Социальная работа с семьями «группы риска» (на примере Центра социальной помощи семье и детям Невского района)

Дипломная работа

В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье и с первых лет жизни познает нормы общества, нормы человеческих отношений, вбирая в себя хорошее и плохое из семьи, все, что характеризует его семью. Семья является источником и посредником в передаче ребенку социального и исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и рабочих отношений между людьми. Принимая это во внимание, мы можем справедливо предположить, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания и социализации ребенка.

Существенные изменения социально-политических, экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразование современной семьи[3].

В настоящее время семья как социальный институт переживает серьезный кризис. Утеряно значительное количество семейных и нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушено психологическое микросообщество семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть своего времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей. Растет число семей «группы риска»[12,с.68].

Таким образом, актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена следующими обстоятельствами:

1. Социальная уязвимость большинства семей обуславливается ухудшение демографической ситуации в стране, усложнение воспитательных задач и рост числа детей с девиантным поведением, усложнение психологического, эмоционального духовного мира современного человека, рост его потребностей, которые также, во многом, формируются в семье;

2.Необходимостью выявления семей «группы риска», определение их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению;

3. Возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки семей «группы риска»;

  • Цель исследования: разработать программу решения социальных проблем семей «группы риска» на базе Центра помощи семье и детям Невского района.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по теме: «Социальная работа с семьями риска».

2. Рассмотрим особенности деятельности Центра помощи семье и детям Невского района, направленной на работу с семьями «группы риска».

3. Разработать программу по оптимизации социальной работы Невского районного центра поддержки семьи и детей с семьями из группы риска».

28 стр., 13856 слов

Условия социально-педагогической работы с детьми-сиротами

... влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Растет количество детей, рожденных вне брака, в группе риска находятся сироты, социальные ... теме. Объект исследования: дети-сироты. Объект исследования: условия социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Цель работы: выявить условия социально-педагогической работы с детьми-сиротами. Для достижения ...

Объект исследования: семьи «группы риска».

Предмет исследования: социальная работа с семьями «группы риска».

Гипотеза исследования:социальная работа с семьями «группы риска» будет эффективна, если:

1. Будут выявлены потребности семей «группы риска».

2. Будет разработана программа социальной помощи для удовлетворения потребностей семей риска».

3. Будет завершена социальная работа с семьями «группы риска.

Методы исследования:

  • а) анализ научной литературы по теме исследования;
  • б) анализ документов;
  • в) анкетирование;
  • г) интервью;
  • База исследования: Центр социальной помощи семье и детям Невского района.

Поставленные цели и задачи определили структуру представленной работы.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, приложений. Работа изложена на 76 страницах.

Глава 1. Семьи «группы риска» — как социальная проблема

1.1 Анализ научной литературы по вопросам социальной работы с семьями «группы риска»

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для ее успешного решения требуются совместные усилия специалистов различных сфер деятельности, в том числе профессиональных социальных работников, имеющих опыт в различных технологиях решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта[34,c.108].

Под социальной работой с семьями «группы риска» в настоящей работе понимается деятельность по оказанию помощи семьям «группы риска» в реализации социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию в обществе[15].

Согласно исследованиям российских социологов, для начала XXI века одной изхарактерных тенденций социального развития является рост семейного неблагополучия[7].

Экономический кризис в последние годы только усугубляет и так достаточно сложноематериальное состояние большого количества семей, нравственные проблемы обществаусложняют систему ценностных отношений в семье, достаточно низкий уровень педагогической культуры снижает воспитательный потенциал семьи.

Современная социальная ситуация ставит задачу изучения современных проявлений семейного неблагополучия, характеристик семей риска и оказания им социально-педагогической помощи. Специалист должен уметь выделять семьи данной категории из общества, четко определять характер семейных проблем, степень их проявления и предвидеть возможные «социальные риски». В связи с вышеизложенным необходимо четкое определение сущности и специфики семей, находящихся в группе риска.

