Шаблон или личное мнение: ЕГЭ не препятствует творческому самовыражению
С приближением весны подготовка кандидатов к ЕГЭ идет полным ходом. Правда ли, что ЕГЭ не отражает творческие способности ученика? Можно ли в сочинениях и эссе подвергать критике позицию авторитета или лучше пользоваться безопасными шаблонами? Об этом корреспонденту проекта МИА «Россия сегодня» рассказала директор Федерального института педагогических измерений, кандидат педагогических наук Оксана Решетникова.
- Оксана Александровна, за все 15 лет существования единого государственного экзамена считается, что он не может раскрыть творческий потенциал студента. Так ли это?
— Давайте оттолкнемся от целей ЕГЭ. Экзамен выполняет функцию итоговой государственной аттестации и решает важную задачу отбора наиболее подготовленных кандидатов для поступления в вузы. Поэтому каждый вариант ЕГЭ по учебному предмету состоит из заданий разного уровня.
Каждое задание проверяет определенный навык, овладевая определенным видом познавательной деятельности. Одни задания проверяют в большей степени освоение базовых основ предмета и сводятся к проверке элементарных знаний, другие – грамотность чтения, умения работать с информацией, третьи – аналитические умения, четвертые – способность развернуто излагать свои мысли на русском или иностранном языке… Этот список можно продолжать.
Теперь доля развернутых ответов, которые свободно формулирует каждый участник экзамена, по ряду предметов достигает 80% от общего балла. Это означает, что каждый школьник может в полной мере проявить себя.
И в контрольно-измерительный материал (КИМ) по каждому предмету входит достаточное количество творческих заданий — сочинений и эссе. Они предполагают свободно построенный ответ, основанный не только на знаниях, но и на умении свободно выражать свои мысли по заданной теме, аргументировать свое мнение. Конечно, это также позволяет раскрыть творческий потенциал участника экзамена.
- В США по гуманитарным предметам существуют задания, в которых выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора текста — известного ученого или деятеля культуры. Можно ли не согласиться с мнением авторитета?
— До сих пор среди школьников и учителей бытует миф о том, что не соглашаться с позицией автора художественного текста участнику ЕГЭ опасно, за это будет снижен балл. Но здесь важно понимать, что личная позиция выпускника, его жизненные установки, политические взгляды и отношения не оцениваются на ЕГЭ.
Интеграция педагогической деятельности и образа жизни
... педагогической науки для анализа современных проблем обучения и воспитания . Для допуска к кандидатскому экзамену аспирант должен подготовить сочинение, основанное на проблемах, которые его интересуют. Перечень примерных тем рефератов ...
Если задача требует, чтобы вы выразили и поддержали свое отношение, оценивается убедительность аргумента, а не «правильное» или «неправильное» отношение. важно, чтобы ответ содержал содержательный тезис и чтобы коммуникативное намерение кандидата было ясным.
- Как тогда быть, например, с «подстройкой» сочинений по русскому языку и эссе по иностранному языку под критерии оценивания?
— Так называемая «подстройка» развернутых ответов под критерии оценивания в определенной мере необходима, чтобы получить максимальный балл. Формулировка задания и критерии оценки ответов на него взаимосвязаны: требования оцениваются, структурные элементы задания являются основой критериев оценки.
Поясню на примере эссе «Мое мнение» в ЕГЭ по иностранному языку. В самом задании предложена структура ответа (поставьте проблему, выскажите свое мнение и приведите 2-3 аргумента, выскажите противоположное мнение и дайте 1-2 его объяснения, аргументируйте свое несогласие с противоположным мнением, сделайте вывод).
Следование предложенной структуре позволяет участнику ЕГЭ решить коммуникативную задачу и порассуждать, например, о том, почему дружба — величайший подарок судьбы, а не скатиться к воспроизведению заученной темы «Мой лучший друг». важно проверить, насколько участник экзамена понял конкретную проблему, как он может думать о новой для него теме. Это не доказательство того, как он смог запомнить и воспроизвести текст, который когда-то выучил.
