___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация для размышления*
предположения
Теоретические гипотезы, Примеры гипотезы.
1. Гипотеза исследования включает совокупность взаимосвязанных предположений о методологии изучения структуры педагогики:
первое предположение касается исследовательской установки, согласно которой научная дисциплина рассматривается как системообразующий элемент ее структуры, который отражает правомерность рассмотрения саморефлексии и саморазвития педагогики;
- второе предположение касается того, что выделение научной дисциплины как единицы анализа позволит упорядочить понятийный аппарат общенаучных категорий, используемых при описании структуры педагогики;
третье предположение: научная дисциплина, как структурная единица, обусловливает определение идей и принципов, последовательности шагов по реализации методологического подхода и применения методов исследования структуры педагогики, реализация которых позволит:
- сформулировать обобщающее понимание структуры современной педагогики;
- определить возможные направления развития научных педагогических дисциплин и появление новых научных педагогических дисциплин;
- выявить этапы и уровни развития конкретных педагогических научных дисциплин.
( Вершинина Н.А. Методология исследования структуры педагогики Автореф. дисс. докт. пед. наук, СПб, 2009 ).
Исследования «Обучение младших школьников проектной деятельности ...
... конкретным методическим рекомендациям. Выявил педагогические условия обучения проектной деятельности школьников на технологических классах. Результаты исследования могут быть использованы при реализации проектной деятельности студентов на уроках технологии. Опытной базой исследования является Муниципальное бюджетное ...
2. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования будет более эффективным, если:
- она рассматривается как интегративная динамическая структурно-уровневая характеристика личности студента, отражающая готовность к взаимодействию с иностранными деловыми партнерами для решения организационно-производственных проблем в устной, письменной и комбинированной формах и подразумевающая владение языковой спецификой, национальными коммуникативными правилами, культурными традициями стран, обладание личностными деловыми качествами;
- в основу положены системный, личностно-деятельностный, коммуникативный, компетентностный, аксиологический подходы, позволяющие в процессе межсубъектного взаимодействия ставить и решать личностно и профессионально значимые познавательные и коммуникативные задачи;
- оно ориентировано на компетентностную модель культуры иноязычного делового общения с поэтапным развитием ее компонентов и совершенствованием в процессе межкультурной коммуникации;
- внедряемые интерактивные технологии и педагогические методики будут направлены на актуализацию основных компонентов культуры иноязычного делового общения и включены в образовательный и жизненный контекст.
//Автореф. дисс. докт. пед. наук, Москва, 2012
Определите объект и предмет исследования, Актуальность исследования.
Культура уважительного отношения к здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников остаются на очень низком уровне, поэтому крайне важно воспитывать осознанное отношение к своему здоровью у детей уже в старом возрасте. На государственном уровне в этом направлении предпринимаются определенные шаги. Принят ряд постановлений Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ: Концепция охраны здоровья населения; Концепция развития физической культуры и спорта, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в которых подчеркивается необходимость формирования системы сохранения и укрепления здоровья; вводятся учебные курсы в школах и педагогических вузах. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» одна из основных целей — воспитание у детей здорового образа жизни, формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.
Количество здоровых детей едва достигает 1/5 от их общего числа. Около одной трети детей, поступающих в школу, уже имеют хроническую патологию (Д.И. Зелинская).
За последние годы доля родившихся физиологически незрелых детей увеличилась почти в 5 раз, с выраженной патологией рождаются уже 11% детей (И.А. Аршавский, Э.Н. Вайнер), а 20 – 27% детей относятся к категории часто болеющих (С.М. Мартынов).
Современная школа недостаточно использует свой потенциал по формированию у детей ценного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, тем самым вносит свой печальный вклад в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения. За годы учебы в школе количество учеников с миопией, нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается в 5 раз, с нервно-психическими расстройствами — в 1,5-2 раза. С приходом в школу снижается и физическая активность детей, возникает гиподинамия. Результаты проведенного нами исследования показали, что почти 90% младших школьников, даже те, которые часто болеют и имеют хронические заболевания, считают себя здоровыми, они не могут соотнести состояние своего организма с по-настоящему здоровым организмом. 71% детей считают, что следить за своим здоровьем они должны сами. Однако они затрудняются ответить на вопрос, как это сделать. При этом большинство из них считает, что им нужна помощь взрослых — родителей, учителей.