Анализ отечественной и зарубежной литературы и практики исследований показывает, что не существует единой и четкой классификации семей, различающихся по той или иной форме, степени сложности. В науке однозначно не выделены необходимые и достаточные признаки, на основании которых специалист может диагностировать семью как семью группы риска, а также характер возможных неблагоприятных последствий функционирования семьи и планировать соответствующую «помогающую» деятельность[28,c.44].

7 стр., 3334 слов

«Организация профилактической работы с учащимися группы риска»

... школьника и т.д. Именно под воздействием этих факторов дети оказываются в группе риска. ... работы - рассмотрение понятия подростки «группы риска» и организация профилактической работы с данным контингентом Задачи: раскрыть сущность понятия подростков «группы риска», ... ТРУДНОГО» ПОДРОСТКА: 1. "Трудный": младший школьный возраст. В раннем ... из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в ...

Возникает закономерный вопрос: «Какую семью можно отнести к семье« группы риска?». В последнее время на практике возникла проблема не совсем правильного, на наш взгляд, представления о семьях «группы социального риска». В эту категорию часто входят неблагополучные семьи с аморальной и асоциальной ориентацией, но проблема семейного риска, на наш взгляд, рассматривается гораздо шире. Далее мы попытаемся определить научные подходы к определению специфики понятия «семья группы риска».

Несмотря на широкое использование понятия «группа риска» в научной и специальной литературе, во всем разнообразии работ, посвященных этой проблеме, трудно найти четкую формулировку. Наряду с понятием «семья группы риска» используются такие, как «неблагополучная семья», «проблемная семья», «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой,материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни[47,c.88].

Как свидетельствуют научные исследования, семьи «группы риска» неоднородны как по характеру проявления расстройства, так и по структуре, общей культуре родителей. Анализ литературы подтверждает отсутствие единой общепринятой типологии семей риска. Выделение типов и видов неблагополучия производится авторами на основе изучения отдельных характеристик семьи:нарушения одной или нескольких функций семьи; структуры семьи и т.п., что не обеспечивает интегрированное знание об изучаемом феномене в рамках единой теории[14,c.82].

Существующие классификации семей группы риска дополняют, а иногда и повторяют друг друга, при этом охватывая широкий спектр критериев, порой выходящих за рамки направленного воспитательного воздействия[6].

Анализ классификаций неблагополучных семей позволил разработать следующую комплексную типологию семей риска, основанную на выявлении основных факторов риска, создающих вероятную опасность для социализации ребенка. Семья группы риска, согласно данной классификации, может быть квалифицирована как таковая по проявлению одного или нескольких факторов риска:

1)медико-биологические факторы (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в физическом и психическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери, ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и пр.);

2)социально-экономические факторы (малообеспеченные, многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни, неприспособленные к жизни в обществе);

3)социально-культурные факторы (семьи, родители которых характеризуются различным уровнем общей культуры, имеют различный уровень образования: среднее, высшее);

4)демографические факторы как показатели структуры и состава семьи (полная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная), а также места и условий проживания(сельская местность, город, мегаполис);

5)психологические факторы (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности в общении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми);

14 стр., 6539 слов

Анализ финансовых рисков диплом

... теоретические основы финансовых рисков; выявить факторы, которые влияют на финансовые риски; дать определение финансовому риску как экономической категории; произвести организационно-экономический анализ предприятия; дать оценку эффективности деятельности производства; проанализировать финансовые риски и выявить ...

6)педагогические факторы (низкий уровень педагогической и духовной культуры родителей, низкий уровень общения, отсутствие примеров положительного поведения родителей, отсутствие единой тактики воспитания детей).

1.2 Социально — психологические особенности семей «группы риска»

Мы определяем семью как небольшую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общей жизнью, взаимной ответственностью и эмоциональной близостью. Здесь брак понимается как форма исторически обусловленных отношений между мужчиной и женщиной, санкционируемых и регулируемых обществом, которые порождают взаимные обязательства и ответственность перед детьми.

В данной работе под семьей «группы риска» будем понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней и появляются «трудные дети»[9,c.14].

С учетом доминирующих факторов, негативно влияющих на развитие личности ребенка, семьи риска условно можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия — так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности — неполные).