Соблюдение объема эссе по русскому языку, литературе, иностранному языку, указанному в задании, позволяет избежать снижения баллов за недостаточное количество слов. При этом максимальный объем эссе ни по одной теме не ограничен.
- И как относиться к потребности учителя в сочинении обязательно писать «автор ставит проблему…», а не «автор ставит проблему»? Мы находим такие условности во всем.
- Желание некоторых учителей, методистов создавать и запоминать шаблоны сочинений вместе с детьми — проблема не нова. Все мы помним сборники «золотых» выпускных рефератов по русскому языку и литературе.
Сейчас мы видим всевозможные банки сочинений по русскому и иностранному языку, литературе, истории, обществознанию, банки готовых примеров, аргументов для ЕГЭ. Использование таких пробелов и шаблонов, несомненно, является вредной практикой, которая делает обучение бессмысленным и отбивает у школьников охоту учиться.
Кстати, запоминание такой «домашней работы» создает у выпускников опасную иллюзию, что они готовы к экзамену. Но на экзамене выясняется, что выпускник не может рассуждать на другую тему или решать аналогичную задачу с другими числовыми значениями.
Разработчики ЕГЭ, как никто видят масштабы этой проблемы. Для ее решения в этом году мы внесли изменения в формулировку заданий и критерии оценки развернутых ответов по русскому языку, иностранному языку, обществознанию, исключая использование «домашнего задания». Наши специалисты были и остаются активными противниками любых форм обучения и использования «моделей».
Организация внеурочной деятельности современных школьников по ...
... внеклассной работы. Цель исследования: рассмотрение возможных вариантов проведения внеурочной деятельности внеурочных занятий по немецкому языку (второй иностранный) в 5 классе и разработка заданий с элементами ... занимательности . Предмет исследования: процесс внеклассной деятельности в немецкоязычном классе ...
К сожалению, иногда в ФИПИ поступают запросы от учителей, которые просят «образцы» тезисов или другой подробный ответ для справки. На каждое такое обращение мы неизменно отвечаем, что к подобного рода заданиям ФИПИ никогда не будет давать никаких эталонов ответов, что лучшее сочинение — это самостоятельно написанное, продуманное, содержащее собственные мысли и средства выразительности, подчеркивающие индивидуальность участника экзамена.
Поэтому, мнение о том, что именно разработчики ЕГЭ придумывают, да ещё каждый год меняют какие-то рекомендации по поводу того, что можно писать, какими словами начинать свой ответ и прочее — не более, чем очередной миф.
- Если участник ЕГЭ напишет длинное сочинение, где гарантия, что проверяющие учителя захотят прочитать этот длинный текст?
— Процедура проверки развернутых ответов ЕГЭ очень детально проработана и опирается на многолетний опыт. В регионах выстроена система отбора и обучения экспертов тематических комиссий, председатели региональных тематических комиссий утверждаются Рособрнадзором после детального анализа деятельности комиссий в предыдущем году.
Каждая работа автоматически назначается на рецензию двум экспертам и, при необходимости, третий эксперт также автоматически назначается в число наиболее квалифицированных специалистов.
Оценка проводится строго по установленным критериям, любые произвольные «вкусовые» требования экспертов запрещены. В случае выявления такой практики частичной проверки эксперт отстраняется от работы.
Во всех регионах участники ЕГЭ могут просматривать фотографии своих работ и экспертные оценки; В случае несогласия с ними вы можете обратиться в конфликтную комиссию. Все это обеспечивает защиту прав участников ЕГЭ.
- В последние годы результаты ЕГЭ стабилизировались, по многим предметам наблюдается некоторый рост. Считаете ли вы нужным усложнять задания?
— Нет, конечно. После завершения каждого экзамена разработчики заданий ЕГЭ анализируют не только тенденции в результатах участников, но и качество заданий и варианты экзамена в целом. Надо сказать, что сейчас качество должностей позволяет полноценно проводить отбор выпускников вузов с разными требованиями к подготовке кандидатов.
Изменения в CMM вносятся не для усложнения задач, а для улучшения и развития моделей экзаменов. В том числе, чтобы дать нашим будущим участникам еще больше возможностей для творчества, независимости и творчества.
информации