и вскрытии тары грузовых мест, проломе ограждающих частей вагона, вскрытии замков или срыве пломб складских помещений, срыве пломб и закруток, следах повреждения и подделке пломб, наличие других обстоятельств, при которых установлен факт хищения.

К фактам недостачи мест относят случаи, при которых зафиксированы отклонения числа мест по сравнению с указанными в документах. К таким фактам относятся также случаи недостачи мест груза, погруженного средствами отправителя и прибывшего в неисправном вагоне, или за поврежденными пломбами, или за пломбами попутных станций, если расследованием установлено, что недостача не явилась результатом хищения груза.

Недостачи массы груза учитываются при установлении факта недостачи суммы грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом. К таким фактам относятся так же случаи возникновения недостачи массы при приеме к перевозке грузов счетом мест и тождественном числе мест, зафиксированном при выгрузке или выдаче груза.

К фактом утраты, порчи и повреждения груза относят случаи полного или частичного уничтожения, а так же полной или частичной порчи и повреждения груза, допущенные при неправильной или небрежной погрузке, выгрузке и сортировке средствами железной дороги; авариях, крушениях, пожарах, роспуске вагонов с горок и производстве маневров. Все случаи перечисленных не сохранностей оформляются коммерческими актами.

Убытки по несохранным перевозкам дифференцируют по причинам возникновения, анализируют на всех уровнях управления от станции до МПС. Результаты анализа позволяют разработать мероприятия по сокращению их величин.

Несохранные перевозки по видам несохранности с указанием родов грузов учитывают в службах контейнерных перевозок и коммерческой работы дорог по установленной форму КНО-1.

На сети дорог нашей страны порядок учета несохранности регламентирован. Так, утраты, недостача массы или мест и порча груза по актам, составленным в пути следования, учитываются ответственными дорогами по результатам выдачи.

Несохранность по причине утраты, порчи или повреждения грузов при пожарах, крушениях и авариях, возникших по вине железных дорог, учитываются дорогой, в пределах которой возник пожар, произошло крушение или авария.

Наиболее эффективны следующие мероприятия по сокращению убытков железных дорог по несохранным перевозкам скоропортящихся грузов:

  • повышение качества технологической подготовки грузов и вагонов для перевозки и технологического контроля на станции погрузки;
  • строгое соблюдение плана формирования поездов по скоропортящимся грузами и ответственного срока доставки;
  • качественное обслуживание перевозок в пути следования: соблюдение температурно-вентиляционного режима, своевременная экипировка изотермических вагонов эксплуатационными материалами;
  • совершенствование технологических операций по выгрузке и выдаче грузов грузополучателями;
  • исключение случаев некачественного оформления документов на перевозку грузов.

Несохранные перевозки в зависимости от условий их возникновения могут оформляться коммерческим актом, актом общей формы, актом технического состояния вагона и другими, предусмотренными Правилами.

Коммерческий акт — важный юридический документ большой доказательной силы для определения ответственности за утраты, порчу и повреждении груза. К акту прилагают: вагонный лист, технический акт о неисправности вагона, сертификаты и качественные удостоверения, акт экспертизы и др. В акте экспертизы указывают причины несоответствия груза требованиям стандарта, что бы можно было решить, по чьей вине произошло ухудшение качества.

Случаи несохранности в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного подразделяют на три группы, каждой из которых соответствует размер убытка в рублях.

В случае отсутствия точных данных о сумме убытка какой-либо не сохранности её определяют ориентировочно по государственным ценам.


1