Вторая группа представлена ​​внешне респектабельными семьями, образ жизни которых не вызывает беспокойства и критики со стороны общественности. Однако ценностное отношение и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, которые могут лишь повлиять на моральный облик детей, воспитываемых в таких семьях. Отличительной особенностью этих семей является то, что отношения их членов на внешнем социальном уровне производят благоприятное впечатление. А последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит в заблуждение окружающих, однако они губительно сказываются на личном воспитании детей. Эти семьи можно отнести к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны[18,c.36].

Исследователи, изучающие феномен семейной дисфункции, выделяют три специфические формы благополучия, наблюдаемые в них как общие: соперничество, воображаемое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется в желании двух или более членов семьи обеспечить себе доминирующее положение в доме. Первый взгляд, это — главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.д. известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена часто ссорятся из-за того, кто из них должен быть главой семьи. Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет. Ребенок в такой семье растет без традиционного разделения ролей в семье, где нормой является при каждой возможности выяснять, кто отвечает за семью. У ребенка формируется мнение, что конфликты в семье — это норма[17,c.203].

6 стр., 2585 слов

Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке

... риску подвержены дети из неблагополучных семей. Но чтобы понять, относится ли ребенок к категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие. Анализ условий жизни таких детей и подростков ... противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети группы риска» [2]. Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся ...

Фиктивное сотрудничество: эта форма семей риска также довольно распространена, хотя на внешнем социальном уровне она «прикрыта», казалось бы, гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. В такой семье у ребенка не формируется установка сотрудничать с членами своей семьи, искать компромисс. Напротив, он считает, что каждый должен поддерживать другого, если это не противоречит его личным интересам.

Наряду с соперничеством и воображаемым сотрудничеством изоляция — довольно распространенная форма семей, подверженных риску. Относительно простой вариант такого затруднения в семье — психологическая изоляция кого-либо в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что живет в доме своих детей, непосредственного участия в жизни семьи он не принимает: никто не интересуется им, его мнением и т.д., к нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен. Возможен вариант изоляции двух или более членов семьи[26,c.88].

Молодые и родительские семьи, живущие под одной крышей, могут изолировать друг друга. Иногда они и семья действуют отдельно, как две семьи в общей квартире. Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п. В такой семье ребенок наблюдает ситуацию эмоциональной, а менее часовой и психологической изоляции членов семьи. Такой ребенок не имеет чувства привязанности к семье, не знает, что значит переживать за другого члена семьи, стар он или болен .

Перечисленные формы не исчерпывают разновидности семей группы риска. В то же время каждый из взрослых, сознательно или бессознательно, пытается использовать детей в полезной для себя функции. Когда дети вырастают и начинают осознавать семейную ситуацию, они начинают играть со взрослыми, чьи правила были им навязаны. Особенно отчетливо тяжелое положение детей в семьях с той или иной формой психологического расстройства проявляется в тех ролях, которые они вынуждены выполнять по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль — положительная или отрицательная — она в равной мере негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии[23].

Кроме того, семьи из «групп риска» — явление относительное и может иметь временный характер. Часто обеспеченная семья попадает в категорию семей «группы риска» как явным, так и скрытым образом». Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семей группы риска[4] .

Кратко выделим виды семей группы риска. Отличительной особенностью семей с явной (внешней) формой неблагополучия является то, что формы этого типа семей имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне), или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).

15 стр., 7210 слов

Семьи социального риска диплом

... и создание условий для выполнения социальных ролей супругов, родителей, детей. Принято выделять такие формы брака, как моногамная и полигамная. Под моногамной семьей понимается союз одного мужчины и ...

Из-за этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка развивается чувство неполноценности, стыда за себя и своих родителей перед другими, страха и боли за свое настоящее и будущее. Наиболее распространены группы риска, отличающиеся внешним видом, в которых один или несколько членов имеют пристрастие к употреблению психоактивных веществ, алкоголя и наркотиков. Человек, страдающий алкоголизмом, наркоманией, вовлекает в свою болезнь всех близких людей. Поэтому не случайно специалисты стали обращать внимание не только на самого пациента, но и на его семью, тем самым признавая, что пристрастие к алкоголю и наркотикам — это семейное заболевание, семейная проблема.