«Система управления качеством образования в Муниципальном ...
... и кадрового обеспечения образовательного процесса; повышения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения в условиях рыночных отношений; создания современных безопасных условий образовательной деятельности; обеспечения широкого участия общественности в управлении ОУ. Важнейшим фактором и условием повышения качества образования является научно-методическое ...
Полученные результаты подтверждают необходимость вовлечения семьи в процесс воспитания здорового образа жизни детей; ей должна оказываться социально-педагогическая и психолого-педагогическая помощь. Только в этом случае мы можем наблюдать положительные результаты в решении многих образовательных задач, в том числе успехи в воспитании у школьников ценностного отношения к своему здоровью.
В настоящее время в теории педагогики сложились следующие концепции воспитания ценностей здорового образа жизни:
- деятельностная (В.М. Выдрин, М.С. Каган, Л.П. Матвеев), заключающаяся в направленности на всестороннее и гармоническое развитие личности, ее способности к самореализации и самоутверждению;
- системно-целостная (Н.М. Борытко, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров), рассматривающая человека с точки зрения природного и социального единства, взаимосвязи физического (телесного) и духовного (социального) развития, целостности и гармонии;
- социокультурологическая (И.М. Быховская, В.А. Петьков, В.И. Столяров), согласно которой феномен здоровья является социокультурным, т.к. тесно связан с различными изменениями в социальном и культурном пространстве конкретного общества.
В современном образовании только начинает формироваться аксиологический подход к пониманию ценностного потенциала здорового образа жизни. В теории педагогики школьного образования ценностное отношение к здоровью рассматривается как процесс приобретения ребенком различных двигательных умений и навыков, развития его физических качеств и сохранения здоровья (С.Н. Белова, В.Н. Беленов, Н.О. Смирнова, Ю.В. Смирнова ).
Однако проблема взаимодействия семьи и школы в воспитании ценностного отношения к здоровью у младших школьников еще не стала объектом изучения современных учителей и методистов. В то же время Государственный образовательный стандарт общего начального образования определяет инструменты и механизмы обновления школьного образования, в частности, в обеспечении здоровья школьников. Необходимы научные основы и разработка новых технологий и методов санитарного просвещения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здоровому образу жизни у всех участников образовательного процесса. Анализ состояния теоретической и практической разработки проблемы позволил выявить ряд противоречий, актуализирующих тему исследования и высвечивающих несоответствия между:
Дипломной работы «Формирование навыков самообразовательной деятельности ...
... самообразования. Поэтому мы выбрали тему дипломной работы «Формирование навыков самообразовательной деятельности у будущих педагогов дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки в вузе». Задача исследования ... эксперимента (январь 2016 г.). Третий этап (февраль - март 2016 г.) - заключительный. Анализ и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. ...
- возрастающей социальной значимостью сохранения здоровья людей в условиях кризисного экологического, социокультурного состояния общества и увеличением числа негативных тенденций в состоянии здоровья современных школьников;
- социальным заказом общества на воспитание у подрастающего поколения ценностей здоровья и недостаточной разработанностью теоретико-методических основ данной проблемы в теории и практике начального школьного образования;
- возрастающей ролью совместной деятельности педагогов и родителей в воспитании здорового ребенка и недостаточным использованием потенциала такого партнерства в современной образовательной практике;
— – потребностью школы и родителей развивать сотрудничество в воспитании ценностного отношения к здоровью у младших школьников и отсутствием современных организационных форм и методов их совместной деятельности, обеспечивающих единство требований, согласованность действий по привитию навыков здорового образа жизни, закреплению и развитию успехов в воспитании ценностного отношения к здоровью у детей.
Объект исследования __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет исследования _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Информация для размышления:
Объектом исследования является выделенный элемент реальности, имеющий четкие границы, относительную автономность существования, в пределах которого помещается рассматриваемая проблема. Объект научного исследования — избранный элемент реальности, имеющий четкие границы, относительную автономность существования и так или иначе проявляющий свою отделенность от окружающей среды.
Предмет исследования, Организация экспериментальной работы
Вопросы для обсуждения
1. Значение и виды экспериментов в научном исследовании
2. Этапы подготовки и проведения опытного исследования
3. Методика построения логики экспериментального исследования
4. Особенности этапа трансформации педагогической реальности в психолого-педагогическом исследовании.
