Российская Федерация — трансконтинентальная страна. Он занимает восточную часть Европы и северную часть Азии и является крупнейшим государством на Земле. Площадь РФ на 2017 год составляла 17 125 191 кв. км, или 1 712 519 100 га. [1 кв. км. = 100 га]. (Канада 9,9; США 9,6; Китай 9,5 млн. кв. км.).
На территории Российской Федерации расположено более 3 тысяч населенных пунктов, из них более 1 тысячи — городские поселения. В поселениях всех типов проживает около 146,8 млн. человек, это выводит РФ на 9 место в мире по численности населения. Чуть более 1,2% земельного фонда занимают поселения, большая часть которых занята сельскими поселениями. Несмотря на то, что в земельной структуре поселений преобладает площадь сельских поселений, в них проживает лишь четверть населения страны. К сельским поселениям относятся поселки, села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы и др.
В советское время начался очередной цикл урбанизации страны, вызванный индустриализацией страны, эвакуацией заводов из европейской части страны за Урал. По переписи населения 2017 года, урбанизация в РФ достигает 80,1%. [16] Более урбанизированными оказались территории мало, или совсем не пригодные для ведения сельского хозяйства, а так же города со статусом городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. С ростом численности растает и плотность населения.
Территории поселений — исторически сложившиеся места, предназначенные для жизни, отдыха и деятельности человека. В этих местах должны быть обеспечены благоприятные экономические, социальные, экологические, демографические, культурные и т.п. условия.
В начале перестройки, в 1990 году, были приняты первые законы, положившие начало земельной реформе. Многие из них не были полностью реализованы. В настоящее время активно развиваются процессы развития рынка земли и других объектов недвижимости. Все действия с земельными участками или объектами недвижимости на них должны быть юридически обоснованы, будь то строительство зданий или сооружений, их эксплуатация или реконструкция. Стоимость самой земли зависит от ее назначения, характера собственности и ее расположения в черте города. Если взять, например, стоимость земли под строительство жилого дома вдоль линии метро, то она намного выше, чем стоимость земли такой же площади на окраине города.
Необходимы законы и постановления, регулирующие покупку, продажу, передачу права собственности, аренду или иное использование земли. Из-за несовершенства земельного законодательства на практике они часто используют действующее законодательство других отраслей права, арбитражную практику, а также принимают нормативные акты на муниципальном уровне и используют их в своей работе до принятия федерального закона. В развитии земельных отношений должна быть согласованность с градостроительной политикой, градостроительной документацией, градостроительными и другими регламентами, нормами и ограничениями, которые позволят возводить объекты недвижимости в виде единого комплекса, используя для этого разные источники финансирования.
Теоретическая и практическая части дипломной работы
... студента, безусловно, есть возможность отразить максимум своих полезных качеств как исследователя и будущего профессионала в практической части. Как писать практическую часть дипломной работы Определившись на страницах первой главы с теми теоретическими, методологическими ...
Возрастающая роль территориального и градостроительного законодательства продиктована необходимостью гармоничного развития предпринимательских, социальных, экономических, культурных, производственных, семейных и других характеристик территорий населенных пунктов. Основными документами в области территориальных отношений являются Земельный кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Для решения возникающих вопросов законодательные акты постоянно дорабатываются путем внесения изменений в существующие документы или принятия новых нормативно-правовых актов.
В двух крупнейших городах — Москве и Санкт-Петербурге разработаны программы территориального развития, направленные на повышение эффективности использования земельного фонда.
Целью работы является рассмотрение программ развития застроенных территорий Москвы.
Для достижения поставленной цели решению подлежали следующие задачи:
1) рассмотреть общие сведения об регулировании использования территории населенного пункта;
2) рассмотреть основную документацию градостроительного регулирования;
3) рассмотреть основные положения программы развития застроенных территорий в Москве.
4) рассмотреть специфику выполнения кадастровых работ при реализации программы.
1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ДОКУМЕНТЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1 Основные показатели эффективного управления территорией
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность на подведомственной им определенной территории (территориальное самоуправление).
В Российской Федерации местная автономия осуществляется на всей ее территории в городских, сельских поселениях и других территориях.