В семьях с алкогольной зависимостью взрослые, забывая о родительских обязанностях, полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается утратой социальных и моральных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и умственно неблагополучными. Жизнь детей в такой привычной атмосфере становится невыносимой, это превращает их в социальных сирот при живых родителях .

Сосуществование с алкоголиком приводит к тяжелым психическим расстройствам у других членов семьи, комплекс которых обозначается специалистами как созависимость. Созависимость возникает в ответ на длительную стрессовую ситуацию в семье и приводит к страданиям всех членов семейной группы. Особенно в этом плане уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика — все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу, и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

В конфликтных семьях дети десоциализируются, влияние на детей проявляется не прямо через образцы аморального поведения, как это бывает в «алкогольных»семьях, а косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладание конфликтного взаимодействия. Конфликтными союзами называются такие семьи, в которых постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех членов семьи (супругов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь супругов друг к другу. Конфликт — хроническое состояние такой семьи[29,c.103].

Независимо от того, является ли такая семья шумной, скандальной или тихой, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, она отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющегося поведения. В конфликтных семьях часто не хватает моральной и психологической поддержки. Особенностью конфликтной семьи также является нарушение общения между ее членами. Как правило, за длительными ссорами и неразрешенными конфликтами остается неумение общаться .

Поведение ребенка является своего рода индикатором благополучия или проблем семьи. если дети растут в явно неблагополучных семьях, легко обнаружить корни неблагополучия в поведении детей. намного сложнее сделать это по отношению к «трудным детям» и подросткам, выросшим в достаточно обеспеченных семьях. И только внимательное отношение к анализу семейного климата, в котором прошла жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет обнаружить, что благополучие было относительным. Внешне регулируемые отношения в семье часто являются своего рода прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения, как на уровне супружеских, так и на уровне детско-родительских отношений. Дети часто испытывают острый дефицит привязанности, любви и внимания из-за служебной или личной занятости супругов.

10 стр., 4646 слов

Сфера практической деятельности социального педагога. Текст. ...

... в среде, окружающей личность ребенка, - общаться с семьей, где нет привычной ситуации с определенным школьным режимом, наличием авторитетов и т.д. Работа социального педагога с ребенком отличается и, по сути, ...

Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми[16].

Такой тип семьи «группы риска», как «недоверчивая семья», характеризуется повышенной недоверчивостью к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям семьи приходится общаться).

Члены семьи заведомо считают всех недоброжелательными или просто равнодушными, а их намерения по отношению к семье — враждебными. Такая позиция родителей формирует и у самого ребенка недоверчиво-враждебное отношение к другим. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками.

Дети их подобных семей наиболее уязвимы для влияния антиобщественных групп, так как им близка психология этих групп: враждебность к окружающим, агрессивность. Поэтому с ними нелегко установить душевный контакт и завоевать их доверие, так как они заранее не верят в искренность и ждут подвоха[3,c.74] .

«Легкомысленная» семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить одним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее, как правило, не определены. Если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, он не задумывается об этом всерьез.

Дети в таких семьях вырастают слабовольными, неорганизованными, их тянет к примитивным развлечениям. Проступки они совершают чаще всего по причине бездумного отношения к жизни, отсутствия твердых принципов и несформированности волевых качеств.

В «хитрой» семье, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом, члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы членами таких семей нарушаются при каждом удобном случае. К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. В результате такого «воспитания»формируется установка: главное — не попадаться.

Таким образом , к видам семей группы риска с явной (внешней) формой неблагополучия относятся:

  • Семьи с алкогольной зависимостью;
  • Конфликтные семьи;
  • «Недоверчивые» семьи;
  • «Легкомысленные» семьи;
  • «Хитрые» семьи;

— Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Это семьи, ориентированные на успех ребенка. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка даже не требует специальных формулировок: она так ясно выражается через повседневные действия, что ребенок постоянно находится в состоянии постоянного повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более того — серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов[47,25].