Задание
1. Проанализируйте различные варианты проведения педагогического эксперимента, Информация для размышления*
Научный эксперимент — это искусственное изменение или воспроизведение явления с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях. Слово «эксперимент» часто используется для объединения таких понятий, как исследование, экспериментальная работа, экспериментальная работа. Отличие эксперимента от опытно-экспериментальной работы заключается, по-мнению, В. Краевского, ведь эксперимент направлен на раскрытие сущности, закономерностей явления. Экспериментальная работа служит для проверки позиций, методов, технологий, уже обоснованных теоретически.
программы эксперимента
Общие данные об эксперименте
§ Тема эксперимента.
§ Общая характеристика места проведения эксперимента.
§ Общая характеристика участников эксперимента.
§ Виды и типы (модель) эксперимента.
Научный аппарат эксперимента:
§ Теоретические основы эксперимента (опорные теории, основные понятия).
§ Цель экспериментального исследования.
§ Экспериментальная гипотеза.
§ Описание независимых переменных.
§ Описание зависимых переменных.
§ Методы диагностирования независимых переменных.
§ Методы диагностирования зависимых переменных.
§ Методы обработки эмпирических данных.
Организация эксперимента:
§ Материально-техническое обеспечение эксперимента.
§ Методическое обеспечение эксперимента.
§ Организационная подготовка эксперимента.
§ Психологическая подготовка участников эксперимента.
§ График проведения эксперимента.
В педагогической науке используются разные сценарии проведения экспериментальной работы.
1. Работа ведется с двумя объектами: контрольной и экспериментальной группой. При таком сценарии должно быть четкое и подробное обоснование выбора контрольной и экспериментальной группы, до начала работы должно быть проведено диагностическое исследование двух групп и, после завершения плана, итоговый контроль. Главный недостаток данного сценария заключается в том, что найти вде абсолютно идентичные группы (и даже двух абсолютно одинаковых людей) не возможно.
2. Второй сценарий — проведение экспериментальной работы только в экспериментальных группах, эффективность апробированных нововведений оценивается по динамике экспериментальных групп. Перед началом эксперимента берутся контрольные участки, которые повторяются после окончания работы.
3. Третий сценарий называют еще «выращиванием эксперимента». Такие исследования чаще всего проводят профессионалы образования, которые участвовали в проведении экспериментальных работ в своих учебных заведениях, авторские исследования являются частью всей работы школы. При таком сценарии сложно установить точные временные границы экспериментальной работы, магистрант может использовать результаты проделанной экспериментальной работы до проведения собственного исследования.
4. Сегодня многие эксперты называют наиболее результативным четвертый сценарий эксперимента. В этой версии исследователь участвует в серии экспериментов, проектов, в рамках которых его идеи проверяются на разных сайтах.
Задание 1
В диссертационном исследовании в рамках моей магистерской программы
_____________________________________________________________________________
Лучше использовать ___ сценарий эксперимента. Потому, что ______________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Он предполагает ______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Определите, что можно рассказать о возможном экспериментальном исследовании
«Эффективная организация профадаптационной работы в многоуровневом многопрофильном образовательном учреждении будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей личности в профессиональном самоопределении, самореализации, личностном росте в том случае, если:
- будут выявлены и реализованы условия организации успешной профессиональной адаптации учащихся в многоуровневых многопрофильных образовательных учреждений;
- профадаптационная работа будет организована с учетом характерных этапов и фаз процесса профессиональной адаптации;
- основное содержание профадаптационной работы будет ориентировано на завершенность каждой ступени с учетом срока обучения;
- методы и средства профадаптационной работы будут адекватно соответствовать психофизиологическим особенностям учащихся данного возраста;
- будут определены критерии эффективности профадаптационной работы на каждой ступени обучения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные виды представления научно-исследовательской работы и исследовательских данных
Вопросы для обсуждения:
1. Основные требования к магистерской диссертации
2. Требования к различным формам научных работ (статьи, тезисы, доклады, диссертации)
3. Оформление и подготовка к защите магистерской диссертации.