Основным нормативным актом, определяющим порядок работы органов местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» № 131 от 06.10.2003 г.
Местная автономия в Российской Федерации осуществляется в границах отдельных административно-территориальных единиц, которые в целом образуют территориальную структуру каждого субъекта Российской Федерации и относятся к компетенции этих субъектов.
Следует отметить, что сфера влияния органов местного самоуправления не всегда совпадает с административно-территориальными единицами. Местное самоуправление может осуществляться и на таких территориях как: округ (район) в городе: село; деревня; станица и др.
Территория муниципального образования складывается из следующих земель: земель городских, сельских поселений, прилегающие к ним земель общего пользования, рекреационных зон, земель, необходимых для развития поселений, и других земель в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.
Управление земельным фондом Российской Федерации
... Российской Федерации, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления ...
Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [24], который вступил в силу 1 марта 2015 г., были внесены изменения в земельное законодательство Российской Федерации в вопросе управления и распоряжения земельными участками, применения земельных участков в хозяйственной отрасли, а так же внес изменения, новые понятия и институты, которые существенным образом повлияли на сложившуюся ранее систему земельных отношений в РФ. [26]
В настоящее время вся территория Российской Федерации либо разграничена, либо не разграничена. В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона №137-ФЗ [19] разграниченной территорией на праве собственности могут владеть граждане и юридические лица, а также государство, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Схема распоряжения территориями Российской Федерации представлена в приложении А.
К государственной или федеральной собственности относится следующая территория:
- Земельные участки, которые заняты зданиями, строениями или сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- Земельные участки, предоставленные органам государственной власти территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- Территории, находящиеся на праве постоянного бессрочного пользования, безвозмездного пользования или праве аренды у организаций, находящихся в ведении, в структуре или у самой академии наук, до дня вступления в силу Федерального закона №253-ФЗ [23];
- Земельные участки, которые взяты Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» у федерального органа исполнительной власти, который управляет государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- Другие земельные участки и земли, предусмотренные федеральным законом.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- Земельные участки, которые заняты зданиями, строениями или сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- Земельные участки, предоставленные органам государственной власти территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов российской Федерации;
- Другие земельные участки и земли, предусмотренные федеральным законом.
К собственности поселений, городских округов и муниципальных районов относится:
- Земельные участки, которые заняты зданиями, строениями или сооружениями, находящимися в собственности муниципальных образований;
- Территории, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами местного самоуправления;
- Другие земельные участки и земли, предусмотренные федеральным законом.
Основным определением муниципальной собственности можно считать доступный муниципалитету недвижимый комплекс, который включает землю, движимое и недвижимое имущество.
Основные типы вузов. Российской Федерации
... государственной и бюджетной службе, поступать в аспирантуру. Только на время обучения в аккредитованном университете студентам предоставляется отсрочка от военной службы. В Российской Федерации существуют различные формы собственности вузов: государственные (в том числе муниципальные и субъектов федерации) ...
От имени муниципалитета это имущество может быть отчуждено органами местного самоуправления в пределах, определенных их компетенцией.
Муниципальные активы должны быть официально зарегистрированы в реестре объектов муниципальной собственности и на балансе муниципальных предприятий, муниципальных образований или муниципальной казны. Право муниципальной собственности, право оперативного управления или хозяйственного ведения муниципального учреждения или предприятия должно быть зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации земельного кадастра и картографии.
На территории муниципального образования могут располагаться объекты, которые не учтены в реестре объектов муниципальной собственности, на балансе муниципальных предприятий или учреждений, а также на них не зарегистрировано право собственности, такие объекты будут считаться бесхозными, то есть не имеющие собственника или право собственности не доказано. Такие предметы рассматриваются регистрирующим органом по запросу органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В целях определения состояния муниципальных активов ежегодно проводится обязательная инвентаризация. Если недвижимость не пригодна для дальнейшего использования, она подлежит аннулированию.
Для эффективной работы муниципальных органов в сфере управления собственностью существуют и разрабатываются нормативно правовые акты, основным из которых является
Для повышения эффективности управления муниципальной собственностью муниципалитету необходимо разработать нормативные правовые акты. Главный из них — Положение № 1092 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования». Органы местного самоуправления могут распоряжаться муниципальным имуществом следующим образом: передавать в аренду, безвозмездное пользование, хозяйственное ведение, оперативное управление, совершать сделки купли-продажи, мены и совершать иные, не запрещенные законодательством, сделки.
