» «Как я реализую компетентностный подход на учебных занятиях»

Эссе

Эссе «Как я реализую компетентностный подход на учебных занятиях», Черепанова Татьяна, гр. МУИ-1502

Одним из приоритетных направлений образовательной политики государства,

в настоящее время, является переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу.

Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию в будущее, которая проявляется в способности студента строить собственное обучение с учетом успехов в личной и профессиональной деятельности.

Основная задача компетентностного подхода — усилить практическую направленность обучения, выходящую за пределы знаний, навыков и умений.

В Концепции модернизации российского образования, четко прописана цель современного профессионального образования — подготовка конкурентоспособных специалистов, способных системно мыслить и действовать, обладающих творческой активностью, лидерскими качествами, отличающихся инициативностью и самостоятельностью, то есть обладающих ключевыми или как их еще называют «гибкими» компетенциями. В связи с этим в образовательной среде все большее распространение получают термины «компетенция» и «компетенция.

Существует множество различных определений понятий «компетенция» и «компетенция», разные авторы предлагают свои идеи и подходы в этом отношении.

Компетенция – способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, используя знания, порождая новые (Д.А. Иванов).

Компетентность – обобщенная характеристика, включающая когнитивную (знания), операционно-технологическую (умения, навыки), мотивационно-ценностную, этническую, социальную и поведенческую составляющие личности. Морально-психологический настрой на работы, направленные на расширение компетенций (креативная педагогика).

Под «компетентностью» обучаемых С.Е. Шишов и И.Г. Агапов понимают «общую способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность» [6, с. 59]. В.С. Безрукова под компетентностью понимает – «овладение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения» [1, с. 46]. В рамках образовательного процесса В.В. Краевский и А.В. Под образовательной компетенцией Хуторского понимаются знания, умения и методы действий.

Следовательно, под компетенцией студента понимается способность решать различные проблемы повседневной, профессиональной и общественной жизни с помощью знаний, навыков и умений, приобретенных во время обучения. Эту способность можно только сформировать, ее невозможно передать как знания.

10 стр., 4768 слов

Профессиональные компетенции современного управленца-менеджера

... основе знаний, умений, способностей, легко фиксируемые, проявляющиеся в определенных видах деятельности); ключевые компетенции – чрезвычайно сложные для учета и измерения, проявляющиеся во всех видах деятельности, во всех отношениях личности с миром, ...

Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время сами знания не являются целью обучения, они лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности студента в мире.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса – содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь – это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов).

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [3, с. 1].

Основная задача над которой я работаю – это формирование профессиональных компетенций и (особо хочу подчеркнуть) коммуникативной и рефлексивной компетенций в рамках освоения ФГОС СПО 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ПМ.02. Организация деятельности коллектива исполнителей).

Последние, на мой взгляд, важны не только в профессиональной деятельности выпускников, но и в повседневной и общественной жизни человека.

Коммуникативная компетенция заключается в умении: поддерживать контакт в общении; выражать свои мысли в форме монолога и диалога; слушать собеседника, проявляя уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.

Рефлексивная компетенция проявляется в: самоанализе деятельности, проводимом каждым обучающимся по итогам занятия или работы; оценивании того, в какой мере достигнуто решение проблемы; обсуждение дальнейшей перспективы; рефлексия процесса мышления; осмысление задачи, для решения которой недостаточно знаний; комфортность, психологическое состояние обучающихся в процессе работы.

Считаю, что реализация поставленных мною задач невозможна без осознания учениками того факта, что преподаватель и ученики в ходе урока являются равноправными партнерами и участниками образовательной деятельности. Поэтому практически все мои уроки проходят в режиме учебного диалога, некоторые из уроков направлены на решение производственных ситуаций. Лекции проходят чаще в традиционной системе, на некоторых из них применяются презентации, что позволят «сжать» объем выдаваемой информации, больше времени уделяю беседе, обсуждению с обучающимися представленного материала занятия, стараюсь опираться на их «производственный» опыт, который они получили во время практики, их личное мнение, видение той или иной ситуации. Иногда очень сложно «стимулировать» учащихся к общению, да, не всегда все работает, приходится менять методику, использовать другие приемы, чтобы урок был интересным, на пользу учащимся.

34 стр., 16814 слов

«Компетентностный подход в развитии человеческого ресурса ...

... др. позволил условно выделить этапы становления компетентностного подхода в образовании. Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок ... напрямую связать применяемые знания с конкретными, измеряемыми результатами деятельности специалиста и находить меры, которые позволят усовершенствовать его деятельность; указывает не только ...

Трудности, с которыми сталкиваюсь в своей работе: как преподаватель я являюсь совместителем, поэтому ощущаю нехватку времени для подготовки и разработки практико-ориентированных заданий на каждый урок; часть студентов не повторяют дома материал, пройденный на уроке; некоторые из них не выполняют домашнего задания — приходится уделять актуализации знаний больше времени; студенты не готовы и стесняются высказывать свое мнение и свои чувства, боятся ответить неправильно, это обусловлено тем, на мой взгляд, что большинство из них пришли в техникум с недосточным уровнем сформированности коммуникативной и рефлексивной компетенций. Первые занятия строим, таким образом, учимся «говорить» без страха, объясняю, что решений данного вопроса может быть несколько и т.д. После 10-20 уроков появляются «плоды» нашей совместной работы и это нас радует, мы переходим на следующий уровень нашего общения.

Педагог должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и постоянно заниматься самообразованием. Каждый из нас должен постоянно совершенствоваться и «расти» до высокого уровня, чтобы студенты были успешными и востребованными в современном обществе.

Переход от традиционной парадигмы к компетентностному обучению у меня

не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен не просто «получить знания», а уметь «применить» их в практическое деятельности, в жизненных ситуациях».

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993.

  2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 101 с.

  3. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).

    — М.: Буки-Веди, 2012.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 №393/ Учительская газета № 31, 2002.

  5. Кострова Ю. С. Генезис понятий «компетенция» и «компетентность» [Текст] / Ю. С. Кострова // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 102-104.

  6. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. – Самара, 2001.

    26 стр., 12796 слов

    Имидж образовательной организации как ресурс повышения качества образования

    ... формирования имиджа образовательного учреждения определяет их успешность в целом. Все вышеперечисленное предопределило выбор темы выпускной работы: «Имидж образовательной организации как ресурса повышения качества образования». Цель – изучение проблем формирования имиджа ... признания значения имиджа в деятельности компаний стал ... PR) [11, С. 4]. А само понятие «имидж» ввели в обиход Зигмунд Фрейд в ...

  7. Шишов C.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость? // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002, март-апрель. С.58–62.