Задание:
Подготовьте доклад (статью) на магистерскую конференцию
Информация для размышления*
Внимательно прочитайте требования к тексту (докладу), прописанные в информационном письме. Каждая статья и отчет имеют вводный раздел, за которым следует методологический раздел, затем раздел результатов и, наконец, обсуждение или заключительный раздел. Во вводном разделе автор должен описать причину проведения своего исследования, т.е. обосновывает актуальность своей работы, описывает, какую работу, и какие аспекты проблематики были изучены его предшественниками. В методическом разделе исследователь описывает логику своего варианта решения проблемы, характеризует объект исследования, инструменты исследования, используемые методы. В разделе результатов автор описывает те данные, которые он получил. В последнем разделе подводятся главные выводы и итоги работы. Примерно такой же является структура доклада. Но в отличие от текста, в устном изложении не нужно перегружать слушателя обилием имен, цифр, эти данные плохо воспринимаются на слух, лучше представить их на слайдах.
Список использованных источников приводится в конце статьи или диссертации. Источники перечислены в порядке появления ссылок в тексте или в алфавитном порядке. В тексте ссылки на источники должны быть обозначены прогрессивным числом согласно списку источников, разделенных двумя квадратными скобками.
В список использованных источников включаются публикации всех видов: патентные материалы, отчеты по НИР, проспекты выставок и т.п. Ссылки на неопубликованные материалы не допускаются.
Любые литературные источники, включенные в библиографический список, должны быть отражены в рукописи диссертации. Если его автор ссылается на заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен указать, откуда взяты материалы. Те работы, которые не цитируются в тексте диссертации и фактически не использовались, не должны быть включены в библиографический список. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, журналы. Если эти публикации используются, они должны быть указаны в сноске в тексте диссертации.
Качество научного исследования
1.Оценка актуальности научного исследования
2. Оценка значимости результатов научного исследования.
3. Оценка экспериментальной части исследования.
Задание:
1. Оцените актуальность темы одной из диссертаций, Информация для размышления*
Важным элементом экспертизы является анализ соответствия основных результатов исследования выбранным теоретическим и методологическим основам исследования. При этом анализируется, действительно ли те работы, которые обозначены в исследовании как теоретико-методологическая основа (а не теоретические источники) позволили выбрать необходимые методы исследования, развить (опровергнуть) известные ранее теоретические утверждения, получить значимый для практики результат.
Таблица
Рабочая матрица анализа актуальности исследования по теме ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
параметр | Характеристика параметра | Пример и наличие данного параметра в тексте автореферата |
социальная аргументация педагогической проблемы | Какие новые социальные условия, предпосылки определяют актуальность изучаемого педагогического феномена. Освещение данной проблемы в официальных документах. Какие социальные потребности общества можно удовлетворить, решив эту проблему. | |
Научная аргументация проблемы | Освещение проблемы в современной теории, степень научной разработки проблемы. С решением каких научных проблем связана проблема исследования. Какие научные потребности можно удовлетворить, решив эту проблему. Обоснование проблемы с позиций развития (достижений) других наук. | |
Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития педагогической мысли в прошлом и настоящем | Когда и как данная проблема трактовалась раньше. Почему в настоящее время проблема вновь актуальна. В чем новизна проблемы сегодня. | |
Обоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельности | Почему данная проблема привлекает внимание практических работников. Какие практические потребности можно удовлетворить, решив эту проблему. |
2.Проанализируйте результаты этого
Матрица
Проблема исследования | Задачи исследования | Гипотеза | Положения, выносимые на защиту. |
Оцените практическую значимость
Уровень А | Уровень Б | Уровень В | Уровень Г | Уровень |
Результаты исследования важны для решения методологических вопросов областей общей педагогики | Результаты исследования важны для решения общеметодических вопросов областей общей педагогики | Результаты исследования важны для решения частнометодических вопросов областей общей педагогики | Результаты исследований важны для решения конкретных методологических задач, представляющих второстепенный практический интерес. | |
Разработаны нормативные документы, программы, учебники и т.д. | Разработаны программы, рекомендации и предписания учителям. | Разработаны общепедагогические или методические рекомендации. | Практически отсутствуют разработки. | |
Результаты исследования апробированы, готовы к внедрению. | Результаты исследования готовы к апробации. | Результаты исследования частично готовы к апробации. | Результаты исследования не готовы к апробации. | |
Масштаб значимости результатов федеральный. | Масштаб значимости результатов региональный. | Масштаб значимости результатов для отдельных видов ОУ. | Шкала значимости результатов для определенных групп учебных предметов. |