Право оперативного управления считается ограниченным имущественным правом, предоставленным государственному учреждению на право владения, пользования и распоряжения закрепленным за ним имуществом. Правом хозяйственного ведения считается ограниченное вещное право, производное от права собственности, которое позволяет пользоваться, владеть и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом, при этом субъектом такого права могут являться только государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Все остальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, принадлежит муниципальной казне. В муниципальной казне ведется отдельный бухгалтерский учет, объекты не облагаются налогом и по ним не начисляется амортизация.
Территория муниципального образования — это не только территория или пространство, на котором размещаются промышленные, хозяйственные и другие объекты, но и природная среда, призванная создать благоприятные условия для жизни общества.
Регулирование деятельности образовательных учреждений на территории ...
... между объективными требованиями при реализации муниципального регулирования деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования с учетом принципиально новых тенденций, отражающих изменения в обществе. Проблемы государственного и муниципального управления образованием и образовательными учреждениями нашли свое ...
Согласно закону, территория муниципалитета включает в себя все земли муниципалитетов.
Внешняя граница муниципалитетов отделяет территорию муниципалитета от других земель.
Определение, установление и изменение границ муниципалитета происходит путем осуществления землеустройства и городского планирования, путем утверждения соответствующей документации, требуемой по закону.
Можно выделить несколько основных показателей эффективности использования земельного фонда.
1) грамотная реализация градостроительной политики (разработка схем землеустройства, генеральных планов, правил землепользования и застройки);
2) эффективное распоряжение государственным и муниципальным имуществом;
3) инвестиционная привлекательности территорий за счет прозрачности правового режима территории;
4) наличие качественных муниципальных информационных ресурсов, содержащих всю необходимую информацию о территориях и объектах недвижимости, которые на них расположены;
5) выявление неиспользуемых земельных участков, земельных участков, используемых не по назначению (устранение нарушений).
В качестве главного показателя, который позволяет и получать экономический эффект за счет поступления налогов, а также позволяет эффективно управлять территорией за счет получения полной и достоверной информации о ней, является государственный кадастровый учет и мероприятия, направленные на выявление неучтенных земельных участков и других объектов недвижимости.
Земельный фонд учитывается по категориям земель и угодьям. Учет земель необходим для обеспечения их рационального и эффективного использования и принятия необходимых управленческих решений. Государственная регистрация земель направлена на получение систематизированной информации о качественном, количественном и правовом статусе земли. Источником информации является землеустроительная, градостроительная, лесоустроительная документация с учетом информации органов исполнительной власти. Территориальные управления Управления Федеральной службы государственного реестра, земельного кадастра и картографии в каждом муниципальном районе составляют отчеты о наличии земельного участка, его распределении по имуществу, категориям и земельным участкам. Федеральная служба государственной регистрации составляет сводку полученных данных, действуя на основании приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
На основании полученных данных делается вывод об эффективности использования, изменении структуры земельного фонда, улучшении или ухудшении качества земли, целевом использовании земли, разного рода нарушениях земельного законодательства. Смена площадей внутри категорий происходит в связи с переводом земель из категории в категорию, а также при включении земель в границы населенных пунктов. В 2016 году, например, часть земель сельскохозяйственного назначения были переведены в земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, телевидения, информатики, в земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и земли иного специального назначения, а также в земли лесного фонда.
Одна из основополагающих характеристик любого территориального образования — занимаемое пространство. И одним из условий эффективного решения задач местного значения является способность муниципальных властей максимально эффективно использовать пространственные характеристики вверенной им территории. При этом пространственная основа муниципального образования состоит как из естественной среды, так и из искусственной схемы развития территории, которая составляет основу планировочной основы каждой конкретной территории.
Система органов местного самоуправления муниципального образования ...
... изучение системы органов местного самоуправления как обособленной системы управления; осмысление роли и места органов местного самоуправления в государственном управлении; выявление особенностей структуры органов местного самоуправления; исследование формирования и организации деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального образования «Город Заринск». ...