4 стр., 1588 слов

Курсовая работа социально трудовые отношения

... социально-трудовых отношений. Задачи работы: Рассмотреть значение коллективного регулирования труда; Изучить конституционное право на ведение коллективных переговоров и заключения коллективного трудового ... на всех сотрудников соответствующего подразделения. Кстати, суд не вправе признать положения коллективного договора недействительными по заявлению отдельного сотрудника. Стороны социального ...

Есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминогенными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жесткое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

С учетом достаточно большого количества причин, обусловливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют весьма разнообразные подходы к типологии и классификации таких семей. В данной работе не будем подробно останавливаться на этом, охарактеризуем лишь семьи с прямым и косвенным десоциализирующим поведением.

Семьи с прямым десоциализирующим поведением демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования на наиболее слабых и беззащитных[32,c.8].

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений, это так называемые конфликтные и педагогически-несостоятельные семьи, которые чаще в силу психологических причин утрачивают свое влияние на детей.

Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и дезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределение семейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы — все это заботы социального работника. Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные социальные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.

1.3 Нормативно-правовые аспекты социальной работы с семьями «группы риска»

17 стр., 8347 слов

Семейный этикет. Семейный этикет Основные правила этикета в семье

... Главное правило семейного этикета – семья важней всего. И все решения, прямо или косвенно влияющие на других членов семьи, принимаются вместе. Если у семьи есть проблема, касающаяся детей, например, финансовые ... соблюдение общеизвестных правил семейного этикета отнюдь не такое уж сложное дело, требующее немыслимых усилий. Напротив, это привычка вести себя одинаково на работе, в общественных местах ...

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.) [10].

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.

В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4) широкое использование активных форм социальной поддержки населения (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.).

Основными принципами социальной работы с семьей являются:

1) приоритет прав и интересов ребенка;

2) всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

3) уважение прав родителей; объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

4) соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

5) обоснованное использование власти и контроля;учет неблагоприятных факторов в семье;

6) подход с позиции риска и т.д.[16,c.79].

В своей деятельности социальный работник опирается на следующую нормативно-правовую базу, следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций», «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактикибезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и другие [13].

Исходя из нового Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Для решения конкретных задач социальной защиты семьи шире стал применяться программно-целевой метод. В частности, разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую входят шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и просто человека. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь[30].

Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства труда и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.

Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.

Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта, культурного центра с множеством социальных ресурсов и специалистов или отдаленного поселения, где таких профессиональных работников нет, — все это объясняет существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.

Социальное обслуживание семьи — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату через систему социальных служб, имеющих лицензию в порядке, установленном Правительством РФ[29].

Виды социального обслуживания: социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании, в виде социально-бытовых услуг, содействия в получении медицинской и иной помощи; социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам;организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях;консультативная помощь гражданам и семьям в социально — экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты; реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидов, несовершеннолетних, граждан с общественно опасным поведением и др.[29].

Социальные пособия — это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки. В России разработано много программ, на оказание помощи и поддержке семьям «группы риска». С такими семьями работают многие подразделения социальных учреждений. Социальные работники устраняют факторы риска, воздействующие на семью[12].

Но этого не достаточно для решения всех проблем с семьями группы риска.

Одной из наиболее действенных форм социальной защиты семьи и детей являются комплекс денежных выплат, адресованных родителям, семье с детьми либо непосредственно детям, лишенным родительской опеки и попечительства.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы.

Социальное обслуживание семьи — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг для социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Система социального обслуживания имеет слабую материальную базу, характеризуется неразвитостью сети учреждений, узким спектром оказываемой помощи, недостатком профессиональных кадров и вследствие этого помощь оказывается далеко не во всех случаях возникновения проблем[15,c.30].

Низкая информированность населения об их правах влияет на общество в целом, но сильнее всего от этого страдают семьи группы риска и нуждающиеся в помощи объекты.