Любые процессы в городе происходят на довольно небольшой территории. Граница, отделяющая территорию города от других земель, называется границей города. Границы населенного пункта подлежат утверждению органом государственной власти каждого субъекта РФ.
Как уже упоминалось, городская территория имеет две основные характеристики: естественный природный комплекс и искусственную планировку и застройку. Таким образом, городской средой можно назвать сумму большого количества природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других условий, обитателем которых является городской житель и от которых зависит комфортность его проживания на данной территории. Жители города заинтересованы в максимальном комфорте создаваемой городской среды и хотят влиять на ее состояние или хотя бы иметь возможность высказать свое мнение о возможных архитектурных и градостроительных решениях.
При этом система ценностей разных слоев населения может существенно различаться. Например, автовладелец хочет, чтобы он находился под окнами своего дома и других жителей жилого объекта. Точно так же в разных районах города состояние городской среды может сильно отличаться.
Оптимизация состояния городской среды может затронуть все подсистемы города и, следовательно, именно его оптимальная пространственная организация его территории должна быть важнейшим компонентом муниципального управления. В этом случае недопустимо принимать управленческие решения, ориентируясь только на краткосрочные результаты.
При пространственной планировке города необходимо учитывать такие важнейшие факторы как природные, социальные, экономические, исторические, культурные и др.
Необходимым и важным элементом городской территории является существующий природный комплекс. Естественно, его состояние зависит от физико-географического положения (ФГП) конкретной территории.
ФГП того или иного муниципального образования определяется морфологическими особенностями местности, границами естественных природных зон, особенностями ландшафта, приближенностью к водным объектам, наличием природных памятников и т.д.
В качестве основных компонентов природной среды муниципального образования можно выделит следующие: рельеф местности, гидрографическая сеть, ветровой и солнечный режимы территории, характер почв и т.д.
Если говорить о физико-географической среде урбанизированных территорий, то она существенно преобразилась и представляет собой особую экосистему. Степень и характер его трансформации зависят от географического положения муниципального образования, уровня ответственности и компетенции органов местного самоуправления, а также уровня активности жителей.
Управление государственными финансами: сущность и органы управления ...
... управления и бюджетной политики на уровне местного самоуправления. Целью курсовой работы является рассмотрение анализа и указаний для улучшения обучения и использования муниципальных финансов. В ... Учитываются сущность, функции и принципы государственных и муниципальных финансов. Исследована структура финансовых органов управления в Г.Москве. Проведен анализ доходов и расходов местных бюджетов. ...
Самым важным элементом обеспечения эффективного управления городской территорией является создание ее планировочной основы. Каркас планирования может быть представлен как относительно устойчивая структура, образующая часть городской территории, отражающая основные жизненные процессы городского населения, связанные с высокой интенсивностью пространственного развития.
Одна из неотъемлемых частей планировочной основы — центр города. Как один из основных компонентов структуры, основными характеристиками центра являются максимальная доступность для населения и роль кольца управления в структуре планирования.
С помощь создания планировочного каркаса выстраивается необходимый механизм взаимодействия между основными видами функциональных зон пространства городской среды.
Осуществляя деятельность через органы местного самоуправления, муниципальные образования, можно сказать, выполняют «подготовительную работу», необходимую для организации максимально эффективного управления земельными ресурсами. Инструментом при реализации такого механизма выступает гражданско-правовой подход к управлению земельными ресурсами, при котором способы и нормы такого управления зависят он функционального и целевого назначения территории.
Можно сказать, что в большинстве развитых стран государственное регулирование земельных правоотношений является основой управления земельными ресурсами, в то же время подходы, способы и принципы такого регулирования могут значительно отличаться.
Если говорить об основах управления земельными ресурсами в России, то в качестве примера можно представить существующие на сегодняшний день субъекты управления и субъекты права, которые будут перечислены ниже.
В качестве субъектов управления можно выделить:
- представительные органы РФ и муниципальных образований;
- государственные исполнительные органы;
- исполнительные органы муниципальных образований.
Субъектами права, осуществляющими управление земельными ресурсами, являются:
- субъекты, осуществляю