1.4 Методы и формы социальной работы с семьей «группы риска»

Работа с родителями, семьей представляет собой очень важный, сложный этап в деятельности специалиста по социальной работе. Как отмечалось выше, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков, поэтому работа по исправлению этих отклонений должна проводиться целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей[44].

Первым этапом работы с семьей является сбор и анализ информации, что необходимо для выявления асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и для определения направлений дальнейшей работы.

Для организации работы специалисту необходима определенная информация: информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф.И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т.д.); специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т.д.).

Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия[46,c.117].

Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.

Через запросы специалиста по социальной работе осуществляется сбор общей информации, в основном документации, предоставляемой местной администрацией, ЖЭУ, органами опеки и попечительства, школой, инспекцией по делам несовершеннолетних, УВД и т.д.

Собранные данные анализируются, и на основании полученных результатов формируются карты семьи, позволяющие организовать работу по территориальному принципу. В дальнейшем в карты вносятся сведения, отражающие специальную информацию о семьях, а также направления, формы и сроки работы различных специалистов с семьей.

Специальная информация собирается более целенаправленно, с учетом категорий конкретных семей, находящихся в социально опасном положении.

Основными методами сбора информации являются:

  • беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.);
  • наблюдение;официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.);
  • анализ документации (полученной из государственных учреждений органов опеки и попечительства, здравоохранения, народного образования, управления социальной защиты населения и т.д.);
  • анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи [23].

Для подтверждения достоверности информации необходимо обратиться к другим, «неофициальным» источникам. Предварительно следует определить круг вопросов, требующих прояснения, и оформить их в виде плана беседы. Информация, как правило, собирается при очной встрече, то есть при непосредственном посещении специалистом асоциальной семьи. Важным, но часто трудно выполнимым условием является согласие семьи (родителей) на приход специалиста в определенное время, готовность отвечать на интересующие его вопросы и в перспективе — желание семьи на проведение коррекционной работы с родителями и детьми. Поэтому работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства, которые имеют юридическое право на вмешательство в семейный коллектив в определенных ситуациях.

В практике работы широко используются совместные рейды с инспекторами ИДН, специалистами по работе с семьей, социальными педагогами школ из тех территорий, где проживают несовершеннолетние, не только для изучения семьи, но и для их патронажа в дальнейшем[49,c.63].

Поскольку спецификой подобных проблемных семей часто является асоциальное поведение, которое может быть опасно для окружающих, то такие рейды дают положительные результаты. Семьи знают, что они находятся на контроле, и поэтому стараются выполнять требования, которые предъявляют к ним специалисты .

Постановка социального диагноза.

Целью данного этапа является определение круга проблем, которые испытывает семья и на ликвидацию которых будет направлена деятельность специалистов. Специфика их деятельности на данном этапе заключается:

  • в проведении специалистами аналитической работы, направленной на установление причинно-следственных связей между социальными явлениями и проблемами конкретной семьи;
  • в осуществлении дополнительной диагностики.

Аналитическая деятельность специалиста основывается на знании о полиэтиологическом (многопричинном) характере социальных проблем. Та или иная проблема в разных семьях может быть вызвана воздействием различных факторов (как по отдельности, так и в совокупности), поэтому эффективность практической работы во многом определяется тем, насколько точно были определены дестабилизирующие факторы, причины возникновения той или иной проблемы до начала практической работы с семьей[26,c.37].

Для проведения анализа необходимо определить содержание таких понятий, как проблема, показатели проблемы и возможные причины проблемы.

Под социальной проблемой мы понимаем социальное явление, которое деструктивным образом влияет на процесс функционирования семейной системы. Показателями могут быть как объективные характеристики, так и субъективное восприятие членов семьи специалистом, проводящим диагностику.

Определение причин возникновения проблемы к примеру таких как: медико-биологические факторы: группа здоровья; наследственные причины; группа здоровья; врожденные свойства; нарушения в психическом и физическом развитии; условия рождения ребенка; заболевания матери и ее образ жизни; травмы внутриутробного развития ; социально- экономические: многодетные и неполные семьи; несовершеннолетние родители; семьи,ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе, позволяет, во-первых, выстраивать работу с учетом особенностей каждой конкретной семьи, во-вторых, сузить сферу деятельности, что, несомненно, не может не отразиться на эффективности использования имеющихся ресурсов и работы в целом. Специалисту, приступающему к аналитической деятельности, необходимо иметь определенные ориентиры, знать возможные дестабилизирующие факторы. Проверив действенность каждого из них, он будет иметь возможность восстановить механизм возникновения проблемы в данной семье и, следовательно, приступить к работе над ней[42,c.215].

Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т.е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.

Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной жизненной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи[26].

Метод социального патронажа. Вид социального обслуживания клиентов и групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки.

Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке

Консультирование. По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным.

Содержание практической работы с семьей группы риска, как уже говорилось выше, определяется характером ее проблем[37,c.90].

Таким образом у специалистов сформировались схемы, методики, технологии социальной работы по преодолению «социально опасного положения» семьи:

  • Первым этапом работы с семьей является сбор и анализ информации. Методы: беседа, наблюдение, официальный запрос, анализ документации, анкетирование.
  • Второй этап- постановка социального диагноза.

Для проведения анализа необходимо определить содержание таких понятий, как проблема, показатели проблемы и возможные причины проблемы.

  • Третий этап — непосредственно практическая работа с семьей. Методы составляются на основе поставленного социального диагноза: беседа, метод поддержки, метод преодоления конфликта, метод социального патронажа, консультирование.

Выводы по 1 главе

В первой главе мы рассмотрели четыре теоретических аспекта связанных с семьями «группы риска», что позволяет нам сделать следующие выводы:

1.Исходя из анализа отечественной и зарубежной научной литературы мы поняли, что существуют некоторые затруднения в однозначном определении понятия семья «группа риска».

Научно-исследовательская практика свидетельствует, что отсутствует единая и четкая классификация семей, отличающихся той или иной формой, степенью неблагополучия. В науке однозначно не выделены необходимые и достаточные признаки, на основании которых специалист может диагностировать семью как семью группы риска, а также характер возможных неблагоприятных последствий функционирования семьи и планировать соответствующую «помогающую» деятельность.

2.Опираясь на отечественную и зарубежную литературу мы можем подразделить категорию семей «группы риска» на следующие группы:

  • Семьи с алкогольной зависимостью;
  • Конфликтные семьи;
  • «Недоверчивые» семьи;
  • «Легкомысленные» семьи;
  • «Хитрые» семьи;

— Каждая из которых имеет свои психологические особенности иразличия.3.Если говорить о нормативно правовой базе, то семьям «группы риска»свойственна очень низкая информированность о своих правах, что влияет на общество в целом, но сильнее всего от этого страдают семьи группы риска и нуждающиеся в помощи объекты.

4. Так же мы можем отметить наиболее эффективные методы работы с семьёй «группы риска». К ним можно отнести : беседу, т.к она является одним из средств диагностики, а так же становится методом воздействия на семью; метод социального патронажа — вид социального обслуживания групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки; консультирование, которое может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным.

Глава2. Практическое исследование социальных проблем семей «группы риска» на базе Центра cоциальной помощи семье и детям Невского района.

2.1Программа исследования.

В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семь и беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые, трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее. Такие семьи принято называть — семьями «группы риска». У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе.

В настоящее время сложилась такая жизненная ситуация, что свыше 40 миллионов неблагополучных семей и 38 миллионов детей из этих семей нуждаются в эффективной реализации государственной семейной политики[18, с.47].

Цель исследования:разработать программу по решению социальных проблем семей «группы риска» на базе центра «помощи семье и детям Невского района».

Задачи исследования:

1. Провести исследование деятельности центра «помощи семье и детям Невского района», направленное на семьи «группы риска».

2. Разработать программу по оптимизации социальной работы центра «помощи семье и детям Невского района», в работе с семьями «группы риска».

Объект исследования: семьи «группы риска».

Предмет исследования: социальная работа с семьями «группы риска».

Гипотеза исследования:социальная работа с семьями «группы риска» будет эффективна, если: